Главная / Музыка / Не молкнет сердце чуткое Шопена (4 класс)

Не молкнет сердце чуткое Шопена (4 класс)

Не молкнет сердце чуткое Шопена

Сценарий урока музыки для 4 класса.


Шопен беседует с тобою

В часы раздумья и унынья,

В часы тревоги, немоты,

Растерянности и покоя.

                                         Л.Озеров

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородной свет,

Высокую любовь в людских сердцах .

                                              А.Граши.


Цели и задачи:

  1. Дать представление о новых жанрах в творчестве Ф.Шопена, подчеркнуть жизненность искусства прошлого, которое обогащает культуру современности.

  2. Развивать представление учащихся о средствах выразительности.

  3. Расширить кругозор учащихся, пробудить желание слушать музыку классического строя, совершенствовать речь учащихся.


Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

  1. Коммуникативные (К) - умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции, участие в хоровом и инструментальном исполнительстве, умение слушать, вести диалог, умение встать на позицию другого человека.

  2. Личностные (Л) - стремление в реализации своего творческого потенциала, готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.

  3. Познавательные (П) - поиск и выделение информации, развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.

  4. Регулятивные (Р) - постановка цели, выделение информации, прогнозирование, анализ муз. произведения и средств выразительности, оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности.


Планируемые результаты:

Личностные:

  1. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

  2. уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Метапредметные:

  1. умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение анализировать собственную учебную деятельность,

Предметные:

  1. расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классическому и современному музыкальному наследию;

  2. овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  3. развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  4. сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);


Педагогические технологии:

  1. Технология формирования певческой культуры

  2. Технология развития ассоциативно-образного мышления

  3. Технология развития процессов восприятия музыки

  4. Технология детского музицирования

  5. Технология диагностики формирования музыкальной культуры



План урока:

  1. Вступление. О музыке и музыкантах.

  2. Ф.Шопен. Повторение пройденного.

  3. Знакомство с новыми жанрами в творчестве Ф.Шопена.

  4. Подведение итогов урока.


Ход урока:

Раздел урока

Содержание

УУД

Технологии

Вступление.

О музыке и музыкантах.


Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о музыке и музыкантах. Правда, неожиданная тема? Давайте попробуем подобрать ассоциации к словам «музыка» и «музыкант». (Дети подбирают ассоциации). Очень интересные ассоциации. Именно о такой музыке и таком музыканте мы сегодня будем с вами говорить.

Мы с вами разучивали песню «Когда играет музыкант», давайте ее споем. Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой – «Погончики», «Насос».

Распевание: на одном звуке ма-мэ-ми-мо-му; нисходящее движение от3 к 1 ступени – ми-и-я, нисходящее движение от 5 к 1 ступени – лю, ду, ту (подготовка к игре на свирельках).

(Исполняют песню «Когда играет музыкант», проигрыш играют на свирельках).


П – поиск и выделение информации

Р – постановка цели



Л – стремление в реализации своего творческого потенциала.

К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом и инструменальном исполнительстве.

Технология развития ассоциативно-образного мышления





Технология формирования певческой культуры







Технология детского музицирования

Ф.Шопен. Повторение пройденного


Ребята, вы придумали очень интересные ассоциации, но одна мне не очень понятна: музыкант – поэт. Разве так может быть? А почему?

Я хочу прочитать вам слова великого немецкого поэта Генриха Гейне: «Природа… дала ему нежную, стройную, немного болезненную фигуру, благороднейшее сердце и гений. Да, Шопена можно назвать гением в полном смысле этого слова; он не только виртуоз, он и поэт; он может делать для нас наглядной поэзию, живущую в его душе; он композитор, и ничто не может сравниться с тем наслаждением, которое он доставляет нам, когда садится за рояль и импровизирует, тотчас же замечается, что он родился там же, где Моцарт, Рафаэль, - настоящая отчизна его – фантастическое царство поэзии». Итак, сегодня мы еще раз обратимся к творчеству замечательного композитора Фридерика Шопена. Давайте вспомним, что вы знаете об этом композиторе. (Дети отвечают). А вот, что писал академик Б.Асафьев: «В творчестве Шопена – вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный и гордый характер страны, ее думы и песни.»

Мы уже знакомились с танцевальными жанрами в творчестве этого композитора. Давайте вспомним некоторые из них, а также средства выразительности, которые использовал Шопен, создавая незабываемые образы.

«Вальс» си минор.

«Полонез» ля мажор.

«Мазурка» ля минор.

Почти вся жизнь и творчество Шопена связаны с фортепиано. Но композитором написано несколько замечательных песен. Одну из них, наверное, самую известную мы с вами выучили. Это – песня «Желание». Давайте ее исполним. (Исполняют песню «Желание»).

Работа над звукоизвлечением, дыханием, интонацией, дикцией, ансамблем








К – умение слушать, вести диалог.

П – выделение информации.


















П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.

Р – анализ муз. произведений и средств выразительности

Л – стремление в реализации своего творческого потенциала.

К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом исполнительстве.

Технология развития ассоциативно-образного мышления (использование литературных ассоциаций перед прослушиванием узыки)



























Технология развития процессов восприятия музыки







Технология формирования певческой культуры


Знакомство с новыми жанрами в творчестве Ф.Шопена.


Сегодня мы с вами познакомимся с новыми жанрами в творчестве Шопена. Это – прелюдии. Слово «прелюдия» в переводе с латинского означает «вступление», но у Шопена это законченное завершенное целое, в котором запечатлевается один образ, одно настроение. Откройте тетради и запишите новое определение. (Записывают в тетради).

Русский музыкальный писатель Христианович писал: «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали.» Послушаем несколько прелюдий. Попытайтесь услышать, какие чувства хотел выразить композитор, и какие музыкальные средства он для этого использовал.

Прелюдия №4 ми минор

Прелюдия №7 ля мажор

Прелюдия №20 до минор

(Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, лад, размер, ритм, мелодическая линия и др.)

Правда, замечательная музыка? Недаром русский композитор А.Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами».

Из сохранившейся переписки становится очевидным, что близкие друзья Шопена относились к его музыке как к продолжению его самого. Ведь многое из его музыки появилось на свет в форме творческой реакции на события, происходившие в мире и в жизни художника. В возрасте 19-20 лет Шопен с успехом гастролировал в Вене, когда до него дошла весть о польском восстании, о его поражении и жестоком усмирении восставших силами русской армии. Его первая реакция – страстное желание принять самое непосредственное участие в борьбе. Друзья удержали его почти силой. В конце концов, он осознал, что служить Родине должен своим искусством. (Звучит «Революционный этюд»).

Прозвучал «Революционный этюд». Скажите, какими чувствами наполнена эта музыка? (Гнев, скорбь, отчаяние, ярость…). Этюд – это пьеса для развития технических навыков игры на инструменте. Шопен изменил самый смысл и назначение этюда. Этюд перестает быть упражнением – он становится полноценным художественным жанром, пригодным к выявлению поэтического образа, мысли, настроения. Какие же средства музыкальной выразительности использует здесь Шопен для создания образа героической борьбы?

Что же хотел сказать нам своей музыкой Шопен? (Он зовет к борьбе с несправедливостью). И что, человечество отказалось от насилия, от войн? Нет. Может быть, имеет смысл отказаться от творчества и его , так называемых, мук, от переживаний на темы справедливости и несправедливости, если искусство не приносит в мир никаких видимых перемен? Или все-таки приносит? Какие? Как же отвечали на этот вопрос современники Шопена? Роберт Шуман, например: «Если бы могущественный монарх севера (русский царь) узнал, какой опасности враг угрожает ему в шопеновских произведениях, в простых мелодиях его мазурок, он запретил бы эту музыку. Произведения Шопена – это пушки, спрятанные в цветах».


П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.

















Р – анализ муз. произведений и средств выразительности
























П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.





Л – готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.

Р – оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей



Технология развития ассоциативно-образного мышления (установка на восприятие музыки)

























Технология развития процессов восприятия музыки

















































Технология развития ассоциативно-образного мышления (выявление социального значения музыки)

Подведение итогов урока

А сейчас небольшое задание. Здесь перепутаны буквы, нужно поставить их на место, чтобы получились названия жанров, в которых работал Шопен.(Раздаются листы с заданием, ребята выполняют его).

Нужна ли музыка Шопена нам, людям 21 века? Почему? Чему она нас учит? Что нам дает?

В заключении исполняем песню «Мир, который нужен мне» музыка А.Ермолова

На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо. До свидания


Р – оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности

Технология диагностики формирования музыкальной культуры (опрос, творческое задание)

Технология формирования певческой культуры




.



















Гейне: «Природа… дала ему нежную, стройную, немного болезненную фигуру, благороднейшее сердце и гений. Да, Шопена можно назвать гением в полном смысле этого слова; он не только виртуоз, он и поэт; он может делать для нас наглядной поэзию, живущую в его душе; он композитор, и ничто не может сравниться с тем наслаждением, которое он доставляет нам, когда садится за рояль и импровизирует, тотчас же замечается, что настоящая отчизна его – фантастическое царство поэзии ».



Б.Асафьев: «В творчестве Шопена – вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный и гордый характер страны, ее думы и песни.»




Христианович писал: «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали.»





Роберт Шуман: «Если бы могущественный монарх севера (русский царь) узнал, какой опасности враг угрожает ему в шопеновских произведениях, в простых мелодиях его мазурок, он запретил бы эту музыку. Произведения Шопена – это пушки, спрятанные в цветах».



Расшифруйте названия жанров фортепианной музыки Ф. Шопена,

поставив буквы в нужном порядке.



И

Я

Д

Р

П

Е

Л

Ю












К

А

М

У

З

А

Р










Е

З

П

О

Н

О

Л











Л

Ь

С

В

А









Д

Ю

Э

Т














Расшифруйте названия жанров фортепианной музыки Ф Шопена,

поставив буквы в нужном порядке.



И

Я

Д

Р

П

Е

Л

Ю












К

А

М

У

З

А

Р










Е

З

П

О

Н

О

Л











Л

Ь

С

В

А









Д

Ю

Э

Т







Не молкнет сердце чуткое Шопена (4 класс)
  • Музыка
Описание:

Разработка урока по музыке для 4 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. В разработке указаны универсльные учебные действия, формируемые на уроке, планируемые результаты, а также педагогические технологии, применяемые учителем.

Приложения: цитаты, используемые на уроке, а также заключительное задание для обучающихся.

В 2010 году этот урок показывала на аттестации, получила высшую квалификационную категорию, также урок был показан на районном семинаре заместителей директоров Пушкинского муниципального района.

Надеюсь, эта разработка будет полезна уителям музыки, пишите отзывы.

Автор Семенихина Татьяна Игоревна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1982
Номер материала 37463
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓