Главная / Химия / Научно-исследовательский проект " Все для фронта, все для Победы"

Научно-исследовательский проект " Все для фронта, все для Победы"

Название документа ВВЕДЕНИЕ.docx





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»

города Котовска Тамбовской области


« Все для фронта, все для Победы!»






Выполнена ученицей

9 класса «В» МБОУ «СООШ»

г. Котовска Тамбовской области

Чернопятовой Софьей

руководитель учитель химии

Ефимова Елена Вячеславовна


Котовск, 2014



Содержание



Введение 3-4

Глава I. Военные профессии веществ. 5

1.1. Зажигательные смеси 6

1.2. Тушение зажигательных смесей, бомб 6

1.3. Алюминий на «защите» самолетов 6

1.4. Осветительные ракеты 6-7

1.5. Магний на службе авиации 7

1.6. Бездымный порох 7-8

1.7. Пороховой завод «Красный боевик» 8

1.8. Пероксид водорода в подводных лодках 8-9

1.9. Пероксид водорода в подводных лодках 9-10

1.10 Дым без огня 10

1.11 Война с акулами 11

Глава II. Таблица Менделеева на защите

Родины 12-13

Глава III. Использовать знания для борьбы с фашизмом 14-18

Глава IV. Заключение 19-20

Глава V. Библиографический список 21

Приложение 22











ВВЕДЕНИЕ

Эпиграфом нашего проекта служат слова академика А. Е. Ферсмана из его выступления на антифашистском митинге советских ученых в 1941 году в городе Москве: “Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. И на нас лежит ответственность за обеспечение стратегическим сырьем. Необходимо помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтоб скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды ”.

1418 дней и ночей наши прадеды шли к заветной цели – к Победе в Великой Отечественной Войне! Ценой неимоверных усилий и человеческих жизней они смогли добиться Победы! Героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившийся в годы Великой Отечественной войны, взаимосвязаны. Ведь страна не смогла бы пережить столь тяжелое испытание, если б не жила единой мыслью – «Всё для фронта, всё для победы!»- этот лозунг стал главным с первых дней войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт солдаты самоотверженно воевали, защищая свою Родину, но также жил и тыл: ведь солдатам нужны были патроны, снаряды, оружие, истребители и бомбардировщики, танки, пушки, чтобы бить фашистов, а также одежда, лекарства и еда. Все это делал тыл.


Причиной, которая побудила нас на исследование данного проекта - это 70- летие Великой Победы российского народа над фашистской Германией. В своей работе мы отразили как самоотверженным трудом многих советских людей, видных ученых в тылу ковалась Великая Победа, рассказали о применении известных веществ во время войны.

Основополагающий вопрос проекта: «Наука есть источник высшего блага человечества в период труда, но она и самое грозное оружие защиты и нападения во время войны» (Н.Д.Зелинский). Справедливо ли это высказывание?

Гипотеза: «Химия в руках военных благо или вред?»

Цель проекта:

-Изучить и углубить знания по теме, используя литературу и ресурсы -Интернет

-Овладеть навыками анализа материала

-Показать, что Победа ковалась и в тылу трудом многих советских людей, видных ученых, инженеров и рабочих.

Проект состоит из 3 –х глав: «Военные профессии веществ», «Таблица Менделеева на защите Родины», «Использовать знания для борьбы с фашизмом».

Изучив соответствующую литературу, ресурсы Интернет мы рассказываем о применении того или иного материала в военных целях, о химических элементах, которые применялись для изготовления артеллерийских снарядов и патронов, о сплавах, которые укрепляли броню тяжелой военной техники, о средства защиты от отравляющих газов, о элементах жизненно необходимых в условиях нехватки кислорода, о зажигательных бомбах, смесях, осветительных ракетах.











ГЛАВА I

Военные профессии веществ.

1. 1. Зажигательные смеси.

В начале войны, 1941 г. немецкие танки рвались к Москве, Красная Армия буквально грудью сдерживала врага. Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС (Качурина–Солодовникова), или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945 г. – в Берлине.
Что представляли собой бутылки КС? К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.
Реакции, иллюстрирующие действие запала

3KClO3 + H2SO4 = 2ClO2 + KСlO4 + K2SO4 + H2O,

2ClO2 = Cl2 + 2O2,

C12H22O11 + 12O2 = 12CO2 + 11H2O.

1.2. Тушение зажигательных смесей, бомб.

Многие наши сверстники в военные годы во время налетов дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы. Начинкой таких бомб была смесь порошков Al, Mg и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. На экране приведены уравнения реакций, происходящих при взрыве бомбы:

4Al + 3O2 = 2Al2O3,

2Mg + O2 = 2MgO,

3Fe3O4 + 8Al = 9Fe + 4Al2O3.

Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, т.к. раскаленный магний реагирует с водой:

Mg + 2Н2O = Mg(ОН)2 + Н2http://him.1september.ru/2005/02/sverh.gif.

1.3.Алюминий на «защите» самолетов.

Aлюминий использовали не только в зажигательных бомбах, но и для «активной» защиты самолетов. Так, при отражении налетов авиации на Гамбург операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах индикаторов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, сбрасываемыми самолетами союзников. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 000 т алюминиевой фольги.



1.4. Осветительные ракеты.

Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей красивым ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно делался более ровным, ярким и белым – это загорался магний. Наконец, когда цель была освещена и видна так же хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание.

1.5. Магний на службе авиации.

Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным потребителем этого металла была военная авиация. Магния требовалось много, поэтому его добывали даже из морской воды. Технология извлечения магния такова: морскую воду смешивают в огромных баках с известковым молоком, затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получают хлорид магния. При электролизе расплава MgCl2 получают металлический магний (на экран проецируются уравнения реакций):

http://him.1september.ru/2005/02/9-2.jpg

1.6. Бездымный порох.

Было бы несправедливо не вспомнить сегодня о порохе. Во время войны в основном использовался порох нитроцеллюлозный (бездымный) и реже черный (дымный). Основой первого является высокомолекулярное взрывчатое вещество нитроцеллюлоза, а второй представляет собой смесь нитрата калия (75%), угля (15%) и серы (10%). Грозные боевые «катюши» и знаменитый штурмовик ИЛ-2 были вооружены реактивными снарядами, топливом для которых служили баллиститные (бездымные) пороха – одна из разновидностей нитроцеллюлозных порохов.


Взрывчатое вещество кордит, используемое для начинки гранат и разрывных пуль, содержит приблизительно 30% нитроглицерина и 65% пироксилина (пироксилин представляет собой тринитрат целлюлозы).

http://him.1september.ru/2005/02/10-3.jpg

1.7. Пороховой завод «Красный боевик».

Я живу в городе Котовске, который славен своей историей. В годы войны на его территории работал пороховой завод «Красный боевик». За 1941-1945 годы войны для нужд Воронежского, Юго-Западного, Сталинградского фронтов, да и для всей Красной Армии было произведено от общей мощности 78 тонн пороха в сутки, против 65 тонн по максимальной по мобплану, артеллерийских зарядов разных систем 40195900 штук. Труженики порохового завода своим трудом били врага, с каждым часом увеличивая его невосполнимые потери в живой силе и технике. Указом Президиума Верховного совета от 4 мая 1985 года за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно- Морского Флота в годы Великой Отечественной войны Котовский завод «Пластмасс» был награжден орденом Отечественной войны Iстепени.



1.8. Пероксид водорода в подводных лодках.

В 1934 г. в Германии был наложен запрет на все публикации, связанные с H2O2 (пероксидом водорода). В 1938–1942 гг. инженер Гельмут Вальтер построил подводную лодку U-80, работавшую на пероксиде водорода высокой концентрации. На испытаниях U-80 показала высокую подводную скорость – 28 узлов (52 км/ч). Еще в 1934 г. прошла испытания первая подводная лодка с двумя турбинами, работающими на H2O2. Всего же немцы успели построить 11 таких лодок. Высокоэффективные энергетические установки, работающие на пероксиде водорода, были разработаны не только для подводных лодок, но и для самолетов, а позже – для ракет Фау-1 и Фау-2.

Двигательная установка лодки U-80 работала по так называемому холодному процессу. Пероксид водорода в присутствии перманганатов натрия и кальция разлагался. Получающиеся в результате пары воды и кислород использовали в качестве рабочего тела в турбине и удаляли за борт (на экран проецируется уравнение реакции):

Ca(MnO4)2 + 3H2O2 = 2MnO2 + Ca(OH)2 + 2H2O + 3O2.

В отличие от U-80 двигатели более поздних подводных лодок работали по «горячему процессу»: Н2О2 разлагался на водяной пар и кислород. В кислороде сжигалось жидкое топливо. Водяной пар смешивался с газами, образующимися от сгорания топлива. Полученная смесь приводила в движение турбину.


1.9. Кальций и стронций

Трудная задача стояла перед войсками противовоздушной обороны. На нашу Родину были брошены тысячи самолетов, пилоты которых уже имели опыт войны в Испании, Польше, Норвегии, Бельгии, Франции. Для защиты городов использовали все возможные средства. Так, помимо зенитных орудий небо над городами защищали наполненные водородом шары, которые мешали пикированию немецких бомбардировщиков. Во время ночных налетов пилотов ослепляли специально выбрасываемыми составами, содержащими соли стронция и кальция. Ионы Са2+ окрашивали пламя в кирпично-красный цвет, ионы Sr2+ – в малиновый.

Для заполнения шаров водородом в военном деле использовался силиконовый способ, основанный на взаимодействии кремния с раствором гидроксида натрия. Реакция идет по уравнению:

Si + 2NaOH + H2O = Na2SiO3 + 2H2http://him.1september.ru/2005/02/sverh.gif.

Часто для получения водорода использовали гидрид лития. Таблетки LiH служили американским летчикам портативным источником водорода. При авариях над морем под действием воды таблетки моментально разлагались, наполняя водородом спасательные средства – надувные лодки, жилеты, сигнальные шары-антенны:

LiH + H2O = LiOH + H2.

1.10. Дым без огня.

Искусственно созданные дымовые завесы помогли сохранить жизни тысяч советских бойцов. Эти завесы создавались при помощи дымообразующих веществ. Прикрытие переправ через Волгу у Сталинграда и при форсировании Днепра, задымление Кронштадта и Севастополя, широкое применение дымовых завес в берлинской операции – это далеко не полный перечень использования их в годы Великой Отечественной войны. Одним из первых дымообразующих веществ был белый фосфор. Дымовая завеса при использовании белого фосфора состоит из частичек оксидов2О3, Р2О5) и капель фосфорной кислоты.

1.11. Война с акулами.

В начале войны, когда от торпед и бомб, привязанных к специально обученным акулам, тонуло немало кораблей, возникла необходимость в надежном средстве защиты от акул. В решении этой проблемы приняли участие многие охотники на акул и ученые. Эрнест Хемингуэй помог этим исследованиям – он показал места, где сам не раз охотился на морских хищниц. Оказалось, что акулы просто не переносят сульфата меди(II). Акулы за версту обходили приманки, обработанные этим веществом, и с жадностью хватали приманки без сульфата меди.
































ГЛАВА II Таблица Менделеева на защите Родины.

В годы Великой Отечественной войны элемент литий приобрел особое значение. Металлический литий бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняли аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивает срок их службы в 2–3 раза, что было очень нужно для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавками Li при полете оставляли сине-зеленый след. Соединения лития использовались на подводных лодках для очистки воздуха.

Бериллиевая бронза (сплав меди и 1–2,5% Ве с добавками 0,2–0,5% Ni и Со) используется в самолетостроении. А сплав Ве, Mg, Al, Ti необходим в создании ракет и скорострельных авиационных пулеметов, впервые примененных в годы войны.

Азот обязательно входит в состав взрывчатых веществ. Ни одно взрывчатое вещество нельзя приготовить без азотной кислоты HNO3 и ее солей.

На основе Mg и Al изготовлялись прочные и сверхлегкие сплавы для самолетостроения.

Сплав титана (до 88%) с другими металлами идет на изготовление танковой брони. В 1943 г. Гитлер издал приказ вступать в бой с советскими танками ИС-3 на расстоянии не более 1 км. Состав брони у этого танка был такой, что его не могли пробить фашистские снаряды. Титан применяют также в радиотехнике.

Из ванадиевой стали изготавливали солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках, бронебойные снаряды.

Хромовые стали нужны для изготовления огнестрельных орудий, корпусов подводных лодок.

Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходилось на железо. Fe – главная составляющая часть чугунов и сталей.
Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин.

Сплав Cu (90%) и Sn (10%) – пушечный металл. Сплав Cu (68%) и Zn (32%) – латунь – использовали для изготовления артиллерийских снарядов и патронов.

Без германия не было бы радиолокаторов.

Мышьяк – составная часть отравляющих веществ.

Тантал – важнейший стратегический материл для изготовления радарных установок, передаточных радиостанций.

Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочки торпед и снарядов. 

Величайшее достижение науки породило величайшую трагедию человечества. Первая атомная (урановая) бомба была создана в США и 6 августа 1945 г. сброшена на Хиросиму.

Первая плутониевая бомба была также изготовлена в США. 9 августа 1945 г. она была сброшена на Нагасаки. Ее взрыв повлек за собой десятки тысяч смертей и сотни тысяч тяжелых увечий. Последствия взрыва сказываются и сейчас на новых поколениях.





ГЛАВА 3 Ученые-химики в период
Великой Отечественной войны.

Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Ученые-химики создавали новые способы производства самых разных материалов, взрывчатых веществ, топливо для реактивных снарядов «катюш», высокооктановые бензины, каучук, материалы для изготовления броневой стали, легкие сплавы для авиации, лекарственные препараты. Выпуск химической продукции к концу войны приблизился к довоенному уровню, а в 1945 г. он достиг 92% от уровня 1940 г.
Александр Ерминингельдович Арбузов. Выдающийся ученый, основоположник одного из новейших направлений науки – химии фосфорорганических соединений. Вся жизнь и деятельность его были неразрывно связаны с прославленной Казанской школой химиков. Исследования Арбузова в годы войны были всецело посвящены нуждам обороны и медицины. Так, в марте 1943 г. виднейший советский физик-оптик С.И.Вавилов писал Арбузову: «Глубокоуважаемый Александр Ерминингельдович! Обращаюсь к Вам с большой просьбой – изготовить в Вашей лаборатории 15 г 3,6-диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции, и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора…» Значительно позднее Арбузов узнал, что изготовленного им препарата было достаточно для снабжения оптики танковых частей нашей армии и имело значение для обнаружения врага на далеком расстоянии. В дальнейшем Арбузов выполнял и другие заказы оптического института на изготовление различных реактивов.

Николай Дмитриевич Зелинский. С именем Зелинского связана целая эпоха в истории отечественной химии. Обладая творческой силой мысли и будучи патриотом своей Родины, Зелинский вошел в ее историю как деятель науки, который в критические моменты исторических судеб своей страны без колебания становился на ее защиту. Так было в истории с противогазом в первую мировую войну, с синтетическим бензином в гражданскую и авиационным топливом в Великую Отечественную войну. Зелинский в период 1941–1945 гг. – это не просто химик-исследователь, он был уже славой едва ли не самой большой в стране научной школы, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического
каучука.

Николай Николаевич Семенов. Вклад академика Семенова в обеспечение победы в войне всецело определялся разработанной им теорией цепных разветвленных реакций. Эта теория давала в руки химиков возможность ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. Исследования процессов взрыва, горения, детонации, проводимые Семеновым с сотрудниками, уже в начале 1940-х гг. привели к выдающимся результатам. Новые достижения во время войны в том или ином виде использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнеметов. Были проведены исследования, посвященные вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах. Результаты этих исследований были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками.

Александр Евгеньевич Ферсман. Из выступления академика Ферсмана на антифашистском митинге советских ученых, 1941 г., Москва: «Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд новых металлов для авиации, для бронебойной стали, потребовались магний и стронций для осветительных ракет и факелов, потребовалось больше йода и еще длинный ряд самых разнообразных веществ. И на нас лежит ответственность за обеспечение стратегическим сырьем. Необходимо помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды».
Ферсман не раз говорил, что его жизнь – это история любви к камню. Он первооткрыватель и неутомимый исследователь апатитов на Кольском полуострове, радиевых руд в Фергане, серы в Каракумах, вольфрамовых месторождений в Забайкалье, один из создателей промышленности редких элементов. С первых дней после начала войны Ферсман активно включился в перестройку науки и промышленности на военные рельсы. Выполнял специальные работы по военно-инженерной геологии, военной географии, маскировочным краскам, по вопросам стратегического сырья

Семен Исаакович Вольфкович. Крупнейший советский химик-технолог, был директором НИИ удобрений и инсектицидов, занимался соединениями фосфора. Сотрудники руководимого им института создавали фосфорно-серные сплавы для стеклянных бутылок, которые служили противотанковыми «бомбами», изготавливали химические грелки, которые использовались для обогрева бойцов дозоров. Санитарной службе требовались средства против обморожения, ожогов, лекарственные средства. Над этим работали сотрудники его института.

Иван Людвигович Кнунянц. Во время войны и после нее – профессор и заведующий кафедрой Военной Академии химической защиты. Премия, которой Иван Людвигович Кнунянц был удостоен в 1943 г., была присуждена ему за разработку надежного средства индивидуальной защиты людей от отравляющих веществ. Иван Людвигович является основоположником химии фторорганических соединений.

Михаил Михайлович Дубинин. Еще до начала Великой Отечественной войны на посту начальника кафедры и профессора Военной Академии химической защиты он проводил исследования сорбции газов, паров и растворенных веществ твердыми пористыми телами. Михаил Михайлович – признанный авторитет по всем основным вопросам, связанным с противохимической защитой органов дыхания.

Николай Николаевич Мельников. С самого начала войны перед учеными была поставлена задача разработать и организовать производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, который переносят вши. Под руководством Мельникова было организовано производство дуста, различных антисептиков для деревянных деталей самолетов.

Александр Наумович Фрумкин. Выдающийся ученый, один из основоположников современного учения об электрохимических процессах, основатель советской школы электрохимиков. Занимался вопросами защиты металлов от коррозии, разработал физико-химический метод крепления грунтов для аэродромов, рецептуру для огнезащитной пропитки дерева. Вместе с сотрудниками разработал электрохимические взрыватели. Хочется привести слова Фрумкина на антифашистском митинге советских ученых в 1941 г.: «Я – химик. Позвольте мне сегодня говорить от имени всех советских химиков. Несомненно, что химия является одним из существенных факторов, от которых зависит успех современной войны. Производство взрывчатых веществ, качественных сталей, легких металлов, топлива – все это разнообразные виды применения химии, не говоря уже о специальных формах химического оружия. В современной войне немецкая химия подарила миру пока одну “новинку” – это массовое применение возбуждающих и наркотических веществ, которые дают немецким солдатам перед тем, как послать их на верную смерть. Советские химики призывают ученых всего мира использовать свои знания для борьбы с фашизмом».



Сергей Семенович Наметкин является одним из основоположников нефтехимической науки. Он успешно работал в области синтеза новых металлорганических соединений, отравляющих и взрывчатых веществ. Сергей Семенович отдал во время войны много сил для развития производства моторных топлив и масел, занимался вопросами химической защиты.


Валентин Алексеевич Каргин. Исследования академика Валентина Алексеевича Каргина охватывают широкий круг вопросов, относящихся к физической химии, электрохимии и физикохимии высокомолекулярных соединений. Каргин разработал специальные материалы для изготовления одежды, защищающей от действия отравляющих веществ, принцип и технологию нового метода обработки защитных тканей, химические составы, делающие валяную обувь непромокаемой, специальные типы резин для боевых машин нашей армии.


Юрий Аркадьевич Клячко. Профессор, замначальника Военной Академии химической защиты и начальник кафедры аналитической химии. Организовал из состава академии химической защиты батальон и был начальником боевого участка на ближайших подступах к Москве. Под его руководством была развернута работа по созданию новых средств химической обороны, в том числе по дымам, антидотам, огнеметным средствам.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы мы установили, что наука химия, являясь высшим источником блага человечества может быть и сильным оружием защиты и нападения во время войны, поэтому, выдвинутая нами гипотеза, «Химия в руках военных благо или вред?» позволяет доказать, что во время войны, находясь в руках военных она несет благо для народа, ведущего оборонительные и наступательные военные действия против своих захватчиков и оккупантов.

Наше поколение мало задумывается о прошлом, о Великой войне, которую не просто пережили, а героически выстояли — ведь она шла больше четырех лет!

Откуда брались душевные и физические силы? Гордость охватывает меня, когда думаю, что страна не только воевала, она жила суровой и вдохновенной жизнью — снимались кинофильмы, работали театры, писатели и артисты выезжали на фронт, помогали бойцам в осажденном Ленинграде. Д. Д. Шостакович написал в блокадном Ленинграде свою Седьмую симфонию, Твардовский — поэму “Василий Теркин”, кроме того, вся страна работала на благо победы, люди строили землянки, ютились в бараках, железнодорожных вагонах, где на человека приходилось около 2 квадратных метрах площади. Тем не менее, к концу 1941 года заработали сотни новых заводов. Подавляющая часть населения страны всей душой приняла лозунг «Все для фронта, все для победы!». Люди работали с полной отдачей, терпеливо переносили трудности военного времени, понимали необходимость суровых мер по поддержанию порядка и дисциплины. И такой народ невозможно поработить!

И память о тех временах никогда не уйдет! Мы помним и гордимся стойкостью, мужеством и свершениями нашего народа!

Памяти химиков-фронтовиков посвятил свое стихотворение старший преподаватель Днепропетровского химико-технологического университета, бывший фронтовик З.И. Барсуков.

Кто про химика сказал: “ Мало воевал”
Кто сказал: “ Он мало крови проливал?”
Я в свидетели зову химиков-друзей, –
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько пролегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.

























БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

- Котовск. Очерки по истории города. Е. Сантылов. Мичуринское производственное полиграфическое объединение. 1990

- Память. В. Тарковский. Котовск, 2013

- «Химия в школе» №3. М:.Просвещение 2005

-

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ



him.1september.ru

nsportal.ru

openclass.ru

easyen.ru

infourok.ru

kopilkaurokov.ru

videouroki.net





20


Название документа Все для фронта, все для Победы.pptx

МБОУ «СОШ» г.Котовск Тамбовская область Автор: Чернопятова Софья, ученица 8В ...
«Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сы...
«Наука есть источник высшего блага человечества в период труда. Но она и само...
Химия в руках военных: благо или вред? Гипотеза
Изучить и углубить знания по теме, используя литературу и ресурсы Интернет Ов...
Состоит в том, что в этом году будет отмечаться 70-летие великой победы Росси...
начало войны, 1941 г. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтуз...
Многие наши сверстники в военные годы во время налетов дежурили на крышах дом...
Aлюминий использовали не только в зажигательных бомбах, но и для «активной» ...
Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным пот...
Во время войны в основном использовался порох нитроцеллюлозный (бездымный) и ...
Взрывчатое вещество кордит, используемое для начинки гранат и разрывных пуль,...
Я живу в городе Котовске, который славен своей историей. В годы войны на его ...
В 1934 г. в Германии был наложен запрет на все публикации, связанные с H2O2 (...
Двигательная установка лодки U-80 работала по так называемому холодному проце...
Трудная задача стояла перед войсками противовоздушной обороны. На нашу Родину...
Искусственно созданные дымовые завесы помогли сохранить жизни тысяч советских...
В начале войны, когда от торпед и бомб, привязанных к специально обученным ак...
 Таблица Менделеева на защите Родины
В годы Великой Отечественной войны элемент литий приобрел особое значение. М...
Бериллиевая бронза (сплав меди и 1–2,5% Ве с добавками 0,2–0,5% Ni и Со) испо...
Азот обязательно входит в состав взрывчатых веществ. Ни одно взрывчатое вещес...
Сплав титана (до 88%) с другими металлами идет на изготовление танковой брони...
Сплав Cu (90%) и Sn (10%) – пушечный металл. Сплав Cu (68%) и Zn (32%) – лату...
Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочки торпе...
«Использовать знания для борьбы с фашизмом»
Александр Ерминингельдович Арбузов Выдающийся ученый, основоположник одного и...
Николай Дмитриевич Зелинский. С именем Зелинского связана целая эпоха в истор...
Николай Николаевич Семенов Вклад академика Семенова в обеспечение победы в во...
Александр Евгеньевич Ферсман Из выступления академика Ферсмана на антифашистс...
Семен Исаакович Вольфкович Крупнейший советский химик-технолог, был директоро...
Иван Людвигович Кнунянц Во время войны и после нее – профессор и заведующий к...
Михаил Михайлович Дубинин Еще до начала Великой Отечественной войны на посту ...
Николай Николаевич Мельников С самого начала войны перед учеными была поставл...
Александр Наумович Фрумкин Выдающийся ученый, один из основоположников соврем...
Сергей Семенович Наметкин Является одним из основоположников нефтехимической ...
Валентин Алексеевич Каргин Исследования академика Валентина Алексеевича Карги...
Юрий Аркадьевич Клячко Профессор, замначальника Военной Академии химической з...
В результате проделанной работы мы установили, что наука химия, являясь высш...
Кто про химика сказал: « Мало воевал» Кто сказал: « Он мало крови проливал?» ...
1 из 40

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 МБОУ «СОШ» г.Котовск Тамбовская область Автор: Чернопятова Софья, ученица 8В кла
Описание слайда:

МБОУ «СОШ» г.Котовск Тамбовская область Автор: Чернопятова Софья, ученица 8В класса Научный руководитель: Ефимова Е.В. Котовск,2014 "Все для фронта, все для Победы»

№ слайда 2 «Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья
Описание слайда:

«Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. И на нас лежит ответственность за обеспечение стратегическим сырьем. Необходимо помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтоб скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды» Академик А.Е. Ферсман, Москва,1941год

№ слайда 3 «Наука есть источник высшего блага человечества в период труда. Но она и самое г
Описание слайда:

«Наука есть источник высшего блага человечества в период труда. Но она и самое грозное оружие защиты и нападения во время войны» Н.Д.Зелинский Справедливо ли это высказывание? ОВП

№ слайда 4 Химия в руках военных: благо или вред? Гипотеза
Описание слайда:

Химия в руках военных: благо или вред? Гипотеза

№ слайда 5 Изучить и углубить знания по теме, используя литературу и ресурсы Интернет Овлад
Описание слайда:

Изучить и углубить знания по теме, используя литературу и ресурсы Интернет Овладеть навыками анализа материала Показать, что Победа ковалась и в тылу трудом многих советских людей, видных ученых, инженеров и рабочих Цель исследования

№ слайда 6 Состоит в том, что в этом году будет отмечаться 70-летие великой победы России н
Описание слайда:

Состоит в том, что в этом году будет отмечаться 70-летие великой победы России над фашистской Германией. Тема актуальна в современном мире. Актуальность проекта

№ слайда 7 начало войны, 1941 г. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиас
Описание слайда:

начало войны, 1941 г. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС (Качурина–Солодовникова), или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945 г. – в Берлине. Что представляли собой бутылки КС? К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось. Реакции, иллюстрирующие действие запала 3KClO3 + H2SO4 = 2ClO2 + KСlO4 + K2SO4 + H2O, 2ClO2 = Cl2 + 2O2, C12H22O11 + 12O2 = 12CO2 + 11H2O. Три компонента запала берутся в отдельности, их нельзя смешивать заранее, т.к. получается взрывоопасная смесь. Зажигательная смесь КС

№ слайда 8 Многие наши сверстники в военные годы во время налетов дежурили на крышах домов,
Описание слайда:

Многие наши сверстники в военные годы во время налетов дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы. Начинкой таких бомб была смесь порошков Al, Mg и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. Уравнения реакций, происходящие при взрыве бомбы: 4Al + 3O2 = 2Al2O3, 2Mg + O2 = 2MgO, 3Fe3O4 + 8Al = 9Fe + 4Al2O3. Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, т.к. раскаленный магний реагирует с водой: Mg + 2Н2O = Mg(ОН)2 + Н2 . Зажигательные бомбы

№ слайда 9 Aлюминий использовали не только в зажигательных бомбах, но и для «активной» защ
Описание слайда:

Aлюминий использовали не только в зажигательных бомбах, но и для «активной» защиты самолетов. Так, при отражении налетов авиации на Гамбург операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах индикаторов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, сбрасываемыми самолетами союзников. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 000 т алюминиевой фольги.

№ слайда 10 Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным потреб
Описание слайда:

Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным потребителем этого металла была военная авиация. Магния требовалось много, поэтому его добывали даже из морской воды. Технология извлечения магния такова: морскую воду смешивают в огромных баках с известковым молоком, затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получают хлорид магния. При электролизе расплава MgCl2 получают металлический магний

№ слайда 11 Во время войны в основном использовался порох нитроцеллюлозный (бездымный) и реж
Описание слайда:

Во время войны в основном использовался порох нитроцеллюлозный (бездымный) и реже черный (дымный). Основой первого является высокомолекулярное взрывчатое вещество нитроцеллюлоза, а второй представляет собой смесь нитрата калия (75%), угля (15%) и серы (10%). Грозные боевые «катюши» и знаменитый штурмовик ИЛ-2 были вооружены реактивными снарядами, топливом для которых служили баллиститные (бездымные) пороха – одна из разновидностей нитроцеллюлозных порохов. Бездымный порох

№ слайда 12 Взрывчатое вещество кордит, используемое для начинки гранат и разрывных пуль, со
Описание слайда:

Взрывчатое вещество кордит, используемое для начинки гранат и разрывных пуль, содержит приблизительно 30% нитроглицерина и 65% пироксилина (пироксилин представляет собой тринитрат целлюлозы).

№ слайда 13 Я живу в городе Котовске, который славен своей историей. В годы войны на его тер
Описание слайда:

Я живу в городе Котовске, который славен своей историей. В годы войны на его территории работал пороховой завод «Красный боевик». За 1941-1945 годы войны для нужд Воронежского, Юго-Западного, Сталинградского фронтов, да и для всей Красной Армии было произведено от общей мощности 78 тонн пороха в сутки, против 65 тонн по максимальной по мобплану , артеллерийских зарядов разных систем 40195900 штук. Труженики порохового завода своим трудом били врага, с каждым часом увеличивая его невосполнимые потери в живой силе и технике. Указом Президиума Верховного совета от 4 мая 1985 года за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно- Морского Флота в годы Великой Отечественной войны Котовский завод «Пластмасс» был награжден орденом Отечественной войны Iстепени. Котовский пороховой завод «Красный боевик»

№ слайда 14 В 1934 г. в Германии был наложен запрет на все публикации, связанные с H2O2 (пер
Описание слайда:

В 1934 г. в Германии был наложен запрет на все публикации, связанные с H2O2 (пероксидом водорода). В 1938–1942 гг. инженер Гельмут Вальтер построил подводную лодку U-80, работавшую на пероксиде водорода высокой концентрации. На испытаниях U-80 показала высокую подводную скорость – 28 узлов (52 км/ч). Еще в 1934 г. прошла испытания первая подводная лодка с двумя турбинами, работающими на H2O2. Всего же немцы успели построить 11 таких лодок. Высокоэффективные энергетические установки, работающие на пероксиде водорода, были разработаны не только для подводных лодок, но и для самолетов, а позже – для ракет Фау-1 и Фау-2. Пероксид водорода

№ слайда 15 Двигательная установка лодки U-80 работала по так называемому холодному процессу
Описание слайда:

Двигательная установка лодки U-80 работала по так называемому холодному процессу. Пероксид водорода в присутствии перманганатов натрия и кальция разлагался. Получающиеся в результате пары воды и кислород использовали в качестве рабочего тела в турбине и удаляли за борт (на экран проецируется уравнение реакции): Ca(MnO4)2 + 3H2O2 = 2MnO2 + Ca(OH)2 + 2H2O + 3O2. В отличие от U-80 двигатели более поздних подводных лодок работали по «горячему процессу»: Н2О2 разлагался на водяной пар и кислород. В кислороде сжигалось жидкое топливо. Водяной пар смешивался с газами, образующимися от сгорания топлива. Полученная смесь приводила в движение турбину.

№ слайда 16 Трудная задача стояла перед войсками противовоздушной обороны. На нашу Родину бы
Описание слайда:

Трудная задача стояла перед войсками противовоздушной обороны. На нашу Родину были брошены тысячи самолетов, пилоты которых уже имели опыт войны в Испании, Польше, Норвегии, Бельгии, Франции. Для защиты городов использовали все возможные средства. Так, помимо зенитных орудий небо над городами защищали наполненные водородом шары, которые мешали пикированию немецких бомбардировщиков. Во время ночных налетов пилотов ослепляли специально выбрасываемыми составами, содержащими соли стронция и кальция. Ионы Са2+ окрашивали пламя в кирпично-красный цвет, ионы Sr2+ – в малиновый. Кальций и стронций

№ слайда 17 Искусственно созданные дымовые завесы помогли сохранить жизни тысяч советских бо
Описание слайда:

Искусственно созданные дымовые завесы помогли сохранить жизни тысяч советских бойцов. Эти завесы создавались при помощи дымообразующих веществ. Прикрытие переправ через Волгу у Сталинграда и при форсировании Днепра, задымление Кронштадта и Севастополя, широкое применение дымовых завес в берлинской операции – это далеко не полный перечень использования их в годы Великой Отечественной войны. Одним из первых дымообразующих веществ был белый фосфор. Дымовая завеса при использовании белого фосфора состоит из частичек оксидов (Р2О3, Р2О5) и капель фосфорной кислоты. Дым без огня

№ слайда 18 В начале войны, когда от торпед и бомб, привязанных к специально обученным акула
Описание слайда:

В начале войны, когда от торпед и бомб, привязанных к специально обученным акулам, тонуло немало кораблей, возникла необходимость в надежном средстве защиты от акул. В решении этой проблемы приняли участие многие охотники на акул и ученые. Эрнест Хемингуэй помог этим исследованиям – он показал места, где сам не раз охотился на морских хищниц. Оказалось, что акулы просто не переносят сульфата меди(II). Акулы за версту обходили приманки, обработанные этим веществом, и с жадностью хватали приманки без сульфата меди. Война с акулами

№ слайда 19  Таблица Менделеева на защите Родины
Описание слайда:

Таблица Менделеева на защите Родины

№ слайда 20 В годы Великой Отечественной войны элемент литий приобрел особое значение. Мета
Описание слайда:

В годы Великой Отечественной войны элемент литий приобрел особое значение. Металлический литий бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняли аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивает срок их службы в 2–3 раза, что было очень нужно для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавками Li при полете оставляли сине-зеленый след. Соединения лития использовались на подводных лодках для очистки воздуха.

№ слайда 21 Бериллиевая бронза (сплав меди и 1–2,5% Ве с добавками 0,2–0,5% Ni и Со) использ
Описание слайда:

Бериллиевая бронза (сплав меди и 1–2,5% Ве с добавками 0,2–0,5% Ni и Со) используется в самолетостроении. А сплав Ве, Mg, Al, Ti необходим в создании ракет и скорострельных авиационных пулеметов, впервые примененных в годы войны.

№ слайда 22 Азот обязательно входит в состав взрывчатых веществ. Ни одно взрывчатое вещество
Описание слайда:

Азот обязательно входит в состав взрывчатых веществ. Ни одно взрывчатое вещество нельзя приготовить без азотной кислоты HNO3 и ее солей. На основе Mg и Al изготовлялись прочные и сверхлегкие сплавы для самолетостроения.

№ слайда 23 Сплав титана (до 88%) с другими металлами идет на изготовление танковой брони. В
Описание слайда:

Сплав титана (до 88%) с другими металлами идет на изготовление танковой брони. В 1943 г. Гитлер издал приказ вступать в бой с советскими танками ИС-3 на расстоянии не более 1 км. Состав брони у этого танка был такой, что его не могли пробить фашистские снаряды. Титан применяют также в радиотехнике. Из ванадиевой стали изготавливали солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках, бронебойные снаряды.   Хромовые стали нужны для изготовления огнестрельных орудий, корпусов подводных лодок.  

№ слайда 24 Сплав Cu (90%) и Sn (10%) – пушечный металл. Сплав Cu (68%) и Zn (32%) – латунь
Описание слайда:

Сплав Cu (90%) и Sn (10%) – пушечный металл. Сплав Cu (68%) и Zn (32%) – латунь – использовали для изготовления артиллерийских снарядов и патронов.   Без германия не было бы радиолокаторов.   Мышьяк – составная часть отравляющих веществ.   Тантал – важнейший стратегический материл для изготовления радарных установок, передаточных радиостанций.

№ слайда 25 Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочки торпед и
Описание слайда:

Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочки торпед и снарядов.   Величайшее достижение науки породило величайшую трагедию человечества. Первая атомная (урановая) бомба была создана в США и 6 августа 1945 г. сброшена на Хиросиму.   Первая плутониевая бомба была также изготовлена в США. 9 августа 1945 г. она была сброшена на Нагасаки. Ее взрыв повлек за собой десятки тысяч смертей и сотни тысяч тяжелых увечий. Последствия взрыва сказываются и сейчас на новых поколениях.

№ слайда 26 «Использовать знания для борьбы с фашизмом»
Описание слайда:

«Использовать знания для борьбы с фашизмом»

№ слайда 27 Александр Ерминингельдович Арбузов Выдающийся ученый, основоположник одного из н
Описание слайда:

Александр Ерминингельдович Арбузов Выдающийся ученый, основоположник одного из новейших направлений науки – химии фосфорорганических соединений. Вся жизнь и деятельность его были неразрывно связаны с прославленной Казанской школой химиков. Исследования Арбузова в годы войны были всецело посвящены нуждам обороны и медицины. Так, в марте 1943 г. виднейший советский физик-оптикС.И.Вавиловписал Арбузову: «Глубокоуважаемый АлександрЕрминингельдович! Обращаюсь к Вам с большой просьбой – изготовить в Вашей лаборатории 15 г 3,6-диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции, и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора…» Значительно позднее Арбузов узнал, что изготовленного им препарата было достаточно для снабжения оптики танковых частей нашей армии и имело значение для обнаружения врага на далеком расстоянии. В дальнейшем Арбузов выполнял и другие заказы оптического института на изготовление различных реактивов.

№ слайда 28 Николай Дмитриевич Зелинский. С именем Зелинского связана целая эпоха в истории
Описание слайда:

Николай Дмитриевич Зелинский. С именем Зелинского связана целая эпоха в истории отечественной химии. Обладая творческой силой мысли и будучи патриотом своей Родины, Зелинский вошел в ее историю как деятель науки, который в критические моменты исторических судеб своей страны без колебания становился на ее защиту. Так было в истории с противогазом в первую мировую войну, с синтетическим бензином в гражданскую и авиационным топливом в Великую Отечественную войну. Зелинский в период 1941–1945 гг. – это не просто химик-исследователь, он был уже славой едва ли не самой большой в стране научной школы, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического каучука.

№ слайда 29 Николай Николаевич Семенов Вклад академика Семенова в обеспечение победы в войне
Описание слайда:

Николай Николаевич Семенов Вклад академика Семенова в обеспечение победы в войне всецело определялся разработанной им теорией цепных разветвленных реакций. Эта теория давала в руки химиков возможность ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. Исследования процессов взрыва, горения, детонации, проводимые Семеновым с сотрудниками, уже в начале 1940-х гг. привели к выдающимся результатам. Новые достижения во время войны в том или ином виде использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнеметов. Были проведены исследования, посвященные вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах. Результаты этих исследований были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками.

№ слайда 30 Александр Евгеньевич Ферсман Из выступления академика Ферсмана на антифашистском
Описание слайда:

Александр Евгеньевич Ферсман Из выступления академика Ферсмана на антифашистском митинге советских ученых, 1941 г., Москва: «Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд новых металлов для авиации, для бронебойной стали, потребовались магний и стронций для осветительных ракет и факелов, потребовалось больше йода и еще длинный ряд самых разнообразных веществ. И на нас лежит ответственность за обеспечение стратегическим сырьем. Необходимо помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды». Ферсман не раз говорил, что его жизнь – это история любви к камню. Он первооткрыватель и неутомимый исследователь апатитов на Кольском полуострове, радиевых руд в Фергане, серы в Каракумах, вольфрамовых месторождений в Забайкалье, один из создателей промышленности редких элементов.

№ слайда 31 Семен Исаакович Вольфкович Крупнейший советский химик-технолог, был директором Н
Описание слайда:

Семен Исаакович Вольфкович Крупнейший советский химик-технолог, был директором НИИ удобрений и инсектицидов, занимался соединениями фосфора. Сотрудники руководимого им института создавали фосфорно-серные сплавы для стеклянных бутылок, которые служили противотанковыми «бомбами», изготавливали химические грелки, которые использовались для обогрева бойцов дозоров. Санитарной службе требовались средства против обморожения, ожогов, лекарственные средства. Над этим работали сотрудники его института.

№ слайда 32 Иван Людвигович Кнунянц Во время войны и после нее – профессор и заведующий кафе
Описание слайда:

Иван Людвигович Кнунянц Во время войны и после нее – профессор и заведующий кафедрой Военной Академии химической защиты. Премия, которой Иван ЛюдвиговичКнунянцбыл удостоен в 1943 г., была присуждена ему за разработку надежного средства индивидуальной защиты людей от отравляющих веществ. Иван Людвигович является основоположником химии фторорганических соединений.

№ слайда 33 Михаил Михайлович Дубинин Еще до начала Великой Отечественной войны на посту нач
Описание слайда:

Михаил Михайлович Дубинин Еще до начала Великой Отечественной войны на посту начальника кафедры и профессора Военной Академии химической защиты он проводил исследования сорбции газов, паров и растворенных веществ твердыми пористыми телами. Михаил Михайлович – признанный авторитет по всем основным вопросам, связанным с противохимической защитой органов дыхания.

№ слайда 34 Николай Николаевич Мельников С самого начала войны перед учеными была поставлена
Описание слайда:

Николай Николаевич Мельников С самого начала войны перед учеными была поставлена задача разработать и организовать производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, который переносят вши. Под руководством Мельникова было организовано производство дуста, различных антисептиков для деревянных деталей самолетов.

№ слайда 35 Александр Наумович Фрумкин Выдающийся ученый, один из основоположников современн
Описание слайда:

Александр Наумович Фрумкин Выдающийся ученый, один из основоположников современного учения об электрохимических процессах, основатель советской школы электрохимиков. Занимался вопросами защиты металлов от коррозии, разработал физико-химический метод крепления грунтов для аэродромов, рецептуру для огнезащитной пропитки дерева. Вместе с сотрудниками разработал электрохимические взрыватели. Хочется привести слова Фрумкина на антифашистском митинге советских ученых в 1941 г.: «Я – химик. Позвольте мне сегодня говорить от имени всех советских химиков. Несомненно, что химия является одним из существенных факторов, от которых зависит успех современной войны. Производство взрывчатых веществ, качественных сталей, легких металлов, топлива – все это разнообразные виды применения химии, не говоря уже о специальных формах химического оружия. В современной войне немецкая химия подарила миру пока одну “новинку” – это массовое применение возбуждающих и наркотических веществ, которые дают немецким солдатам перед тем, как послать их на верную смерть. Советские химики призывают ученых всего мира использовать свои знания для борьбы с фашизмом».

№ слайда 36 Сергей Семенович Наметкин Является одним из основоположников нефтехимической нау
Описание слайда:

Сергей Семенович Наметкин Является одним из основоположников нефтехимической науки. Он успешно работал в области синтеза новых металлорганических соединений, отравляющих и взрывчатых веществ. Сергей Семенович отдал во время войны много сил для развития производства моторных топлив и масел, занимался вопросами химической защиты.

№ слайда 37 Валентин Алексеевич Каргин Исследования академика Валентина Алексеевича Каргина
Описание слайда:

Валентин Алексеевич Каргин Исследования академика Валентина Алексеевича Каргина охватывают широкий круг вопросов, относящихся к физической химии, электрохимии и физикохимии высокомолекулярных соединений. Каргин разработал специальные материалы для изготовления одежды, защищающей от действия отравляющих веществ, принцип и технологию нового метода обработки защитных тканей, химические составы, делающие валяную обувь непромокаемой, специальные типы резин для боевых машин нашей армии.

№ слайда 38 Юрий Аркадьевич Клячко Профессор, замначальника Военной Академии химической защи
Описание слайда:

Юрий Аркадьевич Клячко Профессор, замначальника Военной Академии химической защиты и начальник кафедры аналитической химии. Организовал из состава академии химической защиты батальон и был начальником боевого участка на ближайших подступах к Москве. Под его руководством была развернута работа по созданию новых средств химической обороны, в том числе по дымам, антидотам, огнеметным средствам.

№ слайда 39 В результате проделанной работы мы установили, что наука химия, являясь высшим
Описание слайда:

В результате проделанной работы мы установили, что наука химия, являясь высшим источником блага человечества может быть и сильным оружием защиты и нападения во время войны, поэтому, выдвинутая нами гипотеза, «Химия в руках военных благо или вред?» позволяет доказать, что во время войны, находясь в руках военных она несет благо для народа, ведущего оборонительные и наступательные военные действия против своих захватчиков и оккупантов. Наше поколение мало задумывается о прошлом, о Великой войне, которую не просто пережили, а героически выстояли — ведь она шла больше четырех лет! Откуда брались душевные и физические силы? Гордость охватывает меня, когда думаю, что страна не только воевала, она жила суровой и вдохновенной жизнью — снимались кинофильмы, работали театры, писатели и артисты выезжали на фронт, помогали бойцам в осажденном Ленинграде. Д. Д. Шостакович написал в блокадном Ленинграде свою Седьмую симфонию, Твардовский — поэму “Василий Теркин”, кроме того, вся страна работала на благо победы, люди строили землянки, ютились в бараках, железнодорожных вагонах, где на человека приходилось около 2 квадратных метрах площади. Тем не менее, к концу 1941 года заработали сотни новых заводов. Подавляющая часть населения страны всей душой приняла лозунг «Все для фронта, все для победы!». Люди работали с полной отдачей, терпеливо переносили трудности военного времени, понимали необходимость суровых мер по поддержанию порядка и дисциплины. И такой народ невозможно поработить! И память о тех временах никогда не уйдет! Мы помним и гордимся стойкостью, мужеством и свершениями нашего народа! Заключение

№ слайда 40 Кто про химика сказал: « Мало воевал» Кто сказал: « Он мало крови проливал?» Я в
Описание слайда:

Кто про химика сказал: « Мало воевал» Кто сказал: « Он мало крови проливал?» Я в свидетели зову химиков-друзей,- Тех, кто смело бил врага до последних дней, Тех, кто грудью защитил Родину мою. Сколько пройдено дорог, фронтовых путей… Сколько полегло на них молодых парней… Не померкнет никогда память о войне, Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне. Памяти химиков-фронтовиков посвятил свое стихотворение старший преподаватель ДХТИ, бывший фронтовик З.И.Барсуков.

Название документа Тезисы.docx

Секция естественных наук

Тезисы к научно – исследовательской работе.

Чернопятова Софья, ученица 8В класса

МБОУ «СОШ» г. Котовска Тамбовской области,

Ефимова Елена Вячеславовна учитель химии

МБОУ «СОШ» г. Котовска Тамбовской области

1418 дней и ночей наши прадеды шли к заветной цели – к Победе в Великой Отечественной Войне! Ценой неимоверных усилий и человеческих жизней они смогли добиться Победы! Героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившийся в годы Великой Отечественной войны, взаимосвязаны. Ведь страна не смогла бы пережить столь тяжелое испытание, если б не жила единой мыслью – «Всё для фронта, всё для победы!»- этот лозунг стал главным с первых дней войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт солдаты самоотверженно воевали, защищая свою Родину, но также жил и тыл: ведь солдатам нужны были патроны, снаряды, оружие, истребители и бомбардировщики, танки, пушки, чтобы бить фашистов, а также одежда, лекарства и еда. Все это делал тыл.


Причиной, которая побудила нас на исследование данного проекта - это 70- летие Великой Победы российского народа над фашистской Германией. В своей работе мы отразили как самоотверженным трудом многих советских людей, видных ученых в тылу ковалась Великая Победа, рассказали о применении известных веществ во время войны.

Основополагающий вопрос проекта: «Наука есть источник высшего блага человечества в период труда, но она и самое грозное оружие защиты и нападения во время войны» (Н.Д.Зелинский). Справедливо ли это высказывание?

Гипотеза: «Химия в руках военных благо или вред?»

Цель проекта:

-Изучить и углубить знания по теме, используя литературу и ресурсы -Интернет

-Овладеть навыками анализа материала

-Показать, что Победа ковалась и в тылу трудом многих советских людей, видных ученых, инженеров и рабочих.

Проект состоит из 3 –х глав: «Военные профессии веществ», «Таблица Менделеева на защите Родины», «Использовать знания для борьбы с фашизмом».

Изучив соответствующую литературу, ресурсы Интернет мы рассказываем о применении того или иного материала в военных целях, о химических элементах, которые применялись для изготовления артеллерийских снарядов и патронов, о сплавах, которые укрепляли броню тяжелой военной техники, о средства защиты от отравляющих газов, о элементах жизненно необходимых в условиях нехватки кислорода, о зажигательных бомбах, смесях, осветительных ракетах.





Научно-исследовательский проект " Все для фронта, все для Победы"
  • Химия
Описание:

1418 дней и ночей наши прадеды шли к заветной цели – к Победе в Великой Отечественной Войне! Ценой неимоверных усилий и человеческих жизней они смогли добиться Победы! Героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившийсяв годы Великой Отечественной войны, взаимосвязаны. Ведь страна не смогла бы пережить столь тяжелое испытание, если б не жила единой мыслью – «Всё для фронта, всё для победы!»- этот лозунг стал глав­ным с первых дней войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт солдаты самоотверженно воевали, защищая свою Родину, но также жил и тыл: ведь солдатам нужны были патроны, снаряды, оружие, истребители и бомбардировщики, танки, пушки, чтобы бить фашистов, а также одежда, лекарства и еда. Все это делал тыл.

Причиной, которая побудила нас на исследование данного проекта - это 70- летие Великой Победы российского народа над фашистской Германией. В своей работе мы отразили как самоотверженным трудом многих советских людей, видных ученых в тылу ковалась Великая Победа, рассказали о применении известных веществ во время войны.

Основополагающий вопрос проекта: «Наука есть источник высшего блага человечества в период труда,но она и самое грозное оружие защиты и нападения во время войны»(Н.Д.Зелинский). Справедливо ли это высказывание?

Автор Ефимова Елена Вячеславовна
Дата добавления 12.08.2016
Раздел Химия
Подраздел Презентации
Просмотров 120
Номер материала MA-067556
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓