«Нетрадиционные
методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Аменова
Г.К.,
учитель-логопед в МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная школа»
Детский сад «Ручеек».
Тема: «Автоматизация звука [З]
Цель: «Профилактика
нарушения звукопроизношения»
Задачи:
1.Автоматизация звука [З].
2. Формирование
здорового образа жизни.
3. Развитие
фонематического восприятия.
Ход
занятия.
Дети
становятся в одну шеренгу и, шагая, входят в зал, идут по кругу, становятся в
одну линию.
1.Оргмомент.
Логопед:
Здравствуйте!
Дети:
Здравствуйте!
Логопед: Сегодня
у нас пройдет необычное занятие. А знаете, почему необычное?
Логопед: А все,
потому что к нам пришел гость. Давайте отгадаем, кто это?
Загадка:
Зимой
беленький, летом серенький.
Уши длинные, морковку грызет.
(Зайчик)
Логопед:
Правильно.
Зайчик:
Здравствуйте детишки? А я вот, решила к вам заглянуть, хочу пригласить вас к
себе домой в лес. Кто желает попасть в зимний лес? А где ребята у нас есть
лес?
Ответы детей.
Поиграем, отдохнем, а самое главное
подышим свежим воздухом. Вы согласны.
Дети: Да.
Зайчик: А ко мне
попасть не очень просто. Были когда-нибудь в лесу?
Дети: Да, были.
Давайте тогда оденемся по теплее.
(Имитация одевания).
Зайчик: Ну, вот
раз были, то знаете, наверное, что в лесу кочки да болота. Поэтому чтобы ко мне
попасть нужно пройти испытания, которые нам встретятся. Готовы?
Дети: Готовы!
Зайчик: Ну,
пойдемте, здесь недалеко. Ребята, а мы пойдем не простыми шагами, а на
носочках, а теперь на пятках. Молодцы! А теперь чтобы быстрее дойти до леса,
давайте, побежим легким бегом. Вот, наконец, то мы дошли до леса. Какой прекрасный
лес, а какой чистый воздух. Давайте подышим чистым воздухом (проведем
дыхательную гимнастику), вдыхаем воздух через нос, а выдыхаем через рот, (и так
несколько раз).
2.Вот и
первое испытание: нам нужно перейти на тот берег через болото, а помогут нам
эти кочки. Кочки то не простые, а цветные. Нужно прыгнуть на кочку и назвать
цвет, кто неправильно назовет, тот не сможет перейти. А вы хорошо знаете цвета?
Прыгнуть нужно точно. Ну, что, готовы? Кто первый? Ну, пожалуй, я, начну, так
как мне знакома каждая кочка (дети отрабатывают прыжки в длину). Теперь вы по
одному.
Зайчик. Понравилось
прыгать по кочкам? Пойдемте дальше. Идем не просто, так, а поднимаем выше
колени. Шли, шли до моста дошли.
3.Перед
нами новое препятствие, нам нужно пройти через мост. Переходить нужно мост
боковыми шагами, я вам покажу, а вы идите за мной. Ну, какие же вы молодцы.
Идем дальше немного осталось.
4.Аурикулотерапия.
(снимаем наши варежки)
Чтобы не замерзнуть в лесу, нужно
разогреться. Потрем руки, ушную раковину.
Нажмем пальцами на волшебные точки.
5.Су-Джок терапия.
Согреем наши руки при помощи
«Волшебных мячиков» (прокатывание мячиков между ладонями и по пальцам).
Ребята устали?
6. Давайте
проведем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»
Цель расслабление
мышцы шеи.
а) Логопед - «Поверните голову
влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и
мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные.
Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону.
Любопытная
Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея
не напряжена, а рас-слаб-ле-на».
б) Логопед: «Теперь поднимите
голову вверх. Посмотрите на небо. Больше откиньте голову назад! Как напряглась
шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится.
А Варвара смотрит
вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
в) Логопед: «Сейчас медленно
опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми.
Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. А теперь посмотрим
вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
Движения повторяются по 2 раза в
каждую сторону.
7.Вот и отдохнули,
теперь пойдемте дальше. Ребята лес, чем дальше, чем гуще. Видите,
какой густой лес, наверно пойдем гусиными шагами (разминаем мышцы ног).
Зайчик: Ура! Ура!
Наконец-то дошли.
А вы хотите поиграть?
Вот мой дом, а вот поляна где мы с
вами будем играть и заниматься.
8.Поиграем
в игру «Снежки».
Знаете такую игру? «Попади в цель»
Дети: Конечно, знаем.
Зайчик: Устали?
Давайте по
удобнее устроимся на полянке.
Вы знаете, что
дыхание может быть лечебным?
9.Сделаем
упражнение «Очищающее дыхание» – (включаю музыку – голубая лагуна – музыкотерапия).
А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные
мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами:
ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и
беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет
противовоспалительный эффект)
10.«Сядьте,
выпрямившись, на стул, спину держите прямо, А когда вдыхаете, то представьте
себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия -
голубой цвет).Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать
спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».
11. А теперь
смотрим на облако и делаем зрительную гимнастику (по кругу - 2-3
раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой – в разные стороны). Сделали
зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.
12.Теперь
из-за облаков выглянуло солнышко (показываю: цветотерапия – оранжевый цвет) –
мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками…
Отдохнули?
13.Артикуляционная
гимнастика.
Руки и ноги не напряжённые,
расслабленные. Руки на коленях.
Сделаем упражнение для губ
«Хоботок» (использую картинку)
Подражаю я слону,
губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).
Следующее упражнение
«Лягушки» (показ картинки), когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем,
затем расслабляем.
Свои губы, прямо к
ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….
А теперь упражнение
«Орешек» (показ картинки.) Представьте, что вы разгрызаете твёрдый
орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как
каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти
– легко стало.
Зубы крепче мы
сожмём, а потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются….
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….
А теперь будем напрягать и
расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» (показ
картинки) - (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их,
напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я!
С языком случилось
что-то: он толкает зубы!
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!
Он на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Последнее упражнение: «Горка» (показ
картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем
несколько раз – язык напрягаем - расслабляем)
Спинка языка у нас
станет горочкой сейчас!
Я растаять ей велю – напряженье не люблю!
Язык на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
|
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
|
14.
Игра «Телефон».
Воспроизведение слоговых сочетаний
с одним и разными гласными звуками.
Заяц: А
давайте поиграем с вами в «Телефон».Заяц шепчет, а дети должны повторить.
- ЗА-ЗО-ЗУ
- АЗ-ОЗ-УЗ
- ЗУ-ЗО-ЗА
- ЫЗ-ОЗ-АЗ
Заяц:
Дети, а вам понравилось играть со
звуком? Я буду говорить слова, если в них есть звук [З], вы должны хлопнуть в
ладоши.
Слова: сок, заяц,
самолёт, зебра, шарф, зонтик, ландыш, змея.
15.Игра на
развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи зверушек и определи крупу»- в тазу
разная крупа (горох, фасоль, гречка, рис, пшено) - там спрятаны мелкие
игрушечные зверушки. Задание: найти что находится в крупе? И какой первый
звук в этом слове например собака –первый звук [С]. Данный вид упражнений
полезен для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.
16. «Колечки» -
соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной
рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Пальчики
соединяем
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Закрепили кольца-слова! «Пальчики здороваются».
Итог занятия. Вам
понравилась прогулка? Чем занимались в лесу? Вы прекрасно поиграли отдохнули и
здоровье укрепили, и восстановили свою работоспособность, теперь мы будем целый
день бодрыми. За то что вы хорошо, активно работали зимний лес дарит вам
елочку а на елке. Что? Сюрприз.Придете еще ко мне в гости. Ответы детей.
Будьте всегда здоровы! Успехов
Вам!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.