Бородич
Ирина Сергеевна
Учебное пособие для
учителя по элективному курсу математики для 11 класса (физико – математический
профиль)
«Нестандартные методы
решения задач по математике»
Введение. В современных условиях
содержательной модернизации образования возникает континуум проблем, имеющий
социально – личностные характеристики и тормозящие позитивные изменения.
Математическое образование в системе среднего общего образования
занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловно практической
значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления
человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания
действительности.
По данным
исследований PIZA в России остается весьма
низким уровень математических компетентностей учащихся, хотя мы привыкли
гордиться достижениями академической науки.
Важнейшей
проблемой сегодняшнего математического образования является дефицит развития
формально – операциональных структур интеллекта (логического мышления) и низкая
мотивация к теоретической интеллектуальной деятельности у большинства
школьников.
С другой стороны,
к этому дефициту привели авторитарные методы педагогики, не способствовавшие
развитию интеллекта у детей и коллективные методы работы, снижавшие интерес к
математической науке.
Поэтому важнейшей
стороной сегодняшнего образования становится индивидуализация образовательного
процесса при изучении математики и тьюторское сопровождение педагогами развития
интеллекта ребенка.
Актуальность. Курс по нестандартным
методам решения математических задач актуален, прежде всего, тем, что делает
образование более открытым, расширяя интеллектуальные возможности
старшеклассников. Во - вторых, данный курс обеспечивает более свободное
владение математическим инструментарием в рамках итоговой аттестации. С другой
стороны, математика, являясь надпредметной областью знаний, способствует
развитию логического мышления, интеллекта в целом и коммуникативных умений,
способствующих самореализации личности. Курс актуален и в связи с расширением
прикладного применения математических исчислений в других областях знаний.
Курс поможет
учащимся оценить свои потребности, возможности и сделать обоснованный выбор
дальнейшего жизненного пути.
Начиная работу по математике с младшими подростками, я в 6-7
классах, в рамках разделения предмета на два раздела, провожу тест анализа
математических способностей, дифференцируя полученные результаты для
формирования пакетов заданий: учащимся с низким уровнем креативности –
развивающие пакеты, со средним уровнем креативности – задания повышенной
сложности, с высоким уровнем – творческие задания. Оценивая эффект мероприятий,
я повторяю это тестирование в 8-9 и 10-11 классах. Результат показал, что такая
дифференцировка способствует более интенсивному и гармоничному развитию обучающихся.
Целью профильного обучения, как одного из направлений
модернизации математического образования является обеспечение углубленного
изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.
Курс «Нестандартные методы решения задач по математике»
предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в общий курс
математики средней школы, но необходимы при дальнейшем ее изучении, при итоговой
аттестации в форме ЕГЭ. Появление задач, решаемых нестандартными методами, на
экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения
формулами элементарной математики, способами решения уравнений и неравенств,
умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления
учащихся и их математической культуры.
Решению задач такого типа в школьной программе не уделяется
должного внимания, большинство учащихся (не физико-математических профильных
групп) либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие
выкладки. Причиной этого является отсутствие системы задач по данной теме в
школьных учебниках. В связи с этим возникла необходимость в разработке и
проведении элективного курса для учащихся 11 классов физико – математического
профиля.
Многообразие нестандартных задач охватывает весь курс школьной
математики, поэтому владение приемами их решения можно считать критерием
знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и
логического мышления.
Изучение нестандартных методов решения математических задач дают
прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.
Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить
знания, подготовиться для дальнейшего изучения математики, научиться решать
разнообразные задачи различной сложности.
Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к
математическим олимпиадам, сдаче ЕГЭ и экзаменов при поступлении в ВУЗы.
Новизна. Курс является инновационным,
так как способствует более глубокому освоению математической науки в старших
классах, как в профильных группах, так и на базовом уровне. Новизной является
построение курса по методам решения математических задач и способам реализации
математических знаний. Курс является своего рода тренажером при подготовке к
итоговой аттестации и профессиональном выборе математических специальностей.
Обзор
литературы.
Данный курс предназначена для учащихся 11 класса физико-математического профиля.
Содержание учебного материала соответствует целям и задачам профильного
обучения. В начале курса обучения по элективному курсу была проведена
диагностика математической креативности. Методологически, опираюсь в
теоретической части на работы В. П. Супруна «Математика для старшеклассников:
Нестандартные методы решения задач по математике» [10] и Олехник С. Н. Нестандартные методы решения уравнений и
неравенств: [6].
Основная цель
курса:
Создание условий
для развития логического мышления, математической культуры и интуиции учащихся
посредством решения задач повышенной сложности нетрадиционными методами;
Задачи
курса:
·
формировать у учащихся
компетентности по решению нестандартных задач;
·
изучение курса предполагает
формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических
способностей, подготовку к ЕГЭ и к дальнейшему обучению в ВУЗе;
·
развивать исследовательскую
и познавательную деятельность учащихся;
·
создание условий для
самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
·
развивать умение
самостоятельно приобретать и применять знания.
Общими принципами
отбора содержания курса являются:
1. Системность
2. Целостность
3. Научность.
4. Доступность, согласно
психологическим и возрастным особенностям учащихся профильных классов.
Курс содержит
материал необходимый для достижения запланированных целей. Данный курс является
источником, который расширяет и углубляет обучение, обеспечивает интеграцию
необходимой информации для формирования математического мышления, логики и
изучения смежных дисциплин.
Место данного
курса определяется необходимостью подготовки к профессиональной деятельности,
учитывает интересы и профессиональные склонности старшеклассников, что
позволяет получить более высокий конечный результат.
Концепция курса.
При изучении курса математики старшей школы на базовом уровне
продолжается изучение разделов: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства»,
«Геометрия», «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории
вероятностей», вводится линия «Начала математического анализа».
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся
овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют
опыт:
·
построения
и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач,
задач из смежных дисциплин;
·
выполнения
и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на
математическом материале; выполнения расчетов практического характера;
использования математических формул и самостоятельного составления формул на
основе обобщения частных случаев и эксперимента;
·
самостоятельной
работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной
информации, интегрирования ее в личный опыт;
·
проведения
доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения
доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально
убедительных суждений;
·
самостоятельной
и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы
группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного
коллектива и мнением авторитетных источников.
В профильном курсе содержание образования развивается в следующих направлениях:
·
систематизация
сведений о числе; формирование представлений числовых множеств, как способе
построения нового математического аппарата необходимого для решения задач
окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники
вычислений;
·
развитие
и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений,
неравенств, систем;
·
систематизация
и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений;
знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме,
позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие
геометрические, физические и другие прикладные задачи;
·
развитие
представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
·
совершенствование
математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные
факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также
использовать их в нестандартных ситуациях;
·
формирование
способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении
прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях
применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе
и обществе.
·
в ходе
изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают
овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют
опыт:
·
проведения
доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования
различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
·
решения
широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой
деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
·
планирования
и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления
алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных
случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического
характера;
·
построения
и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач,
задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов
своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
·
самостоятельной
работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной
информации, интегрирования ее в личный опыт.
В российских
школах начинается поэтапный переход на федеральные государственные
образовательные стандарты второго поколения общего образования (далее – ФГОС),
основной миссией которых является повышение качества образования. Особенностью
2011/2012 учебного года является введение ФГОС начального общего образования в
начальной школе и последовательная подготовка к введению ФГОС основного общего образования.
Поэтому уже сейчас необходимо понять его теоретико-методологическую основу,
структуру и содержание.
ФГОС будет
обеспечен гарантиями государства относительно того, что образовательные
результаты будут достигаться в условиях определенной информационно-образовательной
среды, которую составляют: педагогические кадры, материально-техническое,
финансово-экономическое, информационное обеспечение.
Хотя содержание математического образования представлено в виде
традиционных содержательных разделов: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия»,
«Математический анализ», «Вероятность и статистика», вместе с тем
предполагается знакомство с историей математики и овладение следующими
общематематическими понятиями и методами:
·
определения
и начальные (неопределяемые) понятия, доказательства, аксиомы и теоремы,
гипотезы и опровержения, контрпример, типичные ошибки в рассуждениях;
·
прямая и
обратная теорема, существование и единственность объекта, необходимое и
достаточное условие верности утверждения, доказательство от противного, метод
математической индукции;
·
математическая
модель, математика и задачи физики, химии, биологии, экономики, географии,
лингвистики, социологии и пр.
Исходя из вышепредставленных позиций, нестандартные методы решения задач
по математике являются инструментом формирования, как математического мышления,
так и математических компетентностей, т.е. готовности применять нестандартные
методы в решении теоретических и прикладных математических исчислений.
При этом математические модели тех или иных процессов природы и
технологии требуют математической обработки, не всегда традиционными способами.
Такие подходы к применению и использованию математики способствуют
формированию через личностные, регулятивные и коммуникативные действия
личностных (самосовершенствование и самоуважение), метапредметных (формирование
целей, задач, процессов их решения) и предметных результатов.
Нестандартные подходы к освоению математики, как надпредметной области
делает образование открытым, а образовательную среду развивающей.
Темы
реферативных, исследовательских и проектных работ:
1. История математики
2. Математики эпохи возрождения
3. Число как основное понятие
математики
4. Чтение и запись натуральных
чисел
5. Отношение сознания к материи:
математика и объективная реальность
6. Математическая интуиция
7. Числа, которые преобразили
мир
8. Бернулли
9. Иррациональные уравнения
10. Применение графиков в решении
уравнений
Курс предназначен
для учащихся 11 физико-математических класса.
Объем часов – 33
часа (по 1 часу в неделю).
Курс разделен на
модули, по три часа каждый, объединённых темой решения задач.
Учебно-тематический план
Темы и разделы
|
Всего часов
|
В том числе
|
УУД
|
Формы проведения
|
Теорет.
|
Практ.
|
Введение
|
1
|
1
|
|
Личностные
|
Мини - лекция
|
1. Метод функциональной подстановки
|
3
|
1
|
2
|
Регулятивные
|
Семинар, тренинг
|
2. Метод тригонометрической подстановки
|
3
|
1
|
2
|
Познавательные, личностные и регулятивные
|
Семинар, тренинг
|
3. Методы,
основанные на применении численных неравенств
|
3
|
1
|
2
|
Регулятивные и коммуникативные
|
Семинар, тренинг
|
4. Методы, на основе использования
монотонности функций
|
3
|
1
|
2
|
Регулятивные и коммуникативные
|
Семинар, тренинг
|
5. Методы решения функциональных уравнений
|
3
|
1
|
2
|
Познавательные, личностные и регулятивные,
коммуникативные
|
Семинар, тренинг
|
6. Методы, основанные на применении векторов
|
3
|
1
|
2
|
Личностные и регулятивные
|
Семинар, тренинг
|
7. Комбинированные методы
|
3
|
1
|
2
|
Познавательные, личностные и регулятивные,
коммуникативные
|
Технология критического мышления
|
8. Методы, основанные на использовании
ограниченности функций
|
3
|
1
|
2
|
Регулятивные и коммуникативные
|
Семинар, тренинг
|
9. Методы решения симметрических систем
уравнений
|
3
|
1
|
2
|
Регулятивные
|
Семинар, тренинг
|
10. Методы решения уравнений, содержащих
целые или дробные части числа
|
3
|
1
|
2
|
Регулятивные
|
Семинар, тренинг
|
ИТОГОВОЕ занятие
|
2
|
|
2
|
Коммуникативные
|
Урок – конференция
(защита проектных, исследовательских и реферативных работ)
|
2
|
33
|
11
|
22
|
|
|
Содержание курса
Введение: 1 час
(1 – теоретический)
Значение математики как
науки и в жизни человека. Прикладное значение. Красота нестандартных способов
решения задач. Распределение тем проектных, исследовательских и реферативных
работ.
1.Метод
функциональной подстановки: 3 часа (1 час – семинар; 2 часа – тренинг)
Метод функциональной
подстановки. Новая переменная , её применение.
Иррациональные уравнения. Системы уравнений. Уравнения вида х2+(ах)22=с.
Возвратные уравнения. Ряд других уравнений, решение которых требует введения
новой переменной.
2.Метод тригонометрической
подстановки: 3 часа (1час – семинар; 2 часа – тренинг)
Метод тригонометрической
подстановки. Замена неизвестной переменной
х тригонометрической функцией: х= или х=.
Иррациональные уравнения. Рациональные уравнения. Показательные уравнения.
Системы уравнений.
3.Методы,
основанные на применении численных неравенств: 3 часа (1 час – семинар; 2 часа
– тренинг)
Методы, основанные на
применении численных неравенств. Неравенство Коши. Неравенство Бернулли.
Неравенство Коши-Буняковского.
4.Методы на основе
использования монотонности функций: 3 часа (1час – семинар; 2 часа – тренинг)
Методы на основе
использования монотонности функций. Уравнение вида f(x)=g(x).
Исследование функций на монотонность.
5.Методы решения
функциональных уравнений: 3часа (1 час – семинар; 2 часа – тренинг)
Методы решения
функциональных уравнений. Уравнения вида f(f(…(f(x))…))=x.
Уравнения вида f(g(x))=f(h(x)).
6.Методы,
основанные на применении векторов: 3 часа (1час – семинар; 2 часа – тренинг)
Методы, основанные на
применении векторов. Вектор в трёхмерном пространстве. Длина вектора. Сумма и
разность двух векторов. Коллинеарные векторы. Неравенство треугольника.
7.Комбинированные
методы: 3 часа (1 час – семинар; 2 часа – тренинг)
Комбинированные методы.
Задачи с параметрами. Иррациональные уравнения. Логарифмические уравнения.
Уравнения и неравенства, содержащие модуль. Системы уравнений. Доказательства
неравенств.
8.Методы,
основанные на использовании ограниченности функций: 3 часа (1 час – семинар;
2 часа – тренинг)
Методы, основанные на
использовании ограниченности функций. Тригонометрические функции. Обратные
тригонометрические функции. Функции, содержащие модуль, степень, корень с
четной степенью.
9.Методы решения
симметрических систем уравнений: 3 часа (1 час –семинар; 2 часа – тренинг)
Методы решения
симметрических систем уравнений. Системы уравнений с симметрическим вхождением
слагаемых или сомножителей.
10.Методы решения
уравнений, содержащих целые или дробные части числа: 3часа (1 час – семинар; 2
часа – тренинг)
Методы решения уравнений,
содержащих целые и дробные части числа. Целая часть действительного числа.
Дробная часть действительного числа.
11.Итоговое
занятие: 2часа (Урок – конференция (защита проектных, исследовательских и
реферативных работ))
Реализация
формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС II поколения к профильному уровню
старшей школы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
|
Оценивать ситуации и
поступки
(ценностные установки, нравственная ориентация)
Делать выбор в отношении
поступков, формируя установки на социально одобряемые и нравственные модели
поведения, разрешая моральные противоречия на основе:
-
общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе
человеколюбия, уважения к труду, культуре;
-
важности исполнения возрастных социальных ролей («сына», «дочери», роли
«хорошего ученика»), важности учёбы и познания нового;
-
важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
-
важности развития духовного потенциала личности (различения «красивого» и
«некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного», тяги к
самопознанию и самосоверщенствованию);
-
важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Прогнозировать оценки
одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью,
мировоззрением, положением в обществе и т.п. (толерантное мышление и
поведение)
Учиться замечать и
признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями,
взглядами, мнениями.
|
Объяснять смысл
своих оценок, мотивов, целей
(личностная
саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)
ОСМЫСЛЕНИЕ
Объяснять положительные и
отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции
общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
Объяснять отличия в оценках одной
и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как
представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
Собственного социального выбора и
выбора моделей поведения.
САМООСОЗНАНИЕ
Объяснять самому
себе:
-
позитивная «Я – концепция»
- «что во мне хорошо, а что
плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что
я могу» (результаты).
|
|
Самоопределяться
в жизненных ценностях (на
словах) и поступать в
соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская
идентичность)
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Осознавать себя гражданином
России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе
- объяснять, что связывает тебя:
·
с
родными, с семьей
·
с
твоими близкими, друзьями, одноклассниками
·
с
земляками, народом
·
с
твоей Родиной
·
со
всеми людьми
·
с
природой
- объяснять, что связывает тебя с
историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- испытывать чувство гордости за
свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти
чувства в добрых поступках;
- отстаивать (в пределах своих
возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и
препятствовать их нарушению;
- искать свою позицию в
многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и
культурных предпочтений;
- стремиться к взаимопониманию с
представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе
взаимного интереса и уважения;
- уважать иное мнение, историю и
культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;
- осуществлять добрые дела,
полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от
каких-то своих желаний.
- определение своего места в мире
природы и мире культуры;
Формировать
бесконфликтную модель поведения, способствующую ненасильственному и
равноправному преодолению конфликта.
Делать осознанный выбор
модели поведения в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- культуры, народа,
мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,
- базовых российских гражданских
ценностей,
- общечеловеческих,
гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских
взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений,
- известных и простых
общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного»
поведения,
- сопереживания в радостях и в
бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,
- сопереживания чувствам других
не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.
Формировать адекватную
самооценку и ответственность за совершаемые поступки и близких людей.
|
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
|
Определять и формулировать цель
деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)
Определять цель учебной
деятельности и целеполагание обучения самостоятельно, искать средства её
осуществления.
Находить и формулировать
основную учебную проблему и идею вначале вместе с учителем, а затем,
самостоятельно, выбирать тему проекта с помощью учителя и самостоятельно.
Составлять план
выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера,
выполнения проекта совместно с учителем.
Освоить основы
исследовательской и проектной деятельности через учебную и внеурочную работу.
|
Осуществить
действия по реализации плана
Работая по проекту,
планировать его этапы с целью выполнения и, при необходимости, корректировать
этапы его реализации.
Научиться работать с
информацией, используя её при реализации планов и решении учебных и
исследовательских задач (справочная литература, сложные приборы, средства
ИКТ).
|
Соотнести
результат своей деятельности с целью и оценить его
В диалоге с учителем
учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,
совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и
самооценки.
В ходе
представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Понимать причины
своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
|
|
Извлекать информацию, ориентироваться в своей
системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать
предварительный отбор источников информации для поиска нового знания,
добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными
способами
Самостоятельно
предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи,
состоящей из нескольких шагов.
Самостоятельно отбирать
для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии,
справочники, электронные диски.
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
|
Сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии,
справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Формировать собственную
позицию в мире информации
|
Перерабатывать
информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания
нового продукта
Выполнять универсальные
логические действия:
- выполнять анализ
(выделение признаков),
- производить синтез
(составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- выбирать основания для
сравнения, сериации, классификации объектов,
- прогнозировать
ожидаемый результат решения учебных задач,
- устанавливать аналогии
и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую
цепь рассуждений,
- относить объекты к
известным понятиям.
Создавать модели с
выделением существенных характеристик объекта и представлением их в
пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную
область.
Использовать информацию в
проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
|
Преобразовывать
информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя
форму
Представлять информацию в
виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Составлять простой и
сложный план текста.
Уметь передавать
содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
|
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
|
Доносить свою
позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
Осваивать эффективную
речевую деятельность средствами родного языка и его эмоциональной
составляющей.
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,
в том числе с применением средств ИКТ.
При необходимости
отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы
фактами.
Учиться критично
относиться к собственному мнению.
|
Понять другие
позиции (взгляды, интересы)
Слушать других, пытаться
принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Анализировать изучаемый
текст, осуществляя при этом:
- психологическую оценку
позиции автора;
- сопоставляя её с
собственной позицией по данному вопросу (проблеме);
- вычитывать все виды
текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
- проводить рефлексию
собственного отношения к идеи произведения;
|
Договариваться с
людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать
что-то сообща
Организовывать учебное
взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).
Принимать чужое мнение в
группе.
Предвидеть
(прогнозировать) последствия коллективных решений.
|
Дидактическое обеспечение
Курс носит
характер углубления изучения математики в профильных группах и в рамках
подготовки к конкурсам и олимпиадам. Курс предполагает дополнительный разбор
наиболее сложных методик решения математических задач и уравнений. При этом в
основе курса лежат, в основном две формы деятельности: семинары и тренинги. На
семинарах, имеющих характер тьюториалов, рассматриваются теоретические аспекты
математической науки. Целью изучения является освоение нестандартных методов
решения сложных математических задач. При этом, в связи со сложностью и
неоднозначностью методов, у обучающихся в тренинговом режиме вырабатывается
логическое мышление и математические компетентности.
Занятия
выстраиваются с активным участием обучающихся, которые: отслеживают пути
решения, формируют критическое мышление и адекватную оценку и самооценку. При
этом формируются все универсальные учебные действия и как следствие, ключевые
образовательные компетентности:
·
аналитико
- деятельностная,
·
прогностическая,
·
информационная,
·
коммуникативная
·
рефлексивная.
Все занятия
строятся по плану, выработанному мною в процессе практики
·
при
знакомстве с новыми способами решения - работа учителя с демонстрацией
примеров;
·
при
совершенствовании;
·
тренинговые
занятия;
·
индивидуальная
работа;
·
анализ
готовых решений;
·
самостоятельная
работа с тестами;
На занятиях
используются различные формы и методы работы с учащимися:
Семинары, мини –
лекции, круглые столы, мастер – классы, тренинги, работа индивидуальная и в
малых группах.
Методы
преподавания определяются целями курса, направленными на формирование
математических способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.
В тематическом
планировании выделяется практическая часть, которая реализуется на знаниях
учащихся, полученных в ходе курса теоретической подготовки.
По окончанию
каждого раздела предполагается промежуточный контроль в форме обучающих тестов
и других активных методов.
Результативность
курса определяется в ходе итогового урока-конференции, выстроенного на защите
поисково-исследовательских, проектных и реферативных работ.
Материал курса
построен с учётом использования активных методов обучения, а рациональное
распределение разделов программы позволит получить качественные знания и
достичь запланированных результатов. Курс обеспечивается необходимым для её
реализации учебно-методическим комплексом.
В процессе изучения данного курса предполагается
использование различных методов активизации познавательной деятельности
школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.
Результатом освоения программы курса является представление
школьниками творческих индивидуальных и групповых работ на итоговом занятии.
Используемые технологии: технология развития критического
мышления, проблемная технология, технологию решения исследовательских задач (ТРИЗ),
информационно - коммуникативную технология.
Литература для
учителя:
1.
Азаров А. И.
Математика для старшеклассников: Функциональный и графический методы решения
экзаменационных задач /А. И. Азаров, С. А. Барвенов.- Мн.: Аверсэв, 2004.
2.
Епифанова Т.
Н. Отыскание экстремальных значений функций различными
3.
способами / Т.
Н. Епифанова Математика в школе. – №4. – 2000.
4. Мухаметзянова Ф.С. методист
кафедры физико-математического образования УИПКПРО, Заслуженный учитель РФ
Особенности преподавания учебного предмета «Математика» в 2011-2012 учебном
году. (24.02.2009).
5.
Олехник С. Н.
Нестандартные методы решения уравнений и неравенств: Справочник / С. Н.
Олехник, М. К. Потапов, П. И. Пасиченко. – М.: Изд-во МГУ, 1991.
6.
Потапов, М. К.
Рассуждения с числовыми значениями при решении систем уравнений / М. К. Потапов,
А. В. Шевкин / Математика в школе. – №3. – 2005.
7.
Примерная основная
образовательная программа образовательного учреждения
(основная школа) Автор – составитель Е. С. Савинов (научные
руководители: член-
корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина)
8.
В. П. Супрун.
Математика для старшеклассников. Задачи повышенной сложности. – Мн.: «Аверсэв»,
2002.
Литература для обучающихся:
1. Супрун В. П. Нестандартные методы решения
задач по математике / Супрун В. П. – Мн.: Полымя , 2000.
2. Алгебра и математический анализ. 10 класс:
Учебное пособие для школ и классов с углубленным изучением математики / Н. Я.
Виленкин, О. С. Ивашев-Мусатов, С. И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2006
3. Алгебра и математический анализ. 11 класс:
Учебное пособие для школ и классов с углубленным изучением математики / Н. Я.
Виленкин, О. С. Ивашев-Мусатов, С. И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2006
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.