О
развии речи в онтогенезе.
Речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психологические функции, не дана ему изначально, поэтому она преодолевает длительный путь развития, начиная с внутриутробного периода. Этот путь речевого развития, как правило, индивидуален и равномерен. В некоторый момент начинается бурное развитие определенного речевого фактора: фонематических процессов, фонетики, лексики, грамматики, связной речи; при этом другие факторы могут находиться в состоянии относительной стабильности. И в определенный период все эти процессы синхронизируются, для того чтобы создать в совокупности единый центр речевой деятельности, способный реагировать на требования, которые предъявляет ребенку социум.
Таким образом, очень важно знать об особенностях речевого развитие детей с самого начала и этапы становления речевых навыков для того чтобы четко представлять отклонения от нормы.
Существует несколько этапов формирования речи.
На первом, «подготовительном» этапе, происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела - коры головного мозга и периферического - органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении ( языка, губ, мягкого неба и др.).
На втором этапе происходит развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов. Таким образом, с приобретением достаточного количества словарного запаса, происходит переход к использованию фразовой речи (сначала она имеет ситуативный характер, недостаточно совершенна).
На третьем, последнем этапе происходит завершающее формирование: наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое ее оформление, четкое и внятное произнесение звуков и слов.
Так же имеются периодизации, в которых развитие речи рассматривается совместно с общим развитием ребенка, разделяя по годам.
И
так,
на
первом
году
жизни,
происходит
подготовка
к
овладению
речью:
у
младенца
развиваются
зрительное
и
слуховое
сосредоточение
(он
прислушивается
к
звукам
речи,
отыскивает
и
сосредотачивает
свое
внимание
на
источнике
звука,
на
лице
говорящего);
затем,
развивается
понимание
речи;
в
процессе
гуления,
лепета
идет
интенсивное развитие артикуляционного
аппарата.
На
основе
эмоционального
общения
со
взрослым
у
ребенка
возникают
ответные
голосовые
реакции,
которые
как
правило
представляют
собой
реакцию
на
неблагоприятное
состояние.
В
дальнейшем общение в основном строится на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов - и с помощью речи. Словарный запас у годовалых детей колеблется от 2-3 до
10-15 слов.
К
концу
года
ребенок
произносит
в
основном
простые
в
артикуляционном
отношении
звуки:
гласные
а,
у,
и,
некоторые
согласные:
м,
п,
б,
н,
т,
д,
к,
г. Качество произношения зависит от состояния артикуляционного
аппарата,
который
ещё
только
начинает
функционировать,
поэтому
роль
лепета
приобретает
большое
значение
для
его
дальнейшего
развития.
На втором году жизни, для ребенка становится закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова (особенно в многосложных словах). У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечаются слабый, тихий голос, невнятное произнесение слов, простых в звуковом отношении (согласный плюс гласный). К концу второго года речь хоть и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Для неё характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов ( «бай-бай», «ням-ням» и т. д.); употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребенок постоянно действует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков. В этом
возрасте
здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
На третьем году жизни произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Отсутствие большинства звуков сказываются на произношении слов, поэтому речь детей ещё недостаточно четкая и внятная. Дети не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, иногда говорят слишком тихо или наоборот слишком громко. Однако, к трем годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков, кроме р и шипящих. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число существительных. В своих высказываниях дети могут использовать почти все части речи. Также, дети овладевают элементарными грамматическими навыками языка, начинают согласовывать прилагательные с существительными, начинают использовать в речи простые распространенные предложения, а также бессоюзные сложносочиненные предложения. В общении со взрослыми, всё реже и реже употребляют звукоподражательные слова. В этом возрасте, одновременно с речью развивается мышление, память, воображение ребенка. Играя, дети часто сопровождают свои действия не только словами, но и целыми фразами. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является в свою очередь благоприятным фактором для развития активной речи. К трем годам словарный
запас
составляет
250-700 слов,
ребенок
использует предложения из пяти-восьми слов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку",
"положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.
На
четвертом
году
жизни
у
детей
отмечается
заметное
улучшение
произношения,
речь
становится
более
отчетливой,
словарный
запас
в
этом
возрасте
заметно
увеличивается.
Дети
начинают
активно
пользоваться
помимо
существительных
и
глаголов
другими
частями
речи:
прилагательными,
наречиями,
предлогами.
Появляются
зачатки
монологической
речи.
В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас колеблется от 1500-до 2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных. Четырехлетние дети еще не могут самостоятельно
вычленять
звуки
в
слове,
но
легко
подмечают
неточности
звучания
в
речи
сверстников.
Сама
речь
в
этом
возрасте,
носит
ситуативный
характер,
она
ещё
недостаточно
точна
в
словарном,
и
совершенна
в
грамматическом
отношении,
не
чиста
и
правильна
со
стороны
произношения.
В
этом
возрасте
ребенок
может
с
небольшой
помощью
взрослых
передать
содержание
хорошо
знакомой
сказки,
прочитать
наизусть
небольшое
стихотворение.
Инициатива
в
общении
все
чаще
исходит
от
ребенка.
На
пятом
году
жизни
у
детей
отмечается
резкое
улучшение
произносительной
стороны
речи,
у
большинства
заканчивается
процесс
овладения
звуками.
Речь
в
целом
становится
чище,
отчетливее.
Заметно
возрастает
речевая
активность
детей.
Дети
начинают
овладевать
монологической
речью,
однако
в
структурном
отношении
она
не
всегда
совершенна
и
чаще
всего
имеет
ситуативный
характер.
К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до
2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда",
"овощи",
"животные"
и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности.
В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи.
На
шестом
году
жизни словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания
( ни свет ни з аря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных.
Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
На седьмом году жизни, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Ребенок строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы. В этом возрасте ребенок свободно пользуется монологической речью, способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.
Но в дошкольном возрасте не заканчивается процесс овладения речью. Дальнейшее обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.
Все этапы и периоды речевого дают понятие в последствии более четко представлять как формируется связная речь.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.