Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыО развии речи в онтогенезе.

О развии речи в онтогенезе.

Скачать материал

 

                       О развии  речи  в  онтогенезе.

         Речевая  функция  ребенкатак  же  как  и  другие  высшие   психологические  функции,   не  дана   ему   изначальнопоэтому  она  преодолевает  длительный  путь  развитияначиная   с  внутриутробного  периодаЭтот  путь   речевого  развитиякак  правилоиндивидуален  и  равномеренВ  некоторый  момент  начинается   бурное  развитие   определенного  речевого  фактора: фонематических  процессовфонетики,   лексики, грамматикисвязной   речипри  этом   другие  факторы  могут   находиться  в  состоянии  относительной   стабильности. И в  определенный   период  все   эти   процессы   синхронизируются,   для  того  чтобы  создать   в  совокупности   единый центр  речевой   деятельностиспособный   реагировать  на  требованиякоторые  предъявляет ребенку  социум.

      Таким   образомочень  важно   знать  об особенностях речевого   развитие  детей  с  самого  начала  и   этапы    становления   речевых   навыков  для   того   чтобы    четко   представлять    отклонения   от    нормы.

       Существует несколько    этапов   формирования   речи.

        На  первом,  «подготовительном»  этапепроисходит   развитие   отделов   речевого   аппаратапринимающего   участие   в   речевом   актецентрального  отдела  -  коры  головного   мозга   и  периферического  -   органов   слуха   и   органов,   участвующих   в   звукопроизношении  (  языкагубмягкого   неба  и   др.).

      На  втором   этапе   происходит  развитие   понимания   речи   и  на  основе   этого   появление  первых   осмысленных   слов. Таким   образомс  приобретением   достаточного   количества   словарного   запаса,   происходит   переход   к  использованию   фразовой   речи (сначала   она   имеет   ситуативный   характернедостаточно   совершенна).

       На   третьемпоследнем   этапе  происходит   завершающее  формированиеналичие   достаточного  лексического   запаса,   умение   пользоваться   монологической   речью,   правильное   грамматическое   ее   оформление,   четкое   и   внятное    произнесение    звуков   и  слов.

       Так же имеются периодизации, в которых  развитие   речи рассматривается совместно  с общим  развитием   ребенкаразделяя      по   годам.

       И  такна  первом   году   жизнипроисходит  подготовка  к   овладению   речьюу  младенца   развиваются   зрительное   и   слуховое  сосредоточение (он  прислушивается   к   звукам   речи,   отыскивает   и   сосредотачивает   свое   внимание   на   источнике   звука,   на   лице   говорящего);  затемразвивается   понимание   речи;   в  процессе   гулениялепета   идет   интенсивное развитие  артикуляционного  аппарата. На   основе   эмоционального   общения   со   взрослым   у   ребенка   возникают   ответные   голосовые   реакции, которые   как   правило  представляют   собой   реакцию   на    неблагоприятное   состояниеВ   дальнейшем общение  в   основном   строится   на   эмоциональной   основеа  с  появлением   первых    осмысленных   слов  -   и  с  помощью   речиСловарный  запас   у  годовалых  детей   колеблется   от  2-3   до   10-15   слов. К  концу   года   ребенок  произносит   в   основном  простые  в  артикуляционном   отношении  звукигласные  а, у, и, некоторые  согласные: м, п, б, н, т, д, к, г. Качество   произношения   зависит   от   состояния   артикуляционного  аппаратакоторый   ещё  только   начинает   функционироватьпоэтому  роль    лепета   приобретает   большое   значение   для   его   дальнейшего   развития.

      На   втором   году   жизнидля   ребенка  становится   закономерным   несовершенство   произносительной  стороны   речи:   неправильное   произношение   большинства   звуков   родного   языкасмягчение   отдельных    согласных,   нечеткое   произношение   слов  с  пропуском  отдельных   звуковнеумение   точно   сохранять   слоговую   структуру   слова (особенно   в   многосложных   словах).  У  некоторых   детей  как  индивидуальная   особенность   речи   отмечаются   слабыйтихий голос,   невнятное   произнесение   словпростых  в   звуковом   отношении (согласный   плюс   гласный). К  концу   второго   года   речь   хоть   и   становится   основным   средством    общенияоднако   ещё  далека   от   совершенстваДля неё   характерныбедность   словарного   запаса,   частое   употребление    облегченных   слов ( «бай-бай», «ням-ням»  и  т. д.);  употребление  лишь   тех   названий   предметовигрушекс  которыми   ребенок   постоянно   действует;   отсутствие   правильных   грамматических  связей   между   словами;   нечеткое  произношение   отдельных   слов;   отсутствие   многих   звуков. В  этом   возрасте  здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

       На   третьем   году   жизни  произносительная  сторона   речи  у  детей  ещё  недостаточно   сформирована. Отсутствие   большинства   звуков   сказываются   на   произношении словпоэтому   речь   детей   ещё   недостаточно   четкая   и  внятная. Дети  не  всегда   умеют   правильно  пользоваться  своим   голосовым   аппаратом, иногда   говорят   слишком   тихо   или   наоборот   слишком   громкоОднако,   к   трем   годам   некоторые    дети   могут  усвоить   и   правильно   произносить   большинство   звуков,   кроме  р  и  шипящихУ  некоторых   детей,   наоборот,   возможны   задержки  в   формировании   произносительной   стороны   речиНа  третьем   году   жизни   происходит   интенсивное   накопление   ребенком   словаряУвеличивается   число   существительныхВ  своих   высказываниях   дети   могут   использовать  почти   все   части   речиТакже,   дети   овладевают  элементарными   грамматическими    навыками   языканачинают   согласовывать   прилагательные   с   существительныминачинают   использовать  в   речи   простые   распространенные   предложенияа   также   бессоюзные   сложносочиненные   предложенияВ  общении  со  взрослыми,   всё  реже   и  реже    употребляют   звукоподражательные   словаВ   этом   возрасте,   одновременно   с  речью   развивается   мышление,   память,   воображение   ребенкаИграя,   дети   часто  сопровождают   свои   действия      не   только   словамино  и   целыми   фразами. В   этом   возрасте   у   детей   велика   склонность   к   подражанию,   что   является   в   свою   очередь    благоприятным    фактором   для   развития   активной   речи. К   трем   годам   словарный  запас  составляет 250-700 слов, ребенок  использует предложения из пяти-восьми слов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и  союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

     На  четвертом  году   жизни    у   детей   отмечается   заметное   улучшение   произношения,   речь   становится   более   отчетливой,  словарный   запас   в   этом   возрасте   заметно   увеличивается. Дети  начинают   активно   пользоваться   помимо   существительных   и   глаголов   другими   частями   речи: прилагательныминаречиями,   предлогами.   Появляются   зачатки   монологической   речи.  В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные  и  сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас колеблется   от 1500-до 2000 слов, в  том числе слова, обозначающие временные и пространственные  понятия.  Ребенок   правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает  смягченное  произношение согласных. Четырехлетние   дети   еще  не   могут   самостоятельно   вычленять    звуки   в   словено   легко   подмечают   неточности   звучания   в   речи   сверстников.  Сама  речь   в   этом   возрасте,   носит   ситуативный   характер,   она   ещё  недостаточно   точна   в  словарном,   и   совершенна   в  грамматическом   отношении,   не   чиста    и   правильна   со  стороны   произношенияВ   этом   возрасте   ребенок   может   с   небольшой   помощью   взрослых   передать   содержание   хорошо    знакомой   сказки,   прочитать   наизусть   небольшое   стихотворение.   Инициатива   в   общении   все   чаще   исходит   от   ребенка.

      На   пятом   году   жизни   у   детей   отмечается   резкое   улучшение   произносительной   стороны   речи,   у   большинства   заканчивается  процесс   овладения   звукамиРечь   в  целом  становится  чищеотчетливее. Заметно  возрастает   речевая  активность   детей. Дети   начинают   овладевать   монологической   речью,   однако   в  структурном   отношении   она   не  всегда   совершенна   и   чаще   всего   имеет   ситуативный    характерК пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие  слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг  предметов  и  явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются  пропуски, перестановки звуков и  слогов; исключение составляют только некоторые  трудные  незнакомые слова (экскаватор). В предложении  используются  все  части речи.

      На  шестом   году   жизни словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания ( ни  свет ни з аря, на  скорую руку и др.) Усваиваются грамматические  правила  изменения  слов  и  соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое  и  речевое  внимание, память,  логическое  мышление  и  другие  психологические  предпосылки, необходимые  для  дальнейшего  развития  ребенка, его  успешного  обучения в школе.

     На   седьмом   году   жизни,   к  моменту   поступления   ребенка   в   школу   он   овладевает   правильным   звуковым   оформлением   слов,   четко   и   ясно  их   произносит,   имеет   определенный   словарный    запас,   в   основном   грамматически   правильную   речь. Ребенок   строит   различные   по   конструкции   предложения,   согласовывает   слова   в   роде,    числе,   падеже,   точно   спрягает   часто   употребляемые   глаголы. В   этом   возрасте  ребенок   свободно   пользуется   монологической   речью,   способен   рассказать  о  пережитых   событиях,   пересказать   содержание   сказки,   раскрыть   содержание   картины,   некоторые   явления   окружающей   действительностиВсе   это   дает   возможность   ребенку   при   поступлении   в   школу   успешно   овладеть   программным   материалом.

      Но   в   дошкольном   возрасте   не   заканчивается  процесс   овладения   речью. Дальнейшее   обогащение   словаря,   развитие   грамматически   правильной   речи,   совершенствование   умения   при   помощи   речи   выражать   свои   мыслиинтересно   и   выразительно   передавать   содержание   художественного  произведения   будет   продолжаться  в   школьные   годы   и  на  протяжении  всей   жизни.

    Все   этапы   и  периоды   речевого   дают понятие  в   последствии   более   четко   представлять   как    формируется   связная   речь.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "О развии речи в онтогенезе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

                       О развии  речи  в  онтогенезе.

         Речевая  функция  ребенка,  так  же  как  и  другие  высшие   психологические  функции,   не  дана   ему   изначально,  поэтому  она  преодолевает  длительный  путь  развития,  начиная   с  внутриутробного  периода.  Этот  путь   речевого  развития,  как  правило,  индивидуален  и  равномерен.  В  некоторый  момент  начинается   бурное  развитие   определенного  речевого  фактора: фонематических  процессов,  фонетики,   лексики, грамматики,  связной   речи;  при  этом   другие  факторы  могут   находиться  в  состоянии  относительной   стабильности. Ив  определенный   период  все   эти   процессы   синхронизируются,   для  того  чтобы  создать   в  совокупности   единыйцентр  речевой   деятельности,  способный   реагировать  на  требования,  которые  предъявляетребенку  социум.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 870 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 387
    • DOCX 35.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Куренкова Светлана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Куренкова Светлана Алексеевна
    Куренкова Светлана Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 28608
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Гуманно-личностный подход в воспитании детей

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс повышения квалификации

Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 80 человек

Курс повышения квалификации

Профориентация школьников: психология и выбор профессии

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 338 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 564 человека

Мини-курс

Политология: теория, практика, законодательство

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек