Главная / Русский язык и литература / Название разработки:Урок во 2классе

Название разработки:Урок во 2классе

Урок литературного чтения во 2б классе.

Тема: Авторское отношение к зиме в стихотворении С.А.Есенина «Берёза»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

- познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина;

-активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения,

-раскрыть авторское отношение к природе,

-способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать;

-воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.

Планируемые результаты: Знание творчества С.А Есенина. Умение воспринимать на слух художественный текст, определять средства выразительности, рисовать словесные картины зимней природы.

Универсальные учебные действия: Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Ход урока.


Предполагаемые ответы

Отвечающие, оценки, примечание


  1. Орг. момент

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного русского поэта С.А. Есенина.















  1. Проверка домашнего задания.

  1. Работа в группах.

- Давайте вспомним биографию С.А. Есенина. В конвертах у вас лежат описание жизненных этапов писателей и поэтов вам нужно выбрать те, которые относятся к нашему поэту. А те, которые не подходят объяснить, почему.

2. На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением С.А.Есенина «Поёт зима»

-Сейчас мы послушаем, как вы научились выразительно читать его стихотворение.


6 групп-оценить работу каждой группы

Веремейчик

Ткач

Шерстина

Семёнов

Лукьянов

5 оценок.



  1. Самоопределение к деятельности.

- У каждой былинки на земле есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. Так и человек: у него есть свои корни, своя малая родина. Поэтому при слове «родина» перед нашим мысленным взором обычно возникает самое дорогое, заветное и родное. Что же это «самое дорогое, заветное и родное»?

- Прочитайте предложение на доске.

«Берёза-символ Родины моей».

-Обоснуйте это высказывание.

1) У каждой страны есть свой символ среди деревьев, в котором отражается душа народа, его история и традиции. Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей. Вот она, раскидистая кудрявая берёзка, стоит, словно из сказки, в белом сарафане, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!»

2)Любят в России белую берёзу. Издавна в ней видели символ девичьей красоты, нежности, воспевали её в песнях за ту теплоту и радость, которую она дарит людям.

3)Под сенью берёз создавали свои прекрасные музыкальные произведения русские композиторы: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский

4)Лирической задушевностью наполнены пейзажи на полотнах русских художников: Саврасова и Куинджи, Левитана и Шишкина и других.

5)Берёза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о Родине, воскрешает в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную снегом или морозным инеем стройную красавицу берёзку.

Широкое поле

Река

Нескончаемая дорога синие дали

Любимый двор

Белая, тонкая, зелёная берёза





















Форсова







Хващевская



Мезенцев




Лукьянов



Полуяктов


IV. Первичное восприятие стихотворения.

Прослушайте аудиозапись стихотворения С.А. Есенина «Берёза».

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Какие чувства оно у вас вызвало?

-Какие картины вы нарисовали?




  1. Проверка первичного восприятия.

- Откройте учебники на 196 странице. Перечитайте это стихотворение самостоятельно, отметьте непонятные, по значению, слова.

-Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

- Мне очень понравилось, потому что автор подобрал очень красивые слова.

- А мне потому, что он очень ласково рассказал о берёзе. Я тоже люблю это дерево.



  1. Анализ стихотворения.

    1. Словарная работа.

- - Какие непонятные слова вам встретились?

- «Каймой» и «бахромой».

-Где мы можем узнать значение этих слов?

- Работа в группах (в парах) со словарями, поиск лексическое значение слов: Кайма и бахрома

БАХРОМА - Тесьма для обшивки чего-нибудь, ряд свободно свисающих нитей.

КАЙМА - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

    1. Анализ стихотворения.

-Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение С.А Есенина «Берёза»?

- Вот какое многоцветье, хотя поэт описывает заснеженную берёзу! Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли представить то, о чём он пишет. С этой целью поэт использует сравнения.

- С чем сравнивает он снег в первой строке?

- С чем сравнивает Есенин опущенные снегом кисточки берёзовых веток?


- Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы.



- В последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на нашу догадливость.

- Как называется такое сравнение?

- Как называется приём, когда поэт изображает неживые предметы, как живые?

- Поищите олицетворения в тексте стихотворения.





-В ы наблюдательны. А вот поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне. Что скажите?



- А откуда взялся золотой огонь?






- Что такое «заря»?








- А теперь вопрос для самых внимательных. Как долго стоит берёза в сонной тишине?







-А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Зачитайте эти строки.



- Есть ли в стихотворении Есенина строки, в которых прямо говориться о его отношении к берёзе?


-Вы правы, но понимает ли читатель, какие чувства испытывает поэт?






В толковом словаре









Белая, чёрная, серебряная, бледно-розовая, золотистая





С серебром

Напоминает серебро, когда снег сверкает на солнце.





С белой бахромой




Скрытое сравнение называется метафорой


Олицетворением

1и 4 строфы





Употребление в переносном значении


Свет зари

Яркое освещение горизонта перед заходом и восходом солнца.

От утреней зари до вечерней. Именно так понимать слова обходя кругом. Сначала заря была на востоке, а потом на-западе

Зимой заря начинается позже, чем летом, будто лениться вставать пораньше


Нет, дано только описание берёзы

Да. Берёзой он любуется, восхищается.



  1. Подготовка к выразительному чтению.

-Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения.

-Какая строка, по-вашему, подсказывает, как именно надо его читать?



-Громко или не очень громко?

-В каком темпе и с каким настроением надо читать стихотворение?


-Расставьте паузы, логические ударения карандашом.

(Проверка по слайдам)





И стоит берёза в сонной тишине

Не очень громко, чтобы не разбудить дремлющую берёзу

(Певуче, неторопливо.)

Технологические карты



  1. Работа в парах.

Выразительное чтение стихотворения в парах.




  1. Выразительное чтение


Скотников

Плешкова

Фомин

Шерстина

Киселёв

Нурмухамедов


  1. Рефлексия. Работа в группах




  1. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение С.А. Есенина « Берёза» наизусть.

2. Проиллюстрировать стихотворение

3. Если вам захотелось рассказать о красоте зимней природы, попробуйте сочинить стихотворение (можно вместе с родителями). Это задание выполняется по желанию.












Название разработки:Урок во 2классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока по литературному чтениюпо теме  "Авторское отношение к зиме в стихотворении С.А.Есенина "Берёза" предназначен для обучающихся 2-го класса. Урок сопровождается презентацией. Примениются различные формы работы над стихотворением. Используются технологические карты для подготовки к выразительному чтению.

На уроке прослеживалось реализация следующих принципов:

·   принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития — задания по выбору, дифференцированные задания, работа в парах)

·      принцип целостности содержания образования (на уроке присутствовала связь с темами предыдущих уроков)

·     принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали необходимость приобретённого знания)

·    принцип психологической комфортности (старалась создавать атмосферу творчества и доверия).

 

    При проверке домашнего задания и при  объяснении новой темы ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы. 

Во время работы над этим стихотворением дети учились находить литературные приёмы (метафору, олицетворение), рассказывать о своих впечатлениях от прочитанного произведения.     Созданная правильная эмоциональная атмосфера на уроке помогла ребятам «прочувствовать» стихотворение, они работали заинтересовано, всем хотелось прочитать вслух.

На уроке совершенствовались навыки правильного, сознательного, выразительного чтения. Подробно разбиралось каждое четверостишие самостоятельно детьми с последующей проверкой, затем читали вслух; расширялся словарный запас детей при знакомстве с новыми словами, формировалось умение работать со словарями (кайма, бахрома).

 Построчный анализ стихотворения " Берёза" позволяет увидеть развитие авторской мысли, образов, мотивов, состояние лирического героя, изобразительно-выразительные средства. В ходе такого анализа чаще всего удается главное - найти ключ к раскрытию смысла стихотворения.   На уроке использованы     схемы, которые помогают   организовать работу учащихся,  помогают глубже понять стихотворение, сделать анализ более осмысленным. 

Я считаю, что поставленные цели урока были выполнены полностью. 

         Применялись разнообразные формы и методы организации учебной деятельности

Деятельность учащихся была ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, самоконтроль, самооценка),

Была повышена степень самостоятельности в учебной деятельности, реализовывала стратегии сотрудничества, сочетала фронтальную работу с классом с групповыми формами деятельности.

         Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Ребята четко понимали, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представляли себе значимость и результаты своей работы на уроке.  При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подводила их к самостоятельной формулировке целей и задач урока.

    Считаю рефлексию необходимым моментом личностно-ориентированного урока.  Ведь именно она позволяет учителю осуществить  обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись на уроке и как их разрешить.

    Особое внимание в условиях личностно-ориентированного урока обращала на домашние задания, которые были дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся; разноуровневыми, т.е.предполагали ситуацию выбора и при этом носили творческий характер.

   Домашние задания выполнялись ежедневно всеми учащимися, за исключением одной ученицы.

      Я увидела, что данные элементы  личностно-ориентированного урока делают его эффективным и способствуют повышению качества образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Валигура Евгения Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 373
Номер материала 37674
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓