Не молкнет сердце чуткое Шопена
Сценарий урока музыки для 4 класса.
Шопен беседует с
тобою
В часы раздумья и
унынья,
В часы тревоги,
немоты,
Растерянности и
покоя.
Л.Озеров
Гармонии задумчивый
поэт,
Он пел печали благородной
свет,
Высокую любовь в
людских сердцах .
А.Граши.
Цели и задачи:
1.
Дать представление о новых
жанрах в творчестве Ф.Шопена, подчеркнуть жизненность искусства прошлого,
которое обогащает культуру современности.
2.
Развивать представление
учащихся о средствах выразительности.
3.
Расширить кругозор
учащихся, пробудить желание слушать музыку классического строя,
совершенствовать речь учащихся.
Универсальные учебные действия, формируемые на
уроке:
1.
Коммуникативные (К) - умение
выразить в музыке настроение, чувства, эмоции, участие в хоровом и
инструментальном исполнительстве, умение слушать, вести диалог, умение встать
на позицию другого человека.
2.
Личностные (Л) -
стремление в реализации своего творческого потенциала, готовность отстаивать
свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и
духовно-нравственной позиции.
3.
Познавательные (П) - поиск
и выделение информации, развитие творческого, логического мышления, развитие
памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.
4.
Регулятивные (Р) -
постановка цели, выделение информации, прогнозирование, анализ муз.
произведения и средств выразительности, оценка воздействия муз. сочинения на
мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.
целостный, социально
ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур;
2.
уважительное отношение к
иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Метапредметные:
1.
умение самостоятельно
ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и
интересов;
2.
умение самостоятельно
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3.
умение анализировать
собственную учебную деятельность,
Предметные:
1.
расширение общего и
музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к
классическому и современному музыкальному наследию;
2.
овладение основами
музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как
живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией
и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в
рамках изучаемого курса;
3.
развитие общих музыкальных
способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,
эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе
восприятия и анализа художественного образа;
4.
сформированность
мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность
(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и
др.);
Педагогические технологии:
1.
Технология формирования
певческой культуры
2.
Технология развития
ассоциативно-образного мышления
3.
Технология развития
процессов восприятия музыки
4.
Технология детского
музицирования
5.
Технология диагностики
формирования музыкальной культуры
План урока:
1.
Вступление. О музыке и
музыкантах.
2.
Ф.Шопен. Повторение
пройденного.
3.
Знакомство с новыми
жанрами в творчестве Ф.Шопена.
4.
Подведение итогов урока.
Ход урока:
Раздел
урока
|
Содержание
|
УУД
|
Технологии
|
Вступление.
О музыке и музыкантах.
|
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем
говорить о музыке и музыкантах. Правда, неожиданная тема? Давайте попробуем
подобрать ассоциации к словам «музыка» и «музыкант». (Дети подбирают
ассоциации). Очень интересные ассоциации. Именно о такой музыке и таком
музыканте мы сегодня будем с вами говорить.
Мы с вами разучивали песню «Когда играет музыкант», давайте
ее споем. Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой – «Погончики»,
«Насос».
Распевание: на одном звуке ма-мэ-ми-мо-му; нисходящее движение от3 к
1 ступени – ми-и-я, нисходящее движение от 5 к 1 ступени – лю, ду, ту
(подготовка к игре на свирельках).
(Исполняют
песню «Когда играет музыкант», проигрыш играют на свирельках).
|
П – поиск и
выделение информации
Р – постановка цели
Л – стремление в
реализации своего творческого потенциала.
К – умение выразить в музыке настроение,
чувства, эмоции. Участие в хоровом и инструменальном исполнительстве.
|
Технология
развития ассоциативно-образного мышления
Технология
формирования певческой культуры
Технология
детского музицирования
|
Ф.Шопен.
Повторение пройденного
|
Ребята, вы придумали очень интересные ассоциации, но
одна мне не очень понятна: музыкант – поэт. Разве так может быть? А почему?
Я хочу прочитать вам слова великого немецкого поэта Генриха Гейне:
«Природа… дала ему нежную, стройную, немного болезненную фигуру,
благороднейшее сердце и гений. Да, Шопена можно назвать гением в полном
смысле этого слова; он не только виртуоз, он и поэт; он может делать для нас
наглядной поэзию, живущую в его душе; он композитор, и ничто не может
сравниться с тем наслаждением, которое он доставляет нам, когда садится за
рояль и импровизирует, тотчас же замечается, что он родился там же, где
Моцарт, Рафаэль, - настоящая отчизна его – фантастическое царство поэзии».
Итак, сегодня мы еще раз обратимся к творчеству замечательного композитора
Фридерика Шопена. Давайте вспомним, что вы знаете об этом композиторе. (Дети
отвечают). А вот, что писал академик Б.Асафьев: «В творчестве Шопена –
вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке
и человечность, рыцарственный и гордый характер страны, ее думы и песни.»
Мы уже знакомились с танцевальными жанрами в творчестве этого
композитора. Давайте вспомним некоторые из них, а также средства
выразительности, которые использовал Шопен, создавая незабываемые образы.
«Вальс» си минор.
«Полонез» ля мажор.
«Мазурка» ля минор.
Почти вся жизнь и творчество Шопена связаны с фортепиано.
Но композитором написано несколько замечательных песен. Одну из них,
наверное, самую известную мы с вами выучили. Это – песня «Желание». Давайте
ее исполним. (Исполняют песню «Желание»).
Работа над звукоизвлечением, дыханием, интонацией,
дикцией, ансамблем
|
К – умение
слушать, вести диалог.
П – выделение информации.
П – развитие
творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение
представлений о музыкальном языке.
Р – анализ муз. произведений и средств
выразительности
Л – стремление в
реализации своего творческого потенциала.
К – умение выразить в музыке настроение,
чувства, эмоции. Участие в хоровом исполнительстве.
|
Технология
развития ассоциативно-образного мышления (использование литературных
ассоциаций перед прослушиванием узыки)
Технология
развития процессов восприятия музыки
Технология
формирования певческой культуры
|
Знакомство с
новыми жанрами в творчестве Ф.Шопена.
|
Сегодня мы с вами познакомимся с новыми жанрами в
творчестве Шопена. Это – прелюдии. Слово «прелюдия» в переводе с латинского
означает «вступление», но у Шопена это законченное завершенное целое, в
котором запечатлевается один образ, одно настроение. Откройте тетради и
запишите новое определение. (Записывают в тетради).
Русский музыкальный писатель Христианович писал:
«Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце
его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится,
стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится,
снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди
завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить
солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали.» Послушаем
несколько прелюдий. Попытайтесь услышать, какие чувства хотел выразить
композитор, и какие музыкальные средства он для этого использовал.
Прелюдия №4 ми минор
Прелюдия №7 ля мажор
Прелюдия №20 до минор
(Средства музыкальной выразительности: темп,
динамика, лад, размер, ритм, мелодическая линия и др.)
Правда, замечательная музыка? Недаром русский
композитор А.Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами».
Из сохранившейся переписки становится очевидным, что
близкие друзья Шопена относились к его музыке как к продолжению его самого.
Ведь многое из его музыки появилось на свет в форме творческой реакции на
события, происходившие в мире и в жизни художника. В возрасте 19-20 лет Шопен
с успехом гастролировал в Вене, когда до него дошла весть о польском
восстании, о его поражении и жестоком усмирении восставших силами русской
армии. Его первая реакция – страстное желание принять самое непосредственное
участие в борьбе. Друзья удержали его почти силой. В конце концов, он
осознал, что служить Родине должен своим искусством. (Звучит
«Революционный этюд»).
Прозвучал «Революционный этюд». Скажите, какими
чувствами наполнена эта музыка? (Гнев, скорбь, отчаяние, ярость…).
Этюд – это пьеса для развития технических навыков игры на инструменте. Шопен
изменил самый смысл и назначение этюда. Этюд перестает быть упражнением – он
становится полноценным художественным жанром, пригодным к выявлению
поэтического образа, мысли, настроения. Какие же средства музыкальной
выразительности использует здесь Шопен для создания образа героической
борьбы?
Что же хотел сказать нам своей музыкой Шопен? (Он
зовет к борьбе с несправедливостью). И что, человечество отказалось от
насилия, от войн? Нет. Может быть, имеет смысл отказаться от творчества и его
, так называемых, мук, от переживаний на темы справедливости и
несправедливости, если искусство не приносит в мир никаких видимых перемен?
Или все-таки приносит? Какие? Как же отвечали на этот вопрос современники
Шопена? Роберт Шуман, например: «Если бы могущественный монарх севера (русский
царь) узнал, какой опасности враг угрожает ему в шопеновских произведениях, в
простых мелодиях его мазурок, он запретил бы эту музыку. Произведения Шопена
– это пушки, спрятанные в цветах».
|
П – развитие
творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение
представлений о музыкальном языке.
Р – анализ муз. произведений и средств
выразительности
П – развитие
творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение
представлений о музыкальном языке.
Л – готовность
отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и
духовно-нравственной позиции.
Р – оценка
воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей
|
Технология
развития ассоциативно-образного мышления (установка на восприятие музыки)
Технология
развития процессов восприятия музыки
Технология
развития ассоциативно-образного мышления (выявление социального значения
музыки)
|
Подведение
итогов урока
|
А сейчас небольшое задание. Здесь перепутаны буквы,
нужно поставить их на место, чтобы получились названия жанров, в которых
работал Шопен.(Раздаются листы с заданием, ребята выполняют его).
Нужна ли музыка Шопена нам, людям 21 века? Почему?
Чему она нас учит? Что нам дает?
В заключении исполняем песню «Мир, который нужен мне»
музыка А.Ермолова
На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо. До
свидания
|
Р – оценка
воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности
|
Технология
диагностики формирования музыкальной культуры (опрос, творческое задание)
Технология
формирования певческой культуры
|
.
Гейне: «Природа… дала
ему нежную, стройную, немного болезненную фигуру, благороднейшее сердце и
гений. Да, Шопена можно назвать гением в полном смысле этого слова; он не
только виртуоз, он и поэт; он может делать для нас наглядной поэзию, живущую в
его душе; он композитор, и ничто не может сравниться с тем наслаждением,
которое он доставляет нам, когда садится за рояль и импровизирует, тотчас же
замечается, что настоящая отчизна его – фантастическое царство поэзии ».
Б.Асафьев: «В творчестве Шопена
– вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке
и человечность, рыцарственный и гордый характер страны, ее думы и песни.»
Христианович писал:
«Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его
волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, стонет,
озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется
и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних
вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести
в звучаниях весенней пасторали.»
Роберт Шуман: «Если бы
могущественный монарх севера (русский царь) узнал, какой опасности враг
угрожает ему в шопеновских произведениях, в простых мелодиях его мазурок, он
запретил бы эту музыку. Произведения Шопена – это пушки, спрятанные в цветах».
Расшифруйте названия жанров фортепианной музыки Ф.
Шопена,
поставив буквы в нужном порядке.
Расшифруйте названия жанров фортепианной музыки Ф
Шопена,
поставив буквы в нужном порядке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.