Главная / Русский язык и литература / Научный проект по русскому языку на тему "Речевой портрет пятиклассника"

Научный проект по русскому языку на тему "Речевой портрет пятиклассника"

Оглавление

Абстракт 3-4

Введение 5-7

Глава 1. Язык - важнейшее средство общения.

    1. Язык и мышление. 8-10

    2. Соотношение понятий «языковая личность» и

«речевой портрет» 10-11

    1. Коммуникативные функции языка. 11-13

Глава 2. Особенности речевого портрета пятиклассника

    1. Системный подход к формированию культуры речи 12-13

в 5 классе

    1. Степень влияния различных факторов на

речь пятиклассника 14-16

    1. Речевой портрет пятиклассника в контексте с портретом современного молодого человека. 16-19

Заключение 20

Список используемой литературы 21

Аннотация 22













Абстракт

Цель исследования заключается в описании и анализе речевого портрета учащихся 5 класса Тогузакской средней школы.

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что речевой портрет школьника формируется под воздействием различных факторов, образующихся в уникальной образовательной среде, создаваемой учебным заведением. Вместе с тем, ученик, являясь субъектом подростковой социокультуры не может не нести в своем речевом портрете те черты, которые присущи всей современной молодежи.

Процедура исследования состояла из аналитической исследовательской и рефлексивной части.

В качестве методов исследования применялись беседы, наблюдения, анкетирования.

Новизна исследования заключается в том, что проблема, исследуемая мною в работе, сегодня представляется мне актуальной, потому что, на мой взгляд, она находится в русле формирующейся возрастной лингвистики и обусловлена значимостью изучения языковой личности на начальных этапах её развития

На основании полученных результатов автор пришла к следующим выводам: лексикон языковой личности старшеклассников особенно открыт для влияний со стороны всех имеющихся в национальном языке форм речи, как литературных, так и нелитературных. При этом наша речь содержит большое количество собственно подростковых слов, а речевые привычки подростков специфичны и недостаточно изучены в лингвистической литературе. Подростки часто вставляют в свою речь слова-паразиты, англицизмы, поэтому на их примере можно наблюдать изменения, происходящие в языке, также убедилась в том, что в речевом портрете пятиклассников в меньшей степени наблюдается влияние современных молодежных течений, таких как «панк-культура», «рэп-культура», «готы», «эмо» и другие.

Область практического использования результатов данной работы - обучение приемам и способам школьников необходимости стремиться к совершенствованию речи, к повышению своей речевой грамотности.

Абстракт

Зерттеу мақсаты Тоғызақ орта мектебінің 5 сынып оқушыларының тілдік портретінің сараптамасын жасау.

Оқушының тілдік портреті әртүрлі факторлардың әсерімен оқу орны құрған білімдік ортада құрылады деп гипотеза береміз. Сонымен бірге оқушы өсіп келе жатқан әлеуметтік мәдениеттің, қазіргі жастардың қолданатын тілдерінен де тыс қолмайды.

Зерттеу сатылары сараптамалық, зерттеулік, рефлексиялықбөліктерден тұрады.

Зерттеу әдістері ретінде әңгімелесу,бақылау, сауалнама қолданылды.

Мен жасөспірімдер лингвистикасы қалыптасып келе жатқанда олардың тілінің дамуына қазіргі жастардың тілдік ерекшелігі өз әсерін тигізеді деп ойлаймын. Қазіргі кезде өзекті мәселе, сондықтан менің зерттеу ісімнің жаңалығы осы мәселе болып табылады.

Алынған жауаптардың негізінде автор мынандай түйінге келеді: қазіргі жоғарғы сынып оқушыларының тілдік сөз қорлары әдеби және әдеби емес сөздермен жеке сөздер көп кездеседі ,ал олардың тілдік әдеттері өздеріне ғана тән, әдеби лингвистикаға сай дамымағанын көруге болады. Жасөспірімдер өз тілдерінде тұрпайы сөздерді, ағылшын тілінен енген сөздерді қолданады,сондықтан олардан тілде болып жатқан өзгерістерді байқауға болады , сонымен қатар бесінші сынып оқушыларының тілдік портретінде қазіргі жастардың әсерінің аз екенін байқадым. Мысалы: «панк-мәдениеті», «рэп-мәдениеті», «гот», «эмо» т.б.

Бұл жұмыстың нәтижесін оқушылардың тілдерін дамыту әдіс-тәсілдерімен, өз тілдік сауаттылығын арттыруда практикада қолдануға болады.


Abstract


The purpose of the study is to describe and analyze the speech portrait grade 5 students Toguzakskoy High School.
As a hypothesis supports the assumption that the speech portrait schoolboy is influenced by various factors, resulting in a unique educational environment provided by the institution. However, the student, being the subject of teenage social culture can not bear the portrait in his speech are the features that are inherent in the whole of modern youth.
The study process consisted of analytical research and reflective pieces.
The methods of research used interviews, observations and surveys.
The novelty of the study is that the problem studied by me at work, today seems to me relevant, because, in my opinion, it is in line with the emerging age of linguistics and language studies due to the significance of personality in the early stages of its development
Based on these results, the authors came to the following conclusions: the lexicon of the language person is open to high school students especially influences from all available in the national language of the forms of speech, both literary and non-literary. Furthermore, our speech contains a large number of actual teenage words and speech habits of adolescents are specific and not well understood in the linguistic literature. Teens are often inserted into the speech word-parasites anglicizes, so their example can be observed changes in language, also became convinced that the portrait of fifth-graders in the speech to a lesser extent observed the influence of modern youth movements such as "punk culture" , "rap culture", "goth", "emo", and others.
Area of ​​practical use of the results of this work - teaching techniques and methods students need to strive to improve the speech, to improve their verbal literacy.






Введение

Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, то есть понимания человеком действительности и себя в ней. Но и то, и другое возможно только в людском общежитии.

речью».

Язык не природное явление, его место среди явлений общественных, занимающих свое, особое место среди общественных явлений, обладающих своими специфическими чертами. Так как язык, будучи орудием общения, является одновременно и средством обмена мыслями, естественно возникает вопрос о соотношении языка и мышления. Мышление не может обойтись без языка, и язык без мышления невозможен. Они образуют единство.

Языковая личность традиционно рассматривается как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)». Также актуальным представляется рассмотрение коллективной языковой личности пятиклассника и описание соответствующего речевого портрета через анализ порождаемых школьниками устных текстов.

Важным является отношение «языка» и «речи», знания внутренней структуры языка и умение использовать его в своей речи. Такой подход приводит к осознанию понятия «речевой портрет личности». Речевой портрет – это эффективный способ раскрытия языковой личности человека.

Выбор этой возрастной группы обусловлен прежде всего тем, что я сама являюсь представителем данной возрастной группы в среде нашего образовательного учреждения. Вместе с тем, лексикон языковой личности старшеклассников особенно открыт для влияний со стороны всех имеющихся в национальном языке форм речи, как литературных, так и нелитературных. При этом наша речь содержит большое количество собственно подростковых слов, а речевые привычки подростков специфичны и недостаточно изучены в лингвистической литературе. Подростки часто вставляют в свою речь слова-паразиты, англицизмы, поэтому на их примере можно наблюдать изменения, происходящие в языке. Проблема, исследуемая мною в работе, сегодня представляется мне актуальной, потому что, на мой взгляд, она находится в русле формирующейся возрастной лингвистики и обусловлена значимостью изучения языковой личности на начальных этапах её развития.

Поэтому наша цель состоит в описании и анализе речевого портрета учащихся 5 класса Тогузакской средней школы.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

  • Дать общее представление о концепции языковой личности.

  • Выявить соотношение понятий «языковая личность» и «речевой портрет».

  • Рассмотреть основные особенности речевого портрета пятиклассника.

  • Определить степень влияния различных факторов на речь школьников.

  • Выявить системный подход к формированию культуры речи в 5 классах

Объект: Коллективный речевой портрет формирующейся языковой личности школьника 10-11 лет, отражающий особенности его речи, речевого поведения.

Предметом моего исследования явилась языковая личность учащихся 5 классов.

Гипотеза: Мы предполагаем, что речевой портрет школьника формируется под воздействием различных факторов, образующихся в образовательной среде, создаваемой учебным заведением. Вместе с тем, ученик, являясь субъектом подростковой социокультуры не может не нести в своем речевом портрете те черты, которые присущи всей современной молодежи.

Методологическая основа исследования: В своей работе мы опираемся на теории и исследования Виноградова В.В., .  Рыбакова Б.А., .  Степанова А.М., Фасмера М.Р., Ожегова С.И. и других ученых.

При исследовании подростков мною были использованы методы беседы, наблюдения, анкетирования.

Результатом моих исследований является разработка рекомендаций по совершенствованию речевого портрета пятиклассника, к повышению своей речевой грамотности.





































Глава 1. Язык - важнейшее средство общения.

    1. Язык и мышление.

Язык не природное явление, его место среди явлений общественных, занимающих свое, особое место среди общественных явлений, обладающих своими специфическими чертами. Так как язык, будучи орудием общения, является одновременно и средством обмена мыслями, естественно возникает вопрос о соотношении языка и мышления. Мышление не может обойтись без языка, и язык без мышления невозможен. Они образуют единство.

Всякий язык, в какой бы форме он ни выражался, является знаковой системой. Наряду со звуковыми используются письменные знаки, зрительные образы, мимика, жесты, рисунки, т.е. то, из чего состоит данный знак. Некоторые группы людей часто используют в качестве знаков общения татуировки, жаргонные слова, аббревиатуры. В процессе общения знаки выполняют определенные функции. Прежде всего, они указывают на принадлежность личности к той или иной группе, служат человеку средством показать, кто он такой. «Знак есть часть и условие процессов общения как одной из сторон социального взаимодействия людей как членов группы или общества в целом»,- пишет А.А. Леонтьев. Язык реализуется в речи. Речь - это внешнее проявление языка, т.е. она относится к вербальным средствам общения. Речь играет исключительно важную роль в общении и трудовой деятельности человека. Один из мыслителей сказал: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел». Важнейшая функция речи как деятельности - функция выражения мысли. Мыслить - значит оперировать понятиями, поэтому необходимо знать слова, обозначающие эти понятия. Вот поэтому-то овладение языковыми средствами является овладением богатством языка, необходимым условием развития мышления человека и его общения.

В речевой организации человека, по мнению профессора В.И. Карасика

выделяет пять неоднородных ее компонентов:

1) языковую способность как органическую возможность научиться вести речевое общение (сюда входят психические и соматические способности человека);

2) коммуникативную потребность, то есть адресатность, направленность на коммуникативные условия, на участников общения, языковой коллектив, носителей культуры;

3) коммуникативную компетенцию как выработанное умение осуществлять общение в его различных регистрах для оптимального достижения цели (компетенцией человек овладевает, в то время как способности можно лишь развить);

4) языковое сознание как активное вербальное отражение во внутреннем мире внешнего мира;

5) речевое поведение как осознанную и неосознанную систему поступков, раскрывающих характер и образ жизни человека.

На сегодняшний день в лингвистике не сформировано единого представления о языковой личности. Само понятие «языковая личность» «образовано проекцией в область языкознания соответствующего междисциплинарного термина, в значении которого преломляются философские, социологические и психологические взгляды на общественно значимую совокупность физических и духовных свойств человека, составляющих его качественную определенность». Прежде всего, под языковой личностью понимается человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности, т.е. личность речевая - комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения. Под языковой личностью также понимается совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения, т.е. личность коммуникативная. Под языковой личностью может пониматься закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода «семантический фоторобот», составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре, т.е. личность словарная. Языковая личность представляет собой многослойную и многокомпонентную парадигму речевых личностей. Если языковая личность - это парадигма речевых личностей, по мнению Ю.Е. Прохорова, то, наоборот, речевая личность - это языковая личность в парадигме реального общения. Развитие теории языковой личности в сторону соотношения в личности языка и речи позволило выделить понятие «речевая личность». В основе разграничения понятий «языковая личность», «речевая личность» и «речевой портрет» лежит, прежде всего, необходимость различения Языка и Речи.

Отношения между языком и речью складываются таким образом, что в систему языка включаются только наиболее устойчивые и неслучайные компоненты речи. Исходя из этого положения, мы можем утверждать, что для наиболее полного и точного описания языковой личности (индивидуальной или коллективной) требуется, в первую очередь, реконструкция и анализ ее речевого портрета.

Целостный речевой портрет языковой личности может дать только подробное описание ее речи и речевого поведения на значительном временном промежутке. Это практически не осуществимо, поэтому исследовательские поиски при изучении проблемы языковой личности и создания её речевого портрета направлены на такие моменты речевого поведения, которые несут в себе сущностные (типовые) черты, способные стать параметрами для создания типологии языковых личностей.


1.2.Соотношение понятий «языковая личность» и «речевой портрет»

Языковая личностьнаименование комплексного способа описания языковой способности индивида, соединяющего системное представление языка с функциональным анализом текстов. Языковая личность - субъект, обладающий совокупностью способностей и свойств, позволяющих ему осуществлять сугубо человеческую деятельность - говорить, общаться, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие цели и условиям коммуникации, извлекать информацию из текстов, воспринимать речь.

Одним из самых важных периодов в развитии языковой личности является отрочество и юношество. В эти годы, с одной стороны, лексикон человека продолжает быстро пополняться, а с другой, человека можно назвать полноценной языковой личностью, так как он уже выработал свой неповторимый стиль общения, где в полной мере выражена его индивидуальность.

Речевой портрет - это речевая характеристика. Подбор особых для каждого индивидуума слов и выражений. В одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная лексика и необработанный синтаксис, а также излюбленные “словечки” и обороты речи, пристрастие к которым характеризует индивидуум с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).



1.3.Коммуникативные функции языка.

Я взрослею, поэтому хочется научиться выражать свои мысли ярко, образно, убедительно, доступно, научиться располагать к себе собеседника, аудиторию, грамотно вести деловую переписку, составлять тексты документов. Понимаю, что для этого необходимо много учиться и стать коммуникативной личностью.

Что же входит в это понятие? Это прежде всего коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, являющихся составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности».

Вновь обратимся к словарю С.И. Ожегова

КОММУНИКАЦИЯ

Сообщение, общение (книжн.) Речь как средство коммуникации. Коммуникативные функции.

Отсюда следует, что коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности -способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной

компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает

интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности.

Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т.п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия искусства.

Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности. Приобретение коммуникативного опыта происходит не только на основе непосредственного участия в актах коммуникативного взаимодействия с другими людьми. Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения.

Необходимо подвести итог, то есть, основываясь на все теоретические сведения, попробую сделать вывод. Я считаю, что важным моментом процесса формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий «в уме» является составной частью нормального протекающего коммуникативного действия.


Глава 2. Особенности речевого портрета пятиклассника

2.1.Системный подход к формированию культуры речи в 5 классе

Культура речи - в теоретическом плане - раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком; в практической - нормативность речи, ее правильность, соответствие требованиям, предъявляемым к языку, умение творчески использовать языковые средства в зависимости от условий общения, цели и содержания выступления.

Культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью. В связи с этим, осуществляя системный подход к проблемам культуры речи учащихся, педагоги школы направляют свою деятельность на формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетентности учащихся.

Благодаря сложившейся в школе системе по формированию культуры речи старшеклассников, приходим к выводу, что у учащихся существует определенная культура речи и сложилась потребность в её развитии и совершенствовании.



2.2.Степень влияния различных факторов на речь пятиклассника

Как уже говорилось выше, в нашем образовательном учреждении школьник может получить качественное образование по всем учебным предметам.

Проводя свое исследование, я смогла убедиться в том, что более всего на состав школьного сленга учеников повлияло изучение предмета «Информационные технологии», а также занятия в школьном Интернет-клубе.

На основании полученных мною данных был сделан вывод о том, что изучение и широкое использование информационных технологий в школе значительно влияет на разговорный портрет учащихся.

Затем я решила исследовать, каким образом влияет на формирование речевого портрета пятиклассников употребление англицизмов. В нашей школе фундаментально мы начинаем изучать английский язык с 5 класса. Увлечение англицизмами стало своеобразной модой, оно обусловлено созданными в молодежном обществе стереотипами, идеалами.

Для проведения исследования мною была разработана следующая анкета и проанкетировано 15 учащихся моего класса и 8 взрослых людей, работающих в школе. Им была предложена следующая анкета:



Анкета

  1. Как вы относитесь к употреблению англицизмов в русском языке?







  1. Употребляете ли вы англицизмы в своей речи?



  1. Где чаще всего встречаете (видите, слышите) англицизмы?









  1. Как вы думаете, почему молодежь все чаще заменяет русские слова англицизмами?







  1. Как вы думаете, возможно, что в будущем население Казахстана будет говорить на английском языке?





  1. Почему именно английские слова пополняют русский лексикон?


Ответы:

Приветствую – 60%

Отрицательно – 5 %

Мне все равно – 35%



Да – 88 %

Нет –12%







Видео – 5%

Интернет – 65%

Разговоры со сверстниками – 20%

СМИ (пресса) – 10%





Модно – 15%

Престижно – 5%

Не знаю – 80%





Да – 10%

Нет – 10%

Не все – 80%





Это язык международного общения – 39%

У нас есть фирмы из США и Англии – 26%

Не знаю – 35%



Результаты анкетирования показали, что англицизмы, употребляемые школьниками, аттестуют их в определенных кругах более высоко, подчеркивают уровень информированности, их превосходство над остальными. Иностранные слова в речи школьников могут играть роль своеобразных цитат: термин, принадлежащий какой – либо специальной сфере, может цитироваться, сознательно обыгрываться, искажаться. Именно в этой группе имеет место русское или просто неправильное прочтение английского слова.

ИТАК: если проанализировать словарный запас (лексикон) пятиклассника, то из всего сказанного можно сделать вывод, что в основном при общении пользуемся активным словарем, хотя иногда применяем экспрессивную лексику, конечно, понимая, с кем разговаривать и о чем.

Обобщая все собранные данные по опросу и анкетированию моих сверстников я получила следующую итоговую диаграмму:



Я понимаю, что соблюдение речевых норм, грамотность речи - базовое важнейшее требование речевого общения. Несоблюдение речевых норм: корявые, безграмотные обороты, лексические, грамматические и др. ошибки создают своеобразные помехи при восприятии речи. Такая речь (особенно устная) не только плохо усваивается, но и не с лучшей стороны характеризует ее (автора) адресата.

Безграмотная звучащая и письменная речь обуславливает сдвиги в сознании воспринимающих (адресатов), создавая порочный круг.

2.3.Речевой портрет пятиклассника в контексте с портретом современного молодого человека

Молодые люди сами создают слова и выражения, чтобы общаться между собой и говорить о себе своими словами. Конечно, в этих попытках быть независимым много от игры, от затянувшегося детства или запоздалого ребячества. Но в молодежных словарных новшествах проявляется также природный талант народа. Оценивая словарь юношеского жаргона, можно выделить нечто общее положительное - инициативность, жизненную энергию, оптимизм молодых (впрочем, здесь проявляются особенности возраста). К сожалению, у многих парней и девушек налицо иждивенчество, резко критическое отношение к прошлому и настоящему при отсутствии программы собственных действий, неуважительное отношение к авторитетам, политическим теориям, вождям и начальникам. Например: добросовестного работника мои ровесники называют арап, бес, крестьянин, летун, лох, рабсила. Добросовестно работать - значит горбатиться, ишачить, мычать, пыхтеть, умирать. В этих словах нет и намека на уважительное отношение к труду и рабочему человеку. А вот "расшифровка" для плохого работника, бездельника, нахлебника: бирюлечник, вампир, мрак, стрелочник, пролетарий, халва, халявщик, чайка, хомут, шакал, чайник, шаровик, шланг и т.д. Какое-то осуждение бездельников в них заметно, но главным занятием значительной части молодежи является убийство времени. В ходе подготовки к проекту я стала внимательнее относиться к речи своих сверстников, замечать какие-то шероховатости. Вот лишь весьма малая часть того, что встретилось в речи одноклассников в значении "бездельничать": балду гонять, долбиться рогами, пустышку тянуть, торчать, как капуста, халявить и многое другое. Словарь молодых людей отражает неуважительное отношение к родителям: предки, родаки, спонсоры, лапти; к пожилым людям: колымага, мухолов; к умным людям: ботаник, монстр, моченый, человек с портфелем (здесь ударение делается на первом слоге); к деревенским жителям: бык, валенок, кнут, индеец, плужок, укроп и др. Не очень лестно отзывается молодежь о наших политиках: думак, депутанты; о Государственной Думе: обезьянник.

Очень резко и неуважительно называет молодежь тех, кто чем-то выделяется среди прочих: ростом, телосложением, умом или его отсутствием, особенностями в поведении. Это тоже следствие утраты нравственных ориентиров, массовая невоспитанность и бескультурье в условиях неопределенности и бессилия высшей власти.

Значительный пласт моей лексики составляют слова, которые при общих с литературным языком значениях имеют еще и значения, появившиеся в результате семантических процессов:

бизОн – 1) копытное животное, 2) кошка

ботвА – 1) стебли и листья растений,

Особо следует отметить наличие значительной группы фразеологизмов,

бытующих в нашем лексиконе:

пешкОм стоять- «ехать стоя в транспорте» (Садись. –Ладно, я лучше пешком постою);

руки кудрЯвые - «о человеке, у которого все из рук валится» (Ну, Маня, руки у тебя кудрявые);

быть в пролЕте - «не получить чего-либо» (Дай мне семян-то. – А ты в пролете?);

бить тусОвки - «ожидать кого-либо, торчать на одном месте» (Димка уже полчаса у подъезда тусовки бьет, тебя, что ли, ждет?);

сдвиг по фАзе - «человек сошел с ума» (У тебя что, сдвиг по фазе?);

есть – бодАть, навЯливать, подъедАть, рубАть, трЕскать, хАвать,чАмкать;

замерзнуть (о ком-либо) – задрЫгнуть, задубЕть, заколЕть, закостенЕть, засОхнуть, остекленЕть;

идти – валИть, грестИ, канАть, кантовАть, кочегАрить, мотАть, рулИть, хилЯть;

классно – классный: клЕво– клЕвый, корОнно – корОнный.

выражению «мне очень смешно» соответствуют выражения: в настоящем времени – я выпадАю, я вырубАюсь, я тащУсь (Я тащусь, какая у тебя шляпа); в прошедшем времени – я вЫрубился, я отпАл, я пал, я угорЕл.

Сосуществованием некоторых форм объясняется наличие целых синонимических рядов: быстрее – кЕрче, по-бЫрому, рЕзче, рогОче; компания – бАнда, контОра, мАфия, толпА, кУча; хороший – бАрский, клАссный, мазЕвый, чЕткий, чИнный и т.п.

Я взрослею, поэтому хочется научиться выражать свои мысли ярко, образно, убедительно, доступно, научиться располагать к себе собеседника, аудиторию, грамотно вести деловую переписку, составлять тексты документов. Понимаю, что для этого необходимо много учиться и стать коммуникативной личностью.

































Заключение

Изучив литературу по данной проблеме, проанализировав результаты моих исследований, я пришла к выводу ,что языковая личность у школьника находится на начальной стадии своего развития, поэтому она наименее устойчива и наиболее восприимчива к внешним факторам. Развитие языковой личности у человека происходит на протяжении всей его жизни, поэтому очень важно какую лексическую базу получит человек в детстве.

Актуальной проблемой современного общества является речевое поведение языковой личности. В современном мире, открытом и демократичном, очень важно правильно пользоваться «свободой слова», просто словом, как номинальной единицей речи.

Подводя итог, я могу сказать, что у меня получилось создать речевой портрет пятиклассника , отразить основные характеристики его языковой личности и выявить основные факторы, влияющие на формирование и развитие речевого портрета школьника.

На основании данного исследования мы можем составить рекомендации по совершенствованию речевого портрета пятиклассника. Главные из них: самоконтроль разговора каждым учеником, необходимость грамотно и последовательно строить свою речь, при этом избегая излишнего использования сленга и заимствованных слов, способствующих засорению русского языка. Школьникам необходимо стремиться к совершенствованию речи, к повышению своей речевой грамотности, и, как было сказано в моей работе, в нашей школе созданы для этого все условия.











Список используемой литературы:

1.  Виноградов В.В. История слов. М., 1994.

2.  Ожегов С.И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994.

3.  Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 2007.

4.  Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1995.

5.  Гаврилов Д.А, Наговицын А.Е. Боги славян. М., 2002.

6.  Коновалова Н.И. Сакральный текст как лингвокультурный феномен. Екатеринбург, 2007.

7. Алексеев С.Т. Крамола: Роман в 2 кн. М., 2000.

8. Зеленин Д.К. Троецыплятница (Этнографическое исследование) // Избранные труды. Статьи по духовной культуре. М., 1994. С. 105.

9. Фасмер М.Р. Этимологический словарь русского языка. В 4 томах. М., 2009.

10. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. СПб., 1888.




















Аннотация

Научный проект направлен на анализ и описание речевого портрета учащихся 5 класса Тогузакской средней школы и разработку рекомендаций обучению приемам и способам школьника к совершенствованию речи, к повышению речевого портрета. В теоретическом разделе раскрыты теоретико-методологические аспекты языка как важнейшего средства человеческого общения. В частности, отражены роль, сущность и развитие языковой личности как «совокупности способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых текстов. В ананалитико-конструктивной части выявлены особенности соотношения понятий «языковая личность» и «речевой портрет»; исследован уровень влияния различных факторов на речь школьников ,под воздействием которых формируется их речевой портрет; предложены рекомендации по совершенствованию речи, а также приведены результаты анкетного опроса «влияние англицизмов на речь школьников»























22


Научный проект по русскому языку на тему "Речевой портрет пятиклассника"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель исследования заключается  в описании и анализе речевого портрета учащихся 5 класса Тогузакской средней школы.

   В качестве гипотезы выступает предположение о том, что речевой портрет школьника  формируется  под воздействием различных факторов, образующихся в уникальной образовательной среде, создаваемой учебным заведением . Вместе с тем, ученик, являясь субъектом подростковой социокультуры не может не нести в своем речевом портрете те черты, которые присущи всей современной  молодежи.

 Процедура исследования состояла из аналитической исследовательской и рефлексивной части.

В качестве методов исследования применялись беседы, наблюдения, анкетирования.

Новизна исследования заключается в том, что  проблема, исследуемая мною в работе, сегодня представляется мне актуальной, потому что, на мой взгляд, она находится в русле формирующейся возрастной лингвистики и обусловлена значимостью изучения языковой личности на начальных этапах её развития 

На основании полученных результатов автор пришла к  следующим выводам: лексикон языковой личности старшеклассников особенно открыт для влияний со стороны всех имеющихся в национальном языке форм речи, как литературных, так и нелитературных. При этом наша  речь содержит большое количество собственно подростковых слов, а речевые привычки подростков специфичны и недостаточно изучены в лингвистической литературе. Подростки часто вставляют  в свою речь слова-паразиты, англицизмы, поэтому на  их примере можно наблюдать изменения, происходящие в языке,    также убедилась в том, что в речевом портрете пятиклассников  в меньшей степени наблюдается влияние современных молодежных течений, таких как «панк-культура», «рэп-культура», «готы», «эмо» и другие.

Область практического использования результатов данной работы -  обучение приемам и способам школьников необходимости  стремиться к совершенствованию речи, к повышению своей речевой грамотности.

 

 

 

 

 

 

 

Автор Кравченко Ольга Александровна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 3276
Номер материала 4132
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓