Главная / Другое / Нравственное воспитание учащихся на уроках татарского языка и литературы

Нравственное воспитание учащихся на уроках татарского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №125» Советского района города Казани









Статья на тему:
«Нравственное воспитание учащихся на уроках татарского языка и литературы».






подготовила

учитель татарского языка и литературы

Хуснуллина Чулпан Нургалиевна



















Казань 2015г.

Нравственное воспитание учащихся на уроках татарского языка и литературы



В конечном счете, основой всех 

человеческих ценностей

служит нравственность. 

А. Эйнштейн.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Я убеждена в том, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые, - педагоги, родители, все, кто окружают ребенка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Поэтому я занимаюсь проблемой нравственного воспитания на уроках литературы. 

Преобразования последних лет привнесли в наш мир не только новые рыночные отношения, но и ломку нравственных ориентиров. Девальвируется духовность, в прошлое уходят доброта и порядочность, человечность и великодушие. Словом, мы безвозвратно теряем тот духовный мир, который некогда на Западе вызывал смешанное чувство уважения и удивления. Мир этот настойчиво вытесняется жестким прагматизмом, неуемной жаждой наживы. Безусловно, все это не могло не сказаться и на нашей молодежи. С определенной долей наивности демократию она отождествляет с вседозволенностью, а дикий рынок с цивилизованным бизнесом. Нестабильность в обществе порождает у молодых людей максимализм, вызывает непредсказуемые противоправные действия. Нередко преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. И немудрено: ведь основа воспитания закладывается в семье, а многие семьи сегодня далеко не благополучны. Пьянство родителей, самоустранение от воспитания детей, безработица и поиск средств существования обостряют и без того сложные проблемы подрастающего поколения. Зачастую за внешней бравадой и оптимизмом мы не замечаем истинного душевного неравновесия молодежи.

Анализируя место и роль детей в нашем сегодняшнем обществе, мы приходим к выводу: они стали в определенной мере жертвами экономических и политических реформ.

Нынешнее поколение детей живет и формируется в принципиально новых условиях, нежели их старшие братья и сестры, тем более родители. Социальное расслоение общества, отсутствие четких нравственных ориентиров, интерпретация религиозных установок, нарушение законности - все это подрастающее поколение и молодежь воспринимают как реальность, к которой надо приспосабливаться. Многие подростки имеют ценности, несовместимые с общепринятыми моральными нормами. Современная молодежь настроена враждебно к «консервативным понятиям» своих родителей. Такие понятия как патриотизм, совесть, честь очень часто вызывают у детей негативные эмоции. 

П.Ф.Каптерев писал: «... воспитание есть сила, довольно глубоко действующая на физику и психику человека... Воспитание простирает свое влияние... на целые периоды жизни человека, на целые возрасты: младенчество, детство, отрочество, юность. За такой длительный период воздействия обдуманное систематическое воспитание неужели не может сделать ничего серьезного для усовершенствования личности? Этого невозможно допустить. Воспитательные возрасты мягки и восприимчивы, а строго систематическая деятельность - великая сила».

Понятие «воспитание» употребляется в самых различных значениях. В «Российской педагогической энциклопедии» дается следующее определение. Воспитание социальное - целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Нравственное воспитание учащихся – одно из самых  основных направлений в воспитаний. Потому что мы живем в безнравственное время, когда везде и повсюду , по телевидению, радио, вдалбливается культ насилия , денег и богатства.  По данным опроса жизненными ценностями у молодежи  деньги составляют 32%, любовь-5%, вера-2%. Даже эти цифры показывают , что главные жизненные ценности доброта, честь, надежда, вера и любовь уже не в моде. Пропагандистами таких  нравственных ценностей, по существу, остались мы одни. По данным статистики , 61% наших детей проводит свободное время перед телевизором,21% - на рынках и в магазинах, только 3% ходит в театр. Н все эти дети проводят половину своего времени в школе. И именно школа сохранила свои традиции по нравственному воспитанию. Наша цель- это помочь им осознать нравственные нормы и правила,  доказать, что без них жить нельзя и невозможно.

    Исходя из  этого перед нами  встают такие задачи:

-формировать у детей нравственное отношение к окружающим людям.

-формировать осознание ценностей человеческой жизни.



Специфика моего предмета такова, что мы на уроках занимаемся больше воспитанием, чем обучением.  По программе очень много произведений,  затрагивающих  нравственные проблемы. Ну как можно проводить анализ текста, не говоря  о положительных или отрицательных чертах  литературного героя, не узнать отношение ученика к этому герою или его поступкам. И этот разговор всегда заканчивается вопросом: «А что бы ты  сделал в такой ситуации?»   мы всегда даем возможность пропустить случившееся через себя.

Большим подспорьем в деле нравственного воспитания служит народная педагогика. Нормы морали татарского народа, закрепленные в фольклоре – это четкий ориентир  в нравственном воспитании подрастающего поколения. Я не заставляю выучить или запомнить ту или иную пословицу, мы стараемся докопаться до сути, « почему так сказали?» она хвалит или осуждает? Народная мудрость всегда доходит легче, чем слова «надо быть добрым, честным».  Она ненавязчиво учит детей и добру, и честности, и справедливости.

На уроках татарского языка я использую набор дидактических карточек, составленных на материале с нравственной тематикой. Для карточек я использовала тексты из книг  Р. Фахретдинова, Г. Тукая, К. Насыри. Карточки наряду с грамматическими материалами содержат вопросы на нравственные темы.

Художественное произведение является своеобразным средством выражения автором духовной культуры определенного народа, важнейшей формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения традиций.

Взяв за основу традиционную программу курса литературы, я решила обогатить ее постановкой, так называемой Духовно-Нравственной Проблемы, без которой задача воспитать (или хотя бы указать возможный путь) нравственно свободную личность останется невыполненной. Главной моей задачей остается - способствовать духовному становлению личности каждого моего ученика. Через чтение и изучение художественных произведений приобщать учащихся к искусству слова. В классической литературе отражается жизненная правда, в ней отображены общегуманные идеалы. Поэтому на уроках литературы мы так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность. 

Например, светлый образ Акэби в “Невысказанном завещании” (1965) символизировал собой бесценное духовное наследие народа, его древнюю историю и великую культуру. Он призывал современников вспомнить о своих истоках, уважать родной язык, обычаи и традиции, почтительно относиться к памяти предков. Ранее в повести “Болотный цветок” (1955) впервые А.Еники создал образ секретаря райкома партии, постепенно превратившегося в обывателя, что было, конечно же, дерзостью и вызовом по отношению к общественным стереотипам. То же самое можно сказать и об объективном, без малейшей идеологизации и сатиры, описании жизни мусульман в предреволюционные годы, положительном характере священнослужителя - Искандара ахуна в рассказе “Коран хафиз” (1964). 

Тематика произведений А.Еники, заключающих нравственно-психологическое содержание, многообразна: это - тема любви, тема женской судьбы, тема духовных ценностей и нравственного выбора, тема красоты и искусства, тема мещанства и др. Одна из центральных тем - тема нравственного выбора и определения жизненных ценностей: "Марево", "Болотный цветок", "Ночная капель", "Одиночество", "Тайна сердца", "Воспоминание Гулян-дам". Для одних героев это материальная основа счастья (свой дом, своё хозяйство, твердое общественное положение), для других - духовные ценности (верность национальным традициям, "ощущение кровной связи с родной землей, любовь к искусству, чувство красоты). Но, согласно логике художественной мысли писателя, эти ценности теряются, если герои воспринимают их лишь как внешние атрибуты, не понимая их подлинной духовной сущности. В таком случае жизненные идеалы героев ограничиваются удовлетворением эгоистических потребностей, мещанским существованием ("Болотный цветок", "Марево", "Умиротворение", "Подруга", "Крысия-ханум" и др.). Инвариантная тема в творчестве писателя связана с его представлением об идеале любви, вбирающей в себя многокрасочность и многозвучие мира,одухотворенной искусством, гуманностью и мудростью национальных традиций.





























Список использованной литературы


1. Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1997.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

4. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
5. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
6. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 534с.
7. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.


Нравственное воспитание учащихся на уроках татарского языка и литературы
  • Другое
Описание:

Воспитание человека, гражданина- сложная, многогранная, всегда актуальная проблема. Я убеждена в том, что в каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности и в том, что они подчас не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые-педагоги, родители, все, кто окружает ребёнка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Поэтому я занимаюсь проблемой нравственного воспитания на уроках татарского языка и литературы.

Автор Хуснуллина Чулпан Нургалиевна
Дата добавления 11.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 499
Номер материала 53756
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓