Главная / Логопедия / «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»Тема: «Автоматизация звука [З]

«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»Тема: «Автоматизация звука [З]

«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Аменова Г.К., учитель-логопед в МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная школа» Детский сад «Ручеек».

Тема: «Автоматизация звука [З]

Цель: «Профилактика нарушения звукопроизношения»

Задачи:

1.Автоматизация звука [З].

  1. Формирование здорового образа жизни.

3. Развитие фонематического восприятия.

Ход занятия.

Дети становятся в одну шеренгу и, шагая, входят в зал, идут по кругу, становятся в одну линию.

1.Оргмомент.

Логопед: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Сегодня у нас пройдет необычное занятие. А знаете, почему необычное?

Логопед: А все, потому что к нам пришел гость. Давайте отгадаем, кто это?

Загадка:

Зимой беленький, летом серенький.

Уши длинные, морковку грызет.

(Зайчик)

Логопед: Правильно.

Зайчик: Здравствуйте детишки? А я вот, решила к вам заглянуть, хочу пригласить вас к себе домой в лес. Кто желает попасть в зимний лес? А где ребята у нас есть лес?

Ответы детей.

Поиграем, отдохнем, а самое главное подышим свежим воздухом. Вы согласны.

Дети: Да.

Зайчик: А ко мне попасть не очень просто. Были когда-нибудь в лесу?

Дети: Да, были.

Давайте тогда оденемся по теплее. (Имитация одевания).

Зайчик: Ну, вот раз были, то знаете, наверное, что в лесу кочки да болота. Поэтому чтобы ко мне попасть нужно пройти испытания, которые нам встретятся. Готовы?

Дети: Готовы!

Зайчик: Ну, пойдемте, здесь недалеко. Ребята, а мы пойдем не простыми шагами, а на носочках, а теперь на пятках. Молодцы! А теперь чтобы быстрее дойти до леса, давайте, побежим легким бегом. Вот, наконец, то мы дошли до леса. Какой прекрасный лес, а какой чистый воздух. Давайте подышим чистым воздухом (проведем дыхательную гимнастику), вдыхаем воздух через нос, а выдыхаем через рот, (и так несколько раз).

2.Вот и первое испытание: нам нужно перейти на тот берег через болото, а помогут нам эти кочки. Кочки то не простые, а цветные. Нужно прыгнуть на кочку и назвать цвет, кто неправильно назовет, тот не сможет перейти. А вы хорошо знаете цвета? Прыгнуть нужно точно. Ну, что, готовы? Кто первый? Ну, пожалуй, я, начну, так как мне знакома каждая кочка (дети отрабатывают прыжки в длину). Теперь вы по одному.

Зайчик. Понравилось прыгать по кочкам? Пойдемте дальше. Идем не просто, так, а поднимаем выше колени. Шли, шли до моста дошли.

3.Перед нами новое препятствие, нам нужно пройти через мост. Переходить нужно мост боковыми шагами, я вам покажу, а вы идите за мной. Ну, какие же вы молодцы. Идем дальше немного осталось.

4.Аурикулотерапия. (снимаем наши варежки)

Чтобы не замерзнуть в лесу, нужно разогреться. Потрем руки, ушную раковину.

Нажмем пальцами на волшебные точки.

5.Су-Джок терапия.

Согреем наши руки при помощи «Волшебных мячиков» (прокатывание мячиков между ладонями и по пальцам).

Ребята устали?

6. Давайте проведем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»

Цель расслабление мышцы шеи.

а) Логопед - «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону.

Любопытная Варвара 
Смотрит влево … 
Смотрит вправо... 
А потом опять вперед — 
Тут немного отдохнет. 
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».

б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на небо. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится.

А Варвара смотрит вверх! 
Выше всех, все дальше вверх! 
Возвращается обратно — 
Расслабление приятно! 
Шея не напряжена 
И рас-слаб-ле-на
».

в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. А теперь посмотрим вниз — 
Мышцы шеи напряглись! 
Возвращаемся обратно — 
Расслабление приятно! 
Шея не напряжена 
И рас-слаб-ле-на
».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

7.Вот и отдохнули, теперь пойдемте дальше. Ребята лес, чем дальше, чем гуще. Видите, какой густой лес, наверно пойдем гусиными шагами (разминаем мышцы ног).

Зайчик: Ура! Ура! Наконец-то дошли.

А вы хотите поиграть?

Вот мой дом, а вот поляна где мы с вами будем играть и заниматься.

8.Поиграем в игру «Снежки».

Знаете такую игру? «Попади в цель»

Дети: Конечно, знаем.

Зайчик: Устали?

Давайте по удобнее устроимся на полянке.

Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?

9.Сделаем упражнение «Очищающее дыхание» – (включаю музыку – голубая лагуна – музыкотерапия). А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект)

10.«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия - голубой цвет).Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».

11. А теперь смотрим на облако и делаем зрительную гимнастику (по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой – в разные стороны). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.

12.Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю: цветотерапия – оранжевый цвет) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками… Отдохнули?

13.Артикуляционная гимнастика.

Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

Сделаем упражнение для губ «Хоботок» (использую картинку)

Подражаю я слону, губы хоботком тяну. 
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю 
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны
 
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки), когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

Свои губы, прямо к ушкам, 
растяну я, как лягушка 
потяну – перестану, и нисколько не устану! 
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

А теперь упражнение «Орешек» (показ картинки.) Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём. 
Губы чуть приоткрываются…. 
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» (показ картинки) - (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я!

С языком случилось что-то: он толкает зубы! 
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы! 
Он на место возвращается 
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Последнее упражнение: «Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем)

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас! 
Я растаять ей велю – напряженье не люблю! 
Язык на место возвращается 
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Артикуляционная гимнастика


Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

14. Игра «Телефон».

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним и разными гласными звуками.

Заяц: А давайте поиграем с вами в «Телефон».Заяц шепчет, а дети должны повторить.

  • ЗА-ЗО-ЗУ

  • АЗ-ОЗ-УЗ

  • ЗУ-ЗО-ЗА

  • ЫЗ-ОЗ-АЗ

Заяц:

Дети, а вам понравилось играть со звуком? Я буду говорить слова, если в них есть звук [З], вы должны хлопнуть в ладоши.

Слова: сок, заяц, самолёт, зебра, шарф, зонтик, ландыш, змея.


15.Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи зверушек и определи крупу»- в тазу разная крупа (горох, фасоль, гречка, рис, пшено) - там спрятаны мелкие игрушечные зверушки. Задание: найти что находится в крупе? И какой первый звук в этом слове например собака –первый звук [С]. Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.

16. «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем 
И кольцо мы получаем: 
1/2 1/3 1/4 1/5 
Поздоровались пальцы опять! 
1/5 1/4 1/3 1/2 
Закрепили кольца-слова! «Пальчики здороваются».

Итог занятия. Вам понравилась прогулка? Чем занимались в лесу? Вы прекрасно поиграли отдохнули и здоровье укрепили, и восстановили свою работоспособность, теперь мы будем целый день бодрыми. За то что вы хорошо, активно работали зимний лес дарит вам елочку а на елке. Что? Сюрприз.Придете еще ко мне в гости. Ответы детей.

Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!











«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»Тема: «Автоматизация звука [З]
  • Логопедия
Описание:

Здоровьесберегающие технологий в ДОУ на логопедических занятиях.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. 

 

Этот вывод и послужил стимулом для создания данного проекта и внедрение его на протяжении нескольких лет в нашем ДОУ.

Автор Аменова Гульмайра Карабековна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 548
Номер материала 18021
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓