Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыНовая система оценивания в начальной школе

Новая система оценивания в начальной школе

Скачать материал

МБОУ «Водянинская ООШ»

 

 

 

ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

 

 

Из опыта работы

Тюфяевой Г.М.

 учителя начальных классов

                                                                     МБОУ «Водянинская OОШ»

 

 

 

 

Исилькуль 2014г.

 

 

 

              Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние годы влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников. Уже в начальной школе система оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи:    развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

В нашей  школе система оценки  рассматривается как комплексный подход к оценочной деятельности, позволяющий вести оценку достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 Уже в 1 классе обучающиеся совместно с учителем определяют те критерии, по которым будет оцениваться работа. Это может быть аккуратность, правильность  написания цифр или букв, правильность выполнения отдельных видов работ. Первоклассники сами оценивали  любое своё ощущение, настроение, свою деятельность с помощью «линеечек-шкал»,  цветных кружочков (лепесточков, листочков, бабочек, цветочков),  смайликов,  лесенок, шарик (легко), гиря (тяжело), тучки, солнце.

В 1 классе следует научить различать оценку и отметку. Оценка − это словесная характеристика результатов действий. Устным ответам даю словесную оценку: «Умница!», «Молодец!», «Отлично!».

Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака –  н/р - кружки:

Зелѐный – хорошо,

Желтый – есть затруднения,

Красный – обрати внимание.

При оценивании работы в группе можно использовать рисунок на спидометре.

Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.

Поэтому на каждом уроке дети учатся давать самооценку.

Алгоритм самооценки:

1 класс: (опорные вопросы)

1 . Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Какие совершались действия?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чѐм?

 самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чѐм)?

С первых дней в школе дети обозначают своѐ настроение. Даю возможность эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов.

Учащиеся учатся оценивать содержание своей письменной работы, признавать свои ошибки, свою неудачу.

    Ребята  показывают цветные сигналы, которые отражают их самооценку, на полях тетради или поднятием цветной карточки.

Внешнее выражения уровня самоконтроля и самооценки можно вносить на каждом этапе урока в индивидуальный лист успешности, который имеет несколько видов и функций.   Например: если результат фиксировался в цветовой гамме, то в конце урока каждый для себя подсчитывает количество кружков – зелёных, жёлтых, красных и даёт сам себе словесную оценку.

    Этот прием используется  на первоначальных этапах формирования самоконтроля и самооценки. В дальнейшем условные обозначения успешности видоизменяются.

 !    -- Я доволен и могу двигаться дальше.

?   --  Я доволен, но можно сделать лучше.                                                                                -   –  Надо ещё поработать. Не всё получилось.

Со второго полугодия в 1классе вводятся мониторинговые карты учащихся на тему. Эта карта представлена виде таблицы, разделённой на, количество столбцов-уроков и 3 строки. В первой изображено солнышко, т.е.  на уроке всё понятно и всё хорошо получилось. Вторая строка – солнышко с тучкой – есть кое-какие проблемы. Третья строка – тучка с дождиком – соответственно – было трудно, не всё понятно. В  конце каждого урока обучающийся заполняет таблицу. Эта таблица является хорошим помощником при индивидуальной работе.

Конечная цель безотметочного обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной  деятельности.

  Со второго класса наряду со шкалой самоконтроля вводится  и выставление отметок по 5-и бальной системе.  Пока ученик работает на стадии овладения новыми знаниями, он контролирует и оценивает себя сам на шкале правильности по заранее заданным критериям. На этом этапе отметка выставляется по желанию ученика. Двойка не ставится, но на полях  учитель рисует шкалу правильности с низкой оценкой.  Она служит сигналом к сотрудничеству. Для ученика составляется индивидуальный маршрут прохождения темы.

    Если в 1 и во 2 классе требования (критерии) к оцениванию обучающиеся определяли под руководством учителя, то в 3-4 классе они делают это с большей степенью самостоятельности. Главное отслеживать, чтобы содержательная оценка работы была предельно ясна:  ученики должны чётко знать критерии, по которым оценивается работа.  Обязательно выполняется важное условие: самооценка должна предшествовать оценке учителя.

  Обучение оцениванию устных ответов хорошо начинать с 1 класса, используя алгоритм самооценки.

                           Алгоритм самооценки
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой?  Какой, в чём?
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задачи (задания)? 
   - Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания?

   -  В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже  усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)?

    - Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые на  уроках не изучали?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

                 «5» - всё  правильно

                 «4» - недочёты, одна-две ошибки

                 «3» - выполнено чуть больше половины требуемого

                 «2» - менее половины требуемого

Каждая оценочная ситуация, встроенная в учебную ситуацию, - это взаимодействие педагога и обучающихся, направленные на осознание ценности учебной деятельности.  От того как выстроено это взаимодействие  во многом зависит , состоится или нет понимание учеником  значимости того, что он делает и что получает  в результате; насколько и зачем это ему  нужно. В оценочной ситуации  педагог осуществляет воздействия, управляя действиями учеников. Поэтому оценочные  воздействия  педагога выполняют не только  функцию оценивания, но и ценностно-ориентационную функцию, т.е.  включают в себя ценностные ориентиры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Алгоритм самооценки
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой?  Какой, в чём?
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задачи (задания)? 
    

   - Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания?

   -  В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже  усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)?

    - Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые на  уроках не изучали?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

                 «5» - всё  правильно

                 «4» - недочёты, одна-две ошибки

                 «3» - выполнено чуть больше половины требуемого

                 «2» - менее половины требуемого

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист для постановки личных целей                                                       

Учени __  _ класса _____________________                                                  

 

Число

 

Цели

Постанов

ка  целей

Достижение целей

Оценил САМ

Оценил сосед

Оценил учитель

 

1. Писать в тетради аккуратно

 

 

 

 

2. Быть внима-

тельным  и

сосредоченным

 

 

 

 

3. Правильно выпол

нять  самостоя

тельную работу

 

 

 

 

4.  Быть активным на уроке

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

  + – цель поставлена                                                     

□ – цель  достигнута   (зелёный цвет)                                                                             

□ – цель  не  достигнута (красный цвет)                                                                           

 

 

 

Дата  __________

Оценочный лист ученика ____  класса   

Математика.   ______________________________________      

Устный счёт

(5б)

Пр. 326

 

(по1 б)

З. 329

(по 1 б. за обратную задачу)

З. 322

Общий балл

Отметка

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       «5» - 8 - 9 (б)

                                       «4» - 6 -7  ( б )

                                       «3» - 5 (б)

 

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

________________________________________

 

Критерии

Мои комментарии

Оценка  (1-5 баллов)

Готовность к уроку

 

 

 

Активность на уроке

 

 

 

Личный вклад в работу группы

 

 

 

 

Листок постановки, достижения целей и самооценки урока русского языка  по теме «Падеж имён существительных»

 

Число

                        Цели

Постановка

Достижение

Лист самооценки

Уверенно

Не очень

уверенно

Неуверенно

 

Узнать

 

 

Я могу определить падеж

имён существительных

 

 

 

 

Научиться

 

 

 

Закрепить                  по теме

 

 

 

 

Узнать

 

 

Я могу определить падеж

имён существительных

 

 

 

 

Научиться

 

 

 

Закрепить                  по теме

 

 

 

 

Узнать

 

 

Я могу определить падеж

имён существительных

 

 

 

 

Научиться

 

 

 

Закрепить              по теме

 

 

 

 

Узнать

 

 

Я могу определить падеж

имён существительных

 

 

 

 

Научиться

 

 

 

Закрепить              по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНЧНЫЙ   ЛИСТ   УЧЕНИ _______   _4                   _ КЛАССА   __________________________________

 

Дата

Предмет

Что оцениваю?

Моя оценка

Оценка учителя

Балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Новая система оценивания в начальной школе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние годы влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников. Уже в начальной школе система оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. В нашей школе система оценки рассматривается как комплексный подход к оценочной деятельности, позволяющий вести оценку достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Уже в 1 классе обучающиеся совместно с учителем определяют те критерии, по которым будет оцениваться работа. Это может быть аккуратность, правильность написания цифр или букв, правильность выполнения отдельных видов работ. Первоклассники сами оценивали любое своё ощущение, настроение, свою деятельность с помощью «линеечек-шкал», цветных кружочков (лепесточков, листочков, бабочек, цветочков), смайликов, лесенок, шарик (легко), гиря (тяжело), тучки, солнце. В 1 классе следует научить различать оценку и отметку. Оценка − это словесная характеристика результатов действий. Устным ответам даю словесную оценку: «Умница!», «Молодец!», «Отлично!».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 094 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.03.2020 73
    • DOCX 38.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Данилюк Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Данилюк Ольга Владимировна
    Данилюк Ольга Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71392
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 256 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1114 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 273 человека

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека