Главная / Русский язык и литература / О здоровом питании на уроках русского языка и литературы

О здоровом питании на уроках русского языка и литературы

Кузнецова Евгения Васильевна

О здоровом питании на уроках русского языка и литературы.



Аннотация.

Данная статья посвящена вопросу формирования у учащихся потребности здорового питания. Автор статьи делится опытом работы применения материала о здоровом питании на уроках русского языка и литературы. В статье описаны такие методы, как работа с книгой, исследование, сопоставление, наблюдение, анализ, обобщение, которые, по мнению автора, позволяют сделать урок нестандартным, живым, интересным.

Kuznetsova Evgenia Vasilevna

About healthy food in Russian lessons and literature lessons.

Annotation

This article is about the formation among children’s need in healthy food. Writer divides experience of work about materials of healthy food on Russian lessons and literature lessons. This article describes such methods of work like work with book, analysis, comparison, generalization. In author opinion, these kinds of methods do lessons more unusual, alive and interesting.

Человек есть то, что он ест.

Г.Гейне

На сегодняшний день, по мнению ученых, преобладают так называемые неинфекционные заболевание (сравните с тем, что было до середины прошлого столетия: основная причина смертности – инфекционные заболевания), связанные с поведением человека – гиподинамией (пониженная подвижность, от греч. ὑπό — «под» и δύνᾰμις — «сила») — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения), неправильным питанием, вредными привычками и т.д. [1, с.11]

Поэтому воспитание основ здорового образа жизни, формирование в обществе своего рода «моды на здоровье» - одна из важнейших социальных задач.[1, с.11]

Под здоровым образом жизни сегодня понимают способ жизнедеятельности, который направлен на развитие и укрепление как физического, так и психического и нравственного здоровья и который реализуется в различных сферах человека. [1, с.11]

В силу большого разнообразия продуктов питания вопрос о культуре приёма пищи, о здоровом питании в наше время является актуальным как никогда. Необходимо формировать у учащихся потребность в здоровом питании. Ребята осознанно должны стремиться к тому, чтобы употребляемая ими пища была здоровой, чтобы при выборе, например, шоколада и витаминного салата, они отдавали предпочтение последнему.

О здоровом питании необходимо говорить с учащимися не только на классных часах по здоровьесбережению, это возможно и на предметных уроках. В частности, на уроках русского языка и литературы. В качестве так называемого основополагающего материала используем рабочую тетрадь «Формула правильного питания» для учащихся 5-6 классов, которая составлена авторами образовательной программы «Правильное питание» Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г., а также методическое пособие «Формула правильного питания», разработанное авторами образовательной программы «Правильное питание».

Одной из важнейших задач формирования здорового образа жизни является и воспитание у учащихся основ рационального питания. В основе «культурного» питания лежат пять правил: регулярность, адекватность, разнообразие, безопасность, удовольствие. [1, с.11]

После того, как ребята узнают об этих правилах, предлагаем им подискуссировать о том, как они понимают каждое из правил и в чем видят их значимость. В итоге мы приходим к выводу о том, что: регулярность – соблюдение режима питания (то есть, как минимум 3 – 4 приёма пищи в день); разнообразие – белки (основной «строительный материал»), жиры, углеводы (участвуют в энергообеспечении жизнедеятельности систем и органов), витамины (важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме), минеральные вещества - одинаково важны для организма, т.к. выполняют различные функции. Поэтому необходимо в рацион ребёнка включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные, содержащие различные виды питательных веществ); адекватность – пища должна восполнять энерготраты организма человека; безопасность – качество продуктов, правила личной гигиены, свежесть/несвежесть продуктов, осторожность при обращении с незнакомыми продуктами; удовольствие – одна из функций еды – доставлять удовольствие. Приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют глубокий физиологический смысл – являясь показателем безопасности продукта. Чем выше уровень развития вкусовой чувствительности, тем лучше человек способен вычленять вкусовые «полутона», тем выше и уровень защиты его организма. [1, с.11]

К примеру, на уроках русского языка, можно проводить так называемые «пятиминутки», где ребята будут знакомиться с лексикой по здоровому питанию.

Изучая в 5 классе абстрактные существительные и говоря о характере человека, предлагаем разобрать черты характера и привычки на те, что помогают человеку быть здоровым и те, которые этому мешают (доброта, раздражительность, осторожность, мудрость, внимательность, обидчивость, лень, любознательность, жадность, щедрость, зависть, тревожность, равнодушие, чувство юмора, настойчивость, самообладание, любопытство, ответственность, оптимизм; трудолюбие, привычка доводить дело до конца, планирование своего дня заранее, несобранность, привычка поздно ложиться спать, привычка регулярно заниматься спортом, привычка решать конфликт с помощью крика и ссор, привычка проводить много времени за компьютером, привычка мыть руки перед едой, привычка не переедать, привычка читать во время еды, привычка завтракать утром дома, привычка не наедаться перед сном, привычка есть на ходу). [2, с. 7-8]

«+» здоровье

«-» здоровье



После этого делаем вывод о том, что здоровье человека - в его руках.

В качестве одного из заданий, связанных с воспитанием у учащихся культуры питания, например в 7 классе, предлагаем определить этимологию слов: витамин (лат. Vita – «жизнь») – группа низкомолекулярных органических соединений; железо (лат. Ferrum) – играет важную роль в образовании гемоглобина; фосфор (лат. Phosphorus – «светоносный») – минеральное вещество, придающее крепость костям, зубам; йод (древнегреческий Jodum – «фиалковый, фиолетовый») – необходим для здоровья щитовидной железы; фтор (лат. Fluorum – «течь») – необходим для прочности костной ткани, хорошего состояния и роста ногтей, волос, зубов; кальций (лат. Calcis – «известь, мягкий камень»); калий (арабск. аль-кали – «зола растений»). Предлагаем объяснить, как эти слова связаны между собой. В итоге учащиеся приходят к выводу о том, что это всё вещества, содержащиеся в продуктах питания. Затем даём задание составить предложения (простые, распространенные или сложные) с этими словами.

При изучении темы «Имя числительное» в 6 классе разбираем следующие предложения.

  1. Ежедневно с пищей подростку необходимо получать около 2500 – 3000 килокалорий. Такого количества энергии достаточно, чтобы в течение часа светилось 58 электрических лампочек.

  2. Энергии, получаемой человеком за год, хватило бы на то, чтобы полтора месяца обогревать трёхкомнатную квартиру.

  3. На сон в течение 1,5 часов расходуется 75 килокалорий. Столько, сколько содержится в 1,5 яблока или кусочке хлеба с маслом.

  4. Человек получает одинаковое количество калорий, если съедает кусочек (25 г) сливочного масла, 74 г хлеба, 67 г мяса, 225 г картофеля, 322 г цельного молока.

  5. Количество пищи, необходимое человеку, зависит не только от обмена веществ, возраста и образа жизни, но и от роста и массы. Оно должно соответствовать и количеству энергии, которое человек тратит в течение дня.

  6. Для того, чтобы потратить 300 килокалорий, которые содержатся в кусочке торта, надо плавать 25 минут или бегать 45 минут, или кататься на велосипеде 40 минут.

  7. Дюймовочке достаточно было нектара цветов и макового зёрнышка, ведь она была «… маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом…» (дюйм – 2,5 см.) (сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»)

  8. Гулливер казался лилипутам страшным обжорой, хотя ел, как все люди. (Дж. Свифт) (В качестве индивидуального домашнего задания прошу найти доказательство в тексте сказки) [2, с.29-31 ]

В качестве заданий, развивающих речь учащихся, даём следующие темы сочинений-рассуждений (устных и письменных):

«Здоровое питание – путь к долголетию»

«Холод не терпит голод»

«В доме, где есть искусный повар, нет места болезни» (немецкая пословица)

«Кухня – сердце дома» (итальянская пословица)

«Добрый повар стоит доктора»

Каждую тему сочинения предварительно обсуждаем, составляем план, записываем необходимые слова, словосочетания. То есть, обогащаем словарный запас учащихся.

При изучении темы «Словообразование» в 6 классе в рамках лингвистической разминки (или «пятиминутки») предлагаем учащимся поработать с кроссвордом, заранее подготовленным или учителем, или кем-то из ребят. Например, кроссворд, где зашифрованы названия заведений общественного питания [2, с. 36], или названия первых блюд [2, с. 38], бытовых приборов для приготовления пищи[2, с.49]. Разгаданные слова разбираем по составу, строим словообразовательные цепочки. Исследуем этимологию слов. Здесь также возможна работа в группах. Работать рекомендуется со словарями.

На уроках литературы используем тексты художественных произведений.

Для работы в 5 классе на уроке литературы в рамках внеклассного чтения используем сказку братьев Гримм «Горшок каши». [3]. На примере этой сказки обсуждаем с учащимися полезные свойства сказки (например, об этом могут рассказать заранее подготовленные ученики). Далее выполняем лингвистический анализ текста, находим изобразительно-выразительные средства лексические и синтаксические (эпитет, олицетворение, гипербола, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; повторы, обращение, диалог, восклицательные и вопросительные предложения, риторический вопрос). Если ребята не знают какие-то из этих средств, можно познакомить, ведь примеры как раз понятные для ребят 5 класса. Далее учащиеся подбирают отрывки из сказки к иллюстрациям, заранее подготовленным [cм. приложение]. В качестве рефлексии в конце урока учащиеся пишут синквейн на тему «Каша». Такую работу можно проводить и в группах.

На уроках литературы в 7 классе при изучении «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина [4, с. 287 - 294], анализируем не только аллегорию, гротеск и сатиру, но и представления генералов о еде, о культуре питания в целом. В результате исследовательской работы приходим к выводу о том, что, герои хоть и имеют высокую должность, но элементарных законов приготовления пищи и правил её приёма не знают. Кроме того, здесь автор смеётся над тем, как цивилизованные люди, всё больше отдаляются от природы, забывают о том, что всё в природе имеет своё начало. Всё меньше наши генералы думают о духовном и всё больше о материальном.

В 9 классе при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» [5] предлагаем поговорить о здоровом питании в рамках исследовательской работы, где необходимо проанализировать, как питаются герои произведения, так как сам автор обращает на это внимание. При этом культура питания в этом произведении является средством раскрытия характеров, одним из способов авторской оценки и «инструментом» символизации их образов.

При исследовании культуры питания в произведении «Мертвые души» анализируем, что и как едят герои. Каков стол, как и что главный герой, Чичиков, ест, находясь в гостях у того или иного помещика. Например, находясь в гостях у Манилова, Чичиков не ест, отмечая, что «приятный разговор лучше всякого блюда».

В гостях у Ноздрёва Чичиков обедать побрезговал. Еще бы, ведь повар Ноздрёва в приготовлении блюда «руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец – он сыпал перец, капуста ли попалась – совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох, - словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выдет». По поводу вина в доме Ноздрёва сказано следующее: «Мадера, точно, горела во рту, ибо купцы, зная уже вкус помещиков, любивших добрую мадеру, заправляли ее беспощадно ромом, а иной раз вливали туда и царской водки».

Находясь в гостях у Плюшкина, Чичиков просто не мог есть «сухарь из кулича», «мраморный позеленевший пресс с яичком наверху», поскольку еда эта уже не пригодна для употребления. (Здесь кулич и яйцо рассматриваем и как символ Христова Воскресения и отмечаем, что протухшее яйцо является знаком греховности хозяина дома). Разбираем фамилию героя, выясняем, что она представляет собой производное от слова «плюшка», по сути, это тоже хлеб, который здесь засохший. Следовательно, у героя душа зачерствевшая, сухая, как хлеб в его доме.

Таким образом, анализируя употребляемую пищу в доме Манилова, Ноздрёва, Плюшкина, отмечаем, что пороки этих героев имеют духовный характер. Так подтверждаем слова Г.Гейне: «Человек есть то, что он ест», взятые нами в качестве эпиграфа к исследовательской работе.

Собакевич и Коробочка знают толк в еде. Это истинные гурманы. Их пороки носят, скорее всего, плотский характер. Анализируя угощения, подаваемые в доме у Коробочки, отмечаем символичность блинов и мёда в русской традиционной кухне. Блины у нас ассоциируются чаще всего с поминками. Блины принято смазывать мёдом.

Собакевич за столом ест щи и няню, «няня, известное блюдо, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками». Это блюдо своего рода гротеск, дополняющий образ Собакевича, который много времени уделяет еде, мысли его тоже занимает в основном пища. Приходим к выводу о том, что мысли и душа Собакевича находятся где-то очень глубоко, а желудок его - на поверхности.

Высказывание Собакевича о манере потребления пищи: «У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!» сопоставляем с описанием в повести «Тарас Бульба» [6, с. 51 - 176]. Н.В.Гоголь с гордостью отмечает употребление пищи в больших количествах как символ эпического героя. Здесь Тарас говорит о еде следующее: «…Тащи нам всего барана, козу давай...!»

В целом культуру питания можно исследовать и на примере других произведений Н.В.Гоголя. Например, в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» [6, с. 221 - 274] автор иронизирует: «Не стану описывать кушаньев, какие были за столом! Ничего не упомяну ни о мнишках в сметане, ни об утрибке, которую подавали к борщу, ни об индейке с сливами и изюмом, ни о том кушанье, которое очень походило видом на сапоги, намоченные в квасе, ни о том соусе, который есть лебединая песнь старинного повара, — о том соусе, который подавался обхваченный весь винным пламенем, что очень забавляло и вместе пугало дам. Не стану говорить об этих кушаньях потому, что мне гораздо более нравится есть их, нежели распространяться об них в разговорах».

В повести «Вечер накануне Ивана Купала» вкусная еда приобретает символ загробного благополучия, когда автор не без доброй иронии отмечает: «Дед мой (Царство ему Небесное! чтоб ему на том свете елись одни только буханцы пшеничные да маковники в меду!) умел чудно рассказывать». [7, с. 344 - 455].

Неумение наслаждаться едой, получать от обеда удовольствие не без гротескной иронии критикуется Н.В.Гоголем в повести «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин, «приходя домой, …садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи съел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору. Заметивши, что желудок начинал пучиться, вставал из-за стола, вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом». [7, с. 456 - 487].

В 10 классе подобного рода исследовательскую работу можно провести на примере произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети» [8, с. 51 - 224]. Примечательным здесь является спор героев за столом.

Интересными будут задания на сопоставление картин известных художников и произведений литературы. Например, при изучении темы «Описание» на уроках русского языка, предлагаем «натюрморт» (с фр. «неживая природа») Микеланджело Меризи да Караваджо «Корзина с фруктами» или работу Питера Класа «Натюрморт» [см. приложение]. Даём ряд вопросов, помогающих описать картину. Например: «Нравятся ли эти картины?», «Что кажется в них необычным?» и так далее.

На уроке литературы предлагаем провести сопоставительный анализ натюрморта и стихотворения. Например, картину Микеланджело Мерзи да Караваджо «Корзина с фруктами» [см. приложение] сопоставить со стихотворением «Ваза с фруктами» Георгия Иванова:

Ваза с фруктами

Тяжелый виноград, и яблоки, и сливы —

Их очертания отчетливо нежны —

Все оттушеваны старательно отливы,

Все жилки тонкие под кожицей видны.



Над грушами лежит разрезанная дыня,

Гранаты смуглые сгрудились перед ней;

Огромный ананас кичливо посредине

Венчает вазу всю короною своей.



Ту вазу, вьющимся украшенную хмелем,

Ваяла эллина живая простота:

Лишь у подножия к пастушеским свирелям

Прижаты мальчиков спокойные уста.

На примерах картин бытового жанра живописи с изображением сцены приёма пищи можно рассматривать исторические моменты – одежда героя, стол, посуда и, конечно же, культура питания. Например, картины Яна Вермеера «Девушка с молочником», Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» [см. приложение]. Вопросы, которые предлагаю обсудить: «Что вы можете рассказать о людях, изображенных на картинах?», «Какие блюда находятся на столах?», «Как относится художник к своим героям?» и тому подобные вопросы.

Предлагаем учащимся ответить на вопросы кроссворда на тему описания трапезы в литературных произведениях. [2, с.65]

Интересными для ребят будут тексты, повествующие об истории кулинарии, о традициях трапезы той или иной страны (здесь не забываем о многонациональности нашей страны). Такие тексты можно составить самому учителю или дать задание учащимся составить несколько предложений о кулинарии разных стран.

Ребята хорошо знакомы с таким видом работы, как синквейн. Поэтому можно предложить им написать синквейн на тему «Здоровое питание».

Задания подобного рода помогают формировать коммуникативные навыки учащихся, способствуют развитию их эрудиции.

Разговор о здоровом питании на уроках русского языка и литературы, во время проведения классного часа не занимает много времени, но каждая работа, беседа не проходит даром: ребята время от времени начинают сами приносить различные пословицы, поговорки о еде; вспоминают о пользе того или иного продукта. Да и, в конце концов, знают, в каких продуктах содержится то или иное количество полезных элементов.

В завершение, напомним слова Сократа: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». Если учащиеся будут здоровы, то и уровень их подготовки к урокам повысится, утомляемость понизится. Чтобы наши дети были здоровыми, нам необходимо сформировать у них потребность к здоровому образу жизни. Учащиеся должны осознавать, что здоровье человека – в его руках, что психологическое, духовное и физическое здоровье взаимосвязаны. На примерах собственного опыта работы мы продемонстрировали, как можно на уроках русского языка и литературы привлекать внимание учащихся к здоровому питанию.

Библиографический список

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 80 с.

  2. Безруких М.М. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь/ М.М.Безруких, Филиппова Т.А., Макеева А.Г. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 80 с.

  3. http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/bratya-grimm-chitat/gorshok-kashi.html

  4. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлёвы. Сказки. – М.: Худож. лит., 1985 – 367с.

  5. Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма/ Предисл. С.И.Машинского; Ил.А.Лаптева. – М.: Дет. лит., 1982. – 384 с.

  6. Гоголь Н.В. Миргород: Повести/ Автор предисл. И примеч. В.М.Тушинский; Художн. И.М. Годин. – М.: Дет. лит., 1989. – 288с.

  7. Гоголь Н.В. Избранные повести/ Прим. Н.Степанова, А.Бушмина, Г.Фридлендера, Ил. И.Л.Ушакова. – М.: Правда, 1985. – 528 с.

  8. Тургенев И.С. Отцы и дети. Статья Д.И. Писарева. Посл.П.Пустовойта. Ил. И.Архипова. – М.: Дет. лит., 1973, 240 с.





О здоровом питании на уроках русского языка и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

     Данная статья посвящена вопросу формирования у учащихся потребности здорового питания. Автор статьи делится опытом работы применения материала о здоровом питании на уроках русского языка и литературы. В статье описаны такие методы, как работа с книгой, исследование, сопоставление, наблюдение, анализ, обобщение, которые, по мнению автора, позволяют сделать урок нестандартным, живым, интересным.

 

     Культура питания на сегодняшний день одна из важных тем, которую необходимо обсуждать с учащимися.

     В данной статье я предлагаю способы работы с различными материалами на уроках русского языка и литературы. Материал собирался мною постепенно и не без помощи Интернета.

     Данная тема не нова, но требует педагогического внимания и обсуждения. Буду благодарна внимательным читателям за замечания, предложения, критику.

 

Автор Кузнецова Евгения Васильевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 546
Номер материала 13573
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓