Главная / Логопедия / Об особенностях формирования связной речи у детей с задержкой психического развития.

Об особенностях формирования связной речи у детей с задержкой психического развития.



Об особенностях формирования связной речи у детей с задержкой психического развития.

Речь - являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Актуальность данной темы определяется тем, что задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и по существу, является системным дефектом. При этом следует учитывать, что при ЗПР нарушения имеют полиморфный характер, их психологическая структура сложна. Выраженность повреждений и степень несформированности психических функций может быть различной, возможны различные сочетания сохраненных и несформированных функций, этим и определяется многообразие проявлений ЗПР. Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.

В настоящее время дефектологами накоплены некоторые данные о речевой деятельности детей с ЗПР. Часть из них касается монологической речи.

Не только при глубокой задержке развития, но и при легких ее формах имеются такие видимые нарушения речевой деятельности, как речевая инактивность, рассогласованность речевой и предметной деятельности. Одна из особенностей речи этих детей - недостаточность словообразовательных процессов.

Особенностью монологической речи у старших дошкольников с ЗПР является то, что речь у этой категории детей в основном носит ситуативный характер. В старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР только начинается переход к контекстной речи. Наряду с этими особенностями можно выделить ограниченность словарного запаса у этих детей, особенно существительных с узким, конкретным значением, а также прилагательных.

Так же наблюдается несформированность развернутого речевого высказывания и, в частности, операций внутреннего программирования и грамматического структурирования.

Недостаточность мыслительной деятельности, низкая познавательная активность, свойственная детям с ЗПР, затрудняют приобретение ими элементарных сведений о звуковой действительности речи. Исходный уровень осознания звукового строения речи у детей с ЗПР наступает позже, чем в норме.
Актуальность проблемы обусловлена в первую очередь вопросами, возникающими при обучении детей с ЗПР. Задержка психического развития - парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с ЗПР, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР
III уровня), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Процесс порождения связного высказывания очень сложен и предъявляет определенные требования к общему развитию ребенка. Вместе с тем, выявлена взаимосвязь между развитием связной речи и особенностями формирования высших психических функций в дошкольном возрасте (в частности – интеллектом). Речевое развитие связано с качественными изменениями в высказывании, выражающимися в увеличении смысловой нагрузки в выражении ребенком своих мыслей и чувств.

Таким образом, если у детей с ЗПР ограничена возможность использования связной фразовой речи в процессе учебной деятельности, то, при создании определенных коррекционных методов улучшается качество связной речи.









Об особенностях формирования связной речи у детей с задержкой психического развития.
  • Логопедия
Описание:

Об  особенностях  формирования связной речи у детей  с задержкой психического развития.

          Речь - являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности,  служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте  закладывает основы успешного обучения в школе.
         Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Автор Куренкова Светлана Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 425
Номер материала 28783
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы