(Конспект занятия для детей подготовительной группы)
Воспитатель: Пуртова Марина Ивановна, воспитатель МБДОУ детский
сад «Березка»
Программное содержание:
·
Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес»,
формировать представления о лесе, как доме животных и растений, которые
находятся в тесных связях между собой.
·
Учить различать лиственные и хвойные деревья, узнавать и
правильно называть лекарственные травы, грибы.
·
Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей
леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.
·
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Словарная работа: Систематизация
слов хвойные, лиственные, кора, корни.
Предварительная работа: экскурсия
в парк, беседа о лекарственных растениях, чтение художественной литературы,
дидактические игры.
Ход занятия
В: Ребята, сегодня мы и
поговорим с вами об удивительном лесном царстве. Вы любите путешествовать?
Тогда я приглашаю вас в путешествие по лесным тропинкам. Но, прежде чем мы
отправимся в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.
В.: Закройте
все глаза и сосчитайте до пяти. Раз – два – три – четыре – пять. Посмотрите, мы
оказались на лесной полянке. Какая она красивая. Давайте сделаем глубокий вдох
и скажем, чем может пахнуть в лесу? (Ответы детей).
Кругом высокие деревья и кусты. Под ногами лесной ковёр из разнотравья. Как
много красивых цветов. И все это делает чистым, свежим, ароматным наш воздух.
Ребята, почему лес называют легкими планеты? (Потому,
что растения очищают воздух.)
В.: Лес
не только очищает воздух, лес – это еще и природная аптека, он лечит человека,
дает нам силу и здоровье.
В нашем лесу живет Лесная фея.
Ф.: Здравствуйте
друзья! Сегодня мы будем говорить с вами о лесе и о растениях, которые в нем
растут.
Ф.: Какие деревья растут в нашем
лесу? (Ответы детей.)
В.: Сосна,
кедр, лиственница, ель – хвойные деревья. Почему они так называются? (Ответы
детей). Лес, в которых растут эти деревья, называются хвойным. (Показ
иллюстраций.)
Сосновый бор - светлый и сухой лес. Когда идёшь по сосновому
бору – точно высокие, чистые, огромные свечи возвышаются над головою стволы
деревьев. Летом в них можно собирать ягоды – бруснику, чернику. Растут там и
грибы – боровики, маслята, сыроежки. На высоких старых соснах селятся, строят
гнёзда, хищные птицы – ястребы, орлы.
Еловый лес – тёмный, мрачный, сырой. В густых еловых лесах
строят свои берлоги медведи. Прячутся там и зайцы, белки остаются зимовать
из-за шишек, вьют гнёзда рябчики и хлопотливые дрозды.
Береза, осина, рябина, как назвать эти деревья одним словом? (Лиственные).
Почему они так называются, как вы думаете? Лес, в котором растут названные
деревья, называется лиственным. В таких лесах собирается множество певчих птиц.
На полянах цветут цветы, зреют ягоды, много грибов. Лес, в котором растут
разные деревья и лиственные, и хвойные называется смешанным. (Иллюстрации.)
В: Ребята,
лесная фея приготовила для вас вопросы, попробуем ответить на них?
Ф.: Все
деревья, как и люди, могут болеть, и даже погибают.
От чего? Кто может поселиться под корой дерева? (Жук-короед.)
Ф.: Кого
называют лесным доктором, кто спасает деревья от жуков-короедов? (Дятла,
он проделывает клювом дырочку в стволе, высовывает свой язычок, насекомые
прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из-под коры).
В.: От
чего еще могут болеть деревья? (Если кто-то порезал кору или
сломал ветви у дерева).
Ф.: Для
чего нужна дереву кора? (Кора защищает дерево от
мороза, ветра, от солнца.)
Ф.: Ребята,
зачем же растениям нужны корни? (Через корни дерево «пьет»
воду и получает питательные вещества из земли.)
Ф.: Откуда берутся деревья? (Из
семян.)
Физкультминутка
|
Выросли деревья на поле
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки.
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли.
Вправо – влево, взад – вперёд
Так деревья ветер гнёт.
Он и вертит их, и крутит
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
|
Руки вверх.
Руки в стороны.
Потягиваемся вверх, поднимая руки.
Покачиваем руками из стороны в сторону.
Наклоны всем корпусом.
Повороты туловища.
|
Лес – зеленая больница, лес – как сказочное царство: тут кругом
растут лекарства, в каждой травке, в каждой ветке, и микстура, и таблетки.
В: Почему лес называют зелёной
больницей? (Ответы детей.) Потому что лес богат лекарственными растениями,
которые издавна люди использовали в медицине. Вот некоторые из них: Одуванчик не
только салатное, но и лекарственное растение. В его длинных листьях много
витаминов. Мать и мачеха: Растет
вдоль дорог, тропинок. Собирают весной. Настой из её цветов и листьев
употребляется при простудных заболеваниях.Первоцвет
весенний: Богат витамином С. Из цветков и листьев
получается прекрасный лекарственный весенний салат. Ромашка: В
медицине используют цветки. Отваром лечат простудные заболевания. Заваривают
успокаивающий чай.
Ф.: Ребята,
а какие грибы вы знаете? (Ответы детей).
Игра «Найди что лишнее?» (изображение
грибов все съедобные, один не съедобный).
и
т.п.
А если вы в лесу увидите несъедобный гриб, как вы поступите?
Пройдете мимо или растопчите? Объясните, почему в лесу нельзя сбивать,
растаптывать несъедобные грибы? (Ответы детей.)
Несъедобные грибы служат для животных лекарством и пищей. Все растения и животные
леса живут в мире и гармонии, они нужны друг другу, для животных лес это не
только дом, но и аптека, и столовая. А вы знаете, чем питаются в лесу звери? (Ответы
детей.)
Ф: А чем вы могли бы помочь
лесу? Какие правила поведения на природе вы знаете? Мне понравилось что вы,
ребята, такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе. До новых
встреч!
В.: Вот и
подошло к концу наше лесное путешествие. Давайте закроем глаза и сосчитаем до
пяти. Раз – два – три – четыре – пять, вот и в группе мы опять.
Ребёнок:
Я на кусте у родника, не тронул сети паучка.
Я поглядел на муравьев: у них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал, и никого не напугал, нигде воды не замутил.
В лесу я просто погостил.
Итог занятия: Вот
мы и погуляли в лесу: не разрушили муравейника. Не сорвали цветов, не напугали
птиц и зверей, не нарушили тишины и гармонии леса. Пусть мир, в котором мы
живём, остаётся голубым и зелёным.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.