Главная / История / Нестандартный урок "Основные права и свободы граждан"

Нестандартный урок "Основные права и свободы граждан"

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif«Человек. Общество. Право» - 9 класс

Тема: «Права и свободы граждан и их защита»

Цель:

Задачи:

Образовательная: знакомство детей с международными документами о правах человека и закрепленными в них правами;

Развивающая: содействовать личностному росту школьника, как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека, развивать логическое мышление и воображение.

Воспитательная: способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценных установок о необходимости уважения и соблюдения прав и свобод человека.

Технология: личностно-ориентированное обучение

Тип урока: урок объяснения новой темы

Форма урока: нестандартный урок-детектив

Эпиграф: “Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости” (Г. Лихтенберг).

Рефлексия «Эмоциональные острова" (на вопрос учителя «Что вы ждете от урока?» дети прикрепляют свои имена на корабликах к «островам» - безразличия, тревоги, ожидания, спокойствия, нетерпения, ожидания. уверенности и т.д.


I этап – «Микромодуль интригующего образа»

Психогимнастика «Выйти к свету»

А сейчас займите удобное положение, расслабьтесь и представьте, что попали в темное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идешь по длинному тоннелю, которому не видно конца… И вдруг вдали мелькнул какой-то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Теплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

-Откройте глаза, ребята. Что вы чувствовали, когда представляли себя в темном подземелье? (ответы детей: было страшно, одиноко, тревожно)

- Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки, или не знает, что можно делать, а что нельзя.

- А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (ответы детей: наступило облегчение, успокоение, радость)

- Такие чувства испытывает человек, когда живет по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно и радостно.

Дорогие ребята, попрошу вас вспомнить известных сыщиков – литературных героев и киноперсонажей, а также фильмы о шпионах, следователях. ( Эркюль Пуаро, Шерлок Холмс, Миссис Марпл, детектив Дубровский, Каменская и др.)

Сегодня вы сами станете детективами.

За каждый правильный ответ вы будете получать имущественное вознаграждение –

1 кун.

II этап «Мышление на основе воспоминания»

Задание «По ступенькам к цели» (объяснить значение)

социальные нормы – нормы-обычаи - религиозные нормы – моральные нормы – корпоративные нормы – правовые нормы – право

Основной закон Французской революции «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года – впервые в истории провозгласила равенство граждан перед законом, свободу личности и др. Как вы уже знаете, борьба за права человека часто была трагической: кровавые революции, диктатуры, жертвы.

«Права человека» - это не просто идея, а «жизнь, слезы, и любовь» человека Нового времени. Постепенно естественные права эпохи Просвещения (свобода, равенство, право на частную собственность, право на жизнь) дополнялись новыми ценностями, которые мы сейчас называем просто — права человека. Некоторые права имеют название: «свободы», например, слова, мысли, демонстрации.

Права человека — это такие права, которые присущи нашей природе, без которых мы не можем жить, как цивилизованные люди.

III этап – «Микромодуль саморазвивающегося мышления на основе новых знаний»

  1. Слово учителя (объяснение)

Международные правовые документы, посвященные правам и свободам человека

Правовые документы Республики Казахстан, посвященные правам и свободам человека


Всеобщая декларация о правах человека (1948год)

Конституция

Республики Казахстан

Пакт о гражданских и политических правах (1966 год)

Уголовный Кодекс

Республики Казахстан

Пакт об экономических, социальных и культурных правах

Закон «О гражданстве Республики Казахстан»

Конвенция о правах ребенка

(1989 год)

Закон о правах ребенка Республики Казахстан



Организации, следящие за соблюдением прав человека

2.

Группы прав человека

естественные социально-экономические

(неотъемлемые) политические



Естественные права принадлежат человеку от рождения — свобода, равенство, право на жизнь, уважение, неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передвижения, свобода совести, мысли, слова и д.р.

Политические права : принадлежат гражданам конкретного государства право на управление государством, избирательное право, право на обращение в государственные органы. Их еще называют гражданскими.

Социальные, экономические и культурные права - право на труд, выбор работы, вознаграждение по труду, отдых, образование, достойный уровень жизни.

3.Гарантии защиты прав и свобод граждан- НЕДОПУСТИМОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД!

По Конституции такие ограничения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения и только временно.

Основная цель государственных органов – защита законных прав граждан.


IV этап – «Микромодуль действенного мышления»

1. Ребята, давайте проведем юридическую экспертизу: определите к какой группе прав относятся названные права и как вы их понимаете.



«Эксперты права»

  • Право на жизнь.

  • Право на имя при рождении.

  • Право на медицинскую помощь.

  • Право на образование.

  • Право на отдых и досуг.

  • Право свободно выражать свои взгляды.

  • Право на заботу и воспитание родителями.

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь.

  • Право на неприкосновенность жилища, тайну переписки.

  • Право на частную собственность

  • Право на свободу мирных собраний

  • Право на труд

  • Свобода совести

  • Право на участие в выборах



Одежда, митинг, старость, пенсия, референдум, гласность, жилье, цензура, пища, многопартийность, здоровье, медобслуживание.

2. « Права литературных героев»

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).

  1. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).

  2. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

  3. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

  4. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).

  5. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

3. «Помоги сказочным героям» - блиц-опрос

Детективы являются знатоками права и всегда помогают нуждающимся в помощи, они должны самостоятельно определить вид права.

*Крыса хотела утащить Буратино в свою нору. Какое право Буратино она нарушила? (право на личную неприкосновенность)

*Какое право зайца нарушила лиса, прогнав зайца из его лубяной избушки? (право на неприкосновенность жилища)

*какое право нарушила лягушка съев кузнечика? (право на жизнь)

* остановился Иван-царевич на перекрестке трех дорог – не знает в какую сторону идти. Назовите право Ивана-царевича. (свобода передвижения)

*Украв у Буратино пять золотых, лиса Алиса и кот Базилио нарушили право Буратино на …(право владеть имуществом)

* Какие права Золушки постоянно нарушала мачеха? (право на вознаграждение за труд)

* каким правом воспользовалась лягушка-путешественница? (право выезда за границу)

*в сказке «Кот в сапогах» братья воспользовались правом на…….. (наследство)

* унижая Гадкого утенка, обитатели Птичьего двора нарушали его право ….(на защиту чести и достоинства)

4. «Права Человека» — в них «и жизнь и слезы и «любовь» — только тогда можно правильно пользоваться правами, когда они основаны на добре, и любви к людям, но нельзя говорить о правах, забывая об обязанностях. Если мы говорим «Право», то всегда подразумеваем «обязанность»! и наоборот, «Твоя свобода размахивать кулаком ограничена носом твоего соседа».

Конкурс "Мораль или право"

Имеем право мы иметь права, Но ведь морально люди связаны.

Поэтому, чтобы достойно жить, Мы очень многое обязаны!

Что такое право? в чем отличие от морали?

Право – это совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. Тесная связь с государством – основное отличие права от морали.

Мораль - система принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость.

Следующий конкурс будет нелёгким, ведь мы должны с вами определить, в каких из перечисленных случаев наступает моральная ответственность, а в каких – юридическая.

  1. Сергей солгал матери. (моральная)

  2. Николай разорил муравейник. (юридич.)

  3. Террорист попытался угнать самолёт (юридич.)

  4. Владимир положил в карман финский нож. (моральная)

  5. Александр принял дозу наркотика (моральная)

  6. Валерий при переезде на новую квартиру выгнал на улицу свою собаку (моральная)

  7. Аркадий сломал дерево (моральная)

  8. Рабочий прогулял рабочий день (юридическая)

  9. Девушка украла чужого ребёнка (юридическая)

  10. Пётр и Леонид бросали камни в проходящие поезда (юридическая)

  11. Анатолий пожадничал (моральная)

  12. Виталий снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля (юридическая)

За каждый верный ответ по 1куну.

4. Задание – отдых «Кто, где живет»

По адресу литературного героя учащиеся называют его.

  1. Москва ул. Застава Ильича дом 8/1 (Дядя Степа С. Михалков)

  2. Швеция Стокгольм, крыша обычного дома (Карлсон А. Линдгрен)

  3. Италия, маленький городок на берегу Средиземного моря , коморка под лестницей (Пинокио, К. Коллоди)

  4. Город цветочный улица Колокольчиков (Незнайка Н. Носов)

  5. Германия, г.Бремен

5. «Гонка преследования»

  1. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого? (Приговор)

  2. Основной закон государства. (Конституция)

  3. Уголовное преступление – похищение детей? (Киднеппинг)

  4. Мошенничество, обман, сомнительная сделка? (Афера)

  5. Какой породы была собака Баскервиллей? (Мастиф)

  6. Богиня правосудия (Фемида)

  7. Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое гангстерами путем угроз и насилия? (Рэкет)

  8. В Западной Европе сыщик, ведущий расследование уголовного дела? (Детектив)

  9. Место, где происходят конспиративные встречи? (явка)

  10. Морской разбойник, флибустьер? (Пират)

  11. В каком государстве религия отделена от государства? (светском)

  12. Государственное преступление, особо опасное, выражающейся в похищении, передаче или собирании сведений, составляющих государственную тайну ? (шпионаж)

5. «Дорога добрых дел»

Вы многое уже знаете, ещё больше вам предстоит узнать о правах и обязанностях на следующих уроках. Я желаю вам добра, радости и знаний в этом пути. Давайте назовем его Дорогой добрых дел.

Что вы возьмете с собой в эту дорогу?

(ребята выбирают карточки) – песня, права, злость, знания, преступление, обязанности, любовь, вредные привычки, уважение, дружба …..

Я хочу, чтобы вы взяли собой в дорогу еще и эту легенду.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: “Переверни и читай”. Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: “Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?”

Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни. Вы должны хорошо знать свои права и обязанности, соблюдать законы, никогда не приступать их. Я верю, что вы будете законопослушными гражданами нашей страны.

Рефлексия «Эмоциональные острова" (на вопрос учителя «Изменилось ли ваше настроение сейчас, в конце урока?» дети могут перенести свои кораблики на другой остров)

Итог урока: подсчет баллов-кунов. Выявление самых активных учеников.

V этап – «Микромодуль рефлексивного домашнего задания»

Написать школьную Конституцию с правами и обязанностями школьников и учителей.

Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!





Нестандартный урок "Основные права и свободы граждан"
  • История
Описание:

Нестандартный урок-детектив  с использованием технологии личностно-ориентированного обучения.  Цели: знакомство детей с международными документами о правах человека и закрепленными в них правами;содействовать личностному росту школьника, как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека, развивать логическое мышление и воображение.способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценных установок о необходимости уважения и соблюдения прав и свобод человека.

Автор Стока наталья Владимировна
Дата добавления 04.02.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 576
Номер материала 55637
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓