Главная / Начальные классы / Неделя русского языка для начальных классов.

Неделя русского языка для начальных классов.

hello_html_m5951b446.gifhello_html_m4b5f91dd.gifhello_html_m6269e4b9.gifhello_html_40838eaa.gifhello_html_m5951b446.gifНеделя Русского языка

ЦЕЛЬ:

привитие любви к великому русскому языку,

формирование интереса к нему как к учебному предмету,

повышение общей языковой культуры.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

День первый:

1. Объявление о начале предметной неделе Русского языка

2. Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели Русского языка

3. Викторина для обучающихся «Как получить 5».

День второй:

1. Конкурс для обучающихся. «Не имей сто рублей, имей сто друзей»

День третий:

  1. Сочинение на тему: «Зима»

День четвёртый:

1. Тематическая игра «Поспевай, не зевай» для обучающихся .

День пятый:

1. Конкурсы, игры и подведение итогов работы предметной недели.



День 1

За каждый правильный ответ получаете медальку «Знатоку русского языка».

Вопросы для уч-ся .

1. Что такое подлежащее? (это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?)

2. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? называются…( имена существительные)

3. Какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень: например: осень-осенний)

4. Сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я после согласных? (1 гласный звук )

5. Как переносится слово с двойными согласными? (одна согласная остаётся на строчке, а другая переносится)

6. Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщают (повествуют)? (повествовательное)

7. Как переносится слово с буквами Ь и Й? (при переносе слова их нельзя отделять от стоящей впереди буквы: пись-мо, строй-ка).

8. Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (имена прилагательные)

9. Назовите главные члены предложения. (подлежащее, сказуемое)

10. Что такое корень слова? (это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение)

11. Что такое сказуемое? (член предложения, который обозначает, что го¬ворится о подлежащем. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делает? Что сделал? И т.д.)

12. Назовите слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (глаголы)

13. Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения — из слов)

14. Как называется предложение, которое произносится с сильным чувством? (восклицательное: например: (Ура!))

15. Что такое окончание? (это изменяемая часть слова. Например: парта — парты.)

16. Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково).

17. Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников)

18. Как проверить гласные А, О, Е, И, Я в безударных слогах? (нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава-травы)

19. Какие из парных согласных звуков являются глухими? (П,Ф, К, Т, Ш, С.)

20. Что такое предложение? (это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)

21. Как пишутся предлоги с другими словами в предложении? (раздельно).

22. Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)

23. Какие из парных согласных звуков являются звонкими? (Б, В, Г, Д, Ж, 3)

24. Какие буквы пишутся после Ж, Ш, Ч, Щ? (И, А, У)

25. Как называется предложение, в котором о чем-либо спрашивается? (Вопросительное. Например: Какой это гриб?).

26. Назовите гласные, которые придают мягкость согласным? (Е, Ё, И, Ю, Я. Например: ветер, мята, люди.)

27. Какое предложение называется восклицательным? (предложение, которое произносится с сильным чувством.)

28. Что такое имя прилагательное? (это часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)

29. Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне? (двумя проверочными словами: например: колос, колосья — колосок)

30. Какие имена существительные отвечают на вопрос «Кто?»? (которые обозначают одушевленные предметы — людей, животных и т.д.)

31. Какие имеет части текст-повествование? (начало, основная часть, концовка)

32. Сказуемое нужно подчёркивать одной или двумя чертами? (двумя чертами)

33. Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

34. Сколько в русском языке гласных букв? (10 гласных букв: а, я,о,ё,у,ю,ы,и,э,е)

Ведущий:

2. - В книге К. И. Чуковского «От 2 до 5» говориться: «Когда мальчик

услышал, что пришедшая в гости тётя в каких-то делах «собаку съела»,

он спрятал своего щенка. Может, мальчик напрасно испугался?

- Как называется выражение, которое использовал автор? (фразеологизм)

- Русский язык богат выразительными средствами. Одно из важных

средств- - это фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые

сочетания слов.

- Что означает выражение «съесть собаку»? (Быть мастером в каком-то

деле.)


- Что означают следующие фразеологизмы?


Заячья душа - ……( трусливый человек)

И стар и млад - …..(все)

Попасть пальцем в небо - ……(случайно угадать).

Морочить голову - …(обманывать)

Прикусить язык - ….(замолчать)

Ни пуха ни пера - ….(пожелать удачи)



День 2

Конкурс «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Примечания:

Участие принимают 2 команды.

ХОД КОНКУРСА.

Ведущий:

Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: чётко проговаривать слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное - знать вежливые слова речевого этикета.

Команды готовы?

(Команды рассаживаются двумя параллельными рядами на стульях.)

1 конкурс. «скороговорки»

Ведущий сообщает «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух).

Скороговорки для команд:

  1. Жук жужжит над абажуром.

  2. Не доела Нина дыню.

  3. У ежа ежата, у ужа ужата.

  4. Ворона воровала виноград.

2 конкурс. «Загадки»



Ведущий:

Уважаемые, знатоки русского языка. Вам необходимо отгадать загадку, поставить правильно ударение в словах – отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке.


Загадки для команд

На бахче у нас растёт,

Как разрежешь- сок течёт.

Свеж и сладок он на вкус,

Называется… (арбуз)


Эту зелень ты не тронь:

Жжётся больно, как огонь

Неприятна, некрасива,

Называется… (крапива)

Ежедневно

В шесть утра,

Я трещу:

-Вставать пора! (будильник)


Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом- под столом,

А ночью- под кроватью. (ботинки)


Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь,

А слышат там. (телефон)


Не смотрел в окошко-

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко-

Там второй Антошка!

Что это за окошко,

Куда смотрел Антошка? (зеркало)


У нашей Катюшки

Прямо на макушке

Не жуки, не птички

Держат две косички. (бантики)


3 конкурс. «Искусство общения»

ВЕДУЩИЙ:

Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики.

( Двое учащихся разыгрывают сценку для команд )

1 УЧЕНИК:

-Ты сегодня собирался в кино?

2 УЧЕНИК:

-Ага!

1 УЧЕНИК:

-А билеты ещё не купил?

2 УЧЕНИК:

-Ага!

1 УЧЕНИК:

-Будешь покупать, купи мне.

2 УЧЕНИК:

-Ага!

1 УЧЕНИК:

-Зайти за тобой?

2 УЧЕНИК:

-Ага!

Ведущий:

То, что вы услышали - обрывок телефонного разговора.

Я приглашаю по 2 участника от каждой команды для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя добрые, вежливые слова. Выиграет та команда, у которой диалог наиболее живой и интересный.

4 конкурс. Игра «Слово в слове»

Я буду показывать вам написанные слова, а ваша задача найти

в этих словах спрятанные слова.

Кобра (кора), краска (каска, краса), скот (кот), корм (ком), кочки (очки),

Кустарник (куст, тир, наст), кисель (ель, сел), кров (ров, вор), крапива (ива, рак), крот (кот, рот, ток), клён (лён), экран (кран).

5 конкурс. «Комплимент»

Ведущий:

Учиться произносить комплименты необходимо. Ведь, как говорил один из французских писателей: одним словом можно осчастливить человека.

Так, попробуем «осчастливить» своих соперников. Возьмём в руки мяч и бросим его -лови!- тому, кто сидит напротив из команды-соперника. А тот, в свою очередь, бросит следующему из команды-соперника, т.е. броски ломаной линией, туда и обратно, чтобы каждый сказал свой комплимент. Комплименты произносим о внешности, приятные, любезные слова. Например: «Твои глаза, как небо голубое!», «У тебя чудесные волосы!» и т.д.

6конкурс. Грамматическая арифметика. (Приложение 4)

Череп-еп+ё+муха= (черёмуха)

Чистый-ый+o+тел= (чистотел)

Часть-ь+ушко-о+а= (частушка)

7 конкурс «Восстанови стихотворение»

Ведущий:

Комплименты вы говорить умеете. Знаете правила произношения скороговорок. Умеете разгадывать загадки и правильно ставить ударения в словах. А знаете ли вы о том, что в разговорном языке культурных людей, поэтов и писателей - от 15000 до 18000 слов?

Великий А.С.Пушкин, мог выражать свои душевные переживания, имея в своём запасе 20000 слов! А сколько слов знаете вы?

Попробуйте в каждой строчке поменять местами слоги так, чтобы получилось осмысленное стихотворение:

Вот мы дим-ви му-ма,

А у мы-ма ло-мы.

Ма-ма ет-мо му-ра,

Бы-что то-чис ло-бы!

(Вот мы видим маму,

А у мамы мыло.

Мама моет раму,

Чтобы чисто было)

Ведущий:

Молодцы! Со всеми заданиями вы справились блестяще! А помог вам в этом – русский язык - это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.

Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка.

Задание для финальной игры.

ОБОРУДОВАНИЕ: конверты со словами скороговорки.

ВЕДУЩИЙ:

Вам необходимо в течение 2-х минут собрать «рассыпавшуюся» скороговорку и прочитать её правильно. Желаю успеха!

Скороговорка:

У Тамары тараторки тридцать три скороговорки.


Ведущий объявляет итоги конкурса.



День 4

Задания для игры «Поспевай – не зевай!»

Примечания: Игра проводится в форме блиц – опроса. За правильный ответ ученику вручается жетон. Победителем становится тот, у кого наибольшее количество жетонов. Сведения о победителях передаются в день проведения игры в жюри.

Оборудование: жетоны.

1 задание: Отвечай быстро, хором! (жетоны не выдаём, проводится с целью настроить на игру)

- Поди туда, не знаю куда,… (принеси то, не знаю что)

-Скоро сказка сказывается,…(не скоро дело делается)

-Это всё присказка,…(сказка будет впереди)

2 задание: «Поспевай - не зевай».

- Сколько звуков в слове ЯМА? (4)

- Какого цвета бывает ТОСКА, СКУКА? (зелёная)

- Как написать слово МЫШЕЛОВКА пятью буквами? (кошка)

- Словарное слово, которое обозначает название предметов домашнего обихода, сбежавших от Федоры (посуда)

- Японцы называют его «лошадью с распухшей спиной». Назовите орфограмму в этом слове. (верблюд)

3 задание: «Весёлый наборщик»

В течение 5-ти минут участникам нужно из букв, составляющих слово МЕТРОПОЛИТЕН, придумать как можно больше слов, имён существительных в ед.ч. (пол, пот, мот, лот, мор, мир, тол, метро, метр, мел, поле, метил, нетто, темп, топор, тело, тепло, море, литр, ром и т.д.)

4 задание: « О каких словах идёт речь?»

Я-травянистое растение

С цветком сиреневого цвета

Но переставьте ударение-

И превращаюсь я в конфету. (ирис-ирис)


Меня вы в сказке отыщите,

Я в сказке Пушкина- герой.

Но «Л» на «Н» лишь замените

Сибирской стану я рекой. (Елисей- Енисей)

Из меня посуду тонкую,

Нежно- белу и звонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я… (фарфор)


Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу мог,

В ней бывает картотека,

Специальный… (каталог)


5 задание на финальную игру:

Разгадай кроссворд.

По горизонтали.

2) По земле, как змейка, вьётся,

Людям в руки не даётся,

Вдаль бежит издалека-

Это синяя… (река)

5) Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. ( колокольчик)

6) Привезли на кухню ящик-

Белый-белый и блестящий,

И внутри всё белое.

Ящик холод делает. ( холодильник)

7) Его на палец надевают,

И оно руку украшает. (кольцо)

8)Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. ( ветер)

9) Лупоглазый мышеед

В шубу серую одет. (сова)

По вертикали.

1) Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (снеговик)

3) Сам он худ,

Голова – с пуд,

Как ударит-

Крепко станет. ( молоток)

4) Когда апрель берёт своё

И ручейки бегут, звеня,

Я прыгаю через неё,

А она- через меня. (скакалка).






1












2







3




4

5

















6


















7








8












9









День 5

(В этот день подводятся итоги коллективной и индивидуальной работы детей. Перед подведением итогов конкурсы и игры.)

Конкурс 2 «Цепочка слов»

Две команды по одному человеку из каждого класса. Первый из 1-й команды называет слово. Первый из другой команды называет другое слово, которое начинается с последней буквы названного слова. Слова подбираются на какую-либо определённую тему. Болельщики из зала помогают. Существит. В ед. ч.

Конкурс 3.»Телефонисты»

Две команды по одному человеку от каждого класса строятся в шеренгу. Сообщают 1-му из шеренги на ухо скороговорку. По сигналу капитаны передеют скороговорку на ухо следующему. Последний должен правильно сказать её в слух.

Наш Полкан попал в копкан.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Роет землю крот, ест сметану кот.

Утром в каждое оконце, весело стучится солнце.

Конкурс 4. «Составь фразу»

ДВЕ команды по 4 человека. Перед ними лист бумаги. Первый играющий пишет одно слово, второй 2-е , и т. д. Побеждает команда, которая сумеет так подобрать слова, чтобы получилась законченная фраза.

Для 1-го класса- составить предложение из слов(В лесу высокие сосны).

Конкурс 5. «Знаете ли вы русский язык».

1-2 кл. Хором назвать слова во множественном числе.

Кот-коты, плот- плоты, крот- кроты, дуга-дуги, рука-руки, Ведро-вёдра, день-дни, пень-пни, бочонок-бочки,


4 кл. Я называю слова мужского рода, а вы женского рода.

Повар- повариха, портной- портниха, купец-купчиха, храбрец-….

3 кл. Я называю слова женского рода, а вы мужского рода.

Кошка-кот, корова-бык, львица- лев, оса-…

Конкурс 6.

1 Его можно записать из слов. (предложение)

2 Обозначение звуков на письме. (буквы)

3 Это часть слова. (слог)

4 Так раньше называли алфавит. (азбука)

5 Слова, которые называют предметы. (существительное)

6 Он состоит из нескольких предложений связанных по смыслу. (текст)

7 Оно сообщает о ком – либо или о чём – либо. (предложение)

8 Она бывает устная и письменная. (речь)

4 класс

1 Что содержит вопросительное предложение? (вопрос)

2Часть речи, которая служит для связи слов в предложении. (предлог)

3 Состоит из слов, заключает в себе законченную мысль. (предложение)

4 Предложение, которое выражает сильное чувство. (восклицательное)

5 Что мы произносим? (звуки)

6Можно составить из букв. (слово)

7 Предложение, в котором о чём –либо просят, побуждают к действию. (побудительные)

8 Предложение, в котором о чём – либо сообщается. (повествовательные)


9 Слова, которые обозначают действие предмета. (глагол)

11 Звуки, которые при произношении встречают преграду. (согласные)

12 Эти члены предложения составляют основу предложения. (главные)

13 Звуки, которые при произношении не встречают преграду. (гласные)

(Задания оцениваются по 5 бальной шкале)

VI. Награждение за коллективные и индивидуальные задания.











































Вот мы дим-ви му-ма,

А у мы-ма ло-мы.

Ма-ма ет-мо му-ра,

Бы-что то-чис ло-бы!













Вот мы дим-ви му-ма,

А у мы-ма ло-мы.

Ма-ма ет-мо му-ра,

Бы-что то-чис ло-бы!











У Тамары тараторки


тридцать три


скороговорки.



У Тамары тараторки


тридцать три


скороговорки.

Неделя русского языка для начальных классов.
  • Начальные классы
Описание:

В разработке представены: расписание недели, конкурсы, задания, вопросы,  загадки, викторины на каждый день недели.

 

Неделя Русского языка

 

ЦЕЛЬ:

 

привитие любви к великому русскому языку,

 

формирование интереса к нему как к учебному предмету,

 

повышение общей языковой культуры.                                  

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

 

День первый:

 

1.         Объявление о начале предметной неделе Русского языка

 

2.         Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели Русского языка

 

3.         Викторина для обучающихся  «Как получить 5».

 

День второй:

 

1.         Конкурс для обучающихся.  «Не имей сто рублей, имей сто друзей»

 

День третий:

 

1.      Сочинение на тему: «Зима»         

 

День четвёртый:

 

1.         Тематическая игра «Поспевай, не зевай» для обучающихся .

 

День пятый:

 

1.         Конкурсы, игры  и подведение итогов  работы предметной недели.

 

 

 

 

 

День 1

 

За каждый правильный ответ получаете  медальку «Знатоку русского языка».  

 

Вопросы для уч-ся .

 

1.         Что такое подлежащее? (это главный член предложения, который  обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?)

 

2.         Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? называются…( имена существительные)

 

3.         Какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень: например: осень-осенний)

 

4.         Сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я после согласных? (1  гласный звук )

 

5.         Как переносится слово с двойными согласными? (одна согласная остаётся на строчке, а другая переносится)

 

6.         Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщают (повествуют)? (повествовательное)

 

7.         Как переносится слово с буквами Ь и Й? (при переносе слова их нельзя отделять от стоящей впереди буквы: пись-мо, строй-ка).

 

8.         Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (имена прилагательные)

 

9.         Назовите  главные члены предложения. (подлежащее, сказуемое)

 

10.       Что такое корень слова? (это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение)

 

11.       Что такое сказуемое? (член предложения, который обозначает, что го¬ворится о подлежащем. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делает? Что сделал? И т.д.)

 

12.       Назовите слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (глаголы)

 

13.       Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения — из слов)

 

14.       Как называется предложение, которое произносится с сильным чувством? (восклицательное: например:  (Ура!))

 

15.       Что такое окончание? (это изменяемая часть слова.  Например:  парта — парты.)

 

16.       Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково).

 

17.       Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников)

 

18.       Как проверить гласные  А, О, Е, И, Я  в безударных слогах? (нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава-травы)

 

19.       Какие из парных согласных звуков являются глухими? (П,Ф, К, Т, Ш, С.)

 

20.       Что такое предложение? (это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)

 

21.       Как пишутся предлоги с другими словами в предложении? (раздельно).

 

22.       Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)

 

23.       Какие из парных согласных звуков являются звонкими? (Б, В, Г, Д, Ж, 3)

 

24.       Какие буквы  пишутся после Ж, Ш, Ч, Щ? (И, А, У)

 

25.       Как называется предложение, в котором о чем-либо спрашивается? (Вопросительное. Например: Какой это гриб?).

 

26.       Назовите гласные, которые придают мягкость согласным? (Е, Ё, И,  Ю, Я. Например:  ветер, мята, люди.)

 

27.       Какое предложение называется восклицательным? (предложение, которое произносится с сильным чувством.)

 

28.       Что такое имя прилагательное? (это часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)

 

29.       Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне? (двумя проверочными словами: например: колос, колосья — колосок)

 

30.       Какие имена существительные отвечают на вопрос «Кто?»? (которые обозначают одушевленные предметы — людей, животных и т.д.)

 

31.       Какие имеет части текст-повествование? (начало, основная часть, концовка)

 

32.       Сказуемое  нужно подчёркивать одной или двумя чертами? (двумя чертами)

 

33.       Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

 

34.       Сколько в русском языке гласных букв? (10 гласных букв:  а, я,о,ё,у,ю,ы,и,э,е)

 

Ведущий:

 

2.         - В книге К. И. Чуковского «От 2 до 5» говориться: «Когда мальчик

 

  услышал, что пришедшая в гости тётя в каких-то делах «собаку съела», 

 

  он спрятал своего щенка. Может, мальчик напрасно испугался?

 

- Как называется выражение, которое использовал автор? (фразеологизм)

 

- Русский язык богат выразительными средствами. Одно из важных 

 

  средств- - это фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые  

 

  сочетания слов.

 

- Что означает выражение «съесть собаку»? (Быть мастером в каком-то

 

  деле.)

 

 

 

- Что означают следующие фразеологизмы?

 

 

 

Заячья душа - ……( трусливый человек)

 

И стар и млад - …..(все)

 

Попасть пальцем в небо - ……(случайно угадать).

 

Морочить голову - …(обманывать)

 

Прикусить язык - ….(замолчать)

 

Ни пуха ни пера - ….(пожелать удачи)

 

 

 

 

 

День 2

 

  Конкурс «Не имей сто рублей, а  имей сто друзей»

 

Примечания:

 

Участие принимают   2 команды.

 

                                                                ХОД КОНКУРСА.

 

Ведущий:

 

Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: чётко проговаривать слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное - знать вежливые слова речевого этикета.

 

Команды готовы?

 

(Команды рассаживаются двумя параллельными рядами на стульях.)

 

1 конкурс.  «скороговорки»

 

Ведущий сообщает «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух).

 

Скороговорки для команд:

 

  1. Жук жужжит над абажуром.
  2. Не доела Нина дыню.
  3. У ежа ежата, у ужа ужата.
  4. Ворона воровала виноград.

 

2 конкурс. «Загадки»

 

 

 

 

 

Ведущий:

 

Уважаемые, знатоки русского языка. Вам необходимо отгадать загадку, поставить правильно ударение в словах – отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке.

 

 

 

Загадки для команд

 

На бахче у нас растёт,

 

Как разрежешь- сок течёт.

 

Свеж и сладок он на вкус,

 

Называется…                                                  (арбуз)

 

 

 

Эту зелень ты не тронь:

 

Жжётся больно, как огонь

 

Неприятна, некрасива,

 

Называется…                                                            (крапива)

 

Ежедневно

 

В шесть утра,

 

Я трещу:

 

-Вставать пора!                                                               (будильник)

 

 

 

Всегда шагаем мы вдвоём,

 

Похожие, как братья.

 

Мы за обедом-  под столом,

 

А ночью- под кроватью.                                                  (ботинки)

 

 

 

Через поле и лесок

 

Подаётся голосок.

 

Он бежит по проводам-

 

Скажешь здесь,

 

А слышат там.                                                                      (телефон)

 

 

 

Не смотрел в  окошко-

 

Был один Антошка,

 

Посмотрел в окошко-

 

Там второй Антошка!

 

Что это за окошко,

 

Куда смотрел Антошка?                                                           (зеркало)

 

 

 

У нашей Катюшки

 

Прямо на макушке

 

Не жуки, не птички

 

Держат две косички.                                                                 (бантики)

 

 

 

3 конкурс. «Искусство общения»

 

ВЕДУЩИЙ:

 

Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики.

 

( Двое учащихся разыгрывают сценку  для команд )

 

1 УЧЕНИК:

 

               -Ты сегодня собирался в кино?

 

2 УЧЕНИК:

 

               -Ага!

 

1 УЧЕНИК:

 

              -А билеты ещё не купил?

 

2 УЧЕНИК:

 

              -Ага!

 

1 УЧЕНИК:

 

             -Будешь покупать, купи мне.

 

2 УЧЕНИК:

 

             -Ага!

 

1 УЧЕНИК:

 

             -Зайти за тобой?

 

2 УЧЕНИК:

 

             -Ага!

 

Ведущий:

 

То, что вы услышали - обрывок телефонного разговора.

 

Я приглашаю по 2 участника от каждой команды для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя добрые, вежливые слова. Выиграет та команда, у которой диалог наиболее живой и интересный.

 

4 конкурс. Игра «Слово в слове»                                                        

 

 Я буду показывать вам написанные слова, а ваша задача найти

 

 в этих словах  спрятанные слова.

 

Кобра (кора), краска (каска, краса), скот (кот), корм (ком), кочки (очки),

 

Кустарник (куст, тир, наст), кисель (ель, сел), кров (ров, вор), крапива (ива, рак), крот (кот, рот, ток), клён (лён), экран (кран).

 

5 конкурс. «Комплимент»

 

Ведущий:

 

 Учиться произносить комплименты необходимо. Ведь, как говорил один из французских писателей: одним словом можно осчастливить человека.

 

Так, попробуем «осчастливить» своих соперников. Возьмём в руки мяч и бросим его -лови!- тому, кто сидит напротив из команды-соперника. А тот, в свою очередь, бросит следующему из команды-соперника, т.е. броски ломаной линией, туда и обратно, чтобы каждый сказал свой комплимент. Комплименты произносим о внешности, приятные, любезные слова. Например: «Твои глаза, как небо голубое!», «У тебя чудесные волосы!» и т.д.

 

6конкурс.  Грамматическая арифметика. (Приложение 4)                                                      

 

Череп-еп+ё+муха= (черёмуха)

 

Чистый-ый+o+тел= (чистотел)

 

Часть-ь+ушко-о+а= (частушка)

 

7 конкурс «Восстанови стихотворение»

 

Ведущий:

 

Комплименты вы говорить умеете. Знаете правила произношения скороговорок. Умеете разгадывать загадки и правильно ставить ударения в словах. А знаете ли вы о том, что в разговорном языке культурных людей, поэтов и писателей - от 15000 до 18000 слов?

 

Великий А.С.Пушкин, мог выражать свои душевные переживания, имея в своём запасе 20000 слов! А сколько слов знаете вы?

 

Попробуйте в каждой строчке поменять местами слоги так, чтобы получилось осмысленное стихотворение:

 

Вот мы дим-ви му-ма,

 

А у мы-ма ло-мы.

 

Ма-ма ет-мо му-ра,

 

Бы-что то-чис ло-бы!

 

                            (Вот мы видим маму,

 

                            А у мамы мыло.

 

                            Мама моет раму,

 

                            Чтобы чисто было)

 

Ведущий:

 

Молодцы! Со всеми заданиями вы справились блестяще! А помог вам в этом – русский язык - это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.

 

Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка.

 

Задание  для финальной игры.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: конверты со словами скороговорки.

 

ВЕДУЩИЙ:

 

Вам необходимо в течение 2-х минут собрать «рассыпавшуюся» скороговорку  и прочитать её правильно. Желаю успеха!

 

Скороговорка: 

 

У Тамары тараторки тридцать три скороговорки.

 

 

 

Ведущий объявляет итоги конкурса.

 

 

 

 

 

День 4

 

                                  Задания для игры «Поспевай – не зевай!»

 

Примечания:  Игра проводится в форме блиц – опроса. За правильный ответ ученику вручается жетон.   Победителем  становится тот, у кого наибольшее количество  жетонов. Сведения о победителях передаются в день проведения игры в  жюри.

 

Оборудование:  жетоны.

 

1 задание: Отвечай быстро, хором! (жетоны не выдаём, проводится с целью настроить на игру)

 

- Поди туда, не знаю куда,… (принеси то, не знаю что)

 

-Скоро сказка сказывается,…(не скоро дело делается)

 

-Это всё присказка,…(сказка будет впереди)

 

2 задание: «Поспевай - не зевай».

 

- Сколько звуков в слове ЯМА? (4)

 

- Какого цвета бывает ТОСКА, СКУКА? (зелёная)

 

- Как написать слово МЫШЕЛОВКА  пятью буквами? (кошка)

 

- Словарное слово, которое обозначает название предметов домашнего обихода, сбежавших от Федоры (посуда)

 

- Японцы называют его «лошадью с распухшей спиной». Назовите орфограмму в этом слове.  (верблюд)

 

3 задание: «Весёлый наборщик»

 

В течение 5-ти минут участникам нужно из букв, составляющих слово МЕТРОПОЛИТЕН, придумать как можно больше слов, имён существительных в ед.ч. (пол, пот, мот, лот, мор, мир, тол, метро, метр, мел, поле, метил, нетто, темп, топор, тело, тепло, море, литр, ром и т.д.)

 

4 задание: « О каких словах идёт речь?»

 

Я-травянистое растение

 

С цветком сиреневого цвета

 

Но переставьте ударение-

 

И превращаюсь я в конфету.                                                    (ирис-ирис)

 

 

 

Меня вы в сказке отыщите,

 

Я в сказке Пушкина- герой.

 

Но «Л» на «Н» лишь замените

 

Сибирской стану я рекой.                                                         (Елисей- Енисей)

 

Из меня посуду тонкую, 

 

Нежно- белу и звонкую

 

Обжигают с давних пор,

 

Называюсь я…                                                                                (фарфор)

 

 

 

Чтоб скорей в библиотеке

 

Отыскать ты книгу мог,

 

В ней бывает картотека,

 

Специальный…                                                                              (каталог)

 

 

 

5 задание на финальную игру:

 

Разгадай кроссворд.

 

По горизонтали.

 

2) По земле, как змейка, вьётся,

 

    Людям в руки не даётся,

 

    Вдаль бежит издалека-

 

    Это синяя…                                                                                  (река)

 

5) Синенький звонок висит, 

 

    Никогда он не звенит.                                                          ( колокольчик)

 

6) Привезли на кухню ящик-

 

     Белый-белый и блестящий,

 

     И внутри всё белое.

 

     Ящик холод делает.                                                          ( холодильник)

 

7) Его на палец надевают,

 

    И оно руку украшает.                                                              (кольцо)

 

8)Гуляю в поле,

 

    Летаю на воле,

 

    Кручу, бурчу,

 

    Знать никого не хочу.

 

    Вдоль села пробегаю,

 

    Сугробы наметаю.                                                                  ( ветер)

 

9) Лупоглазый мышеед

 

     В шубу серую одет.                                                                         (сова)

 

По вертикали.

 

1) Жил я посреди двора,

 

     Где играет детвора,

 

     Но от солнечных лучей

 

     Превратился я в ручей.                                                         (снеговик)

 

3) Сам он худ,

 

     Голова – с пуд,

 

     Как ударит-

 

      Крепко станет.                                                                          ( молоток)

 

4) Когда апрель берёт своё

 

     И ручейки бегут, звеня,

 

     Я прыгаю через неё,

 

     А она- через меня.                                                                         (скакалка).

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

4

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День 5

 

(В этот день подводятся итоги коллективной и индивидуальной работы детей. Перед подведением итогов конкурсы и игры.)

 

Конкурс 2 «Цепочка слов»

 

Две команды по одному человеку из каждого класса. Первый из 1-й команды называет слово. Первый из другой команды называет другое слово, которое начинается с последней буквы названного слова. Слова подбираются на какую-либо определённую тему. Болельщики из зала помогают. Существит. В ед. ч.

 

Конкурс 3.»Телефонисты»

 

Две команды по одному человеку от каждого класса строятся в шеренгу. Сообщают 1-му из шеренги на ухо скороговорку. По сигналу капитаны передеют скороговорку на ухо следующему. Последний должен правильно сказать её в слух.

 

Наш Полкан попал в копкан.

 

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

 

Роет землю крот, ест сметану кот.

 

Утром в каждое оконце, весело стучится солнце.

 

Конкурс 4. «Составь фразу»

 

ДВЕ команды по 4 человека. Перед ними лист бумаги. Первый играющий пишет одно слово, второй 2-е , и т. д. Побеждает команда, которая сумеет так подобрать слова, чтобы получилась законченная фраза.

 

Для 1-го класса- составить предложение из слов(В лесу высокие сосны).

 

Конкурс 5. «Знаете ли вы русский язык».

 

1-2 кл. Хором назвать слова во множественном числе.

 

Кот-коты, плот- плоты, крот- кроты, дуга-дуги, рука-руки, Ведро-вёдра, день-дни, пень-пни, бочонок-бочки,

 

 

 

4 кл. Я называю слова мужского рода, а вы женского рода.

 

Повар- повариха, портной- портниха, купец-купчиха, храбрец-….

 

3 кл. Я называю слова женского рода, а вы мужского рода.

 

Кошка-кот, корова-бык, львица- лев, оса-…

 

Конкурс 6.

 

1 Его можно записать из слов.                                         (предложение)

 

2 Обозначение звуков на письме.                                            (буквы)

 

3 Это часть слова.                                                                              (слог)

 

4 Так раньше называли алфавит.                                                 (азбука)

 

 5 Слова, которые называют предметы.                                  (существительное)

 

6 Он состоит из нескольких предложений связанных по смыслу.         (текст)

 

7 Оно сообщает о ком – либо или о чём – либо.                             (предложение)

 

8  Она бывает устная и письменная.                                                      (речь)

 

4 класс

 

1 Что содержит вопросительное предложение?                                    (вопрос)

 

2Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.              (предлог)

 

3 Состоит из слов, заключает в себе законченную мысль.         (предложение)                                      

 

4 Предложение, которое выражает сильное чувство.          (восклицательное)

 

5 Что мы произносим?                                                                                   (звуки)

 

6Можно составить из букв.                                                                                 (слово)

 

7 Предложение, в котором о чём –либо просят, побуждают к действию.            (побудительные)

 

8 Предложение, в котором о чём – либо сообщается.         (повествовательные)

 

 

 

9 Слова, которые обозначают действие предмета.                                  (глагол)

 

11 Звуки, которые при произношении встречают преграду.           (согласные)

 

12 Эти члены предложения составляют основу предложения.         (главные)

 

13 Звуки, которые при произношении не встречают преграду.       (гласные)      

 

(Задания оцениваются по 5 бальной шкале)

 

VI. Награждение за коллективные и индивидуальные задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот мы дим-ви му-ма,

 

А у мы-ма ло-мы.

 

Ма-ма ет-мо му-ра,

 

Бы-что то-чис ло-бы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот мы дим-ви му-ма,

 

А у мы-ма ло-мы.

 

Ма-ма ет-мо му-ра,

 

Бы-что то-чис ло-бы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У       Тамары       тараторки  

 

 

 

тридцать        три       

 

 

 

скороговорки.

 

 

 

 

 

У          Тамары         тараторки

 

 

 

тридцать           три    

 

 

 

скороговорки.

 

Автор Занездра Марина Алексеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 722
Номер материала 21950
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓