Главная / Физика / Научный проект по физике на тему: "Народная астрономия древних казахов"

Научный проект по физике на тему: "Народная астрономия древних казахов"

9


Ученика 7 «А» класса

КГУ «Экономическая школа-лицей»

Надейкина Феликса



Научный проект на тему: «Народная астрономия древних казахов».

План

  1. Введение 1

  2. Народные календари и астрономия 2

  3. Небесные светила 3

  4. Древний казахский фольклор о небесных светилах 6

  5. Заключение 9


1. Введение

Астрономия - одна из древнейших наук. Первые записи астрономических наблюдений, подлинность которых несомненна, относятся к VIII в. до н.э. Однако известно, что еще за 3 тысячи лет до н.э. египетские жрецы подметили, что разливы Нила, регулировавшие экономическую жизнь страны, наступают вскоре после того, как перед восходом Солнца на востоке появляется самая яркая из звезд, Сириус, скрывавшаяся до этого около двух месяцев в лучах Солнца. Из этих наблюдений египетские жрецы довольно точно определили продолжительность тропического года.

В Древнем Китае за 2 тысячи лет до н.э. видимые движения Солнца и Луны были настолько хорошо изучены, что китайские астрономы могли предсказывать солнечные и лунные затмения.

Астрономия возникла из практических потребностей человека. Кочевым племенам первобытного общества нужно было ориентироваться при своих странствиях, и они научились это делать по Солнцу, Луне и звездам. Первобытный земледелец должен был при полевых работах учитывать наступление различных сезонов года, и он заметил, что смена времен года связана с полуденной высотой Солнца, с появлением на ночном небе определенных звезд. Дальнейшее развитие человеческого общества вызвало потребность в измерении времени и в летоисчислении (составлении календарей).

Все это могли дать и давали наблюдения над движением небесных светил, которые велись в начале без всяких инструментов, были не очень точными, но вполне удовлетворяли практические нужды того времени. Из таких наблюдений и возникла наука о небесных телах – астрономия.

2. Народные календари и астрономия

Казахи с древнейших времен широко пользовались древним народным календарем, основанном на 12-летнем животном цикле (мушель), возникшем в самом начале нашей эры или немного ранее в Центральной Азии среди древних кочевых племен, входивших в состав гуннского политического союза, и распространился среди многих народов Средней Азии. Эту систему использовали только для исчисления лет. Отличительная черта ее заключается в том, что годы названы именами животных и через 12 лет повторяются в той же последовательности.

1

Тышкан жылы

Год мыши

2

Сиыр жылы

Год коровы

3

Барыс жылы

Год барса

4

Коян жылы

Год зайца

5

Улу жылы

Год Дракона

6

Жылан жылы

Год змеи

7

Жылкы жылы

Год лошади

8

Кой жылы

Год барана

9

Мешiн жылы

Год обезьяны

10

Тауык жылы

Год утки

11

Ит жылы

Год собаки

12

Доныз жылы

Год свиньи

Выбор этих животных в основном был связан с обожествлением их. Тотемные животные считались священными, и поэтому народы, связывающие свое происхождение с ними, строго почитали их, запрещалось убивать, употреблять их мясо в пищу.

Наряду с двенадцатилетней системой среди казахов действовало и мусульманское летоисчисление по годам хиджры. По животному циклу счет ведется на солнечные годы, в то время как по хиджре – на лунные годы, что гораздо сложнее и было доступно только ученым людям и духовенству.

Самая древняя народная система – счет месяцев по покрытию Плеяд луной (тогыс айдары). Покрытие в году наблюдается 13 раз, из них 11 наблюдаются, а 2 нет, поскольку последние совпадают со временем, когда Плеяды в течение 40 дней (с 10 мая по 22 июня) на небе не просматриваются, т.е. по народному представлению “находятся на Земле". Время между покрытиями, равное примерно 28 суткам, считалось месяцем покрытия (тогыс айы). Так, покрытие первых чисел луны приходится к маю, а на стадии полнолуния – к ноябрю-декабрю. Все эти нюансы движения небесных светил наблюдали и правильно подсчитывали только астрономы (есепшi), а для основной массы населения система счета покрытия была недоступна.

Год у казахов состоял из 12-ти месяцев и делится на 4 сезона: весна (коктем), лето (жаз), осень (куз), зима (кыс). Каждый сезон состоит из трех месяцев: весенние – март (наурыз), апрель (кокек), май (мамыр); летние – июнь (маусым), июль (шiлде), август (тамыз); осенние – сентябрь (кыркуйек), октябрь (казан), ноябрь (караша) и зимние месяцы – декабрь (желтоксан), январь (кантар), февраль (акпан).

По казахскому народному календарю год начинается с 22 марта. По этому поводу отмечали Наурыз той, что соответствует старинному восточному году – Навруз, наступающий в момент весеннего равноденствия. Во многих регионах Передней и Средней Азии наступление Нового года праздновалось с древнейших времен.

Казахи с древних времен знали и пользовались лунным календарем. Термин “лунный месяц” в казахском языке звучит “туар ай”. Народные астрономы хорошо знали, что в году 365,5 суток, 12 лунных месяцев и 11 суток, поэтому начало лунного месяца ежегодно меняется на 11 дней. Опытные скотоводы почти безошибочно определяли первые несколько чисел новолуния, а также знали, что на 14 сутки наступает полнолуние, а затем постепенно убывает.

В зависимости от расположения новой луны казахи предсказывали погоду.

3. Небесные светила

Из небесных светил после солнца и луны самыми популярными были полярная звезда (темiрказык), Большая медведица (Жетi каракшы), Плеяды (Уркер), Венера (Шолпан), Лев (Камбар), Кассиопея (Каракурт), Сириус (Сумбiле), Млечный путь (Кусжолы).

Все эти звезды - наиболее заметные небесные светила. Поэтому народ хорошо знал их, изучал их движение, знал время и место их появления и заката в каждом сезоне и т.д. Знание этих тонкостей помогало путнику правильно ориентироваться ночью, а также в ведении многих хозяйственных мероприятий. Так, главным ориентиром в любое время года служила Полярная звезда. hello_html_3b66dc5f.png

Казахи хорошо знали о том, что она всегда находится на севере и стоит неподвижно, тогда как все остальные звезды постоянно находятся в движении.

Вполне естественно, что кочевые народы основным источником существования которых были табуны лошадей, называли Полярную звезду «железным гвоздем» («Темир-Казык»), вбитым в небо, а в остальных звездах Малой Медведицы видели привязанный к этому «гвоздю» аркан, надетый на шею Коня (созвездие Большой Медведицы). В течение суток Конь обегал свой путь вокруг «гвоздя». Таким образом, древние казахи объединяли созвездия Большой и Малой Медведицы в одно. hello_html_m532971d2.jpg

Из движущихся небесных светил в ночное время самым удобным ориентиром в определении как времени, так и направления движения являются Плеяды. За ними, во-первых, за исключением самых коротких ночей лета (с 10 мая по 20 июня), всегда можно наблюдать, во-вторых, они двигаются строго с востока на запад.

Кочевой скотоводческий образ жизни казахов дал им возможность наблюдать за Венерой. Появлению Венеры в летнее время на востоке радовались как предвестнице утренней зари, называя ее тан шолпан. Обычно восход Венеры служил сигналом для подъема путников и кочевого аула в путь, чтобы до наступления жары, по утренней прохладе можно легко совершить определенный отрезок пути, а для чабана – это самое удобное время для выгона отары на пастбище, вероятно, поэтому она получила название “пастушья звезда”. Появление Венеры в зимнее время на западе, яркой на фоне темной ночи, связывалось с поверьем, что будет тяжелая зима с сильными морозами.

Казахи также знали и о периоде, когда Венера в течение 5-6-ти месяцев на небе не наблюдается. Они объясняли это явление тем, что она “легла”. На самом деле, в этот период Венера восходит днем.

В народной астрономии казахов особое значение имело наблюдение за тремя небесными светилами – Плеядами, Орионом (Ушкар-таразы) и Сириусом. Изучая их движение, астрономы правильно определяли время восхода и заката в разное время года этих светил и их значение в хозяйственной деятельности людей.

Восход, закат или же расположение небесных светил казахи связывали с изменением погоды, что, безусловно, отражалось в хозяйственной деятельности.

После долгой зимы люди с нетерпением ждали теплых летних месяцев. Наблюдая за исчезновением с горизонта Плеяд, Ориона, Сириуса, говорили, что они опустились на землю, чтобы способствовать интенсивным всходам трав.

С восходом Сириуса (конец августа – начало сентября) связывали наступление осени, спелость посевов, нагул домашних и диких животных, а также похолодание климата. Как только увидят на небе Сириус, начинают стрижку овец, привязывают баранам и козлам-производителям набедренные фартуки, чтобы предотвратить случку.

У узбеков-локайцев и таджиков появление над горизонтом на утренней заре созвездия Плеяд, созвездия Ориона и самой яркой звезды Сириуса определялись также как начало осени и наступление холодов.

Народные знания казахов о небесных телах этим не ограничиваются, они знали еще много других светил, сложили о них множество легенд, поговорок, примет и т.д.

4. Древний казахский фольклор о небесных светилах

Древняя легенда гласит, что Солнце (Күн) и Луна (Ай) родились сестрами-близнецами, и обе были неописуемой красоты. Но Луна считала себя более красивой и беспрестанно хвасталась, чем постоянно донимала свою сестрицу. В конце концов Солнце обозлилась на свою сестру и расцарапала ей лицо. С тех пор на лике Луны и появились пятна – аламыш, а сама она стала появляться только ночами. Фазы зарождения нового месяца или убывания старого, казахи называют «Ай қорғалады» – Луна защищается, то есть считают, что в первом случае она осторожно подбирается к Солнцу, а во-втором, также неспешно отступает от него, опасаясь нового нападения. А вот период полнолуния, когда Луна наливается и становится круглой, считается временем, когда она снова дразнит свою вспыльчивую сестрицу.

В том, что казахи считали Солнце и Луну сестрами-близнецами, нет ничего удивительного. Во-первых, оба небесных тела похожи, то есть круглые по форме. Во-вторых, выполняют схожие функции, одаривая светом землю. И, наконец, в-третьих, они обе просто неописуемо красивы. Все это подтверждается и казахским фольклором, где ни одна из сестер не уступает другой в популярности. Каких только эпитетов не были удостоены Солнце и Луна. Вот несколько простейших образцов описания красоты:

Ай десе айдай, күн десе күндей…
Ай десе аузы, күн десе көзі бар…
Айым да сен, күнім де сен…

Луна луной, солнце солнцем…
Уста словно месяц, очи словно солнце…
Ты и луна моя, ты и солнце мое…


А сколько существуют казахских имен, где Солнце и Луна являются в них словообразующими: Айсұлу – Лунная красавица, Күнсұлу – Солнечная красавица, Айғаным – Лунная царевна, Күнұзақ – Долгое солнце, Айгүл – Лунный цветок и Күнайым – Солнце и Луна моя, Айжарық – Светлая, яркая Луна, и многие другие.

Казахи с самого раннего возраста учили детей относиться почтительно к этим двум небесным светилам. Например, когда появлялось Солнце, то дети кричали:


Алақай, алақай!
Күн шықты, күн шықты,
Жер үстіне нұр шықты!

Ура, ура!
Вышло солнце, вышло солнце,
На землю со светом вышло!

Или же в ненастную погоду, глядя вверх, громко призывали:
Май берейін, құрт берейін,
Күннің көзі шық, шық!

Угощу маслом, угощу куртом,
Выгляни, солнышко, выгляни!

При виде Луны дети чаще всего пели:

Балалар, балалар,
Айдың көңілі жай болсын.
Балалардың мінгені
Жорға-жорға тай болсын.
Қырдан берсін, ойдан берсін,
Қызыл шұнақ қойдан берсін!

Дети, детки, деточки,
Чтобы месяц мил явился,
Чтобы дети ни сидели
А скакали на стригунках,
Чтобы с поля, чтобы с дола
Всем досталось по овце!

Для казахов особо важное значение имело то обстоятельство, каким месяц родился – приподнятым серпом, то есть ребром, или же сильно завалившимся «на спину». Считалось, что «Если месяц родится стоячим, то это на радость людям, если же лежачим, то только себе во благо…». Касательно последнего положения бытовало устойчивое поверье, что это не к добру. Говорят, при виде такого месяца в старину некоторые чабаны даже кричали на Луну: «Алар малды алдың, тойып жатып қалдың, енді не мені де асап жұтпақсың ба? – «Всю скотину сожрал и на спину упал… Что, теперь и меня самого хочешь живьем проглотить, да?». И не только кричали, пастушьи палки швыряли в небо! Но такое было редкостью, чаще всего казахи просто спешили утешиться словами: «Сен бізді қырамын деп жүріп, үйелеп өзің өлерсің» – «Да пока ты будешь собираться разделаться с нами, сам погибнешь, не сумев приподняться». После чего демонстративно, наотрез, отказывались давать бата. Причиной же появления этого поверья является то, что в летние месяцы эклиптика (солнечный путь) пролегает высоко, а в зимние месяцы проходит намного ниже, ближе к горизонту. Следовательно, зародившийся зимой месяц, в отличие от летнего, никак не может быть стоячим, а непременно заваливается на спину. Отсюда и получаются совпадения с бескормицей и падежом скота, которые и породили причину неприязни к нему. И, наоборот, большие симпатии вызывает новый месяц, который зарождается в ясном летнем небе. Конечно, луна не может резко сменить свое положение, а все его отклонения происходят постепенно, от месяца к месяцу. Но осеннее небо чаще всего бывает затянуто тучами, и люди не всегда могли наблюдать за ежемесячным зарождением луны, а спустя месяц-другой им уже приходилось видеть ночное светило сильно «завалившимся на спину». Правда, опытные чабаны прекрасно разбирались в лунных фазах и понимали, что она к их зимним неурядицам никак не причастна. Скорее, наоборот, они всегда были рады появлению Луны на небе. Когда месяц сияет над покрытой снегом степью, то и местность вокруг хорошо просматривается, что заставляет осторожных волков держаться в стороне от отар и табунов.


Напоследок притча о портном, взявшемся сшить новое платье Луне, поведавшая о том, как казахи объясняют появление 12-цикличного календаря, в котором каждый год имеет название отдельного животного.

Как-то раз в юрту одного портного спустилась с ночного неба едва зародившаяся Луна и попросила сшить новое платье. Мастер несказанно обрадовался этому и, сняв с ее тонкой талии мерку, принялся исполнять необычный заказ. На выкройку и шитье платья ушел весь следующий день, а с наступлением ночи на примерку явилась нетерпеливая Луна. Каково же было удивление портного, когда она не смогла влезть в платье из-за узко сшитой талии. Тогда удивленный мастер поспешил снять с Луны новую мерку, но на следующую ночь история повторилась точь в точь как в предыдущий ее визит. Бедолаге портному ничего не оставалось, как заново снимать мерку и шить очередное платье, но талия Луны продолжала все время расти и расти. В конце концов, говорят, незадачливому мастеру пришлось забросить это бесплодное занятие…

Другая же история гласит следующее.

Однажды люди стали путаться и забывать все, что было в недалеком прошлом. Тогда они попросили Всевышнего помочь им, и тот, поразмыслив немного, повелел животным собраться на одной высокой горе. Когда все животные явились, то некоторые из них, те, что уже были приручены людьми, затеяли спор между собой, выясняя, кто же более всех полезен человеку. Корова, конь, овца, петух и собака стали наперебой добиваться того, чтобы стать во главе нового календаря. В конце концов Всевышний решил прекратить этот бессмысленный спор и объявил, что главным станет тот, кто первым увидит на рассвете восходящее Солнце. Больше всех этому обрадовался верблюд, который, зная, что выше него нет никого, простоял всю ночь, не сомкнув глаз. Но рост ему не помог, потому что хитрая мышь взобралась ему на макушку и первой провозгласила рождение нового дня! За ней поспешили выстроиться корова, барс, заяц и другие животные. А вот бедолага верблюд, говорят, остался ни с чем только потому, что понадеялся на свой исполинский рост…

Эта легенда является ярким примером того, что для казахов Солнце являлось самым главным из всех небесных тел, началом всех начал и опорой всего живого на Земле.


5. Заключение


Таким образом, казахи воспринимали космос одушевленным, своеобразным зеркальным отражением жизни на земле. Ведь звездный небосвод над степью находился в бесконечном круговом движении, точно так же, как и их ежегодные перекочевки с места на место, что просто-напросто не могло оставить казахов равнодушными к космосу. К тому же сопоставляя свои сезонные передвижения с перемещениями ночных светил, они вскоре научились читать небесный календарь и использовать приобретенные знания себе во благо.


Научный проект по физике на тему: "Народная астрономия древних казахов"
  • Физика
Описание:

Астрономия - одна из древнейших наук. Первые записи астрономических наблюдений, подлинность которых несомненна, относятся к VIII в. до н.э. Однако известно, что еще за 3 тысячи лет до н.э. египетские жрецы подметили, что разливы Нила, регулировавшие экономическую жизнь страны, наступают вскоре после того, как перед восходом Солнца на востоке появляется самая яркая из звезд, Сириус, скрывавшаяся до этого около двух месяцев в лучах Солнца. Из этих наблюдений египетские жрецы довольно точно определили продолжительность тропического года.

В Древнем Китае за 2 тысячи лет до н.э. видимые движения Солнца и Луны были настолько хорошо изучены, что китайские астрономы могли предсказывать солнечные и лунные затмения.

 

Астрономия возникла из практических потребностей человека. Кочевым племенам первобытного общества нужно было ориентироваться при своих странствиях, и они научились это делать по Солнцу, Луне и звездам. Первобытный земледелец должен был при полевых работах учитывать наступление различных сезонов года, и он заметил, что смена времен года связана с полуденной высотой Солнца, с появлением на ночном небе определенных звезд. Дальнейшее развитие человеческого общества вызвало потребность в измерении времени и в летоисчислении (составлении календарей).

Автор Фёдорова Ирина Валентиновна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 727
Номер материала 16826
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓