Инфоурок География Другие методич. материалыНаучный проект. СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ ГЛАЗАМИ ТИНЭЙДЖЕРА

Научный проект. СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ ГЛАЗАМИ ТИНЭЙДЖЕРА

Скачать материал

Қазақстан Республикасы білім және ғылым  министрлігі

Солтүстік Қазақстан облысы Жамбыл ауданының білім бөлімі

Украин орта мектебі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Отдел образования Жамбылского района Северо-Казахстанской области

Украинская средняя школа

 

 

 

Ғылыми жоба. Научный проект.

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ ГЛАЗАМИ ТИНЭЙДЖЕРА

Зерттеу жұмысы Исследовательская работа

Бөлімі –Өлкетану Раздел – Краеведение

 

Автор: Богуш Олеся, 7 сынып оқушы. 

Автор: Богуш Олеся, ученица 7 класса

Жетекшісі: Дитюк И.В.,тарих пәнінің мұғалімі

Руководитель: Дитюк И.В., учитель истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………..с.3

I.       Малая Родина для человека

1.1.    Значение  словосочетания малая Родина………………………………с.5                                                                                          

1.2.   Анализ интереса подростков к изучению истории родного края и их знания об истории, культуре, природе Северо-Казахстанской области на основе эмпирического исследования ………………………………………...с.6                                 

II.      Северо-Казахстанская область

2.1. Что мы узнали о родном крае……………….. …………………………..с.7

III.     Реализация собранной информации                                  

3.1. Проект журнала для тинэйджеров с коллекцией заданий и

занимательных головоломок  ……………………………………………….с.10                                                                                             

3.2. Предложения по использованию потенциала молодёжи для повышения интереса к изучению родного края. …………………………………………с.11                                                                              

Заключение ………………………………………………….……………….   с.12                                                                                      

Список использованной литературы……………………….……………… с.13                                                  

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучения прошлого и настоящего своей “малой Родины”. Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания гражданина.

В истории края делаются попытки обобщить и систематизировать краеведческие сведения об истории, природе, населении и экономике Северо- Казахстанской области, но новизна нашего исследования состоит в том в ходе работы над данным проектом не только были изучены материалы, но и разработан методический журнал для учащихся.

Мы поставили перед собой цель помочь подросткам региона получить более полные и глубокие знания о своей малой Родине. Сегодня воспитание нового поколения направлено на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности. Ученики должны обладать способностью осознавать себя членом общества на глобальном (житель планеты Земля), региональном (гражданин Республики Казахстан) и локальном (житель конкретного региона) уровнях. Важно, чтобы жизнь каждого человека была наполнена патриотизмом, уважением к культуре и истории.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

                проведен анализ источников (периодическая печать,  книги, статьи,

статистические данные) по проблеме  исследования;

                 собран материал по истории, этнографии, культуре, этнографии родного

края

                на основе анкетирования и бесед с учениками школы раскрыты

проблемы получения и усвоения знаний по теме Северо-Казахстанская область ;

                на данных исследования составлен журнал для тинэйджеров с

использованием логических заданий, головоломок, решая которые ребята смогут получить знания в игровой форме.

Гипотеза исследования: уникальность и самобытность природы истории, этнографии Северо-Казахстанской области давно заслуживали особого внимания, и вызывает необходимость разработки учебного комплекта, который помог бы учащимся общеобразовательных школ области получать более полные и глубокие знания о своей малой Родине в доступной и интересной форме.

Методы исследования: анализ, анкетирование, проектирование.

Структура: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.       Малая Родина для человека

1.1.    Значение  словосочетания малая Родина

Ничто на земле не может быть ближе и милее, чем малая родина. У каждого человека она своя. У одних - это большой город, у других — маленькое село, но все люди любят то место, где появились на свет. Жизнь человека тесно связана с родиной, даже уезжая в другие города, страны,  ничто не заменит ее. О детстве у большинства  людей возникают самые приятные воспоминания. Сколько бы не было человеку, он всегда помнит какие-то моменты, когда он был молод, а вместе с ним и места, где происходило взросление. У каждого любовь к родине проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о родном крае, композиторы пишут музыку, художники картины, тем самым, прославляя и увековечивая память о Отчизне на многие годы.  

Сейчас, в условиях социальной модернизации общества возникает необходимость вернуться к вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. О том, как бережно всегда относился народ к своей Родине, говорится в пословицах: Гүл өз жерiнде ғана – гүл, адам өз отанында ғана - адам. Цветок лишь на своей поляне – цветок, человек лишь на родине – человек. Өзіңнің ғажайып Отаныңды ұмытпа, өз туған жеріңе ешқашан соқпай өтпе. Свою Родину прекрасную никогда не забывай, места, где ты родился, никогда не обходи.  Туған ел – тұғырың. Родная земля – твоя опора..

Для того чтобы успешно учиться, работать, реализовывать свои способности и таланты, жить и трудиться во благо своей семьи, народа, народа, человек должен любить свою Родину.

 

 

 

 

 

 

1.2.   Анализ интереса подростков к изучению истории родного края и их знания об истории, культуре, природе Северо-Казахстанской области на основе эмпирического исследования

Родина. . . Сейчас уже редко можно услышать это слово в обиходе.  Что ж получается? Что для современного подростка и родины нет?!

Работая над проектом, мы попробовали узнать, что значит малая родина для ребят 12-16 лет.(Приложение 1) Практически все (98%) считают, что человек должен знать, откуда он родом (только 2% опрошенных полагают, что знать это необязательно). При этом 35% участников опроса ассоциируют понятие 'Родина' с конкретным местом, где они родились; 65% отождествляют Родину со всем Казахстаном. Поэтому и о малой родине, её достопримечательностях, культуре, истории подростки знают меньше, чем о этих же категориях, но в масштабе республики. Опрос показал, что из 53 респондентов 37 – имеют большую осведомлённость о Казахстане,12- знают историю своего села,  2- владеют информацией о районе и 2- об области. На вопрос о том, из каких источников ребята получают информацию о родном крае, голоса разделились таким образом: 29 – ребят ответили «на уроках», 8- в Интернете, 7- из живого общения помимо школы, 5-из местной прессы, 4- в библиотеке. 80% учащихся хотели ли бы пополнить свои знания о истории, культуре, природе Северо- Казахстанской области. Но этот  интерес многие объясняют тем, что в дальнейшем планируется поступление в г. Петропав-ловск, областной центр и эта информация поможет найти общие темы общения, поможет в учёбе и т. д. (43% опрошенных)  (Приложение 2)

Таким образом, сегодня подростки больше осведомлены о истории, культуре, географии страны, чем о селе, районе, области, где они родились. Но, несмотря на то, что сегодня такие ценности как благородство, доблесть, дружба, товарищество подменяются меркантильными интересами, подростки не равнодушны к истории родного края и интересуются ею.

 

 

II.      Северо-Казахстанская область

2.1. Что мы узнали о родном крае

Северо-Казахстанская область имеет богатую историю. Археологичес-кие памятники каменного века Приишимья свидетельство того, что древней-шее население активно использовало эту  благоприятную для проживания территорию. Ещё в 1940 г. в с.Петерфельд при рытье колодца на глубине 18 метров был обнаружен древесный уголь и бивни мамонта со следами обра-ботки и каменные орудия. Эта находку относится к палеолитической ледни-ковой эпохе. Северном Казахстане находятся целые группы памятников ме-золита (Явленский, Тельманский и Виноградовский микрорайоны) . А в нео-лите на территории Северного Казахстана была расположена атбасарская культура, которая на рубеже III и IV тысячелетий до нашей эры сменилась «ботайской культурой». [1]  Впервые на планете лошадь была одомашнена в лесостепных районах Северного Казахстана. Новые страницы истории открыли исследования последних лет на могильниках Баганаты и Байкара в районе Шал акына. Могильник Баганаты раскрывает хронологический срез, начиная с эпохи бронзы и вплоть до монгольского периода. [2] В захоронениях обнаружены останки культуры андроновцев. Одна из главных сенсаций Баганаты – ее курганы «достались» археологам в неторнутом виде, не разграбленными. Найдены украшения из золота и бронзы, керамическая посуда, изготовленная 3,5 тысячи лет назад, элементы женского костюма эпохи бронзы, уникальной сохранности колчан со стрелами раннего железного века. [3]

 В IX-VII вв. до н.э. на просторы Казахстана продвигаются племена с новым экономическим укладом — кочевым скотоводством. В тюркское время территория области, как часть Казахстана стала мостом между Востоком и Западом. Под давлением монгольского нашествия в Северный Казахстана и Западную Сибирь переместилась часть кыпчаков, найманов и киреитов. Эти племена составили основу казахской народности.

Во время вторжения джунгар в Казахстан происходит массовая откочевка населения на север и запад. Оказавшись в сложной ситуации, в начале 18 века, правители казахских ханств видели выход в принятии подданства России.

26 марта 1752 г. вышел указ о постройке новой линии, начинается строительство Новоишимской (Горькой — по цепи горько-соленых озер) линии, которая должна была соединить крепости Омск и Звериноголовскую. Центральным укреплением линии становилась заложенная в июле 1752 г. на правом берегу Ишима крепость св. Петра. К 1755 г. основные работы на линии были завершены. Позднее крепость получила статус города Петропав-ловск. Со временем, задуманное изначально как военно-оборонительное, Петропавловское укрепление стало политическим, торгово-экономическим и административным центром края. [4]

События Октябрьского переворота 1917 года в России оказали влия-ние на ситуацию в Северном Казахстане. Боевые действия Красной Армии по освобождению Северного Казахстана вошли в историю гражданской войны под названием Петропавловской операции. Она проходила с 20 августа по 3 ноября 1919 года под командованием М.Н.Тухачевского.

29 июля 1936 года была образована Северо-Казахстанская область в составе Казахской ССР. Ранее это был Петропавловский уезд Омской губернии РСФСР (существовала в 1919—1925 гг.).

Наша область, как и весь Казахстан, внесла неоценимый вклад в победу над фашистской Германией. В начале Великой Отечественной войны в край было эвакуировано оборудование 20 промышленных предприятий. Здесь была сформирована 314-я стрелковая дивизия. Североказахстанцы проводили на фронт около 120 тысяч человек, в трудовую армию — 55 тысяч, из них более 45 тысяч погибли в боях. За годы Великой Отечествен-ной войны 53 североказахстанца удостоены звания Героя Советского Союза, 11 стали полными кавалерами ордена боевой Славы. [5]

Сегодня экономика области, обладающая высоким производственным и кадровым потенциалом. Главный товар на экспорт - это зерно. Кроме того, богатство области составляют полезные ископаемые и природные ресурсы. В области выявлены и в различной степени изучены почти все виды полезных ископаемых. Разведано 286 месторождений. На территории области множество живописных ландшафтов, горных цепей и лесных массивов, ботанические заказники и реликтовые сосновые боры, озеро Шалкар и природные зоны Имантау. Здесь насчитывается до 160 видов млекопитающих и около 200 видов птиц. [6]

Таким образом, даже при поверхностном знакомстве с историей, географией, этнографией Северо-Казахстанской области мы видим, что край уникален и самобытен и заслуживает внимательного изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.    Реализация собранной информации                                 

3.1. Проект журнала для тинэйджеров с коллекцией заданий и

занимательных головоломок 

      Решая проблему расширения знаний учащихся о родном регионе и учитывая потребности ровесников, мы создали проект  журнала для подростков с интересными заданиями по истории, культуре, достопримеча-тельностям  Северо-Казахстанской области. Отвечая на вопросы заданий, ребята смогут сами подключиться к поиску информации, её анализу. Журнал составлен согласно хронологии происходящих в области событий.

Первостепенная задача сбора информации была выполнена при работе над второй главой. Из богатства материала мы отобрали только интересный, поучительный, яркий. Формы заданий в журнале разнообразны. Есть ребусы, кроссворд, упражнения на поиски соответствия. Подростки тоже любят рисовать, поэтому мы предложили закрасить звёздочки, клеточки с датами  соответствующим цветом, предложили пройти по лабиринт. Фотографии достопримечательностей Северо-Казахстанской области несут и информационную нагрузку и украшают журнал живописными видами. Конечно, для нас ещё проблематично создать проект журнала, как в типографии, но используя программу для подготовки презентаций Microsoft PowerPoint, мы смогли реализовать многие из своих идей.  

Подростки предпочитают общаться и заниматься активными видами деятельности. Поэтому мы, совместив приятное с полезным, внесли в свой журнал в качестве приложения настольную игру «Путешествие по Северо-Казахстанской области». Проект игры был составлен в программе   Microsoft Excel.

В ходе работы над проектом было собрано большое количество иллюстраций и фотографий с видами города Петропавловска. Это позволило нам создать в программе Microsoft Movie Maker видеоролик «Жемчужина Севера».

 

3.2. Предложения по использованию потенциала молодёжи для повышения интереса к изучению родного края.

Каждый должен знать историю своей семьи, своего рода, места, где родился. Чувство единения с малой родиной воспитывает чувство гражднскую ответственность, создаёт настоящего патриота своей страны.

По прежнему действенными методами приобщения молодого поколения  к познанию родного края, является живое общение с земляками-хранителями памятных событий, а так же посещение знаменательных  мест родного края.

Учитывая новые возможности мы предлагаем как дополнительные приёмы к выше изложенным - использование электронных ресурсов для виртуальных путешествий, экскурсий к археологическим памятникам. Возможно и создание документального фильма о Северо- Казахстанской области. Предлагаем разнообразить и  сделать более привлекательным для молодых пользователей официальный сайт Северо-Казахстанской области. Сегодня есть возможность создания электронного журнала, для подростков.  Конечно, такой работой должны заниматься профессионалы, но подрастающее поколение готово оказать свою помощь и поддержку. Есть категория подростков, которые испытывают тягу к творчеству и мы предлагаем использовать данный потенциал. Эти ребята могут проявить свои таланты на страницах электронного издания. Всё это вызовет интерес и привлечёт внимание к истории, географии, этнографии родного края.

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги сказанному, сделаем следующие выводы.

Созданный нами журнал вместе с вкладышем настольной игрой и диском, где записан видеоклип о Петропавловске, может использоваться не только для проведения досуга, но и как пособие на уроках краеведения, при подготовке  внеклассных мероприятий по истории.

В дальнейшем мы планируем увлечь этой идеей  и подключить к работе других школьников и выпустить уже серию журналов по данной тематике. Тинэйджеры могут попробовать себя и в качестве журналистов, редакторов, дизайнеров.

А сверстникам района предлагаем создать подобный журнал по истории района, потому как знания в этой области тоже поверхностны.

С целью пропаганды интереса к своему краю среди большего числа молодёжи, планируем разместить материалы на интернет сайтах.

Реализация  этих предложений, на наш взгляд, будет способствовать активному познанию своего родного края подростками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Северо-Казахстанская область [Алматы: «Аруна», 2007.- С. 426

2. Маденова, С. Тайны курганов Баганаты  Новатор.- 2001.- 17 августа.- С. 2

3. Шинтимиров, М. Главная тайна Байкары Северный Казахстан.- 1999.- 27 сентября.- С. 3

4. Аяган Б. Жемчужина Севера. Алматы: «Кітап», 2007.- С.43

5.Аяган Б. Жемчужина Севера. Алматы: «Кітап», 2007.- С.76

6. Официальный сайт Северо-Казахстанской области www.sko.kz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для учащихся 12-16 лет

1.     Человек должен знать историю места, где он родился?

Да

Нет

2.     Что для Вас означает понятие МАЛАЯ РОДИНА?

Республика Казахстан

Родное село

Родной район

Родная область

3.     Я владею большей информацией по истории, культуре, этнографии, географии…

Республики Казахстан

Северо-Казахстанской области

Жамбылского района

Села Украинское

4.     Информацию о своём родном крае я получаю..

На уроках

В Интернете

Из общения вне школы

В библиотеке

5.     Мне хотелось бы побольше узнать о истории ..

Северо-Казахстанской области

Жамбылского района

Села Украинское

Другое

6.     Объясните свой выбор ответа на предыдущий вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анализ анкетирования

1.      Человек должен знать историю места, где он родился?

Да-52

Нет-1

2.      Что для Вас означает понятие МАЛАЯ РОДИНА?

Республика Казахстан-36

Родное село-17

Родной район-0

Родная область-0

3.      Я владею большей информацией по истории, культуре, этнографии, географии…

Республики Казахстан-37

Северо-Казахстанской области-2

Жамбылского района-2

Села Украинское-12

4.      Информацию о своём родном крае я получаю..

На уроках-29

В Интернете-8

Из общения вне школы-7

Из публикаций местной прессы-5

В библиотеке-4

5.      Мне хотелось бы побольше узнать о истории ..

Северо-Казахстанской области-43

Жамбылского района-5

Села Украинское-5

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Научный проект. СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ ГЛАЗАМИ ТИНЭЙДЖЕРА"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Мы поставили перед собой цель помочь подросткам региона получить более полные и глубокие знания о своей малой Родине. Сегодня воспитание нового поколения направлено на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности. Ученики должны обладать способностью осознавать себя членом общества на глобальном (житель планеты Земля), региональном (гражданин Республики Казахстан) и локальном (житель конкретного региона) уровнях. Важно, чтобы жизнь каждого человека была наполнена патриотизмом, уважением к культуре и истории.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

                проведен анализ источников (периодическая печать,  книги, статьи,

статистические данные) по проблеме  исследования;

                 собран материал по истории, этнографии, культуре, этнографии родного

края

                на основе анкетирования и бесед с учениками школы раскрыты

проблемы получения и усвоения знаний по теме Северо-Казахстанская область ;

                на данных исследования составлен журнал для тинэйджеров с

 

использованием логических заданий, головоломок, решая которые ребята смогут получить знания в игровой форме.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 974 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4712
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 478
    • DOCX 10.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дитюк Ирина Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дитюк Ирина Витальевна
    Дитюк Ирина Витальевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 14
    • Всего просмотров: 3773
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 722 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 437 человек

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Основы политической науки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек