Главная / Иностранные языки / О системе школьных оценок и связанных с ней проблемах

О системе школьных оценок и связанных с ней проблемах

О системе школьных оценок и связанных с ней проблемах

Чиковкина Н.А.,

ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Оценка знаний - один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учащимися учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Педагогический энциклопедический словарь определяет проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся как процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, задаваемыми учебными программами, выражаемый в форме отметки (в баллах) или словесного (оценочного суждения учителя). Согласно Закону РФ об образовании (1992) основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования являются государственные образовательные стандарты. Контролирующая функция проверки и оценки состоит в выявлении знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных на каждом этапе обучения, для определения готовности их к дальнейшему обучению; обучающая и образовательная функции проверки и оценки заключается в том, что ученик не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы товарищей, корректирует их; воспитывающая функция проверки и оценки - в систематическом контроле за учебной деятельностью, который повышает ответственность учащихся за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные задачи и т.д. Одна из наиболее актуальных проблем современного образования – совершенствование оценочного компонента обучения. Балл скрывает объект оценки и без качественного анализа успеваемости по нему нельзя объективно судить об успеваемости ученика. Отметку нельзя выводить как среднее арифметическое, особенно по тем предметам, где имеется жесткая связь между новыми и старыми знаниями, следует руководствоваться фактическим уровнем достигнутых знаний, учитывать отношения ученика к учебной деятельности. Оценка – единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.

По мнению В.И.Загвязинского необходимо различать контроль и оценивание процесса, когда ведущую роль играют коррекционная и стимулирующие функции, и контроль и оценивание результатов. Итоговая оценка должна в первую очередь отражать результат. Если ученик затрудняется, ошибается, но затем преодолел трудности, исправил ошибки, овладел материалом, он заслуживает высокой итоговой оценки и отметки. Поэтому следует не выставлять отметок, прежде всего итоговых, если процесс овладения определенным разделом, темой ещё не завершен, и не выводить отметку за год, полугодие, как среднеарифметическую тех баллов, которые получил ученик, овладевая темой. Оценка не должна прямо отражать прилежание, уровень интереса к предмету, быть наказанием за недостаточную ответственность или нарушение дисциплины. Другое дело, что эти проявления не могут не оказать влияния на уровень знаний и развитие, которые и подлежат оценке.

Рассмотрим теперь вопрос о школьной отметке и связанной с ней проблеме неуспеваемости. Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся и студентов чрезвычайно важна для всей системы образования и для каждой личности в частности. Достоверная оценка невозможна при использовании фактически трехбалльной шкалы. Иначе преподаватели вынуждены использовать «суррогатную» шкалу (баллы трехбалльной шкалы, дополняемые или значками «плюс» или «минус») и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности личности. Анализируя работы последних лет, можно отметить следующее. Приписывание в «пятибалльной шкале» положительного значения только трем последним баллам привело к тому, что и сейчас, например, по десятибалльной шкале баллы «3», «2» и «1» также считают равнозначными и фактически отрицательными. Некоторые современные разработчики балльных шкал дают примерно такие рекомендации: «В интервале 3 - 1 балл оценивается результат учебной деятельности ученика, если знания, умения, навыки не соответствуют требованиям учебных программ к данной возрастной группе, но степень усвоения материала можно определить». В российской школе до революции практиковалась шестибалльная система отметок – с баллами от «0» до «5». В 1918 году оценка «0» была упразднена, и вскоре произошел переход на словесную четырехбалльную систему: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Затем вводится пятибалльная система – от «1» до «5».Постепенно из школьной практики исчезает «единица», и система становится четырёхбалльной: «2», «3», «4», «5», но по отношению к слабым и сильным ученикам она в действительности оказывается двухбалльной: соответственно «2» или «3», «4» или «5». Понятно, что малый «разброс» баллов затрудняет объективное оценивание, снижает стимулирующую роль отметки. Учителя ухитряются прибегать к собственным усовершенствованиям: используют знаки «+» и «-», ставят отметки с разным наклоном или разной жирности. В мире существуют и более «растянутые» шкалы оценок: девяти- , десяти-, двенадцатибалльные, а в некоторых странах Африки – даже тридцати- и стобалльные системы. В России в ряде опытных образовательных учреждений проходят проверку двенадцати- и четырнадцатибалльные системы выставления отметок. Эти системы, в частности, рассчитаны на оценку дифференцированных вариантов обучения. В таком случае определенное количество баллов дает выбор варианта (за вариант повышенной трудности – балл выше), а остальные баллы – за качество выполнения задания. В практике применения таких систем решаются следующие задачи:

- выработка четких показателей, характеризующих степень обученности учеников;

- воспитание трудолюбия и прилежания у детей и их положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности на основании скрупулезного и добросовестного учета всех нюансов их учебного труда;

- стимулирование их учебно-познавательной деятельности через показ перспективы продвижения по пути познания на основе применения только положительной шкалы оценивания;

- устранение негативного влияния отрицательных оценок и соответствующих им оценочных суждений, вследствие их отсутствия, на мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся;

- формирование духа соревнования у учащихся на основе показа возможности быть лучшим среди лучших через введение их ранжирования в пределах любой положительной оценки: «прекрасно», «великолепно», «отлично», «очень хорошо» и т.п.

Поиски способов совершенствования учета и оценки успешности обучения привели, с одной стороны, к отказу от выставления отметок, а с другой стороны – к более точным и обоснованным способам балльной оценки. Ш.А.Амонашвили доказал, что в начальной школе можно вообще перейти к безотметочному обучению, заменив его развернутыми характеристиками, куда более информационными и полезными и для ученика, и для родителей, чем оценочный балл. В Германии были эксперименты по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые характеристики знаний, мотивов учения, развития мышления, а также по использованию табель-сообщений, в которых выделялись поведение учащихся, особые интересы, способности, навыки, уровень успеваемости и действительные возможности ученика по разным учебным предметам. (Ингенкамп) Одной из попыток введения более точного способа оценивания является рейтинговая система и тестирование.

Наименее разработанным остается пока вопрос о диагностике обучаемости. По существу педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результат своих усилий. Понятие «педагогическая диагностика» было положено по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 году. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика всегда была самостоятельна, хотя свои методы и во многом образ мыслей она заимствовала у психологической диагностики. Существуют различные определения педагогической диагностики. Одни рассматривают её как прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов, без чего невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов. Результаты учебной деятельности выявляются и сравниваются на каждом этапе обучения с требованиями, задаваемыми учебными программами, хотя данная функция традиционно выполняется проверкой и оценкой. Другие понимают её как процесс, в ходе которого, соблюдая необходимые научные критерии качества, учитель наблюдает за учащимися и проводит анкетирование, обрабатывает данные и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем. Третьи отождествляют её с научным исследованием, хотя педагогическая диагностика отличается от педагогического исследования тем, что она предполагает применить актуальные педагогические меры к определенному обучающемуся или группе.

В понимание педагогической диагностики вкладывается более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений и навыков. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождение. Диагностика включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития.

Педагогическая диагностика призвана оптимизировать процесс индивидуального обучения и обеспечить правильное определение результатов обучения, являясь теоретическим фундаментом практической деятельности. Служащая улучшению учебного процесса, педагогическая диагностика является неотъемлемой частью каждого планомерного учебного процесса и ориентируется на следующие цели:

- внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;

- определение пробелов в обучении;

- подтверждение успешных результатов обучения;

- планирование последующих этапов учебного процесса;

- мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирование сложности последующих шагов;

- улучшение условий учёбы.

Систематическое наблюдение учителя за своими учащимися уже является диагностической деятельностью. В диагностической деятельности можно выделить следующие аспекты: сравнение, анализ, прогнозирование, интерпретация, доведение до сведения обучающихся результатов педагогической диагностики, контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.

Результаты измерений должны отвечать требованиям точности и надежности, зависящим от того, насколько значительно само измерение. Разработаны соответствующие критерии, которые позволяют дать оценку качества измерения: объективность, надежность и валидность. Измерение объективно, если удается максимально исключить интерсубъективные воздействия исследователей. Необходимо, чтобы все обучающиеся были подвергнуты одному и тому же испытанию в аналогичных исследованиях. Под надежностью, или релиабильностью, измерения понимается степень надежности, или точности, с которой может быть измерен тот или иной конкретный признак. Достоверность, или валидность, метода необходима для того, чтобы определить, действительно ли измеряется то, что требуется, или что-то другое.

Существуют 4 функции педагогического измерения:

- оказание помощи в учебе;

- совершенствование процесса обучения;

- консультирование в школе;

- определение позиций в системе образования.

Основными показателями развития обучаемости личности могут служить: фонд действенных знаний (тезаурус - законы, правили, алгоритмы и иные формы знания, которые ученик может использовать в своей деятельности); потенциальные возможности обучаемого; темп продвижения в освоении нового материала.

Потенциальные возможности обучаемого определяются его готовностью к умственному труду и практической работе, восприимчивостью к новым понятиям и действиям, обобщенностью знаний и умений, способностям к их переносу в новые ситуации и рядом других показателей.

Темп продвижения в усвоении материала связан с умением выделить и усвоить опорные факты, понятия, логику, доказательства со свойствами памяти. Он выражается в количестве необходимых повторений и в конечном счете – в затратах времени для выхода на определенный уровень овладения по сравнению со средним или эталонным.

Если уровень обученности и обучаемости высок, наблюдается оптимальный вариант успешности обучения.

Сравнительно высокий уровень обучаемости при низких показателях обученности свидетельствует о серьезных недоработках в организации обучения, о неиспользованных резервах для его улучшения.

Высокие показатели обученности при низком уровне обучаемости в практике редки и, скорее, свидетельствуют о стабильном прилежании, а часто и о непосильной перегрузке обучающегося.

И конечно, наиболее трудный вариант – сочетание низкого уровня обученности и обучаемости. В этом случае необходимо выяснить, прежде всего, причины и факторы, следствием которых является низкий уровень обучаемости. Только повысив обучаемость, можно добиться стойких успехов в обученности, причем не во вред здоровью учащихся.

Невысокий уровень обучаемости, который сочетается с низким уровнем обученности, при диагностике определяется как неуспеваемость. Конечно, это проблема вовсе не диагностическая, а общепедагогическая, психологическая и даже социальная. При диагностике она только выявляется, причем чаще всего очень остро, болезненно.

Различают эпизодическую, кратковременную (связанную с временными неблагоприятными обстоятельствами) и устойчивую неуспеваемость. Особого внимания заслуживает устойчивая неуспеваемость, ведущая к дезадаптации личности в коллективе, к педагогической запущенности и правонарушениям.

Исследователи выделяют три группы причин неуспеваемости:

- социально- экономические - неблагополучие в семье, отсутствие должной заботы о ребенке, внимания и тепла, алкоголизм, педагогическая несостоятельность семьи, низкий уровень материального благосостояния, отрицательное влияние среды;

  • физиологического и психического характера - наследственные заболевания, травмы, низкий уровень задатков, аномалии развития, приобретенные заболевания;

  • педагогические или дидактогенные – следствие формализма, усредненного подхода, грубых педагогических ошибок.

Эти причины дают конкретные проявления устойчивой неуспеваемости: слабое развитие мышления; отрицательное отношение к учению; низкий уровень учебных навыков и неумение организовать труд; пробелы в знаниях; низкий уровень волевой воспитанности и недисциплинированность; слабое здоровье и низкая утомляемость; отрицательное влияние семьи и сверстников.

В каждом конкретном случае можно обнаружить чаще всего «букет» причин неуспеваемости, ибо одна причина тянет за собой другую. Ю.К. Бабанский рекомендует искать наиболее важный отрицательный первичный фактор и принимать комплексные меры педагогической коррекции и компенсации. Еще лучше, если профилактика дает возможность предотвратить стойкую неуспеваемость и все негативные педагогические и социальные последствия, с ней связанные.

Таким образом, новая философия оценки обученности личности заключается в отношении к ней как к процедуре, а не как к положительным или отрицательным качествам личности. Оценка – показатель интеллектуального роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Нельзя ругать человека за низкий или высокий рост, как и нельзя ругать инструмент, с помощью которого он измерен. Оценочная шкала – измерительный инструмент, точность которого играет немаловажную роль.


  1. Амонашвили Ш.А., Воспитательная и образовательная функция оценки умения школьников. – М.: Педагогика, 1984.

  2. Бабанский Ю.К.,

  3. Загвязинский В.И., Теория обучения. Современная интерпретация. – М.: ACADEMIA, 2001.

  4. Ингенкамп

  5. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. редактор Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

  6. Подласый И.П., Педагогика – М.: Владос,



О системе школьных оценок и связанных с ней проблемах
  • Иностранные языки
Описание:

Оценка знаний - один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учащимися учебного материала, развития мышления, самостоятельности.  Педагогический энциклопедический словарь определяет проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся как процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, задаваемыми учебными программами, выражаемый в форме отметки (в баллах) или словесного (оценочного суждения учителя).Одна из наиболее актуальных проблем современного образования – совершенствование оценочного компонента обучения. Балл скрывает объект оценки и без качественного анализа успеваемости по нему нельзя объективно судить об успеваемости ученика. 

Автор Чиковкина Наталья Александровна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 608
Номер материала 11994
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓