Об особенностях формирования
связной речи у детей с задержкой психического развития.
Речь - являясь важнейшим
средством человеческого общения, познания действительности, служит основным
каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а
также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической
речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической,
грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве
является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Актуальность данной темы определяется
тем, что задержка психического развития затрагивает
всю психическую сферу ребенка, и по существу, является системным дефектом.
При этом следует учитывать, что при ЗПР нарушения имеют полиморфный характер,
их психологическая структура сложна. Выраженность повреждений и степень
несформированности психических функций может быть различной, возможны различные
сочетания сохраненных и несформированных функций, этим и определяется
многообразие проявлений ЗПР. Структура речевого дефекта детей с ЗПР
является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью
различных симптомов речевой патологии.
В настоящее время дефектологами
накоплены некоторые данные о речевой деятельности детей с ЗПР. Часть из них
касается монологической речи.
Не только при глубокой задержке развития, но и при легких ее
формах имеются такие видимые нарушения речевой деятельности, как речевая
инактивность, рассогласованность речевой и предметной деятельности. Одна из
особенностей речи этих детей - недостаточность словообразовательных
процессов.
Особенностью монологической речи у
старших дошкольников с ЗПР является то, что речь у этой категории детей в
основном носит ситуативный характер. В старшем дошкольном возрасте у детей с
ЗПР только начинается переход к контекстной речи. Наряду с этими особенностями
можно выделить ограниченность словарного запаса у этих детей, особенно
существительных с узким, конкретным значением, а также прилагательных.
Так же наблюдается несформированность развернутого речевого
высказывания и, в частности, операций внутреннего программирования и
грамматического структурирования.
Недостаточность мыслительной
деятельности, низкая познавательная активность, свойственная детям с ЗПР,
затрудняют приобретение ими элементарных сведений о звуковой действительности
речи. Исходный уровень осознания звукового строения речи у детей с ЗПР
наступает позже, чем в норме.
Актуальность проблемы обусловлена в первую очередь вопросами,
возникающими при обучении детей с ЗПР. Задержка психического развития -
парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие
от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном
воздействии в детском или подростковом возрасте. К числу важнейших задач
логопедической работы с дошкольниками с ЗПР, имеющими общее недоразвитие речи
(ОНР III уровня), относится формирование у них связной
монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления
системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему
школьному обучению.
Процесс порождения связного
высказывания очень сложен и предъявляет определенные требования к общему
развитию ребенка. Вместе с тем, выявлена взаимосвязь между развитием связной
речи и особенностями формирования высших психических функций в дошкольном
возрасте (в частности – интеллектом). Речевое развитие связано с качественными
изменениями в высказывании, выражающимися в увеличении смысловой нагрузки в
выражении ребенком своих мыслей и чувств.
Таким образом, если у детей с ЗПР ограничена возможность использования связной
фразовой речи в процессе учебной деятельности, то, при создании определенных
коррекционных методов улучшается качество связной речи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.