Главная / Другое / Научно - исследовательский проект "Старинная тряпичная кукла".

Научно - исследовательский проект "Старинная тряпичная кукла".

Центрально – Казахстанская Малая академия наук

юных исследователей








Тема: Старинная тряпичная кукла.











Исполнитель:

Учащаяся 5 «Б» класса

Токаревской средней школы

П. Г. Мустафина

Бухаржырауского района

Карагандинской области

Малышева Ревекка

Научный руководитель

Писклич Татьяна Геннадьевна

учитель ИЗО, черчения, труда

первой категории










г. Караганда 2011 год


-1-


Оглавление исследования «Старинная тряпичная кукла»:


  1. Введение. «Лоскутная история».

  2. Тряпичная кукла, сделанная своими руками.

2.1 История развития старинной тряпичной куклы

2.2 Обычаи и традиции.

2.3 Технология изготовления кукол.

3. Куклы – обязательный спутник детских игр.

3.1 Тайны и секреты тряпичных кукол.

4. Изготовление современной тряпичной куклы.

Заключение. Выводы.

Список использованной литературы.

Приложение.



























-2-

1. Введение. «Лоскутная история».


Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым и обещающим чудо. Человек взрослеет, но кукла – игрушка, кукла – образ, кукла – произведение искусства продолжает жить рядом с ним. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама, ее создает человек. В современное время куклы являются не только игровыми, они украшают интерьеры, их коллекционируют, ими просто любуются.

Раньше, в старину, кукол делали из пучка соломы, перевязанного нитками, деревянной чурочки или тряпочки. Такими лоскутными куклами играли в каждой семье, в деревне и в городе. В народе такие куклы называли «домоделки». Делались эти куклы вручную. Старые люди были очень бережливы. Оставшиеся обрезки ткани хранили и берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценились красные тряпочки – они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Такие куклы были самыми любимыми, потому что были сделаны своими руками. В этих творениях чувствовались и творчество и фантазия, и представления о жизни и души. У каждого, кто делал тряпичные куклы, получалась своя «лоскутная история», так как в ход шли лоскуты и от маминых платьев, и от бабушкиных рубах, и от папиных брюк.

В середине 19 века еще играли тряпичными куклами. И только с1960 годов, в России на многих фабриках, стали выпускать игрушку из пластмассы. Традиция изготовления домашней куклы почти исчезла, но осталась в народной памяти.

Занимаясь в кружке, я шила кукол из ткани, заинтересовалась и тем, что их можно не только шить, но и просто скручивать, перевязывать, пеленать. Мне очень понравилось, и я решила:

  • выяснить историю происхождения тряпичной куклы;

  • познакомиться с видами тряпичных кукол;

  • узнать, какие были куклы раньше и как их делали;

  • как с этими куклами играли и во что наряжали;

  • научиться самой, делать тряпичную куклу.

Так я начала исследовательскую работу «Старинная тряпичная кукла».








-3-



Цель:

Познакомиться с историей и происхождением старинной тряпичной куклы, научится ее делать.


Задачи:

  • выяснить историю происхождения тряпичной куклы;

  • познакомиться с видами тряпичных кукол;

  • узнать какие куклы были раньше и как их делали, как с ними играли;

  • научиться самой, делать тряпичную куклу.


Актуальность.


Я, как и все девочки, очень люблю играть в куклы. До недавнего времени это были современные куклы, которые мне дарили или покупали. Посещая кружок «Рукодельница», я узнала, что куклу можно сшить самой из простых лоскутов. Я заинтересовалась, как появилась кукла на свет, какой она была раньше. Поэтому предметом моего исследования стала русская тряпичная кукла.


Гипотеза.


Если я узнаю историю старинной куклы, технологию ее изготовления, познакомлюсь с приемами игры, то смогу сама сделать подобных кукол. Тогда у меня будет прекрасная возможность не только пополнить свои знания, но и приобщиться к истокам народной куклы, которая впитывает в себя тепло рук и души.
















-4-

2. Тряпичная кукла, сделанная своими руками.


2.1 История развития старинной тряпичной куклы.

Работая над проектом «Тряпичная кукла», я узнала историю происхождения тряпичной куклы.

С незапамятных времен закрепились за куклой магическая и охранительная функции. Очевидна и связь с персонажем языческой мифологии – Богиней-матерью, олицетворявшей возрождение жизни. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку.

Россия едва не единственная страна в мире, где вплоть до недавнего времени в изготовлении кукол преобладала народная традиция. Древнейшие игрушки, обнаруженные на территории страны, относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. При изготовлении кукол существовала грубо народная традиция – в крестьянских семьях мастерили из тряпья, соломы, лыка, мочала, причем в значительной степени они сохранили свою ритуально – обрядовую значимость. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе. Делали с использованием старинных техник и технологий.

Куклам издревле приписывались волшебные свойства. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни, принести ему счастье. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение с традиционными приемами их изготовления. Русская тряпичная кукла – только малая часть богатого культурно – исторического наследия, но и она дает возможность познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.

2.2 Обычаи и традиции.

Изучая народную куклу, я много интересного узнала об обычаях и традициях. Оказывается, что тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой в быту русской деревни в первые десятилетия 20 века. Даже в самых бедных крестьянских семьях, где детскими игрушками служили лапти, деревянные яйца, тряпичные куклы имелись обязательно.

Маленьким детям куклы делали матери, бабушки, старшие сестры. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и с 5 лет ребенок сам начинал делать такие куклы.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. Считалось. Что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей матерью. В куклы не просто играли, но и использовали для обрядов. Для этой цели служили куклы - обереги, куклы – травницы, куклы – зерновушки, пеленашки, столбушки и т. д.

-5-

Узел у русских до сих пор считается защитой от колдовства. Для колыбели детишек, делали колыбельные подвески из узлов.

Обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. А если и звали их, то ляльками, маньками, матрешками, цацками.


2.3 Технология изготовления кукол.

Тряпичные куклы – игровые и обрядовые – необычные. У них разные технологии изготовления и называются они по- разному: колокольчик, кубышка-травница, пеленашка, крестовушка, неразлучники и многие другие. Изучая старые куклы, я заметила, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянуто белой льняной тряпицей, лицо, груди из ровных тряпочных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Пеленашка.

Кукла-столбик завернута в пеленки и крепко крест на крест стянута свивальником, завязанным на узел. Свивальник обычно шьют из пестрых треугольных лоскутков и посажен на подкладку, или лента. К внешней пеленке очень часто прикрепляют наголовник, который не только прикрывает лицо ребенка, но и играет роль оберега.

Кукла-ангелочек.

Эту куклу дарили на именины. Это кукла – оберег. Ее изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырех квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и рук, совсем маленький для нимба.

Кукла-колокольчик.

Кукла сделана из трех разноцветных лоскутов – кругов, наложенных друг на друга. Подложенный с изнанки в середину большого круга комочек ветоши перевязывают на шее, образуя головку и пышные юбки. Затем прямоугольным лоскутом белой ткани покрывают и перевязывают голову. Из оставшейся по бокам ткани складывают рукава-жгутики, перевязанные и образующие на концах манжеты или кулачки. Платок завершает убранство куклы.



-6-

3. Кукла – обязательный спутник детских игр.

Играя в куклы, дети учились кроить, вышивать, прясть, шить. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговор взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девочка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, и все-все, как полагается на настоящей свадьбе. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

3.1 Тайны и секреты тряпичных кукол.

Готовя проект, я узнала много интересного о тайнах, секретах тряпичных кукол.

Куклам издревле приписывались волшебные свойства. Люди верили, что они могут защитить от злых сил. Но что бы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть «правильно» сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего, лоскутки ткани и нитки не разрезались, а рвались вручную, затем связывались. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил.

Тряпичные куклы, сделанные из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же для своих детей кукол вертели обычно из старого тряпья не из-за бедности. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуки. Именно подол соприкасался с землей и забирал дух земли, который передавался от матери к дочери.

Кто занимается обрядами, знает ритуальное обозначение туловища куклы. Голова – это небо, живот – земля, низ – подземелье. А если куклы с руками – крестовушка – то это и обозначение сторон света. Север, юг, восток, запад 3+4=7. Число 7 считалось самым счастливым числом у наших предков. При создании куклы все имеет значение: цвет, если хотим сделать куклу – девочку и куклу – женщину. Важно и положение рук: у женщины они связаны, у девушек – свободны. Вышивка одежды служила тоже защитой человеку от внешних сил, поэтому и вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава. Именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу.

-7-

4. Изготовление современной тряпичной куклы.


Современную тряпичную куклу изготавливают современными способами. Она больше похожа на человека, так как изготавливается по специальным лекалам. Мастера сначала шьют основу куклы (туловище, руки, ноги, голова), подбирая цвет ткани в тон человеческой кожи. Применяют машинные швы. Всю куклу набивают мягким материалом (синтепоном, паралоном, ватой), из ниток делают волосы, а лицо рисуют или вышивают, иногда используют аппликацию. После того как кукла готова, ей шьют одежду в старинном или современном стиле.

Своих кукол я создавала так. Сначала я их придумала и нарисовала, потом сделала выкройки и сшила.


Заключение.


Выводы:

В процессе исследования я узнала, что:

  • Игровые и обрядовые куклы на протяжении многих веков сопровождали быт русских крестьян;

  • На примере народных кукол я познакомилась с культурой русского народа. Народную тряпичную куклу легко делать. Сделанная кукла своими руками и с душой – это отличный подарок своим друзьям.

  • Куклы всегда бережно хранились. Их никогда не разбрасывали и не оставляли на улице. Играя в куклы, дети всегда воспроизводили наиболее легкие и значимые события крестьянской жизни. Передавались такие куклы по наследству от бабушек к мамам, от мам к дочерям. Некоторые куклы составляли часть приданного невесте. Матери дарили своих девичьих кукол дочерям на свадьбе.

  • Работая над темой, я узнала, что раньше не пропадал ни один лоскуток – все шло в дело.

  • Я сама научились делать некоторые старинные тряпичные куклы и современные сшивные куклы. Все сделанные куклы получились разными и интересными.

  • Работая, я поняла, что мне хочется, чтобы тряпичные куклы снова вернулись к детям. Ведь кукла учит доброте, потому что это сокровенный мир детства. Человек взрослеет, а кукла продолжает жить рядом с ним. Поэтому всю жизнь мы сохраняем к куклам особое отношение.






-8-



Список используемой литературы.

Котова И. Н., Котова А. С. «Русские обряды и традиции»,

Изд. Санкт – Петербург «Паритет»;

ЛаврентьеваА. С., Смирнов Ю. И. «Культура русского народа»

Изд. Санкт – Петербург 2008;

Андреева А. Ю. , Богомолов Г. И.«История костюма. Эпоха. Стиль. Мода»

Изд. Санкт – Петербург «Паритет», 2008;

Галина и Мария Дайн «Русская тряпичная кукла»,

Изд. Культура и традиции 2007, 2008.

Белобородова К. П. «Приамурские узоры», 1975

Народное декоративное искусства РСФСР под ред. Каштан Н. и

Шкаровской Н. М., 1975;

Барадулина В. А. «Основы художественного ремесла», Москва, 1979; Шпикалов А. «Русская игрушка», Москва, 1974.








Научно - исследовательский проект "Старинная тряпичная кукла".
  • Другое
Описание:

Кукла – воплощение сокровенного мира детства. Кукла  известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Она проста, но в этой простоте таится великая  загадка. Кукла не рождается сама, ее создает человек. В старину кукол делали из пучка соломы, перевязанного нитками, деревянной чурочки или тряпочки. В народе такие куклы называли «домоделки». Традиция изготовления домашней куклы почти исчезла, но осталась в народной памяти. Куклы бережно хранились и передавались по наследству от бабушек к мамам, от мам к дочерям. Ведь кукла учит доброте, потому что это сокровенный мир детства. Кукла, сделанная своими руками и с душой – это отличный подарок своим друзьям.

Данный научно- исследовательский проект сделала ученица 5 класса.

 

Автор Писклич Татьяна Геннадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1056
Номер материала 30173
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓