Главная / История / НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ НА УРОКАХ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ НА УРОКАХ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ НА УРОКАХ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Сагитова М. М.

Западно – Казахстанская область, Казахстан

Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач обеспечение полноценного, безопасного существования ребёнка в обществе. Обеспечение детской безопасности - важнейшая задача семьи, общества и государства. Одной из актуальных проблем в государстве и мире на сегодняшний день является проблема религиозного экстремизма и терроризма. Как защитить подростка, как развить способности к непринятию идей радикальных религиозных течений.

Одной из основных целей преподавания религиоведения в Федоровской общей средней общеобразовательной школе № 1 является обучение школьников основам знаний об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно – духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма. Для решения данных задач необходимы новые методы и подходы в получении знаний по курсу религиоведения. Наша школа работает над методической темой: «Совершенствование урока через повышение мастерства учителем по формированию учебных умений и навыков учащихся», а основная цель: работа над повышением профессионального уровня педагогов через различные формы и методы обучения. В соответствие с данной целью в школе имеется необходимость применения на уроках новых технологий для эффективности обучения учащихся. Впервые знакомство с идеей семи модулей в обучении учащихся произошла в РИПКСО в г. Алматы по прохождению мною «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» второго (основного) уровня обучения на первом этапе «Лицом к лицу» [1].

При прохождении практики в школе для получения качественных знаний на уроках истории происходила апробация семи модулей в обучении. Знакомясь с модулем «Обучение критическому мышлению» я поняла, что используя данный модуль как основной в педагогической практике я смогу увидеть действия учащихся применимые на практике, в реальной жизни. Я согласна что, в современных условиях обучения учащихся «учителя должны распологать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метосознания – навыков обучения тому, как учиться» [2].

Так на практике использование критического мышления, как основного модуля обучения учащихся на уроках истории позволило понять необходимость практического использования теоретических знаний к критическому осмыслению полученной информации в результате наблюдения, опыта, размышления и рассуждения, что в дальнейшем подготовит учащихся к жизни в социуме. Так как, знакомя детей с теоретическим материалом, мы не всегда учим их применять знания в реальных условиях. Поэтому для решения одного из ключевых вопросов: «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21 веку?», были использованы новые подходы в обучении курса основы религиоведения.

В данное время на уроках религиоведения использование критического мышления осуществляется через соблюдение всех этапов урока – вызова, осмысления, рефлексии. Уроки с применением критического мышления проходят через составление кластеров, постеров, коллажей, заполнение таблиц, схем, анализа и постановки «тонких и толстых» вопросов, тестирования. Были использованы следующие приемы на уроке – «Своя игра», «Дуэль», «Проверь себя», «Проблемная ситуация», «Подготовка и защита презентаций - проектов», «Соотнеси даты, события, понятия».

Так на этапе вызова, часто используется прием «Мозговой штурм». Обычно штурм проводится в группах по 5-6 учащихся. Этапы данного приема осуществляются через: 1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений; 2. Анализ идей. В каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно; 3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу. Пример: «Экстремизм – приверженность в политике к крайним взглядам и мерам». Предложите способы борьбы с ним.

На этапе осмысления часто используются приемы критического мышления – «корзина идей», кластер, фишбоум. Данные приемы помогают учащимся самостоятельно изучить новую тему, развивая способности к анализу и синтезу исторического источника. Так примером использования приема «корзина идей» может быть: Буддизм. Что вам известно по данной теме? Буддизм – это одна из трёх мировых религий. Возник буддизм в древней Индии в 5-6 веке до н.э.. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда).

Прием кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. Важно в тексте, с которым работаешь: выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема); выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации); конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Прием фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Этап рефлексии осуществляется через применение приемов критического мышления – синквейн, ЗХУ, «тонкие и толстые вопросы».

Прием синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк: первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы. Пример: Буддизм. Ранний, миролюбивый, многочисленный. Раскрывает, стремится, развивает. Философия жизни.

Развивая алгоритм технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию, каждый ученик смог реализовать свой творческий потенциал через восприятие и апробацию. Исследуя характеристику традиционных и нетрадиционных религий, учащийся не просто рассматривает его как событие прошлого, а на основе доказательств соотносит важность происходящих процессов в контексте развития нашего суверенного государства.

Наряду с применением критического мышления на уроках религиоведения используются: групповая форма работы учащихся, диалоговое обучение, позволяющие раскрыть творческие способности всех учеников, лидерские качества учащихся, умение проводить взаимооценивание, использование информационных и коммуникационных технологий, проектной деятельности с одаренными детьми.

Использование новых подходов на уроках религиоведения позволило:

- Вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке;

- Продемонстрировать преимущество работы в сотрудничестве;

- Научить выражать своё видение проблемы через диалог;

-Помочь развить способности учащихся через составление вопросов высокого порядка;

- Ученики со слабой мотивацией к обучению активно участвуют в обсуждении, презентации, взаимооценивании;

- Усвоение материала выявляется уже во время урока, а не при проверке практических заданий, как раньше.

Результатами работы с учащимися по применению новых подходов на уроках истории и религиоведения на сегодняшний день является участие учащихся в республиканских олимпиадах и международных конкурсах. Так, последние три года ученики нашей школы стали лауреатами, номинантами международного конкурса учебных проектов в секции краеведение, фестиваля педагогических идей «Портфолио учащегося» г. Москвы.

Таким образом, использование новых подходов в контексте семи модулей способствуют формированию универсальных умений работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать её достоверность и т. д.), что является одной из наиболее актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных ситуациях, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.

Литература:

1. Руководство для учителя: Второй (основной) уровень/ Бакиров К.А., Намысова Г.А., И.У. Шаримова А. Г., Габдолақызы Б, Байкенова Б.А., ЦПМ АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», г. Астана, 2014 г

2. Schleicher, A. (2012). Ed., Preparing Teachers and Developing School Leaders for the 21 st Centuru: Lessons from around the World [Подготовка учителей и развитие школьных лидеров для 21 – го века: всемирные уроки]. OECD Publishing.











НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ НА УРОКАХ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
  • История
Описание:

Статья содержит сведения о применениии новых подходов, методов на уроках религиоведения - критическое мышление, групповая работа, использование ИКТ, создание проектов. Данный материал позволяет понять эффективность применения на уроках гуманитарного цикла семи модулей в обучении, показывает результативность применения данных модулей на практике. Так на практике использование критического мышления, как основного модуля обучения учащихся на уроках истории позволило понять необходимость практического использования теоретических знаний к критическому осмыслению полученной информации в результате наблюдения, опыта, размышления и рассуждения, что  в дальнейшем подготовит учащихся к жизни в социуме.

Автор Сагитова Маржан Маратовна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 947
Номер материала 19845
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓