Главная / Русский язык и литература / Нравственные искания героев в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Нравственные искания героев в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Тезисы

Урок по технологии критического мышления через чтение и письмо. Апробация новых форм обучения литературе. Данный урок способствует формированию навыков анализа текста, коммуникативной компетентности. При работе с текстом достигается творческий уровень качества знаний и умений. В ходе урока ребята размышляют над вечными темами: «Отцы и дети», нравственность и любовь и т.д.



Тема:

Нравственные искания героев в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Цели урока:

Обучающая

  • Выявить ключевые идеи в повести А.С.Пушкина;

  • Показать актуальность этих идей сегодня.

Развивающая

  • Развитие умения анализировать художественный текст через решение познавательных задач и проблемных вопросов;

  • Развитие речи учащихся, навыков работы по рядам, исследовательской работы;

  • Развитие ассоциативного мышления

Воспитательная

  • Пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки;

  • Увидеть и понять нравственные уроки повести.



Ход урока

I слайд «Стадия вызова»

Настоящий мастер никогда не поставит точку в своем произведении, оставив читателям множество вопросов. Пушкин – мастер, уже много, много лет как его нет с нами, а спорить по поводу его книг не прекращают. Спорят литературоведы, ученые, лингвисты, учителя, ученики. И нас с Вами ждет сегодня тоже интересный разговор.

Слайд – японское жилище.

Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги и традиционное японское стихотворение – хокку , написанное в 18 веке японской поэтессой Тие

Скажите, о чем это стихотворение?

Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах, кто обычно этим занят?

Странно, почему же когда окна целы вдруг стало очень холодно? (Холод в душе, с ребенком сто-то случилось, дом опустел)

Мир дома наполняется светом, радостью и особым теплом, когда в доме есть дети, звучит детский лепет или смех. И, наоборот, отсутствие ребенка вызывает ощущение пустоты.

А как японское стихотворение связано с повестью А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (холод в душе Самсона после исчезновения Дуни приводит в трагедии).

Итак, тема урока слайд тема, запишите в тетрадь.

II слайд. Стадия осмысления.

Диктант «Истина - ложь»

Вопросы

  1. Дочку станционного смотрителя звали Параша.

  2. Героя повести зовут Самсон.

  3. На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.

  4. Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.

  5. Фамилия гусара была Томский.

  6. Смотритель пошел искать дочь в Москву.

  7. Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.

  8. Смотритель вызвал обидчика на дуэль.

  9. В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.

  10. Дочь так и не посетила могилу отца.

Учитель

Вернемся к теме нашего урока

Как вы понимаете смысл темы. Выставите проблемы, вам понятен смысл слова проблема.

Учитель

Да, правильно. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Я вижу, вы задумались. Хорошо.

Учитель

А слово нравственность о чем вам говорит? Как вы его понимаете? Если обобщить вышесказанное это духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.

Учитель

Есть поступки, которые с точки зрения закона не наказуемы, но есть другой закон – закон совести. Тогда, наверное, нравственные проблемы – это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.

Одну проблему мы уже затронули, сопоставляя стихотворение и пушкинский текст. Какую? (проблема отношения детей и родителей)

А теперь поговорим о тех проблемах, которые помимо этой выделяет Пушкин?

Это мы выясним, разгадав тезаурус.

Тезаурус

  1. «Любовь» Дуня и Минский

  2. «Война и мир» отец и Минский

  3. «Отцы и дети» Дуня и Вырин

  4. «Выбор пути» Дуня

  5. Маленький человек Вырин

  6. Лишние люди

Итак, мы с вами выяснили, что все проблемы кроме одной затронул Пушкин в своей повести.

Разгадайте слепую схему.

С какими героями мы встречаемся и почему события, которые мы анализируем, сплетает их в треугольник.

hello_html_660a8a49.gifhello_html_2262560.gifhello_html_m240e1fe6.gifhello_html_3e85b22c.gifhello_html_275cf8e6.gif





Это главные герои и мы будем говорить о них, потому что они по сюжету связаны между собой.

Произведение называется «Станционный смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как вы понимаете из текста, что такое станция? (да, это место, где останавливаются проезжающие, чтобы сменить лошадей)

Ребята, во время Петра I был создан документ, в котором было указано распределение чинов от высшего к низшему. Так называемый табель о рангах. Сейчас для вас будет скинута информация. Слайд.

Сейчас по методу инсерт вы обработаете эту информацию.

Назовите мне информацию, которая для вас оказалась новой.

По данной таблице посмотрите, как называется чин 14 класса?

Где мы встречаем это словосочетание (в эпиграфе).

Как вы поняли из таблицы, какой чин является самым высоким?

Почему повесть так называется? Почему чин, должность внесены в название и более того в эпиграф? Какая авторская мысль за этим стоит? (автору важно подчеркнуть, что это чиновник самого низшего класса, которого легко обидеть)

Он терпел унижение и даже побои от проезжих, которые вымещали на нем досаду за скверную погоду, за усталых лошадей, за плохое настроение. На голову смотрителя, как из рога изобилия, сыпались ругательства и оскорбления.

В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Никакой благодарности, простого «спасибо», трудно дождаться от какого-нибудь генерала или фельдъегеря.

Ребята, а как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций. (Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить).

Вывод. Рассказчик на стороне станционного смотрителя, он сочувствует ему, сопереживает ему, отсюда и вытекает цель рассказывания «наполнить сердце состраданием».

По ключевым словам восстановите события начала повести, используя прием «Визуализации».

_________ не проклинал _________, _________ с ними не бранился? _______ в минуту _____ не требовал от _______ роковой _______, дабы ______ в оную _________ _______ жалобу на притеснение ________ и неисправность?

Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал время и место происходящих событий (хотел указать на достоверность).

И как в подтверждение этому хочу показать вам, что существует деревня Выра, в которой с 1972 году существует музей «Домик станционного смотрителя».

Слайд (музей на станции Выра)

Повествование ведется с позиции времени, т.е. рассказчик дожил до другого времени, а дороги там нет, нет станции, нет смотрителя.

Сколько поездок совершает рассказчик к домику станционного смотрителя?

Давайте определимся со временем года (первая в мае, вторая – зимой, третья - летом).

Слайд (полная таблица)

Время

Дуня

Самсон

Комната

Май

Девочка

Свежий

Комната с бальзаминами картины

Зима

Девушка

Спился

Комната без цветов

Конец августа

Взрослая замужняя женщина, трое детей

Умер

Комнаты нет, там живут чужие люди



Из всего этого мы делаем вывод. Время выбрано не случайно. Зима – холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.

Расскажите о первом появлении Минского, отвечают ли его облик и поведение общеудобному правилу «Чин чина почитай». (приезжий был в чине ротмистра, при разговоре требовал лошадей, возвысил голос и нагайку)

Чувствовал ли отец бедный смотритель, что Минский его обманывает и чем грозит его болезнь (нет, Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского)

Задание

«Составить вопросы по методике «Цветок Блума» по данной ситуации

Задание по рядам

Притворство гусара

I ряд

Составляют простые вопросы (Когда гусару стало хуже?)

Уточняющее вопросы (Правильно ли я понял, что гусар обманывал смотрителя и его дочь)

Встреча гусара и отца

II ряд

Интерпретационные вопросы (Как сделать так, чтобы попасть к Дуне)

Творческий вопрос (Как вы думаете, чем закончится встреча смотрителя с гусаром)

Последняя встреча с Дуней

III ряд

Оценочные вопросы (Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходства)

Практические вопросы (Как бы я поступил на месте смотрителя)

Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему он не боится, что смотритель будет на него жаловаться и почему же Самсон не жалуется? (бесполезно, так как смотритель – мелкий чиновник, никто его не послушает)

Что показал Пушкин из взаимоотношений Вырина и Минского (социальное неравенство, судьбу маленького человека)

Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не все в этом мире продается и покупается, он – гордый человек.

О каком эпизоде идет речь? (в этих смятых ассигнациях отношение к человеку)

А почему все-таки возвращается за деньгами? (он маленький человек)

Задание

Составить опорную схему в виде кластера «Образ Самсона Вырина»

hello_html_m343abdc1.gifhello_html_m3f3ee181.gifhello_html_3e97c42c.gifhello_html_m47ca0662.gifhello_html_m21646314.gifhello_html_m36076f09.gifhello_html_3ad60f21.gifhello_html_m6012972d.gifhello_html_m4652cabf.gifhello_html_1e2bb585.gifhello_html_7421b703.gifhello_html_42748a5.gifhello_html_m5387d0ec.gifhello_html_2634d924.gifhello_html_m1ffec46.gif



















Сейчас я бы хотела, чтобы вы сопоставили две картины. Слайд

одна картина Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына»

вторая картина Помпео Батони «Возвращение блудного сына»

Мы с вами недавно читали библейскую притчу, а вот как два автора видят эту историю.

Лабораторная работа

«Мотив покаяния и прощения»

Лингвистический эксперимент по анализу их сходства и различия.

Работа в парах.

История Дуни

История блудного сына

Нищета, комната убрана очень скромно, приезд в карете в шесть лошадей, с тремя барчатами и с кормилицей с черной Моськой

Нищета, трапеза со свиньями, покаяние, возвращение к старику-отцу



Если еще раз взглянуть на картины художников мы видим, что каждый из детей вымаливает свое прощение.

Как вы думаете, почему рассказчик часто употребляет эпитет Бедная Дуня (она понравилась ему и он жалеет ее).

Почему уезжает Дуня? Было ли бегство с ее стороны? (нет, это было похищение, доказательство тому, что отец сам посадил ее в коляску)

Был ли выбор у Дуни? В чем трудность ее выбора? (выбор есть всегда. Дуня могла бы остаться с отцом, потому что знала как он ее любил. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу и сказать, что у нее все хорошо. Трудность ее выбора в том. Что она любит Минского и отца)

Задание

Составить синквейн по образу Дуни, покажите свое отношение к героине.

Что стало с отцом после похищения Дуни? (заболел, начал много пить, спился, умер)

Почему Вырин спился и умер? (хотя он выдел, что Дуня живет хорошо, он думал о том, что вдруг Минский ее обманет)

Счастлива ли Дуня? (мы узнаем, что у нее трое детей). Слайд (Дуня на могиле)

Почему она плачет на могиле отца? (ее счастье омрачено тем, что ее совесть не дает ей покоя)

Хочу спросить вас, так кто же оказался счастливее блудный сын или блудная дочь? (сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня нет)

Ну и в заключении:

С какими чувством Дуне жить до конца своих дней? (осознанием св оей вины перед отцом)

А теперь о главном.

Не забывайте своих родителей, чтобы ни было у вас горьких воспоминаний, чтобы не могли вы себя упрекнуть в невнимательности и неблагодарности по отношению к ним. Сейчас пора, когда вы в них нуждаетесь, но придет время, когда они будут нуждаться в вас и ваш долг – не забыть о них.

Слайд.

Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце. А.С.Пушкин

Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно.

Слайд (нравственные уроки по священному писанию).

Слайд.

Рефлексивная минутка.

Предлагаю вам ответить на вопросы:

  1. О чем вас заставил задуматься А.С.Пушкин?

  2. Какие задания вы выполняли с удовольствием, какие вызвали у вас трудности?

Слайд домашнее задание.

Напишите письмо на выбор

Самсону Вырину от Дуни

Дуне от себя

Родителям от себя



Литература

Использованы материалы фестиваля «Открытый урок» 565798, 569492, 576970, 2009 – 2010 гг





hello_html_748ac02a.gif

6


Нравственные искания героев в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
  • Русский язык и литература
Описание:

Тезисы

Урок по технологии критического мышления через чтение и письмо. Апробация новых форм обучения литературе. Данный урок способствует формированию навыков анализа текста, коммуникативной компетентности. При работе с текстом достигается творческий уровень качества знаний и умений. В ходе урока ребята размышляют над вечными темами: «Отцы и дети», нравственность и любовь и т.д.

Тема:

Нравственные искания героев в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Цели урока:

Обучающая

üВыявить ключевые идеи в повести А.С.Пушкина;

üПоказать актуальность этих идей сегодня.

Развивающая

üРазвитие умения анализировать художественный текст через решение познавательных задач и проблемных вопросов;

üРазвитие речи учащихся, навыков работы по рядам, исследовательской работы;

üРазвитие ассоциативного мышления

Воспитательная

üПробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки;

üУвидеть и понять нравственные уроки повести.

Ход урока

I слайд «Стадия вызова»

Настоящий мастер никогда не поставит точку в своем произведении, оставив читателям множество вопросов. Пушкин – мастер, уже много, много лет как его нет с нами, а спорить по поводу его книг не прекращают. Спорят литературоведы, ученые, лингвисты, учителя, ученики. И нас с Вами ждет сегодня тоже интересный разговор.

Слайд – японское жилище.

Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги и традиционное японское стихотворение – хокку , написанное в 18 веке японской поэтессой Тие

Скажите, о чем это стихотворение?

Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах, кто обычно этим занят?

Странно, почему же когда окна целы вдруг стало очень холодно? (Холод в душе, с ребенком сто-то случилось, дом опустел)

Мир дома наполняется светом, радостью и особым теплом, когда в доме есть дети, звучит детский лепет или смех. И, наоборот, отсутствие ребенка вызывает ощущение пустоты.

А как японское стихотворение связано с повестью А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (холод в душе Самсона после исчезновения Дуни приводит в трагедии).

Итак, тема урока слайд тема, запишите в тетрадь.

II слайд. Стадия осмысления.

Диктант «Истина - ложь»

Вопросы

1.Дочку станционного смотрителя звали Параша.

2.Героя повести зовут Самсон.

3.На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.

4.Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.

5.Фамилия гусара была Томский.

6.Смотритель пошел искать дочь в Москву.

7.Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.

8.Смотритель вызвал обидчика на дуэль.

9.В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.

10.Дочь так и не посетила могилу отца.

Учитель

Вернемся к теме нашего урока

Как вы понимаете смысл темы. Выставите проблемы, вам понятен смысл слова проблема.

Учитель

Да, правильно. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Я вижу, вы задумались. Хорошо.

Учитель

А слово нравственность о чем вам говорит? Как вы его понимаете? Если обобщить вышесказанное это духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.

Учитель

Есть поступки, которые с точки зрения закона не наказуемы, но есть другой закон – закон совести. Тогда, наверное, нравственные проблемы – это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.

Одну проблему мы уже затронули, сопоставляя стихотворение и пушкинский текст. Какую? (проблема отношения детей и родителей)

А теперь поговорим о тех проблемах, которые помимо этой выделяет Пушкин?

Это мы выясним, разгадав тезаурус.

Тезаурус

1.«Любовь» Дуня и Минский

2.«Война и мир» отец и Минский

3.«Отцы и дети» Дуня и Вырин

4.«Выбор пути» Дуня

5.Маленький человек Вырин

6.Лишние люди

Итак, мы с вами выяснили, что все проблемы кроме одной затронул Пушкин в своей повести.

Разгадайте слепую схему.

С какими героями мы встречаемся и почему события, которые мы анализируем, сплетает их в треугольник.


Это главные герои и мы будем говорить о них, потому что они по сюжету связаны между собой.

Произведение называется «Станционный смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как вы понимаете из текста, что такое станция? (да, это место, где останавливаются проезжающие, чтобы сменить лошадей)

Ребята, во время Петра I был создан документ, в котором было указано распределение чинов от высшего к низшему. Так называемый табель о рангах. Сейчас для вас будет скинута информация. Слайд.

Сейчас по методу инсерт вы обработаете эту информацию.

Назовите мне информацию, которая для вас оказалась новой.

По данной таблице посмотрите, как называется чин 14 класса?

Где мы встречаем это словосочетание (в эпиграфе).

Как вы поняли из таблицы, какой чин является самым высоким?

Почему повесть так называется? Почему чин, должность внесены в название и более того в эпиграф? Какая авторская мысль за этим стоит? (автору важно подчеркнуть, что это чиновник самого низшего класса, которого легко обидеть)

Он терпел унижение и даже побои от проезжих, которые вымещали на нем досаду за скверную погоду, за усталых лошадей, за плохое настроение. На голову смотрителя, как из рога изобилия, сыпались ругательства и оскорбления.

В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Никакой благодарности, простого «спасибо», трудно дождаться от какого-нибудь генерала или фельдъегеря.

Ребята, а как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций. (Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить).

Вывод. Рассказчик на стороне станционного смотрителя, он сочувствует ему, сопереживает ему, отсюда и вытекает цель рассказывания «наполнить сердце состраданием».

По ключевым словам восстановите события начала повести, используя прием «Визуализации».

_________ не проклинал _________, _________ с ними не бранился? _______ в минуту _____ не требовал от _______ роковой _______, дабы ______ в оную _________ _______ жалобу на притеснение ________ и неисправность?

Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал время и место происходящих событий (хотел указать на достоверность).

И как в подтверждение этому хочу показать вам, что существует деревня Выра, в которой с 1972 году существует музей «Домик станционного смотрителя».

Слайд (музей на станции Выра)

Повествование ведется с позиции времени, т.е. рассказчик дожил до другого времени, а дороги там нет, нет станции, нет смотрителя.

Сколько поездок совершает рассказчик к домику станционного смотрителя?

Давайте определимся со временем года (первая в мае, вторая – зимой, третья - летом).

Слайд (полная таблица)

Время

Дуня

Самсон

Комната

Май

Девочка

Свежий

Комната с бальзаминами картины

Зима

Девушка

Спился

Комната без цветов

Конец августа

Взрослая замужняя женщина, трое детей

Умер

Комнаты нет, там живут чужие люди

Из всего этого мы делаем вывод. Время выбрано не случайно. Зима – холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.

Расскажите о первом появлении Минского, отвечают ли его облик и поведение общеудобному правилу «Чин чина почитай». (приезжий был в чине ротмистра, при разговоре требовал лошадей, возвысил голос и нагайку)

Чувствовал ли отец бедный смотритель, что Минский его обманывает и чем грозит его болезнь (нет, Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского)

Задание

«Составить вопросы по методике «Цветок Блума» по данной ситуации

Задание по рядам

Притворство гусара

I ряд

Составляют простые вопросы (Когда гусару стало хуже?)

Уточняющее вопросы (Правильно ли я понял, что гусар обманывал смотрителя и его дочь)

Встреча гусара и отца

II ряд

Интерпретационные вопросы (Как сделать так, чтобы попасть к Дуне)

Творческий вопрос (Как вы думаете, чем закончится встреча смотрителя с гусаром)

Последняя встреча с Дуней

III ряд

Оценочные вопросы (Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходства)

Практические вопросы (Как бы я поступил на месте смотрителя)

Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему он не боится, что смотритель будет на него жаловаться и почему же Самсон не жалуется? (бесполезно, так как смотритель – мелкий чиновник, никто его не послушает)

Что показал Пушкин из взаимоотношений Вырина и Минского (социальное неравенство, судьбу маленького человека)

Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не все в этом мире продается и покупается, он – гордый человек.

О каком эпизоде идет речь? (в этих смятых ассигнациях отношение к человеку)

А почему все-таки возвращается за деньгами? (он маленький человек)

Задание

Составить опорную схему в виде кластера «Образ Самсона Вырина»


Сейчас я бы хотела, чтобы вы сопоставили две картины. Слайд

одна картина Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына»

вторая картина Помпео Батони «Возвращение блудного сына»

Мы с вами недавно читали библейскую притчу, а вот как два автора видят эту историю.

Лабораторная работа

«Мотив покаяния и прощения»

Лингвистический эксперимент по анализу их сходства и различия.

Работа в парах.

История Дуни

История блудного сына

Нищета, комната убрана очень скромно, приезд в карете в шесть лошадей, с тремя барчатами и с кормилицей с черной Моськой

Нищета, трапеза со свиньями, покаяние, возвращение к старику-отцу

Если еще раз взглянуть на картины художников мы видим, что каждый из детей вымаливает свое прощение.

Как вы думаете, почему рассказчик часто употребляет эпитет Бедная Дуня (она понравилась ему и он жалеет ее).

Почему уезжает Дуня? Было ли бегство с ее стороны? (нет, это было похищение, доказательство тому, что отец сам посадил ее в коляску)

Был ли выбор у Дуни? В чем трудность ее выбора? (выбор есть всегда. Дуня могла бы остаться с отцом, потому что знала как он ее любил. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу и сказать, что у нее все хорошо. Трудность ее выбора в том. Что она любит Минского и отца)

Задание

Составить синквейн по образу Дуни, покажите свое отношение к героине.

Что стало с отцом после похищения Дуни? (заболел, начал много пить, спился, умер)

Почему Вырин спился и умер? (хотя он выдел, что Дуня живет хорошо, он думал о том, что вдруг Минский ее обманет)

Счастлива ли Дуня? (мы узнаем, что у нее трое детей). Слайд (Дуня на могиле)

Почему она плачет на могиле отца? (ее счастье омрачено тем, что ее совесть не дает ей покоя)

Хочу спросить вас, так кто же оказался счастливее блудный сын или блудная дочь? (сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня нет)

Ну и в заключении:

С какими чувством Дуне жить до конца своих дней? (осознанием св оей вины перед отцом)

А теперь о главном.

Не забывайте своих родителей, чтобы ни было у вас горьких воспоминаний, чтобы не могли вы себя упрекнуть в невнимательности и неблагодарности по отношению к ним. Сейчас пора, когда вы в них нуждаетесь, но придет время, когда они будут нуждаться в вас и ваш долг – не забыть о них.

Слайд.

Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце. А.С.Пушкин

Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно.

Слайд (нравственные уроки по священному писанию).

Слайд.

Рефлексивная минутка.

Предлагаю вам ответить на вопросы:

1.О чем вас заставил задуматься А.С.Пушкин?

2.Какие задания вы выполняли с удовольствием, какие вызвали у вас трудности?

Слайд домашнее задание.

Напишите письмо на выбор

Самсону Вырину от Дуни

Дуне от себя

Родителям от себя

Литература

Использованы материалы фестиваля «Открытый урок» 565798, 569492, 576970, 2009 – 2010 ггТезисы

Урок по технологии критического мышления через чтение и письмо. Апробация новых форм обучения литературе. Данный урок способствует формированию навыков анализа текста, коммуникативной компетентности. При работе с текстом достигается творческий уровень качества знаний и умений. В ходе урока ребята размышляют над вечными темами: «Отцы и дети», нравственность и любовь и т.д.

Тема:

Нравственные искания героев в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Цели урока:

Обучающая

üВыявить ключевые идеи в повести А.С.Пушкина;

üПоказать актуальность этих идей сегодня.

Развивающая

üРазвитие умения анализировать художественный текст через решение познавательных задач и проблемных вопросов;

üРазвитие речи учащихся, навыков работы по рядам, исследовательской работы;

üРазвитие ассоциативного мышления

Воспитательная

üПробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки;

üУвидеть и понять нравственные уроки повести.

Ход урока

I слайд «Стадия вызова»

Настоящий мастер никогда не поставит точку в своем произведении, оставив читателям множество вопросов. Пушкин – мастер, уже много, много лет как его нет с нами, а спорить по поводу его книг не прекращают. Спорят литературоведы, ученые, лингвисты, учителя, ученики. И нас с Вами ждет сегодня тоже интересный разговор.

Слайд – японское жилище.

Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги и традиционное японское стихотворение – хокку , написанное в 18 веке японской поэтессой Тие

Скажите, о чем это стихотворение?

Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах, кто обычно этим занят?

Странно, почему же когда окна целы вдруг стало очень холодно? (Холод в душе, с ребенком сто-то случилось, дом опустел)

Мир дома наполняется светом, радостью и особым теплом, когда в доме есть дети, звучит детский лепет или смех. И, наоборот, отсутствие ребенка вызывает ощущение пустоты.

А как японское стихотворение связано с повестью А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (холод в душе Самсона после исчезновения Дуни приводит в трагедии).

Итак, тема урока слайд тема, запишите в тетрадь.

II слайд. Стадия осмысления.

Диктант «Истина - ложь»

Вопросы

1.Дочку станционного смотрителя звали Параша.

2.Героя повести зовут Самсон.

3.На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.

4.Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.

5.Фамилия гусара была Томский.

6.Смотритель пошел искать дочь в Москву.

7.Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.

8.Смотритель вызвал обидчика на дуэль.

9.В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.

10.Дочь так и не посетила могилу отца.

Учитель

Вернемся к теме нашего урока

Как вы понимаете смысл темы. Выставите проблемы, вам понятен смысл слова проблема.

Учитель

Да, правильно. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Я вижу, вы задумались. Хорошо.

Учитель

А слово нравственность о чем вам говорит? Как вы его понимаете? Если обобщить вышесказанное это духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.

Учитель

Есть поступки, которые с точки зрения закона не наказуемы, но есть другой закон – закон совести. Тогда, наверное, нравственные проблемы – это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.

Одну проблему мы уже затронули, сопоставляя стихотворение и пушкинский текст. Какую? (проблема отношения детей и родителей)

А теперь поговорим о тех проблемах, которые помимо этой выделяет Пушкин?

Это мы выясним, разгадав тезаурус.

Тезаурус

1.«Любовь» Дуня и Минский

2.«Война и мир» отец и Минский

3.«Отцы и дети» Дуня и Вырин

4.«Выбор пути» Дуня

5.Маленький человек Вырин

6.Лишние люди

Итак, мы с вами выяснили, что все проблемы кроме одной затронул Пушкин в своей повести.

Разгадайте слепую схему.

С какими героями мы встречаемся и почему события, которые мы анализируем, сплетает их в треугольник.


Это главные герои и мы будем говорить о них, потому что они по сюжету связаны между собой.

Произведение называется «Станционный смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как вы понимаете из текста, что такое станция? (да, это место, где останавливаются проезжающие, чтобы сменить лошадей)

Ребята, во время Петра I был создан документ, в котором было указано распределение чинов от высшего к низшему. Так называемый табель о рангах. Сейчас для вас будет скинута информация. Слайд.

Сейчас по методу инсерт вы обработаете эту информацию.

Назовите мне информацию, которая для вас оказалась новой.

По данной таблице посмотрите, как называется чин 14 класса?

Где мы встречаем это словосочетание (в эпиграфе).

Как вы поняли из таблицы, какой чин является самым высоким?

Почему повесть так называется? Почему чин, должность внесены в название и более того в эпиграф? Какая авторская мысль за этим стоит? (автору важно подчеркнуть, что это чиновник самого низшего класса, которого легко обидеть)

Он терпел унижение и даже побои от проезжих, которые вымещали на нем досаду за скверную погоду, за усталых лошадей, за плохое настроение. На голову смотрителя, как из рога изобилия, сыпались ругательства и оскорбления.

В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Никакой благодарности, простого «спасибо», трудно дождаться от какого-нибудь генерала или фельдъегеря.

Ребята, а как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций. (Автор призывает своего читателя «вместо негодования» наполнить сердце свое искренним состраданием. Рассказчику, изъездившему много дорог, изведавшему не одно поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в лицо, можно поверить).

Вывод. Рассказчик на стороне станционного смотрителя, он сочувствует ему, сопереживает ему, отсюда и вытекает цель рассказывания «наполнить сердце состраданием».

По ключевым словам восстановите события начала повести, используя прием «Визуализации».

_________ не проклинал _________, _________ с ними не бранился? _______ в минуту _____ не требовал от _______ роковой _______, дабы ______ в оную _________ _______ жалобу на притеснение ________ и неисправность?

Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал время и место происходящих событий (хотел указать на достоверность).

И как в подтверждение этому хочу показать вам, что существует деревня Выра, в которой с 1972 году существует музей «Домик станционного смотрителя».

Слайд (музей на станции Выра)

Повествование ведется с позиции времени, т.е. рассказчик дожил до другого времени, а дороги там нет, нет станции, нет смотрителя.

Сколько поездок совершает рассказчик к домику станционного смотрителя?

Давайте определимся со временем года (первая в мае, вторая – зимой, третья - летом).

Слайд (полная таблица)

Время

Дуня

Самсон

Комната

Май

Девочка

Свежий

Комната с бальзаминами картины

Зима

Девушка

Спился

Комната без цветов

Конец августа

Взрослая замужняя женщина, трое детей

Умер

Комнаты нет, там живут чужие люди

Из всего этого мы делаем вывод. Время выбрано не случайно. Зима – холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.

Расскажите о первом появлении Минского, отвечают ли его облик и поведение общеудобному правилу «Чин чина почитай». (приезжий был в чине ротмистра, при разговоре требовал лошадей, возвысил голос и нагайку)

Чувствовал ли отец бедный смотритель, что Минский его обманывает и чем грозит его болезнь (нет, Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского)

Задание

«Составить вопросы по методике «Цветок Блума» по данной ситуации

Задание по рядам

Притворство гусара

I ряд

Составляют простые вопросы (Когда гусару стало хуже?)

Уточняющее вопросы (Правильно ли я понял, что гусар обманывал смотрителя и его дочь)

Встреча гусара и отца

II ряд

Интерпретационные вопросы (Как сделать так, чтобы попасть к Дуне)

Творческий вопрос (Как вы думаете, чем закончится встреча смотрителя с гусаром)

Последняя встреча с Дуней

III ряд

Оценочные вопросы (Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходства)

Практические вопросы (Как бы я поступил на месте смотрителя)

Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему он не боится, что смотритель будет на него жаловаться и почему же Самсон не жалуется? (бесполезно, так как смотритель – мелкий чиновник, никто его не послушает)

Что показал Пушкин из взаимоотношений Вырина и Минского (социальное неравенство, судьбу маленького человека)

Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не все в этом мире продается и покупается, он – гордый человек.

О каком эпизоде идет речь? (в этих смятых ассигнациях отношение к человеку)

А почему все-таки возвращается за деньгами? (он маленький человек)

Задание

Составить опорную схему в виде кластера «Образ Самсона Вырина»


Сейчас я бы хотела, чтобы вы сопоставили две картины. Слайд

одна картина Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына»

вторая картина Помпео Батони «Возвращение блудного сына»

Мы с вами недавно читали библейскую притчу, а вот как два автора видят эту историю.

Лабораторная работа

«Мотив покаяния и прощения»

Лингвистический эксперимент по анализу их сходства и различия.

Работа в парах.

История Дуни

История блудного сына

Нищета, комната убрана очень скромно, приезд в карете в шесть лошадей, с тремя барчатами и с кормилицей с черной Моськой

Нищета, трапеза со свиньями, покаяние, возвращение к старику-отцу

Если еще раз взглянуть на картины художников мы видим, что каждый из детей вымаливает свое прощение.

Как вы думаете, почему рассказчик часто употребляет эпитет Бедная Дуня (она понравилась ему и он жалеет ее).

Почему уезжает Дуня? Было ли бегство с ее стороны? (нет, это было похищение, доказательство тому, что отец сам посадил ее в коляску)

Был ли выбор у Дуни? В чем трудность ее выбора? (выбор есть всегда. Дуня могла бы остаться с отцом, потому что знала как он ее любил. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу и сказать, что у нее все хорошо. Трудность ее выбора в том. Что она любит Минского и отца)

Задание

Составить синквейн по образу Дуни, покажите свое отношение к героине.

Что стало с отцом после похищения Дуни? (заболел, начал много пить, спился, умер)

Почему Вырин спился и умер? (хотя он выдел, что Дуня живет хорошо, он думал о том, что вдруг Минский ее обманет)

Счастлива ли Дуня? (мы узнаем, что у нее трое детей). Слайд (Дуня на могиле)

Почему она плачет на могиле отца? (ее счастье омрачено тем, что ее совесть не дает ей покоя)

Хочу спросить вас, так кто же оказался счастливее блудный сын или блудная дочь? (сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня нет)

Ну и в заключении:

С какими чувством Дуне жить до конца своих дней? (осознанием св оей вины перед отцом)

А теперь о главном.

Не забывайте своих родителей, чтобы ни было у вас горьких воспоминаний, чтобы не могли вы себя упрекнуть в невнимательности и неблагодарности по отношению к ним. Сейчас пора, когда вы в них нуждаетесь, но придет время, когда они будут нуждаться в вас и ваш долг – не забыть о них.

Слайд.

Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце. А.С.Пушкин

Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно.

Слайд (нравственные уроки по священному писанию).

Слайд.

Рефлексивная минутка.

Предлагаю вам ответить на вопросы:

1.О чем вас заставил задуматься А.С.Пушкин?

2.Какие задания вы выполняли с удовольствием, какие вызвали у вас трудности?

Слайд домашнее задание.

Напишите письмо на выбор

Самсону Вырину от Дуни

Дуне от себя

Родителям от себя

Литература

Использованы материалы фестиваля «Открытый урок» 565798, 569492, 576970, 2009 – 2010 гг

Автор Черноколенко Ирина Николаевна
Дата добавления 01.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 868
Номер материала 58709
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓