Инфоурок Химия Другие методич. материалыНекоторые приемы обучения решению типовых задач по химии

Некоторые приемы обучения решению типовых задач по химии

Скачать материал

Некоторые приемы обучения решению типовых задач по химии

 

     При освоении курса химии в 8-9 классах учащиеся испытывают значительные трудности при решении текстовых задач. Далеко не все понимают содержание задачи, а тем более не могут найти верного способа ее решения. Учебник химии не может должным образом оказать учащемуся действенную помощь. Как быстро и эффективно научить всех детей решать текстовые задачи – проблема многих учителей химии.

     В курсе химии 8 класса существует два типа текстовых задач: по численным данным реагента нужно найти количество продукта реакции (в граммах, в литрах, в молях) и обратно: по численным данным продукта реакции найти количественные характеристики реагента.

     Приемы, которые я применяю, называю «следствиями» из правил. Начинаю их использовать при формировании умений у восьмиклассников составлять формулы неорганических веществ. К известному алгоритму составления формул, который имеется в любом учебнике химии, я сформулировала следующие следствия:

1.     Если модули степеней окисления элементов одинаковы, то формула вещества готова.

2.     Если степень окисления одного элемента четная, а другого – нечетная, то индексы в формуле вещества ставим крест накрест.

3.     Если обе степени окисления четные, то большую степень окисления делим на меньшую.

     Применяя упрощенный алгоритм, и слабоуспевающие учащиеся легко справляются с составлением формул веществ.

     Умение записывать формулы веществ по их названию играет огромную роль при составлении уравнений реакции и при решении текстовых задач.

     Понимать текст задач, решать и одновременно правильно их оформлять многим ученикам очень трудно. При обучении решению текстовых задач учитываю когнитивные стили детей, кодируя информацию разными способами: словом, знаком, образом. Сначала обучаю всех решению типовых задач, а на их базе – несложным комбинированным задачам.

     На первом этапе обучаю понимать текст задачи. Кажется, что тут сложного, но дело в том, что числовые величины в текстах задач могут быть указаны как перед названием веществ, так и после них. Так как веществ в задаче несколько, то некоторые учащиеся уже на стадии записи данных задачи понимают суть неверно, а значит, оформляют и решают неправильно, чаще всего, запутавшись, не решают задачу совсем.

     Особое внимание уделяю записи уравнения реакции со всеми данными – известными и неизвестными, для того, чтобы исключить промежуточные расчеты.

     Для более сложных типовых задач я тоже составила «опорные следствия»:

1.     Если в задаче данные на оба реагента, то эта задача на избыток и недостаток.

2.     Если одно число дано в процентах, то эти проценты надо найти.

3.     Если дано одно число на реагент, а другое на продукт, то эта задача на практический выход.

Ничего особенного в этих правилах нет, но как они помогают ребятам ориентироваться в текстах задач! Также помогает пониманию задачи и ее оформление, так как в этом случае задействован и визуальный канал восприятия информации.

     Преодолевать определенный страх перед текстовыми задачами помогают и игровые моменты с элементами соревнования: кто быстрее составит и решит свою задачу.

     Таким образом, обучая детей решать расчетные текстовые задачи, я руководствуюсь следующим алгоритмом:

1 шаг: научить понимать, к каким веществам относятся числовые данные текста типовой задачи.

2 шаг: по тексту задачи определить тип задачи, чтобы применить нужный алгоритм.

3 шаг: правильно оформить краткую запись задачи, подготовить ее к решению с минимальным количеством действий.

4 шаг: тренировка в решении типовых задач.

5 шаг: составление текста задачи учениками и ее решение по заданному уравнению.

6 шаг: самостоятельное составление и решение типовых задач.

7 шаг: решение комбинированных задач на основе типовых.

     Приобретенные навыки решения задач по неорганической химии учащиеся легко переносят на решение задач по органической химии.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Некоторые приемы обучения решению типовых задач по химии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Некоторые приемы обучения решению типовых задач по химии

 

     При освоении курса химии в 8-9 классах учащиеся испытывают значительные трудности при решении текстовых задач. Далеко не все понимают содержание задачи, а тем более не могут найти верного способа ее решения. Учебник химии не может должным образом оказать учащемуся действенную помощь. Как быстро и эффективно научить всех детей решать текстовые задачи – проблема многих учителей химии.

     В курсе химии 8 класса существует два типа текстовых задач: по численным данным реагента нужно найти количество продукта реакции (в граммах, в литрах, в молях) и обратно: по численным данным продукта реакции найти количественные характеристики реагента.

     Приемы, которые я применяю, называю «следствиями» из правил. Начинаю их использовать при формировании умений у восьмиклассников составлять формулы неорганических веществ. К известному алгоритму составления формул, который имеется в любом учебнике химии, я сформулировала следующие следствия:

1.    Если модули степеней окисления элементов одинаковы, то формула вещества готова.

2.    Если степень окисления одного элемента четная, а другого – нечетная, то индексы в формуле вещества ставим крест накрест.

3.    Если обе степени окисления четные, то большую степень окисления делим на меньшую.

     Применяя упрощенный алгоритм, и слабоуспевающие учащиеся легко справляются с составлением формул веществ.

     Умение записывать формулы веществ по их названию играет огромную роль при составлении уравнений реакции и при решении текстовых задач.

     Понимать текст задач, решать и одновременно правильно их оформлять многим ученикам очень трудно. При обучении решению текстовых задач учитываю когнитивные стили детей, кодируя информацию разными способами: словом, знаком, образом. Сначала обучаю всех решению типовых задач, а на их базе – несложным комбинированным задачам.

     На первом этапе обучаю понимать текст задачи. Кажется, что тут сложного, но дело в том, что числовые величины в текстах задач могут быть указаны как перед названием веществ, так и после них. Так как веществ в задаче несколько, то некоторые учащиеся уже на стадии записи данных задачи понимают суть неверно, а значит, оформляют и решают неправильно, чаще всего, запутавшись, не решают задачу совсем.

     Особое внимание уделяю записи уравнения реакции со всеми данными – известными и неизвестными, для того, чтобы исключить промежуточные расчеты.

     Для более сложных типовых задач я тоже составила «опорные следствия»:

1.    Если в задаче данные на оба реагента, то эта задача на избыток и недостаток.

2.    Если одно число дано в процентах, то эти проценты надо найти.

3.    Если дано одно число на реагент, а другое на продукт, то эта задача на практический выход.

Ничего особенного в этих правилах нет, но как они помогают ребятам ориентироваться в текстах задач! Также помогает пониманию задачи и ее оформление, так как в этом случае задействован и визуальный канал восприятия информации.

     Преодолевать определенный страх перед текстовыми задачами помогают и игровые моменты с элементами соревнования: кто быстрее составит и решит свою задачу.

     Таким образом, обучая детей решать расчетные текстовые задачи, я руководствуюсь следующим алгоритмом:

1 шаг: научить понимать, к каким веществам относятся числовые данные текста типовой задачи.

2 шаг: по тексту задачи определить тип задачи, чтобы применить нужный алгоритм.

3 шаг: правильно оформить краткую запись задачи, подготовить ее к решению с минимальным количеством действий.

4 шаг: тренировка в решении типовых задач.

5 шаг: составление текста задачи учениками и ее решение по заданному уравнению.

6 шаг: самостоятельное составление и решение типовых задач.

7 шаг: решение комбинированных задач на основе типовых.

     Приобретенные навыки решения задач по неорганической химии учащиеся легко переносят на решение задач по органической химии.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 935 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Лабораторная работа «Синтез этилового эфира уксусной кислоты» как пример применения компонентов критериального оценивания
  • Учебник: «Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.
  • Тема: § 1. Предмет органической химии
  • 04.10.2020
  • 2661
  • 11
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.
  • 04.10.2020
  • 440
  • 0
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 445
    • DOCX 14.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Султангулова Лениана Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Султангулова Лениана Павловна
    Султангулова Лениана Павловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13901
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 574 человека

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель химии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 471 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 354 человека

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека