Главная / Другое / Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”

Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”

МБОУ СОШ №1












Доклад


Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”





















Социальный педагог Самарина Г.А.




Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”




1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках

педагогического процесса



Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это

организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно

дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу

родительского влияния. В систему отношений “учитель – родители учащихся”

учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями

осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна

функционировать и без непосредственного контакта её частников, потому что

их связывает учащийся как объект взаимного влияния. Отношения “учитель –

родители учащихся” являют собой значимый педагогический фактор, который

оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся.


Осуществление ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся

представляет значительную трудность. Морально-педагогический фактор в

формировании этих отношений играет важную роль.

Ещё одно важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание

при изучении нравственных отношений школы и семьи: школа или развивает

нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его

перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную

ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования учителя.


2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся


Между тем, далеко не всегда учителю удаётся осуществлять ведущую роль в

сотрудничестве с родителями учащихся, по той причине, что учитель не

располагает никакой властью помимо своего морального авторитета, а также

потому, что ему приходится налаживать целесообразные контакты с любыми

родителями. Среди других причин могут быть названы разобщённость между

учителем и родителями учащихся или их недоброжелательные отношения.

Разобщённость возникает вследствие отсутствия контактов, неопределённости

представления учителя о родителях ученика и тех, в свою очередь, об

учителе.

Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным

причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей,

которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к

ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. Постараюсь

конкретизировать эти аспекты ниже.


Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются

сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу

их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде.

С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом

статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.


Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы

и семьи – они представляют собой разные социально-психологические группы с

многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп

начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика

установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти

противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и

рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь

деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к

ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность. Родители

учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю

же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за

разной природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон,

если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и

опасения родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно

встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать

в семье целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия

подобного рода возникают из-за различной информированности о ребёнке:

родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более

известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.


Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может

вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей,

задач и методов воспитания и обучения порождает расхождение во взглядах,

создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения

и воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что

затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве.


Причины противоречий между учителем и родителями учащихся, способные

помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержат

факторы, которые часто могут быть смягчены.


3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов с

родителями учащихся



Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к

личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и

необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них

выделяются:


. Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за

результаты обучения и воспитания.


. Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности

за организацию такого сотрудничества. Уже подчёркивалось, что родители

учащихся и учитель – это две стороны, взаимно ответственные за

воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность

этого требования основана на необходимости всесторонней информации о

ребёнке и учёте её в работе учителя, а также на необходимости

преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между

сторонами. При этом контакты учителя с родителями учащихся должны

носить постоянный характер. Причины нежелания учителя устанавливать

в области высокой

самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии,

отсутствии чувства сознания и ответственности.


. Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой

способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и

предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим

родителям, которые чутко реагируют на это. Учитель обязан давать

ученикам только объективную характеристику. Когда классный руководитель

осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он

говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях

союзников в обучении и воспитании.


Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и

показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём

педагогическая целесообразность этого велика – учитель приобщает детей

к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими

интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю, правда,

приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое

могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Учитель,

который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих

детей, поднимает и свой авторитет.


Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью

улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов

их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это

означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать

непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей,

следовать устаревшим воззрениям – и учитель из соображений

сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического

процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей,

объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их

ребёнку. Однако при этом учитель не должен пытаться переложить свои

обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном

педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.


. Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю.

Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного отношения к

замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически учителю далеко не

всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их

высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от

родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер,

когда учитель сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему

необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и

родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса.

Требовательный к себе учитель с развитой самокритикой всегда найдёт в

замечаниях родителей нечто полезное. Тем более, что при отсутствии

критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному

непониманию и недоверию к авторитету учителя. В конечном итоге родители

должны оценивать и положительные качества педагога.




Заключение


Выделение в системе нравственных отношений подсистему «учитель – родители

учащихся» исходит из того, что семья является бесспорно важнейшим

источником формирования нравственных позиций ребёнка, закрепления его

нравственно-психологических установок. В семье у ребёнка формируются

начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации,

нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать,

какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях

происходило это формирование.


Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как

полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность

их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся,

сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог

должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в

вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его

школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).




Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
  • Другое
Описание:

Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это

<o:p></o:p>
организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно<o:p></o:p>
дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу<o:p></o:p>
родительского влияния. В систему отношений “учитель – родители учащихся”<o:p></o:p>
учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями<o:p></o:p>
осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна<o:p></o:p>
функционировать и без непосредственного контакта её частников, потому что<o:p></o:p>
их связывает учащийся как объект взаимного влияния. Отношения “учитель –<o:p></o:p>
родители учащихся” являют собой значимый педагогический фактор, который<o:p></o:p>
оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся.<o:p></o:p>
Автор Иняткина Алла Вячеславовна
Дата добавления 30.03.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 221
Номер материала MA-066009
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓