«Источники способностей
и дарований детей -
на кончиках их пальцев…»
(В.А. Сухомлинский)
Уровень развития цивилизации
прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление
футболок, ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с
наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому
облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать
руками. Еще известный исследователь детской речи М.М.Кольцова писала, что «движения
пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно
связанными с речевой функцией».
Степень развития тонких
движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка
к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевым развитием и
неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему,
работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать
важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма.
Существует много приемов и
способов развития мелкой моторики, базирующихся на игре и творчестве. Пальчиковая
гимнастика, мозаика, конструктор, «Puzzle», шнуровки интересны и полезны детям. А занятие творчеством
– это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и необычайно эффективная
деятельность, развивающая ловкость пальцев.
Гармонично развивать
двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями,
наилучшим средством, на мой взгляд, является нетрадиционные техники. Поэтому, вводя
в свою работу по изобразительной деятельности новые способы и материалы, ставлю
перед собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики
рук у дошкольников, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. В
соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и
для получения положительных результатов, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Развивать и укреплять мелкую
моторику;
2. Формировать самостоятельность
в работе с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;
3. Создавать
предметно-развивающую среду, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики у
дошкольников;
4. Познакомить родителей с
нетрадиционными техниками изобразительной деятельности для детского творчества
дома.
Доказано, что у ребенка,
имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, сформирована мыслительная
деятельность – он умеет логически рассуждать, достаточно развиты память и
внимание, связная речь. Именно поэтому, опираясь на Программу
художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И.А.
Лыковой, в своей работе по изобразительной деятельности использую
нетрадиционные художественные техники, которые не только дают возможность для
развития творческих способностей дошкольников, но и помогают в формировании
координации движения пальцев рук. Взаимодействие с детьми осуществляю с учетом
дифференцированного подхода, включая разнообразные формы и методы работы:
·
подгрупповая
и индивидуальная деятельность;
·
дидактические
игры;
·
театрализация;
·
выставки
рисунков и поделок.
Знакомя детей с
нетрадиционными техниками рисования, я учу их держать деревянную палочку,
кусочек поролона, обыкновенную нитку тремя пальцами, добиваясь свободного
движения руки во время рисования. «Шедевр», выполненный нетрадиционным способом
(оттиск поролоном, рисование ладошкой, пальцами, солью и т.д.), дарит ребенку
новую широкую гамму ощущений, развивает воображение и фантазию.
Используя в детской
деятельности нетрадиционные техники аппликации (обрывная, объемная, с
использованием оригами, мятых салфеток, природного материала, техника «квиллинг»
и т.д.), я обучаю ловкости в работе с материалом, что способствует у детей:
·
укреплению
моторики рук;
·
обогащению
сенсорного впечатления;
·
обогащению
словаря;
·
развитию
мыслительной деятельности;
·
развитию
аккуратности и усидчивости.
А использование игрового
самомассажа, в сопровождении легко запоминающихся стихов, позволяет
организовать веселые и эмоциональные минутки отдыха, и в то же время, повышают
эффективность работы.
Для более результативного
решения задачи по развитию мелкой моторики рук у детей, мной в группе создана
предметно-развивающая среда. Понятие «развивающая среда» - создание необходимых
условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.
В моей группе, в свободном доступе, находится множество игр, пособий и игрушек
по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной
формы, размеров, фактуры. Для развития руки и пальцев имеются разнообразные
мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и
самомассажа.
Для ежедневного развития моторики в
игре, имеются такие предметы, как:
·
бельевые прищепки для развития координации
движений пальцев рук;
·
клавиатура старого компьютера, кнопочный
телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук;
·
шаблоны (лекало) по лексическим темам для
обведения, раскрашивания, штриховки.
Все эти
пособия и игры находятся в свободном доступе для ребёнка. При этом я объясняю,
показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их
использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны
жизни и здоровья воспитанников.
Так как свою
активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, то в
первую очередь, я создала все условия для игровой деятельности. В группе 9
мальчиков и 15 девочек, поэтому игровые уголки расположены так, чтобы машины из
«гаража» не проезжали через «жилую комнату».
Также создала
сюжетно-ролевые игры, которые в значительной степени развивают мелкую моторику:
·
«Поликлиника» - в этой игре мы оформили
несколько узких специальностей (хирург, лор, окулист, педиатр).
·
«Салон красоты и здоровья» - дети делают
массажи куклам, маски, прически, маникюр и т.д.
·
«Мастерская» - дети «ремонтируют» мебель,
собирают макеты предметов мебели из разного конструктора.
·
«Автосервис» - мальчики занимаются
«ремонтом» машин.
Оборудованные
мной полочки, с необходимым материалом для эффективного решения задачи по
развитию мелкой моторики (игры дидактические «Шнуровки», «Puzzle», «Выложи узор» (из камешков),
«Ниткопись» и многое другое), ежегодно пополняются, цели, и задачи игр
усложняются.
Развивающую среду
группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в
развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Пальчиковый театр», «Театр
рукавичек», «Театр ложек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить
монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы поворачивают голову,
кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами. Данные игры
помогают не только развитию мелкой моторики, но и в работе над
звукопроизношением, интонационной выразительностью речи.
Для развития
ручной умелости большое значение имеют различные виды продуктивной деятельности
(рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.). В группе все эти виды
деятельности также нашли широкое применение в, организованном мной, центре изобразительной
деятельности. Он оборудован таким образом, что ребенок в любое время может
взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной
деятельностью. По мере взросления детей, содержимое полочки меняется (большие
кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивается цветовая гамма
красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).
В деятельности,
развивающей мелкую моторику, я нашла применение и крупам (гороху, рису, манке,
гречке и т.д.). Например, игра «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу),
«Письмо на крупе», «Рисование манкой».
Итак, организуя
среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думаю о том, чему
полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый
день.
Только систематическая
работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов.
Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Вот
почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области.
Совместную работу с семьей разделила на несколько этапов:
·
объяснение
значимости нетрадиционных техник изобразительной деятельности для подготовки
руки к письму;
·
расширение
знаний родителей о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;
·
обучение
приемам нетрадиционных техник для детской деятельности дома.
Многие родители не знают,
как знакомить ребят с нетрадиционными приемами изобразительной деятельности, а о
некоторых, вообще никогда не слышали. Поэтому, мной были разработаны
консультации, индивидуальные беседы о разновидностях нетрадиционных техник, в
которых нацеливаю родителей на необходимость соблюдения принципов доступности, системности,
последовательности в развитии детей. Вопросы о благоприятном влиянии мелкой
моторики на формирование детской речи и координации движений рук у детей
дошкольного возраста и значение нетрадиционных техник изобразительной
деятельности в развитии мелкой моторики были предметом обсуждения на
родительском собрании «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности и их
влияние на развитие моторики рук».
Родители всегда проявляют
заинтересованность к творчеству детей, когда
видят на выставке детские работы.
Одни родители
удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка. С такими
родителями провожу индивидуальные беседы и привлекаю к творческой деятельности,
приглашая на открытый просмотр непосредственной образовательной изобразительной
деятельности с применением нетрадиционной техники.
Благодаря этому, происходит
комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для
развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного
процесса.
В итоге, целенаправленная, систематическая и
планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
во взаимодействии с родителями дала следующий результат:
1. Заметна
динамика развития мелкой моторики у детей.
2. Дети
творчески применяют изученные нетрадиционные техники в самостоятельной
художественной деятельности.
3. Дети
адекватно оценивают результат своей деятельности.
4. Родители
принимают активное участие в творческой деятельности детей в домашних условиях.
5. Мои
воспитанники – постоянные участники творческих конкурсов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.