Главная / Русский язык и литература / НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ 5 - 11 класс (методическое пособие для учителя)

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ 5 - 11 класс (методическое пособие для учителя)

Документы в архиве:

125.71 КБ Методичка.docx
7.73 МБ Презентации к урокам Сафина АМ.rar

Название документа Методичка.docx



йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс







А.М. Сафина



НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ

5 – 11 КЛАССЫ


Методическое пособие для учителя


http://zabort.ru/uploads/images/c/6/0/f/3152/be94b9e848.jpg


А.М. Сафина














Нестандартные уроки

5-11 классы


Методическое пособие для учителя






























Челябинск

2014













Сафина А.М., Нестандартные уроки 5-11 классы. Методическое пособие для учителя.


Предлагаемые планы уроков по русскому языку и литературе для учащихся 5 – 11 классов помогут молодым учителям сделать уроки более содержательными, интересными, вызвать у учащихся интерес к углубленному изучению предмета, развить творческие навыки.

Представлены нестандартные уроки школьного курса.

Желаю Вам успехов в работе!

От автора.


Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на ребят, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к уроку, к школе. Проводя такие уроки, учителя стараются выйти за пределы обычного урока, и в этом плюс. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. Это уроки для души. Это праздник для учащихся. Такие уроки обогащают опыт учителя в разнообразном построении методической структуры урока.

В своей практике я использую уроки с игровыми ситуациями: урок – путешествие, урок – экскурсия, театрализованный урок, интегрированный урок, модульный урок.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на уроке. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков развить у учащихся интерес к самообучению, творчеству, умению в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить. На таких уроках учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести до слушателя с помощью газет, ТВ, презентаций, игровых моментов основной материал урока. Урок проходит интересно и поучительно.

Пособие содержит подробные разработки нестандартных уроков по русскому языку в 5 – 11 классах по основным темам школьного курса. Формы уроков разнообразны.

Данный материал поможет учителю русского языка провести уроки более содержательно, вызвать у учащихся интерес к углубленному изучению предмета, развить их творческие навыки.

Пособие окажет существенную помощь учителям средних школ при подготовке к урокам русского языка с 5 по 11 класс, а также может быть полезен студентам педагогических ВУЗов.

















Особенности нестандартных уроков русского языка.

В наше время огромное влияние уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности. Хотелось бы, чтобы наши ученики, заканчивая среднюю школу, выходили образованными интеллектуальными личностями, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умеющими самостоятельно мыслить.

Поэтому в школах должен идти постоянный поиск, цель которого – найти новые формы и приёмы, позволяющие растить образованную интеллектуальную личность. В этом очень хорошо помогают нестандартные уроки и по русскому языку и по литературе.

Такие уроки проводятся после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функцию контроля. Уроки проводятся в необычной, нетрадиционной обстановке. Считаю, что подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку создаётся атмосфера праздника, снимается психологический барьер, который присутствует на обычных уроках (боязнь допустить ошибку). Самыми эффективными, на мой взгляд, являются такие нестандартные уроки: урок-спектакль, урок-путешествие, урок-экскурсия и другие формы занятий.

Каковы же особенности нестандартных уроков?

  1. Идет формирование коммуникативной компетенции, которая формирует способности к взаимодействию, взаимовыручке.

  2. Обучать учащихся предмету русский язык и литература мы можем только в общении.

  3. Пополнять словарный запас учеников как активной, так и пассивной лексикой современного языка.

  4. Формировать устойчивую мотивацию к деятельности.

  5. Данные уроки помогают учащимся лучше понять тему, участвовать в совместной исследовательской работе, готовить творческие проекты, развивать любознательность.









Урок – путешествие.

Основу урока составляет игра в виде путешествия по островам, которая поможет учащимся весело поиграть и плавно включиться в учебный процесс. Такие уроки требуют большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока.

На уроках – путешествиях обогащается словарный запас учащихся, развивается речь, активизируется внимание, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается фантазия и воспитываются нравственные качества.

Модульный урок.

Модульная технология позволяет ученику выполнять задания, составленные учителем, с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которое соответствует индивидуальным возможностям школьника. Такой урок даёт возможность определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях, создаёт условия для мотивации, повышения интереса к предмету, способствует развитию и совершенствованию самостоятельной деятельности учащихся, обеспечивает непрерывное образование и устраняет перегрузку домашнего задания.











Конспект учебного занятия

Класс 5

Предмет Русский язык

Тема учебного занятия: Урок-путешествие. Существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цели урока:

1) Формирование представления об именах существительных, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы;

2) Развитие умения различать существительные одушевленные и неодушевленные.

3) Воспитание внимания, трудолюбия, интереса к урокам русского языка.

Оборудование: Карта путешествия

Наглядность

Таблицы

Учебный класс с демонстрационным проектором

Дидактические материалы: Презентация.

Ход учебного занятия.

  1. Организационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие учащихся и гостей. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока. Знакомство с картой путешествия.

Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа: знакомство с картой путешествия.

- Начинаем путешествие.



Знания: Знание правила поведения на уроке, подготовка к уроку;

Умения: Умение готовиться к уроку, умение сконцентрироваться на теме урока;

Методы: словесный

Формы: фронтальная

  1. Работа в тетрадях. (БЛОК АКТУАЛИЗАЦИЯ.) Путешествие.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Учитель:

    Предлагаю отправиться в путешествие вот на этом замечательном корабле

    (СЛАЙД)

    Но для того чтобы подняться на палубу корабля, необходимо сделать записи в бортовом журнале. Взяли тетради, ручки – записываем число.

    ШЕСТОЕ ФЕВРАЛЯ

    КЛАССНАЯ РАБОТА

    -Вот мы и на палубе. Теперь вперёд - покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути.

    ! (ОСТАВИЛИ ДВЕ СТРОЧКИ, ПОСТАВИЛИ ТОЧКУ)


    Учащиеся записывают в тетрадях число.

  2. «Остров Незнайки».

    - Первая наша остановка – «Остров Незнайки».

    Здесь нас ждет Незнайка. Он, как всегда, что-то не понял. Поможем ему? (СЛАЙД)

    Учащиеся выполняют задание.

    - Давайте зачитаем выписанные вами словосочетания.

    1 –В

    2-В

    Молодцы!

    - Но Незнайка не знает, что же обозначают имена существительные и на какие вопросы отвечают? (ПРЕДМЕТ, КТО? ЧТО?)

    - Правильно. По местам. Плывём дальше.


    1. Работа в тетрадях.

    Задание: Из данных словосочетаний выпишите словосочетания типа:

    Х

    1 вариант – «Сущ. + Прил.»

    Х

    2 вариант – «Сущ. +Сущ.»

    Во мгле холодной

    Спускаться вниз

    В синюю высь

    Помощь другу

    Спокойное море

    Дневник матроса

    Подниматься в гору

    На борт корабля


  3. «Остров Ошибок».

    - Наш корабль приближается к острову «Ошибок».

    - Но что это? Нас пытаются захватить пираты! (СЛАЙД)

    Они хотят нам помешать. Чтобы оторваться от них, нужно решить ребус и выполнить задание. (СЛАЙД)

    - !Проверяем: Зачитайте свои предложения.

    Обратите внимание на свои записи. Каким членом предложения является слово (АКУЛА) у 1 варианта? А у 2 варианта?

    ? – Какой вывод можно сделать по этой работе?

    (Имя существительное в предложении может быть подлежащим или дополнением, а может быть обстоятельством. МОЛОДЦЫ!! ВЕРНО!)

    - Плывём дальше.


    Задание: Составьте и запишите в тетрадях предложения с данным словом по схемам, подчеркните слово АКУЛА как член предложения.

    1 В –

    2 В-

    (Пример:

    1. Огромная акула плывёт в океане.

    2. Мы поймали огромную акулу.)


  4. Остров «Кто? Что?». (ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК)

    - Мы приближаемся к острову «Кто? Что?». На нем живут два добродушных весёлых дельфина. Одного зовут – КТО, а другого – ЧТО. Они очень любознательные. Хочется им узнать как можно больше об имени существительном.

    -Поможем им? (СЛАЙД)


    Знакомятся с жителями острова, выполняют задания.

    Задание: распределите имена существительные в два столбика:

    КТО? ЧТО?

    Кит, берег, брызги, чайка, дно, акула, матрос, небо, звёзды, океан, море, русалка.


  5. Физическая минутка.

    - Вы устали, давайте бросим якорь и немного отдохнем.

    - Встали и повторяем за мной.


    Волны плещут в океане. (волны)

    Что там чудится в тумане? (козырёк)

    Это мачты кораблей.

    Пусть плывут сюда скорей.

    Мы по берегу гуляем

    Мореходов поджидаем. (ходьба на месте)

    Ищем ракушки в песке (наклоны)

    И сжимаем в кулачке.

    Чтоб побольше их собрать,

    Надо чаще приседать

    Сядем дружно на песок.

    Продолжаем наш урок. (сели за парты)


    Учащиеся повторяют за учителем движения.

  6. Продолжение.

    - Сверим ваши записи со слайдом. (СЛАЙД)

    КТО? ЧТО?

    Кит Берег

    Чайка Брызги

    Акула Дно

    Матрос Небо

    Русалка Звёзды

    Нептун Океан

    Море


    Учащиеся проверяют выполнение работы, сопоставляя со слайдом.

  7. Новый материал. (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК)

    - Сейчас, ребята, мы с вами познакомимся с двумя понятиями, о которых вы ещё не говорили, но, возможно, уже слышали.

    - Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. (СЛАЙД)

    Имена существительные одушевленные служат названиями живых существ (людей, животных, птиц…) и отвечают на вопрос КТО?

    Имена существительные неодушевленные служат названиями неживых предметов, а так же предметов растительного мира и отвечает на вопрос ЧТО?

    - У вас на столах есть памятка - подсказка по данной теме. Так вот руководствуясь данной памяткой, давайте выполним такое задание: (СЛАЙД)

    -Вывод.

    - Плывём дальше.


    Учащиеся слушают учителя и наблюдают за слайдами. (картинки)

    Задание: Какое слово в каждой строчке лишнее:

    • Школьник, директор, птица, учитель, доска, биолог;

    • Мастерская, топор, станок, слесарь, молоток, отвертка;

    • Леший, растение, русалка, кукла, ангел;

    • Водяной, водитель, вода, водолаз.

    ПАМЯТКА – ПОДСКАЗКА.

    Одушевлённые имена существительные

    Неодушевлённые имена существительные


    Названия предметов живой природы

    (Собака, заяц, человек…)

    Названия предметов неживой природы

    (огонь, лес, дерево…)

    Названия богов

    (Зевс, Бог, ангел…)

    Названия растений

    (берёза, клён, трава…)

    Названия мифических существ

    (Баба-Яга, русалка, Кащей, домовой, леший…)

    Названия планет по имени богов

    (Нептун, Уран…)

    Названия фигур в играх (дамка, пешка, конь, ферзь…)


    Названия игрушек, механизмов, изображений человека

    (кукла, матрёшка, неваляшка…)


    мертвец, покойник

    труп


  8. Рифы.

    -До «Плавучего острова» осталось совсем немного. Но что это – РИФЫ. Сделаем небольшую передышку.

    - Вывод: Автор стихотворения «одушевляет» явления и предметы неживой природы, которые в разговорной речи являются неодушевлёнными.

    - Перенос свойств одушевленных предметов на неодушевленные называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ.

    Например: Незримо по лесам поёт и бродит осень. (И. Бунин.)

    Дремлет бор. (В. Луговской.)

    Море смеялось. (М. Горький.)

    -Вывод: Далее при анализе поэтического текста вы будете всегда находить изобразительные средства.



    Задание: Найдите и выпишите из стихотворения имена существительные. Определите, одушевленные они или нет:

    Волны мчатся и грохочут,

    Ветер свищет в небесах.

    Мачты гнутся и скрипят.

    Ждут ответа от ребят.

    Ученики слушают учителя и следят за слайдами.

  9. Заключение. (БЛОК ОБОБЩЕНИЕ)

- Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Запишите самостоятельно тему сегодняшнего урока.

- Как она звучит? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ и НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ).

- Ну что ж, завершается наше путешествие. Вот и «Плавучий остров».

А на нём чудо дерево растёт

Чудо, чудо, чудо-расчудесное.

Ни листочки на нём,

Ни цветочки на нём,

А буквы из азбуки,

Вкусные, сладкие!

Дома: У вас на партах лежат листочки, на них домашнее задание. Подпишите свой листочек и завтра сдайте своему учителю.

- Спасибо вам за урок. Наше путешествие закончилось.


Учащиеся обобщают материал по теме. Получают домашнее задание.



Театрализованный урок.

Такой урок связан с привлечением театральных средств, атрибутов при обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятого настроения, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

Конспект учебного занятия

Класс 7

Предмет Русский язык

Тема учебного занятия: Орфографические словари.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цели урока:

  1. Ознакомление учащихся с видами орфографических словарей; с наукой лексикографией;

  2. Развитие умения слушать, запоминать, пользоваться словарём;

  3. Воспитание любви к русскому языку, к словарям.

Оборудование: Учебный класс, плакаты, словари, наглядность.

Ход учебного занятия.

  1. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Итак, запускаем двигатель (руки соединяем с соседом – ПО-Е-ХА-ЛИ!)

  • 1 этаж хранилища.

Здесь обитают ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ,

(звучит стихотворение В. Шефнера «Устная речь».)


Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа. В класс входит Магистр Лексикологии, подходит к столу, надевает шляпу, набрасывает накидку и начинает занятие. - Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в Академию Словарей, опустимся в хранилище книг. Путешествуя по хранилищу, мы познакомимся с наукой, которая занимается изучением теории составления словарей, встретимся с разными типами орфографических словарей, узнаем об их назначении.

- Начинаем путешествие.



Знания: Знание правила поведения на уроке, подготовка к уроку;

Умения: Умение готовиться к уроку, умение сконцентрироваться на теме урока;

Методы: словесный

Формы: фронтальная


Наглядность:

Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.

(Анатоль Франс)

Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос.

(народное изречение)

  1. Знакомство с новым материалом. ( 30 минут). Путешествие.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель:

- Нас встречает лексиколог (специалист по лексикологии).


(встречает Лексиколог)


Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо-

Не скудела в наши дни. Рассказ лексиколога:


- Я являюсь хранителем этажа, где помещены все орфографические словари. Всеми типами словарей испокон веков занималась наука Лексикография (изучение теории и практики составления словарей). Оно пришло к нам с греческого языка: «lecikos» - «слово» (написано карточкой на доске)

«grapho» - «пишу»

- Все мои словари делятся на 2 группы: Энциклопедические и Лингвистические. Цель энциклопедических словарей - объяснить суть явления соответствующей области знания, искусства, производства…); цель лингвистических словарей – собрать и объяснить слова, фразеологизмы, растолковать лексическое и грамматическое значения, употребляемость в речи.

3. Практическая (орфографическая) пауза.(5 минут).

Учитель: Как же можно проверить правописание данных слов? (пользуясь орфографическим словарем).

Учитель: Мы всегда относили орфографический словарь к группе словарей правильной речи, который был предназначен для самого широкого круга читателей, которые так или иначе соприкасаются с вопросами написания слов. Но в последнее время стали происходить какие – то чудеса. Старый орфографический словарь, будучи Министром печати, разрешил печатать очень странный материал. Учитель: Ребята, у вас на партах есть текст «Пуськи бятые». Давайте прочитаем его.

Пуськи бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увязала Бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямали.

И подудонились.

А Калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка –то некузявая!

Бутявка вздребознулась, сопритюкнулась и усяпола с напушки.

А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От Бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой!

- Калушата подудонились! Калушата- подудонились! Зюмо некузямые! Пуськи бятые! (Л. Петрушевская)

Учитель: Текст очень странного происхождения и содержания.

- Давайте разберемся в нем.

? – Чем же необычен этот текст?

Почему орфографический словарь разрешил напечатать этот текст? Выполним для этого парочку заданий.

  1. «Слово – змейка»

Задание: запишите, работая с орфографическим словарем, 10 словарных слов в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого. (Пример: адрес, салют….) НО:

1 ряд – записывает слова, обозначающие предмет;

2 ряд – слова, обозначающие действия;

3 ряд – слова, обозначающие признак действия.

(раздаются листочки по рядам)

1

2

3

- Проверим (проговорим слова).

Учитель: А теперь возьмите текст «Пуськи бятые».

Работаем с первым предложением. Разберите его по членам предложения, определите, чем выражено каждое слово (работаем в тетради).

? – Что теперь вы можете рассказать о данном тексте?

Учитель: Вывод: Текст соответствует всем орфографическим, грамматическим, пунктуационным требованиям. Значит, он составлен верно. Перед нами специально составленная лингвистическая сказка – загадка.





Лексиколог:

- А теперь ребята проверим вашу сообразительность.




1) Задание: решите кроссворд

Х

О

К

К

Е

Й


А

Л

Л

Е

Я


К

А

С

С

А

П

А

С

С

А

Ж

И

Р

Ш

О

С

С

Е


(решается всем классом и сразу же заполняется на доске).

  1. Игра на льду на коньках с небольшим мячом или шайбой? (хоккей)

  2. Дорога с рядами деревьев по сторонам? (аллея)

  3. Место, где продают билеты? (касса)

  4. Человек, который совершает поездку на любом виде транспорта? (пассажир)

  5. Дорога, покрытая асфальтом? (шоссе)

Отгадай слово по вертикали? (КЛАСС)

Лексиколог: Да, это так. Но вы должны, поработав с этим текстом, доказать другую сторону вопроса: орфографический словарь поступил правильно, разрешив напечатать этот текст.

Лексиколог: С этим заданием вы справились, молодцы. Идемте дальше. (Лексиколог подходит к выставке книг). Здесь у меня хранятся все виды орфографических словарей. Давайте с ними познакомимся.

  • ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ.

Школьный словарь отличается прежде всего объёмом словника, зависящим от возраста адресата: словарь для средней школы, не то же, что для начальных классов. Однако прежде это различие чаще всего игнорировалось. Впоследствии вышло несколько словарей специально для начальной школы.

Самым популярным остаётся орфографический словарь Ушакова и Крючкова. С 1934 года этот словарь ежегодно издаётся вплоть до настоящего времени. Между тем, было бы желательно разнообразить форму и стиль школьных словарей, не только используя опыт прошлого, но и учитывая достижения современной школьной практики. Возможно, авторами новых словарей могли бы быть сами учителя, для которых естественно рассматривать словарную информацию как помощь в затруднительных случаях правописания и как основу для занятий по русскому языку.

  • СЛОВАРИ – СПРАВОЧНИКИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ПЕЧАТИ.

Это более молодой жанр. Авторами таких словарей и были, в основном, корректоры (работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру (исправление ошибок). В конце 20 – 30-х годов был выпущен ряд пособий для наборщиков, корректоров, редакторов. Самый знаменитый из данных словарей «Справочник по орфографии и пунктуации» для работников печати Былинского К.И. и Никольского Н.Н.

Первое издание вышло в 1949 году, четвертое – в 1970 году.

  • ОБЩИЕ СЛОВАРИ.

Эти словари все еще нуждаются в серьёзных усовершенствованиях. Самый знаменитый «Орфографический словарь русского языка» 1956 года издания.

К данной группе можно отнести словари:

  1. «Справочная книжка и указатель русского правописания» (1879 год, автор Геннинг В.П.)

  2. «Справочный словарь орфографический, этимологический, толковый» (1899 год, автор Чудинов А.Н.)

  3. «Карманный орфографический словарь» (1897 год, автор Сославин Д.Н.)

  4. «Орфографический словарёк» (Бодуэн де Куртенэ, 1910 год)

  5. В 1957 году Ожегов С.И. издаёт при содействии института РАН «Орфографический словарь русского языка», которым мы пользуемся до сих пор (переработанным). В настоящее время в институте русского языка РАН к выпуску готовится Большой орфографический словарь.


Орфографическая пауза

4. Практическая часть.

Учитель: А теперь поработаем с орфографическим словарем.

Задание: в данных словах поставьте ударение и проверьте по орфографическому словарю. Подчеркните волнистой чертой слова, где возможно 2-х местное ударение.

(Слова написаны на карточке и вывешиваются на доску. Ученики переписывают их в тетрадь и работают со словарем).

Агент, арест, баржа, баловать, верба, ворота, гравер, договор, единство, еретик, заговор, избаловать, коклюш, камбала, километр, кладовая, лассо, молодёжь, некролог, ненависть, перепланировать.

5. Проверка домашнего задания( проверка готовности к уроку). ( 5 минут).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: На дом некоторым ребятам было дано задание: написать оду-хвалу словарю. Послушаем.


Проверяется домашнее задание.

6.Заключение (цель: приведение в систему полученных учащимися знаний).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Лексиколог: Словари – не только справочники, но и элемент национальной культуры: ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни. Всё богатство и разнообразие лексических запасов языка собрано в словарях. Изучать словари, читать их нужно всегда. Они - наши помощники.

Учитель: И верно говорит народное изречение: «не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

Словарь – это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке, говорил французский писатель Анатоль Франс. И это действительно так. Мы побывали с вами на одном этаже хранилища книг в Академии Словарей. На следующих уроках мы продолжим знакомство с другими видами словарей, побываем на других этажах хранилища.




Записывается домашнее задание на следующий урок.






Конспект учебного занятия

Класс 7

Предмет: Литература

Тема учебного занятия: «Себя как в зеркале я вижу…» (О портретах А.С.Пушкина, театрализованное представление).

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: урок внеклассного чтения

Цели урока:

  1. Ознакомление учащихся с портретами и авторами, изображавшими А.С. Пушкина;

  2. Воспитание чувства прекрасного, уважения к своему прошлому;

  3. Развитие умения слушать.

Оборудование:

Учебный класс, наглядность.

Ход учебного занятия

  1. Организационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы урока.

Поэтическая пятиминутка: Л. Дроздова

«Ни с кем его я не сравню».

Его ни с кем нельзя сравнить,

Его стихи нельзя забыть.

Вот вам пример – возьму себя,

Давно я Пушкина читаю,

Но с каждым разом отмечаю,

Как им горжусь, его любя.

Какой талант и ум какой

В единое соединились, -

И стихотворной красотой

В поэте русском отразились!

В своих стихах воспел народ –

И в этом Пушкина заслуга.

Впервые Пушкина узнав,

Навеки обрела я друга.

Своим сверкающим талантом

Он всех вокруг заворожил.

Народу русскому стихами

Как верный сын всегда служил.

Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа.

Знания: Знание правила поведения на уроке, подготовка к уроку;

Умения: Умение готовиться к уроку, умение сконцентрироваться на теме урока;

Методы: Словесный, эвристический;

Формы: театрализованное представление;

Наглядность:

Доска: (Цитаты)

«Ни один поэт в России не имел такой завидной участи, как Пушкин: ничья слава не распространилась так быстро… Его имя уже имело в себе что-то электрическое».

(Н.В.Гоголь, 1835 год)

«Пушкин у нас начало всех начал…»

(А. Горький, 1911 год)

«Пушкин – всегда открытие и всегда тайна».

(С. Гейченко, 1987 год)


- Фотографии, портреты А.С. Пушкина.


  1. Знакомство с новым материалом (30 минут).


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Учитель:

- Что такое портрет?

Настоящий художник заботится не только о внешнем сходстве. Он всегда старается передать характер человека. Потому, работая, размышляет: что за человек перед ним? Какой он: красивый, добрый, строгий или смешной, а может быть, скуповатый или хитрый? Чем отличается от других людей? Что любит? Чем занимается? О чём думает? Художник может изобразить человека в полный рост или до пояса, а может написать одну голову, но лицо всегда будет самым главным в портрете. Художник, как и писатель, продумывает каждую, самую маленькую деталь, чтобы рассказать о человеке как можно больше интересного. А для нас внимательно рассмотреть портрет – всё равно, что прочесть целую книгу.

Такое изображение человека, его внешности, рассказ о его характере и называется ПОРТРЕТОМ.

  1. Учитель:

- Какие бывают портреты?

Искусство портрета появилось давно. Людям всегда хотелось иметь своё изображение, и они заказывали портреты художникам, дарили их на память друзьям, родным.

Большие торжественные портреты помещали в парадных комнатах или залах дворцов, украшали их красивыми золочёными рамами.

Знатные люди на этих портретах в нарядных богатых одеждах. Художники умели передать красоту кружев, переливы шёлка, узоры парчи, мерцание драгоценных украшений.

Совсем крошечные портреты, меньше нашей ладони, хранились в золотых медальонах на груди. Много старинных портретов дошло до наших дней. Лучшие находятся в музеях.

Недалеко от Санкт-Петербурга, в музее, есть портрет, написанный прославленным русским живописцем Василием Андреевичем Тропининым. Никто не проходит мимо него равнодушно. Каждый останавливается и подолгу смотрит. На портрете – А.С. Пушкин.

  1. Учитель:

- Никто из нас не в силах припомнить, когда увидел впервые лицо Пушкина: мы начинаем жизнь в окружении пушкинских портретов, нам кажется, мы всегда знали его неповторимый облик. А люди, которые жили в одно время с поэтом, твердили как клятву одну «Вольность», послание к «К Чаадаеву», нетерпеливо ждали новых песен «Руслана и Людмилы», позже – глав «Евгения Онегина». Люди, ходившие с Пушкиным под одним небом, по одному городу, по одним улицам, могли встретить Пушкина и пройти мимо, не зная, что это ОН!

В начале сентября 1912 года Пушкин приезжает из села Михайловского в Москву. Имя его повторяется, все взоры обращены к нему.

«Укажите, укажите нам его!» Такая громкая слава - и вдруг «укажите нам его!»

В самом деле: фотография не изобретена, первый простейший фотографический снимок – ДАГЕРРОТИП, появился уже после смерти Пушкина.

- Портреты?

Но за 6 лет ссылки ни в Кишинёве, ни в Одессе, ни тем более в деревне, в Михайловском, никто из художников Пушкина не рисовал.

В 1822 году впервые напечатана поэма «Кавказский пленник». К ней приложен портрет автора, гравированный мастером Егором Гейтманом. Рисунок, с которого сделана гравюра, исполнен, видимо, в детские годы.

  1. Учитель:

- Но внешность с годами меняется. Московский скульптор желал исполнить портрет Пушкина – поэт отказался.

«Здесь хотят лепить мой бюст – но я не хочу (пишет он же). Тут арапское моё безобразие передано будет бессмертию во всей своей мёртвой неподвижности».

Пушкин опасался, что внутренний огонь, горячая душа не пробьётся наружу сквозь каменную неподвижность скульптуры.

В начале 1827 года портрет Пушкина пишет замечательный московский художник Василий Андреевич Тропинин.

  1. Учитель:

- « И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу,

Перо к бумаге, минута –

И стихи свободно потекут»

- Но не только Тропинин писал Пушкина. Многие при его жизни создавали портреты. Но каждый видел его по – своему.

Один портретист Пушкина изобразил мечтательным, задумчивым. Другой – серьёзным, спокойным. Вот Пушкин по привычке скрестил руки на груди и внимательно слушает кого – то, откинулся на резную спинку стула. Он, видимо, в гостях. А здесь Пушкин на прогулке с друзьями. Мы видим его в полный рост (автор Чернецов). Широко и весело шагает Пушкин по улице, развиваются полы пальто от быстрой ходьбы. Шутливый рисунок. Сам поэт, верно, посмеивался, его разглядывая. И мы улыбаемся (автор Челищев). Но меняется наше настроение, когда мы смотрим на портрет, написанный в самом конце жизни поэта. На лице Пушкина страданье. Много пришлось ему пережить незаслуженных обид.

Все портреты Пушкина, собранные вместе, как одна большая книга о нём, о его жизни. И сам Александр Сергеевич дополнил эту книгу собственными рисунками. Он часто пером и чернилами на полях рукописи, рядом со стихами, рисовал быстро и очень похоже.

«Себя как в зеркале я вижу…» - писал Пушкин об одном портрете, который ему очень нравился. Портрет висел в его петербургской квартире, на Мойке, а сейчас в Третьяковской галерее. Автор этого рисунка – Орест Кипренский.



  1. Учитель:

- Стихотворение «Любимец моды лёгкокрылой…» А.С. Пушкин

Любимец моды лёгкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз.

И я, смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу:

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

Отвечают на вопросы учителя. Работают с доской.



































































Ученик:

- Про детство Пушкина пишут редко и мало. Некоторые учёные считают, что детство мало значило для Пушкина, что вся поэзия его началась в Царскосельском лицее.

В книге Новикова «Пушкин в изгнании» рассказывается семейная легенда Пушкиных. В доме родителей поэта встречали сразу и новый год и новый 19 век. В самую торжественную минуту, разбуженный праздничным шумом и весельем, на пороге появился малыш, чуть больше полутора лет, и его мать, Надежда Осиповна, предложила гостям полюбоваться на человека нового столетия, человека, только что переступившего порог 19 века. И не в память ли об этом событии мать Пушкина и заказала художнику портрет рыжеватого малыша с блестящими голубыми глазами, в ночной рубашонке…



























Ученик:

Этот портрет заказал Тропинину сам Пушкин, и художник пошёл знакомиться с ним. Было это в Москве, зимой. Пушкин в это время играл дома на полу с щенятами. Щенята забавно повизгивали. Пушкин смеялся.

«Какой у него замечательный смех», - подумал художник, «какие быстрые движенья». Пушкин поднялся. Поздоровался. И стал серьёзным, внимательным. Умное, подвижное, очень живое лицо – отмечает Тропинин. Такого лица он ещё не видел. Скорей, скорей за работу. Художник пишет красками голову поэта. Его высокий лоб. Мягкие вьющиеся волосы. Тропинин замечает, что у Пушкина небрежно повязан чёрный шарф – галстук, примят воротничок рубашки, и халат кое – как запахнут. Сидит он по – домашнему, непринуждённо.

Но Тропинин видел и главное, важное: умный, внимательный взгляд, его простоту, естественность.



















































Ученик:

- Было это летом в Петербурге. Пушкин приходил в мастерскую к Кипренскому позировать. Терпеливо сидел часами в недвижимости. Кипренский сумел понять Пушкина. Угадал его печали, его мысли о свободе, его мечты…

« И долго буду тем любезен я народу…»

Всего одну деталь добавил Кипренский: на втором плане картины, за спиной Пушкина, он изобразил скульптуру богини с лирой в руках. Это муза поэзии. По преданию, эта богиня вдохновляет поэтов на создание прекрасных стихов.

Ученик:

Таня Супрун «Печальный день».

Стоят в трауре берёзы,

Стоят в трауре рябины,

Ведь погиб поэт любимый

Всё сегодня не такое,

Всё застыло, всё в молчанье…

Вот луч солнца пробивается,

Новый день уж начинается.

И звучат стихи, как прежде,

Полные любви, надежды…

Дни бегут, бегут года

С нами Пушкин наш всегда!




  1. Заключение.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Учитель:

    - Прошло много лет, а портреты его создаются. Художники высекают их из мрамора, пишут красками, отливают из бронзы. Мы видим Пушкина везде: в музеях, книгах, площадях. И так будет всегда. Всегда будет жить замечательное искусство портрета. Всегда будут любить Пушкина и его поэзию. И каждый художник расскажет о нём своё.

    Учитель:

    - Читает стихотворение А.С. Пушкина «Памятник».

    Записывается домашнее задание на следующий урок.

  2. Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель:

- А теперь проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были либо написать сочинение «За что я люблю Пушкина», либо оформить реферат.

- Давайте проверим. Кто прочитает своё сочинение?


Учащиеся читают свои работы.


Окончание урока.

Звучит музыка Рахманинова.















Урок – экскурсия.

Такие уроки имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся.

Успех проведения урока – экскурсии во многом определяется учителем, его мастерством, любовью к детям. Необходимо, чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании детей, вызвало у них живой образ, обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами.


Конспект учебного занятия

Класс – 9

Предмет – русский язык

Продолжительность учебного занятия – 45 минут

Тип учебного занятия – урок усвоения новых знаний



Технологическая карта

Тема

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Цель

Расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания в сложносочинённом предложении

Задачи

- развитие умения различать простые предложения с однородными членами и ССП с союзами;

- развитие умения определять смысловые отношения между частями ССП;

- развитие умения расставлять знаки препинания в ССП.

Формируемые УУД

- личностные: работать над развитием и совершенствованием собственной речи;

- регулятивные: создаётся обстановка творческого поиска, даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий;

- познавательные: анализ, работа с таблицей, выстраивание алгоритма по применению правила, работа со словарями;

- коммуникативные: формирование речевых навыков, развитие умения отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы; развитие самостоятельности, повышение работоспособности.

Основные понятия

Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в ССП. Однородные члены предложения. Односоставные предложения.

Ресурсы

- основные: учебник, тетрадь

Дополнительные: проектор, экран

Организация пространства

Фронтальная работа, самостоятельная работа, коллективная работа




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты- предметные

Планируемые результаты - УУД

1. Самоопределение к деятельности

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу (приветствие, проверка готовности к уроку).

-Здравствуйте, проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Работа со словарной статьёй.

Слайд

- Что такое экскурсия?

Экскурсия-

  1. Коллективное посещение чего – либо – музея, достопримечательного места, выставки с научной, образовательной и увеселительной целью;

  2. Показ, объяснение в процессе такого посещения;

  3. Группа участников такого посещения; экскурсанты.

(Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой)

- проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля)



Внутренняя позиция школьника


-Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию по теме

«Наступила осень». Данная экскурсия будет обучающая. А вот что мы будем с вами отрабатывать, определите вы сами по ходу занятия.

Нашу экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим ваше домашнее задание.

Дома вы должны были составить небольшой текст на тему « Осень» из сложных предложений.

Учащиеся зачитывают свои мини- сочинения и рассказывают, какие виды сложных предложений они использовали в тексте (отвечают два ученика).


Знать признаки СП


2.Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует повторение изученного .

- Cсадимся в воображаемый автобус. По – е – ха – ли.

Слайд

Первая остановка – повторение.

Обратите внимание на парты. У всех у вас есть лист №1. Возьмите его. На нём записаны предложения, давайте прочитаем их.

Слайд











Учитель обобщает материал.

1 группа – соединительные союзы – перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим;

2 группа – указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких;

3 группа –одно явление противопоставлено другому.


Учащиеся читают предложения.







Отвечают на вопросы учителя.

























Один из учеников вызывается к доске и при помощи карточек – липучек рассказывает, на какие группы по союзам и по значению делятся ССП.

Примеры приводятся из домашнего упражнения.

- Прочитайте предложения:

1) Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера.

2)Есть в светлости осенних вечеров зловещий блеск и пестрота дерев… ( Ф. И. Тютчев)

3) Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила… ( А. С. Пушкин)

4) Стали дни холоднее и от птичьего крика в сердце только грустнее. ( К. Бальмонт)

- Какие это предложения?



- Давайте вспомним всё о ССП.

  1. Соединительные -

И, да (=и),

Ни- ни,

Тоже,

Также

  1. Разделительные -

Или (иль)

Либо, то – то,

Не то – не то

  1. Противительные -

А, но, да (=но),

Однако, зато, же

Знать признаки сложного предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами

Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, формулирование и аргументация своего мнения - Р


Рефлексия настроения.

Звучит тихая спокойная музыка

Учитель читает стихотворение Ф. И. Тютчева « Есть в осени…»

Учащиеся работают с листом №1.Слайд.

Учащиеся должны записать предложения в тетрадь, расставить знаки препинания, определить вид односоставных предложений, вид союза.




4.Постановка учебной задачи.

Цель: формулирование темы урока

Организует работу учащихся по установлению сходства и отличия записанных предложений

Учащиеся объясняют.

-Как вы думаете, какую связь выражает союз и в сложном предложении? Сформулируйте основной вопрос урока.

- Как называются такие предложения?

Уметь видеть сложное предложение и ССП

Анализ,

классификация, структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы Р

5. Открытие учащимися новых знаний

Цель: познакомить со ССП

Организует работу учащихся по разграничению союзов и расстановке знаков препинания в предложенных предложениях.

- Какие союзы указывают на :одновременность ( и, да, ни-ни, тоже, также);

последовательность (и);

причина и следствие (и, и(поэтому),и (потому));

противопоставление (а, но, да, однако, зато, же);

возможность одного явления из названных (или, либо, не то -не то, то ли- то ли);

чередование явлений (то-то).






Учащиеся работают в парах.

Делают обобщение по теме.

Слайд.

























Задаются вопросы на актуализацию изученного.

- Записать предложения, расставить знаки препинания, определить значение союза :

1.Птиц не слышно боле но далеко ещё до первых зимних бурь… (противопоставление)

2. В саду было прохладно и тёмные тени лежали на земле.(одновременность)

3.Но вот набежал ветер и зашумели верхушки словно падающие волны. (последовательность)

4. Долина суживалась и идти становилось труднее.( причина и следствие)

5. Стрижи улетели а ласточки пока нас не покидали.(противопоставление)

6. То падал туман то вдруг припускал косой дождь.(чередование явлений)

7. Судя по тучкам скоро пойдёт дождь либо повалит мокрый снег.(возможность одного явления из названных)

- Какую роль (функцию) выполняют знаки препинания в СП? ( разделительную).

-Как могут быть соединены части СП? (без союзов при помощи интонации; при помощи союзов и интонации).

- Как можно назвать союзы и интонацию применительно к частям СП? (средства связи частей СП).




Уметь видеть ССП

Искать пути решения проблемы, извлекать информацию, анализировать Р

6.Первичное закрепление

Цель: закрепить знания по теме

Рефлексия настроения.

Звучит музыка.

Учащиеся закрывают глаза и прогуливаются по воображаемому парку.

Слайд

Текст « Грамота».

-Почему грамоту сразу трудно прочесть?

Обычнояпросыпаюсьраноивыхожуводвор

утренний

Городтихиспокоенвпаркепрохладноана

травеужеизморозь

яхожуинаблюдаюлюдипросыпаютсяибегутнаработу

- Запишите предложения из грамоты, отделите слова друг от друга и расставьте знаки препинания.

-Определите вид каждого записанного предложения.

- С какой целью я собрала все эти предложения в месте?


Отличать ССП с союзом и

и ПП с однородными членами, связанные союзом и.

Познавательная инициатива, структурирование знаний, построение речевых высказываний П

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: проверить умения работы с учебником самостоятельно

Учитель пишет на доске предложения:

1.В начале октября уже прохладно по утрам и туман поднимается над городом.

2.За окном брезжил рассвет и падали листья.

- Отрабатывать этот навык мы будем на следующих уроках.

Рефлексия.

Звучит музыка.

- Каждое время года оставляет свой след в нашей душе: лето – шум густой листвы, зима- тишину дорожек, весна весёлый звон ручьёв, а осень осыпающее золото. Я люблю гулять по осенним аллеям парка, усыпанным разноцветными листьями. Они шуршат и над головой, и под ногами. Вот круглый берёзовый листок, а резной кленовый… Какие забавные у него зубчики…

Учащиеся работают с упражнением №12 (1,4,6 предложения)



Слайд.

















































Учащиеся берут с парт приготовленные заранее кленовые листья и по команде учителя подбрасывают их вверх.

Это салют осени!

- Спасибо тебе, Осень!

- Прочитайте записанные на доске предложения. Определите их вид.

- Чем необычны эти предложения? (нет знаков препинания).

- А почему?

- Откройте учебник и прочитайте примечание к теме.

- Так почему же не ставятся запятые? (есть общий второстепенный член предложения)


Осуществление самоконтроля Р

8.Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему изученного материала

- Посмотрите на экран.

-Прочитайте предложения.

-О каких предложениях мы будем говорить на следующем уроке?

Слайд.


Прочитайте предложения:

1.Удивительно хорошо осенью в парке.

2. Пахнет сыростью и грибами.

3. Как хорошо, что эта осень не дождливая!

4. Я очень люблю, когда сухая разноцветная листва шелестит под ногами.

5. Дворники сгребают листья в огромные кучи.

6. Детям нравится прыгать в эти сугробы из листьев, пока их не сожгли.

( Мы будем говорить о СПП).

- Докажите, что записанные на доске предложения - это текст.

Уметь применять полученные знания

Извлечение необходимой информации, построение речевых высказываний П

9.Рефлексия.

Цель:

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

- Вот и закончилась наша экскурсия на тему « Осень».

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

- С какими предложениями работали?

-Какую тему закрепили?

- что узнали нового?



Звучит музыка.

Учитель читает стихотворение

И. Бунина


Учащиеся отвечают на вопросы учителя, записывают домашнее задание:

П4- прочитать теорию;

Упр14 – 1 ч. –письменно, 2ч.- выписать слова с пропущенными орфограммами, объяснить правописание;




Соотнести цели и результаты своей деятельности Р



Интегрированный урок.

Интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.


Конспект учебного занятия

Класс 11

Предмет: Литература

Тема учебного занятия: Обучение написанию сочинения. Творчество Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

Продолжительность учебного занятия: 90 минут

Тип учебного занятия: Интегрированный урок литературы и русского языка.

Цели урока:

  1. Познакомить с поэзией Б. Пастернака, показать особенности творчества поэта; помочь учащимся осмыслить идейный смысл стихотворения; Показать художественные средства, используемые Пастернаком в стихотворении; Обратить внимание на особенности языка поэта;

  2. Развитие умения слушать, анализировать прочитанные, выполнять письменный анализ поэтического текста; уметь использовать полученные на уроках знания при написании сочинения;

  3. Воспитание у учащихся чувства любви к русской поэзии, к предмету.

Оборудование:

Учебный класс, наглядность.

Ход учебного занятия

  1. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы урока.

Учитель:

- Сочинение – одна из наиболее сложных форм отчётности в школе и один из труднейших экзаменов для поступления в ВУЗы. Написание сочинения предполагает умение глубоко понимать художественный текст, логично, аргументировано, образно излагать свои мысли, делать выводы и обобщения. Сочинение свидетельствует о зрелости суждений его автора, умении анализировать произведения литература, проникать в замысел поэта или писателя, постигать объективный смысл написанного.

Чтобы научиться писать сочинения, конечно нужно практиковаться. Но при большом старании не будет толку, если работать вслепую, не уяснив элементарных правил. Хуже того, можно просто потерять веру в свои силы.

Поэтому в начале стоит дать несколько советов:

  1. Хорошее сочинение обычно трудно написать сразу, за один присест. Лев Толстой считал, что первый раз нужно просто изложить свои мысли как придётся, затем привести их в порядок, а в третий раз поработать над стилем;

  2. Если вы плохо верите в себя, можно посоветовать ещё до экзамена попробовать самому написать сочинение на любую тему. Это укрепит вашу уверенность в своих возможностях;

  3. На экзамене, конечно, медлить некогда. Однако главное – не нервничать. «Торопись медленно», - говорили древние. За те шесть часов, которые даются, можно успеть набросать черновик, поправить его и переписать набело.

! Черновик лучше писать на левой стороне двойного листа, чтобы на другой можно было сделать ставку.

  1. Нужно выполнить всё, что хоть как-то относится к теме, записать на черновик всё дельное, что придёт в голову. Тогда через некоторое время мысли и фразы начнут строиться в нужном порядке.

  2. Даже при недостатке времени старайтесь всё обдумать.

  3. Любителям писать многословно нужно помнить, что «краткость – сестра таланта». И поскольку нельзя объять необъятное, то лучше вы в чём – то не полностью раскроете тему, чем не успеете закончить сочинение.


Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа.

Знания: Знание правила поведения на уроке, подготовка к уроку;

Умения: Умение сконцентрироваться на теме урока;

Методы: Словесный, иллюстративный;

Формы: Интегрированный урок литературы и русского языка;

Наглядность:

Доска:

Интегрировать – объединять в одно целое.

Диссонанс – 1) негармоничное сочетание музыкальных звуков;

2) то, что вступает в противоречие с чем-нибудь или вносит разлад;







  1. Знакомство с новым материалом (30 минут)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Учитель:

- Одна из экзаменационных тем по литературе звучит так:

«Анализ поэтического текста» (восприятие истолкование оценка).

- Вот сегодня на уроке мы и займёмся работой по данной теме. Будем учиться писать сочинение – анализ поэтического текста.

Работа со слайдами:

Слайд 1: Готовимся к экзамену.

Слайд 2: Интегрированный урок литературы и русского языка на тему: Обучение написанию сочинения. Творчество Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь» (анализ поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка).

Слайд 3: Цели:

Слайд 4:

Итак, начинаем работу.

Учитель: (разговор о теории)

- Наша тема звучит так: Обучение написанию сочинения. Творчество Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

- Первое, на что необходимо обратить внимание в данной теме, это, безусловно, её формулировка. Без чёткого понимания, что именно предлагается сделать с лирическим стихотворением, ни о каком прилично написанном сочинении не может быть и речи.

- Давайте разберёмся, какой смысл заключён в трёх опорных словах, которые являются алгоритмом работы над сочинением.

- В «Словаре русского языка» Ожегова читаем:

Слайд 5: (учитель комментирует слайды)

Восприятие – непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

- ? Что же мы с вами должны сделать на первом этапе?

- Попытаться понять и осмыслить то, о чём говорится в стихотворении (тема и идея).

Слайд 6: (разъяснить, дав толкование)

Истолкование – есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы.

- ? Что значит истолковать? (дать чему – либо, какое – либо толкование, объяснение)

Слайд 7:

Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого или чего– нибудь (таблица).

  1. Учитель:

- Любое сочинение строится по законам логики: вступление – основная часть – заключение.

?- О чём можно написать во вступлении, если анализировать придётся всего одно стихотворение?

Многие сразу же подумают: напишу о биографии поэта и соединю это с предложенным стихотворением, либо с эпохой его создания.

Однако такой подход не всегда может быть применён удачно. Поэтому если и писать во вступлении о том, в каком году создано стихотворение и что в это время происходило с поэтом, то обязательно искать в этой дате определённый смыслообразующий фактор: как дата создания произведения связана с эволюцией творческого пути поэта и было ли это произведение созвучно исторической обстановке в стране или звучало диссонансом.

Но вступление можно сделать и теоретическим. В этом случае стоит вспомнить, например, об особенностях жанра стихотворение, его принадлежности к стилистике определённого литературного направления, которые подтвердятся в основной части сочинения.

А можно писать и личностное, эмоциональное вступление к сочинению, содержащее впечатление читателя.

Слайд 8:

Слайд 9:

- разговор о Б. Пастернаке.

Когда Пастернаку понадобилось дать определение поэзии, он не нашёл ничего другого, как единым взглядом, слухом - невыборочно, подряд охватить окружающее.

Поэзия:

Это - круто налившийся свист,

Это - щёлканье сдавленных льдинок,

Это- ночь, леденящая лист,

Это- двух соловьёв поединок.

Это - сладкий, заглохший горох,

Это - слёзы вселенной в лопатках,

Это- с пультов и флейт- фигаро

Низвергается градом на грядки.

Всё, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

-Пастернак самозабвенно любил жизнь, и жизнь его была поэзией, как и всё, что его окружало.

Б.Пастернак говорил, что поэзия « валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и подобрать».

Призвание поэта – видеть, слышать, чувствовать голоса окружающего мира, всегда быть готовым на общение с ним.

?-Вспомните, к какому литературному направлению принадлежал Пастернак? Что характерно для этого направления?

Слайд 10:

- Футуризм.

-Пастернак верил в искусство, преобразующее мир. Об этом свидетельствует его роман «Доктор Живаго». В нём автор раскрыл непрерывность великой культуры, её неуничтожимость, вечность, вопреки всем чудовищным испытаниям, которые принесли народу России революция, Гражданская война, государственный террор… Ломались судьбы людей, рушились семьи, гибли отдельные личности, а культура продолжала жить, быть бессмертной.

-В романе есть глава, состоящая из 25 стихотворений Юрия Живаго, главного героя. И у этих стихов есть свойство западать в душу, застревать где – то в уголках памяти.

(Учитель читает стихотворение « Зимняя ночь»).

? – о чём это стихотворение? Его тема, идея? (Тема – описание зимнего дня; идея – показать страсть всех влюблённых,

«скрестившись» своими судьбами вопреки метелям жизни.)

- Приступить к анализу лирического текста целесообразно с исследования того элемента ( слова, знака препинания, особенностей ритма), который кажется самым непонятным, либо самым бросающимся в глаза.

? – О каком элементе мы сейчас будем говорить? (О свече.)

? – Что символизирует свеча?

Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в Нагорной проповеди, Христос говорил: « Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и свет всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли отца вашего небесного».

Свеча – это символ любви, надежды, жизни, праздника, добра, искупления за все невзгоды человечества.

В романе «Доктор Живаго» символ свечи появляется дважды.

Представьте метель, рождественскую морозную ночь. Горят свечи. Именно в это мгновение герой слышит в своей душе высокое поэтическое слово – « свеча горела на столе…»

И второй раз – как образ России, запылавший свечой искупления за всё бездолье и невзгоды человечества.

- Обратимся к тексту стихотворения.

? – Какие изобразительно – выразительные средства языка использует поэт? (эпитеты, гиперболу, метафоры, инверсию, повтор, параллелизм).

? – А кто может определить размер стихотворения? ( ямб).

? – Почему стихотворение начинается гиперболой? (Чтобы придать масштабность всему стихотворению).

? – А какие ещё элементы могут стать смыслообразующими? (звукопись, цветопись, различные части речи, союзы, синтаксис: анафора, эпифора, вопросы, восклицания, стиховые элементы: ритм, рифма, размер, длина стиха; графика – определённая форма записи).

? – А что такое ассонанс? (употребление гласных).

? – Какие гласные больше всего употребляются Пастернаком? С какой целью? (о и е – создают впечатление пространства, наполненного движениями и звуками).

? Один из образов Пастернак позаимствовал у Блока. Какой? ( Это мотив разбушевавшейся стихии революции – образ ветра, метели).

- Природной стихии « неподвластной человеческому разуму, воле», противопоставлена чистая и светлая стихия человеческих чувств. Это – то и нашло отражение в ритме стихотворения – чередовании четырёхстопного и двустопного ямбов.

Метафорой «Свеча горела…» поэт осветил гибель русской интеллигенции, облик которой воплотился прежде всего в главном герое романа – Юрии Живаго.

Учитель:

- Когда читаешь роман, создаётся ощущение, что в нём всего два времени года: весна и зима. Образ зимы у Пастернака многозначен: описания бескрайних снежных пространств, разбросаны по страницам романа. Это – символ России. Зима Пастернака – это метель, буран, воплощающие смятения, революцию. Но зимой всегда есть где-то окно, замёрзшее, с «протаявшей скважиной в ледяном наросте». Сквозь эту скважину просвечивает огонь свечи, проникающий на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривает за едущими и кого – то поджидает. Образ свечи – это символ надежды, ожидания, дома, любви. Кажется, что свет свечи проникает в другие миры, недоступные глазу человека, этот свет очищает и успокаивает душу, несёт веру.

Своеобразие восприятия романа рождается именно из недоговорённости, нечёткости, из ощущения природы, поэзии, из веры, что после зимы всегда приходит весна.

Слайд 11:

Символ праздника.s12-1

Символ добра.

Символ искупления.

За все невзгоды человечества.

Символ любви.

Символ надежды.

Символ жизни.


Ученики:

Работают со слайдами.









































Ученики:

Слушают. Записывают в тетрадях.

Отвечают на вопросы.













































Ребята знакомятся с понятием «диссонанс».























Учащиеся работают со слайдом.























































Разговор о футуристах.





















Учащиеся читают стихотворения Б. Пастернака « Гамлет», « Февраль».





















Учащиеся отвечают на вопросы учителя.





























Учащиеся работают с текстом стихотворения « Зимняя ночь».









Учащиеся определяют размер стихотворения, анализируют смыслообразующие элементы.







Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают с текстом произведения.






























  1. Заключение

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    ? Так как же можно начать наше сочинение?

    Слайд 13:

    У стихов Б. Пастернака есть свойство западать в душу. Это относится к стихотворениям, составляющим последнюю часть романа «Доктор Живаго». Они завершают образ Ю. Живаго, рассказывая его изнутри…

    - Как перейти к основной части?

    Слайд 14:

    На первый взгляд кажется, что стихотворение «Зимняя ночь» описывает холодный зимний вечер.

    «За окном, не умоляя, бушует стихия…»

    «Мело, мело по всей земле…»

    - О чём же на самом деле это стихотворение: о природе, о любви, о разлуке...?

    - Как завершим работу?

    Слайд 15:

    Роман «Доктор Живаго» - это роман о судьбе личности, захваченной бурей, вихрем, метелью, и понять глубоко роман нельзя без последней части – стихов Ю. Живаго:

    Мело, мело по всей земле

    Во все пределы…

    Свеча горела на столе…

    Через все перипетии века светит нам эта свеча. Огонь её проникал и проникает в душу тех, кому Пастернаковское творчество освещало жизненный путь.

    - И завершить урок хочется вновь словами М.И. Цветаевой:

    «Пастернак, действительно, явление природы. Бог задумал вас дубом, а сделал человеком. Значит Богу было угодно, чтобы мы прочитали стихи Б. Пастернака.

    Ученики:

    - Написать сочинение – анализ поэтического текста по стихотворению Пастернака «Зимняя ночь».

  2. Задание на дом.

Б. Пастернак «Гамлет» - принести.











Содержание

От автора………………………………………………………………………………….4
Особенности нестандартных уроков………………………………………………….5

  1. Урок-путешествие. Существительные одушевлённые и неодушевлённые (класс 5, предмет русский язык) ………………………………………………………………….6

  2. Театрализованный урок. Орфографические словари (класс 7, предмет русский язык)……………………………………………………………………………………..12

  3. «Себя как в зеркале я вижу…» (О портретах А.С.Пушкина, театрализованное представление) (класс 7, литература)…………………………………………………17

  4. Урок – экскурсия. (класс 9, предмет русский язык)………………………………..23

  5. Интегрированный урок. Обучение написанию сочинения. Творчество Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь» (класс 11, предмет литература)……………………………………………………………………………...31

  6. Приложения. Презентации к урокам (диск)







































Нестандартные уроки

по русскому языку 5-11 классы


Методическое пособие для учителя


Автор: Сафина Аниса Мансуровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №66» города Магнитогорска Челябинской области



НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ 5 - 11 класс (методическое пособие для учителя)
  • Русский язык и литература
Описание:

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на ребят, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к уроку, к школе. Проводя такие уроки, учителя стараются выйти за пределы обычного урока, и в этом плюс. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. Это уроки для души. Это праздник для учащихся. Такие уроки обогащают опыт учителя в разнообразном построении методической структуры урока.

В своей практике я использую уроки с игровыми ситуациями: урок – путешествие, урок – экскурсия, театрализованный урок, интегрированный урок, модульный урок.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на уроке. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков развить  у учащихся интерес к самообучению, творчеству, умению в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить. На таких уроках учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести до слушателя с помощью газет, ТВ, презентаций, игровых моментов основной материал урока. Урок проходит интересно и поучительно.

Пособие содержит подробные разработки нестандартных уроков по русскому языку в 5 – 11 классах по основным темам школьного курса. Формы уроков разнообразны.

Данный материал поможет учителю русского языка провести уроки более содержательно, вызвать у учащихся интерес к углубленному изучению предмета, развить их творческие навыки.

Пособие окажет существенную помощь учителям средних школ при подготовке к урокам русского языка с 5 по 11 класс, а также может быть полезен студентам педагогических ВУЗов.

 

 

Автор Сафина Аниса Мансуровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1746
Номер материала 52472
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓