Главная / Начальные классы / Нетрадиционные уроки русского языка

Нетрадиционные уроки русского языка

Нетрадиционные уроки русского языка

Нетрадиционные уроки русского языка, разработанные и проводимые нами, разнообразные по форме и содержанию. Они выполняют, прежде всего, огромную воспитательную функцию. Кроме того, развивают у обучающихся творческое мышление, аналитические способности, учат вести научно-исследовательскую работу, опираться на уже имеющиеся знания, опыт, пробуждают познавательный интерес, вызывают положительные эмоции, создают благоприятную атмосферу ожидания новых открытий, способствуют успешной самореализации обучающихся на уроке, плодотворному сотрудничеству ученика и учителя, даря радость общения. Все эти факторы помогают осознанному усвоению учащимися изучаемого материала, не позволяют останавливаться на достигнутом.

На нетрадиционных уроках можно осуществлять связь с жизненно важными явлениями, открывать широкие возможности для реализации способностей каждого ребенка. Поэтические минуты способствуют духовному самосовершенствованию учащихся, воспитанию чувства прекрасного. Ни с чем несравнимы нетрадиционные уроки по возможностям акцентирования внимания детей на изучаемой теме, по постановке важных задач на уроке и разрешению поставленных проблем.

Загадки, ребусы, кроссворды, тесты, стихи, пословицы, наглядный материал, художественное оформление. Музыкальное сопровождение – вот далеко не полный перечень атрибутов, используемых при проведении нестандартных уроков.

Игры, элемент соревнования помогают избежать скуки и рутины в учебном процессе. Нетрадиционные уроки обязывают учителя более тщательно отбирать материал, что уже заранее обеспечивают успех в учебной деятельности.

Наша практика показала, как положительно влияют на учеников нетрадиционные уроки, какую огромную пользу они приносят.

Из наших наблюдений можно сделать вывод, что нетрадиционные уроки следует обязательно проводить в каждом классе начальной школы.

Опираясь на свой опыт и опыт других учителей, на проведенные уроки хотелось бы дать некоторые рекомендации учителям начальных классов, которые проектируют и проводят нетрадиционные уроки русского языка.


Рекомендация 1. Творчески подходить к подготовке и проведению нетрадиционных уроков русского языка в начальных классах, а для этого следует соблюдать творческие принципы:

  • отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;

  • максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на уроке. Проводить различные формы групповой работы на уроке.

  • не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального она урока;

  • поддержка альтернативности, множественности мнений;


  • развитие функций общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение экономического удовлетворения;

  • использование оценки в качестве формирующего инструмента.


Рекомендация 2. Организовывать групповую работу на уроке, соблюдая этапы совместной работы:

  • определить, кто будет выполнять работы (состав группы);

  • выбрать старшего (по жеребьевке, по желанию);

  • распределить обязанности: кто что будет делать;

  • выяснить, зачем будет каждый выполнять задание;

  • каждый продумывает, из чего, как мс помощью чего он уйдет выполнять задание;

  • каждый контролирует себя, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано;

  • старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумали;

  • из отдельных результатов получается одни большой результат, и следуя правилам совместной работы;

  • работать дружно: быть внимательным к друг другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;

  • работать по плану;

  • своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;

  • качественно выполнять работы, соблюдать технику безопасности, экономию материала;

  • каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

Рекомендация 3. Правильно организовывать и проводить самостоятельную работу обучающихся.

В зависимости от содержания материала и дидактической цели урока самостоятельные работы могут быть разных видов:

  • работа с книгой, учебной и справочной литературой;

  • выполнение упражнений;

  • работа с раздаточным материалом;

  • рецензирование ответов и выступлений товарищей;

  • дополнение их;

  • подготовка сообщений;

  • наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов, конструирование;

  • изготовление учебных пособий;

  • выполнение практических заданий во время экскурсий;

  • постановка некоторых опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях;

  • работа по инструктивным карточкам или заданиям, которые или записываются учителем на доске, или выполняются по карточкам.

Помимо принципов, исследователи относят к весьма значимым периоды подготовки проведения нетрадиционных уроков.


Рекомендация 4. Методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

Выделяют три периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

1. Подготовительный.

В нем активное участие принимают и учитель, и ученик. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет только учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и др.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или наоборот набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.

2. Собственно урок

(Выделяется три основных этапа)

Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развитии мотивационной сферы обучающихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решить познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения обучающимися предварительных заданий на их интерес к предстоящей работе. При подведении урока учитель учитывает:

  • отношение обучающихся к оригинальной форме урока;

  • уровень их подготовленности;

  • возрастные и психологические особенности.

Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний обучающихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предыдущих этапов.

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития обучающихся, так и картину общения эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с обучающимися, но и в общении обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Очевидно, что рассмотренные частности это только ориентиры, наметки для педагогического творчества. Но они помогают начать, устанавливая некоторые «точки опоры». Более подробное ознакомление не совсем обычными методами обучения и уроками, которые распределили в соответствии с известной квалификацией, позволит выбирать все новые и новые основания для учебной деятельности.


Рекомендация 5. Удивлять.

У каждого учителя в методической копилке накоплены свои, «фирменные» методы и приемы, хотя специальных работ, посвященных включению данных методов и приемов в организационный момент урока, в педагогической литературе нет. Отдельные методы и приемы рассматриваются в публикациях, посвященных методикам преподавания отдельных предметов, в отдельных статьях, на которые сделаны ссылки в списке литературы, в связи с чем особенно интерес опыт учителей.

Петербургский учитель А.А.Окунев в своей книге «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он будет начинать каждый раз по-новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным (автор в книге приводит до полутора десятков неповторяющихся начал урока).

Например:

  • на доске записаны вопросы по изученной теме и ответы к ним, среди которых есть верные, так и неверные. Где допущены ошибки?

  • дается традиционное задание с уже имеющимся традиционным для него выполнением. Предлагается найти более целесообразное (более короткое);

  • на доске дано слово, предложение (в зависимости от особенностей изучаемого предмета), и методом «мозгового штурма» нужно осуществить поиск возможности изложения изучаемого материала;

  • предлагается задание, которое можно выполнить только с опорой на жизненный опыт обучающихся, их смекалку;

  • дается задание на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками

  • на столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объявив тему урока, учитель сообщает, что в конце урока по некоторым рассмотренным вопросам будет проведена проверочная работа на 15 минут;

  • на доске записаны вопросы, ответы на которые помогут обучающимся осмысливать ключевые моменты темы и лучше запомнить;

  • обучающимся дается исследовательская работа по определенному плану;

  • урок начинается с чтения по фразам (или абзацам) заданного для самостоятельного изучения материала (текста учебника или иного учебного пособия) и коллективного обсуждения его смысла.

Ученики отвечают на вопросы учителя, показывают глубину изучения темы. Если класс оказывается в затруднительном положении, то отвечают обучающиеся-консультанты по этой темы.

  • если на дом было задано сочинить самостоятельно рассказ (сказку) по данной теме и составить кроссворд, то, естественно, начинать урок необходимо с домашнего творческого задания.

Рекомендация 6. Интересно начать урок

Огромное разнообразие нетрадиционных уроков, использование учителями всевозможных методов и форм обучения вызвано большой свободой выбора, так называемых парадигм образования. парадигма это всего лишь образец, который задает требования к уроку. Независимо от того, в какой парадигме работает учитель начальной школы: традиционной, развивающей, личностно-ориентированной, он обязательно начинает урока. Начало урока – один из важнейших моментов.

Организационный момент (оргмомент) предназначен для создания у обучающихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремиться к быстрому включению детей в работу. Его неправильная организация (недооценивание, затягивание, незнание методики), как правило, приводи к появлению методических недочетов в организации основной части урока.

Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных примеров, поиска своеобразной формы отвечающей содержание каждого урока и собственно стиля педагогической деятельности, то, что определяется как технологии индивидуальной и личностной поддержки, разработанные в зарубежных и отечественных исследованиях по гуманистической психологии и педагогике (К.Роджерс, Е.В.Бондаревская, О.С.Газман). Некоторые положения этих технологий задают определенный настрой как для всего класса, так и для отдельных обучающихся.

Индивидуальная поддержка – это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и осознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Все средства поддержки, которыми пользуется учитель на уроке, можно разделить на две группы.

Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех обучающихся и создает необходимый для этого эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение, использование содержания, игр различных форм драматизма, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогическое общение.

Вторая группа средств предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. Важное значение при

этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической (телесной) и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы, особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебной работы. особую роль в индивидуальной поддержке учителя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных «вкладов» в рении общих задач.

Важно поддержать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее настроение, познавательный интерес. Не менее важно поддержать ученика в его стремлении преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других детей, недисциплинированность и другие неблагоприятные проявления. Особенно важно поддержать волю ученика, его способность к саморегуляции.

Личностная педагогическая поддержка состоит в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигнуть позитивных результатов в своем саморазвитии. Основное внимание уделяется поддержке деятельности личностных структур сознания. Препятствие – это помеха и трудность, задержка и затруднение, преграда и остановка, проблема и задача, вопрос и сомнение, негативное состояние, ситуация проблемности. Препятствие то, что отдаляет от достижения желаемого результата.

Вот некоторые рекомендации, которые могут быть использованы как основа «настройки» учителя на педагогическую поддержку при подготовке организационного момента урока.


Рекомендация 7. Организационный момент урока

Он включает:

  • предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида обучающихся, организация внимания);

  • мобилизующее начало урока («исходная мотивация»);

  • актуализацию знаний учащихся.

Цель данного этапа:

  • психологический настрой обучающихся;

  • обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Психологический настрой – эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемое их ценностями. Моральными нормами и интересами.

Четкое начало урока дисциплинирует обучающихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей. Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения», все больше и больше привлекающие внимание учителей. Хорошо использовать на данном этапе рифмованное начало урока.


Рекомендация 8. Памятка для учителя, которые проводит нетрадиционные уроки

С самого начала учебного процесса демонстрируйте детям свое полное к ним доверие.

Помогайте обучающимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребенком в отдельности.

Исходите из того, что у обучающихся есть внутренняя мотивация к учению.

Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

Активно участвуйте в групповом взаимодействии, стремитесь к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

Таким образом, перечисленные рекомендации помогут учителям начальных классов подготовить и провести нетрадиционные уроки русского языка.


















Нетрадиционные уроки русского языка
  • Начальные классы
Описание:

Нетрадиционные уроки  русского языка, разработанные и проводимые нами, разнообразные по форме и содержанию. Они выполняют, прежде всего, огромную воспитательную функцию. Кроме того, развивают у обучающихся творческое мышление, аналитические способности, учат вести научно-исследовательскую работу, опираться на уже имеющиеся знания, опыт, пробуждают познавательный интерес, вызывают положительные эмоции, создают благоприятную атмосферу ожидания новых открытий, способствуют успешной самореализации обучающихся на уроке, плодотворному сотрудничеству ученика и учителя, даря радость общения. Все эти факторы помогают осознанному усвоению учащимися изучаемого материала, не позволяют останавливаться на достигнутом.

Автор Малахова Елена Михайловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 847
Номер материала 16957
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓