Главная / Математика / Некоторые приемы построения уроков математики

Некоторые приемы построения уроков математики

Некоторые приемы построения уроков математики

В учебном процессе одна из важнейших задач учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ученика в процесс творчества и найти методы, соответствующие его психофизиологическим особенностям и способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его коммуникабельности.

Экспериментируя на практике, учителя испытывают элементы новых педагогических технологий, сочетая старые традиционные методы обучения и формы занятий с современными. Для повышения эффективности и качества освоения образовательной программы необходимо учитывать, что умственная деятельность, как правило, ведет к усталости и падению работоспособности школьников. А это влияет на качество усвоения изучаемого материала и вообще на способность воспринимать какую-либо информацию.  Но если работа разнообразная и интересная, то и усталость не ощущается. При разработке урока мы использовали известную технологию развития критического мышления. Рассмотрим применение данной технологии на уроке математики по теме «Приведение подобных слагаемых» в 6 классе по учебнику Виленкина Н.Я. и др. [1]

Согласно данной технологии выделяют следующие этапы урока: стадия вызова, стадия осмысления и стадия рефлексии. Охарактеризуем каждый из них.

1.Стадия вызова.

На этой стадии целесообразно:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;

- вызвать к ней устойчивый интерес, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.

На данной стадии мы использовали не просто перечень вопросов, ответы на которые помогут увидеть как учащиеся усвоили материал, но и предложили им сделать это в несколько необычной форме.

Задание: «Верите ли вы что…»

1) …коэффициент – это число при буквенной части выражения;

2) …подобными слагаемыми называются слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть;

3) …подобные слагаемые могут отличаться только коэффициентом;

4) …приведение подобных слагаемых выполняют на основе переместительного свойства умножения;

5) …чтобы привести подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть.

В ходе выполнения задания учащиеся поднимают сигнальные карточки двух цветов: зеленые означают ответ – «да, верю», а красные – «нет, не верю».

Ответы учащихся учитель заносит в таблицу («+» - да, «-» - нет). Рядом со знаками ставится количество учащихся, ответивших именно таким образом.

1.

2.

3.

4.

5.

+ 15 чел.

-

+ 13 чел.

- 2 чел.

+ 15 чел

-

+ 3 чел.

- 12 чел.

+ 15 чел.

-



2.Стадия осмысления.

На этом этапе учащимся предлагаются задания, решение которых и поможет найти правильный ответ на вопросы, поставленные на стадии вызова, а также соотнести полученную информацию с уже имеющимися знаниями и осмыслить ее.

Например, задание №1. Его выполнение предлагается в группах. Совместное выполнение заданий предполагает, что каждый ученик не просто сидит на уроке, а излагает свое мнение, пусть оно и неверное, именно в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе диалога.

Задание №1.

Помогите Незнайке выполнить задания для того, чтобы он смог полететь на Луну.

1) Назовите коэффициенты при переменных: hello_html_m758241a4.gif hello_html_m30be3a34.gif; hello_html_51b7b807.gif; hello_html_195a33f0.gif; hello_html_3eb50ac2.gif.

2) Приведите подобные слагаемые в примерах:

a)hello_html_m6f846ba0.gif

b)hello_html_375fa1cf.gif

c)hello_html_6a8d6866.gif

3) Продолжите равенство, воспользовавшись известным законом:

hello_html_m5ca87adf.gif

hello_html_m1bf47dff.gif

После выполнения заданий можно предложить школьникам немного отдохнуть, например, провести физкультминутку.

3.Стадия рефлексии.

 Здесь основным является:

- осмысление и обобщение полученной информации;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

В рамках нашего урока – это обсуждение ответов на вопросы, заданных на первом этапе, проверка учителем заданий, выполненных группами, выявление и ликвидация пробелов учащихся, если таковые имеются.

С точки зрения традиционного урока выше описанные стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Как правило, они присутствуют почти на каждом уроке, только называются иначе. Так, «стадия вызова» - это, привычная нам, актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся; «стадия осмысления» - изучение нового материала; «стадия рефлексии» - это не что иное, как закрепление материала. Но технология критического мышления несет в себе такие элементы новизны, которые ориентируют учителя на создание условий для развития учащихся.

Список литературы

  1. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке [Текст]/  С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская.- М.:Просвещение, 2012.- 224 с.



  1. Виленкин, Н. Я. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] / Н.Я. Виленкин и др. – 25-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2009. – 288 с.



  1. Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст] / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. - Красноярск: 2001.102с.



Некоторые приемы построения уроков математики
  • Математика
Описание:

 

Для повышения эффективности и качества освоения образовательной программы учителю необходимо учитывать, что умственная деятельность,  как правило, ведет к усталости и падению работоспособности школьников. А это влияет на качество усвоения изучаемого материала и вообще на способность воспринимать какую-либо информацию.  Но если работа разнообразная и интересная, то и усталость не ощущается. В данной статье рассматривается технология развития критического мышления и ее применение на уроке математики в 6 классе при изучении темы «Приведение подобных слагаемых».

Автор Пыхтунова Татьяна Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 307
Номер материала 40513
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓