Главная / Директору-завучу / НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Данильченкова Ольга Викторовна

КГУ «Средняя школа Бозанбай», учитель начальных классов

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Мы живем в беспрерывно изменяющемся мире. Научно-техническая революция стимулировала гигантский скачок в мире технологий. С одной стороны, это преобразование производства и средств производства, с другой, преобразование системы образования и взаимоотношений человека. 21 век – век стремительных скоростей, нанотехнологий, всемирной глобализации, инновационных преобразований во всех сферах, в том числе в сфере образования. В современном мире получила развитие тенденция: современный человек должен не только обладать системой прочных знаний, но уметь ими пользоваться. От каждого человека, от того, как он умело пользуется знаниями, коммуникабелен, практичен, зависит и его собственный успех.

Как говорил французский писатель Николя Себастьян Шамфор: «Иные вещи легче возвести в закон, чем узаконить в общественном мнении»[6]. Общественное мнение в отношении к системе образования разделилось. Одни говорят о кардинальном изменении средней школы, другие говорят о том, что глобальные изменения в системе образования приведут к серьезным последствиям. Мир меняется, что влечет к изменению общества, а, следовательно, должна меняться и система среднего образования, и учитель, как стержневая фигура образовательного процесса.

Сегодня общество требует от учителей не поверхностных, а глобальных перемен. В чем они заключаются? Я думаю, что в первую очередь учитель должен изменить свое отношение к профессиональной деятельности. Для этого,прежде всего, необходимо изменить характер взаимодействия учителя и учеников. «Наиболее популярными подходами, используемыми различными мировыми системами, являются подходы, основанные наконструктивисткой теории (Hattie 2009). Конструктивисткая теория в области преподавания требует от учителя сосредоточенности на ученике, организации занятий в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников» [4].

На мой взгляд, конструктивисткая теория ценна тем, что ученики размышляют над своими знаниями и убеждениями, формулируют вопросы, и тем самым пополняют объем знаний, корректируют свое понимание определенных тем в процессе обучения. Ориентация на ученика позволяет сделать процесс преподавания эффективным, направленным на формирование у ученика потребности к самореализации. По оценке PISA-2009 результаты «выше среднего» во всех трех испытаниях показали всего 14 стран: Шанхай, Финляндия, Гонконг, Сингапур, Корея, Япония, Канада, Новая Зеландия, Нидерланды, Австралия, Швейцария, Эстония,

Если мы заботимся о престиже своей страны, то должны позаботиться о том, чтобы система образования постоянно модернизировалась, успевая и за потоком информации, и за новейшими достижениями науки и техники. В современном мире ситуация такова, что, кто владеет информацией, владеет и миром. Но вот чтобы правильно переработать сведения и воспользоваться информацией, человеку необходимо образование.

Развитие казахстанского школьного образования осуществляется в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, которая определяет изменения в содержании и технологиях образования и воспитания, структуре школы, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности, в финансовых механизмах развития уровней начального, основного среднего и общего среднего образования.[1]

На мой взгляд, школа не должна преобразовываться стихийно, революционно. Преобразования должны согласовываться с принципами развития общества. От парадигмы «Учились один раз и на всю жизнь» должны перейти к парадигме «Учимся всю оставшуюся жизнь». Пока человек жив, он должен постоянно повышать свой образовательный уровень. С какой целью? С одной стороны, каждый человек должен, на мой взгляд, уметь ориентироваться в ситуациях экономического кризиса, быть мобильным в плане своей профессиональной переподготовки;с другой стороны, учиться необходимо для того, чтобы овладеть современными достижениями техники.

Кто же сегодня должен обучать учеников? Обычно, прежде всего, говорят о профессиональной компетентности, но, проанализировав запросы общества и родителей, становится ясно, что только профессионализма недостаточно. Учитель должен создать условия для самореализации. Знания, полученные учениками, должны помочь им ориентироваться в условиях рыночной системы. Но ведь научить этому может лишь тот, кто сам ориентируется и понимает экономическую политику своего государства. Учитель должен сам прекрасно ориентироваться в потоке информации и научить этому своих учеников.

Учитель, стремящийся к профессиональному росту, владеющий новыми педагогическими технологиямиобучения и воспитания и апробирующий их на практике, будет работать более эффективно. Как сказал один бостонский реформатор: «реформа стоит на трех китах: профессиональном развитии, профессиональном развитии, профессиональном развитии..» [3]. Учитель должен уметь составить индивидуальные образовательные маршруты для каждого ученика. А это возможно только при условии постоянного мониторинга, выявления причин неуспешности. Учитель должен быть рефлексивным практиком. На мой взгляд, постоянная рефлексия педагогической деятельности поможет улучшить те стороны образовательного процесса, которые менее эффективны. Проблема рефлексии своей практики характерна и для моей школы.

Школе, родителям, ученикам нужен успешный учитель. Да и сам учитель должен стремиться быть успешным. Для этого он должен иметь высокие личностные качества: социальную ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, индивидуальный стиль работы. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к каждому из учеников, зажечь мысль, взволновать его. Такой учитель глубоко знает свой предмет, современную литературу, новости политики, культуры, спорта, умеет проанализировать и международное положение. Несомненно, что одних только знаний мало. Учитель может в совершенстве знать свой предмет, но вот донести до учеников его не может. Значит, учитель должен сам обладать критическим мышлением: наблюдать, интерпретировать, анализировать, делать выводы, оценивать, объяснять причины, выстраивать перспективы [4]

«Успешным преподавание становится возможным при наличии соответствующих условий для обучения, согласно которым учитель «регулирует» использование различных подходов, методов и приемов преподавания, в зависимости от степени целесообразности, соответствия конкретному моменту, личностям учащихся, окружению и используемым ресурсам. Качество и степень успешности преподавания, зачастую, в значительной степени зависят от успешности адаптации учителя к реальному контексту» [4, с. 108].

Фокус развития школы сконцентрировался на том, что необходимо обеспечить взаимодействие учителей с целью внесения принципиальных изменений в практику преподавания. Эти изменения будут способствовать налаживанию взаимодействия между учителем и учащимися, которое поможет сформировать у учащихся навыки 21 века, обозначенные Проектом «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Навыки 21 века направлены на то, чтобы молодой человек был успешным. Что может повлиять на формирование успешности? На мой взгляд, вовлечение учеников в активные формы обучения, которыми является групповое обучение, будет способствовать обретению учащимися независимости, обеспечивать понимание ими учебного материала. В процессе чего будет происходить обеспечение понимания? Коллаборативная среда обучения, которая должна быть обязательным условием группового взаимодействия, предоставит возможности для получения учащимися знаний. В процессе такого взаимодействия, основанном на взаимоуважении, ученики учатся не только аргументированно высказывать свое мнение, но и слушать других, оценивать суть предложений, находить способ решения проблемы, критически оценивать результат. В такой среде ученики развиваются социально и эмоционально, приобретают, развивают коммуникативные навыки, таким образом, учатся быть конкурентноспособными.

На первый план выдвинули проблему эффективности групповой работы. Далее думаю, что будет уместным рассмотреть таксономию Блума, привлечение учащихся к целеполаганию и разработке критериев успешности. Затем мне бы хотелось привлечь коллег, работающих в условиях малокомплектных классов и классов с малой наполняемостью, в дискуссию-размышление. Я предполагаю, что это должна быть своего рода рефлексия, которая позволит установить не только особенности организации группового взаимодействия в условиях малокомплектных классов, но и выработать стратегии ее эффективности. Это тот круг вопросов, который мне необходимо будет донести до коллег при условии тесного взаимодействия с коучем во время моей практики. Далее стратегия моей деятельности будет складываться таким образом, чтобы коуч раскрыл сущность критическогомышлениякакосновы диалогического обучения, типы бесед, стратегии оценивания обучения и оценивания для обучения. На мой взгляд, логическим завершением предыдущей деятельности будет формирование осознания и потребности постоянной рефлексии коллегами. «Учителям необходимо непрерывно рефлексировать в ходе своей практики для того, чтобы учиться на своем опыте». [1, с. 102]

«Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке». [1, с. 101]

Я думаю, что поступательное движение при постоянном мониторинге изменений, позволит внедрить преобразования в практику учителей. Я планирую, что приоритетом моей деятельности станет формирование доверительных взаимоотношений как со мной, так и между коллегами. Мне бы очень хотелось добиться, чтобы дух соперничества между учителями преобразовался в необходимость и потребность эффективного взаимодействия. «Учителя должны уметь сотрудничать не только с коллегами по преподаваемому ими предмету…Учителя должны совершенствовать свои потенциальные профессиональные способности к сотрудничеству с коллегами и участию в разработке, управлении и планировании учебной среды».[1, с. 102]

Деятельность администрации и нас – лидеров (нас в школе двое) должна подчиняться единой цели: формирование у учащихся навыков 21 века и улучшение качества знаний за счет преобразования преподавания и обучения. Для этого поступательным движением будет осуществляться исследование в действии – процесс саморефлексивного исследования собственной практики с целью углубленного ее понимания и дальнейшего совершенствования.


Литература


3.М. Барбер, М. Муршед, Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах, 2008

4. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. ЦПМ АОО НИШ и факультет образования университета Кембридж. Издание второе, 2012

5. С.Бич, Почему учителям необходимо меняться? 2012

6.С.-Р. Н. Шамфор. Максимы и мысли. М.: АСТ, 2004


НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  • Директору-завучу
Описание:

В современном мире получила развитие тенденция: современный человек должен не только обладать системой прочных знаний, но  уметь ими пользоваться. От каждого человека, от того, как он умело пользуется знаниями,  коммуникабелен, практичен, зависит и его собственный успех.

Ориентация на ученика позволяет сделать процесс преподавания эффективным, направленным на формирование у ученика потребности к самореализации.

 От парадигмы «Учились один раз и на всю жизнь» должны перейти к парадигме «Учимся всю оставшуюся жизнь». Пока человек жив, он должен постоянно повышать свой образовательный уровень. С какой целью? С одной стороны, каждый человек должен, на мой взгляд, уметь ориентироваться в ситуациях экономического кризиса, быть мобильным в плане своей профессиональной  переподготовки;с другой стороны, учиться необходимо для того, чтобы овладеть современными достижениями техники.

 

Автор Данильченкова Ольга Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 767
Номер материала 27466
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓