Главная / История / Николаевская Россия. Урок истории России в 8 классе

Николаевская Россия. Урок истории России в 8 классе

Название документа I.doc

I. Личность Николая I.

Задание первой группе

Охарактеризуйте личность Николая I.


Документ 1.

Николай I «был красив, но красота его обладала холодом; нет лица, которое бы так обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное – глаза, без всякого милосердия, зимние глаза. Я не верю, чтобы он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину; он «пребывал к ним благосклонен», не больше».

А.И. Герцен


Документ 2.

«При первом взгляде на государя невольно бросается в лицо характерная особенность его лица – какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица… Какие долгие жестокие страдания должен был испытать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благородные черты лица».

Астольф де Кюстин



Документ 3

Мнение историка

«Николая сурово воспитывали и часто пороли; впоследствии, став царем, он порол других. Он научился склоняться перед силой, в душе ожесточаясь и накапливая злобу. Жена Александра I называла его «надменным и неискренним». Не получив систематического образования, под влиянием военщины Николай стал грубым, заносчивым и самонадеянным. В нем укоренились замашки фрунтовика, любовь к нерассуждающей дисциплине и недоверие к образованным людям. «Мне нужны не умники, а верноподданные», – неоднократно говорил он…

П. Черкасов, Д. Чернышевский



Вопросы к документам:

- Можно ли по внешности увидеть и выявить определенные черты характера Николая I?

- На какие черты характера императора указывают авторы документов?















I. Личность Николая I.


Задание второй группе

Охарактеризуйте личность Николая I.


Документ 1.

Мнение историка

Николай I «по-своему был цельная и яркая личность. И эта цельность и яркость была результатом того, что все в ней окрашивалось в один цвет одним господствующим чувством – сильно развитым инстинктом самосохранения. Лучшим средством самосохранения Николаю I казались порядок, дисциплина, безусловное повиновение. В сущности и его властность не была властолюбием, любовью к власти, а средством оградить себя от опасности… Воспитывать дисциплину, порядок, повиновение, по его мнению, могла лишь военная служба… По собственным словам Николая, его привлекали к военной службе «порядок, никакого всезнайства и противоречия, подчинения единой цели»».

Н.А. Рожкова


Документ 2

Мнение историка

«Человек смелый, храбрый, стойкий в испытаниях, он не был искусен в политике, обнаруживая приверженность упрощенным путям и средствам в решении сложнейших проблем, которые вставали перед ним».

Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский



Документ 3

Мнение историка

«была… одна сфера, в которой суровый и надменный властитель смягчался и снимал со своей души мундир, в который она всегда была затянута. Это была его семья и среда детей – кадетов. Многочисленные свидетельства, в искренности которых нет никакого основания сомневаться, единогласно говорят об обворожительной простоте и доброте, которую проявлял император в кругу семьи».

П. Черкасов, Д. Чернышевский



Вопросы к документам:

- Каким семьянином был император?

- На какие черты характера Николая указывают авторы документов?














I. Личность Николая I.


Задание третьей группе

Охарактеризуйте личность Николая I.


Документ 1.

Мнение историка

«Период обострения кризиса феодально-крепостнической системы придавал известную двойственность его, Николая I, самодержавной политике. Основная тенденция правления Николая I – стремление укрепить феодально-дворянское государство, ликвидировать массовые протесты и прогрессивные выступления интеллигенции. С этой целью усиливался военно-бюрократический аппарат, государственная централизация, росла армия… Военная муштра и казарменные порядки, беспощадная расправа со свободомыслящими были широко распространены в царствование Николая I. Человек умный и расчетливый».

Н.М. Пирумова



Документ 2.

Мнение историка

«Я думаю, историкам еще предстоит разобраться в этой яркой и совсем не простой фигуре – у нас ведь до сих пор бытует крайне упрощенный, почти карикатурный образ царя-ефрейтора. Хотелось бы выделить, по крайней мере, одну чрезвычайно привлекательную черту Николая – чувство глубокой ответственности за свое царское дело. Он совершенно искренне считал, что ведет Россию по пути славы. Когда же понял, что это не так, – умер… Все обстоятельства смерти Николая говорят о страшном душевном кризисе, надломе, которые пережил этот человек, убедившись в том, что утянул Россию в пропасть».

А.А. Левандовский



Документ 3

Мнение историка

«Император, в силу воспитания и личных пристрастий, совершенный формалист, воспринял свое достаточно случайное воцарение как знак судьбы и отождествил исключительность своего служения государству (царская власть) с собственной исключительностью. Он был добрым семьянином и совсем не злым человеком, но желание подчинить всё и вся строжайшей дисциплине приводили его к несправедливости и жестокости».

Л.М. Ляшенко



Вопросы к документам:

- На какие особенности характера Николая указывают авторы документов?







II. Укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.


Документ 1

Мнение историка

«Выражая интересы господствующего класса дворян-крепостников, Николай I вместе с тем сводил государственную власть к личному произволу на манер военного командования. До вступления на престол он командовал гвардейской бригадой. Сменив бригаду на государство, он перенес армейские навыки управления на государственные дела. Россия представлялась ему воинским соединением, в котором царят воля командира, то, бишь, государя. Характерна в этом отношении фраза, сказанная Николаем на смертном одре сыну: «Сдаю тебе команду».

Н.А. Троицкий


Документ 2

Мнение историка

«В отличие от Александра I, Николай I всегда был чужд идеям конституционализма и либерализма. Это был милитарист и материалист, с презрением относящийся к духовной стороне жизни. В быту он был очень неприхотлив. Суровость сохранял даже в кругу семьи… Не доверяя общественности, Николай видел главную опору в армии и чиновничестве… усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм».

П.Н. Зырянов


Документ

«…Считал идеалом своей империи казарму, где все, начиная от министров и генералов, отвечали бы на его приказы только одним словом «слушаюсь».

Историк А.Е. Пресняков


Вопрос к документам:

- Устройство какой организации было для Николая I идеалом? Почему, как вы думаете?






Название документа IV.doc

IV. Попытка решения крестьянского вопроса.


Цели реформы

Мероприятия реформы

Итоги реформы

_____________________ _____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
______________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________


_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________


Название документа Внутренняя политика Николая I.doc

Внутренняя политика Николая I

Заполните таблицу.


Меры по укреплению

позиций дворянства

Мероприятия по борьбе

с революционными идеями

































Название документа Николаевская Россия.pptx

Николаевская Россия
Задачи урока: дать характеристику личности императора Николая I; познакомитьс...
План урока: Личность Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Ко...
1. Личность Николая I Годы жизни 1796 – 1855 гг. Годы правления – 1825 – 1855...
II. Укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Собственн...
II Отделение Кодификация законов М.М. Сперанский (1772 – 1839 гг.) «Полное со...
значение кодификации законов упорядочила российское законодательство, однако ...
III. Строгость политического режима – III Отделение. Александр Христофорович ...
Из указа об учреждении III-го Отделения Собственной Его Императорского Величе...
Значение деятельности III Отделения: Занималась политическим сыском и осущест...
IV. Попытка решения крестьянского вопроса. Павел Дмитриевич Киселев (1788 – 1...
Цели реформы государственных крестьян: повысить уровень жизни государственных...
Мероприятия реформы: 1837 – 1841 гг. – введение крестьянского самоуправления....
Меры по улучшению жизни крепостных крестьян: запрещена продажа крепостных за ...
Итоги реформы: Реформа несколько смягчила остроту вопроса крестьянского малоз...
Вывод: Противоречивость характера императора оказала влияние на внутреннюю по...
Закрепление: Укажите неверный ответ. Основными направлениями внутренней полит...
Закрепление: Укажите неверный ответ. Стремясь решить крестьянский вопрос, Ник...
Закрепление: Укажите верный ответ. III Отделение императорской канцелярии зан...
Закрепление: Выберите верные утверждения. Усилению роли государственного аппа...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Николаевская Россия
Описание слайда:

Николаевская Россия

№ слайда 2 Задачи урока: дать характеристику личности императора Николая I; познакомиться с
Описание слайда:

Задачи урока: дать характеристику личности императора Николая I; познакомиться с основными направлениями внутренней политики второй четверти XIX века; выяснить, как особенности характера Николая I повлияли на внутреннюю политику государства.

№ слайда 3 План урока: Личность Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Кодиф
Описание слайда:

План урока: Личность Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Строгость политического режима – III Отделение. Попытка решения крестьянского вопроса.

№ слайда 4 1. Личность Николая I Годы жизни 1796 – 1855 гг. Годы правления – 1825 – 1855 гг
Описание слайда:

1. Личность Николая I Годы жизни 1796 – 1855 гг. Годы правления – 1825 – 1855 гг.

№ слайда 5 II. Укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Собственная
Описание слайда:

II. Укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия I Отделение (1812 г.) (представляло царю поступающие на его имя бумаги и исполняло его личные поручения) IV Отделение (1828 г.) Управление учебными заведениями V Отделение (1835 г.) Подготовка реформы по государственным Крестьянам II Отделение (1826 г.) Кодификация законов Во главе – М.М. Сперанский III Отделение (1826 г.) Орган политического сыска и контроля за умонастроениями Во главе – А.Х. Бенкендорф

№ слайда 6 II Отделение Кодификация законов М.М. Сперанский (1772 – 1839 гг.) «Полное собра
Описание слайда:

II Отделение Кодификация законов М.М. Сперанский (1772 – 1839 гг.) «Полное собрание законов Российской империи», 45 томов, куда вошли все законы, изданные начиная с «Соборного Уложения» до Александра I включительно. Законы располагались в хронологическом порядке. «Свод законов Российской империи», 15 томов – содержал действующие законы, расположенные в предметно-систематическом порядке.

№ слайда 7 значение кодификации законов упорядочила российское законодательство, однако как
Описание слайда:

значение кодификации законов упорядочила российское законодательство, однако каких-либо изменений в существующую политическую систему империи она не внесла Николай I вручает Орден Андрея Первозванного М.Сперанскому.

№ слайда 8 III. Строгость политического режима – III Отделение. Александр Христофорович Бен
Описание слайда:

III. Строгость политического режима – III Отделение. Александр Христофорович Бенкендорф (1783 – 1844 гг.)

№ слайда 9 Из указа об учреждении III-го Отделения Собственной Его Императорского Величеств
Описание слайда:

Из указа об учреждении III-го Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (3 июля 1826 г.). В круг обязанностей нового учреждения входили: «1) Все распоряжения по всем вообще случаям высшей полиции; 2) сведения о числе существующих в государстве разных сект…; 3) известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам…; 4) сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих…; 5) учреждение приютов, домов инвалидов и других богоугодных заведений…; 6) высылка и размещение людей подозрительных и вредных; 7) заведование… всеми местами заключения…; 8) все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих…; 9) статистические сведения, до полиции относящиеся; 10) надзор за гимназиями и университетами». Задание. Прочтите документ и найдите в нем ошибки.

№ слайда 10 Значение деятельности III Отделения: Занималась политическим сыском и осуществля
Описание слайда:

Значение деятельности III Отделения: Занималась политическим сыском и осуществляло контроль за умонастроениями в обществе Боролось с любым проявлением несогласия с политикой властей

№ слайда 11 IV. Попытка решения крестьянского вопроса. Павел Дмитриевич Киселев (1788 – 1872
Описание слайда:

IV. Попытка решения крестьянского вопроса. Павел Дмитриевич Киселев (1788 – 1872 гг.)

№ слайда 12 Цели реформы государственных крестьян: повысить уровень жизни государственных кр
Описание слайда:

Цели реформы государственных крестьян: повысить уровень жизни государственных крестьян; обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян; дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян.

№ слайда 13 Мероприятия реформы: 1837 – 1841 гг. – введение крестьянского самоуправления. В
Описание слайда:

Мероприятия реформы: 1837 – 1841 гг. – введение крестьянского самоуправления. В государственных деревнях стали открываться школы, медицинские и ветеринарные пункты. Для устранения малоземелья часть крестьян переселили в менее населенные местности; другим давали землю. Во избежание голода, на случай неурожая создавалась так называемая «общественная запашка» - участок земли, на котором работали все крестьяне данной общины, а урожай с него хранили на случай голода.

№ слайда 14 Меры по улучшению жизни крепостных крестьян: запрещена продажа крепостных за дол
Описание слайда:

Меры по улучшению жизни крепостных крестьян: запрещена продажа крепостных за долги; запрещена «розничная» торговля членов одной семьи; 1842 г. – указ об «обязанных» крестьянах (помещики могли освобождать крестьян при заключении с ними договора о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение, а крестьяне обязаны были выполнять различные повинности в пользу бывших владельцев; 1847 г. – крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; 1848 г. – крестьяне получили право покупать незаселенные земли и строения.

№ слайда 15 Итоги реформы: Реформа несколько смягчила остроту вопроса крестьянского малоземе
Описание слайда:

Итоги реформы: Реформа несколько смягчила остроту вопроса крестьянского малоземелья. Существенно увеличить размер собираемых налогов не удалось Не удалось подать пример помещикам.

№ слайда 16 Вывод: Противоречивость характера императора оказала влияние на внутреннюю полит
Описание слайда:

Вывод: Противоречивость характера императора оказала влияние на внутреннюю политику государства. Время правления Николая I неоднозначно оценивалось и оценивается современниками и историками. С одной стороны, политическая реакция, подавление свободомыслия, всеохватывающая централизация государственного аппарата. С другой стороны, упорядочение законодательства империи, первые реальные, хотя и робкие шаги к освобождению крестьян.

№ слайда 17 Закрепление: Укажите неверный ответ. Основными направлениями внутренней политики
Описание слайда:

Закрепление: Укажите неверный ответ. Основными направлениями внутренней политики Николая I были: 1) укрепление роли государственного аппарата 2) укрепление дворянского сословия; 3) кодификация законов 4) введение гражданских свобод 5) борьба с революционными настроениями

№ слайда 18 Закрепление: Укажите неверный ответ. Стремясь решить крестьянский вопрос, Никола
Описание слайда:

Закрепление: Укажите неверный ответ. Стремясь решить крестьянский вопрос, Николай предпринял следующие шаги: 1) запретил продавать крепостных за долги 2) принял указ об «обязанных» крестьянах 3) разрешил помещикам освобождать крестьян с землей 4) разрешил помещикам освобождать крестьян без земли

№ слайда 19 Закрепление: Укажите верный ответ. III Отделение императорской канцелярии занима
Описание слайда:

Закрепление: Укажите верный ответ. III Отделение императорской канцелярии занималось: 1) подготовкой Свода действующих законов России 2) разработкой проекта освобождения крестьян 3) реформой денежной системы России 4) политическим надзором и сыском

№ слайда 20 Закрепление: Выберите верные утверждения. Усилению роли государственного аппарат
Описание слайда:

Закрепление: Выберите верные утверждения. Усилению роли государственного аппарата способствовали: 1) усиление роли Собственной Его Императорского Величества канцелярии 2) введение крестьянского самоуправления 3) кодификация всех законов империи 4) разрешение освобождать крестьян без земли 5) значительное увеличение числа чиновников

Название документа ПАМЯТКА.doc



ПАМЯТКА



КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ




  • не забудьте цели работы

  • каждый сотрудничает с другими членами группы

  • работает, не мешая другим

  • вежлив со всеми членами группы

  • честно выполняет свою часть работы

  • ищет пути улучшения работы группы

  • ответил, помоги другому

Название документа Тема Николаевская Россия.doc

Тема: «Николаевская Россия»


Цель урока:

Выявить противоречивость внутренней политики на основе анализа государственной деятельности Николая I.

Задачи:

предметные:

- формирование умения работать с документами, составлять характеристику исторической личности, делать сравнительный анализ;

- применение обучающимися исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений;

метапредметные:

- развитие способности учащихся находить информацию в различных источниках, выделять главное, определять и объяснять понятия;

личностные:

- воспитание уважения к истории нашей страны на примере деятельности Николая I по укреплению внутренней стабильности России;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Тип урока – урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Техническое оборудование – мультимедиаресурсы, компьютер, видеопроектор, раздаточный материал



Цели урока:

  • воссоздать портрет Николая I, проанализировать его внутреннюю государственную политику;

  • развивать умения работать с документами, составлять характеристику исторической личности; делать сравнительный анализ; устанавливать связь между деятельностью и развитием исторического процесса;

  • работать в группе, слушать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

  • воспитание уважения к истории нашей страны.


Новые термины:

  • III отделение, жандармы

  • 1825 – 1855 – годы правления Николая I

  • кодификация законов


Класс разбивается на три группы. В каждой группе распределяются роли:

- ведущий – направляет деятельность группы;

- аналитик – читает документы и делает выводы;

- протоколист – фиксирует мнения членов группы;

- докладчик – выступает от имени группы с результатами работы.



ХОД УРОКА


Этап урока

Содержание урока

Методы работы

Введение


Посмотрите на тему урока. (Слайд 1).

О чем или о ком пойдет речь?

Об императоре Николае I и его времени.

Мнение об этом человеке было и остается неоднозначным.

Гонфалоньером (знаменосцем) свободных называли некоторые современники Николая в первые годы его царствования.

В русской литературе его именовали «Палкиным».

Поэт, революционер, друг А.И. Герцена, Н. Огарев писал так о том времени:

Безгласны люди. От Китая

До стен недвижного Кремля,

Под диким гнетом изнывая,

Томится русская земля.

Живут и мрут среди смиренья

В молчаньи вялом поколенья.

Молчит запуганный мужик

Под розгой маленьких владык…

Кругом помещики-глупцы,

Рабы, нахалы, подлецы,

Попы, мундиры голубые,

Воров казенные полки,

Да меры к лучшему тупые,

Да плеть, да ссылка, да штыки;

И чья-то воля будто правит,

И сверху вниз всё давит, давит.

Так каким же он был, император Николай I? Сегодня мы об этом узнаем.

Цели урока. (Слайды 2,3)





слово учителя

Изучение нового материала

I. Личность Николая I.

Каждая группа получает пакет документов и заданий и приступает к работе.

Задание первой группе

Охарактеризуйте личность Николая I.

Документ 1.

Николай I «был красив, но красота его обладала холодом; нет лица, которое бы так обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное – глаза, без всякого милосердия, зимние глаза. Я не верю, чтобы он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину; он «пребывал к ним благосклонен», не больше».

А.И. Герцен

Документ 2.

«При первом взгляде на государя невольно бросается в лицо характерная особенность его лица – какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица… Какие долгие жестокие страдания должен был испытать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благородные черты лица».

Астольф де Кюстин

Документ 3

Мнение историка

«Николая сурово воспитывали и часто пороли; впоследствии, став царем, он порол других. Он научился склоняться перед силой, в душе ожесточаясь и накапливая злобу. Жена Александра I называла его «надменным и неискренним». Не получив систематического образования, под влиянием военщины Николай стал грубым, заносчивым и самонадеянным. В нем укоренились замашки фрунтовика, любовь к нерассуждающей дисциплине и недоверие к образованным людям. «Мне нужны не умники, а верноподданные», – неоднократно говорил он…

П. Черкасов, Д. Чернышевский


Вопросы к документам:

- Можно ли по внешности увидеть и выявить определенные черты характера

Николая I?

- На какие черты характера императора указывают авторы документов?



Задание второй группе

Охарактеризуйте личность Николая I.


Документ 1.

Мнение историка

Николай I «по-своему был цельная и яркая личность. И эта цельность и яркость была результатом того, что все в ней окрашивалось в один цвет одним господствующим чувством – сильно развитым инстинктом самосохранения. Лучшим средством самосохранения Николаю I казались порядок, дисциплина, безусловное повиновение. В сущности и его властность не была властолюбием, любовью к власти, а средством оградить себя от опасности… Воспитывать дисциплину, порядок, повиновение, по его мнению, могла лишь военная служба… По собственным словам Николая, его привлекали к военной службе «порядок, никакого всезнайства и противоречия, подчинения единой цели»».

Н.А. Рожкова

Документ 2

Мнение историка

«Человек смелый, храбрый, стойкий в испытаниях, он не был искусен в политике, обнаруживая приверженность упрощенным путям и средствам в решении сложнейших проблем, которые вставали перед ним».

Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский

Документ 3

Мнение историка

«была… одна сфера, в которой суровый и надменный властитель смягчался и снимал со своей души мундир, в который она всегда была затянута. Это была его семья и среда детей – кадетов. Многочисленные свидетельства, в искренности которых нет никакого основания сомневаться, единогласно говорят об обворожительной простоте и доброте, которую проявлял император в кругу семьи».

П. Черкасов, Д. Чернышевский


Вопросы к документам:

- Каким семьянином был император?

- На какие черты характера Николая указывают авторы документов?



Задание третьей группе

Охарактеризуйте личность Николая I.


Документ 1.

Мнение историка

«Период обострения кризиса феодально-крепостнической системы придавал известную двойственность его, Николая I, самодержавной политике. Основная тенденция правления Николая I – стремление укрепить феодально-дворянское государство, ликвидировать массовые протесты и прогрессивные выступления интеллигенции. С этой целью усиливался военно-бюрократический аппарат, государственная централизация, росла армия… Военная муштра и казарменные порядки, беспощадная расправа со свободомыслящими были широко распространены в царствование Николая I. Человек умный и расчетливый».

Н.М. Пирумова

Документ 2.

Мнение историка

«Я думаю, историкам еще предстоит разобраться в этой яркой и совсем не простой фигуре – у нас ведь до сих пор бытует крайне упрощенный, почти карикатурный образ царя-ефрейтора. Хотелось бы выделить, по крайней мере, одну чрезвычайно привлекательную черту Николая – чувство глубокой ответственности за свое царское дело. Он совершенно искренне считал, что ведет Россию по пути славы. Когда же понял, что это не так, – умер… Все обстоятельства смерти Николая говорят о страшном душевном кризисе, надломе, которые пережил этот человек, убедившись в том, что утянул Россию в пропасть».

А.А. Левандовский

Документ 3

Мнение историка

«Император, в силу воспитания и личных пристрастий, совершенный формалист, воспринял свое достаточно случайное воцарение как знак судьбы и отождествил исключительность своего служения государству (царская власть) с собственной исключительностью. Он был добрым семьянином и совсем не злым человеком, но желание подчинить всё и вся строжайшей дисциплине приводили его к несправедливости и жестокости».

Л.М. Ляшенко

Вопросы к документам:

- На какие особенности характера Николая указывают авторы документов?

По окончании анализа и обсуждения документов докладчики выступают с результатами работы своей группы.

Выводы о личности Николая.


II. Укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.

Вопрос классу:

- Какое влияние оказало восстание декабристов на Николая I?

(Восстание декабристов произвело сильное впечатление на Николая I, его участники были представителями дворянства – класса, являвшегося главной опорой самодержавия. Многие участники принадлежали к самым знатным дворянским фамилиям.)

Через все царствование проходит стремление Николая не допустить даже намека на возможность повторения мятежа подобного выступлению декабристов. Император внимательно изучил показания декабристов, в том числе необходимость принятия мер, которые, однако, не должны менять существующую политическую систему.

Основную задачу своего царствования Николай видел в том, чтобы сохранить и укрепить существующий строй.


Документ 1

Мнение историка

«Выражая интересы господствующего класса дворян-крепостников, Николай I вместе с тем сводил государственную власть к личному произволу на манер военного командования. До вступления на престол он командовал гвардейской бригадой. Сменив бригаду на государство, он перенес армейские навыки управления на государственные дела. Россия представлялась ему воинским соединением, в котором царят воля командира, то, бишь, государя. Характерна в этом отношении фраза, сказанная Николаем на смертном одре сыну: «Сдаю тебе команду».

Н.А. Троицкий

Документ 2

Мнение историка

«В отличие от Александра I, Николай I всегда был чужд идеям конституционализма и либерализма. Это был милитарист и материалист, с презрением относящийся к духовной стороне жизни. В быту он был очень неприхотлив. Суровость сохранял даже в кругу семьи… Не доверяя общественности, Николай видел главную опору в армии и чиновничестве… усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм».

П.Н. Зырянов

Документ

«…Считал идеалом своей империи казарму, где все, начиная от министров и генералов, отвечали бы на его приказы только одним словом «слушаюсь».

Историк А.Е. Пресняков

Вопрос к документам:

- Устройство какой организации было для Николая I идеалом? Почему, как вы думаете?

(Армия. 1. Строгая централизация, т.е. подчинение одному центру;

2. полное единоначалие на всех уровнях управления;

3. безоговорочное подчинение низших высшим.)


При Николае создавалась продуманная система государственного контроля над общественной политической, экономической и культурной жизнью страны. На практике последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Николай I стремился сам контролировать всё и всех в Империи.

Фрейлина А.Ф. Тютчева: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей».

Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний.

При Николае I большое значение приобрела Собственная Его Императорского Величества Канцелярия. О деятельности некоторых ее отделений мы сейчас и поговорим.

(СМ. Слайд 5)


Вопрос:

- Существовал ли в России свод законов? Когда он был принят?

(Соборное Уложение 1649 г., был принят еще при царе Алексее Михайловиче)

Со времен Соборного Уложения было издано огромное количество законов, которые часто противоречили друг другу. Такая неразбериха в российском законодательстве затрудняла и затягивала решение дел.

Для проведения кодификации Николаем I было учреждено II Отделение Канцелярии. Под руководством М.М. Сперанского из архивов Сената, Синода, коллегий, министерств было изъято и просмотрено свыше 3 тысяч рукописных и печатных фолиантов с указами, манифестами, уставами. Все подготовленные к изданию акты сверялись с подлинниками. Итогом работы стало издание:

  • «Полное собрание законов Российской империи», 45 томов, куда вошли все законы, изданные начиная с «Соборного Уложения» до Александра I включительно. Законы располагались в хронологическом порядке.

  • «Свод законов Российской империи», 15 томов – содержал действующие законы, расположенные в предметно-систематическом порядке.

По окончании работы Николай I на одном из заседаний Государственного совета снял с себя ленту ордена Святого Андрея Первозванного и возложил ее на Сперанского.


Вопрос:

- Как вы думаете, каково значение кодификации законов?

(Кодификация упорядочила российское законодательство, однако каких-либо изменений в существующую политическую систему империи она не внесла.) (слайд 6)








Работа в группах




















































































































Ответы учеников






























Работа в группах


III. Строгость политического режима – III Отделение и цензура.

Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любым проявлением несогласия с политикой властей. В 1826 г. было создано III Отделение Канцелярии и корпус жандармов – политической полиции.


Документ

Из записок главы III Отделения А.Х. Бенкендорфа

Вопросы:

- Какую главную цель имел в виду Николай I, создавая III Отделение?

- Чем занималось это Отделение?


Учитель:

Из записок историка Троицкого И. «Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию».


Задание.

Прочтите документ и найдите в нем ошибки.

Документ.

Из указа об учреждении III-го Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (3 июля 1826 г.). В круг обязанностей нового учреждения входили:

«1) Все распоряжения по всем вообще случаям высшей полиции;

2) сведения о числе существующих в государстве разных сект…;

3) известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам…;

4) сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих…;

5) учреждение приютов, домов инвалидов и других богоугодных заведений…;

6) высылка и размещение людей подозрительных и вредных;

7) заведование… всеми местами заключения…;

8) все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих…;

9) статистические сведения, до полиции относящиеся;

10) надзор за гимназиями и университетами».









Работа с документом в учебнике, стр. 69.


Беседа по документу




















Поиск ошибок в документе
























IV. Попытка решения крестьянского вопроса.

Работа с документом. См. стр. 69 – 70, документ 3.

Вопросы к документу:

  1. Как Николай относился к крепостному праву?

  2. Как император объяснял свой отказ от попыток отмены крепостного права?

  3. Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы «посягательством на общественное спокойствие»?


В 1845 г. создано V Отделение Канцелярии для подготовки реформы по государственным крестьянам. Руководителем отделения был назначен генерал П.Д. Киселев.


Работа в парах с текстом учебника (§ 10, п. 4)

Задание:

на основе текста учебника заполнить таблицу

Цели реформы

Мероприятия реформы

Итоги реформы





Проверка выполненной работы.




Беседа по содержанию документа


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.


Итак, мы познакомились с особенностями характера императора Николая I. Рассмотрели основные направления внутренней политики периода его правления. Осталось выяснить, повлияли ли особенности характера Николая I на внутреннюю политику государства.


Противоречивость характера императора оказала влияние на внутреннюю политику государства.

Время правления Николая I неоднозначно оценивалось современниками и историками. С одной стороны, политическая реакция, подавление свободомыслия, всеохватывающая централизация государственного аппарата. С другой стороны, упорядочение законодательства империи, первые реальные, хотя и робкие шаги к освобождению крестьян.


Выставление оценок



Домашнее задание: § 10



Закреп-ление

1. Укажите неверный ответ.

Основными направлениями внутренней политики Николая I были:

  1. укрепление роли государственного аппарата

  2. укрепление дворянского сословия;

  3. кодификация законов

  4. введение гражданских свобод

  5. борьба с революционными настроениями


2. Укажите неверный ответ.

Стремясь решить крестьянский вопрос, Николай предпринял следующие шаги:

  1. запретил продавать крепостных за долги

  2. принял указ об «обязанных» крестьянах

  3. разрешил помещикам освобождать крестьян с землей

  4. разрешил помещикам освобождать крестьян без земли


3. Укажите верный ответ.

III Отделение императорской канцелярии занималось:

  1. подготовкой Свода действующих законов России

  2. разработкой проекта освобождения крестьян

  3. реформой денежной системы России

  4. политическим надзором и сыском


4. Выберите верные утверждения.

Усилению роли государственного аппарата способствовали:

  1. усиление роли Собственной Его Императорского Величества канцелярии

  2. введение крестьянского самоуправления

  3. кодификация всех законов империи

  4. разрешение освобождать крестьян без земли

  5. значительное увеличение числа чиновников



Название документа Тема2.doc

Тема: «Николаевская Россия»

Цели урока:

  • воссоздать портрет Николая I, проанализировать его внутреннюю государственную политику;

  • развивать умения работать с документами, составлять характеристику исторической личности; делать сравнительный анализ; устанавливать связь между деятельностью и развитием исторического процесса;

  • работать в группе, слушать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

  • воспитание уважения к истории нашей страны.


Новые термины:

  • III отделение, жандармы

  • 1825 – 1855 – годы правления Николая I

  • кодификация законов


ХОД УРОКА


Этап урока

Содержание урока

Методы работы

Введение


Посмотрите на тему урока. (Слайд 1).

О чем или о ком пойдет речь?

Об императоре Николае I и его времени.

Мнение об этом человеке было и остается неоднозначным.

Гонфалоньером (знаменосцем) свободных называли некоторые современники Николая в первые годы его царствования.

В русской литературе его именовали «Палкиным».

Поэт, революционер, друг А.И. Герцена, Н. Огарев писал так о том времени:

Безгласны люди. От Китая

До стен недвижного Кремля,

Под диким гнетом изнывая,

Томится русская земля.

Живут и мрут среди смиренья

В молчаньи вялом поколенья.

Молчит запуганный мужик

Под розгой маленьких владык…

Кругом помещики-глупцы,

Рабы, нахалы, подлецы,

Попы, мундиры голубые,

Воров казенные полки,

Да меры к лучшему тупые,

Да плеть, да ссылка, да штыки;

И чья-то воля будто правит,

И сверху вниз всё давит, давит.

Так каким же он был, император Николай I? Сегодня мы об этом узнаем.

Цели урока. (Слайды 2,3)



слово учителя

Изучение нового материала

I. Личность Николая I.

Документ 1.

Николай I «был красив, но красота его обладала холодом; нет лица, которое бы так обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное – глаза, без всякого милосердия, зимние глаза. Я не верю, чтобы он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину; он «пребывал к ним благосклонен», не больше».

А.И. Герцен

Документ 2.

«При первом взгляде на государя невольно бросается в лицо характерная особенность его лица – какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица… Какие долгие жестокие страдания должен был испытать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благородные черты лица».

Астольф де Кюстин

Документ 3

Мнение историка

«Николая сурово воспитывали и часто пороли; впоследствии, став царем, он порол других. Он научился склоняться перед силой, в душе ожесточаясь и накапливая злобу. Жена Александра I называла его «надменным и неискренним». Не получив систематического образования, под влиянием военщины Николай стал грубым, заносчивым и самонадеянным. В нем укоренились замашки фрунтовика, любовь к нерассуждающей дисциплине и недоверие к образованным людям. «Мне нужны не умники, а верноподданные», – неоднократно говорил он…

П. Черкасов, Д. Чернышевский


Вопросы к документам:

- Можно ли по внешности увидеть и выявить определенные черты характера

Николая I?

- На какие черты характера императора указывают авторы документов?



Задание второй группе

Охарактеризуйте личность Николая I.


Документ 1.

Мнение историка

Николай I «по-своему был цельная и яркая личность. И эта цельность и яркость была результатом того, что все в ней окрашивалось в один цвет одним господствующим чувством – сильно развитым инстинктом самосохранения. Лучшим средством самосохранения Николаю I казались порядок, дисциплина, безусловное повиновение. В сущности и его властность не была властолюбием, любовью к власти, а средством оградить себя от опасности… Воспитывать дисциплину, порядок, повиновение, по его мнению, могла лишь военная служба… По собственным словам Николая, его привлекали к военной службе «порядок, никакого всезнайства и противоречия, подчинения единой цели»».

Н.А. Рожкова

Документ 2

Мнение историка

«Человек смелый, храбрый, стойкий в испытаниях, он не был искусен в политике, обнаруживая приверженность упрощенным путям и средствам в решении сложнейших проблем, которые вставали перед ним».

Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский

Документ 3

Мнение историка

«была… одна сфера, в которой суровый и надменный властитель смягчался и снимал со своей души мундир, в который она всегда была затянута. Это была его семья и среда детей – кадетов. Многочисленные свидетельства, в искренности которых нет никакого основания сомневаться, единогласно говорят об обворожительной простоте и доброте, которую проявлял император в кругу семьи».

П. Черкасов, Д. Чернышевский


Вопросы к документам:

- Каким семьянином был император?

- На какие черты характера Николая указывают авторы документов?



Задание третьей группе

Охарактеризуйте личность Николая I.


Документ 1.

Мнение историка

«Период обострения кризиса феодально-крепостнической системы придавал известную двойственность его, Николая I, самодержавной политике. Основная тенденция правления Николая I – стремление укрепить феодально-дворянское государство, ликвидировать массовые протесты и прогрессивные выступления интеллигенции. С этой целью усиливался военно-бюрократический аппарат, государственная централизация, росла армия… Военная муштра и казарменные порядки, беспощадная расправа со свободомыслящими были широко распространены в царствование Николая I. Человек умный и расчетливый».

Н.М. Пирумова

Документ 2.

Мнение историка

«Я думаю, историкам еще предстоит разобраться в этой яркой и совсем не простой фигуре – у нас ведь до сих пор бытует крайне упрощенный, почти карикатурный образ царя-ефрейтора. Хотелось бы выделить, по крайней мере, одну чрезвычайно привлекательную черту Николая – чувство глубокой ответственности за свое царское дело. Он совершенно искренне считал, что ведет Россию по пути славы. Когда же понял, что это не так, – умер… Все обстоятельства смерти Николая говорят о страшном душевном кризисе, надломе, которые пережил этот человек, убедившись в том, что утянул Россию в пропасть».

А.А. Левандовский

Документ 3

Мнение историка

«Император, в силу воспитания и личных пристрастий, совершенный формалист, воспринял свое достаточно случайное воцарение как знак судьбы и отождествил исключительность своего служения государству (царская власть) с собственной исключительностью. Он был добрым семьянином и совсем не злым человеком, но желание подчинить всё и вся строжайшей дисциплине приводили его к несправедливости и жестокости».

Л.М. Ляшенко

Вопросы к документам:

- На какие особенности характера Николая указывают авторы документов?


II. Укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.

Вопрос классу:

- Какое влияние оказало восстание декабристов на Николая I?

(Восстание декабристов произвело сильное впечатление на Николая I, его участники были представителями дворянства – класса, являвшегося главной опорой самодержавия. Многие участники принадлежали к самым знатным дворянским фамилиям.)

Через все царствование проходит стремление Николая не допустить даже намека на возможность повторения мятежа подобного выступлению декабристов. Император внимательно изучил показания декабристов, в том числе необходимость принятия мер, которые, однако, не должны менять существующую политическую систему.

Основную задачу своего царствования Николай видел в том, чтобы сохранить и укрепить существующий строй.


Документ 1

Мнение историка

«Выражая интересы господствующего класса дворян-крепостников, Николай I вместе с тем сводил государственную власть к личному произволу на манер военного командования. До вступления на престол он командовал гвардейской бригадой. Сменив бригаду на государство, он перенес армейские навыки управления на государственные дела. Россия представлялась ему воинским соединением, в котором царят воля командира, то, бишь, государя. Характерна в этом отношении фраза, сказанная Николаем на смертном одре сыну: «Сдаю тебе команду».

Н.А. Троицкий

Документ 2

Мнение историка

«В отличие от Александра I, Николай I всегда был чужд идеям конституционализма и либерализма. Это был милитарист и материалист, с презрением относящийся к духовной стороне жизни. В быту он был очень неприхотлив. Суровость сохранял даже в кругу семьи… Не доверяя общественности, Николай видел главную опору в армии и чиновничестве… усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм».

П.Н. Зырянов

Документ

«…Считал идеалом своей империи казарму, где все, начиная от министров и генералов, отвечали бы на его приказы только одним словом «слушаюсь».

Историк А.Е. Пресняков

Вопрос к документам:

- Устройство какой организации было для Николая I идеалом? Почему, как вы думаете?

(Армия. 1. Строгая централизация, т.е. подчинение одному центру;

2. полное единоначалие на всех уровнях управления;

3. безоговорочное подчинение низших высшим.)


При Николае создавалась продуманная система государственного контроля над общественной политической, экономической и культурной жизнью страны. На практике последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Николай I стремился сам контролировать всё и всех в Империи.

Фрейлина А.Ф. Тютчева: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей».

Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний.

При Николае I большое значение приобрела Собственная Его Императорского Величества Канцелярия. О деятельности некоторых ее отделений мы сейчас и поговорим.


Вопрос:

- Существовал ли в России свод законов? Когда он был принят?

(Соборное Уложение 1649 г., был принят еще при царе Алексее Михайловиче)

Со времен Соборного Уложения было издано огромное количество законов, которые часто противоречили друг другу. Такая неразбериха в российском законодательстве затрудняла и затягивала решение дел.

Для проведения кодификации Николаем I было учреждено II Отделение Канцелярии. Под руководством М.М. Сперанского из архивов Сената, Синода, коллегий, министерств было изъято и просмотрено свыше 3 тысяч рукописных и печатных фолиантов с указами, манифестами, уставами. Все подготовленные к изданию акты сверялись с подлинниками. Итогом работы стало издание:

  • «Полное собрание законов Российской империи», 45 томов, куда вошли все законы, изданные начиная с «Соборного Уложения» до Александра I включительно. Законы располагались в хронологическом порядке.

  • «Свод законов Российской империи», 15 томов – содержал действующие законы, расположенные в предметно-систематическом порядке.

По окончании работы Николай I на одном из заседаний Государственного совета снял с себя ленту ордена Святого Андрея Первозванного и возложил ее на Сперанского.

Вопрос:

- Как вы думаете, каково значение кодификации законов?

(Кодификация упорядочила российское законодательство, однако каких-либо изменений в существующую политическую систему империи она не внесла.) (слайд 6)








Работа в группах




















































































































Ответы учеников






























Работа в группах


III. Строгость политического режима – III Отделение и цензура.

Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любым проявлением несогласия с политикой властей. В 1826 г. было создано III Отделение Канцелярии и корпус жандармов – политической полиции.


Документ

Из записок главы III Отделения А.Х. Бенкендорфа

Вопросы:

- Какую главную цель имел в виду Николай I, создавая III Отделение?

- Чем занималось это Отделение?


Учитель:

Из записок историка Троицкого И. «Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию».


Задание.

Прочтите документ и найдите в нем ошибки.

Документ.

Из указа об учреждении III-го Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (3 июля 1826 г.). В круг обязанностей нового учреждения входили:

«1) Все распоряжения по всем вообще случаям высшей полиции;

2) сведения о числе существующих в государстве разных сект…;

3) известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам…;

4) сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих…;

5) учреждение приютов, домов инвалидов и других богоугодных заведений…;

6) высылка и размещение людей подозрительных и вредных;

7) заведование… всеми местами заключения…;

8) все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих…;

9) статистические сведения, до полиции относящиеся;

10) надзор за гимназиями и университетами».









Работа с документом в учебнике, стр. 69.


Беседа по документу



















Поиск ошибок в документе















IV. Попытка решения крестьянского вопроса.

Работа с документом. См. стр. 69 – 70, документ 3.

Вопросы к документу:

  1. Как Николай относился к крепостному праву?

  2. Как император объяснял свой отказ от попыток отмены крепостного права?

  3. Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы «посягательством на общественное спокойствие»?


В 1845 г. создано V Отделение Канцелярии для подготовки реформы по государственным крестьянам. Руководителем отделения был назначен генерал П.Д. Киселев.


Работа в парах с текстом учебника (§ 10, п. 4)

Задание:

на основе текста учебника заполнить таблицу

Цели реформы

Мероприятия реформы

Итоги реформы





Проверка выполненной работы.




Беседа по содержанию документа


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Итак, мы познакомились с особенностями характера императора Николая I. Рассмотрели основные направления внутренней политики периода его правления. Осталось выяснить, повлияли ли особенности характера Николая I на внутреннюю политику государства.


Противоречивость характера императора оказала влияние на внутреннюю политику государства.

Время правления Николая I неоднозначно оценивалось современниками и историками. С одной стороны, политическая реакция, подавление свободомыслия, всеохватывающая централизация государственного аппарата. С другой стороны, упорядочение законодательства империи, первые реальные, хотя и робкие шаги к освобождению крестьян.


Выставление оценок



Домашнее задание: § 10



Закреп-ление

1. Укажите неверный ответ.

Основными направлениями внутренней политики Николая I были:

  1. укрепление роли государственного аппарата

  2. укрепление дворянского сословия;

  3. кодификация законов

  4. введение гражданских свобод

  5. борьба с революционными настроениями


2. Укажите неверный ответ.

Стремясь решить крестьянский вопрос, Николай предпринял следующие шаги:

  1. запретил продавать крепостных за долги

  2. принял указ об «обязанных» крестьянах

  3. разрешил помещикам освобождать крестьян с землей

  4. разрешил помещикам освобождать крестьян без земли


3. Укажите верный ответ.

III Отделение императорской канцелярии занималось:

  1. подготовкой Свода действующих законов России

  2. разработкой проекта освобождения крестьян

  3. реформой денежной системы России

  4. политическим надзором и сыском


4. Выберите верные утверждения.

Усилению роли государственного аппарата способствовали:

  1. усиление роли Собственной Его Императорского Величества канцелярии

  2. введение крестьянского самоуправления

  3. кодификация всех законов империи

  4. разрешение освобождать крестьян без земли

  5. значительное увеличение числа чиновников



Николаевская Россия. Урок истории России в 8 классе
  • История
Описание:

Тема: «Николаевская Россия»

 

Цель урока:

Выявить противоречивость внутренней политики на основе анализа  государственной деятельности  Николая I.

Задачи:

предметные:

- формирование умения работать  с документами,  составлять характеристику исторической личности, делать сравнительный анализ;

- применение  обучающимися исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений;

метапредметные:

- развитие способности учащихся находить информацию в различных источниках, выделять главное, определять и объяснять понятия;

личностные:

- воспитание уважения к истории нашей страны на примере деятельности Николая I по укреплению внутренней стабильности России;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Тип урока – урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Автор Малахова Зоя Евгеньевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 783
Номер материала 38364
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓