Главная / История / Нетрадиционный урок "И жизнь, и слезы, и любовь" (10 - 11 класс)

Нетрадиционный урок "И жизнь, и слезы, и любовь" (10 - 11 класс)

Тема урока: «И жизнь, и слезы, и любовь»


Задачи:

- углубление и расширение знаний учащихся по теме, на основе межпредметных связей с литературой и краеведением

- закрепление умений и навыков работы с дополнительной литературой

- развитие логического мышления, устной речи учащихся, умений анализировать, делать выводы, развитие творческих способностей учащихся

- расширение кругозора учащихся

- воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности

Оборудование: выставка литературы, творческих работ; учебные картины по истории России «Восстание на Сенатской площади»; портретная галерея (участники движения декабристов, Николай I)

Оформление доски: название темы, эпиграф, вопросы

Методы и формы: словесный, наглядный, исследовательский; фронтальные, групповые, индивидуальные.


Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Закрепление и изучение нового материала:

Вступительное слово учителя: 14 декабря 1825 г. в Петербурге была предпринята попытка политического переворота, известная как восстание декабристов. В 20-30 г. ХIХ в. Европа буквально полыхала восстаниями, революциями и освободительными войнами. Восстание декабристов вошло в один ряд с подобными событиями в Европе. Но столь удивительным было вооружено выступление офицеров – дворян против монархии России, где дворянство от века было верной опорой трона.

Вопросы к классу:

  1. Кого современники и историки называли декабристами? (назовите организации декабристов, охарактеризуйте политические идеи).

  2. Какие факторы оказали влияние на формирование взглядов декабристов?

  3. Чем закончились выступления декабристов? Какая судьба выпала на долю декабристов?

  4. Кто из декабристов отбывал ссылку в Минусинске? (Краснокуртский, Кривцов, Мозголевский, Киреев, братья Беляевы и Крюковы) Какая участь постигла декабристов?

Проблемное задание: Какой нравственный опыт движения декабристов актуален для нас? Чему могли бы научить молодые люди I четверти ХIХ века и 40-х годов ХХ века современную молодежь? Что вы могли бы у них перенять?

Учитель: Особое восхищение вызывают у нас образы жен декабристов. Молодые, знатные, богатые женщины отказались от светской жизни, роскоши, отправились в суровую Сибирь на каторгу, куда были сосланы их мужья декабристы, чтобы делить с ними изгнание, своей любовью поддерживать в них мужество и волю. Женам декабристов пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, сибирский холод и одиночество. Как же надо было любить и верить, чтобы вынести все6 эти испытания и до конца остаться горячо любящей женой и другом. Да будут незабвенными имена их.

Ученица: Екатерина Трубецкая, дочь графа Лаваля. Она видевшая Рим и Грецию первая поехала за мужем в Сибирь.

Николай I: Жена следуя за своим мужем, становится причастной к его судьбе, теряет прежнее знание, т.е. уже признаваема не иначе, как женою ссыльно - каторжного и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защищать ее ежечастных оскорблений.

Трубецкая: Согласна.

Николай I: Дети, которые проживают в Сибири поступят в казенные заводские крестьяне.

Трубецкая: Согласна.

Николай I: Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено.

Трубецкая: Согласна.

Николай I: Ни искать свиданий с мужем, за исключением 2-х раз в неделю, не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаги, чернил. Никому не писать, не отправлять и не получать писем.

Трубецкая: Согласна.

Николай I: Свидание с мужем лишь в арестантском платье. А ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же не дай бог убьют, власти ответственности не несут.

Трубецкая: Согласна. Я готова пройти 700 верст, которые отделяют меня от мужа по этапу плечом к плечу с каторжниками.

Ужасно будет, знаю я

Жизнь мужа моего,

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

Пусть смерть мне суждена –

Мне нечего жалеть,

Я еду! Еду! Я должна

Близь мужа умереть.

Покинув родину, друзей,

Любимого отца,

Приняв обет в душе моей

Исполнить до конца

Мой долг. Я слез не принесу

В проклятую тюрьму

Я гордость, гордость в нем спасу

И силы дам ему

Нет я не жалкая раба,

Я женщина, жена

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна

О если б он меня забыл

Для женщины другой

В моей душе хватило б сил

Не быть его рабой!

Но знаю к Родине любовь

Соперница моя

И если б нужно было вновь

Ему б простила я.

Ученица: Пройдя руку об руку с мужем тяжкий 28- летний путь каторги и ссылки, Трубецкая всего 2-х лет не дожила до того дня, когда декабристам и их женам было разрешено вернуться

- музыка

Ученица: Вслед за Трубецкой поехали в Сибирь дочь героя войны 1812 года генерала Раевского Мария Волконская.

Волконская: Сергею было 36 лет, мне было 19, я вышла за него замуж, достойнейшего и благороднейшего из людей. Мои родители думали, что обеспечили мне блестящую по светским воззрениям будущность. Мне было грустно с ними расставаться словно сквозь подвенечную вуаль мне смутно виделась ожидающая нас судьба.

- звучит музыка

«Я переехала Байкал ночью, при жесточайшем морозе: слеза замерзла в глазу, дыхание, казалось леденело. В Верхнеудинске, небольшом уездном городе, я не нашла снега: почва там такая песчаная, что вбирает в себя весь снег, тоже самое и происходит и в Кохте, в нашем пограничном городе, - холод там ужасный, там нет санного пути. А путь мой лежал в Благодатский рудник.

Тюрьму – бывшую тесную и грязную казарму – охраняли 12 казаков и один унтер офицер. В сопровождении коменданта Бурнашева Мария отправилась в помещение, находился Сергей. Это была маленькая комнатка, где нельзя повернуться. В этой норе живут князь Волконский, князь Трубецкой и князь Оболенский. Звон цепей возвращает ее из какого-то оцепенения – перед ней стоит ее супруг – Сергей Волконский.

«Вид его кандалов – вспоминала много лет спустя М.Волконская – так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом его самого».

С этого дня началась новая страница в жизни М.Волконской. До самой смерти терпела она невзгоды, страдания и лешения узницы.

Она пишет: «По окончании свидания я пошла устроиться в крестьянской избе. Она была до того тесна, что когда я ложилась на полу на своем матраце, голова касалась стены, а ног8и упирались в дверь. Печь дымила и ее нельзя было топить, когда на дворе бывало ветрено: окна были без стекол, их заменяла слюда.

Уже с первых лет своего добровольного изгнания Мария проявила твердость и силу характера, свою волю. Она не дрогнула перед невзгодами и всевозможными унижениями. Мария говорила, что не следует никогда падать духом, ни распускаться. Она ездила на телеге, за провизией, не стыдясь сидеть на мешках с мукой. Встречая ее местные жители с почтением здоровались с ней. Ее готовность прийти на помощь каждому, включая уголовных заключенных стала известна всей округе.

Ученица: 30 лет прожила на каторге и в ссылке Мария Николаевна Волконская. Скончалась она в 1863 году. А в 1865 году скончался Сергей Волконский.

- музыка.

- Рассказы о А.Муравьевой и П.Анненковой

Ученица:

Пленительные образы. Едва ли

В истории какой – нибудь страны.

Вы что – нибудь подобное встречали.

Их имена забыться не должны.

- реквием

Учитель: «Как странно, что для того чтобы любить и беречь друг друга мы обычно ждем невероятных катаклизмов, которые как бы позволяют нам это» (из письма А.Твардовского к Параджанову)

Да война позволила людям, особенно молодым раскрыться друг перед другом, позволило открыто сказать о своих чувствах, передать самое сокровенное что было в их сердцах и мыслях.

Такой любовью я любил,

Такой огонь меня сжигал,

Что если б деревом я был,

Давно бы горстью пепла стал.

(Н. Дориза)

Ученик: Мы были всякими любимы,

Не очень умными подчас

Мы наших девушек любили,

Ревнуя, мучаясь, горячась,

Мы были всякими, но мучаясь

Мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь.

П.Коган

Ученица: Им нельзя задержаться, остаться –

Их дерет этот день навсегда,

На путях сортировочных станций

Им разлуку трубят поезда.

Н.Доризо

Ученица: Шли бои, а немцы уже хозяйничали на земле русской. Пылали города, станицы, полустанки. За счастье Родины и своих любимых сражались юноши и девушки. И в войну летали белые треугольнички писем, а из гестапо передавались записки на клочках бумаги. В этих посланиях были слова любви. Это были чистейшие помыслы не целованных и страстные признания и клятвы верности до последнего вздоха.

Ученик: На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны

Ученица: Записка подпольщицы из г.Слуцка. 1944г.

« Боря, нас ночью убьют: поганые чувствуют что им скоро капец. Я им лицо сказала, что наша возьмет. Боря, ты меня прости, что я огорчила тебя. Знаешь, не всегда так говоришь и делаешь, как хочется, а я тебя люблю, так люблю, что не умею сказать. Боря, я сейчас прижалась бы к тебе, и ничего мне не страшно, пусть ведут. Вчера, когда очень били, я про себя повторяла «Боренька». Я им ничего не сказала – не хочу, чтобы они слышали твое имя. Боренька, ты прощай, спасибо тебе за все.

Записка написана 19 –летней девушкой на листочке, вырванном из тетради. Фамилия юной подпольщицы не установлена (Комсомольская правда, 1945)

Ученица: Из писем поэта Павла Когана с фронта:

«Сколько выдел и пережил сожженье немцами села, женщин, у которых были дети, и может быть главное – люди, которые не знали от радости куда нас посадить, чем угостить. И вот за то, чтоб на прекрасной нашей земле е шлялись ни одна гадина, чтоб смелый и умный народ наш никто не смел называть рабом, на нашу с тобой любовь я и умру, если надо, но лучше я сам отправлю на тот свет любителей чужой земли…. Мне нужно жить. Я хочу видеть тебя. Ты существуешь рядом со мной и спокойная моя бодрость наполовину от этого. Так вы и существуете рядом - любовь моя и ненависть моя». (12.03.1942г.)

Ученица:

Если я не вернусь дорогая

Нежным письмам твоим внимая,

Не подумай, что это другая

Это значит – сырая земля…

И доколе дубы нелюбимы

Надо мной не склонятся дремя

Только ты мне и будешь любимой

Только ты да родная земля.

- песня «Темная ночь»

Учитель: любовь может быть всепобеждающей, преодолеть все преграды, испытания. Именно о такой любви рассказал К.Симонов в стихотворении «Жди меня», которое во время Великой Отечественной Войны было одним из самых популярных.

- стихотворение «Жди меня»

Ученица: Стихи К.Симонова и Суркова о любви, написанные ими во время войны сразу же завоевали сердца солдат. Они вырезали их из газет, заучивали наизусть, переписывали и отсылали своим женам и невестам. Солдатом хотелось верить в то, что их любят и ждут.

Невзирая, смотри, как я напишу

Листки своих ночных, нелепых писем,

Как я слова беспомощно ищу,

Как нестерпимо я от них зависем,

Я здесь ни с кем тоской делиться не хочу

Свое ты редко здесь услышишь имя

Но если я молчу – я о тебе молчу,

И воздух населен весь лицами твоими

Они кругом меня, куда не кинусь я,

Все ты в мои глаза глядишь неутомимо

Да ты бы поняла, как я люблю тебя,

Когда хоть день со мной тут прожила незримо

Но ты и этот год встречаешь без меня

К. Симонов

Ученица: Многие и многие не встречались с любимыми, солдаты остались лежать на полях сражений, для них не зацвела весна Победы. Их невесты остались вдовами. Но есть и те, кто встретился своими любимыми на фронтах войны.

- рассказ «Испытание любовью»

Учитель: О том, что любящие люди поддерживают друг друга в жизненных испытаниях можно прочесть в стихах многих поэтов. Вот что пишет о женской самоотверженности, преданности любимому человеку поэтесса М.Алигер

«Если ты собьешься с дороги

Брошусь тебе под ноги,

Без оглядки идти по ней

Если ты устанешь от жажды

Я ручьем превращусь однажды,

Подойди, поклонись, испей».

Учитель: Посушав выступления ответьте на поставленный в начале урока вопрос


III.Итог: Душевная щедрость, твердая воля, преданность, любовь и умение пострадать за ближнего, гражданское мужество, патриотизм – все то, что впитали в себя декабристы и их жены, молодежь времен Великой Отечественной Войны – волнует нас и поныне, это все тол, что мы можем перенять у молодых людей того времени.











Нетрадиционный урок "И жизнь, и слезы, и любовь" (10 - 11 класс)
  • История
Описание:

Наиболее увлекательным, эмоциональным и успешным для развития творческих способностей детей является урок в форме ретроспективной театрализованной игры, которая моделирует ситуацию, ставящую учащихся в пози­цию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый уче­ник получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности.

Урок на тему «И жизнь, и слезы, и любовь»   о жизни декабристов в ссылке. Каждый ученик получил возможность не просто рассказать о ком-либо из декабристов, но и выступить в его образе, от его лица. Вторая часть данного урока была посвящена героям Великой Отечественной войны, трагичность судьбы которых схожа с участниками Декабрьского восстания 1825 года.

 

Смысл такой игры для школьников заключается не только в воспроизведении прошлых эпох, но и в последующем обсуж­дении этих сцен всем классом. Дети распознают время и место ис­торического явления и его участников - представителей опреде­ленных социальных слоев по действиям героев представления. Меняются время, события, но человеческие ценности остаются, неважно какой век.

 

Автор Шабалина Нина Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 536
Номер материала 49583
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓