Главная / Физика / О коррекции знаний и умений учащихся при обучении решению задач

О коррекции знаний и умений учащихся при обучении решению задач

Ермоленко Валентина Петровна

ДОКЛАД

«О коррекции знаний и умений учащихся при обучении

решению задач».

Подход к учащимся в процессе обучения как никогда актуален в сегодняшние дни. Так как не секрет, что существуют дети, которые не только не могут что-то усвоить, но и не хотят, а также мешают другим. Эта проблема особенно обострилась в последние годы, потому что с введением новых предметов уменьшилось число часов на точные и естественнонаучные предметы, а также изменилась социальная обстановка в обществе. В связи с этим на уроках физики необходимо систематически проводить работу по коррекции знаний и умений, что является ежедневной работой и заботой любого учителя , потому что в каждой общеобразовательной школе, наряду с учащимися, ориентированными на поступление в колледжи и ВУЗы, есть дети трудные, с низким уровнем обучаемости и обученности.

В работе по коррекции знаний и умений при обучении решению задач можно выбрать три основных направления:

  1. Поэлементный подход.

  2. Использование опорных конспектов математического содержания.

  3. Разноуровневое тестирование для отдельных учащихся.

  1. ое направление. Этот поэлементный подход заключается в том, что педагог организует целенаправленную работу над каждым отдельным действием обобщенного алгоритма решения задач, для этого надо использовать специально подобранные упражнения, давать кратковременные самостоятельные и проверочные задания, коррекционные упражнения по выявленным пробелам знаний. Таким образом можно добиться того, чтобы каждый ученик перед решением задачи планировал свои действия, а после решения комментировал их, тем самым развивал мыслительную и речевую деятельность. На таких занятиях очень удобно практиковать «защиту задачи», т. е. объяснение хода ее решения. Для «защиты задачи» лучше рассматривать их из домашнего задания. Иногда можно организовывать работу класса по цепочке: ребята друг за другом у доски выполняют по одному из пунктов алгоритма, комментируя свои действия по ходу решения задачи. При разборе нового типа задач я сначала показываю решение на доске, затем записанное закрываю, а ученики самостоятельно воспроизводят ее решение в тетрадях.

  2. ое направление: опорные конспекты математического содержания. Всем известно, что даже поняв сущность задачи, верно записав ее условие, ребята

часто затрудняются при переводе данной величины в систему СИ, не умеют из формулы выразить неизвестное, слабо владеют вычислительными навыками, не связывают изученное на уроках математики с возможностью и необходимостью его применения на занятиях физики. Но успешно решать физические задачи без математических знаний невозможно. Один из традиционных путей решения названных проблем - совместная работа с учителем математики, но она требует больших затрат времени и существует вероятность того, что учитель физики не сможет строго придерживаться математической терминологии. Поэтому-то нужно давать опорные конспекты математического содержания. Они становятся средством развития памяти, логики, «алгоритмической» формы мышления.

  1. е направление - разноуровневое тестирование для отдельных учащихся. Тестовая проверка усвоения рассматриваемой темы учащимися предусматривает решение задач и ответы на вопросы трех уровней сложности. За критерий сложности задания принято количество логических шагов, требующихся для решения поставленной задачи. Систематизация тестовых задач по уровню сложности вводится для осуществления дифференцированного подхода к знаниям учащихся и контроля над работой учителя.

Уровень А - задания рассчитанные на усвоение основных понятий, на наглядное отображение материала или несложные расчеты на уровне узнавания и воспроизведения. В большинстве случаев можно выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.

УровеньВ - включает более сложные задания, для решения которых надо сделать 2-4 логических хода. Их решение требует более глубоких знаний по курсу физики и умения применять их в стандартных ситуациях.

Уровень С- это задания, требующие применения полученных знаний в нестандартных ситуациях. Правильность выполнения тестового задания оценивается в баллах.

Уровень А-

а) правильный ответ - 1 балл;

б) неправильный ответ или его отсутствие -0 баллов.

Уровень В -

а) правильный ответ - 2 балла;

б) неправильный ответ при наличии записей, содержащих верные логические шаги к решению задачи - 1 балл;

в) в остальных случаях — 0 баллов.

Уровень С—

а) за правильный ответ и записи без ошибок выставлять - 3 балла;

б) за правильный ответ, сопровождающийся записями с ошибками — 2 балла;

в) за частичное решение или частичный ответ - 1 балл;

г) в остальных случаях - 0 баллов.

На выполнение заданий отводится следующее время: на уровень «А»- Зминуты, на уровень «В»- 5 минут, на уровень «С»-10 минут.

Завершающими заданиями являются тесты по теме и итоговые тесты по разделу. Тест по теме рассчитан на два спаренных урока ( 90 минут), а итоговый тест по разделу на четыре спаренных урока. При этом для каждого варианта в тематическом тесте из 8 заданий выбирают 5, а в итоговом -из 17 заданий-10.

Оценки

«5»

«4»

«3»

«2»

баллы

30-25

24-18

17-10

9-0




Таблица оценки баллов, набранных при выполнении итогового теста по разделу:

Оценки

«5»

«4»

«3»

«2»

баллы

60-50

49-36

35-21

20-0





О коррекции знаний и умений учащихся при обучении решению задач
  • Физика
Описание:

Подход к учащимся в процессе обучения как никогда актуален в сегодняшние дни. Так как не секрет, что существуют дети, которые не только не могут что-то усвоить, но и не хотят, а также мешают другим. Эта проблема особенно обострилась в последние годы, потому что с введением новых предметов уменьшилось число часов на точные и естественнонаучные предметы, а также изменилась социальная обстановка в обществе. В связи с этим на уроках физики необходимо систематически проводить работу по коррекции знаний и умений, что является ежедневной работой и заботой любого учителя , потому что в каждой общеобразовательной школе, наряду с учащимися, ориентированными на поступление в колледжи и ВУЗы, есть дети трудные, с низким уровнем обучаемости и обученности.


Автор Ермоленко Валентина Петровна
Дата добавления 12.10.2015
Раздел Физика
Подраздел Другое
Просмотров 724
Номер материала MA-061216
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓