Главная / Химия / Некоторые приемы обучения решению типовых задач по химии

Некоторые приемы обучения решению типовых задач по химии

Некоторые приемы обучения решению типовых задач по химии



При освоении курса химии в 8-9 классах учащиеся испытывают значительные трудности при решении текстовых задач. Далеко не все понимают содержание задачи, а тем более не могут найти верного способа ее решения. Учебник химии не может должным образом оказать учащемуся действенную помощь. Как быстро и эффективно научить всех детей решать текстовые задачи – проблема многих учителей химии.

В курсе химии 8 класса существует два типа текстовых задач: по численным данным реагента нужно найти количество продукта реакции (в граммах, в литрах, в молях) и обратно: по численным данным продукта реакции найти количественные характеристики реагента.

Приемы, которые я применяю, называю «следствиями» из правил. Начинаю их использовать при формировании умений у восьмиклассников составлять формулы неорганических веществ. К известному алгоритму составления формул, который имеется в любом учебнике химии, я сформулировала следующие следствия:

  1. Если модули степеней окисления элементов одинаковы, то формула вещества готова.

  2. Если степень окисления одного элемента четная, а другого – нечетная, то индексы в формуле вещества ставим крест накрест.

  3. Если обе степени окисления четные, то большую степень окисления делим на меньшую.

Применяя упрощенный алгоритм, и слабоуспевающие учащиеся легко справляются с составлением формул веществ.

Умение записывать формулы веществ по их названию играет огромную роль при составлении уравнений реакции и при решении текстовых задач.

Понимать текст задач, решать и одновременно правильно их оформлять многим ученикам очень трудно. При обучении решению текстовых задач учитываю когнитивные стили детей, кодируя информацию разными способами: словом, знаком, образом. Сначала обучаю всех решению типовых задач, а на их базе – несложным комбинированным задачам.

На первом этапе обучаю понимать текст задачи. Кажется, что тут сложного, но дело в том, что числовые величины в текстах задач могут быть указаны как перед названием веществ, так и после них. Так как веществ в задаче несколько, то некоторые учащиеся уже на стадии записи данных задачи понимают суть неверно, а значит, оформляют и решают неправильно, чаще всего, запутавшись, не решают задачу совсем.

Особое внимание уделяю записи уравнения реакции со всеми данными – известными и неизвестными, для того, чтобы исключить промежуточные расчеты.

Для более сложных типовых задач я тоже составила «опорные следствия»:

  1. Если в задаче данные на оба реагента, то эта задача на избыток и недостаток.

  2. Если одно число дано в процентах, то эти проценты надо найти.

  3. Если дано одно число на реагент, а другое на продукт, то эта задача на практический выход.

Ничего особенного в этих правилах нет, но как они помогают ребятам ориентироваться в текстах задач! Также помогает пониманию задачи и ее оформление, так как в этом случае задействован и визуальный канал восприятия информации.

Преодолевать определенный страх перед текстовыми задачами помогают и игровые моменты с элементами соревнования: кто быстрее составит и решит свою задачу.

Таким образом, обучая детей решать расчетные текстовые задачи, я руководствуюсь следующим алгоритмом:

1 шаг: научить понимать, к каким веществам относятся числовые данные текста типовой задачи.

2 шаг: по тексту задачи определить тип задачи, чтобы применить нужный алгоритм.

3 шаг: правильно оформить краткую запись задачи, подготовить ее к решению с минимальным количеством действий.

4 шаг: тренировка в решении типовых задач.

5 шаг: составление текста задачи учениками и ее решение по заданному уравнению.

6 шаг: самостоятельное составление и решение типовых задач.

7 шаг: решение комбинированных задач на основе типовых.

Приобретенные навыки решения задач по неорганической химии учащиеся легко переносят на решение задач по органической химии.



Некоторые приемы обучения решению типовых задач по химии
  • Химия
Описание:

Некоторые приемы обучения решению типовых задач по химии

 

     При освоении курса химии в 8-9 классах учащиеся испытывают значительные трудности при решении текстовых задач. Далеко не все понимают содержание задачи, а тем более не могут найти верного способа ее решения. Учебник химии не может должным образом оказать учащемуся действенную помощь. Как быстро и эффективно научить всех детей решать текстовые задачи – проблема многих учителей химии.

     В курсе химии 8 класса существует два типа текстовых задач: по численным данным реагента нужно найти количество продукта реакции (в граммах, в литрах, в молях) и обратно: по численным данным продукта реакции найти количественные характеристики реагента.

     Приемы, которые я применяю, называю «следствиями» из правил. Начинаю их использовать при формировании умений у восьмиклассников составлять формулы неорганических веществ. К известному алгоритму составления формул, который имеется в любом учебнике химии, я сформулировала следующие следствия:

1.    Если модули степеней окисления элементов одинаковы, то формула вещества готова.

2.    Если степень окисления одного элемента четная, а другого – нечетная, то индексы в формуле вещества ставим крест накрест.

3.    Если обе степени окисления четные, то большую степень окисления делим на меньшую.

     Применяя упрощенный алгоритм, и слабоуспевающие учащиеся легко справляются с составлением формул веществ.

     Умение записывать формулы веществ по их названию играет огромную роль при составлении уравнений реакции и при решении текстовых задач.

     Понимать текст задач, решать и одновременно правильно их оформлять многим ученикам очень трудно. При обучении решению текстовых задач учитываю когнитивные стили детей, кодируя информацию разными способами: словом, знаком, образом. Сначала обучаю всех решению типовых задач, а на их базе – несложным комбинированным задачам.

     На первом этапе обучаю понимать текст задачи. Кажется, что тут сложного, но дело в том, что числовые величины в текстах задач могут быть указаны как перед названием веществ, так и после них. Так как веществ в задаче несколько, то некоторые учащиеся уже на стадии записи данных задачи понимают суть неверно, а значит, оформляют и решают неправильно, чаще всего, запутавшись, не решают задачу совсем.

     Особое внимание уделяю записи уравнения реакции со всеми данными – известными и неизвестными, для того, чтобы исключить промежуточные расчеты.

     Для более сложных типовых задач я тоже составила «опорные следствия»:

1.    Если в задаче данные на оба реагента, то эта задача на избыток и недостаток.

2.    Если одно число дано в процентах, то эти проценты надо найти.

3.    Если дано одно число на реагент, а другое на продукт, то эта задача на практический выход.

Ничего особенного в этих правилах нет, но как они помогают ребятам ориентироваться в текстах задач! Также помогает пониманию задачи и ее оформление, так как в этом случае задействован и визуальный канал восприятия информации.

     Преодолевать определенный страх перед текстовыми задачами помогают и игровые моменты с элементами соревнования: кто быстрее составит и решит свою задачу.

     Таким образом, обучая детей решать расчетные текстовые задачи, я руководствуюсь следующим алгоритмом:

1 шаг: научить понимать, к каким веществам относятся числовые данные текста типовой задачи.

2 шаг: по тексту задачи определить тип задачи, чтобы применить нужный алгоритм.

3 шаг: правильно оформить краткую запись задачи, подготовить ее к решению с минимальным количеством действий.

4 шаг: тренировка в решении типовых задач.

5 шаг: составление текста задачи учениками и ее решение по заданному уравнению.

6 шаг: самостоятельное составление и решение типовых задач.

7 шаг: решение комбинированных задач на основе типовых.

     Приобретенные навыки решения задач по неорганической химии учащиеся легко переносят на решение задач по органической химии.

 

 

Автор Султангулова Лениана Павловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 580
Номер материала 34595
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓