Главная / Обществознание / Научный проект "Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия"

Научный проект "Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия"


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Департамент образования Северо-Казахстанской области

Червонная средняя школа район имени Г. Мусрепова

Масалыкина Анастасия, 10 класс









«Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия»





Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты

Секция: основы правоведения

Руководитель: Султанова Батчай Зайнулловна












Петропавловск 2014

Содержание:

Введение…………………...………………………………………….…….….….3

Глава 1. Ситуация в мире и в Казахстане ……………..….……………………5

1.1. Межэтнические и межконфессиональные отношения в Казахстане .5 1.2. Сравнение межэтнических отношений в Казахстане и в нестабильных странах ……………………………………………………...9

1. 2. 1. Кипрский конфликт ………………………………………………..9

1. 2. 2. Положение в Украине ……………………………...……………..10

Глава 2. Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия …………………………………………………………………..…….16

2. 1. Содержание казахстанской модели межэтнического и межконфес-сионального согласия ……………………………………………………….…16

2. 2. Реализация казахстанской модели межэтнического и межконфес-сионального согласия в районе имени Г. Мусрепова ……………………….18

Заключение ……………………………………………………………………..21

Список использованной литературы ………………………………………….22

Введение

Современный мир столкнулся с ситуацией, когда казалось бы уже устоявшиеся отношения, как между государствами, так и внутри них, подверглись кардинальному пересмотру, что привело к возросшей нестабильности и достаточно выраженной неопределенности будущности мира в целом. Ничего не совершается без серьезных причин, особенно то, что происходит в глобальных масштабах. И сегодня стали предельно актуальными проблемы национального развития, вопросы межэтнических отношений, религиозная проблематика. Причем, можно говорить и о международном уровне этих проблем, и о внутристрановом. Этот факт говорит об актуальности данного исследовательского проекта.

Тема нашего проекта – «Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия». Казахстанская модель эффективна, поэтому мы считаем нужным исследовать её принципы и составляющие.

Следовательно, целью исследования является анализ казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия и способы реализации её составляющих в жизни казахстанцев.

Цель реализуется путём решения следующих задач:

  1. сравнить межэтническую ситуацию в Казахстане и в других многонациональных государствах;

  2. проанализировать составляющие и принципы казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия;

  3. проверить реализацию этих принципов в районе имени Г. Мусрепова.

Объект исследования – казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия.

Предмет исследования – принципы функционирования составляющих казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы на классных часах по воспитанию казахстанского патриотизма, а также для участия в конференциях и семинарах, посвящённых 20-летию Ассамблеи народов Казахстана.

Гипотеза: благополучные межэтнические и межконфессиональные взаимоотношения народа в стране прослеживаются на всех уровнях и на всей территории государства.

В качестве методов нашего исследования были выбраны следующие: самостоятельная работа с литературой по теме, сравнение, статистический анализ.

Глава 1. СИТУАЦИЯ В МИРЕ И В КАЗАХСТАНЕ

1.1 Межэтнические и межконфессиональные отношения в Казахстане

В феноменах современности присутствуют, а иной раз и доминируют отношения между этносами и религиями.

Государства вне зависимости от типа их отношений с религиозными объединениями – от светского до теократического – вынуждены выстраивать государственно-конфессиональные отношения, и здесь государственные органы зачастую испытывают сложности, восходящие к надгосударственному характеру религий. Религии действуют поверх государственных границ, превращаясь в заметный фактор международной жизни. Аналогичное положение и в отношении этнического многообразия и межэтнических отношений. Этнос, доминирующий в одной стране, в другой может быть этническим меньшинством. Для полиэтнических государств нередко серьезной проблемой является поддержание состояния межэтнического согласия.

Исследователи отмечают, что в основе почти всех конфликтов современности лежат или национальные, или религиозные факторы[1; 4]. Религиозные свободы завоевали приоритет среди прав и свобод современного мира и в настоящее время стали если не определяющими, то очень значимыми. С их возрастающей ролью сталкиваются как развивающиеся государства, так и страны с развитой экономикой и устоявшимися демократическими политическими системами и институтами.

Мировое сообщество, эксперты и аналитики внимательно отслеживают формы и способы решения проблем в сфере межконфессиональных и межэтнических отношений, к которым прибегают главы и правительства различных государств, аккумулируют опыт общественных структур и гражданских обществ в целом. Поэтому самое пристальное внимание уделяется позитивному опыту и новаторским находкам в выстраивании межрелигиозных и межэтнических отношений.

Республика Казахстан продемонстрировала всему миру, что страна может успешно выстраивать государственно-конфессиональные отношения, поддерживать и развивать межэтническое согласие и одновременно решать проблемы государственного строительства, и все это в условиях углубления процессов глобализации и нарастания общей нестабильности в мире, проявления старых и возникновения новых вызовов и угроз. Конечно, в мире имеются и иные положительные примеры решения этих проблем, но, имея в виду многоэтнический и поликонфессиональный состав населения Казахстана, евразийское географическое и геополитическое положение, состояние, при котором страна испытывает сильнейшее давление несовпадающих и даже противоположных национальных интересов целого ряда мировых и региональных держав, глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой финансовой системы, Республика Казахстан демонстрирует выдержку, силу и мудрость и народа, и руководства.

Это прекрасно видят лидеры государств, международные чиновники, эксперты и просто люди разных стран. Именно поэтому так активно откликаются и те, и другие на инициативы проведения Казахстаном крупных форумов, подобных Съездам лидеров мировых и традиционных религий (2003, 2006, 2009 гг.) или международного форума «Общий мир: прогресс через разнообразие» на уровне министров иностранных дел (2008 г.). По инициативе Республики Казахстан в ходе 62-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята резолюция о провозглашении 2010 года «Международным годом сближения культур». Также известно, какую большую роль играет Казахстан в деятельности СВМДА, ШОС, ЕврАзЭС, Организации Исламская Конференция [2; 29].

Успехи Казахстана в поддержании и развитии межконфессионального и межэтнического согласия, в обеспечении внутренней стабильности и выдвижении действенных инициатив на международной арене привели к тому, что ему было предложено мировым сообществом занять пост председателя ОБСЕ в 2010 году и председательствовать в Организации Исламская Конференция в 2011 году.

Успехи страны всегда связаны с деятельностью ее Президента, иногда они практически целиком являются его заслугой. Н.А.Назарбаев завоевал симпатии не только казахстанцев, но и лидеров государств и простых людей самых разных стран современного мира. Его каждодневная работа по руководству страной удивительно плодотворно сочетается с разработкой стратегических идей, концепций и программ развития Казахстана.

Глобализация имеет много измерений, в том числе невиданные ранее объемы миграции, одновременное сближение и неприятие друг другом цивилизаций, расширение ареала религии и снижение ее общественного статуса и т.п [3; 66].

С одной стороны, в этом нет ничего удивительного: новый международный контекст, новые вызовы и угрозы или новая региональная конфигурация – все это требует нового подхода. Но, с другой стороны, поступательный ход истории должен был бы некоторые проблемы решить с достаточной определенностью, и при возникновении новых задач можно было бы прибегнуть к историческому опыту. Прошлый опыт ценен и актуален, но сфера его применения невелика, так как нынешние реалии отличаются комплексностью, глобальностью и глубиной.

Надо отметить, что это полностью относится к проблемам, имеющимся в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений.

Президент Казахстана Н.А.Назарбаев уделяет постоянное внимание задачам сохранения внутриполитической стабильности в Республике Казахстан, которую нельзя сохранить без поддержания межэтнического и межконфессионального мира и согласия. Поэтому задачи сохранения национального единства и религиозного мира в Казахстане являются приоритетными для Президента Казахстана. В своих исследованиях, книгах, Посланиях народу Казахстана, в выступлениях на сессиях Ассамблеи народа Казахстана, на съездах лидеров мировых и традиционных религий, в статьях, интервью Н.А. Назарбаев постоянно возвращается к теме межэтнического и межконфессионального согласия, к актуальным проблемам укрепления духовного согласия, заостряет внимание на необходимости поддерживать эти вопросы в качестве центральных для правительства Республики Казахстан, государственных органов на местах, общественных структур, молодежных организаций [4].

Игнорирование этнического фактора было бы большой ошибкой и в благополучных государствах, даже в Северной Америке и Западной Европе. Так, Канада в результате референдума 1995 г. среди франкоканадцев едва не раскололась на два государства, а следовательно – и на две нации. Примером может служить и Великобритания, где происходит процесс институциализации шотландской, ольстерской и уэлльской автономий и превращение их в субнации. В Бельгии также наблюдается фактически возникновение двух субнаций на основе валлонского и фламандского этносов. Даже в благополучной Франции все не так спокойно в этнонациональном плане, как кажется на первый взгляд. Речь идет не только о взаимоотношениях между французами, с одной стороны, и корсиканцами, бретонцами, эльзасцами и басками, - с другой, но и о не столь уж неудачных попытках возрождения провансальского языка и самосознания, несмотря на многовековую традицию ассимиляции последнего.

А в США культурантрологи фиксируют, как буквально на глазах некогда единая американская нация начинает делиться на целый ряд региональных этнокультурных блоков – зародышевых этносов. Это появляется не только в языке, демонстрирующем разделение на несколько диалектов, но и в самосознаниии, приобретающем различные черты у разных групп американцев. Фиксируется даже переписывание истории – по-разному в различных регионах США, что является показателем процеса создания региональных национальных мифов. Ученые прогнозируют, что США со временем окажется перед проблемой разрешения этнонационального разделения, как это произошло и в России [5].

Своеобразная ситуация складывается в Швейцарии, где на паритетных началах сосуществуют четыре этноса: германошвейцарцы, италошвейцарцы, франкошвейцарцы и ретороманцы. Последний этнос, будучи наиболее слабым, в современных условиях поддается ассимиляции со стороны других, и трудно предсказать, какой окажется реакция на это этнически сознательной его части, прежде всего, интеллигенции.




1. 2. Сравнение межэтнической ситуации в Казахстане и в нестабильных странах

1. 2. 1. Кипрский конфликт

На сегодняшний день на острове Кипр проживает около 80 процентов греков и 20 процентов турок. После образования Республики Кипр сформировалось смешанное правительство, однако в результате разночтений положений Конституции ни одна из сторон не повиновались указаниям, исходившим от министров противостоящей общины. В 1963 году вспышки насилия с обеих сторон стали реальностью. С 1964 по 1974 гг. на острове для предотвращения конфликта был размещен контингент ООН. Однако в 1974 году была предпринята попытка правительственного переворота, в результате чего Президент Макариос был принужден к ссылке. В ответ на попытку переворота Турция направила на Кипр 30-тысячный военный корпус. Сотни тысяч греческих киприотов бежали на юг острова под жестким наступлением турецкой армии. Насилие продолжалось несколько месяцев. К 1975 году остров был разделен. В результате раздела одну треть острова на севере контролируют турецкие войска, а южную часть - греческие. Под наблюдением ООН был осуществлен обмен населением: турки-киприоты были перемещены на север, а греки-киприоты - на юг. «Зеленая линия» развела конфликтующие стороны, и в 1983 году была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра; однако ее признала только Турция. Греческая сторона требует возвращения территории, греки-киприоты, жившие на севере, надеются вернуться в свои дома и считают, что север оккупирован турецкими захватчиками. С другой стороны, контингент турецких войск на севере Кипра постоянно увеличивается, и ни те, ни другие киприоты не отказываются от «образа врага». Фактически контакты между севером и югом острова сведены на нет.

До окончательного решения конфликта еще далеко, поскольку ни одна сторона не готова идти на уступки.


1.2.2. Положение в Украинe

Пестрота национального состава населения Украины сопоставима с казахстанской картиной – более 127 национальностей По переписи 1989г в УССР проживало 37,4 млн. украинцев, 11,4 млн. русских, около 500 тыс. евреев, белорусов, молдаван, болгар, поляков, венгров, румынов, греков. Нашлось несколько енцев, итильменов, юкагиров;4000 человек просто указало графу «iнша нацiональнiсть» и 177 человек не ответили на этот вопрос. В условиях социально-экономического и духовного кризиса общество в целом испытывает дезинтеграцию, недоверие ко многим социальным институтам, уже малоэффективным. Соответственно напряжение возникает и в этнополитической ситуации, межэтнические отношения значительно осложнились.

Исторически длительное сосуществование украинского и русского этносов в пределах одного государственного образования (Российской империи, СССР) привело к возникновению своеобразного феномена — несовпадения этнического происхождения и лингво-культурного самоопределения как украинцев, так и русских в пределах Украины. Так, данные опроса населения, проведенного в ноябре–декабре 1997 г. [6; 18-20], свидетельствуют, что

  • только украинцами” определяют себя 56 % опрошенных (этнических украинцев в стране — 74 %, по данным переписи 1989 г.),

  • только русскими” — 11 % (этнических русских — 22 %),

  • склонны считать себя в той или иной степени и украинцами и русскими — 25,5 % населения.

От того, к какому стану относит себя тот или иной гражданин Украины, зависит многое. Так, например, выбор желательных отношений с Россией выявил жесткую зависимость от национальной самоидентификации:

  • такие же отношения, как с другими государствами:

    • украинцы”— 16,1 %

    • русские”— 1,3 %

    • бикультуралы— 2,8 %

  • независимые, но дружественные отношения:

    • украинцы”— 54,8 %

    • русские”— 40,7 %

    • бикультуралы— 51,7 %

  • объединение в одно государство:

    • украинцы”— 22,9 %

    • русские”— 55,5 %

    • бикультуралы— 42,4 %

Разумеется, одним из самых болезненных вопросов является проблема государственного языка. Согласно той же Всесоюзной переписи населения 1989г. украинским языком свободно владели 78% населения. К тому времени здесь проживало 72,7% украинцев, 22,1% русских и 5,2% представляли другие национальности. Уровень свободного уровня владения русским языком составлял 78,4%, то есть практически наравне с украинским. Это объясняется целым рядом причин – особенности миграции, уровень образования, интенсивность урбанизации, количество межнациональных браков, и, разумеется, унификаторская политика Центра. Однако факт остается фактом – на сегодняшний день степень владения русским языком на Украине выше, чем государственным. Так, из общего числа респондентов опроса, проведенного в учебных заведениях четырех регионов в 1995г., хорошо владели русским 83,5%, а украинским – только 66,1%. Не говорят (хотя и понимают) на украинском языке 25,7%, русском – 12,4%. Еще одним немаловажным фактором является место проживания, так как выбор того или иного языка довольно четко ориентирован по регионам. Это хорошо прослеживается по следующей таблице:

Таблица 3. Язык общения в зависимости от места проживания и национальности (в % к числу респондентов в каждом регионе)

Регионы

В семье

С друзьями, соседями

В учебном заведении

В обществен-ных местах

В госу-дарственных учреждениях

Укр.

Рус.

Укр. и рус.

Укр.

Рус.

Укр. и рус.

Укр.

Рус.

Укр. и рус.

Укр.

Рус.

Укр. и рус.

Укр.

Рус.

Укр. и рус.

Центр

49,0

26,9

23,6

32,0

38,2

28,9

44,6

25,8

28,5

24,1

41,3

33,3

40,8

29,8

27,4

Запад

9,14

3,8

3,8

81,0

3,0

15,6

93,0

1,.2

4,4

84,0

2,2

13,0

88,4

1,8

8,2

Юг

25,9

53,9

19,8

18,8

61,6

19,6

14,5

64,3

20,3

12,7

71,5

15,3

15,0

67,9

16,4

Восток

11,6

74,9

12,2

6,6

84,1

7,0

6,6

77,1

15,3

4.0

87,6

7,6

6,8

80,7

11,2

Таким образом, существует реальное двуязычие, и мгновенный перевод всех официальных служб на государственный язык нереален и чреват проблемами в будущем – вплоть до культурной этноизоляции и роста сепаратистских настроений.

Немаловажным показателем отношения населения к языковой проблеме является школьное обучение (табл. 4).

Таблица 4. Желаемая государственная политика в области преподавания русского языка в украинских школах.


Запад

Запад-Центр

Восток-Центр

Восток

Юг

Украина

В том же объеме, что и украинский

10,2

31,4

52,6

72,6

68,4

47,2

В меньшем объеме, чем укр, но в большем, чем иностранные

28,8

42,1

32,8

16,6

18,9

28,1

Не в большем объеме, чем иностранные

51,8

18,6

7,4

3,1

5,1

16,8

Затруднились ответить

6,2

6,3

6,5

6,5

5,4

6,2

В мае-ноябре 1995 года Центр этносоциальных и этнополитических исследований Института социологии МАН Украины провел анкетирование с целью выяснения отношения населения к проводимой этнополитике. На вопрос о том, как отразится на межэтнических отношениях становление национального государства из 12000 респондентов в разных регионах 66% ответили «положительно», и 28% оценили данное явление как негативное. 37,4% считает, что государственная политика полностью учитывает права и интересы неукраинцев, 27,8% - учитывает недостаточно, а 8,5% - вообще не учитывает. 87% респондентов полагает, что на Украине проблемы дискриминации национальных меньшинств не существует, а 18,5% придерживаются противоположной точки зрения. 47% русских считают, что все проживающие в Украине русские должны знать украинский язык, и примерно столько же - противоположного мнения. В то же время 62% против 26% русских полагают, что русский язык должны знать украинцы. Примечательно, что 70% считают, что со времени создания Украинской державы качество межнациональных отношений не изменилось, 22% - что оно ухудшилось, и только 3% - улучшилось.

Таким образом, состояние украинско-российских межэтнических отношений как и во внутриполитическом, так и во внешнеполитическом аспектах уже долгое время является противоречивым. По данным опроса 2003 года 82% из опрошенных русских респондентов никогда не сталкивались с проявлениями неприязни к ним украинцев; 13% сталкивались с этим редко и только 4% заявили, что сталкиваются с этим постоянно. Однако, дальнейшая политизация этнического фактора привела к эскалации напряженности в этом поле социальных отношений и составила угрозу национальной безопасности страны.

Таким образом, очевидной является взаимосвязь национальных конфликтов с политическими интересами.

Политика Казахстана миролюбива. Президент и правительство принимают активные, а главное, эффективные меры для поддержания в стране благополучной межнациональной и межэтнической стабильности. Одним из показателей этого является создание уникального общественного института – Ассамблеи народов Казахстана, председателем которого является Н. А. Назарбаев. Другой немаловажный показатель – языковая политика. В Республике наряду с государственным языком официально функционирует русский, что отражает интересы значительной части населения, говорящей только на русском. Кроме того, в стране функционируют школы с уйгурским, таджикским и узбекским языком обучения, а также специализированные школы с углубленным изучением немецкого языка и преподаванием некоторых предметов на немецком (8 школ). По данным 2006 года в Республике Казахстан обучающихся на узбекском языке составляли 82 974 человека, на уйгурском - 17 525, на таджикском - 3 225, на немецком - 485, на украинском – 178 [7]. Выходят печатные издания и транслируются программы на языках национальных меньшинств. Процитируем В. Сергийчука, профессора Киевского национального университета имени Тараса Шевченко: « Мы понимаем, конечно, что нынешнее возрождение украинской духовности в Казахстане стало возможным благодаря постоянному вниманию руководства этого государства к проблемам укрепления межнационального согласия, в частности, пропаганде казахстанского патриотизма среди местных украинцев. Казахстан на сегодня является единственной страной на постсоветском пространстве, где за счет государственного бюджета вот уже много лет издается еженедельник «Українські новини (Украинськи новыны)» как еженедельник Кабинета Министров этого независимого государства. Украинцы также отчетливо понимают, что подобное отношение к решению их духовных проблем в Казахстане – это пристальное внимание к ним и постоянная поддержка со стороны лично Нурсултана Назарбаева, который никогда не забывает искренней поддержки нашего народа в то время, когда он молодым парнишкой осваивал свою первую рабочую профессию на берегах Днепра. Вот такая взаимная благодарность обоих народов и есть залог дружбы и взаимопонимания на будущее». [9]

Таким образом, мы выявили главный принцип казахстанской модели согласия – развитие национального самосознания народов в условиях толерантности.

Конфликты на национальной и конфессиональной почве зачастую обусловлены политическими причинами, такими как неравноправие граждан (Ольстерский конфликт), различная степень экономического развития регионов (конфликт на Балканском полуострове). Конституция Республики Казахстан гарантирует каждому гражданину соблюдение его прав, а Правительство заботится о развитии всех регионов страны. Это предусмотрено также в Послании Президента народу Казахстана и в программе долгосрочного развития «Казахстан - 2050». Таким образом, риски возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов в стране сведены к минимуму.










Глава 2. КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ

2.1. Содержание казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия

По данным переписи населения в Казахстане 2009 года [10], национальный и конфессиональный состав населения по-прежнему очень разнообразен, что видно из нижеследующей таблицы:

Численность и доля отдельных этносов


Численность населения,
тыс. человек

Доля, в процентах

1999г.

2009г.

1999г.

2009г.

Все население

14981,9

16009,6

100,0

100,0

Казахи

8011,5

10096,8

53,5

63,1

Русские

4481,1

3793,8

29,9

23,7

Узбеки

370,8

457,0

2,5

2,9

Украинцы

547,1

333,0

3,6

2,1

Уйгуры

210,4

224,7

1,4

1,4

Татары

249,1

204,2

1,7

1,3

Немцы

353,5

178,4

2,4

1,1

Другие этносы

758,4

721,7

5,0

4,5


При этом языковой вопрос в Казахстане не является проблемой, так как большая часть населения понимает русский язык и использует его в качестве языка межнационального общения, при этом весьма значительна доля населения, владеющего казахским языком:

 

Все
население

Степень владения языками:

казахским

русским

английским

понимают
устную
речь

из них свободно:

понимают
устную
речь

из них свободно:

понимают
устную
речь

из них свободно:

читают

пишут и
читают

читают

пишут и
читают

читают

пишут и
читают

Все население

100,0

74,0

2,9

62,0

94,4

3,4

84,8

15,4

2,6

7,7

Казахи

100,0

98,4

2,3

93,2

92,1

4,4

79,1

17,5

2,9

9,0

Русские

100,0

25,3

2,5

6,3

98,5

1,0

96,7

12,6

2,1

5,6

Узбеки

100,0

95,5

12,5

61,7

92,9

10,3

68,3

10,7

2,3

5,4

Украинцы

100,0

21,5

2,0

5,2

98,9

0,9

97,1

8,0

1,3

3,7

Уйгуры

100,0

93,7

9,7

60,8

95,8

6,4

81,8

15,7

2,6

7,2

Татары

100,0

72,6

6,3

33,7

98,4

1,7

94,7

14,2

2,3

6,7

Немцы

100,0

24,7

2,5

7,9

99,0

0,9

96,9

9,1

1,5

4,4

Корейцы

100,0

43,5

3,7

10,5

98,0

1,4

95,5

24,2

3,5

11,4


Проанализировав стабильность межконфессиональных и межэтнических отношений в Республике Казахстан, мы можем сформулировать основные принципы её функционирования:

  1. Конституционные гарантии соблюдения прав и свобод граждан вне зависимости от принадлежности к этносу, конфессии или языку, что подразумевает равноправие в получении образования, работы, жилья;

  2. Стабильная языковая политика правительства, подразумевающая наряду с развитием и распространением государственного языка поддержку других языков. Например, официальный статус русского языка, являющегося родным для 23,7% населения; языки национальных меньшинств, получающие поддержку в рамках этнокультурных объединений и функционирования школ с уйгурским (1,4%), узбекским (2,9%), таджикским (менее 1%) языками обучения; создание условий для общения на немецком и украинском [7, 8].

  3. Создание уникального общественного института – Ассамблеи народов Казахстана – направленного на обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе, укрепление единства народа, поддержку и развитие общественного консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества.

Коротко эти три принципа можно сформулировать так: принцип конституционной гарантии равноправия граждан, принцип стабильной языковой политики, принцип посредничества Ассамблеи народов Казахстана.

Казахстанская модель межэтнического и межнационального согласия охватывает все стороны жизни казахстанцев и реализуется в следующих конкретных действиях:

  • Воспитание у учащихся всех учреждений образования чувства толерантности и уважения к языку и культуре других народов;

  • Ежегодное проведение недели языков народов Казахстана в сентябре;

  • Учреждение государственного праздника – Дня единства народов Казахстана, отмечаемого всенародно 1 мая;

  • Функционирование во всех регионах страны этнокультурных объединений;

  • Проведение фестивалей и конкурсов национальных культур по инициативе Ассамблеи народов Казахстана;

  • Возможность изучения родной этнической культуры, языка и истории в учреждениях Ассамблеи (Домах дружбы народов);

  • Воздействие средств массовой информации, пропагандирующих толерантность и единство народа Казахстана;

  • Семейное воспитание в традициях мира и добрососедства.

Таким образом, в Республике Казахстан межэтническое и межнациональное согласие имеет устойчивое основание – сознательное отношение народа к миру и стабильности в стране, которое невозможно без согласия внутри самого народа.




2.2. Реализация казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия в районе имени Г. Мусрепова

В районе имени Габита Мусрепова в настоящее время функционирует 27 этнокультурных объединений [11]:


п/п

Наименование сельского округа

Наименование

Руководитель

Колич. членов

1

Новоишимский сельский округ

“Трембита”

Ефремова Н.А.

-

2

Новоишимский сельский округ

“Лад”

Евдоченко О.С.

15

3

Новоишимский сельский округ

“Бірлік”

Суйесинова С. Т.

-

4

Новоишимский сельский округ

“Вайнах”

Хулагов И.Ю.

78

5

Новоишимский сельский округ

“Болашақ”

Тимощук Е. А.

10

6

Новоишимский сельский округ

«Алтын бесік»

Жантасова Б. С.

-

7

Новоишимский сельский округ

«Мирас»

Нурмаганбетова А.К.

711

8

Новосельский сельский округ

“Любава

Кривко З. В.

-

9

Бирликский аульный округ

«Радуга»

Тангулова А.К.

-

10

Андреевский сельский округ

«Шаңырақ»

Пикулева Н. А.

6

11

Чистопольский сельский округ

«Жолдастық»

Сураева Т. Л.

-

12

Чистопольский сельский округ

«Шаттық»

Жуматаева Д. К.

10

13

Тахтабродский сельский округ

«Селянка»

Белова В. В.

6

14

Салкынкольский аульный округ

«Татулық-достық»

Лебедева М. Р.

6

15

Кокалажарский аульный округ

«Шаңырақ»

Жангутдинова А.Н.


16

Червонный сельский округ

«Станица»

Каратай Г. В.

21

17

Дружбинский сельский округ

«Ұлытау»

Мартынова А.Н.

27

18

Дружбинский сельский округ

«Дружба-достық»

Климкова Н.А.

-

19

Шоптыкольский сельский округ

«Туған жер»

Бейсекова С. С.

7

20

Шоптыкольский сельский округ

«Жаңару»

Рябина З. В.

-

21

Возвышенский сельский округ

«Мирас»

Моличева Л.А.

-

22

Шукыркольский сельский округ

«Арай»

Зикрина З.Ф.

6

23

Рузаевский сельский округ

«Ынтымақ»

Емельянова Л.В.

8

24

Кырымбетский сельский округ

«Червона Рута»

Курбанова С. З.

-

25

Нежинский сельский округ

«Арман»

Баянова З.Н.

-

26

Нежинский сельский округ

“Достық”

Парафейник С.Н.

8

27

Ломоносовский сельский округ

“Криница”

Воронцова А.В.

-


Члены этнокультурных объединений района активно участвуют в мероприятиях, направленных на укрепление единства народа, на формирование национального самосознания в условиях толерантности. Неоднократно коллективы района занимали призовые места на конкурсах в области и республике. Приведём примеры:

Члены этнокультурного объединения «Ынтымақ» принимали участие в областном фестивале «Салт-дәстүр», где выиграли Гран-при.

1 Мая 2013 года в городе Петропавловск был проведен фестиваль, посвященный Дню единства народа Казахстана, – «Молодежь-за единство и процветание», где принимало участие молодежное крыло этно-культурного обьединения «Станица» нашего района, занявшее второе место в номинации «Хореографическое исполнительство».

Этно-культурные обьединения принимают активное участие в республиканском фестивале украинской песни «Украина моя, Украина» в городе Астане, ежегодно выезжают в город Петропавловск на фестиваль «Шевченковский март», принимают участие в фестивале «Одна страна–одна судьба».

1 Мая в нашем районе был проведен фестиваль национальных танцев «В единстве наша сила», где приняли участие 142 человека и была организована выставка-распродажа народного творчества.

В библиотеках района были проведены: литературно-музыкальная композиция «Атамекен – земля отцов», этнографическая мозаика «В дружной семье народов», фольклорный вечер «Родной земли многоголосье», индивидуальные и групповые беседы по теме «В мире, единстве и согласии».

С целью пропаганды дружбы и единства народов Казахстана, мира и согласия в обществе, свободного развития родного языка и культуры всех этносов, проживающих в Казахстане, в школах района проводятся:

неделя языков народа Казахстана «Язык - душа народа»,

общешкольные линейки «Язык – духовное богатство народа»,

цикл классных часов «Мы за мир»,

лекторий для учащихся и родителей «История развития религий и межконфессиональных отношений»,

организованы книжные выставки «Религия и современность».

Таким образом, в районе имени Г. Мусрепова успешно реализуетя казахстанская модель межэтнического согласия.







Заключение

Мы внимательно изучили казахстанскую модель межэтнического и межконфессионального согласия.

По итогам исследования были сделаны следующие выводы:

  1. В Республике Казахстан наблюдается межэтническая и межконфессиональная стабильность, обеспечивающаяся соблюдением прав граждан вне зависимости от принадлежности к религии или нации, продуманной языковой политикой государства, учитывающей интересы всех членов общества, поддержкой этнокультурных организаций на всей территории страны.

  2. В отличие от стран с конфликтной межэтнической и межконфессиональной ситуацией, народ Казахстана гордится своим единством. Президент подчёркивает, что на единстве народа основана сила и успех государства.

  3. В районе имени Габита Мусрепова в полной мере реализуется успешная казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия.

Таким образом, в ходе исследования подтвердилась выдвинутая нами гипотеза. Действительно, межэтническое и межконфессиональное благополучие прослеживается на территории всего Казахстана, что подтверждается на примере района имени Габита Мусрепова. Мероприятия, направленные на укрепление единства народа, проводятся на местном, районном, областном и республиканском уровнях. Также Казахстан укрепляет свой статус миролюбивого государства в мировом сообществе.

Список использованной литературы:

  1. Н. Назарбаев - основатель казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия / Под ред. Алиева Ж. – Алматы: Жеті жарғы, 2005. – 212с.

  2. Байдаров Е.У. Межэтническая толерантность как фактор гражданской интеграции Казахстана в условиях глобализации // Аналитик. – 2009. - № 3. – С. 28-34.

  3. Национальная консолидация казахстана: проблемы и перспективы Сборник материалов круглого стола, (г. Алматы, 28 марта 2013 г.)

  4. Б.М.Ауанасова, Казахстанская модель межнационального и межконфессионального согласия http://www.ashgabat.kz/article/141

  5. Абуов А. Мир и согласие – главная ценность http://yvision.kz/post/362592

  6. Межнациональные конфликты в современном мире. Гладкова А.П. // Севастополь. – 2003. 26 с.

  7. Этнобарьер http://uighur.kz/news/118-etnobarer.html

  8. Особая поддержка изучения немецкого языка в школах Казахстана http://www.kasachstan.diplo.de/Vertretung/kasachstan/ru/06-kultur-und-bildung/weshalb-deutsch-lernen/1-sprachdiplomschulen.html

  9. Украинство в Казахстане http://e-center.asia/ru/news/view?id=5732

  10. Итоги переписи населения в Казахстане 2009 года http://www.nomad.su/?a=3-201011150038

  11. Информация по этнокультурным объединениям на 27.10.2014 // Акимат района им. Г. Мусреповаhello_html_m4d466bb7.png


Научный проект "Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия"
  • Обществознание
Описание:

Школьный научный проект  "Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия" может быть использован учителями как опорный материал для внеклассных мероприятий по истории Казахстана или обществознанию, как источник для сообщений и рефератов. Стоит отметить актуальность материала, так как в нынешнем учебном году исполняется 20 лет Ассамблее народов Казахстана - уникальной общественной организации, созданнной для поддержки межнационального и межконфессионального согласия в стране, а также обеспечивающей связь между всеми заиньересованными в данном вопросе сторонами. 

Автор Султанова Батчай Зайнулловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 621
Номер материала 39725
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓