Главная / Русский язык и литература / Научно-исследовательская работа по литературе 9 класс

Научно-исследовательская работа по литературе 9 класс

Название документа образ еды.doc


Научно- Исследовательская работа по литературе

ученицы 9”а”класса

Начиной Дарья

под руководством

Барихновской Ольги Александровны







На тему :

« "ОБРАЗЫ" ЕДЫ НА СТРАНИЦАХ РУССКОЙ КЛАССИКИ »
















Цель моей работы:

Определить значение и место еды в литературе.

Задачи:

Изучение фольклора, литературы эпохи Просвещения, «Золотого и Серебряного» веков; выявления места образа еды в литературе.



Эпиграфом к моей научно – исследовательской работе будут слова Сократа:

«Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

Разговор об «образах» еды можно начать, обратив­шись еще к древней литературе, в которой они играли важную роль. Уже в античной мифологии Дионис вос­принимался как апофеоз могучей жизненной силы и чувственного земного бытия. В евангельских сюжетах мы также неоднократно встречаемся с «образами» еды. Это широко известная притча о пяти хлебах и двух ры­бах, которыми Христос накормил 5 тысяч человек. Здесь же появляется аллегорическое толкование хлеба. Хрис­тос называет хлеб своим телом.


Хлеб — всему голова. Иностранцев, приезжающих в нашу страну, неизменно поражает, сколько хлеба мы съедаем в день. Так уж исстари пове­лось, что без хлеба, особенно ржаного, для нас невкус­но любое, самое изысканное блюдо, причем это общая черта славян. Приятель Пушкина, граф Шереметьев, по возвращению из Франции жаловался поэту: «Худо, брат, жить в Париже, есть нечего; черного хлеба не допросишься».


Любовь наших предков к черному хле­бу была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Дело в том, что один из важнейших в истории Европы расколов — разделение церквей на католическую и православную — произо­шел в значительной степени из-за хлеба. В середине XI века в церкви разгорелся спор о том, что следует упот­реблять при причастии: квасный (кислый) хлеб, как это было в Византии и на Руси, или пресный — согласно практике католической церкви? Папа Лев IX запретил употреблять кислый хлеб, но Византия, стоявшая во главе восточной церкви, выступила против этого запре­та, так как понимала, что иначе она лишится поддерж­ки Руси.


В эпоху Возрождения мысль великих гуманистов о том, что в физиологии человека нет ничего противоестественного и порочного, приводит к своеоб­разному культивированию «образов» еды.

Эти мотивы, пройдя через столетия, проторили себе путь в произведения древней и класси­ческой русской литературы. В древнерусском фолькло­ре, например, нашли отражение традиции славянской кухни.





Считалочка


Чишу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз, два, три — огонь зажжен

Кочерыжка, выйди вон!



Шли годы, кухня становилась более изысканной и разнообразной.

Заглянем в меню екате­рининского вельможи:

1. Похлебка из рябиев с пармезаном и каштанами.

2. Филейка по-султански.

3. Говяжьи глаза в соусе, называемые «поутру про­снувшись».

4. Телячьи уши крошеные.

5. Баранья нога.

6. Хвосты телячьи по-татарски.

7. Голуби по-станиславски.

8. Гусь «в обуви».

9. Горлииы.

10. Крем жирный.


Ну и обжора был этот вельможа! Гуся прямо в обуви съел. То ли дело Петр 1 — он всегда был скромен в еде.

Меню праздничного обеда Петра I:

1. Колбаса с чесноком.

2. Похлебка.

3. Жаркое.

4. Варенная в сахаре дыня.



А знаете ли вы, что любимым блюдом А. С. Пушкина были пельмени?

Дословный перевод с финского языка слова пельме­ни: «пель» — ухо, «мень» — хлеб, что на русском озна­чает — ушки из теста. Во времена Тридцатилетней вой­ны в Западной Европе в период поста монахи прятали изрубленное мясо в тесто. Отсюда пошла современная технология приготовления пельменей.


Не нужно мне твоих шатров,

Ни скучных песен, ни пиров,

Не стану есть... —

говорила Людмила Черномору устами Пушкина в поэме «Руслан и Людмила».

...не слушать пений,

Пока не лашь ты мне пельменей, —

добавляют создатели современной рекламы.


Перелистывая «Евгения Онегина», мы находим упоминание о других блюдах.

Уж тёмно: в санки он садится.

"Пади, пади!" - раздался крик;

Морозной пылью серебрится

Его бобровый воротник.

К Talon (4) помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток,

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Стразбурга пирог нетленный

Меж сыром Лимбургским живым

И ананасом золотым.


Трюфели — грибы, растущие под зем­лей. Ищут их с помощью специально обученных собак и свиней.

Страсбургский пирог — паштет из гусиной пе­ченки.

Лимбургский сыр — мягкий, острый сыр, приго­товленный в Лимбурге.

Ананас — южное растение с крупным, аромат­ным, сочным, толстокожим плодом овальной фор­мы. Культурный ананас относился к деликатесным блюдам. Самые крупные плантации — на Гавайс­ких и Филиппинских островах, в Мексике, Брази­лии, на Кубе. В Европе ананас выращивается в теп­лицах и оранжереях с середины XVIII века.


И. Северянина

«Ананасы в шампанском».

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!



Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!


В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!




Еще мудрый Омар Хайям отметил, что

Вино запрещено, но есть четыре «но»:

Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.

При соблюдении сих четырех условий

Всем здравомыслящим вино разрешено.


В четвертой главе романа «Евгений Онегин» Пушкин подробно описывает сорта шампанского: «Клико», «Моэт», «Аи» - производились во Франции, стоили 30 рублей, что приравнивалось к стоимости одной коровы.

Мы знаем, что в романе «Евгений Оне­гин» также описаны древнерусские традиции и обряды:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины:

У них на масленице жирной

Водились русские блины.

Два раза в гол они говели,

Любили круглые качели...

Им квас, как воздух, был потребен...



Для любознательных. Безусловно, вы дога­дались, что речь сейчас пойдет о блинах — традиционном русском блюде, без которого не обходится ни одна масле­ница. Образную характеристику блина как ритуального кушанья дал А. И. Куприн: «Блин кругл как настоящее круг­лое солнышко. Блин — символ солнца, красных дней, хо­роших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

Блины пекли в течение всей масляной недели. Даже поговорка такая была: «Без блина не Маслена, без пи­рога не именины». У древних славян масленица была многодневным праздником, знаменовавшим собой про­воды зимы.



А теперь о самом любимом блюде всех времен и народов — о мороженом.

Мороженое содержит витамины «хорошего на­строения» — Д и Е. Китайцы знали об этом его свой­стве еше до новой эры. Его изготавливали из фруктов, меда и кусочков льда. У нас мороженое появилось в

XVII1 веке.

В XIX веке родилась идея «вафельного стаканчика», а позже мороженое стали нанизывать на палочку — по­явилось эскимо. Мороженое никого не оставляет равно­душным. Говорят, что одним из тех, кто никогда не мог всласть наесться этим лакомством, был американский президент Джордж Вашингтон. Великий полководец Александр Македонский приказывал перед битвой бало­вать мороженым своих воинов.


И. Северянина «Мороженое из сирени».

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.

Сударышни, судари, надо ль? не дорого можно без прений...

Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!


Я сливочного не имею, фисташковое все распродал...

Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле?

Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа,

На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ!


Сирень - сладострастья эмблема. В лилово-изнеженном крене

Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок...

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-Богу, похвалишь, дружок!


Вывод:

  1. Еда в литературе занимает одно из важных мест, так как помогает раскрыть жизнь целой эпохи и отдельного человека.

  2. Авторы используют образ еды для более точной передачи своей мысли.

  3. Еда является характеристикой некоторых героев.



Обратимся снова к эпиграфу работы «Надо есть, чтобы жить...» Добавим: жизнь — это движение...движение ведет не только к физическому, но и духовному совершенству. В человеке все должно быт прекрасно. Мера во всем — это гармония, к чему дол жен стремиться каждый человек.







Название документа презентация.ppt

Научно- Исследовательская работа по литературе ученицы 9”а”класса Начиной Дар...
На тему : «"ОБРАЗЫ" ЕДЫ НА СТРАНИЦАХ РУССКОЙ КЛАССИКИ»
Цель: Определить значение и место еды в литературе. Задачи: Изучение фольклор...
«Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» Сократ
В евангельских сюжетах мы также неоднакратно встречаемся с “образами” еды. Эт...
 Хлеб -всему голова!
Считалочка. Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морк...
Меню екатерининского вельможи: Меню празничного обеда Петра 1 1. Похлебка из ...
Не нужно мне твоих шатров, Ни скучных песен, ни пиров, Не стану есть ... - Го...
Александр Сергеевич Пушкин « Евгений Онегин» Уж тёмно: в санки он садится. "...
Трюфели — грибы, растущие под землей. Ищут их с помощью специально обученных ...
Игорь Северянин. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вку...
Еще мудрый Омар Хайям отметил, что Вино запрещено, но есть четыре «но»: Смот...
Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины: У них на масленице жирной ...
“ Без блина не Маслена, без пирога не именины”.
 Мороженое.
Игорь Северянин. Мороженое из сирени! Мороженое из сирени! Полпорции десять ...
Вывод: Еда в литературе занимает одно из важных мест, так как помогает раскр...
Надо есть, чтобы жить... Мера во всем — это гармония, к чему должен стремить...
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Научно- Исследовательская работа по литературе ученицы 9”а”класса Начиной Дарья
Описание слайда:

Научно- Исследовательская работа по литературе ученицы 9”а”класса Начиной Дарья под руководством Барихновской Ольги Александровны

№ слайда 2 На тему : «"ОБРАЗЫ" ЕДЫ НА СТРАНИЦАХ РУССКОЙ КЛАССИКИ»
Описание слайда:

На тему : «"ОБРАЗЫ" ЕДЫ НА СТРАНИЦАХ РУССКОЙ КЛАССИКИ»

№ слайда 3 Цель: Определить значение и место еды в литературе. Задачи: Изучение фольклора,
Описание слайда:

Цель: Определить значение и место еды в литературе. Задачи: Изучение фольклора, литературы эпохи Просвещения, «Золотого и Серебряного» веков; выявления места образа еды в литературе.

№ слайда 4 «Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» Сократ
Описание слайда:

«Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» Сократ

№ слайда 5 В евангельских сюжетах мы также неоднакратно встречаемся с “образами” еды. Это ш
Описание слайда:

В евангельских сюжетах мы также неоднакратно встречаемся с “образами” еды. Это широко известная притча о пяти хлебах и двух рыба, которыми Христос накрмил 5 тысяч человек.

№ слайда 6  Хлеб -всему голова!
Описание слайда:

Хлеб -всему голова!

№ слайда 7 Считалочка. Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковк
Описание слайда:

Считалочка. Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! Раз-два-три, огонь зажжен. Кочерыжка, выйди вон!

№ слайда 8 Меню екатерининского вельможи: Меню празничного обеда Петра 1 1. Похлебка из ряб
Описание слайда:

Меню екатерининского вельможи: Меню празничного обеда Петра 1 1. Похлебка из рябцев с пармезаном и каштанами. 2. Филейка по – султански. 3. Говяжьи глаза в соусе, назывемые “ поутру проснувшись”. 4. Телячьи уши крошеные. 5. Баранья нога. 6. Хвосты телячьи по-татарски. 7. Голуби по- станиславски. 8. Гусь “в обуви”. 9. Горлицы. 10. Крем жирный. 1. Колбаса с чесноком. 2. Похлебка. 3. Жаркое. 4. Варенная в сахаре дыня.

№ слайда 9 Не нужно мне твоих шатров, Ни скучных песен, ни пиров, Не стану есть ... - Говор
Описание слайда:

Не нужно мне твоих шатров, Ни скучных песен, ни пиров, Не стану есть ... - Говорила Людмила Черномору устами Пушкина в поэме « Руслан и Людмила». … не слушать пений, Пока не дашь ты мне пельмений, - Добавляют создатели современной рекламы.

№ слайда 10 Александр Сергеевич Пушкин « Евгений Онегин» Уж тёмно: в санки он садится. "Пад
Описание слайда:

Александр Сергеевич Пушкин « Евгений Онегин» Уж тёмно: в санки он садится. "Пади, пади!" - раздался крик; Морозной пылью серебрится Его бобровый воротник. К Talon помчался: он уверен, Что там уж ждет его Каверин. Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток, Пред ним roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Стразбурга пирог нетленный Меж сыром Лимбургским живым И ананасом золотым.

№ слайда 11 Трюфели — грибы, растущие под землей. Ищут их с помощью специально обученных соб
Описание слайда:

Трюфели — грибы, растущие под землей. Ищут их с помощью специально обученных собак и свиней. Странсбургский пирог — паштет из гусинной печенки. Лимбургский сыр — мягкий, острый сыр, приготовленный в Лимбурге. Ананас — южное растение с крупными, ароматными, сочным, толстокожим плодом овальной формы. Культурный ананас относился к деликатесным блюдам. Самые крупные плантации — на Гавайских и Филиппинских островах, в Мексике, Бразилии, на Кубе. В Европе ананас выращивается в теплицах и оранжереях с середины 18 века.

№ слайда 12 Игорь Северянин. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно
Описание слайда:

Игорь Северянин. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском - это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

№ слайда 13 Еще мудрый Омар Хайям отметил, что Вино запрещено, но есть четыре «но»: Смотря
Описание слайда:

Еще мудрый Омар Хайям отметил, что Вино запрещено, но есть четыре «но»: Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьете вино. При соблюдении сих четырех условий Всем здравомыслящим вино разрешено.

№ слайда 14 Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины: У них на масленице жирной Вод
Описание слайда:

Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины: У них на масленице жирной Водились русские блины. Два раза в год они говели, Любили круглые качели... Им квас, как воздух, был потребен...

№ слайда 15 “ Без блина не Маслена, без пирога не именины”.
Описание слайда:

“ Без блина не Маслена, без пирога не именины”.

№ слайда 16  Мороженое.
Описание слайда:

Мороженое.

№ слайда 17 Игорь Северянин. Мороженое из сирени! Мороженое из сирени! Полпорции десять коп
Описание слайда:

Игорь Северянин. Мороженое из сирени! Мороженое из сирени! Полпорции десять копеек, четыре копейки буше. Сударышни, судари, надо ль? не дорого можно без прений... Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе! Я сливочного не имею, фисташковое все распродал... Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле? Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа, На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ! Сирень - сладострастья эмблема. В лилово-изнеженном крене Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок... Мороженое из сирени! Мороженое из сирени! Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-Богу, похвалишь, дружок!

№ слайда 18 Вывод: Еда в литературе занимает одно из важных мест, так как помогает раскрыть
Описание слайда:

Вывод: Еда в литературе занимает одно из важных мест, так как помогает раскрыть жизнь целой эпохи и отдельного человека. Авторы используют образ еды для более точной передачи своей мысли. Еда является характеристикой некоторых героев.

№ слайда 19 Надо есть, чтобы жить... Мера во всем — это гармония, к чему должен стремиться
Описание слайда:

Надо есть, чтобы жить... Мера во всем — это гармония, к чему должен стремиться каждый человек!

Научно-исследовательская работа по литературе 9 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Научно-исследовательская работа.

Определить значение и место еды в литературе.

Задачи:

Изучение фольклора, литературы эпохи Просвещения, «Золотого и Серебряного» веков; выявления места образа еды в литературе.

Эпиграфом к научно – исследовательской работе будут слова Сократа:

«Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

Автор Барихновская Ольга Александровна
Дата добавления 05.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1210
Номер материала MA-061972
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓