О «жутком» переходном возрасте детей
и
что же с ним делать!
В подростковом возрасте дети переживают «гормональную бурю».
Большинство
людей не делают чего-то только потому, что в этот период их понуждали этим
заниматься, и делают что-то только потому, что это запрещалось.
Мы, взрослые, твердо знаем, мы не сомневаемся, мы убеждены, что он должен и что
ему надо. Ну а чтобы добиться своего у нас выработан целый арсенал:
приказываем,уговариваем, напоминаем, требуем, добиваемся, убеждаем, обращаем
внимание, советуем, подсказываем, высказываем свое мнение, пожелание и
предложение, торжественно провозглашаем, обещаем и берем обещание, ворчим,
скрипим, нудим, зудим, даем ценные указания, капаем на мозги, пилим, мотаем
душу. ВОСПИТЫВАЕМ! Но! Не получается. Точнее получается наоборот. Даже если
ребенок внимательно слушаети соглашается. Причина в НЕВОСПРИИМЧИВОСТИ — его
сознание не готово нас воспринимать (занят интересным делом, или одолевают свои
мысли, или мешает языковый барьер).
Это потому, что мы наталкиваемся на сопртивление и отторжение на подсознательном
уровне. В этот период срабатыват защитнвй механизм становления личности.
Такое мы наблюдаем в два с половиной-три года, когда дети начинают отвергать
любое предложение («нет», «не хочу», « не буду», «не дам», отказывается есть,
здороваться, снова «ходят в штанишки» и т.д.); в шесть-семь лет («я это не
одену», «Я это есть не буду», «в этом я на улицу не пойду»). Подсознание в эти
периоды их учит: «Ты — личность! И кроме «надо» имеешь право на «хочу». Эти
права маленькие, но драгоценные. Они учатся сами выбирать,
т.е.
учатся быть свободными людьми!
Как им помочь в этом?
1.
Никогда не реагируйте немедленно, выдерживайте паузу, сначала сориентируйтесь.
2.
Не давите, не торопите, давйте ему время на принятие решения
(«доделаешь
это и тогда ...»).
3.
Не запугивайте, не акцентрируйте внимание на недостатках — от этого они только
закрепляются.
4.
Дарите как можно больше хорошего, начинайте и кончайте день в мире.
5.
Не растите примитивных оптимистов — не уходите от опасных вопросов.
6.
Будьте уверены в себе и в том, что говорите.
7.
В свое время наши институтские психологи подсчитали: за сутки
родители
при общении с детьми в среднем использовали 37 раз повелительный тон, 42 раза —
увещевательный, 50 раз обвинительный. Не думаю, что сейчас что-либо изменилось.
Дайте детям отдохнуть от внушений!
8.
Думайте не о том, чтобы быть примером, а о духе взаимоотношений
9
Уважайте тайну ребенка.
10. Учитывайте состояние ребенка, т.е.:
-
полчаса до и после сна никакого умственного и особенно эмоционального
напряжения;
-
перед и во время менсструации девочки не вполне вменяемы;
-
мальчик, теряющий уверенность, хуже соображает и медленнее растет;
-
знание усвоенное без радасти — не усвоено.
10.
Обычный пример: «Садись делать уроки», или «Читай Пушкина», или «Что проходите
по литературе?». НО!:
-
подсознание ловит повтор с первого раза «От меня опять чт-то требуется!»
и срабатывает программа защиты самостоятельности;
-
говорим это МЫ — главные и безраздельные владельцы своего ребенка;
-
подсознание слышит: «Ты ничтожество с очень ограниченными правами!».
Ответ: «Сейчас
погуляю, потом сделаю, почитаю и т.д.
Требуем:
«Никаких «погуляю», т.к. вчера ...».
В ответ:
сбегает или сидит дома и валяет дурака.
11.
Напоследок хочу дать вам добрый совет. Я работаю с такими детьми (5-8 классы)
уже 40 лет и все эти годы получаю удовольствие от общения с ними. Дело в том,
что если видите неадекватное поведение подростка, делите свою реакцию примерно
на три: в трети случаев поспорьте с ними и в конце концов согласитесь, даже
если его доводы слабы и примитивны; в трети — заставьте сделать по вашему; а в
трети — вообще не обращайте внимание. Нарушение такого простого и вместе с тем
сложного правила приведет к тому, что ребенок вырастет либо деспотом, либо
эгоистом, либо «тряпкой».
Я вас всех люблю и желаю вам мира и лада в семье!
Автор: учитель технолгии школы №6 города Троицка
Дейнега В.Н.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.