Главная / Информатика / О СОЗДАНИИ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

О СОЗДАНИИ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

О СОЗДАНИИ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ


В последнее время происходит переосмысление понятия образование, его роли, значения и функций; повышается социальная роль образования, это необходимо учитывать в практике, особенно при организации инновационной деятельности. На смену прежней модели обучения пришла новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения — учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; в основе учебной деятельности — сотрудничество. Благодаря бурному развитию средств новых коммуникационных и информационных технологий и появилась новая форма обучения – дистанционное обучение.

Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. Интерактивные технологии дистанционного обучения основаны на личностно-ориентированной модели преподавания. Среди средств технологической поддержки существует кейс-технология, которая предполагает комплектацию учебно-методических материалов в кейс. Кейс (от анг.case-случай, обстоятельство)- совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Электронные материалы, входящие в состав кейса, обладают рядом положительных свойств:

- компактны в хранении;

- дают возможность оперативного изменения;

- имеют возможность обратной связи;

- предоставляют возможность самостоятельного выбора маршрута обучения;

- имеют ненормированное время использования.

В большинстве случаев нет необходимости в создании кейсов, если существуют апробированные и утвержденные комплексы. Но школьное дистанционное образование переживает период своего становления, трудно пока определить наилучшее решение в этой области. Иногда требуется поместить материал для углубленного изучения продвинутыми учениками, иногда необходимо подобрать материал для слабых учеников. Следует помнить о такой группе учащихся, как люди с ограниченными физическими способностями, т.е. возникает потребность в новых кейсах.

Что же надо помнить при создании кейсов?

При создании кейсов необходимо ориентироваться на учебные цели. Они должны быть реальны, иначе учащиеся потеряют интерес к объекту изучения. Содержание кейса должно отражать учебные цели. При подборе материалов можно ориентироваться на следующие положения:

- кейс должен рассказывать, начиная с хорошей фабулы, вызывающей живой интерес обучаемых;

- необходимо постараться уйти от составления кейса на основании обобщенного опыта; теорию надо подкреплять конкретными примерами;

- электронные материалы должны сопровождать эффективные иллюстрации, позволяющие быстро и легко усваивать новый материал;

- материал кейса должен быть логически связным;

- кейс должен включать предупреждения о типичных ошибках в ответах обучаемых;

- в кейсе должны использоваться последние открытия, новости, современные технологии.

Следует избегать включения в кейс информации, напрямую не относящуюся к рассматриваемой теме. Информации должно быть столько, сколько необходимо для быстрого входа в проблему и ее решения.

При оформлении материалов кейса желательно учитывать основы дизайнерского оформления: использовать трех цветную гамму цветов, светлый фон; делить на части цветовым способом большой объем информации; для выделения основной информации использовать рамки, границы, заливку, стрелки, схемы.

Средства, разработанные для проведения дистанционного обучения, должны решать следующие педагогические задачи: обеспечение удобного способа передачи учебного материала, предоставление возможности самостоятельного обучения, осуществление контроля.

Новый кейс должен пройти проверку в учебном процессе. Для получения результата необходимо изучить реакцию на кейс. Нужно помнить, что содержание кейсов устаревает, и они нуждаются в постоянном обновлении. При создании кейса нужно учитывать возможность работы на минимальных ресурсах системы, предусмотреть свободную навигацию по курсу материала и возможность изменения материалов в процессе эксплуатации. Все элементы кейса должны обладать определенным уровнем самостоятельности, быть взаимосвязаны и дополнять друг друга.

В приказе №4452 от 18.12.2002 Минобразования России, утверждающем методику применения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ, указываются следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплексы, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. [6] При дистанционном обучении один и тот же материал может быть представлен несколькими средствами обучения, каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности, уметь распределять учебный материал по различным средствам, формировать из них кейс, как систему носителей учебной информации, иметь представление о требованиях при создании новых кейсов.

Вопросы создания образовательных электронных изданий, в частности, мультимедийных и интерактивных электронных учебников остаются по-прежнему в центре внимания специалистов образовательных учреждений. [1]

Л.Х.Зайнутдиновой [2], было сформулировано следующее определение электронного учебника: «Электронный учебник – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи». В самом понятии этого средства обучения заложены составляющие модули кейса.

В качестве источников при разработке электронного учебника (ЭУ) нужно руководствоваться тем, что источники должны соответствовать стандартной программе, быть удобными для создания гиперссылок, содержать большое количество примеров и заданий. При работе над ЭУ необходимо заключить договор с авторами о праве на переработку учебного материала.

При разработке текста электронных материалов необходимо уделять внимание на стиль изложения, структуру содержания. Следует учитывать особенности восприятия текстовой информации с экрана монитора. Необходимо разрабатывать информационно-справочные материалы с учетом указаний образовательных интернет-ресурсов. Создавая блок практических заданий и упражнений, нужно стараться использовать задания, связанные с поиском, анализом интернет-ресурсов, публикаций в сети.

После разработки ЭУ необходимо подготовить его к эксплуатации [3]. Для этого нужно выполнить ряд пунктов:

  1. тестирование;

  2. составление инструкций по эксплуатации;

  3. разработка методического обеспечения;

  4. подготовка материалов для регистрации и получения грифа Минобразования [5];

  5. регистрация в РосАПО и получение грифа Минобразования;

  6. защита и распространение электронного учебника.

Электронное учебное пособие (ЭУП) – это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Назначение ЭУП – максимально облегчить понимание и запоминание существующих понятий, утверждений, используя слуховую эмоциональную память и компьютерные объяснения. ЭУП необходимы при дистанционном обучении, так как делают возможным многоуровневое обучение, освобождают время для рассмотрения большего количества примеров и ситуаций, используют огромный арсенал для самопроверки знаний на различных этапах изучения. При работе над пособием сначала необходимо разработать оглавление, далее нужно реализовать гипертекстовую поддержку, подобрать звуковое сопровождение и демонстрационный материал. Следующий шаг – разрабатывается компьютерная поддержка: функции поиска, помощи, инструкции для пользователей. После сбора всех модулей ЭУП в единую структуру реализуются мультимедийные средства. Возможно применение компьютерного адаптивного тестирования, основанного на попытке подбора уровня трудности нового материала текущему уровню знаний обучаемого. Далее начинается этап подготовки пособия к эксплуатации.

В настоящее время применяются электронные конспекты лекций (ЭКЛ). В ЭКЛ, в отличие от электронного пособия и электронного учебника, не представляется большая свобода выбора темпа и порядка изучения учебного материала пользователем. Электронный конспект позволяет программно совместить слайд-шоу текстового и графического сопровождения (фотоснимки, диаграммы, рисунки) с компьютерной анимацией и численным моделированием изучаемых процессов, с показом видеофильмов. Основной единицей ЭКЛ является слайд, или кадр представления учебной информации. Требования к созданию данного средства обучения касаются разборчивости шрифтов текста, правильности расположения информации в поле восприятия, отсутствия цветового дискомфорта. Необходимо обязательно указать ссылки на авторов и источники используемых материалов.

Лабораторные практикумы – форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем решения конкретных задач. Разрабатывая электронные лабораторные практикумы (ЭЛП), необходимо помнить:

- ЭЛП должен соответствовать ключевым темам учебного процесса;

- информация по практикуму должна быть четко структурирована;

- иллюстрации, представляющие сложные модели, должны быть снабжены подписями;

- ЭЛП нельзя перегружать теоретическим материалом.

Практикум состоит из нескольких разделов: подготовительного, деятельностного, завершающего и контролирующего. Подготовительный раздел включает знакомство с целями работы, план действий, ключевые понятия. В методических указаниях к выполнению работы теоретическая часть должна быть минимизирована. После ознакомления с первым разделом учащиеся приступают к самостоятельной работе. Заключительная часть – подготовка и оформление отчета по работе. Завершение практикума - компьютерное тестирование.

Мы привыкли, что обучение с помощью аудиозаписей используется чаще всего в специализированных школах, на факультетах или курсах по изучению иностранного языка. На сегодняшний день, при наличии таких технологий как компакт-диски и mp3-плееры, аудио книги почти вытеснили обыкновенные книги на второй план. И это не удивительно, поскольку для чтения обычной книги нужны комфортные условия, хорошее зрение, освещенность, а звуковые книги можно слушать практически при любых условиях. Основным преимуществом аудио обучения является возможность прослушивать аудиозаписи обучающих аудиокурсов, аудиоуроков или аудиотренингов с любого воспроизводящего устройства.

Очень популярно в дистанционном обучении применение видеодокладов. Однако такая форма работы требует от учителя большого напряжения, умения отобрать непосредственно в момент работы главное, информативно значимое и правильно прокомментировать. Наиболее целесообразным является использование только заранее подготовленной видеозаписи. Перед использованием видеозаписи преподаватель должен проанализировать запись, ответить на вопросы: «Какие неречевые средства общения использовал докладчик? Что можно сказать о мимике, жестах? Целесообразны ли они, помогают ли передать содержание выступления, отношение докладчика к сообщаемому? В чем это выражается? Правильна ли его реакция?» Каждая группа вопросов задается перед просмотром конкретного видеофрагмента.

Специфические обучающие возможности видео связаны с его изобразительно-техническими возможностями. Монтаж (чередование общих, средних и крупных планов; извлечение и соединение интересных и важных фрагментов в нужной последовательности) с включением стоп-кадров, титров для формулировки вопросов и заданий; рисованных кадров и элементов помогает управлять познавательной деятельностью учащихся. Однако процесс создания и обработки компьютерных видеороликов довольно сложен и требует соответствующей квалификации.

Создание интерактивного обучающего видеофильма это наиболее привлекательное направление развития образовательных видеотехнологий. Интерактивный видеофильм - это фильм, в котором зритель на определенных этапах просмотра может выбирать продолжение сюжета. В процессе просмотра фильма обучаемому предоставляется возможность управлять демонстрацией как отдельных информационных фрагментов, так и целых разделов фильма. Как правило, обучаемый сам определяет наиболее сложные, с его точки зрения, фрагменты изучаемого материала и, либо повторно возвращается к их просмотру, либо приступает к более углубленному их изучению. Таким образом, обеспечивается индивидуальный подход к обучению даже на этапе самоподготовки. 

Сегодня с применением средств Контрольно-обучающих программ (КОП) связывается решение проблемы повышения эффективности и качества обучения. Среди явных преимуществ Контрольно-обучающих программ следует отметить приближенность учебного материала к программным требованиям и возможность участнику самому отбирать этот материал, динамичность и активный характер обучения и контроля, повышенную мотивацию к изучению предмета. Рассмотрим некоторые требования к КОП:

- материалы компьютерной КОП должны быть структурированы, сохранять логику и взаимосвязь дидактических единиц изучаемого материала.

- содержание КОП должно быть представлено на различных уровнях трудности для индивидуализации обучения.

- КОП должна обладать системой входного контроля для диагностики обучаемого перед началом работы с целью оптимизации трудности учебного материала и обеспечения индивидуализации обучения.

- КОП должна обладать системой помощи, включающей различные уровни и обеспечивающей полное усвоение учебной информации.

- в КОП должна быть предусмотрена отмена обучающимся ошибочных действий.

- КОП должна сопровождаться вспомогательными модулями, обеспечивающими возможность документирования хода обучения и его результатов.

- КОП должна, по возможности, обеспечивать сотрудничество в обучении, моделируя совместную объектно-субъектную деятельность.

- КОП должна обеспечивать возможность подведения итогов обучения путем оценивания результатов каждого обучаемого.

На выбор форм контроля учебной деятельности [4] в интернете влияют такие факторы, как:

1) продолжительность контрольных мероприятий;

Нужно стремится к уменьшению времени, проведенного учеником за компьютером.

2) оперативность;

Эффективность обучения зависит от скорости реагирования учителя на ответы обучающегося.

3) доступность;

Программное обеспечение должно быть рассчитано на компьютерную технику с минимальными возможностями.

4) обратная связь;

После выполнения работы ученик должен получить ответ от учителя с оценкой и комментариями.

5) соответствие используемым технологиям;

Форма контроля должна соответствовать технологии, заложенной в дистанционное обучение.

6) соответствие содержанию обучения.

Форма контроля должна меняться с изменением сложности изучаемого материала.

Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний учащихся к компьютерному тестированию отвечает духу времени и общей концепции модернизации и компьютеризации  системы образования.  

Разработчики тестов должны придерживаться следующих принципов:

- тест должен соответствовать целям тестирования;

- нужно определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;

- должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;

- тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания (корректными);

- тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;

- содержание теста должно быть системным, но, вместе с тем, вариативным.

Эти и многие другие средства дистанционного обучения используются наряду с традиционными информационными ресурсами. Важно, чтобы организация учебного процесса допускалась с учетом установленных требований по данной форме.


Литература.

1. Григорьев С.Г., Краснова Г.А., Роберт И.В. и др. Разработка концепции образовательных электронных изданий и ресурсов // Открытое и дистанционное образование. – 2002. – №3(7).

2. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисциплин). Астрахань: АГТУ, 1999. -- 71с.

3. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003

4. Моисеева М.В., Полат Е.С. и др. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. Кандидата педагогических наук М.В.Моисеевой. – М.:Издательский дом «Камерон», 2004. – 216с.

5. Приказ Минобразования РФ №1646 от 19.06.1998 О создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям.

6. Приказ Минобразования РФ №4452 от 18.12.2002 Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации.

О СОЗДАНИИ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
  • Информатика
Описание:

В последнее время происходит переосмысление понятия образование, его роли, значения и функций; повышается социальная роль образования,  это необходимо учитывать в практике, особенно при организации инновационной деятельности. На смену прежней модели обучения пришла новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения — учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; в основе учебной деятельности — сотрудничество.Публикация посвящена некоторым вопросам подготовки и разработки учебных материалов для дистанционного обучения в школе: электронных учебников, электронных пособий, электронных конспектов лекций, лабораторных практикумов, учебных видеофильмов, аудиозаписей, контрольно-обучающих программ.

 

 

Автор Зубанова Ирина Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 388
Номер материала 45369
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓