МБОУ «Водянинская ООШ»
ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Из опыта работы
Тюфяевой Г.М.
учителя начальных классов
МБОУ «Водянинская OОШ»
Исилькуль 2014г.
Изменения,
произошедшие в содержании современного образования за последние годы влекут за
собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников. Уже в начальной
школе система оценки должна быть направлена на решение важной социальной
задачи: развивать у школьников умение контролировать себя, критически
оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
В
нашей
школе
система оценки рассматривается как комплексный подход к оценочной
деятельности, позволяющий вести оценку достижений планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Уже
в 1 классе обучающиеся совместно с учителем определяют те критерии, по которым
будет оцениваться работа. Это может быть аккуратность, правильность написания
цифр или букв, правильность выполнения отдельных видов работ. Первоклассники сами оценивали любое
своё ощущение, настроение, свою деятельность с помощью «линеечек-шкал»,
цветных кружочков (лепесточков, листочков, бабочек, цветочков), смайликов, лесенок,
шарик (легко), гиря (тяжело), тучки, солнце.
В 1 классе следует научить
различать оценку и отметку. Оценка − это словесная характеристика результатов
действий. Устным ответам даю словесную оценку: «Умница!», «Молодец!»,
«Отлично!».
Отметка − это фиксация результата
оценивания в виде знака – н/р - кружки:
Зелѐный – хорошо,
Желтый – есть затруднения,
Красный – обрати внимание.
При оценивании работы в группе
можно использовать рисунок на спидометре.
Для адекватного оценивания ученик
должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то
есть освоить алгоритм самооценки.
Поэтому на каждом уроке дети учатся
давать самооценку.
Алгоритм самооценки:
1 класс: (опорные вопросы)
1 . Какова была цель, что нужно
было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Какие
совершались действия?
3. Справился полностью правильно
или с ошибкой? Какой, в чѐм?
самостоятельно или с помощью (кто
помогал, в чѐм)?
С первых дней в школе дети
обозначают своѐ настроение. Даю возможность эмоционально оценить прошедший
урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов.
Учащиеся учатся оценивать
содержание своей письменной работы, признавать свои ошибки, свою неудачу.
Ребята показывают цветные
сигналы, которые отражают их самооценку, на полях тетради или поднятием цветной
карточки.
Внешнее выражения уровня самоконтроля и
самооценки можно вносить на каждом этапе урока в индивидуальный лист
успешности, который имеет несколько видов и функций. Например: если результат
фиксировался в цветовой гамме, то в конце урока каждый для себя подсчитывает
количество кружков – зелёных, жёлтых, красных и даёт сам себе словесную оценку.
Этот прием используется на
первоначальных этапах формирования самоконтроля и самооценки. В дальнейшем
условные обозначения успешности видоизменяются.
! -- Я доволен
и могу двигаться дальше.
? -- Я доволен,
но можно сделать лучше.
- – Надо ещё поработать. Не всё
получилось.
Со второго полугодия в 1классе вводятся
мониторинговые карты учащихся на тему. Эта карта представлена виде таблицы,
разделённой на, количество столбцов-уроков и 3 строки. В первой изображено
солнышко, т.е. на уроке всё понятно и всё хорошо получилось. Вторая строка –
солнышко с тучкой – есть кое-какие проблемы. Третья строка – тучка с дождиком –
соответственно – было трудно, не всё понятно. В конце каждого урока
обучающийся заполняет таблицу. Эта таблица является хорошим помощником при
индивидуальной работе.
Конечная цель
безотметочного обучения - формирование у учащихся адекватной
самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении
контрольно-оценочной деятельности.
Со второго класса наряду со шкалой
самоконтроля вводится и выставление отметок по 5-и бальной системе. Пока
ученик работает на стадии овладения новыми знаниями, он контролирует и
оценивает себя сам на шкале правильности по заранее заданным критериям. На этом
этапе отметка выставляется по желанию ученика. Двойка не ставится, но на полях
учитель рисует шкалу правильности с низкой оценкой. Она служит сигналом к
сотрудничеству. Для ученика составляется индивидуальный маршрут прохождения
темы.
Если в 1 и во 2 классе требования
(критерии) к оцениванию обучающиеся определяли под руководством учителя, то в 3-4
классе они делают это с большей степенью самостоятельности. Главное
отслеживать, чтобы содержательная оценка работы была предельно ясна: ученики
должны чётко знать критерии, по которым оценивается работа. Обязательно
выполняется важное условие: самооценка должна предшествовать оценке учителя.
Обучение оцениванию устных ответов
хорошо начинать с 1 класса, используя алгоритм самооценки.
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)?
Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить
результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью
правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
4. Справился полностью
самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Какое умение развивали
при выполнении задания?
6. Каков был уровень
задачи (задания)?
- Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже
усвоенные знания?
- В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам
нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по
теме, которую только сейчас изучаем)?
- Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания,
которые на уроках не изучали?
7. Определи уровень успешности, на котором ты
решил задачу.
8. Исходя из своего
уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
«5» - всё
правильно
«4» -
недочёты, одна-две ошибки
«3» -
выполнено чуть больше половины требуемого
«2» - менее
половины требуемого
Каждая оценочная ситуация, встроенная в
учебную ситуацию, - это взаимодействие педагога и обучающихся, направленные на
осознание ценности учебной деятельности. От того как выстроено это
взаимодействие во многом зависит , состоится или нет понимание учеником
значимости того, что он делает и что получает в результате; насколько и зачем
это ему нужно. В оценочной ситуации педагог осуществляет воздействия,
управляя действиями учеников. Поэтому оценочные воздействия педагога
выполняют не только функцию оценивания, но и ценностно-ориентационную функцию,
т.е. включают в себя ценностные ориентиры.
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)?
Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить
результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью
правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
4. Справился полностью
самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Какое умение
развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень
задачи (задания)?
- Такие задачи мы решали
уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания?
- В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам
нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по
теме, которую только сейчас изучаем)?
- Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания,
которые на уроках не изучали?
7. Определи уровень успешности, на котором ты
решил задачу.
8. Исходя из своего
уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
«5» - всё
правильно
«4» -
недочёты, одна-две ошибки
«3» -
выполнено чуть больше половины требуемого
«2» - менее
половины требуемого
Лист для постановки личных
целей
Учени __ _ класса
_____________________
Число
|
Цели
|
Постанов
ка целей
|
Достижение целей
|
Оценил САМ
|
Оценил сосед
|
Оценил учитель
|
|
1. Писать в тетради аккуратно
|
|
|
|
|
2. Быть внима-
тельным и
сосредоченным
|
|
|
|
|
3. Правильно выпол
нять самостоя
тельную работу
|
|
|
|
|
4. Быть активным на уроке
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
+ – цель
поставлена
□ – цель достигнута
(зелёный
цвет)
□ – цель не достигнута
(красный цвет)
Дата __________
Оценочный лист ученика ____ класса
Математика. ______________________________________
Устный счёт
(5б)
|
Пр. 326
(по1 б)
|
З. 329
(по 1 б. за обратную задачу)
|
З. 322
|
Общий балл
|
Отметка
|
|
|
|
|
|
|
«5» - 8 - 9 (б)
«4» - 6 -7 ( б )
«3» - 5 (б)
Лист самооценки ученика (цы) ____ класса
________________________________________
Критерии
|
Мои
комментарии
|
Оценка
(1-5 баллов)
|
Готовность
к уроку
|
|
|
Активность
на уроке
|
|
|
Личный
вклад в работу группы
|
|
|
Листок постановки,
достижения целей и самооценки урока русского языка по теме «Падеж имён
существительных»
Число
|
Цели
|
Постановка
|
Достижение
|
Лист самооценки
|
Уверенно
|
Не очень
уверенно
|
Неуверенно
|
|
Узнать
|
|
|
Я могу определить падеж
имён существительных
|
|
|
|
|
Научиться
|
|
|
|
Закрепить по теме
|
|
|
|
|
Узнать
|
|
|
Я могу определить падеж
имён существительных
|
|
|
|
|
Научиться
|
|
|
|
Закрепить по теме
|
|
|
|
|
Узнать
|
|
|
Я могу определить падеж
имён существительных
|
|
|
|
|
Научиться
|
|
|
|
Закрепить по теме
|
|
|
|
|
Узнать
|
|
|
Я могу определить падеж
имён существительных
|
|
|
|
|
Научиться
|
|
|
|
Закрепить по теме
|
|
|
|
ОЦЕНЧНЫЙ
ЛИСТ УЧЕНИ _______ _4 _ КЛАССА __________________________________
Дата
|
Предмет
|
Что оцениваю?
|
Моя оценка
|
Оценка учителя
|
Балл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.