Главная / Начальные классы / Нестандартные уроки русского языка в начальной школе.

Нестандартные уроки русского языка в начальной школе.

Нестандартные уроки русского языка в начальной школе



hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngУрок русского языка во 2-ом классе.

Тема урока: Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка.

Цели:

  • Показать учащимся богатство русского языка.

  • Закреплять знания по изученным темам.

  • Способствовать развитию речи, мышления, творческой активности.

  • Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: картина И.Левитана “Весна”, симфония Вивальди “Весна”, ТСО.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!

II. Постановка задачи.

Звучит музыка Вивальди “Весна”. На доске картина И.Левитана “Весна”. Учитель читает стихотворение Е.Баратынского:

Весна! Весна! Как воздух чист.
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.

Учитель. Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия. Каким одним словом можно все это объединить? (Весна)
– Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова весна? Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат. Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово весна с точки зрения разных разделов русского языка. А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).

III. Объяснение нового материала

Лексика.

– Что такое весна? (Весна – время года, следующее за зимой.)
– Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова). Переносное значение слова весна: "весна жизни" ("молодость жизни").

Орфография – наука о правильном письме.

ВЕСНА

– Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова).
– Запишите еще два слова с этой орфограммой.
– Запишите в тетради текст, исправив ошибки:

Раса сверкает натрове. Блистят глаткие маладые листя бирезы. (9 ошибок)

Проверка выполнения задания. Дети объясняют орфограммы в словах.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударный слог.

Задание. Выбрать транскрипцию к слову весна.

[ весна ] [ в’исна ] [ висна ] [ вэсна ]

– Сколько слогов?
– На какой слог падает ударение?
– Сколько букв, звуков?
– Сколько гласных звуков; согласных звуков?
– Как можно перенести слово?
– Придумай слово, в котором столько же букв и звуков.

Словообразование – раздел науки о языке, изучает стороение слов и способы их образования.

Задание. Выбрать родственные слова к слову весна.

весны
весенний
весело
весовщик
веснянка
веснушка.

Морфемный разбор слова: hello_html_m62fc273.pngПридумай слово с таким же составом.

Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.

– Какой частью речи является слово весна? (Существительное)
– Что вы знаете о существительном?

*Тест по теме: “Имя существительное.”

1. Имя существительное обозначает:

а) признак предмета;
б) действие;
в) предмет.

В

2. Имя существительное отвечает на вопрос:

а) Что делает?
б) Какой? Какое?
е) Кто? Что?

Е

3. Имена существительные бывают:

а) м.р., ж.р.;
б) ж.р., с.р.;
с) м.р., ж.р., с.р.

С

4. Имена существительные изменяются:

а) по родам;
н) по числам и падежам.

Н

5. Имя существительное в предложении:

а) подлежащее и второстепенный член;
б) сказуемое.

А

Самопроверка – должно получиться слово ВЕСНА.

Выберите морфологические признаки этого существительного :

одушевленное – 1;
неодушевленное – 2;
собственное – 3;
нарицательное – 4;
ед. число – 5; 2 4 5 7

мн. число – 6;
ж. род –7;
с. род – 8;
м. род – 9.

Синтаксис – изучает словосочетание и предложение.

Составить словосочетание:

I вариант.
(прил. + сущ.)

II вариант.
(гл. + сущ.)

ранняя весна
чудесная весна
дружная весна
голубая весна

люблю весну
говорю о весне

Разбор предложения у доски.

hello_html_b24131b.png

– Придумайте сами предложение о весне.

Учитель. О весне народ сложил много пословиц, поэты пишут стихотворения, писатели произведения о весне. Вам необходимо восстановить текст: “Подснежник”. Определите, где начальная часть текста, где средняя, где концовка. Соберите текст.

ПОДСНЕЖНИК

Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Нет не рано; пора, пора – запели птички. Вот так и наступила весна. Разбудило солнышко лес.

Звучит музыка.

Учитель. Все оживает весной, все тянется к свету, к солнцу. Вот лопнула почка – и показался молоденький листочек; вот высунул из-под земли крохотную головку росток – это выглянул первый весенний цветок. Вот пробежал по своим делам муравьишка. Куда он торопится? Вот выполз жук… Все для них ново на земле, незнакомо. Они оглядываются, знакомятся с миром. Что они чувствуют? О чем думают? Какие вопросы задают друг другу? Нравится ли им весна, солнце?

III. Домашнее задание.

Cоставляем сборник “Сказки весны”: сочините весеннюю историю о солнышке, о цветке, о молоденьком листочке, о муравье, о жучке.

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?



 Урок русского языка в 3-ем классе.

Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных.

Цели урока:

  • Закреплять умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

  • Способствовать развитию памяти, речи, мышления.

  • Воспитывать любовь к книге.

Оборудование: карточки с текстом, плакаты с высказываниями о книге.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок. Учитель говорит фразу, дети повторяют.

  • Я буду внимательным.

  • Я буду думать.

  • Буду сосредоточенно размышлять.

  • Буду старателен, догадлив.

II. Грамматическая разминка.

На доске записаны слова:

  • библиотека

  • чтение

  • поэт

  • писатель

Ученики запоминают их в течение 20-и секунд. Затем учитель закрывает слова.

Вопросы:

  1. Были ли слова, которые относятся к мужскому роду? (Поэт, писатель)

  2. К какому склонению относится предпоследнее слово? (2-е склонение)

  3. Под каким номером находится односложное слово? (Нет)

  4. Употребите слово, предшествующее слову писатель в предложном падеже? (О поэте)

  5. Назовите общую сумму склонений, к которым относятся все слова ряда. (1 + 2 + 2 + 2 = 7)

  6. Под какими номерами находятся слова, которые относятся к одному и тому же склонению? (№2,   №3, №4)

  7. Придумать определения к словам, произнести их в том же порядке? (Большая, выразительное, знаменитый, хороший)

  8. Назовите существительное, которое имеет только форму единственного числа. (Чтение)

  9. Назовите слово, в котором 4 буквы. (Поэт)

  10. Слово, где звуков меньше, чем букв. (Писатель)

  11. Чему равна сумма букв в первом и последнем словах? (10 + 8 = 18)

  12. Чем можно объединить все слова (Существительные)

  13. Что вы знаете об имени существительном?

Учитель. Все слова можно отнести к теме “книга”, поэтому сегодня весь материал урока будет посвящен книге, чтению.

III. Тест.

1. Подчеркните существительные 3-го склонения:

ГНОМ,
НОЧЬ,
ДУДОЧКА,
МЫШЬ,
МАТЬ,
ЗЕРКАЛО.

2. Подчеркните существительные 2-го склонения:

ОРЕЛ,
КРЫСА,
ДЕРЕВНЯ,
ЗАМОК,
МАЛЬЧИК,
УЧЕБНИК.

3. Подчеркните существительное в Т.п.:

ВОРОТНИКОМ,
ГНЕЗДА,
В КАНАВАХ.

4. Подчеркните существительное в П.п.:

В КАЛЕНДАРЕ,
БАНТАМИ,
ПРЯЖКИ.

5. Подчеркните существительные множ. числа:

ГУСИ,
БЕДА,
УШИ,
КЛЮВ,
АИСТ,
ГНЕЗДА.

Проверка выполнения задания, оценка работ учащихся.

– Из какого произведения взяты слова? (С.Лагерлеф “Приключения Нильса с дикими гусями.”)

IV. Самостоятельная работа у доски.

Два ученика записывают в 2 столбика слова с безударным окончанием.

Е

к землянке
на дубе
на воле
к старухе
в поле
о белке

И

по цепи
для батюшки
от злости
от хитрости
из бочки
с пристани

– Откуда взяты все эти слова? (Из сказок А.С.Пушкина)

Учащимся, которые работали у доски задаются вопросы по теме: “Имя существительное”. Оценка выполнения работы.

V. Письмо по памяти.

На доске записаны предложения, учитель открывает по одному предложению, дети записывают по памяти.

  • Не загибай страниц в книге и в тетради.

  • Ленивому Мишке все не до книжки. (пословица)

  • Всем лучшим я обязан книге. (писатель М.Горький )- (самопроверка.)

Учитель. О книге говорили многие писатели и поэты.

На доске:

  • Книга – хранилище знаний. (Б. Полевой)

  • Книга – наш учитель. (В. Маяковский)

  • Книги – наши лучшие друзья. (К. Паустовский)

VI. Грамматический разбор предложения.

Один ученик работает у доски.

hello_html_5de583ab.png

Морфологический разбор слова.

Книга – сущ. (что?) предмет.
I. Н.Ф. – книга
II. нариц., неодуш., ж.р., 1-е скл.
III. И.п., ед.ч.
IV. подлежащее.

VII. Исправление ошибок.

Учитель раздает карточки с текстом, на которых надо исправить ошибки.

Все книги нас учят.
Одни помогают человеку стать добрым, чес ным, смелым.
Другие рассказывают о природи путишествиях, висне. Знай, каждая книга – твой верный друк! К книге надо относиться бережно.

– Найдите имена книжных героев. (Незнайка, Гена)

VIII.

Закончите фразу, употребив существительное с предложенным условием.

  • Моя самая любимая сказка повествует о … (1-е скл.)

  • Все дети любят рассказы о … (2-е скл.)

IX. Итог урока.

Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Прочитайте призыв К. Паустовского и старайтесь ему следовать.

Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги. (К. Паустовский.)

Домашнее задание: написать сочинение на тему: “Моя любимая книга”.



Нестандартные уроки русского языка в начальной школе.
  • Начальные классы
Описание:

Нестандартные уроки — одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Использование нестандартных уроков способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Нестандартные уроки являются той нетрадиционной формой обучения и усвоения знаний, которая сделала заявку на реализацию в учительской практике новой педагогической технологии. Развитие познавательной деятельности учащихся через проведение нестандартных уроков — необходимое условие формирования умения учиться.

Автор Карпухина Елена Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1086
Номер материала 44681
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓