Главная / Русский язык и литература / Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы

Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы

Нравственность – правила, определяющие

поведение, духовные и душевные качества,

необходимые человеку в обществе, а также

выполнение этих правил, поведение.

С.И. Ожегов

Словарь русского языка (Слайд 1)

(Слайд 2)

Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном воспитании человека. Жизнь показывает, что мало «загрузить» мозг знаниями различных наук. Куда важнее быть человеком духовным, гуманным.

38 лет я проработала в школе. Почти 4 десятилетия я наблюдаю, как мои ученики из детей превращаются во взрослых людей. И часто думаю, что дает школа, что даю им я, и что сама получаю от них. Ведь от нас, от учителей-словесников, во многом зависит, какими они станут, какими войдут во взрослую жизнь, так как велика роль литературы в подготовке учащихся к жизни, неоценима сила её воздействия на формирование нравственных ориентиров.

(Слайд 3)

Мы, словесники, призваны воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных принципов. Мы учим самому главному – быть Человеком.

Каждый урок литературы раскрывает перед учениками психологический мир персонажей и тем самым побуждает детей к нравственной оценке и самосовершенствованию собственного и внутреннего мира.

(Слайд 4)

«Обретая способность погружаться в себя, в свои

переживания, юное существо открывает целый мир

новых эмоций, красоту природы, звуки музыки,

новые краски».

И.Кон

Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий нас.

Погружение в художественный мир – это также погружение в самого себя. Граница между «я» и этими мирами подчас становятся зыбкой или вообще размытой.

Я хочу прочитать вам сочинение моей ученицы Антоновой Елены.

(Читаю сочинение).

Это сочинение – раздумье о том, почему так устроен мир, почему мы так поступаем. Молодая девушка задает самый важный вопрос: кто я такая на этой земле? Что я значу?

Непросто ответить. Да, наверное, в этом и нет необходимости. Главное в другом: девочка приводит свое «я» в соответствии с миром духовных и культурных ценностей.

(Слайд 5)

Все тратим, тратим, тратим годы,

Все ищем, ищем похвалу.

Золотоносная порода

В любом мерещится углу.

Но, завершая путь привычный,

Придем туда, где на века

Сверкает камушек обычный

Под нежной кожей родника.

(Слайд 6)

Абсолютной ценностью этого мира, конечно, является человек и его жизнь. Ценностные ориентиры человека – это его сознание, отражающее собственное представление об идеалах, смысле жизни.

Искусство жить диктует правило: нельзя жить в одиночку. Жить следует в гармонии с людьми, окружающем нас, и прежде всего с самыми дорогими и любимыми.

Уроки литературы помогают учащимся в понимании этого, требуя усилий души и разума. Усилий, определяющих нравственную атмосферу урока.

«А сейчас, я прошу Вас, закройте глаза.

(Звучит мелодия Манчини Мерцер)

Представьте лесную поляну, всю залитую солнечным светом. Повсюду удивительные цветы. Порхают большие красивые бабочки. Посередине поляны стоит и улыбается прелестный малыш. Этот малыш вы. Вы тянетесь руками к загадочному цветку и вдруг слышите родной и любимый голос.

Вы поворачиваете голову и бежите навстречу ему. Вдруг сильные и нежные руки подхватывают вас, подбрасывают вверх, и неописуемая радость, восторг и счастье переполняют все ваше существо… .

А теперь откройте глаза, посмотрите друг на друга.

(Слайд 7)

Улыбнитесь. Вы заметили, что глаза ваши стали добрее? Они светятся любовью и счастьем, потому что вы вспомнили о маме, о её любви к вам, о том, что составляет смысл человеческого существования».

Так я начала урок внеклассного чтения «Бездонная чаша любви». Цель которого – постараться помочь детям понять, что любовь – это бездонная чаша, которую не смогут заполнить до конца ни родители, ни дети. Я хотела дать моим ученикам возможность осознать ценность и хрупкость этого чувства, как основы всего сущего, - Высшего человеческого чувства.

(Слайд 8 )

Эпиграфом к уроку я взяла слова из Ветхого Завета «Чти отца своего и мать свою и да долголетен будешь на земле».

Это одна из 10 заповедей, записанных в самой главной книге христиан – Библии.

Эти слова заставляют детей задуматься о значении в жизни каждого из нас - любви детей к родителям и любви родителей к детям.

Задаю детям вопрос:

- Как вы понимаете смысл этих слов?

Родители и дети всегда связаны невидимыми нитями, и очень важно помнить, что эти нити не должны ослабнуть и оборваться.

- Как можно определить любовь?

(Слайд 9)

Я не могу любовь определить,

Но эта страсть сильнейшая – любить –

Необходимость мне… .

М. Ю. Лермонтов


Поэт затрудняется определить любовь. Но мы попытаемся с вами это сделать. Сначала через зрительный образ, а потом сделаем попытку реализовать ключевое понятие нашего урока с помощью прочитанных произведений.

Итак, определяем понятие «любовь», составив метафорический образ этого прекрасного чувства.

Дети составляют схему.

(Слайд 10)


Солнечный остров

hello_html_4e373333.gifhello_html_m57f6c961.gifМаяк


hello_html_m17ac237f.gif


hello_html_41ffd533.gifhello_html_79b2769f.gifhello_html_6345b98c.gif

Пожар Разноцветный букет

hello_html_37862b01.gif


День рождения души Алая роза



Я давала задание на дом: нарисовать цветную иллюстрацию, в которой вы должны были изобразить свою ассоциацию со словом «любовь».

Ученики показывают свои иллюстрации, комментируют их.

А затем мы обращаемся к произведениям художественной литературы и наблюдаем, как понятие «любовь» реализуется в них.

1. А.П. Платонов «Разноцветная бабочка».

2. А.С. Пушкин «Станционный смотритель».

3. Ч. Айтматов «И дольше века длится день». (Легенда о манкурте).

Я вижу, что ученики задумываются о своем отношении к родителям. Важно очень, чтобы они уже сегодня понимали, какое это счастье, что тебя любят, что ты нужен, что для кого-то ты самый лучший, самый любимый.

Прекрасное в наших душах это что-то возвышенное, идеальное, недоступное для суеты, мелких чувств и стремлений. Прекрасное – это и сама жизнь, её истинная сущность, без постижения которой человек нравственно гибнет.

(Зачитать сочинение)

(Слайд 11)

«Живите, любите, будьте счастливы. Берегите друг друга и все, что вам дано».




Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

     Нравственность – правила, определяющие                                       

                                           поведение, духовные и душевные качества,                                          

                                           необходимые человеку в обществе, а также                                                          

                                            выполнение этих правил, поведение.

                                                                С.И. Ожегов

                                                                Словарь русского языка (Слайд 1)

         (Слайд 2)

         Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном воспитании человека. Жизнь показывает, что мало «загрузить» мозг знаниями различных наук. Куда важнее быть человеком духовным, гуманным.

         38 лет я проработала в школе. Почти 4 десятилетия я наблюдаю, как мои ученики из детей превращаются во взрослых людей. И часто думаю, что дает школа, что даю им я, и что сама получаю от них. Ведь от нас, от учителей-словесников, во многом зависит, какими они станут, какими войдут во взрослую жизнь, так как велика роль литературы в подготовке учащихся к жизни, неоценима сила её воздействия на формирование нравственных ориентиров.

(Слайд 3)

Мы, словесники, призваны воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных принципов. Мы учим самому главному – быть Человеком.

         Каждый урок литературы раскрывает перед учениками психологический мир персонажей и тем самым побуждает детей к нравственной оценке и самосовершенствованию собственного и внутреннего мира.

                                     (Слайд 4)

                                                «Обретая способность погружаться в себя, в свои                     

                              переживания, юное существо открывает целый мир                                                            

                              новых эмоций, красоту природы, звуки музыки,                                 

                              новые краски».

                                                                           И.Кон

         Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий нас.

         Погружение в художественный мир – это также погружение в самого себя. Граница между «я» и этими мирами подчас становятся зыбкой или вообще размытой.

         Я хочу прочитать вам сочинение моей  ученицы Антоновой Елены.

(Читаю сочинение).

         Это сочинение – раздумье о том, почему так устроен мир, почему мы так поступаем. Молодая девушка задает самый важный вопрос: кто я такая на этой земле? Что я значу?

         Непросто ответить. Да, наверное, в этом и нет необходимости. Главное в другом: девочка приводит свое «я» в соответствии с миром духовных и культурных ценностей.

         (Слайд 5)

         Все тратим, тратим, тратим годы,

         Все ищем, ищем похвалу.

         Золотоносная порода

         В любом мерещится углу.

         Но, завершая путь привычный,

         Придем туда, где на века

         Сверкает камушек обычный

         Под нежной кожей родника.

         (Слайд 6)

         Абсолютной ценностью этого мира, конечно, является человек и его жизнь. Ценностные ориентиры человека – это его сознание, отражающее собственное представление об идеалах, смысле жизни.

         Искусство жить диктует правило: нельзя жить в одиночку. Жить следует в гармонии с людьми, окружающем нас, и прежде всего с самыми дорогими и любимыми.

         Уроки литературы помогают учащимся в понимании этого, требуя усилий души и разума. Усилий, определяющих нравственную атмосферу урока.

        

          «А сейчас, я прошу Вас, закройте глаза.

         (Звучит мелодия Манчини Мерцер)

         Представьте лесную поляну, всю залитую солнечным светом. Повсюду удивительные цветы. Порхают большие красивые бабочки. Посередине поляны стоит и улыбается прелестный малыш. Этот малыш вы. Вы тянетесь руками к загадочному цветку и вдруг слышите родной и любимый голос.

          Вы поворачиваете голову и бежите навстречу ему. Вдруг сильные и нежные руки подхватывают вас, подбрасывают вверх, и неописуемая радость, восторг и счастье переполняют все ваше существо… .

         А теперь откройте глаза, посмотрите друг на друга.

(Слайд 7)

Улыбнитесь. Вы заметили, что глаза ваши стали добрее? Они светятся любовью и счастьем, потому что вы вспомнили о маме, о её любви к вам, о том, что составляет смысл человеческого существования».

         Так я начала урок внеклассного чтения «Бездонная чаша любви». Цель которого – постараться помочь детям понять, что любовь – это бездонная чаша, которую не смогут заполнить до конца ни родители, ни дети. Я хотела дать моим ученикам возможность осознать ценность и хрупкость этого чувства, как основы всего сущего, - Высшего человеческого чувства.

         (Слайд 8 )

         Эпиграфом к уроку я взяла слова из Ветхого Завета «Чти отца своего и мать свою и да долголетен будешь на земле».

         Это одна из 10 заповедей, записанных в самой главной книге христиан – Библии.

Эти слова заставляют детей задуматься о значении в жизни каждого из нас - любви детей к родителям и любви родителей к детям.

Задаю детям вопрос:

- Как вы понимаете смысл этих слов?

Родители и дети всегда связаны невидимыми нитями, и очень важно помнить, что эти нити не должны ослабнуть и оборваться.

- Как можно определить любовь?

(Слайд 9)

Я не могу любовь определить,

Но эта страсть сильнейшая – любить –

Необходимость мне… .

                         М. Ю. Лермонтов

 

         Поэт затрудняется определить любовь. Но мы попытаемся с вами это сделать. Сначала через зрительный образ, а потом сделаем попытку реализовать ключевое понятие нашего урока с помощью прочитанных произведений.

         Итак, определяем понятие «любовь», составив метафорический образ этого прекрасного чувства.

         Дети составляют схему.

(Слайд 10)

 

                                                                                                Солнечный остров

                    Маяк

 

          

 

                       

 

 

         Пожар                                                                                 Разноцветный букет

   

 

 

 

                 День рождения души                                Алая роза

 

 

         Я давала задание на дом: нарисовать цветную иллюстрацию, в которой вы должны были изобразить свою ассоциацию со словом «любовь».

         Ученики показывают свои иллюстрации, комментируют их.

         А затем мы обращаемся к произведениям художественной литературы и наблюдаем, как понятие «любовь» реализуется в них.

1. А.П. Платонов «Разноцветная бабочка».

2. А.С. Пушкин «Станционный смотритель».

3. Ч. Айтматов «И дольше века длится день». (Легенда о манкурте).

         Я вижу, что ученики задумываются о своем отношении к родителям. Важно очень, чтобы они уже сегодня понимали, какое это счастье, что тебя любят, что ты нужен, что для кого-то ты самый лучший, самый любимый.

         Прекрасное в наших душах это что-то возвышенное, идеальное, недоступное для суеты, мелких чувств и стремлений. Прекрасное – это и сама жизнь, её истинная сущность, без постижения которой человек нравственно гибнет.

         (Зачитать сочинение)

(Слайд 11)

«Живите, любите, будьте счастливы. Берегите друг друга и все, что вам дано».

 

 

 

 

Автор Дюсембаева Самал Наукановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 488
Номер материала 30595
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓