Главная / Биология / О Великой Отечественной войне на уроках биологии

О Великой Отечественной войне на уроках биологии

Великая Отечественная война на уроках биологии

Победа СССР в Великой Отечественной войне имеет огромное значение. Этот подвиг, совершенный нашими дедами и прадедами во благо всего человечества, поистине бессмертен. Разгромив ударные силы германского фашизма, советский народ отстоял не только свою свободу и независимость, но и осуществил историческую освободительную миссию в Европе. Весь народ, в едином порыве прилагали все усилия, чтобы разгромить врага.

Предлагаемый материал можно использовать на уроках биологии.



8 класс

Тема: Питательные вещества


Лариса Луканева

Сытое мы поколение...


Отодвинула завтрак презрительно.

- Не умеешь готовить! Не вкусно!

Что за пища?! На вкус - отвратительно!

Кислый творог, сырая капуста…


Как-то сразу нахмурилась бабушка,

Задрожали предательски губы.

- Нас война, разносолом не балуя,

Приучила настойчиво, грубо…


Полуголые, полуголодные,

Ели всё мало-мальски съедобное.

То, что собрано с поля бесплодного –

Слаще мёда и хлебушка сдобного.


Только тюря, гнилая картошечка,

Да и то понемногу, не досыта,

Со стола собирали все крошечки.

И заплакала… Долго. Изношенно.


10 класс

Тема урока « Достижения селекции»

(http://collegy.ucoz.ru/publ/7-1-0-1734)


Вместе со всем народом важный вклад в дело Победы над фашизмом внесли советские ученые. В первые дни войны учёные нашей страны в обращении к ученым всех стран заявили: «Советские учёные в полном единении со всем народом занимают своё место в рядах защитников Родины и свободы… В этот час решительного боя советские учёные идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны, - во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству…». Под обращением стояли подписи крупнейших ученых, в том числе и биологов.

Советские биологи во время войны принимали участие в решении многих проблем, из которых важнейшими были проблемы сельскохозяйственного производства и медицинского обслуживания фронта и тыла.

Увеличение производства сельскохозяйственной продукции приобрело в годы войны огромное значение. Страна нуждалась в повышении производства зерна, мяса, кормов для скота и разнообразных технических культур. В районах временно оккупированных врагом, до войны производили до 38% зерна, 84% сахара, находилось на откорме до 38% крупного рогатого скота, 60% свиней. С 1942г. особое значение в обеспечении страны зерном, овощами и продуктами животноводства приобрело развитие сельского хозяйства в районах Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии.

В годы войны биологические научные учреждения сосредоточили все свои силы на решении самых актуальных вопросов помощи фронту, на том, чтобы дать стране максимальное количество сельскохозяйственной продукции. Большое значение имели работы выдающегося советского ученого академика Д.Н. Прянишникова. Своими исследованиями он доказал, что в Средней Азии можно увеличить посевные площади на 13 млн. гектаров.

Огромными ресурсами пахотных земель располагал Казахстан. Для их освоения необходимо было составление почвенной карты. Эта работа была начата в 1942г. Под руководством академика Л.И. Прасолова и И.П.Герасимова. Составленная почвенная карта сохранила своё значение до наших дней.

На новых землях необходимо было внедрять наиболее устойчивые и продуктивные сорта зерновых культур. Этому содействовали работы ученых-селекционеров Н.В. Цицина, В.П. Кузьмина, В.С. Пустовойта и многих других.

В результате усилий биологов в Казахстане и Средней Азии во время войны выращивались зерновые, технические и овощные культуры, ранее производившиеся только в южных и центральных областях европейской части СССР. Также были повышены урожаи хлопчатника и увеличены посевные площади этой важной технической культуры, расширено производство сахарной свеклы.

Селекционерами Л. В. Катиным-Ярцевым и Л. И. Ивановым были выведены три новых сорта картофеля, эффективных для возделывания в условиях Сибири. В 1942 г. Наркомземом эти сорта были рекомендованы для Омской и Новосибирской областей и Алтайского края. Сорта отличались высоким содержанием крахмала, устойчивостью к засухе и пониженным температурам. Урожайность их была выше на 20% районированных раньше сортов.

Выдающийся ученый-селекционер академик В. С. Пустовойт, работая в годы войны в Казахстане, вывел ценные сорта подсолнечника, которые к концу войны в производственных посевах занимали свыше 200 тыс. гектаров в Саратовской, Волгоградской и Оренбургской областях.

Ученые – биологи принимали участие в решении сложной задачи увеличения поголовья скота, сохранения и расширения кормовой базы в районах тыла. Выводились новые породы скота, изучались вопросы откорма свиней сапропелем, добываемым из болотных отложений и богатым белками и углеводами.

8 класс

Тема: Первая помощь при повреждениях скелета.

Профессор Б.И. Ильин-Какуев изучал многие ценные местные растения-витаминоносители, которые использовались в госпиталях в борьбе с цингой. В медицинскую практику было внедрено применение витаминных препаратов. Это явилось большим достижением в лечении и предупреждении ряда тяжелых заболеваний у раненых и больных. Осваивалось производство лекарственных препаратов, ранее ввозившихся из-за пределов республики. На Семипалатинском мясокомбинате наладили выпуск гематогена, печеночного экстракта, пепсина, пептона и некоторых эндокринных препаратов. Ученые-медики способствовали организации производства гематогена также на Алма-Атинском, Кзыл-Ординском и Уральском мясокомбинатах. На предприятиях местной промышленности было освоено изготовление носилок, шин, костылей, походных столов. В результате совместной деятельности ученых - профессоров А.Н. Марзеева, И.С. Корякина и К.А. Костиной впервые в республике была освоена методика выработки 20 антибактериальных препаратов (на 22 млн рублей), а также найдены новые средства для дезинфекции. Научными сотрудниками республиканской тропической станции изобретен способ сухой дезинфекции вещей.

Затруднения в обеспечении госпиталей гипсом, перевязочным материалом и инструментарием побудили медицинских работников изыскивать их заменители, более экономичные методы применения и восстановления, создавать новые простые конструкции инструментов и оборудования. Врач И.У. Уразаков (доктор медицинских наук, профессор) в качестве заменителя ваты предложил дикую полынь (она оказалась достаточно гигроскопичной, подлежала стерилизации и поэтому успешно применялось в госпиталях Алма-Аты), а в качестве заменителя медицинского клея - препарат коллосиликат. Для частичной замены марли при наложении гипсовых повязок врачом Н.М. Головиным (Алма-Ата) применялась газетная бумага и корпия. Здесь же была организована лаборатория по реставрации рентгеновских пленок, которыми снабжались все госпитали Казахстана.

Начальник отделения госпиталя г.Семипалатинска доцент Я.З. Пикус предложил восстанавливать путем выщелачивания в солевых растворах бинты, использовавшиеся в гипсовых повязках (это был эффективный метод - марля восстанавливалась полностью, а гипс шел на хозяйственные нужды). За счет заменителей (древесные опилки и мох) в этом госпитале было сэкономлено 318 кг ваты. В Актюбинске вместо гипса использовали минеральные вещества местного происхождения.

В Казахстане под руководством А.П. Полосухина исследовались гемодинамические процессы в организме при шоке. Работы завершились разработкой метода лечения травматического шока с помощью предложенной А.П. Полосухиным противошоковой жидкости, получившей впоследствии широкое клиническое применение. В 1944 г. по инициативе А.П. Полосухина при Казахском филиале Академии наук СССР создается Сектор физиологии, который уже в 1945 г. преобразуется в Институт физиологии.

В годы войны не хватало ваты, перевязочных материалов?

Но советские врачи находили выход из сложившейся ситуации.

Раненых было много, но не было ваты, ни бинтов, ни йода. Однажды врач Новотельнов вышел за околицу села, здесь начиналось болото. Вдруг он заметил под снегом чистый мох сфагнум. Врач вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замёрзла вода. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. С таким же успехом он может впитывать кровь и гной. На следующее утро, не смотря на мороз, партия санитаров отправилось за сфагнумом. Разрывая снег, они выдергивали мерзлые пласты мха и за 3 часа собрали 300 килограмм. Когда мох оттаял, его отжали и разложили на простынях на полу в хорошо протопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Более того, мох заменил и йод: содержащееся в нем фенольное соединение - сфагнол, подобное карболовой кислоте, обладает дезинфицирующими свойствами, и в ранах не развивается гнойная инфекция. По абсорбционным свойствам, по способности впитывать воду и кровь сфагнум не уступает вате. Исследователи показали, что одна весовая часть сфагнума может впитывать до 25 весовых частей воды.

7 класс

Тема: Значение бактерий.

Враг, напавший на нашу Родину, был жесток и бесчеловечен. И то, что фашистское командование не решилось использовать в войне самые варварские средства – бактериологическое и химическое оружие, является заслугой наших советских ученых, разработавших средства противохимической и противобиологической обороны, которые находились в боевой готовности на протяжении всех военных лет. Фронт и тыл были надежно защищены от всяких неожиданностей.

8 класс

Тема урока «Первая помощь при кровотечении»

Стихотворение Ю. Друниной «Бинты»

Глаза бойца слезами налиты,
И он лежит напруженный
и белый.
А я должна присохшие бинты
С него сорвать од
ним движеньем смелым.
Одним движеньем –
так учили нас,
Одним движеньем –
только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на
движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Пытаясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла
И
повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться –беда,
Да и ему лишь
прибавляешь муки».
...Но ранен
ые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не нужно рвать присохшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по
книжкам научиться в школе!



7 класс

Тема: Характеристика Покрытосеменных растений


http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/06/06/stikhi-o-tsvetakh

А. Прокофьев

Цветы, как люди


Я помню, будто было все вчера:

Далекий фронт и госпиталь походный,

На сломанную веточку похожа,

В палате умирала медсестра.

Была она белее, чем бинты,

Глаза, как тени, на лице синели.

И мальчики в продымленных шинелях

Ей после боя принесли цветы.

Откуда там, на выжженной земле,

Под пулями, под взрывами, откуда

Взялось это оранжевое чудо

На тоненьком изогнутом стебле?

На нестерпимой белизне бинтов –

Два мака, пересаженные в каску.

И в мире лучше не было лекарства,

Нежнее и целебнее цветов.

Тогда я понял, как цветы сильны.

Они – как нежность, как любовь, как дети, -

Сильнее зла. Сильней всего на свете,

Сильнее смерти и сильней войны.

Цветы, как люди, на добро щедры.

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая.

Как маленькие пестрые костры.

Я славлю тех, кто вырастил цветы,

Как славят кузнеца или шахтера.

Я благодарен людям, у которых

Добры сердца и помыслы чисты.




7 класс

Тема: Плесневые грибы


http://tineydgers.ru/load/vklad_uchenykh_mikrobiologov_v_pobedu_v_velikoj_otechestvennoj_vojne/47-1-0-5828

Вклад ученых –микробиологов в Великую Победу.

А началось всё как в легенде: английский ученый Александр Флеминг однажды оставил неубранной лабораторию, из-за чего препараты покрылись плесенью. Оказалось, что плесень убила все микробы, находящиеся в пробах. Флеминг тут же занялся изучением ее действия и открыл новое лекарство – пенициллин. Считая, что оно должно принадлежать всем, он не стал брать патент на новый препарат. Этим воспользовались американцы. Они наладили массовый выпуск лекарства. В это время уже шла война. Естественно Советский Союз просил поделиться чудодейственным препаратом. Однако за образец попросили сначала 10 миллионов долларов, потом все тридцать. Такова версия историков.

Именно тогда микробиолог Зинаида Ермольева заявила, что советские ученые сами могут изготовить пенициллин.

Интересна судьба этой женщины. Зинаида Ермольева – прототип героини романа "Открытая книга” В. Каверина. Она не просто была знакома с автором, Зинаида стала женой его старшего брата, Льва Зильбера, который тоже фигурирует в романе. Лев Зильбер был талантливым ученым и очень яркой личностью. Именно он открыл механизм распространения клещевого энцефалита, И был арестован за… заражение трудящихся клещевым энцефалитом. В лагере, где был назначен врачом, продолжал заниматься наукой. На папиросной бумаге отточенным карандашом микроскопическими буквами он написал научную работу о вирусном происхождении рака, которую во время свидания передал Ермольевой. Она каждый раз организовывала письма в поддержку Зильбера, стучалась во все инстанции. "Он нужен науке”, – сказала она однажды Сталину.

Еще в 40-м году в лаборатории Ермольевой был открыт холерный фаг, который помогал бороться со страшным заболеванием. И вот во время боев за Сталинград начинается эпидемия холеры. Правда, эпидемия началась у немцев, но это значит, что в любой день зараза могла перекинуться через линию фронта.


В Сталинград отправили Ермольеву – с особыми полномочиями. Поезд с вакциной разбомбили, пришлось организовать подземную лабораторию. Ученым нужно было выяснить, что стало причиной эпидемии. И разведчикам поручили задание доставлять из тыла противника трупы умерших от холеры немецких солдат. Они сначала отказались, но когда Зинаида Виссарионовна объяснила, зачем это нужно, отправились на задание. В скором времени всем в Сталинграде начали делать прививки. За эту работу она получила Сталинскую премию, которую тут же отдала на постройку самолета-истребителя.


Вернувшись из Сталинграда, Ермольева начала работать над поиском именно той чудодейственной плесени, свойства которой были описаны в научной литературе.

Плесневые грибы или просто плесени поселяются на почве и на пищевых продуктах. Грибница пеницилла поселяется обычно на плодах и фруктах. Она состоит из ветвящихся нитей на концах, которых расположены мелкие кисточки. Внешне гриб окрашен в сине-зелёный цвет.

Что же происходило дальше с исследованиями Зинаиды Ермольевой: оказывается, только 93-я проба дала нужный результат. Было это в 1942 году. Созданный препарат пенициллин-крустозин, превосходивший по эффективности недоступный зарубежный аналог, был получен из штамма гриба вида Penicillium crustosum. Новый медикамент в рекордные сроки начали выпускать в больших объемах. На испытание отправилась группа ученых во главе с Бурденко. Зинаида Ермольева тоже поехала в Даугавпилс.


Точно известно, что испытания проходили в госпитале № 3331. На этом здании теперь есть мемориальная доска. Ведущим хирургом госпиталя был М. Лангер. Большая бригада медиков и микробиологов прибыла в Даугавпилс осенью 44-го года. Тяжелораненые помещались в отдельную палату и им вводили пенициллин. Как рассказывали ветераны, сама Ермольева постоянно бывала в госпитале, делала инъекции и следила за состоянием больных. 600 человек с тяжелыми огнестрельными ранениями бедра, коленного и тазобедренного суставов, которым в течение недели вводили пенициллин, выздоравливали без осложнений. Врачи поражались, видя, как больные, у которых уже начался сепсис и они считались обреченными, поправлялись буквально на глазах. Проводились испытания также в госпитале № 3452, где находились раненные в мягкие ткани, обмороженные и обожженные. Результаты испытаний были обобщены на конференции в Шяуляе.

Пенициллин относится к группе антибиотиков. Антибиотики (от др. греч. — anti — против, — bios — жизнь) — вещества природного происхождения, способные подавлять рост микроорганизмов или вызывать их гибель.

Журналист Борис Сопельняк пишет о своей встрече с Ермольевой уже в конце ее жизни. Он задал ей вопрос о том, какое событие во время войны стало самым ярким.


- Это зима 44-го года, – сказала "мадам Пенициллин”, как ее называла западная пресса. – Я тогда работала в зоне действия 1-го Прибалтийского фронта, стараясь доказать эффективность нового лекарства. Удалось вернуть в строй около тысячи солдат.


Начальник Военно-медицинской академии Вооруженных сил РФ, генерал-лейтенант медицинской службы, член-корреспондент РАМН Борис Всеволодович Гайдар на юбилее победы сказал: «Необходимо отметить, что в годы войны были достигнуты серьезные успехи в лечении инфекционных больных. Впервые в истории широкомасштабных войн инфекционных больных не эвакуировали с театров военных действий в тыл страны, а лечили на месте. В результате предупреждалось распространение инфекционных заболеваний из тыла в действующую армию, и в годы Великой Отечественной было возвращено в строй более 90% инфекционных больных. Подобные результаты были обусловлены своевременной разработкой учеными отечественных антибиотиков и обеспечением ими действующей армии. Среди них отмечу З.В. Ермольеву, получившую в 1942 г. первый советский пенициллин и впоследствии активно участвовавшую в организации промышленного производства антибиотиков».


Такова история развития микробиологии в тяжёлые военные годы, история маленькой и скромной плесени, спасшей наших отцов и дедов на фронтах великой Отечественной войны.


Нам же надо с благодарностью вспоминать тех, кто однажды помог человечеству выжить.


http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/09/26/skazki-o-voyne

7 класс

Тема: Голосеменные растения


Сказка – быль «Ёлочка – спаситель»

Я помню суровые вёсны,

Огонь над родной стороной.

Ложились солдаты под сосны,

А сосны стояли стеной.

Осколки их ветви косили,

Но выжили в злые бои

Зелёные сосны России –

Бессмертные сёстры мои.

Было летнее утро 22 июня 1941 года. Тогда среди запаха отцветающей сирени, мирных трелей птиц на нашу землю обрушилась война. Война, к которой люди, в общем-то, не были готовы. Взрослые работали. Дети купались, играли…

И вдруг... море огня, смерть, страдание.

Для нашей страны наступили страшные дни. Трудно пришлось нашему народу. На борьбу с фашистами поднялись и стар и мал. Каждый старался принести хоть какую-нибудь пользу, приблизить хоть на минуту день Победы. А в том, что победа будет за нами, никто не сомневался. Каждый свято верил в это. Ожесточённый, истребительный характер войны потребовал от каждого человека нравственной силы, героизма, мужества, беспримерной храбрости. Эта война принесла огромные разрушения, оставив раны в душах людей и на теле Земли. Казалось, даже природа была на стороне советских людей. Леса как воины стояли на защите нашей Родины. И погибали также как солдаты.

С давних пор леса служили нашей Родине надёжным бастионом против врагов. В суровые годы они, расположенные на пути оккупантов, превращались в неприступные или труднопреодолимые преграды, сдерживали натиск врагов, истощали их силы, вселяли суеверный страх. И эти же леса спасали от верной гибели миллионы мирных русских людей, укрывали склады оружия и раненых воинов. Берёзовые, еловые, сосновые, дубовые леса становились родным домом для партизан. Всячески старались избегать лесистых районов и углубляться в леса фашистские захватчики. И недаром. Из–за каждого дерева могла настигнуть их карающая партизанская пуля. Во всех районах прифронтовой полосы леса были сильно повреждены. В бессильной злобе оккупанты громили их артиллерией, бомбили наугад обширные районы предполагаемого местонахождения партизанских отрядов, жгли леса, стараясь «выкурить» партизан, крушили танками во время карательных операций, минировали лесные дороги и опушки. Под фашистскими танками трещали молодые деревья; поворот машин оставлял огромные ямы, сдирая мягкую лесную почву, обнажая минеральный слой. Взору бросалась картина разрушения: торчащие повсюду расщепленные стволы, обезглавленные деревца, уничтоженный подрост.

А сколько лесов было сожжено! Пожары – это ад кромешный! Ревёт, бушует огонь, падают столетние деревья, обезумев от страха, мечутся в дыму звери и птицы. Пожары кончаются, и после них остаётся мёртвая гарь. Когда-то, может быть, вновь здесь зазеленеют леса, запоют птицы. Больно было смотреть на некогда прекрасные боры, дубравы, ельники и березняки, изуродованные фашистскими вояками в тщетной надежде избавиться от партизан и войск Советской Армии, действовавших в тылу врага.

В подмосковном обычном, на первый взгляд лесу растёт необычная ель. Святое дерево. В стволе у неё хвостик противопехотной осколочной мины. Сколько же лет было ёлочке, когда она приняла в своё тело смертоносный металл? Наверное, когда здесь прокатилась война, она была призывного возраста. Можно только представить себе картину того страшного дня. Когда – то, здесь были жестокие бои. Яростное сопротивление наших войск не пропустили фашистов к Москве. Может быть, в одном из боёв молоденькому солдату по имени Иван стройная ёлочка, похожая на девочку подростка спасла жизнь. Вчерашний мальчишка, прямо со школьной скамьи, пошёл защищать Родину. И быть бы убитому молоденькому солдату, если бы не та самая ёлочка. Ёлочка - спаситель. Ёлочка – воин. Она выстояла. Вместе с солдатом, с городом, с народом. Теперь это крепкая, стройная ель. Ветеран. Только вместо ордена ржавое злое железо. Оно пугает и сейчас. Видят его многие. Но никто не решается трогать. А вдруг…

Много лет прошло, а в миллионах сердцах отзывается война болью и гневом. Память о ней – всегда грустная память.

7 класс

Тема: Характеристика Покрытосеменных растений


Сказка о дубе

На опушке леса рос и зеленел дуб. Он был могучим, высоким и красивым. По соседству с ним, росли другие растения: трава, цветы, грибы. Здесь же находили себе убежище всевозможные жучки, личинки, муравьи. В густой кроне дерева вили гнёзда певчие птицы, здесь же выводили свои трели соловьи. Люди любили отдохнуть в тени, под кроной дуба. Казалось, что безоблачная жизнь для богатыря будет бесконечна. Изо дня в день он зеленел, становился более могучим, весело шелестел своими листьями. И ничто вроде бы не предвещало беды.

Но в этот день дуб почувствовал что-то неладное. Ему чудилось, что надвигается что-то зловещее. То ли ветер не так шумит, то ли солнце не так ярко светит…

Это началась война. Стойко переносил все невзгоды дуб. Бил его ветер, хлестал холодный дождь, но ничто не сломило дух богатыря. Гордо и величественно стоял дуб. Глядя на его спокойствие, сбегались к нему лесные жители, кто просто посидеть, а кто и пожаловаться. Листья тихо перешёптывались, когда уставший путник приходил к дереву. Закрыв глаза, прислоняясь к шершавому стволу, он забывал все невзгоды. В годы лихолетья, дуб как мог, помогал не только лесным зверям, но и людям. Голодные дети прибегали к дубу и набирали желудей. Из них бабушки и мамы пекли горьковатые, но им казалось, вкусные лепёшки. Сухие ветки шли на то, чтобы истопить печь. Листья, опадая, тут же растаскивались многочисленными мелкими зверьками, чтобы построить жилище или поесть. Все жили одной общей семьёй. Никто не ссорился, все помогали друг другу. Грибы своей грибницей собирали воду для дуба. Дождевые черви рыхлили почву, чтобы корни могли дышать. Листья улавливали солнечный свет и превращали его в сахар. Дуб взамен давал много вкусных желудей. Так все вместе, сообща пережили люди и лесные звери страшное время.

В день Победы к дубу подходили люди - нарядные, со счастливыми улыбками на лицах. У многих на груди гордо поблёскивали боевые ордена и медали. Да и сам дуб в этот весенний день был особенно красив. Гордо расправив свои ветви с нежно-зелёными листочками, он будто бы помолодел. Вся природа ликовала! Вокруг были слышны смех, звонкие голоса детей, щебет птиц и воспоминания людей о пережитых годах. Дуб задумался, он вспомнил самый страшный день в своей жизни. Шёл жестокий бой. Рвались снаряды, визжали пули, слышались громовые раскаты взрывов. Небо было затянуто чёрными тучами, горела трава, лес. Это был ад кромешный! Огонь ревел, бушевал, падали деревья. Обезумев от страха, метались в дыму звери и птицы. Молоденький солдат, ещё совсем мальчишка, отстреливаясь от врагов, короткими перебежками перебегал от дерева к дереву, от кустика к кустику. Шквальный огонь буквально накрыл солдатика с головой, прижав его к земле. Быть бы убитому солдату, если бы не дуб. Своим телом он прикрыл защитника и как наяву почувствовал пронзительную боль. До сих пор в стволе у него хвостик противопехотной осколочной мины. Он тоже воин. Спаситель. Он выстоял в страшной войне. Дуб – ветеран. Только вместо ордена ржавое злое железо. Затянулась рана от осколка на его теле. Но до сих пор, перед непогодой, ноет и ломит в стволе, не давая забыть о войне.

На местах былых пожарищ вновь зеленеет трава, выросли новые деревья, ярко светит солнце, деловито снуют лесные зверьки в поисках пищи, заливисто поют соловьи. Голубое небо и покой! Как прекрасна жизнь!



http://www.sunhome.ru/poetry/142881

7 класс

Тема: Общая характеристика млекопитающих

Сергей Ерошенко

В память о собаках войны

Сколько сказано слов.

Может чья - нибудь муза устала

Говорить о войне

И тревожить солдатские сны…

Только кажется мне,

До обиды написано мало

О собаках - бойцах,

Защищавших нас в годы войны!


Стёрлись в памяти клички.

Не вспомнить теперь и мордашку.

Мы, пришедшие позже,

Не знаем совсем ничего.

Лишь седой ветеран

Ещё помнит собачью упряжку

В медсанбат дотащившую

С поля боя когда- то его!


Связки мин и гранат

Относили собаки под танки.

Защищая страну

И солдат от нависшей беды.

После боя бойцы

Хоронили собачьи останки.

Только нет там теперь

Ни холма, ни креста, ни звезды!


Батальон окружён,

Ни еды, ни снарядов, ни связи.

Свистопляска вокруг

И осколков и пуль круговерть.

С донесением псы

Пробирались и близили праздник.

Всем, даруя свободу,

А себе, зачастую, лишь смерть.


И собачья честь

Не замарана подлым предательством!

Жалким трусом из псов

Не отметил себя ни один!

Воевали они

Без присяги, но всё ж с обязательством

Вместе с Армией Красной

Уничтожить фашистский Берлин.


И когда в майский день

На могилы приходим святые.

И святое храня

Мы минуту молчанья стоим.

То пускай эта дань

И огонь, и цветы полевые

Будут памятью светлой

Будут скромной наградой и им!


Собака ловит капельки

дождя.

Щенок весной чудесно

веселится.

Его душа поет, как эти

птицы,

Что плавно над деревьями

скользят.

Над ним играет звонкая

капель.

Над ним ладони распахнуло

небо.

Малыш еще нигде на свете

не был,

Его закружит жизни

карусель.

Но в этот миг, волшебный

и простой,

Он прыгает за каплями

тугими...

Пусть с возрастом

И станем мы другими,

Лишь старость бы не справилась

с душой!


http://cs9564.vk.me/u166773518/154802303/x_0b8ed332.jpg

x_0b8ed332.jpg


http://www.chukotan.ru/index.php?id=55&Itemid=78&option=com_content&view=article


7 класс

Тема урока «Характеристика покрытосеменных растений»

Стихотворение А. Гребнева «Прогулка с сыном»

Пойдем со мной – какие разговоры.
У нас в такую пору каждый год
И кисленки, и луку лугового
На заливных лугах невпроворот!
И по всему невспаханному полю –
Хочу я, чтоб испробовал и ты, –
Среди стерни растут в такую пору
Форсистые и вкусные песты.
А чуть попозже – как не удивиться!
Как говорится, только наклонись:
Паслен и клевер, дягиль, медуница,
И заячья капуста, и анис!
Вот только хлеба не было ни крошки.
Дай Бог, чтобы тебе не привелось –
С крапивою и куколем лепешка
Все горло исцарапает до слез.
Я это знаю, знаю не из книжек:
Тогда, едва не сваливаясь с ног,
Траву Россия ела, чтобы выжить,
Чтоб ты сейчас без горя жил, сынок!»




О Великой Отечественной войне на уроках биологии
  • Биология
Описание:

Победа СССР в Великой Отечественной войне имеет огромное значение. Этот подвиг, совершенный нашими дедами и прадедами во благо всего человечества, поистине бессмертен. Разгромив ударные силы германского фашизма, советский народ отстоял не только свою свободу и независимость, но и осуществил историческую освободительную миссию в Европе. Весь народ, в едином порыве прилагали все усилия, чтобы разгромить врага.

Предлагаемый материал можно использовать при изучении отдельных тем. Ссылки на использованный материал указаны в тексте.

Автор Яснова Лидия Викторовна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1032
Номер материала 9493
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓