Главная / Другое / О развитии навыков самостоятельной работы учащихся ДМШ и ДШИ

О развитии навыков самостоятельной работы учащихся ДМШ и ДШИ



Муниципальное Автономное Учреждение Дополнительного Образования «Детская школа искусств №6 г. Хабаровска»



























О развитии навыков самостоятельной работы учащихся ДМШ и ДШИ.



























Подготовила Чалых Лариса Михайловна преподаватель первой категории по классу фортепиано















г. Хабаровск 2015




Одной из наиболее трудных педагогических задач является развитие у детей навыков самостоятельной работы. Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить и как учить? Если с первыми тремя вопросами все более-менее ясно – учить тех, у кого есть желание и необходимые для этого данные: способности, талант. То по поводу «как учить?»- можно много и долго рассуждать.

Возникает много вопросов и споров. Конечно, каждый педагог старается научить своих учеников технике звукоизвлечения, технике интонирования, фразировке.

Но, какие - бы приемы он не показывал в классе, одними уроками технику ни у кого не выработать. Необходима еще тщательная работа дома.

Многие учащиеся не умеют или не знают как готовиться к занятиям. Сколько по времени нужно заниматься. И здесь важно каков его (кпд) домашних занятий. Но без систематической работы дома обучение обречено на провал. И это одна из главных проблем снижения высоких результатов в исполнительской деятельности.

Многие дети и их родители приходят в школу с положительным отношением к учебе, но проходит какое-то время и у них пропадает интерес к школе, к занятиям. Почему это происходит? Этот вопрос рано или поздно встает перед каждым преподавателем. Конечно, многое зависит от преподавателя, который старается сделать учебный процесс увлекательным на протяжении всего периода обучения, но с возрастом желание заниматься пропадает, а требования усложняются. И все-таки главная задача педагога научить работать ученика самостоятельно дома. Сформировать у него чувство ответственности, способность к саморазвитию.

В понятие «самостоятельность» в музыкальной деятельности входит комплекс способов самостоятельных действий, направленных на первоначальное ознакомление с музыкальным произведением, его разучивание и исполнение. Ученик должен знать, что он хочет, и уметь самостоятельно воплотить свои намерения. Передавая ученику знания, развивая его исполнительские навыки, педагог должен использовать такую форму занятий, которая требовала бы от ученика сознательных усилий, побуждала бы его думать. При проведении урока необходимо наблюдать за тем, чтобы ученик всегда понимал задание педагога в каждом конкретном случае. Это приучит к тому, что он и при занятиях дома будет знать, к чему следует стремиться. Самостоятельная работа – это всегда труд, полный инициативы, воли творческой фантазии. Прежде- всего надо представить себе ясно что и как должно звучать, а потом проверять слухом. У русского писателя и музыковеда Одоевского В.Ф.- в «Музыкальной азбуке» можно прочесть следующее: «Наша задача: довести ученика до того, чтобы его глаз понимал то, что ухо слышит, и ухо понимало то, что глаз видит, то есть, чтобы каждая видимая учеником нота имела для него звук».

В самом начале обучения игре на фортепиано появляется масса новых не знакомых задач: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и.т.д. Но среди обилия решаемых задач, важно не упустить основную - сохранить в этот ответственный момент любовь к музыке и развить интерес к музыкальным занятиям. Большую роль здесь личность педагога, его контакт с учеником. Опыт показывает, что в первые годы обучения, большую роль в развитии музыкального мышления играет прослушивание музыкальных произведении в исполнении педагога. Если педагог, показывая простую песенку, сам поддается ее обаянию и умеет воодушевиться ее настроением, ему легче передать это настроение ученику. Такое совместное переживание музыки - наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов ученика и в более старшем возрасте.

Воспитание работоспособности ученика имеет несколько сторон:

-ученику следует помочь в организации рабочего дня, хотя при большой загруженности в общеобразовательной школе это трудно. Но нужно бороться с привычкой откладывать приготовление урока на последний день.

-организованность в работе: не просто играть, а ставить себе все время и решать определенные задачи. Не откладывать работу над трудными местами, а заниматься ими в первую очередь.

-настойчивость - целенаправленные повторения, а не механические. Основной фактор здесь - слух. Сосредоточенное вслушивание во время работы. Не делать ни одного движения, не брать ни одной ноты «мимо слуха»- вот основное правило, от которого зависит успех в работе.

Наблюдая за учащимися разных классов, я заметила, что все учащиеся проявляют способы самостоятельных действий, но проявляются они индивидуально каждым учеником. Эти способы зависят от системы знаний и подготовленности ученика, от его эмоциональности. Способы действий учащихся младших классов находятся на уровне подражания. В более старшем возрасте нужно воспитывать в учениках исполнительскую самостоятельность. Что это такое? Во-первых - умение по своему интерпретировать произведение, создание своего исполнительского замысла, во вторых - умение самостоятельно работать, находить свои технические приемы для воплощения своего замысла. ( Пример с ученицей Тресковой А.)

Я объясняю своим ученикам, что когда берется новое произведение в работу, очень важно для всей дальнейшей работы правильно и точно разобраться в нотах с первого же раза. Очень опасно делать первое чтение как попало: брать фальшивые ноты, забывать диезы, бемоли. Если так фальшиво просесть нотный текст и начать заучивать, потом будет трудно от них отвыкнуть. Это тормозит успешность всей работы и портит слух. Первое чтение необходимо делать в медленном темпе, чтобы успеть разглядеть все обозначения в тексте. Если после прочтения текста нет уверенности в том, что он прочитан правильно, следует повторить его, каждый раз, внимательно вглядываясь в ноты. Читать надо не смотря на руки, глаза должны смотреть вперед, а если не удается все рассмотреть, то перед трудным местом надо остановиться. Но только прочесть - еще недостаточно. Необходимо дать ясный отчет, где в каждом отрывке главная мелодия, где аккомпанемент, нет ли где двух-трех голосов и.т.д. Необходимо разобраться в фактуре. Ученику дается на дом план работы над разбором музыкального произведения. В общих чертах этот план включает:

--подбор сведений о композиторе;

--анализ названия произведения, определение его жанра, формы, тональности, размера;

--выявление интонационно-тематического содержания и характера произведения;

Умение анализировать произведение способствует развитию самостоятельности мышления. В процессе первоначального ознакомления с музыкальным произведением анализ его начинается сразу после проигрывания педагогом, во время которого ученик получает целостное представление о произведении.

Способы самостоятельных действий учащихся на каждом этапе работы над произведением разные. Г. Коган - известный пианист - педагог считал основным в начальной стадии работы - работа над пьесой по частям. В этой же стадии работы произведение заучивается наизусть. Следует развивать такие виды памяти, как зрительную, двигательную, слуховую и особенно аналитическую, не полагаясь на пассивную, которая основывается на автоматическом запоминании, выжидая, когда произведение « само запомнится». Способы запоминания различны: это может быть мысленная игра, игра в замедленном темпе, присоединение кусков справа и слева; осмысленное деление произведения на части: разделы, периоды, предложения, фразы. Особое место отводится работе над звуковыми контрастами, нюансами и педализацией. В процессе этой повседневной целенаправленной работы формируется самостоятельность ученика.

. Если в первом классе задания включают простые по содержанию ( «Веселая или грустная мелодия в этой пьесе?, : « Не кажется ли тебе, что мелодию лучше сыграть мягким звуком ?» , « Не думаешь ли ты, что…?» и так далее, то в средних классах даются задания на воспитание вдумчивого и глубокого анализа произведения. Ученик должен дать словесную характеристику произведения, дать свою оценку и объяснить ее. Это разовьет чувство ответственности, сосредоточенности в работе и настойчивости в достижении поставленной цели



. Желательно говорить на уроке кратко, образно, не допуская слишком много замечаний, чтобы у учеников, как говорил русский композитор и педагог Г. Пахульский : «Не шла кругом голова от массы замечаний, которые на них обрушиваются».

Практиковать на уроках различные виды музыкально-творческой деятельности, что обогатит их внутренний мир. Например: чтение нот с листа незнакомого произведения, что способствует более быстрому разбору текста .Занимаясь регулярно чтением с листа, формируются способы действий, направленные на воспитание навыков быстрого и качественного чтения незнакомого музыкального произведения. Гармонический анализ разовьет ладо - гармоническое мышление, поможет развитию внутреннего слуха, облегчит процесс приобщения ученика к импровизации и элементарному сочинению. Позволит ему быстро запоминать текст и ускорит формирование умения подбирать по слуху.

Анализ формы расширит представление ученика о содержании музыкального произведения. Главное в занятиях создать условия, при которых ученик сам пытался – бы найти нужные приемы из предложенных ему педагогом. Прослушать, например произведение в разных исполнениях в интернете или прочитать что-то интересное о композиторе.



В самом деле, сегодня мы наблюдаем такую картину, когда выпускники музыкальной школы не умеют зачастую подобрать по слуху понравившуюся мелодию, легко прочитать пьесу с листа. Не умеют преодолевать трудности разучиваемых произведений, работать над фразой, не говоря уже об умении импровизировать или сочинять .

.

Надо быть терпеливым по отношению к любым ошибкам ученика, благожелательно помогать ему в трудном деле овладения исполнительским мастерством. Нужно уберечь учеников от боязни неудач и препятствий. Трудности для того и существуют, чтобы бороться с ними, преодолевать их.

И так, воспитание самостоятельности должно стать неустанной заботой педагога начиная с первых классов. Следует действительно проверять, как занимаются ученики дома, созданы ли необходимые условия, придерживаются ли они режима дня? Продолжительность занятий зависит в значительной мере от индивидуальности ребенка. Однако, как только у него обнаруживаются признаки переутомления, занятия надо прекращать. Ученику следует помочь в организации рабочего времени, установить индивидуальную норму часов работы, добиться систематической, ежедневной работы, не откладывать приготовление урока на последний день.

Но, с другой стороны, сейчас перегруженность детей в общеобразовательной школе не позволяет увеличить время для домашних занятий музыкой. И в тоже время, особо серьезное внимание следует обратить на то, чтобы ученики не заменяли сознательную работу механическим повторением пройденного, так как это принесет больше вреда, чем пользы.

. Помощь со стороны родителей их заинтересованность, поддержка в трудную минуту, помогают им в повседневной кропотливой работе. Когда ученик видит, что его игра может доставлять удовольствие родным, друзьям, педагогу, то, благодаря своим музыкальным талантам, он становится интереснее в их глазах, и у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться, как личность в творческой музыкальной деятельности.

Таким образом, проблема формирования самостоятельности учащихся в музыкальных занятиях волнует многих педагогов. Действительно, без элементарной грамотности ученика, наличия у него определенных знаний, умений и навыков невозможно говорить о какой- либо самостоятельной работе над музыкальным произведением. Воспитание самостоятельности является необходимым моментом в подготовке музыканта - исполнителя.

Методические пособия в помощь педагогам:

1 С. Ляховицкая «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре»

2 Л. Баренбойм «Путь к музицированию»

3 Т. Смирнова «Аллегро»

4 Э. Тургенева « Пианист фантазер»

5 Т. Юдовина и Гальперина « Маленькому музыканту»

6 Т. Артоболевская « Первая встреча с музыкой»



Используемая литература

1 А. Баренбойм Фортепиано - педагогические принципы Блуменфельда Л.,1974.

2 Б. Милич « Воспитание ученика- пианиста».К..1971.

3 Г. Нейгауз « Об искусстве фортепианной игры».М..1958.

4 Е. Тимакин Воспитание пианиста М .1975.

5 А.Щапов « Фортепианная педагогика». М.,1960.



О развитии навыков самостоятельной работы учащихся ДМШ и ДШИ
  • Другое
Описание:

Данная методическая разработка может быть использована в системе дополнительного образования для преподавателей ДМШ и ДШИ.

В работе рассматриваются проблема формирования и развития самостоятельности учащихся на музыкальных занятиях . Обосновывается необходимость поиска оптимальных психолого-педагогических приемов для формирования навыков и умений при работе над музыкальным произведением.

Автор Чалых Лариса Михайловна
Дата добавления 30.10.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1070
Номер материала MA-061794
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓