Главная / Математика / Научный проект "Компетентностный подход межпредметной связи математики с будущей профессией («Модельер - закройщик», «Парикмахер» и «Повар»)

Научный проект "Компетентностный подход межпредметной связи математики с будущей профессией («Модельер - закройщик», «Парикмахер» и «Повар»)

Название документа 14.03.14.ppt

Компетентностный подход межпредметной связи математики с будущей профессией ...
Развить мотивацию учеников к изучению математики как составной части своей б...
- на конкретных примерах разобрать связь математики и спецпредметов; - изучит...
Компетентностный подход Это реакция профессионального образования на изменив...
Базовая квалификация Умениями – работа на компьютерах; пользование базами и б...
Целями компетентностного подхода Формирование компетентного специалиста; Влад...
Математика в профессиональном образовании Вычислительная техника; Геометричес...
Математика в профессии «Повар» Составление меню; Соотношение продуктов в блюд...
Калькуляционная карточка салата «Столичный». одна порция салата, т.е. 150 гра...
Математика в профессии «Модельер -закройщик» Конструирование одежды; Геометри...
Изготовление жилета лоскутным методом из кусочков кожи в виде геометрических ...
Расчет площади материала 12 правильных треугольников 79 ромбиков 10 прямоугол...
Расчет материала 1) Ромб имеет длину стороны равное 6 см и высоту 5см, тогда ...
Математика в профессии «Парикмахер» Геометрические фигуры; Геометрические фор...
Формы лица
Стрижка «Каре - трапеция» 1.   Стрижку начните в теменной зоне. На макушке па...
Выводы Умению обобщать.  Способности к анализу сложных жизненных ситуаций; Ум...
Литература [Байденко В.И. и др., 2002] Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые на...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Компетентностный подход межпредметной связи математики с будущей профессией («М
Описание слайда:

Компетентностный подход межпредметной связи математики с будущей профессией («Модельер - закройщик», «Парикмахер» и «Повар») Исследовательская работа Бурковская Нина Дмитриевна Уральский технологический колледж «Сервис» Казахстан, Западно-Казахстанская область, г. Уральск Преподаватель математики

№ слайда 2 Развить мотивацию учеников к изучению математики как составной части своей буду
Описание слайда:

Развить мотивацию учеников к изучению математики как составной части своей будущей профессии. Убедить обучающихся, что знания, полученные на уроках математики используется везде: на рабочем месте, в быту и в повседневной жизнедеятельности человека. Исследовать литературу о возможностях использования математики в сфере сервиса. Собрать данные и обработать информацию о компетентностном подходе в получении математических знаний в профессиональной деятельности модельера – закройщика, парикмахера и повара.

№ слайда 3 - на конкретных примерах разобрать связь математики и спецпредметов; - изучить с
Описание слайда:

- на конкретных примерах разобрать связь математики и спецпредметов; - изучить соответствующие литературные источники по данной теме; - применять математические знания и расчеты в конструировании изделий, калькуляции и парикмахерских услугах.

№ слайда 4 Компетентностный подход Это реакция профессионального образования на изменившие
Описание слайда:

Компетентностный подход Это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Это требования носящие надпредметный характер, отличающиеся универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания, сколько иных педагогических технологий. Подобные требования одни называют базовыми навыками, другие – надпрофессиональными, базисными квалификациями.

№ слайда 5 Базовая квалификация Умениями – работа на компьютерах; пользование базами и банк
Описание слайда:

Базовая квалификация Умениями – работа на компьютерах; пользование базами и банками данных; знании и понимание экологии, экономики и бизнеса; финансовые знания; коммерческая смекалка; умение трансферта технологий; навыки маркетинга и сбыта; правовые знания; знание патентно-лицензионной сферы; умение защиты интеллектуальной собственности; знание нормативных условий функционирования предприятий различных форм собственности; умение презентации технологий и продукции; знание иностранных языков; санитарно-медицинские знания; знание принципов «обеспечения безопасности жизнедеятельности»; знание принципов существования в условиях конкуренции и возможной безработицы; психологическая готовность к смене профессии и сферы деятельности и т.д.

№ слайда 6 Целями компетентностного подхода Формирование компетентного специалиста; Владени
Описание слайда:

Целями компетентностного подхода Формирование компетентного специалиста; Владение профессиональными ЗУНами; Владение профессиональными технологиями; Владения навыками маркетинга и сбыта; Владение финансовыми знаниями; Умение защиты интеллектуальной собственности; Знание нормативных условий функционирования предприятий; 8. Знание различных форм собственности.

№ слайда 7 Математика в профессиональном образовании Вычислительная техника; Геометрические
Описание слайда:

Математика в профессиональном образовании Вычислительная техника; Геометрические измерения; Составление несложных алгоритмов; Построение чертежей и схем; Расчеты и вычисления; Прогнозирование результата;

№ слайда 8 Математика в профессии «Повар» Составление меню; Соотношение продуктов в блюдах;
Описание слайда:

Математика в профессии «Повар» Составление меню; Соотношение продуктов в блюдах; Учет продуктов; Учет денежных средств; Единицы времени; Единицы объема; Геометрические фигуры.

№ слайда 9 Калькуляционная карточка салата «Столичный». одна порция салата, т.е. 150 грамм
Описание слайда:

Калькуляционная карточка салата «Столичный». одна порция салата, т.е. 150 грамм будет стоить 115 тенге. Наименование На одну порцию, г На сто порций, кг Цена, тг.кг. Сумма, тг.кг. Курица Картофель Огурцы соленые Салат Крабы Яйца Майонез 152 27 25 14 6 3/8 шт. 45 15,2 2,7 2,5 1,4 0,6 37,5 шт. 4,5 600 130 350 700 500 200 (дес.) 200 9120 351 875 980 300 750 900 Общая стоимость сырьевого набора Наценка 56%, тг.к. Цена продажи блюда, тг.кг. Выход одного блюда в готовом виде, г - - - - - - - - - - - - 13276 7435 767 150

№ слайда 10 Математика в профессии «Модельер -закройщик» Конструирование одежды; Геометричес
Описание слайда:

Математика в профессии «Модельер -закройщик» Конструирование одежды; Геометрический рисунок; Геометрические фигуры; Геометрические формы; Единицы измерения; Единицы площади.

№ слайда 11 Изготовление жилета лоскутным методом из кусочков кожи в виде геометрических фиг
Описание слайда:

Изготовление жилета лоскутным методом из кусочков кожи в виде геометрических фигур Снятие мерок: 1. Сш (полу обхват шеи) – 16 см; 2. Сг (полу обхват груди) – 32 см. 3.Ст (полу обхват талии) – 28 см; 4.Шг (ширина груди) – 16 см; 5.Шп (ширина плеча) – 8 см;

№ слайда 12 Расчет площади материала 12 правильных треугольников 79 ромбиков 10 прямоугольни
Описание слайда:

Расчет площади материала 12 правильных треугольников 79 ромбиков 10 прямоугольников

№ слайда 13 Расчет материала 1) Ромб имеет длину стороны равное 6 см и высоту 5см, тогда S =
Описание слайда:

Расчет материала 1) Ромб имеет длину стороны равное 6 см и высоту 5см, тогда S = 6 · 5 = 30 (см2) Ромбиков у нас: 64 - основных 9 - комбинированных 6 - 2 правильных треугольника образуют один ромб. Итого: 79 ромбиков S = 79 · 30 =2370 (cм2 ) 2) Площадь прямоугольника вычисляется по формуле: произведение длины на ширину. S = 4 · 6 = 24 (см2 ) Всего прямоугольников 10, значит S = 24 · 10 = 240 (см2) 3) Сложим получившиеся площади: S = 2370 + 240 = 2610 cм2 Так как кожа измеряется в квадратных дециметрах и в 1 дм2 = 100 см2, то получим: 2610 : 100 = 26, 1 (дм2 )

№ слайда 14 Математика в профессии «Парикмахер» Геометрические фигуры; Геометрические формы;
Описание слайда:

Математика в профессии «Парикмахер» Геометрические фигуры; Геометрические формы; Единицы длины; Геометрические понятия.

№ слайда 15 Формы лица
Описание слайда:

Формы лица

№ слайда 16 Стрижка «Каре - трапеция» 1.   Стрижку начните в теменной зоне. На макушке парал
Описание слайда:

Стрижка «Каре - трапеция» 1.   Стрижку начните в теменной зоне. На макушке параллельно меньшей стороне П-образного пробора выделите прядь, вычешите перпендикулярно голове и, определив длину, подстригите. Длина этой пряди должна быть 5—7 см. Первая прядь — контрольная. Параллельно этой пряди выделите следующую, вычешите перпендикулярно голове вместе с контрольной прядью и подстригите на уровне контрольной пряди. Так попрядно, выделяя пряди горизонтальными проборами, стригите в направлении от макушки к лицу. При этом каждая последующая прядь перпендикулярна голове и равна предыдущей. 2.  Далее всю массу волос в зоне треугольника подчешите к контрольной пряди и подстригите на ее уровне

№ слайда 17 Выводы Умению обобщать.  Способности к анализу сложных жизненных ситуаций; Умени
Описание слайда:

Выводы Умению обобщать.  Способности к анализу сложных жизненных ситуаций; Умению находить закономерности; Навыки планирования наперед; Навыки концептуального и абстрактного мышления.

№ слайда 18 Литература [Байденко В.И. и др., 2002] Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навык
Описание слайда:

Литература [Байденко В.И. и др., 2002] Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. 2 [Ландшеер В., 1988] Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. - № 1. 3. [Новиков А.М., 1997] Новиков А.М. Профессиональное образование в России. – М., 1997. 4. Смирнов А.И. «Мир профессий» М: Просвещение, 1987г

Название документа Проект.docx





Бурковская Нина Дмитриевна

Уральский технологический колледж «Сервис»

Казахстан, Западно-Казахстанская область, г. Уральск

Преподаватель математики.



Исследовательская работа

на тему


Компетентностный подход межпредметной связи

математики с будущей профессией

(«Модельер - закройщик», «Парикмахер» и «Повар»)





Содержание


1 Введение ……………………………………………………. 3 стр

2.Цели проекта ……………………………………………….. 4 стр

3. Задачи проекта ……………………………………………... 4 стр

4. Теоретический материал…………………………………… 4 стр

11. Выводы ……………………………………………………15 стр

12. Литература ……………………………………………… 15 стр



























Введение

В образовании известно довольно большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся: комплексный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный, так и новый компетентностный.

Определение сути компетентностного подхода требует выяснения того, что понимается под «подходом» вообще. В литературе понятие подход используется как совокупность идей, принципов, методов, лежащих в основе решения проблем.

Компетентностный подход - это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Подобные требования одни называют базовыми навыками, другие надпрофессиональ-ными, базисными квалификациями.

А.М.Новиков к базисным квалификациям относит: владение «сквозными» умениями – работа на компьютерах; пользование базами и банками данных; знание и понимание экологии, экономики и бизнеса; финансовые знания; коммерческая смекалка; умение трансфера технологий (переноса технологий из одних областей в другие); навыки маркетинга и сбыта; правовые знания; знание патентно-лицензионной сферы; умение защиты интеллектуальной собственности; знание нормативных условий функционирования предприятий различных форм собственности; умение презентации технологий и продукции; знание иностранных языков; санитарно-медицинские знания; знание принципов «обеспечения безопасности жизнедеятельности»; знание принципов существования в условиях конкуренции и возможной безработицы; психологическая готовность к смене профессии и сферы деятельности и т.д.

В.И.Байденко и Б.Оскарссон в перечень базовых навыков включают: коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к креативному мышлению; приспособляемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка.


1. Цели проекта:

Развить мотивацию учеников к изучению математики как составной части своей будущей профессии. Убедить обучающихся, что знания, полученные на уроках математики используется везде: на рабочем месте, в быту и в повседневной жизнедеятельности человека. Исследовать литературу о возможностях использования математики в сфере сервиса. Собрать данные и обработать информацию о компетентностном подходе в получении математических знаний в профессиональной деятельности модельера – закройщика, парикмахера и повара.

2. Задачи проекта:

- на конкретных примерах разобрать связь математики и спецпредметов;

- изучить соответствующие литературные источники по данной теме;

- применять математические знания и расчеты в конструировании изделий, калькуляции и парихмахерских услугах.

3. Теоретический материал:

Если говорить о практике профессионального образования, то педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Это несоответствие имело место и в дорыночных условиях), выражалось во фразе, которой часто встречали выпускников профессиональных учебных заведений, особенно технического профиля, пришедших по распределению на производство: «теперь забудь то, чему тебя учили и слушай меня!». В условиях рынка данное противоречие стало значительно острее, ибо исчезла система распределения на работу выпускников профессиональных учебных заведений, появились негосударственные предприятия, руководители которых стали предъявлять жесткие требования не только к уровню образования, но и к личностным, деловым, нравственным качествам специалистов, принимаемых на работу.

Педагоги ощущали и видели, что полученный студентами систематизированный набор знаний и умений не соответствовал содержанию профессиональной деятельности по многим аспектам. Выпускник получивший высокие баллы на экзаменах может не обладать способностью быстро адаптироваться к изменчивым условиям. Специалисту высшей квалификации, после собеседования могут отказать по причине недостаточно развитых коммуникативных способностей, чрезмерной «закрытости», то есть по личностным свойствам.

В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Нередко компетентность рассматривают как синоним качества подготовки. Качество подготовки специалиста – понятие многомерное и многокомпонентное. Оно включает в себя совокупность качеств тех объектов и процессов, которые имеют отношение к подготовке специалиста. Это многоуровневое явление. Можно говорить о качестве на республиканском, региональном, институциональном, личностном уровнях. Можно говорить о качестве результата и качестве процесса, качестве проекта, которые ведут к результату.

Компетентностный подход более соответствует условиям рыночного хозяйствования, ибо он предполагает ориентацию на формирование наряду с профессиональными ЗУНам, трактуемыми как владение профессиональными технологиями, еще и развитие у обучающихся таких универсальных способностей и готовностей, которые востребованы современным рынком труда.

Главное здесь – это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности.

Какое значение имеет математика в профессиональном образовании?

Математике – как предмету в профессиональном образовании отводиться значимое место. Математика, как наука имеет значимость в создании и развитии человеческой цивилизации, роль собственной математической деятельности человека в формировании его интеллектуальной и эмоциональной сфер, значимостью приобретаемых знаний в повседневной жизни, их необходимостью для изучения других предметов, не только смежных, но и гуманитарного цикла. Исходя из этого, традиционно сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира – математическим методом.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира, пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации. Каждому человеку в его повседневной практической деятельности приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и использовать нужные формулы, применять практические приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В профобразовании математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. После окончания среднего профессионального учебного заведения реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой подготовки, включающей и математику. И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (физика, химия, техника, информатика, биология, психология, экономика, бизнес, финансы и многое другое), поэтому расширяется круг учащихся, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Все это связано, в первую очередь, с общенаучным и практическим аспектами обучения математике. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Решающее значение для системы среднего профессионального образования имеет формирующий аспект: потенциал математики как учебного предмета в формировании подрастающего человека. В этом отношении положение курса математики совершенно исключительно. Оно основывается на специфике математического метода, на высоком естественно-математическом потенциале математической науки, который в свою очередь предоставляет возможности гуманитарной ориентации обучения математике как предмету общего образования, направленности этого предмета на развитие мышления учащихся, Именно естественно-математическая направленность курса в значительной мере и определяет современные цели обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе, среди которых развитие мышления учащихся приобретает основополагающее, приоритетное значение.

Математика в профессии «Повар».

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Нужно знать и владеть приемами устных вычислений, уметь составлять план – меню, знать рецептуру блюд, уметь определять норму закладки продуктов и блюд, уметь вести учет продуктов и тары в кладовых общественного питания, на производстве, в буфетах, магазинах кулинарии и других предприятиях розничной торговли, учет денежных средств, расчетных и кредитных операций, учет труда и его оплаты, учет основных средств, учет доходов, издержек и финансовых операций. Но  особое значение в данной профессии занимает калькуляция розничных цен, оценка сырья при калькуляции цен, знание способов расчета продажной цены в зависимости от метода формирования продажной цены. Под калькуляцией понимают исчисление продажной цены единицы продукции. В условиях рыночной экономики главным критерием установления цены на любой товар, готовую продукцию, услугу является уровень спроса и предложения. Продажную цену того или иного блюда целесообразно определять исходя из конкретных условий деятельности: наличие конкурентов, покупательной способности потребителей и т.д. Калькуляция составляется в калькуляционных карточках установленной формы отдельно на каждый вид блюда. Можно составлять расчет на одно блюдо или на сто блюд.Например,

Калькуляционная карточка салата «Столичный».

Наименование

На одну порцию, г

На сто порций, кг

Цена, тг.кг.

Сумма, тг.кг.

Курица

Картофель

Огурцы соленые

Салат

Крабы

Яйца

Майонез

152

27

25

14

6

3/8 шт.

45

15,2

2,7

2,5

1,4

0,6

37,5 шт.

4,5

600

130

350

700

500

200 (дес.)

200

9120

351

875

980

300

750

900

Общая стоимость сырьевого набора

Наценка 56%, тг.к.

Цена продажи блюда, тг.кг.

Выход одного блюда в готовом виде, г

-


-

-

-

-


-

-

-

-


-

-

-

13276


7435


767


150


Вывод: из таблицы видно, что одна порция салата, т.е. 150 грамм будет стоить 115 тенге.

Математика в профессии «Модельер-закройщик»

При профессиональной подготовке по профессиям «Закройщик» и «Портной» конструирование одежды является одним из основных этапов, где присутствует геометрия: геометрическая основа силуэта, геометрический рисунок ткани. Ту или иную геометрическую форму (точно или приблизительно) всегда можно видеть за всеми наслоениями отделок, деталей в основных частях костюма. И признаком изменения силуэта является именно изменение геометрического вида формы, который меняется не только по конфигурации, но и по величине. Всего геометрических основных силуэтов четыре:

-треугольник кажется наибольшим из всех четырех силуэтов, т.к. острые углы прежде всего обращают на себя внимание;

- прямоугольный силуэт наиболее "универсальный", его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур. Нужно только подобрать оптимальный размер, т.е. длину и ширину прямоугольника;

- трапеция, само название силуэта говорит о том, что форма должна быть небольшой и иметь расширение книзу. Уровень, от которого начинается расширение, различен в зависимости от направлений моды. Чаще трапеция характеризуется прежде всего увеличенным объемом спинки, что всегда придает силуэту динамику.

овал, этот силуэт предлагается модой редко и долго не удерживается, т.к. он противоречит естественным пропорциям телосложения, зрительно выглядит неустойчивым. При нежелании привлекать внимание к объему тела не следует применять в одежде очертаний, которые вызывают представление овала.

Когда мы определились с силуэтом, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья и другое), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку.  При помощи математических расчётов оставляется запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делается раскрой ткани для шитья из него одежды.   Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.Хочу показать это на примере изготовления жилета из кусочков кожи в виде геометрических фигур. Прежде чем начать выкраивать детали будущей вещи, необходимо представить ее в готовом виде, причем представить в самых мельчайших подробностях. Поэтому необходимо начать с эскиза. При прорисовке деталей четко вырисовываются форма и декор. Снять мерки.

Снятие мерок:Изображение 004

1. Сш (полу обхват шеи) – 16 см;

2. Сг (полу обхват груди) – 32 см.

3.Ст (полу обхват талии) – 28 см;

4.Шг (ширина груди) – 16 см;

5.Шп (ширина плеча) – 8 см;




1. По готовой выкройке изготовить шаблон. При моделировании можно использовать любые геометрические фигуры например:

1. Используя мозаику из одинаковых шестигранников, сложить

рисунок, по заранее приготовленному эскизу;

2. Используя мозаику из геометрических фигур, сложить рисунок;

3. Используя мозаику из геометрических фигур, сложить квадрат,

прямоугольник, ромб.

4. Так же можно разбить любой эскиз или исходную фигуру на

геометрические фигуры.

И таких вариантов с помощью геометрических фигур можно создавать очень много всевозможно разные шедевры.

Изображение


Изображение 001Изображение 002Изображение 005


Мы выбрали разметку жилета 32-34 размера, который состоит из ромбиков, прямоугольников и треугольников:

1 По готовому шаблону рассчитать сколько надо ромбиков, треугольников и прямоугольников нам понадобиться:

12 правильных треугольников с длиной стороны

6 см:

Изображение 002

64 ромбика с длиной стороны 6 см и 9 ромбиков для докраивания ( примечание: ромбик №2 – 2штуки), чтобы отходы были минимальные

Изображение 001Изображение 003

10 прямоугольников со сторонами 6 и 4

см.

Изображение 005


Расчет материала:

1) Ромб имеет длину стороны равное 6 см и высота ромба равна 5см, тогда

S = 6 · 5 = 30 (см2)

Ромбиков у нас: 64 - основных

9 - комбинированных

6 - 2 правильных треугольника образуют один ромб.

Итого; 79 ромбиков

S = 79 · 30 =2370 (cм2 )

2) Площадь прямоугольника вычисляется: произведение длины на ширину.

S = 4 · 6 = 24 (см2 )

Всего прямоугольников 10, значит

S = 24 · 10 = 240 (см2)

3) Сложим получившиеся площади:

S = 2370 + 240 = 2610 cм2

Так как кожа измеряется в квадратных дециметрах и в 1 дм2 = 100 см2, то получим: 2610 : 100 = 26, 1 (дм2 )

Математика в профессии «Парихмахера»

ПАРИКМАХЕР, а, м. [от нем. Perückenmacher — мастер, делающий парики].

Мастер, занимающийся стрижкой, бритьем и прической волос. Казалось, что здесь общего с математикой, но знание геометрии, а в частности таких понятий, как симметрия, асимметрия, параллельность и многое другое обязательно.

Геометрия стрижки - это понятие включает стрижку контрольной полосы с параметрами, основные из которых — это угол оттяжки пряди волос,

длина прядей и угол среза.

Формы лица напрямую связаны с геометрическими фигурами.

hello_html_647b2433.pngПриведем аннотацию стрижки «каре – трапеция»:

каре с углом

1.   Стрижку начните в теменной зоне. На макушке параллельно меньшей стороне П-образного пробора выделите прядь, вычешите перпендикулярно голове и, определив длину, подстригите. Длина этой пряди должна быть 5—7 см. Первая прядь — контрольная. Параллельно этой пряди выделите следующую, вычешите перпендикулярно голове вместе с контрольной прядью и подстригите на уровне контрольной пряди. Так попрядно, выделяя пряди горизонтальными проборами, стригите в направлении от макушки к лицу. При этом каждая последующая прядь перпендикулярна голове и равна предыдущей.
2.  Далее всю массу волос в зоне треугольника подчешите к контрольной пряди и подстригите на ее уровне
.

Выводы.

Знание математики, умение использовать знания по математеке в своей профессии способствует:

  • Умению обобщать. Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем.

  • Способности к анализу сложных жизненных ситуаций, возможности принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора.

  • Умению находить закономерности.

  • Умению логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы.

  • Способности быстро соображать и принимать решения.

  • Навыки планирования наперед, способности удерживать в голове несколько последовательных шагов.

  • Навыки концептуального и абстрактного мышления: умению последовательно и логично выстраивать сложные концепции или операции и удерживать их в уме.

Литература


1. [Байденко В.И. и др., 2002] Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002.


2 [Ландшеер В., 1988] Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. - № 1.


3. [Новиков А.М., 1997] Новиков А.М. Профессиональное образование в России. – М., 1997.

4. Смирнов А.И. «Мир профессий» М: Просвещение, 1987г



Научный проект "Компетентностный подход межпредметной связи математики с будущей профессией («Модельер - закройщик», «Парикмахер» и «Повар»)
  • Математика
Описание:

Бурковская Нина Дмитриевна

Уральский технологический колледж «Сервис»

Казахстан, Западно-Казахстанская область, г. Уральск

Преподаватель математики.

 

 

Исследовательская работа

на тему

 

Компетентностный подход  межпредметной связи

математики с будущей профессией

(«Модельер - закройщик», «Парикмахер» и «Повар»)

 

 

 

 

Содержание

 

1 Введение …………………………………………………….  3 стр

2.Цели проекта ………………………………………………..  4 стр

3. Задачи проекта ……………………………………………... 4  стр

4. Теоретический материал…………………………………… 4 стр

11. Выводы ……………………………………………………15 стр

12. Литература ………………………………………………  15 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       В образовании известно довольно большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся: комплексный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный, так и новый компетентностный.

Определение сути компетентностного подхода требует выяснения того, что понимается под «подходом» вообще. В литературе понятие подход используется как совокупность идей, принципов, методов, лежащих в основе решения проблем.

     Компетентностный подход - это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Подобные требования одни называют базовыми навыками, другие надпрофессиональ-ными, базисными квалификациями.

    А.М.Новиков к базисным квалификациям относит: владение «сквозными» умениями – работа на компьютерах; пользование базами и банками данных; знание и понимание экологии, экономики и бизнеса; финансовые знания; коммерческая смекалка; умение трансфера технологий (переноса технологий из одних областей в другие); навыки маркетинга и сбыта; правовые знания; знание патентно-лицензионной сферы; умение защиты интеллектуальной собственности; знание нормативных условий функционирования предприятий различных форм собственности; умение презентации технологий и продукции; знание иностранных языков; санитарно-медицинские знания; знание принципов «обеспечения безопасности жизнедеятельности»; знание принципов существования в условиях конкуренции и возможной безработицы; психологическая готовность к смене профессии и сферы деятельности и т.д.

    В.И.Байденко и Б.Оскарссон в перечень базовых навыков включают: коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к креативному мышлению; приспособляемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка.

 

1. Цели проекта:

   Развить мотивацию  учеников к изучению математики как составной части своей будущей профессии. Убедить обучающихся, что знания, полученные на уроках  математики  используется везде: на рабочем месте, в быту и в повседневной жизнедеятельности человека. Исследовать литературу о возможностях использования математики в сфере сервиса. Собрать данные и обработать информацию о компетентностном подходе в получении математических знаний в профессиональной деятельности модельера – закройщика, парикмахера  и повара.

2. Задачи проекта:

- на конкретных примерах разобрать связь математики и спецпредметов;

- изучить соответствующие литературные источники по данной теме;

- применять математические знания и расчеты в конструировании изделий,  калькуляции и парикмахерских услугах.

         3. Теоретический материал:

      Если говорить о практике профессионального образования, то педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Это несоответствие имело место и в дорыночных условиях),  выражалось во фразе, которой часто встречали выпускников профессиональных учебных заведений, особенно технического профиля, пришедших по распределению на производство: «теперь забудь то, чему тебя учили и слушай меня!». В условиях рынка данное противоречие стало значительно острее, ибо исчезла система распределения на работу выпускников профессиональных учебных заведений, появились негосударственные предприятия, руководители которых стали предъявлять жесткие требования не только к уровню образования, но и к личностным, деловым, нравственным качествам специалистов, принимаемых на работу.

Педагоги ощущали и видели, что полученный студентами систематизированный набор знаний и умений не соответствовал содержанию профессиональной деятельности по многим аспектам. Выпускник получивший высокие баллы на экзаменах  может не обладать способностью быстро адаптироваться к изменчивым условиям. Специалисту высшей квалификации, после  собеседования могут отказать по причине недостаточно развитых коммуникативных способностей, чрезмерной «закрытости», то есть по личностным свойствам.

В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста. Нередко компетентность рассматривают как синоним качества подготовки. Качество подготовки специалиста – понятие многомерное и многокомпонентное. Оно включает в себя совокупность качеств тех объектов и процессов, которые имеют отношение к подготовке специалиста. Это многоуровневое явление. Можно говорить о качестве на республиканском, региональном, институциональном, личностном уровнях. Можно говорить о качестве результата и качестве процесса, качестве проекта, которые ведут к результату.

Компетентностный подход более соответствует условиям рыночного хозяйствования, ибо он предполагает ориентацию на формирование наряду с профессиональными ЗУНам, трактуемыми как владение профессиональными технологиями, еще и развитие у обучающихся таких универсальных способностей и готовностей, которые востребованы современным рынком труда.

Главное здесь – это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности.

 Какое значение имеет математика в профессиональном образовании?

Математике – как предмету в профессиональном образовании отводиться значимое место. Математика, как наука имеет значимость  в создании и развитии человеческой цивилизации, роль собственной математической деятельности человека в формировании его интеллектуальной и эмоциональной сфер, значимостью приобретаемых знаний в повседневной жизни, их необходимостью для изучения других предметов, не только смежных, но и гуманитарного цикла. Исходя из этого, традиционно сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира – математическим методом.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира, пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации. Каждому человеку в его повседневной практической деятельности приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и использовать нужные формулы, применять практические приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В профобразовании математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. После окончания среднего профессионального учебного заведения реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой подготовки, включающей и математику. И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (физика, химия, техника, информатика, биология, психология, экономика, бизнес, финансы и многое другое), поэтому расширяется круг учащихся, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Все это связано, в первую очередь, с общенаучным и практическим аспектами обучения математике. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Решающее значение для системы среднего профессионального образования имеет формирующий аспект: потенциал математики как учебного предмета в формировании подрастающего человека. В этом отношении положение курса математики совершенно исключительно. Оно основывается на специфике математического метода, на высоком естественно-математическом потенциале математической науки, который в свою очередь предоставляет возможности гуманитарной ориентации обучения математике как предмету общего образования, направленности этого предмета на развитие мышления учащихся, Именно естественно-математическая направленность курса в значительной мере и определяет современные цели обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе, среди которых развитие мышления учащихся приобретает основополагающее, приоритетное значение.

Математика в профессии «Повар».

    Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Нужно знать и владеть приемами устных вычислений, уметь составлять план – меню, знать рецептуру блюд, уметь определять норму закладки продуктов и блюд, уметь вести учет продуктов и тары в кладовых общественного питания, на производстве, в буфетах, магазинах кулинарии и других предприятиях розничной торговли, учет денежных средств, расчетных и кредитных операций, учет труда и его оплаты, учет основных средств, учет доходов, издержек и финансовых операций. Но  особое значение в данной профессии занимает калькуляция розничных цен, оценка сырья при калькуляции цен, знание способов расчета продажной цены в зависимости от метода формирования продажной цены. Под калькуляцией понимают исчисление продажной цены единицы продукции. В условиях рыночной экономики главным критерием установления цены на любой товар, готовую продукцию, услугу является уровень спроса и предложения. Продажную цену того или иного блюда целесообразно определять исходя из конкретных условий деятельности: наличие конкурентов, покупательной способности потребителей и т.д. Калькуляция составляется в калькуляционных карточках установленной формы отдельно на каждый вид блюда. Можно составлять расчет на одно блюдо или на сто блюд.Например,

 Калькуляционная  карточка салата «Столичный».

Наименование

На одну порцию, г

На сто порций, кг

Цена, тг.кг.

Сумма, тг.кг.

Курица

Картофель

Огурцы соленые

Салат

Крабы

Яйца

Майонез

152

27

25

14

6

3/8 шт.

45

15,2

2,7

2,5

1,4

0,6

37,5 шт.

4,5

600

130

350

700

500

200 (дес.)

200

9120

351

875

980

300

750

900

Общая стоимость сырьевого набора

Наценка 56%, тг.к.

Цена продажи блюда, тг.кг.

Выход одного блюда в готовом виде, г

-

 

-

-

-

-

 

-

-

-

-

 

-

-

-

13276

 

7435

 

767

 

150

 

Вывод: из таблицы видно, что одна порция салата, т.е. 150 грамм будет стоить 115 тенге.

 Математика в профессии «Модельер-закройщик»

     При профессиональной подготовке по профессиям «Закройщик» и «Портной» конструирование одежды является одним из  основных этапов,    где присутствует геометрия: геометрическая основа силуэта, геометрический рисунок ткани. Ту или иную геометрическую форму (точно или приблизительно) всегда можно видеть за всеми наслоениями отделок, деталей в основных частях костюма. И признаком изменения силуэта является именно изменение геометрического вида формы, который меняется не только по конфигурации, но и по величине. Всего геометрических основных силуэтов четыре:

 -треугольник кажется наибольшим из всех четырех силуэтов, т.к. острые углы прежде всего обращают на себя внимание;

- прямоугольный силуэт наиболее "универсальный", его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур. Нужно только подобрать оптимальный размер, т.е. длину и ширину прямоугольника;

- трапеция,  само название силуэта говорит о том, что форма должна быть небольшой и иметь расширение книзу. Уровень, от которого начинается расширение, различен в зависимости от направлений моды. Чаще трапеция характеризуется прежде всего увеличенным объемом спинки, что всегда придает силуэту динамику.

– овал, этот силуэт предлагается модой редко и долго не удерживается, т.к. он противоречит естественным пропорциям телосложения, зрительно выглядит неустойчивым. При нежелании привлекать внимание к объему тела не следует применять в одежде очертаний, которые вызывают представление овала.

Когда мы определились с силуэтом, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья и другое), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку.  При помощи математических расчётов оставляется  запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делается раскрой ткани для шитья из него одежды.   Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.Хочу показать это на примере изготовления жилета из кусочков кожи в виде геометрических фигур. Прежде чем начать выкраивать детали будущей вещи, необходимо представить ее в готовом виде, причем представить в самых мельчайших подробностях. Поэтому необходимо начать с эскиза. При прорисовке деталей четко вырисовываются форма и декор. Снять мерки.

Снятие мерок:

    1. Сш (полу обхват шеи) – 16 см;                                                                             

    2. Сг (полу обхват груди) – 32 см.

    3.Ст  (полу обхват талии) – 28 см;                                                                          

    4.Шг  (ширина груди)  – 16 см;

    5.Шп  (ширина плеча) – 8 см;                                                                   

                                                                                                                                                      

 

1. По готовой выкройке изготовить шаблон. При моделировании можно использовать любые геометрические фигуры например: 

             1.  Используя мозаику из одинаковых шестигранников, сложить

             рисунок, по заранее приготовленному  эскизу;

             2. Используя мозаику из геометрических фигур, сложить рисунок;

             3. Используя мозаику из геометрических фигур, сложить квадрат,

             прямоугольник, ромб.

             4. Так же можно разбить любой эскиз или исходную фигуру на  

             геометрические фигуры.

И таких вариантов  с помощью геометрических фигур можно создавать очень много всевозможно разные шедевры.

 

 

 

 

Мы выбрали разметку  жилета 32-34 размера, который состоит из ромбиков, прямоугольников и  треугольников:

1 По готовому шаблону рассчитать сколько надо ромбиков, треугольников и прямоугольников  нам понадобиться:

                                                12 правильных треугольников с длиной стороны 

                                                6 см:

 

                                                64   ромбика с длиной стороны 6 см  и  9 ромбиков для докраивания ( примечание: ромбик №2 – 2штуки), чтобы отходы были минимальные 

 

                                             

                                                            10 прямоугольников со сторонами 6 и 4   

                                                             см.

                                                        

 

Расчет материала:

1) Ромб имеет длину стороны равное 6 см и высота ромба равна 5см, тогда

S = 6 · 5 = 30 (см2) 

Ромбиков у нас:    64  - основных

                                 9  - комбинированных

                                 6  - 2 правильных треугольника образуют один ромб.

Итого;         79 ромбиков

S = 79 · 30 =2370 (cм2 )

 2) Площадь прямоугольника вычисляется: произведение длины на ширину.

S = 4 · 6 = 24 (см2 )

Всего прямоугольников 10, значит

S = 24 · 10 = 240 (см2)

3) Сложим получившиеся площади:

S = 2370 + 240 = 2610 cм2

Так как кожа измеряется в квадратных дециметрах и в 1 дм2 = 100 см2, то получим: 2610 : 100 = 26, 1 (дм2 )

Математика в профессии «Парихмахера»

ПАРИКМАХЕР, а, м. [от нем. Perückenmacher — мастер, делающий парики].

Мастер, занимающийся стрижкой, бритьем и прической волос. Казалось, что здесь общего с математикой, но знание геометрии, а в частности таких понятий, как симметрия, асимметрия, параллельность и многое другое  обязательно.

Геометрия стрижки - это понятие включает стрижку контрольной полосы с параметрами, основные из которых — это угол оттяжки пряди волос,

длина прядей и угол среза.

Формы лица напрямую связаны с геометрическими фигурами.

 Приведем аннотацию стрижки «каре – трапеция»:

 

1.   Стрижку начните в теменной зоне. На макушке параллельно меньшей стороне П-образного пробора выделите прядь, вычешите перпендикулярно голове и, определив длину, подстригите. Длина этой пряди должна быть 5—7 см. Первая прядь — контрольная. Параллельно этой пряди выделите следующую, вычешите перпендикулярно голове вместе с контрольной прядью и подстригите на уровне контрольной пряди. Так попрядно, выделяя пряди горизонтальными проборами, стригите в направлении от макушки к лицу. При этом каждая последующая прядь перпендикулярна голове и равна предыдущей.
2.  Далее всю массу волос в зоне треугольника подчешите к контрольной пряди и подстригите на ее уровне
.

 Выводы.

    Знание математики, умение использовать знания по математеке в своей профессии способствует:

·                    Умению обобщать. Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем.

·                    Способности к анализу сложных жизненных ситуаций, возможности принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора.

·                    Умению находить закономерности.

·                    Умению логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы.

·                    Способности быстро соображать и принимать решения.

·                    Навыки  планирования наперед, способности удерживать в голове несколько последовательных шагов.

·                    Навыки концептуального и абстрактного мышления: умению последовательно и логично выстраивать сложные концепции или операции и удерживать их в уме.

Литература

 

1. [Байденко В.И. и др., 2002] Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. 

 

2 [Ландшеер В., 1988] Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. - № 1.

 

3. [Новиков А.М., 1997] Новиков А.М. Профессиональное образование в России. – М., 1997.

4. Смирнов А.И. «Мир профессий» М: Просвещение, 1987г

 

 

 

Автор Бурковская Нина Дмитриевна
Дата добавления 20.01.2015
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 1716
Номер материала 54544
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓