Главная / Другое / О формировании навыков правильной речи учащихся

О формировании навыков правильной речи учащихся







О формировании навыков правильной речи учащихся



Учитель: Тажимбетова Г.С.























В наше время культура речи приобретает все большее значение. Поэтому целесообразно пользоваться материалом по культуре речи при объяснении нового материала и при его закреплении или повторении. Это позволит расширить лингвистический горизонт школьников, поможет им глубже понять систему языка, правила его применения. Видами такой работы могут стать:

Выразительное чтение публицистических, научных текстов;

Толкование слов и оценка контекста, в который они вводятся;

Сочинения-миниатюры, выполненные в разных стилях и т.д.

В предлагаемой статье расскажу о работе, которая проводилась на уроках русского языка в старших классах. Эти задания использовались в системе и имели общую культурно-речевую направленность.

Первое задание – орфографический диктант. Его объем – 5-10слов, одиночных или в составе словосочетаний. Например: исподтишка, мировоззрение, коммюнике, беллетристика, встреча с шестьюстами юннатами, обаяние. В состав диктанта включаются:

1)орфографически трудные слова, написание которых можно подкрепить этимологической справкой (слово обаяние состоит в родстве с баять,басня, баюшки-баю и первоначально значило «очаровывание словами», исподтишка – результат сращения сложного предлога из-под с формой р.п. ед.ч. от тишок, родственного словами тишь, тихий и под);

2)числительные в косвенных падежах (встреча с шестьюстами юннатами);

3)лексемы,вызывающие затруднения и в написании, и в произношении (рассредоточение, повторённому, законнорождённый и т.п.);

4)распространенные ошибки учеников класса (слова –рассчитывать, количество, расчет и др.).

Второе задание – орфоэпический диктант . Его объем 5-10 слов.Методика проведения такова: учитель произносит одно слово несколько раз – либо с разным ударением, либо с разной артикуляцией тех или иных звуков. Например: обеспе*чение – обеспече*ние, нефтепро*вод – нефтепрово*д, ску/чн/о – ску/шн/о, /чт/о -/шт/о.

Ученики записывают слово, обозначая то произношение, которое считают нормативным. После проверки и необходимой корректировки в тетрадях старшеклассников должна появится такая запись: обеспе*чение, нефтепрово*д, ску/шн/о, /шт/о. Затем школьники хором и по одному несколько раз произносят эти слова, закрепляя акцентологические и орфографические нормы.

Третье задание – комплексный анализ кратких выражений. В задание включаются нормативные, ненормативные и окказиональные выражения. Комплексным я его назвал потому, что ученики должны оценить в предложенных оборотах все: произношение, грамматическую форму, словообразовательную модель, синтаксические связи, цель и условия введения в речь и т.п.Учитель их диктует, ученики записывают, а затем комментируют – самостоятельно или с помощью наводящих вопросов. Например: «ужасно смешной»; «вырезали аппендицит».Дети, сопоставив с оборотами типа «ужасно весело», «страшно красиво», «жутко интересно» и т.д., понимают, что это своего рода эмоциональный возглас, что в предложенном контексте слова ужасно, жутко теряют свой мрачный, зловещий смысл и служат лишь для усиления экспрессии, заменяя собой такие лексемы очень, чрезвычайно, невообразимо. Ученики делают вывод: это нормативное выражение, но оно – разговорного стиля.

Четвертое задание - пунктуационный диктант. Его объем одно предложение. Оно должно быть по возможности кратким и насыщенным знаками препинания. Например: И, вглядевшись в чертеж, понял: ошибка. В нем шесть слов и четыре знака препинания.

Старшеклассники записывают фразу, пунктуационно ее оформляют и комментируют, читают вслух. Блок таких заданий применяется и как тренировочный , и как контрольный. Он уместен при объяснении нового материала и при его закреплении или повторении. Этот прием вызывает у школьников интерес к предмету, успешно формирует навыки правильной, логичной, точной, богатой речи.

В целом все перечисленные виды работ способствуют как развитию правильной речи учащихся, так и формированию орфографической зоркости.





О формировании навыков правильной речи учащихся
  • Другое
Описание:

      В наше время культура речи приобретает все большее значение. Поэтому целесообразно пользоваться материалом по культуре речи при объяснении нового материала и при его закреплении или повторении. Это позволит расширить лингвистический горизонт школьников, поможет им глубже понять систему языка, правила его применения. Видами такой работы могут стать:

               Выразительное чтение публицистических, научных текстов;

               Толкование слов и оценка контекста, в который они вводятся;

               Сочинения-миниатюры, выполненные в разных стилях и т.д.

     В предлагаемой статье расскажу о работе, которая проводилась на уроках русского языка в старших классах. Эти задания использовались в системе  и имели общую культурно-речевую направленность.

    Первое задание – орфографический диктант. Его объем – 5-10слов, одиночных или в составе словосочетаний. Например: исподтишка, мировоззрение, коммюнике, беллетристика, встреча с шестьюстами юннатами, обаяние. В состав диктанта включаются:

      1)орфографически трудные слова, написание которых можно подкрепить этимологической справкой  (слово обаяние состоит в родстве с баять,басня, баюшки-баю и первоначально значило «очаровывание словами», исподтишка – результат сращения сложного предлога из-под с формой р.п. ед.ч. от тишок, родственного словами  тишь, тихий и под);

      2)числительные в косвенных падежах (встреча с шестьюстами юннатами);

      3)лексемы,вызывающие затруднения и в написании, и в произношении (рассредоточение, повторённому, законнорождённый и т.п.);

      4)распространенные ошибки учеников класса (слова –рассчитывать, количество, расчет и др.).

   Второе задание – орфоэпический диктант . Его объем 5-10 слов.Методика проведения такова: учитель произносит одно слово несколько раз – либо с разным ударением, либо с разной артикуляцией тех или иных звуков. Например: обеспе*чение – обеспече*ние, нефтепро*вод – нефтепрово*д, ску/чн/о – ску/шн/о, /чт/о -/шт/о.

   Ученики записывают слово, обозначая то произношение, которое считают нормативным. После проверки и необходимой корректировки в тетрадях старшеклассников должна появится такая запись: обеспе*чение, нефтепрово*д, ску/шн/о, /шт/о. Затем школьники хором и по одному несколько раз произносят эти слова, закрепляя акцентологические и орфографические нормы.

   Третье задание – комплексный анализ  кратких выражений. В задание включаются нормативные, ненормативные и окказиональные выражения. Комплексным я его назвал потому, что ученики должны оценить в предложенных оборотах все:  произношение, грамматическую форму, словообразовательную модель, синтаксические связи, цель и условия введения в речь и т.п.Учитель их диктует, ученики записывают, а затем комментируют – самостоятельно или с помощью наводящих вопросов. Например: «ужасно смешной»; «вырезали аппендицит».Дети, сопоставив с оборотами типа «ужасно весело», «страшно красиво», «жутко интересно» и т.д., понимают, что это своего рода эмоциональный возглас, что в предложенном контексте слова ужасно, жутко теряют свой мрачный, зловещий смысл и служат лишь для усиления экспрессии, заменяя собой такие лексемы очень, чрезвычайно, невообразимо. Ученики делают вывод: это нормативное выражение, но оно – разговорного стиля.

       Четвертое задание  - пунктуационный диктант. Его объем одно предложение. Оно должно быть  по возможности кратким и насыщенным знаками препинания. Например: И, вглядевшись в чертеж, понял: ошибка. В нем шесть слов и четыре знака препинания.

        Старшеклассники записывают фразу, пунктуационно ее оформляют  и комментируют, читают вслух. Блок таких заданий применяется  и как тренировочный , и как контрольный. Он уместен при объяснении нового материала и при его закреплении или повторении. Этот прием вызывает у школьников интерес к предмету, успешно формирует навыки правильной, логичной, точной, богатой речи.

 

      В целом все перечисленные виды работ способствуют как развитию правильной речи учащихся, так и формированию орфографической зоркости.

Автор Тажимбетова Гулзипа Садуакасовна
Дата добавления 26.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 325
Номер материала 54981
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓