Инфоурок География Другие методич. материалыНиколаевская Россия. Урок истории России в 8 классе

Николаевская Россия. Урок истории России в 8 классе

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ I.doc

I. Личность Николая I.

Задание первой группе

Охарактеризуйте личность Николая I.

 

Документ 1.

            Николай I «был красив, но красота его обладала холодом; нет лица, которое бы так обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное – глаза, без всякого милосердия, зимние глаза. Я не верю, чтобы он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину; он «пребывал к ним благосклонен», не больше».

                                                                                          А.И. Герцен

 

Документ 2.

            «При первом взгляде на государя невольно бросается в лицо характерная особенность его лица – какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица… Какие долгие жестокие страдания должен был испытать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благородные черты лица».

                                                                                Астольф де Кюстин

 

 

Документ 3

Мнение историка

            «Николая сурово воспитывали и часто пороли; впоследствии, став царем, он порол других. Он научился склоняться перед силой, в душе ожесточаясь и накапливая злобу. Жена Александра I называла его «надменным и неискренним». Не получив систематического образования, под влиянием военщины Николай стал грубым, заносчивым и самонадеянным. В нем укоренились замашки фрунтовика, любовь к нерассуждающей дисциплине и недоверие к образованным людям. «Мне нужны не умники, а верноподданные», – неоднократно говорил он…

                                                           П. Черкасов, Д. Чернышевский

 

 

Вопросы к документам:

- Можно ли по внешности увидеть и выявить определенные черты характера Николая I?

- На какие черты характера императора указывают авторы документов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Личность Николая I.

 

Задание второй группе

Охарактеризуйте личность Николая I.

 

Документ 1.

Мнение историка

            Николай I «по-своему был цельная и яркая личность. И эта цельность и яркость была результатом того, что все в ней окрашивалось в один цвет одним господствующим чувством – сильно развитым инстинктом самосохранения. Лучшим средством самосохранения Николаю I казались порядок, дисциплина, безусловное повиновение. В сущности и его властность не была властолюбием, любовью к власти, а средством оградить себя от опасности… Воспитывать дисциплину, порядок, повиновение, по его мнению, могла лишь военная служба… По собственным словам Николая, его привлекали к военной службе «порядок, никакого всезнайства и противоречия, подчинения единой цели»».

                                                                                       Н.А. Рожкова

 

Документ 2

Мнение историка

            «Человек смелый, храбрый, стойкий в испытаниях, он не был искусен в политике, обнаруживая приверженность упрощенным путям и средствам в решении сложнейших проблем, которые вставали перед ним».

                                                                Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский

 

 

Документ 3

Мнение историка

            «была… одна сфера, в которой суровый и надменный властитель смягчался и снимал со своей души мундир, в который она всегда была затянута. Это была его семья и среда детей – кадетов. Многочисленные свидетельства, в искренности которых нет никакого основания сомневаться, единогласно говорят об обворожительной простоте и доброте, которую проявлял император в кругу семьи».

                                                               П. Черкасов, Д. Чернышевский

 

 

Вопросы к документам:

- Каким семьянином был император?

- На какие черты характера Николая указывают авторы документов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Личность Николая I.

 

Задание третьей группе

Охарактеризуйте личность Николая I.

 

Документ 1.

Мнение историка

            «Период обострения кризиса феодально-крепостнической системы придавал известную двойственность его, Николая I, самодержавной политике. Основная тенденция правления Николая I – стремление укрепить феодально-дворянское государство, ликвидировать массовые протесты и прогрессивные выступления интеллигенции. С этой целью усиливался военно-бюрократический аппарат, государственная централизация, росла армия… Военная муштра и казарменные порядки, беспощадная расправа со свободомыслящими были широко распространены в царствование Николая I. Человек умный и расчетливый».

                                                                                           Н.М. Пирумова

 

 

Документ 2.

Мнение историка

            «Я думаю, историкам еще предстоит разобраться в этой яркой и совсем не простой фигуре – у нас ведь до сих пор бытует крайне упрощенный, почти карикатурный образ царя-ефрейтора. Хотелось бы выделить, по крайней мере, одну чрезвычайно привлекательную черту Николая – чувство глубокой ответственности за свое царское дело. Он совершенно искренне считал, что ведет Россию по пути славы. Когда же понял, что это не так, – умер… Все обстоятельства смерти Николая говорят о страшном душевном кризисе, надломе, которые пережил этот человек, убедившись в том, что утянул Россию в пропасть».

                                                                                      А.А. Левандовский

 

 

Документ 3

Мнение историка

            «Император, в силу воспитания и личных пристрастий, совершенный формалист, воспринял свое достаточно случайное воцарение как знак судьбы и отождествил исключительность своего служения государству (царская власть) с собственной исключительностью. Он был добрым семьянином и совсем не злым человеком, но желание подчинить всё и вся строжайшей дисциплине приводили его к несправедливости и жестокости».

                                                                                              Л.М. Ляшенко

 

 

Вопросы к документам:

- На какие особенности характера Николая указывают авторы документов?

 

           

 

 

 

 

 

 

II. Укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.

 

Документ 1

Мнение историка

            «Выражая интересы господствующего класса дворян-крепостников, Николай I вместе с тем сводил государственную власть к личному произволу на манер военного командования. До вступления на престол он командовал гвардейской бригадой. Сменив бригаду на государство, он перенес армейские навыки управления на государственные дела. Россия представлялась ему воинским соединением, в котором царят воля командира, то, бишь, государя. Характерна в этом отношении фраза, сказанная Николаем на смертном одре сыну: «Сдаю тебе команду».

                                                                                           Н.А. Троицкий

 

Документ 2

Мнение историка

            «В отличие от Александра I, Николай I всегда был чужд идеям конституционализма и либерализма. Это был милитарист и материалист, с презрением относящийся к духовной стороне жизни. В быту он был очень неприхотлив. Суровость сохранял даже в кругу семьи… Не доверяя общественности, Николай видел главную опору в армии и чиновничестве…  усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм».

                                                                                            П.Н. Зырянов

 

Документ

            «…Считал идеалом своей империи казарму, где все, начиная от министров и генералов, отвечали бы на его приказы только одним словом «слушаюсь».

                                                                            Историк А.Е. Пресняков

 

Вопрос к документам:

- Устройство какой организации было для Николая I идеалом? Почему, как вы думаете?

 

 

 

 

 

           

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Николаевская Россия. Урок истории России в 8 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ IV.doc

IV. Попытка решения крестьянского вопроса.

 

Цели реформы

Мероприятия реформы

Итоги реформы

_____________________ _____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
______________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

 

_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Николаевская Россия. Урок истории России в 8 классе"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Внутренняя политика Николая I.doc

Внутренняя политика Николая I

Заполните таблицу.

 

Меры по укреплению

позиций дворянства

Мероприятия по борьбе

с революционными идеями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Николаевская Россия. Урок истории России в 8 классе"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Николаевская Россия.pptx

Скачать материал "Николаевская Россия. Урок истории России в 8 классе"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Николаевская Россия

    1 слайд

    Николаевская Россия

  • Задачи урока:дать характеристику личности императора Николая I;
познакомиться...

    2 слайд

    Задачи урока:
    дать характеристику личности императора Николая I;
    познакомиться с основными направлениями внутренней политики второй четверти XIX века;
    выяснить, как особенности характера Николая I повлияли на внутреннюю политику государства.

  • План урока:Личность Николая I.
Укрепление роли государственного аппарата. Код...

    3 слайд

    План урока:
    Личность Николая I.
    Укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.
    Строгость политического режима – III Отделение.
    Попытка решения крестьянского вопроса.






  • 1. Личность Николая IГоды жизни 
   1796 – 1855 гг.

Годы правления – 
     1...

    4 слайд

    1. Личность Николая I
    Годы жизни
    1796 – 1855 гг.

    Годы правления –
    1825 – 1855 гг.

  • II. Укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.
Собственн...

    5 слайд

    II. Укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.

    Собственная
    Его Императорского
    Величества Канцелярия

    I
    Отделение
    (1812 г.)
    (представляло
    царю
    поступающие на
    его имя бумаги
    и исполняло
    его личные
    поручения)

    IV
    Отделение
    (1828 г.)

    Управление
    учебными
    заведениями




    V
    Отделение
    (1835 г.)

    Подготовка
    реформы по
    государственным
    Крестьянам



    II
    Отделение
    (1826 г.)

    Кодификация законов
    Во главе – М.М.
    Сперанский
    III
    Отделение
    (1826 г.)
    Орган политического сыска и контроля за умонастроениями
    Во главе –
    А.Х. Бенкендорф

  • II ОтделениеКодификация законовМ.М. Сперанский (1772 – 1839 гг.)«Полное соб...

    6 слайд

    II Отделение
    Кодификация законов
    М.М. Сперанский (1772 – 1839 гг.)
    «Полное собрание законов Российской империи», 45 томов, куда вошли все законы, изданные начиная с «Соборного Уложения» до Александра I включительно. Законы располагались в хронологическом порядке.
    «Свод законов Российской империи», 15 томов – содержал действующие законы, расположенные в предметно-систематическом порядке.

  • значение кодификации законов упорядочила российское законодательство, 
однак...

    7 слайд

    значение
    кодификации законов
    упорядочила российское законодательство,
    однако каких-либо изменений в существующую политическую систему империи она не внесла
    Николай I
    вручает
    Орден Андрея
    Первозванного
    М.Сперанскому.

  • III. Строгость политического режима – III Отделение.     
 Александр        Х...

    8 слайд

    III. Строгость политического режима – III Отделение.

    Александр Христофорович
    Бенкендорф
    (1783 – 1844 гг.)

  • Из указа об учреждении III-го Отделения Собственной Его Императорского Величе...

    9 слайд

    Из указа об учреждении III-го Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (3 июля 1826 г.).
    В круг обязанностей нового учреждения входили:
    «1) Все распоряжения по всем вообще случаям высшей полиции;
    2) сведения о числе существующих в государстве разных сект…;
    3) известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам…;
    4) сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих…;
    5) учреждение приютов, домов инвалидов и других богоугодных заведений…;
    6) высылка и размещение людей подозрительных и вредных;
    7) заведование… всеми местами заключения…;
    8) все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих…;
    9) статистические сведения, до полиции относящиеся;
    10) надзор за гимназиями и университетами».

    Задание.
    Прочтите документ и найдите в нем ошибки.

  • Значение деятельности III Отделения:
Занималась политическим сыском и осущес...

    10 слайд

    Значение деятельности
    III Отделения:

    Занималась политическим сыском и осуществляло контроль за умонастроениями в обществе
    Боролось с любым проявлением несогласия с политикой властей

  • IV. Попытка решения крестьянского вопроса.  
 Павел Дмитриевич Киселев 
(1788...

    11 слайд

    IV. Попытка решения крестьянского вопроса.

    Павел Дмитриевич Киселев
    (1788 – 1872 гг.)

  • Цели реформы государственных крестьян:
повысить уровень жизни государственных...

    12 слайд

    Цели реформы государственных крестьян:

    повысить уровень жизни государственных крестьян;
    обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян;
    дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян.

  • Мероприятия реформы:1837 – 1841 гг. – введение крестьянского самоуправления....

    13 слайд

    Мероприятия реформы:
    1837 – 1841 гг. – введение крестьянского самоуправления. В государственных деревнях стали открываться школы, медицинские и ветеринарные пункты.
    Для устранения малоземелья часть крестьян переселили в менее населенные местности; другим давали землю.
    Во избежание голода, на случай неурожая создавалась так называемая «общественная запашка» - участок земли, на котором работали все крестьяне данной общины, а урожай с него хранили на случай голода.

  • Меры по улучшению жизни крепостных крестьян:запрещена продажа крепостных за д...

    14 слайд

    Меры по улучшению жизни крепостных крестьян:
    запрещена продажа крепостных за долги;
    запрещена «розничная» торговля членов одной семьи;
    1842 г. – указ об «обязанных» крестьянах (помещики могли освобождать крестьян при заключении с ними договора о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение, а крестьяне обязаны были выполнять различные повинности в пользу бывших владельцев;
    1847 г. – крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги;
    1848 г. – крестьяне получили право покупать незаселенные земли и строения.

  • Итоги реформы:
Реформа несколько смягчила остроту вопроса крестьянского малоз...

    15 слайд

    Итоги реформы:

    Реформа несколько смягчила остроту вопроса крестьянского малоземелья.
    Существенно увеличить размер собираемых налогов не удалось
    Не удалось подать пример помещикам.

  • Вывод:Противоречивость характера императора оказала влияние на внутреннюю пол...

    16 слайд

    Вывод:
    Противоречивость характера императора оказала влияние на внутреннюю политику государства.
    Время правления Николая I неоднозначно оценивалось и оценивается современниками и историками.
    С одной стороны, политическая реакция, подавление свободомыслия, всеохватывающая централизация государственного аппарата.
    С другой стороны, упорядочение законодательства империи, первые реальные, хотя и робкие шаги к освобождению крестьян.

  • Закрепление:Укажите неверный ответ.
Основными направлениями внутренней полити...

    17 слайд

    Закрепление:
    Укажите неверный ответ.
    Основными направлениями внутренней политики Николая I были:
    1) укрепление роли государственного аппарата
    2) укрепление дворянского сословия;
    3) кодификация законов
    4) введение гражданских свобод
    5) борьба с революционными настроениями

  • Закрепление:Укажите неверный ответ.
Стремясь решить крестьянский вопрос, Нико...

    18 слайд

    Закрепление:
    Укажите неверный ответ.
    Стремясь решить крестьянский вопрос, Николай предпринял следующие шаги:
    1) запретил продавать крепостных за долги
    2) принял указ об «обязанных» крестьянах
    3) разрешил помещикам освобождать крестьян с землей
    4) разрешил помещикам освобождать крестьян без земли

  • Закрепление:Укажите верный ответ.
III Отделение императорской канцелярии зани...

    19 слайд

    Закрепление:
    Укажите верный ответ.
    III Отделение императорской канцелярии занималось:
    1) подготовкой Свода действующих законов России
    2) разработкой проекта освобождения крестьян
    3) реформой денежной системы России
    4) политическим надзором и сыском

  • Закрепление:Выберите верные утверждения.
Усилению роли государственного аппар...

    20 слайд

    Закрепление:
    Выберите верные утверждения.
    Усилению роли государственного аппарата способствовали:
    1) усиление роли Собственной Его Императорского Величества канцелярии
    2) введение крестьянского самоуправления
    3) кодификация всех законов империи
    4) разрешение освобождать крестьян без земли
    5) значительное увеличение числа чиновников

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ПАМЯТКА.doc

 

 

ПАМЯТКА

 

 

КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ

 

 

 

·      не забудьте цели работы

·      каждый сотрудничает с другими членами группы

·      работает, не мешая другим

·      вежлив со всеми членами группы

·      честно выполняет свою часть работы

·      ищет пути улучшения работы группы

·      ответил, помоги другому

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Николаевская Россия. Урок истории России в 8 классе"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Тема Николаевская Россия.doc

Тема: «Николаевская Россия»

 

Цель урока:

Выявить противоречивость внутренней политики на основе анализа  государственной деятельности  Николая I.

Задачи:

предметные:

- формирование умения работать  с документами,  составлять характеристику исторической личности, делать сравнительный анализ;

- применение  обучающимися исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений;

метапредметные:

- развитие способности учащихся находить информацию в различных источниках, выделять главное, определять и объяснять понятия;

личностные:

- воспитание уважения к истории нашей страны на примере деятельности Николая I по укреплению внутренней стабильности России;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Тип урока – урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Техническое оборудование – мультимедиаресурсы, компьютер, видеопроектор,    раздаточный материал

 

 

Цели урока:

  • воссоздать портрет Николая I, проанализировать его внутреннюю государственную  политику;
  • развивать умения работать  с документами, составлять характеристику исторической личности; делать сравнительный анализ; устанавливать связь между деятельностью и развитием исторического процесса;
  • работать в группе, слушать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  • воспитание уважения к истории нашей страны.

 

Новые термины:

  • III отделение, жандармы
  • 1825 – 1855 – годы правления Николая I
  • кодификация законов

 

Класс разбивается на три группы. В каждой группе распределяются роли:

- ведущий – направляет деятельность группы;

- аналитик – читает документы и делает выводы;

- протоколист – фиксирует мнения членов группы;

- докладчик – выступает от имени группы с результатами работы.

 

 

ХОД УРОКА

 

Этап урока

Содержание урока

Методы работы

Введение

 

Посмотрите на тему урока. (Слайд 1).

О чем или о ком пойдет речь?

Об императоре Николае I и его времени.

Мнение об этом человеке было и остается неоднозначным.

Гонфалоньером (знаменосцем) свободных называли некоторые современники Николая в первые годы его царствования.

В русской литературе его именовали «Палкиным».

Поэт, революционер, друг А.И. Герцена, Н. Огарев писал так о том времени:

…Безгласны люди. От Китая

До стен недвижного Кремля,

Под диким гнетом изнывая,

Томится русская земля.

Живут и мрут среди смиренья

В молчаньи вялом поколенья.

Молчит запуганный мужик

Под розгой маленьких владык…

Кругом помещики-глупцы,

Рабы, нахалы, подлецы,

Попы, мундиры голубые,

Воров казенные полки,

Да меры к лучшему тупые,

Да плеть, да ссылка, да штыки;

И чья-то воля будто правит,

И сверху вниз всё давит, давит.

Так каким же он был, император Николай I? Сегодня мы об этом узнаем.

Цели урока. (Слайды 2,3)

 

 

 

 

слово учителя

Изучение нового материала

I. Личность Николая I.

Каждая группа получает пакет документов и заданий и приступает к работе.

Задание первой группе

Охарактеризуйте личность Николая I.

Документ 1.

                Николай I «был красив, но красота его обладала холодом; нет лица, которое бы так обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное – глаза, без всякого милосердия, зимние глаза. Я не верю, чтобы он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину; он «пребывал к ним благосклонен», не больше».

                                                                                          А.И. Герцен

Документ 2.

                «При первом взгляде на государя невольно бросается в лицо характерная особенность его лица – какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица… Какие долгие жестокие страдания должен был испытать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благородные черты лица».

                                                                                Астольф де Кюстин

Документ 3

Мнение историка

                «Николая сурово воспитывали и часто пороли; впоследствии, став царем, он порол других. Он научился склоняться перед силой, в душе ожесточаясь и накапливая злобу. Жена Александра I называла его «надменным и неискренним». Не получив систематического образования, под влиянием военщины Николай стал грубым, заносчивым и самонадеянным. В нем укоренились замашки фрунтовика, любовь к нерассуждающей дисциплине и недоверие к образованным людям. «Мне нужны не умники, а верноподданные», – неоднократно говорил он…

                                                               П. Черкасов, Д. Чернышевский

 

Вопросы к документам:

- Можно ли по внешности увидеть и выявить определенные черты характера

   Николая I?

- На какие черты характера императора указывают авторы документов?

 

 

Задание второй группе

Охарактеризуйте личность Николая I.

 

Документ 1.

Мнение историка

                Николай I «по-своему был цельная и яркая личность. И эта цельность и яркость была результатом того, что все в ней окрашивалось в один цвет одним господствующим чувством – сильно развитым инстинктом самосохранения. Лучшим средством самосохранения Николаю I казались порядок, дисциплина, безусловное повиновение. В сущности и его властность не была властолюбием, любовью к власти, а средством оградить себя от опасности… Воспитывать дисциплину, порядок, повиновение, по его мнению, могла лишь военная служба… По собственным словам Николая, его привлекали к военной службе «порядок, никакого всезнайства и противоречия, подчинения единой цели»».

                                                                                       Н.А. Рожкова

Документ 2

Мнение историка

                «Человек смелый, храбрый, стойкий в испытаниях, он не был искусен в политике, обнаруживая приверженность упрощенным путям и средствам в решении сложнейших проблем, которые вставали перед ним».

                                                                Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский

Документ 3

Мнение историка

                «была… одна сфера, в которой суровый и надменный властитель смягчался и снимал со своей души мундир, в который она всегда была затянута. Это была его семья и среда детей – кадетов. Многочисленные свидетельства, в искренности которых нет никакого основания сомневаться, единогласно говорят об обворожительной простоте и доброте, которую проявлял император в кругу семьи».

                                                               П. Черкасов, Д. Чернышевский

 

Вопросы к документам:

- Каким семьянином был император?

- На какие черты характера Николая указывают авторы документов?

 

 

Задание третьей группе

Охарактеризуйте личность Николая I.

 

Документ 1.

Мнение историка

                «Период обострения кризиса феодально-крепостнической системы придавал известную двойственность его, Николая I, самодержавной политике. Основная тенденция правления Николая I – стремление укрепить феодально-дворянское государство, ликвидировать массовые протесты и прогрессивные выступления интеллигенции. С этой целью усиливался военно-бюрократический аппарат, государственная централизация, росла армия… Военная муштра и казарменные порядки, беспощадная расправа со свободомыслящими были широко распространены в царствование Николая I. Человек умный и расчетливый».

                                                                                           Н.М. Пирумова

Документ 2.

Мнение историка

                «Я думаю, историкам еще предстоит разобраться в этой яркой и совсем не простой фигуре – у нас ведь до сих пор бытует крайне упрощенный, почти карикатурный образ царя-ефрейтора. Хотелось бы выделить, по крайней мере, одну чрезвычайно привлекательную черту Николая – чувство глубокой ответственности за свое царское дело. Он совершенно искренне считал, что ведет Россию по пути славы. Когда же понял, что это не так, – умер… Все обстоятельства смерти Николая говорят о страшном душевном кризисе, надломе, которые пережил этот человек, убедившись в том, что утянул Россию в пропасть».

                                                                                      А.А. Левандовский

Документ 3

Мнение историка

                «Император, в силу воспитания и личных пристрастий, совершенный формалист, воспринял свое достаточно случайное воцарение как знак судьбы и отождествил исключительность своего служения государству (царская власть) с собственной исключительностью. Он был добрым семьянином и совсем не злым человеком, но желание подчинить всё и вся строжайшей дисциплине приводили его к несправедливости и жестокости».

                                                                                              Л.М. Ляшенко

Вопросы к документам:

- На какие особенности характера Николая указывают авторы документов?

 

            По окончании анализа и обсуждения документов докладчики выступают с результатами работы своей группы.

Выводы о личности Николая.

 

II. Укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.

Вопрос классу:

- Какое влияние оказало восстание декабристов на Николая I?

(Восстание декабристов произвело сильное впечатление на Николая I, его участники были представителями дворянства – класса, являвшегося главной опорой самодержавия. Многие участники принадлежали к самым знатным дворянским фамилиям.)

           

            Через все царствование проходит стремление Николая не допустить даже намека на возможность повторения мятежа подобного выступлению декабристов. Император внимательно изучил показания декабристов, в том числе необходимость принятия мер, которые, однако, не должны менять существующую политическую систему.

            Основную задачу своего царствования Николай видел в том, чтобы сохранить и укрепить существующий строй.

 

Документ 1

Мнение историка

                «Выражая интересы господствующего класса дворян-крепостников, Николай I вместе с тем сводил государственную власть к личному произволу на манер военного командования. До вступления на престол он командовал гвардейской бригадой. Сменив бригаду на государство, он перенес армейские навыки управления на государственные дела. Россия представлялась ему воинским соединением, в котором царят воля командира, то, бишь, государя. Характерна в этом отношении фраза, сказанная Николаем на смертном одре сыну: «Сдаю тебе команду».

                                                                                           Н.А. Троицкий

Документ 2

Мнение историка

                «В отличие от Александра I, Николай I всегда был чужд идеям конституционализма и либерализма. Это был милитарист и материалист, с презрением относящийся к духовной стороне жизни. В быту он был очень неприхотлив. Суровость сохранял даже в кругу семьи… Не доверяя общественности, Николай видел главную опору в армии и чиновничестве…  усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм».

                                                                                            П.Н. Зырянов

Документ

                «…Считал идеалом своей империи казарму, где все, начиная от министров и генералов, отвечали бы на его приказы только одним словом «слушаюсь».

                                                                            Историк А.Е. Пресняков

Вопрос к документам:

- Устройство какой организации было для Николая I идеалом? Почему, как вы думаете?

        (Армия.  1. Строгая централизация, т.е. подчинение одному центру;

                      2. полное единоначалие на всех уровнях управления;

                      3. безоговорочное подчинение низших высшим.)

 

            При Николае создавалась продуманная система государственного контроля над общественной политической, экономической и культурной жизнью страны. На практике последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Николай I стремился сам контролировать всё и всех в Империи.

            Фрейлина А.Ф. Тютчева: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей».

            Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний.

            При Николае I большое значение приобрела Собственная Его Императорского Величества Канцелярия. О деятельности некоторых ее отделений мы сейчас и поговорим.

(СМ. Слайд 5)          

 

Вопрос:

- Существовал ли в России свод законов? Когда он был принят?

             (Соборное Уложение 1649 г., был принят еще при царе Алексее Михайловиче)

               

Со времен Соборного Уложения было издано огромное количество законов, которые часто противоречили друг другу. Такая неразбериха в российском законодательстве затрудняла и затягивала решение дел.

            Для проведения кодификации Николаем I было учреждено II Отделение Канцелярии. Под руководством М.М. Сперанского из архивов Сената, Синода, коллегий, министерств было изъято и просмотрено свыше 3 тысяч рукописных и печатных фолиантов с указами, манифестами, уставами. Все подготовленные к изданию акты сверялись с подлинниками. Итогом работы стало издание:

  • «Полное собрание законов Российской империи», 45 томов, куда вошли все законы, изданные начиная с «Соборного Уложения» до Александра I включительно. Законы располагались в хронологическом порядке.
  • «Свод законов Российской империи», 15 томов – содержал действующие законы, расположенные в предметно-систематическом порядке.

По окончании работы Николай I на одном из заседаний Государственного совета снял с себя ленту ордена Святого Андрея Первозванного и возложил ее на Сперанского.

 

Вопрос:

- Как вы думаете, каково значение кодификации законов?        

                                    (Кодификация упорядочила российское законодательство, однако каких-либо изменений в существующую политическую систему империи она не внесла.) (слайд 6)

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

III. Строгость политического режима – III Отделение и цензура.

            Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любым проявлением несогласия с политикой властей. В 1826 г. было создано III Отделение Канцелярии и корпус жандармов – политической полиции.

 

Документ

Из записок главы III Отделения А.Х. Бенкендорфа

       

Вопросы:

- Какую главную цель имел в виду Николай I, создавая III Отделение?

- Чем занималось это Отделение?

 

Учитель:

Из записок историка Троицкого И. «Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию».

 

Задание.

 Прочтите документ и найдите в нем ошибки.

Документ.

            Из указа об учреждении III-го Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (3 июля 1826 г.). В круг обязанностей нового учреждения входили:

«1) Все распоряжения по всем вообще случаям высшей полиции;

 2) сведения о числе существующих в государстве разных сект…;

 3) известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам…;

 4) сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих…;

 5) учреждение приютов, домов инвалидов и других богоугодных заведений…;

 6) высылка и размещение людей подозрительных и вредных;

 7) заведование… всеми местами заключения…;

 8) все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих…;

 9) статистические сведения, до полиции относящиеся;

10) надзор за гимназиями и университетами».

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с документом в учебнике, стр. 69.

 

Беседа по документу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск ошибок в документе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Попытка решения крестьянского вопроса.

Работа с документом. См. стр. 69 – 70, документ 3.

Вопросы к документу:

1)      Как Николай относился к крепостному праву?

2)      Как император объяснял свой отказ от попыток отмены крепостного права?

3)      Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы «посягательством на общественное спокойствие»?

 

В 1845 г. создано V Отделение Канцелярии для подготовки реформы по государственным крестьянам. Руководителем отделения был назначен генерал П.Д. Киселев.

 

Работа в парах с текстом учебника (§ 10, п. 4)

Задание:

на основе текста учебника заполнить таблицу

Цели реформы

Мероприятия реформы

Итоги реформы

 

 

 

 

 Проверка выполненной работы.

 

 

 

Беседа по содержанию документа

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

 

Итак, мы познакомились с особенностями характера императора Николая I. Рассмотрели основные направления внутренней политики периода его правления. Осталось выяснить, повлияли ли особенности характера Николая I на внутреннюю политику государства.

 

Противоречивость характера императора оказала влияние на внутреннюю политику государства.

Время правления Николая I неоднозначно оценивалось современниками и историками. С одной стороны, политическая реакция, подавление свободомыслия, всеохватывающая централизация государственного аппарата. С другой стороны, упорядочение законодательства империи, первые реальные, хотя и робкие шаги к освобождению крестьян.

 

Выставление оценок

 

 

Домашнее задание: § 10

 

 

Закреп-ление

1. Укажите неверный ответ.

Основными направлениями внутренней политики Николая I были:

1)      укрепление роли государственного аппарата

2)      укрепление дворянского сословия;

3)      кодификация законов

4)      введение гражданских свобод

5)      борьба с революционными настроениями

 

2. Укажите неверный ответ.

Стремясь решить крестьянский вопрос, Николай предпринял следующие шаги:

1)      запретил продавать крепостных за долги

2)      принял указ об «обязанных» крестьянах

3)      разрешил помещикам освобождать крестьян с землей

4)      разрешил помещикам освобождать крестьян без земли

 

3. Укажите верный ответ.

III Отделение императорской канцелярии занималось:

1)      подготовкой Свода действующих законов России

2)      разработкой проекта освобождения крестьян

3)      реформой денежной системы России

4)      политическим надзором и сыском

 

4. Выберите верные утверждения.

Усилению роли государственного аппарата способствовали:

1)      усиление роли Собственной Его Императорского Величества канцелярии

2)      введение крестьянского самоуправления

3)      кодификация всех законов империи

4)      разрешение освобождать крестьян без земли

5)      значительное увеличение числа чиновников

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Николаевская Россия. Урок истории России в 8 классе"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Тема2.doc

Тема: «Николаевская Россия»

Цели урока:

  • воссоздать портрет Николая I, проанализировать его внутреннюю государственную  политику;
  • развивать умения работать  с документами, составлять характеристику исторической личности; делать сравнительный анализ; устанавливать связь между деятельностью и развитием исторического процесса;
  • работать в группе, слушать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  • воспитание уважения к истории нашей страны.

 

Новые термины:

  • III отделение, жандармы
  • 1825 – 1855 – годы правления Николая I
  • кодификация законов

 

ХОД УРОКА

 

Этап урока

Содержание урока

Методы работы

Введение

 

Посмотрите на тему урока. (Слайд 1).

О чем или о ком пойдет речь?

Об императоре Николае I и его времени.

Мнение об этом человеке было и остается неоднозначным.

Гонфалоньером (знаменосцем) свободных называли некоторые современники Николая в первые годы его царствования.

В русской литературе его именовали «Палкиным».

Поэт, революционер, друг А.И. Герцена, Н. Огарев писал так о том времени:

…Безгласны люди. От Китая

До стен недвижного Кремля,

Под диким гнетом изнывая,

Томится русская земля.

Живут и мрут среди смиренья

В молчаньи вялом поколенья.

Молчит запуганный мужик

Под розгой маленьких владык…

Кругом помещики-глупцы,

Рабы, нахалы, подлецы,

Попы, мундиры голубые,

Воров казенные полки,

Да меры к лучшему тупые,

Да плеть, да ссылка, да штыки;

И чья-то воля будто правит,

И сверху вниз всё давит, давит.

Так каким же он был, император Николай I? Сегодня мы об этом узнаем.

Цели урока. (Слайды 2,3)

 

 

слово учителя

Изучение нового материала

I. Личность Николая I.

Документ 1.

                Николай I «был красив, но красота его обладала холодом; нет лица, которое бы так обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное – глаза, без всякого милосердия, зимние глаза. Я не верю, чтобы он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину; он «пребывал к ним благосклонен», не больше».

                                                                                          А.И. Герцен

Документ 2.

                «При первом взгляде на государя невольно бросается в лицо характерная особенность его лица – какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица… Какие долгие жестокие страдания должен был испытать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благородные черты лица».

                                                                                Астольф де Кюстин

Документ 3

Мнение историка

                «Николая сурово воспитывали и часто пороли; впоследствии, став царем, он порол других. Он научился склоняться перед силой, в душе ожесточаясь и накапливая злобу. Жена Александра I называла его «надменным и неискренним». Не получив систематического образования, под влиянием военщины Николай стал грубым, заносчивым и самонадеянным. В нем укоренились замашки фрунтовика, любовь к нерассуждающей дисциплине и недоверие к образованным людям. «Мне нужны не умники, а верноподданные», – неоднократно говорил он…

                                                               П. Черкасов, Д. Чернышевский

 

Вопросы к документам:

- Можно ли по внешности увидеть и выявить определенные черты характера

   Николая I?

- На какие черты характера императора указывают авторы документов?

 

 

Задание второй группе

Охарактеризуйте личность Николая I.

 

Документ 1.

Мнение историка

                Николай I «по-своему был цельная и яркая личность. И эта цельность и яркость была результатом того, что все в ней окрашивалось в один цвет одним господствующим чувством – сильно развитым инстинктом самосохранения. Лучшим средством самосохранения Николаю I казались порядок, дисциплина, безусловное повиновение. В сущности и его властность не была властолюбием, любовью к власти, а средством оградить себя от опасности… Воспитывать дисциплину, порядок, повиновение, по его мнению, могла лишь военная служба… По собственным словам Николая, его привлекали к военной службе «порядок, никакого всезнайства и противоречия, подчинения единой цели»».

                                                                                       Н.А. Рожкова

Документ 2

Мнение историка

                «Человек смелый, храбрый, стойкий в испытаниях, он не был искусен в политике, обнаруживая приверженность упрощенным путям и средствам в решении сложнейших проблем, которые вставали перед ним».

                                                                Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский

Документ 3

Мнение историка

                «была… одна сфера, в которой суровый и надменный властитель смягчался и снимал со своей души мундир, в который она всегда была затянута. Это была его семья и среда детей – кадетов. Многочисленные свидетельства, в искренности которых нет никакого основания сомневаться, единогласно говорят об обворожительной простоте и доброте, которую проявлял император в кругу семьи».

                                                               П. Черкасов, Д. Чернышевский

 

Вопросы к документам:

- Каким семьянином был император?

- На какие черты характера Николая указывают авторы документов?

 

 

Задание третьей группе

Охарактеризуйте личность Николая I.

 

Документ 1.

Мнение историка

                «Период обострения кризиса феодально-крепостнической системы придавал известную двойственность его, Николая I, самодержавной политике. Основная тенденция правления Николая I – стремление укрепить феодально-дворянское государство, ликвидировать массовые протесты и прогрессивные выступления интеллигенции. С этой целью усиливался военно-бюрократический аппарат, государственная централизация, росла армия… Военная муштра и казарменные порядки, беспощадная расправа со свободомыслящими были широко распространены в царствование Николая I. Человек умный и расчетливый».

                                                                                           Н.М. Пирумова

Документ 2.

Мнение историка

                «Я думаю, историкам еще предстоит разобраться в этой яркой и совсем не простой фигуре – у нас ведь до сих пор бытует крайне упрощенный, почти карикатурный образ царя-ефрейтора. Хотелось бы выделить, по крайней мере, одну чрезвычайно привлекательную черту Николая – чувство глубокой ответственности за свое царское дело. Он совершенно искренне считал, что ведет Россию по пути славы. Когда же понял, что это не так, – умер… Все обстоятельства смерти Николая говорят о страшном душевном кризисе, надломе, которые пережил этот человек, убедившись в том, что утянул Россию в пропасть».

                                                                                      А.А. Левандовский

Документ 3

Мнение историка

                «Император, в силу воспитания и личных пристрастий, совершенный формалист, воспринял свое достаточно случайное воцарение как знак судьбы и отождествил исключительность своего служения государству (царская власть) с собственной исключительностью. Он был добрым семьянином и совсем не злым человеком, но желание подчинить всё и вся строжайшей дисциплине приводили его к несправедливости и жестокости».

                                                                                              Л.М. Ляшенко

Вопросы к документам:

- На какие особенности характера Николая указывают авторы документов?

 

II. Укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.

Вопрос классу:

- Какое влияние оказало восстание декабристов на Николая I?

(Восстание декабристов произвело сильное впечатление на Николая I, его участники были представителями дворянства – класса, являвшегося главной опорой самодержавия. Многие участники принадлежали к самым знатным дворянским фамилиям.)

           

            Через все царствование проходит стремление Николая не допустить даже намека на возможность повторения мятежа подобного выступлению декабристов. Император внимательно изучил показания декабристов, в том числе необходимость принятия мер, которые, однако, не должны менять существующую политическую систему.

            Основную задачу своего царствования Николай видел в том, чтобы сохранить и укрепить существующий строй.

 

Документ 1

Мнение историка

                «Выражая интересы господствующего класса дворян-крепостников, Николай I вместе с тем сводил государственную власть к личному произволу на манер военного командования. До вступления на престол он командовал гвардейской бригадой. Сменив бригаду на государство, он перенес армейские навыки управления на государственные дела. Россия представлялась ему воинским соединением, в котором царят воля командира, то, бишь, государя. Характерна в этом отношении фраза, сказанная Николаем на смертном одре сыну: «Сдаю тебе команду».

                                                                                           Н.А. Троицкий

Документ 2

Мнение историка

                «В отличие от Александра I, Николай I всегда был чужд идеям конституционализма и либерализма. Это был милитарист и материалист, с презрением относящийся к духовной стороне жизни. В быту он был очень неприхотлив. Суровость сохранял даже в кругу семьи… Не доверяя общественности, Николай видел главную опору в армии и чиновничестве…  усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм».

                                                                                            П.Н. Зырянов

Документ

                «…Считал идеалом своей империи казарму, где все, начиная от министров и генералов, отвечали бы на его приказы только одним словом «слушаюсь».

                                                                            Историк А.Е. Пресняков

Вопрос к документам:

- Устройство какой организации было для Николая I идеалом? Почему, как вы думаете?

        (Армия.  1. Строгая централизация, т.е. подчинение одному центру;

                      2. полное единоначалие на всех уровнях управления;

                      3. безоговорочное подчинение низших высшим.)

 

            При Николае создавалась продуманная система государственного контроля над общественной политической, экономической и культурной жизнью страны. На практике последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Николай I стремился сам контролировать всё и всех в Империи.

            Фрейлина А.Ф. Тютчева: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей».

            Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний.

            При Николае I большое значение приобрела Собственная Его Императорского Величества Канцелярия. О деятельности некоторых ее отделений мы сейчас и поговорим.

 

Вопрос:

- Существовал ли в России свод законов? Когда он был принят?

             (Соборное Уложение 1649 г., был принят еще при царе Алексее Михайловиче)

               

Со времен Соборного Уложения было издано огромное количество законов, которые часто противоречили друг другу. Такая неразбериха в российском законодательстве затрудняла и затягивала решение дел.

            Для проведения кодификации Николаем I было учреждено II Отделение Канцелярии. Под руководством М.М. Сперанского из архивов Сената, Синода, коллегий, министерств было изъято и просмотрено свыше 3 тысяч рукописных и печатных фолиантов с указами, манифестами, уставами. Все подготовленные к изданию акты сверялись с подлинниками. Итогом работы стало издание:

  • «Полное собрание законов Российской империи», 45 томов, куда вошли все законы, изданные начиная с «Соборного Уложения» до Александра I включительно. Законы располагались в хронологическом порядке.
  • «Свод законов Российской империи», 15 томов – содержал действующие законы, расположенные в предметно-систематическом порядке.

По окончании работы Николай I на одном из заседаний Государственного совета снял с себя ленту ордена Святого Андрея Первозванного и возложил ее на Сперанского.

Вопрос:

- Как вы думаете, каково значение кодификации законов?        

                                    (Кодификация упорядочила российское законодательство, однако каких-либо изменений в существующую политическую систему империи она не внесла.) (слайд 6)

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

III. Строгость политического режима – III Отделение и цензура.

            Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любым проявлением несогласия с политикой властей. В 1826 г. было создано III Отделение Канцелярии и корпус жандармов – политической полиции.

 

Документ

Из записок главы III Отделения А.Х. Бенкендорфа

      

Вопросы:

- Какую главную цель имел в виду Николай I, создавая III Отделение?

- Чем занималось это Отделение?

 

Учитель:

Из записок историка Троицкого И. «Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию».

 

Задание.

 Прочтите документ и найдите в нем ошибки.

Документ.

                Из указа об учреждении III-го Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (3 июля 1826 г.). В круг обязанностей нового учреждения входили:

«1) Все распоряжения по всем вообще случаям высшей полиции;

 2) сведения о числе существующих в государстве разных сект…;

 3) известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам…;

 4) сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих…;

 5) учреждение приютов, домов инвалидов и других богоугодных заведений…;

 6) высылка и размещение людей подозрительных и вредных;

 7) заведование… всеми местами заключения…;

 8) все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих…;

 9) статистические сведения, до полиции относящиеся;

10) надзор за гимназиями и университетами».

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с документом в учебнике, стр. 69.

 

Беседа по документу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск ошибок в документе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Попытка решения крестьянского вопроса.

Работа с документом. См. стр. 69 – 70, документ 3.

Вопросы к документу:

1)       Как Николай относился к крепостному праву?

2)       Как император объяснял свой отказ от попыток отмены крепостного права?

3)       Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы «посягательством на общественное спокойствие»?

 

В 1845 г. создано V Отделение Канцелярии для подготовки реформы по государственным крестьянам. Руководителем отделения был назначен генерал П.Д. Киселев.

 

Работа в парах с текстом учебника (§ 10, п. 4)

Задание:

на основе текста учебника заполнить таблицу

Цели реформы

Мероприятия реформы

Итоги реформы

 

 

 

 

 Проверка выполненной работы.

 

 

 

Беседа по содержанию документа

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Итак, мы познакомились с особенностями характера императора Николая I. Рассмотрели основные направления внутренней политики периода его правления. Осталось выяснить, повлияли ли особенности характера Николая I на внутреннюю политику государства.

 

Противоречивость характера императора оказала влияние на внутреннюю политику государства.

Время правления Николая I неоднозначно оценивалось современниками и историками. С одной стороны, политическая реакция, подавление свободомыслия, всеохватывающая централизация государственного аппарата. С другой стороны, упорядочение законодательства империи, первые реальные, хотя и робкие шаги к освобождению крестьян.

 

Выставление оценок

 

 

Домашнее задание: § 10

 

 

Закреп-ление

1. Укажите неверный ответ.

Основными направлениями внутренней политики Николая I были:

1)      укрепление роли государственного аппарата

2)      укрепление дворянского сословия;

3)      кодификация законов

4)      введение гражданских свобод

5)      борьба с революционными настроениями

 

2. Укажите неверный ответ.

Стремясь решить крестьянский вопрос, Николай предпринял следующие шаги:

1)      запретил продавать крепостных за долги

2)      принял указ об «обязанных» крестьянах

3)      разрешил помещикам освобождать крестьян с землей

4)      разрешил помещикам освобождать крестьян без земли

 

3. Укажите верный ответ.

III Отделение императорской канцелярии занималось:

1)      подготовкой Свода действующих законов России

2)      разработкой проекта освобождения крестьян

3)      реформой денежной системы России

4)      политическим надзором и сыском

 

4. Выберите верные утверждения.

Усилению роли государственного аппарата способствовали:

1)      усиление роли Собственной Его Императорского Величества канцелярии

2)      введение крестьянского самоуправления

3)      кодификация всех законов империи

4)      разрешение освобождать крестьян без земли

5)      значительное увеличение числа чиновников

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Николаевская Россия. Урок истории России в 8 классе"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Николаевская Россия»

 

Цель урока:

Выявить противоречивость внутренней политики на основе анализа  государственной деятельности  Николая I.

Задачи:

предметные:

- формирование умения работать  с документами,  составлять характеристику исторической личности, делать сравнительный анализ;

- применение  обучающимися исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений;

метапредметные:

- развитие способности учащихся находить информацию в различных источниках, выделять главное, определять и объяснять понятия;

личностные:

- воспитание уважения к истории нашей страны на примере деятельности Николая I по укреплению внутренней стабильности России;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Тип урока – урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 984 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1339
    • RAR 310.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Малахова Зоя Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Малахова Зоя Евгеньевна
    Малахова Зоя Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 54789
    • Всего материалов: 24

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 258 человек из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 73 человека

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе