Главная / Классному руководителю / О направлениях работы с родителями.

О направлениях работы с родителями.

Черных Е.В.

методист опорного центра

ГБОУДОД ДТДиМ

по организации

воспитательной работы

в ОУ Колпинского района,

г. Санкт-Петербурга



О работе классного руководителя с семьёй по формированию толерантных отношений.


«Надо воздействовать не нервами на нервы, а душой на душу»

К.С.Станиславский


В современных социально – экономических условиях деятельность классного руководителя приобретает всё большую значимость в формировании личности ребёнка. И самыми заинтересованными людьми должны стать в первую очередь родители. Но как сделать так, чтобы это стало возможным? Что нового мы можем предложить нашим уставшим от потрясений родителям своих подопечных?!

Настоящее воспитание не требует времени. Оно само в семье. Не только я люблю тебя (ребёнка), а и ребёнок любит маму папу.

И любовь эта не только чувство, но и деятельность.

Любая воспитательная деятельность должна ориентироваться на семью! И этот ориентир должен быть главным.

Если я в семье пройду, все этапы развития и роста нравственности человека, то и в обществе я состоюсь как успешная личность.

Счастливый человек это тот, кто смог состояться в семье. Поэтому я акцентирую внимание классных руководителей в работе с родителями на следующие аспекты:

  • Образование родителей не должно заменять психолого-педагогические знания. Важно давать ту информацию, которая на практике может быть полезной.

  • Как преодолевать неуверенность в воспитании? (через знания)

  • Слушать своё «я» в отношении детей (практические действия)

  • Авторитарная позиция в воспитании не продуктивна, ведёт к страху, разрыву эмоциональных отношений – отсутствует положительный эффект.

  • Лучше: « Ты же человек, что я там услышал, надо решать…»

  • Требования и запреты, при которых не учитываются интересы детей, должны быть обоснованы.

  • Не следует выносить конфликты в сферу воспитания.

Если модель семьи представлена как конфликтная жизнь, у нынешних детей не будет потребности в создании семьи.

Важно: каждому родителю понять мудрость жизни при выяснении отношений: «Не критикуйте свою жену (мужа), может быть именно эти недостатки не позволили ей выбрать себе лучшего мужа (жену)».

Обязательна духовность в воспитании, вернее в жизни! Как пример, педагогика оптинских старцев.


Определяя основные функции классного руководителя по направлению работы с семьёй в воспитании нравственности, мы можем выделить:

  • Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся

  • Саморазвитие учащихся

  • Изучение традиций и обычаев народов мира и страны; традиции своей семьи, школы

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости, позитивной

  • собственной значимости

  • Формирование взаимозависимости, защищённости, взаимной ответственности

  • Ощущение у детей необходимости оказания помощи больным и слабым, желания заниматься благотворительностью

Вот замечательный пример такой деятельности. Нет лучшего способа по нашему мнению, привлечь семью к школьной жизни, как вспомнить о теме «Твоя родословная». Не удивляйтесь! К кому ребёнок побежит узнавать, кем был его прадедушка, как звали прабабушку, в какой школе учился отец. К родителям! А затем и к бабушкам, дедушкам… Значит на первых порах «круглый стол», посвящённый семейным воспоминаниям, состоится дома. Потом в семьях появится желание поделиться своими открытиями. И тут педагог должен предложить провести классный час (возможно совместно с родителями) на тему «Твоя родословная». А дальше дело техники: от совместной уборки территории до походов по местам боевой славы, участниками тех сражений являлись их предки.

А кому-то удастся составить такое родословное древо, корни которого будут «произрастать» из Петровских времён, а у кого-то история семьи будет напоминанием всех политических событий нашего государства. А может, кому-то захочется написать книгу о своей семье

Как пример, приведу отрывок из семейной книги.

«Когда всё началось? Может быть тогда, когда летним тихим вечером с Украины отправлялись шумные составы поездов, заполненные гомонящей молодёжью, в далёкую неизвестность Казахстанских степей?

Как говорит мой отец «добровольно-принудительно, пинком под зад» - отправлялись молодые люди на Целину.

Молоденькая черноглазая маленькая хохлушка с венком шикарных волос на голове, улыбаясь, протискивалась в вагоне на свободное место. Приветствуя всех приятным голосом «Здоровэньки булы», шумно устраивается на полке. Куда её несёт? Что ждёт впереди? Нет, этот вопрос её не очень волнует и вовсе не пугает. Ей эта поездка, как увлекательное путешествие. Везде люди и все разные. Она к ним привыкла. Детство, проведённое в детском доме, война, не мельком коснувшаяся её жизни, потеря отца, затем работа по найму – всё это научило её понимать людей и умело уживаться с ними.

Сейчас впереди много интересного. А пока – прощай родной город, прощайте родные (многие из них не очень любили родычаться с ней), да и знакомые ребята бывало, на танцах не подходили к ней. Она была здесь для всех сестрой «дурнэнького Ванька». Мать её Уляна Григоровна Коваленко, родом с Кавказа из донских казачек была вольной натурой. За что видно и невзлюбили стройную красавицу родичи мужа.

Трудно сказать, в кого больше пошла Валентина – в мать свою или в отца. Отца, Лапина Ивана Михайловича, Валя помнит очень смутно, всё больше по рассказам родственников и знакомых. Сам Иван из Лебединских. В семье их было трое: Семен, Олэна и младший – Иван. Весельчак и балагур, любил людей и детей. Да и те отвечали ему тем же. Было в нём что-то цыганское, хотя по крови он был чистый хохол. Вот и «жинку прывиз соби нэ таку». Любил он Улю свою. Сильно любил. Так, во всяком случае, помнится Валюшке. Да недолгим счастье их было. Война всё нарушила. Остались они с матерью вчетвером: Старшая Валя (ей было всего 5 лет), средний Мышко, да Иван самый младший.

Ушёл батька на войну, да так и не вернулся. Пришла бумага «Без вести пропавший». А это – надежда. Да такая надежда, что даже внуки пытались искать своего ни разу не виденного деда. Потом выяснилось, что погиб он под Иваново Московской области. Вот так и осталась Уляна, чужая для всех, одна с детьми. Случилось так, что Валя во время оккупации потерялась и попала в детский дом зимой 1945 года. Проучилась там до шестого класса. Закончилась война, нашлась её мать, и забрала Валентину домой. Да только не очень весёлое будущее её ждало. Учёбу пришлось на этом закончить, нужно было зарабатывать на жизнь. Кем только не работала: посудомойкой в городской столовой, и нянькой, и по наймам ходила.

Вот так в 22 года и очутилась она в поезде, мчавшем её в неизвестность. В родном городе осталась мать с братьями, дядька Семён (он к счастью с войны вернулся), титка Олэна (Деркач в замужестве) – строгая и властная женщина. Пожалуй, она была единственным человеком, который по – настоящему любил Валентину. (Другие родственники старались с их семейством не знаться, уж очень они были бедными).

1955 год – в стране идёт активное освоение целинных земель.

28 мая 1959 год – здесь в Казахстане на разъезде «Казахская» уже стоят первые дома целинников, уже обжиты бараки. Сюда и выгрузили пополнение. Повсюду молодёжь. Кого только нет…

Со всего Советского Союза добровольцы: здесь русские и украинцы, грузины, белорусы и немцы – в общем, полный интернационал.

Валюха во все глаза смотрит на бескрайние степные просторы. О них слагаются песни – дивная красота! Там на Родине, куда не глянешь – деревья, сады, а тут сплошная степь да трава, взор добегает аж до горизонта.

Жарко. Знойное лето в разгаре. Девчата на строительстве элеватора. Тяжела эта работа. Хоть и не боится Валентина никакой работы, ей, ох как нелегко. Силёнок маловато у этой маленькой хрупкой девчушки. Да ещё ребята норовят обидеть. Обидно слышать в свой адрес: сурок, кнопка. Но находятся и защитники. Вот, например, этот дядя Володя, что недавно просила его покрутить донкрат. Помог. Да и ребятам велел прикусить язык. Слава о его тяжёлых кулаках помогла умолкнуть злым языкам.

Отдыхать Валя любит на берегу реки. Сядет на бережок и запоёт свои любимые украинские напевы. Дяде Володе нравится. Он часто приходит к ней, просит спеть. Видно и ему напоминают песни о родных краях. И она поёт. Ей нравиться этот стройный приятный мужчина с шевелюрой кудрявых волос. Хотя, кажется, она его немного боится. И, поди ж ты, именно Валюху выбрал себе в жёны дядя Володя. Вот так и началась семья ДОНЧЕНКО».

Рекомендую использовать практическое методическое пособие «Пишем родословную книгу». Эта книга написана удивительно светлым человеком, директором Центра «Семейная родословная», отцом 10-ти детей, великолепным семьянином и патриотом своей Родины. Она поможет легко и доступно составить, пополнить, оформить и хранить родословную в современной российской семье. В приложении дана аннотация на заполнение листов из родословной книги. Заполняя, таким образом, лист на каждого члена семьи, собирается большая родословная книга. Ценность такой работы заключается ещё и в том, что сведения собираются у ныне живущих родственников, а не «выуживаются» по крохам из архивов. А это значит, что дети, родители, бабушки и дедушки находят много интересных тем для обсуждений в семье и совместных дел становится всё больше. Что позволит многим членам семьи по-новому взглянуть на своих родственников, узнать много интересного из их прошлой и настоящей жизни. В процессе такой работы меняются отношения между возрастными членами семьи. И, как правило, в лучшую сторону.

Составив книгу рода каждой семье можно ввести в традицию: дарить на свадьбу, рождение ребёнка, юбилей семьи и т. д. Главное эта работа даст возможность осуществить многие функции классного руководителя по направлению работы с семьёй. А каждому ребёнку и семье даст возможность объединиться общей идеей, сродниться не просто формально, а достаточно глубоко понимать родственные связи. Прочувствовать гордость за себя, свою семью, страну в которой родился и живёшь.

И ещё, что считаю весьма важным: когда каждый член семьи, по крупицам собирая сведения о представителях своего рода, вдруг обнаружит, что в Роду - то у него есть представители разных национальностей, то вряд ли тогда к нему придёт мысль о том, что нужно с кем – то воевать и доказывать своё превосходство. И вот на этом замечательном материале куда успешнее будет идти формирование толерантных установок в различных возрастных группах.




Список рекомендуемой литературы:


  1. Долинина Н.Г. «Прочитаем Онегина вместе»; «О моём отце»

  2. Богданова Р.Я. «Как созидать вместе».

  3. Дереклеева Н.И. «Классный руководитель» /основные направления деятельности/

  4. Воронцов В. «Рассказы, сказки, притчи и легенды»

  5. Ж. «Воспитание школьников» №10,2000г.

  6. Караковский В. «812 маршрут»

  7. Миронов Ю.Ф.«Пишем родословную книгу»



Рекомендации по заполнению

главного листа родословной книги

по программе «Петербургский этикет»

Составитель: Черных Е.В.


Название методического материала

Родословная книга

Форма методического материала

Представляет собой главный лист родословной книги

Раздел и тема программы

«Светский этикет»

«Твоя родословная»

Содержательная структура методического материала

Главный лист представляет собой лист биографических данных с прилагаемой фотографией владельца и кратким жизнеописанием представителя рода.

Содержательная нагрузка методического материала

Направлен, на развитие исследовательских умений, творческих способностей, воспитание патриотических чувств к Родине. Вызывает живой интерес к своим родственникам и любовь к своей семье.

Методика применения методического материала

Заполнение главного листа учащимся может быть как самостоятельным, так и совместным с родственниками. Итогом заполнения главного листа на каждого члена семьи, является возможность изучить свою собственную родословную и составить родословную книгу всего рода.

Результативность применения методического материала

Заполнение главного листа увеличивает интерес ребёнка к собственной семье, к истории рода и истории государства. Позволяет развить исследовательские умения и творческие способности, развить писательский дар при составлении биографических данных и описании изменений происходящих в государстве.


О направлениях работы с родителями.
  • Классному руководителю
Описание:

О работе классного руководителя с семьёй по формированию толерантных отношений.

Настоящее воспитание не требует времени. Оно само в семье. Не только я люблю ребёнка, а и ребёнок любит маму, папу.

Любая воспитательная деятельность должна ориентироваться на семью! И этот ориентир должен быть главным.Счастливый человек это тот, кто смог состояться в семье. Поэтому я акцентирую внимание классных руководителей в работе с родителями  на следующие аспекты:

·         Образование родителей не должно заменять психолого-педагогические знания. Важно давать ту информацию, которая на практике может быть полезной.

·         Как преодолевать неуверенность в воспитании? (через знания)

·         Слушать своё «я» в отношении детей (практические действия)

·         Авторитарная позиция в воспитании не продуктивна, ведёт к страху, разрыву эмоциональных отношений – отсутствует положительный эффект.

·         Лучше: « Ты же человек, что я там услышал, надо решать…»

·         Требования и запреты, при которых не учитываются интересы детей,  должны быть обоснованы.

·         Не следует выносить конфликты в сферу воспитания.

Определяя основные функции классного руководителя по направлению работы с семьёй в воспитании нравственности,  мы можем выделить:

·         Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся

·         Саморазвитие учащихся

·         Изучение традиций и обычаев народов мира и страны; традиции своей семьи, школы

·         Воспитание эмоциональной отзывчивости, позитивной

·         собственной значимости

·         Формирование взаимозависимости, защищённости, взаимной ответственности

 

·         Ощущение у детей необходимости оказания помощи больным и слабым, желания заниматься благотворительностью

Здесь вы найдёте рекомендации как с успехом для воспитания можно использовать тему родословия.

Автор Черных Елена Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 268
Номер материала 17328
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓