Главная / Русский язык и литература / Научно - исследовательская работа по литературе на тему: "Этот добрый и мудрый сказочник Н.В.Косенко"

Научно - исследовательская работа по литературе на тему: "Этот добрый и мудрый сказочник Н.В.Косенко"

Районная краеведческая конференция «Отечество».
Номинация: «Литературное краеведение».














Тема исследовательской работы:

«Этот добрый и мудрый сказочник

Н.В.Косенко».
 









Выполнил:

Былинкин Дмитрий Андреевич

6 «Б» класс

МБОУ СОШ №110 г. Ростов – на – Дону

Руководитель:

Степовая Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №110 г. Ростов – на – Дону




г.Ростов-на-Дону

2014

Оглавление:


1. Введение. Актуальность темы, цели и задачи………….…………………….....1

2. Основная часть…………………………………………..……………….....…2-12

2.1. Гениальный поэт, писатель и сказочник…………..………………………......2

2.2. Донские сказки, их отличия...................................................................

2.3. Своеобразие сказки «Малыш — сиротин» и других сказок ……....…..... 2-8

3. Заключение. Очарование сказок ..……………………………....…………….13

4. Список использованной литературы…………………………..…………....….14





















1. Введение.

Русская классическая литература — это бесценная кладовая национальной культуры. В ней трудом писателей-гениев и просто талантливых художников скоплено много сокровищ. И может быть, среди книг самые удивительные — сказки. Они не знают над собой власти времени, и каждое новое поколение людей приемлет их с благодарностью тем, кто их сочинил.

Очарование сказочного вымысла во всей силе впервые ощутил Александр Сергеевич Пушкин. Он вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него. Из Михайловского он писал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Литературные сказки удержали в себе главное — прелесть и свободу сказочного чуда. В чем обаяние, очарование сказок, созданных Н.В.Косенко? Почему стали столь притягательны для меня? Именно в этом нам и предстоит разобраться.

Цель исследовательской работы: Попытаться разгадать тайну очарования и мудрости сказок Н.В.Косенко и их воздействия на читателей.

Задачи:

  1. Изучить сказки Н.В.Косенко, проанализировать их язык и содержание, сравнить их с донскими сказками.

  2. Выявить своеобразие сказок, проанализировать основные литературоведческие и психологические аспекты, отраженные автором.

  3. Понять нравственную позицию автора.

  4. Провести анкетирование обучающихся МБОУ СОШ №110 и сравнить

отношение к Косенко и его сказкам представителей разных поколений.

Методы исследования:

  1. Работа с художественными произведениями

  2. Исследование документальных изданий.

  3. Работа с иллюстрациями, фотографиями, репродукциями картин.

  4. Использование глобальной сети интернет.

  5. Анкетирование.

2. Основная часть.

    1. Гениальный поэт, писатель и сказочник.

Любите ли Вы сказки? Этот вопрос хотелось бы задать всем вам, уважаемые взрослые. Любите?...Да?...А любите ли вы сказки так, как люблю их я? Когда при чтении погружаешься в таинственную атмосферу сказочного мира, в которой становишься сказочным принцем, пробуждающим спящую царевну. Любите ли сказки до состояния немыслимого притяжения, которое ощущаешь, когда входишь в храм книги, хранительницу человеческой мысли – библиотеку? Происходило ли с вами то, что однажды испытал я? Войдя в нашу школьную библиотеку, внезапно ощутил, а возможно услышал, тоненький, робкий голосок: «Я здесь! Прочти меня!» Поворачиваю голову в сторону голоса и вижу на книжной полке тоненькую, на первый взгляд неприметную книжицу. Читаю: «Николай Косенко. «Сказки».

Сложная для понимания иллюстрация – светская дама у разбитого зеркала – плохая примета…Но…что-то привлекло мое внимание…нет ни ярких, броских красок, ни огромных, плакатных заголовков. Все просто и со вкусом..И еще..свечи…Словно на миг ожившие….дрожащие огоньки, зовущие в любимый сказочный мир. Вот она – эта книжка…Именно так и произошло мое первое знакомство с творчеством нашего земляка, вполне возможно мало кому знакомого и недостаточно изученного.

Николай Косенко родился 23 мая 1943 г. в селе Криничное Россошанского района Воронежской области Там же, в сельской местности, прошли его детство и школьные годы.

В 1961 г. Н. Косенко приехал в Ростов-на-Дону на постоянное жительство. Прошёл службу в рядах вооружённых сил, после армии работал крановщиком, грузчиком, электриком.

В 1977 г., получив диплом Литературного института им. Горького, Н. Косенко продолжил свою трудовую деятельность в журнале «Дон» уже как профессиональный литератор. С 1992 г. Н. Косенко — литсотрудник общероссийской газеты «Крестьянин».

В 1982 г. вышла первая книга Николая Косенко «Редкие звезды». В 1987 вторая — «Среди добрых людей».

В своих произведениях писатель затрагивает темы взаимоотношений между простыми людьми, своими современниками, исповедующими разные принципы сосуществования в социуме, разный подход к окружающей действительности. В конфликте между персонажами раскрывается и авторская позиция, через канву художественного текста автор ненавязчиво проводит мысль о приоритете непотребительского, немеркантильного отношения к жизни.

Н. Косенко нигде не упрощает сложность жизни и человеческих взаимоотношений, финалы его повестей и рассказов, как правило, открыты, в них нет округло-завершенных концовок. Слово у него образно, живописно, выразительно.

В 1991 г. Н.В. Косенко был принят в Союз российских писателей как прозаик.

Умер писатель 22 июля 1993 г. Похоронен на ростовском Северном кладбище.

В 1991 году вышел сборник сказок Николая Косенко, который включает пять сказок: «Малыш-сиротин», «Волшебник и король», «Королевская милость», «Сказка о спасенной красоте» и «Синеглазка».









2.2. Донские сказки, их отличия.

Прежде чем поведать вам о сказке, которая понравилась мне более всех других, хотелось бы отметить, что Николай Васильевич Косенко создавал свои сказки в духе сказок донских казаков, соблюдая основные принципы их построения и отличительные особенности. Я поставил перед собой задачу узнать об этих особенностях.

Почти пятьсот лет назад, донская земля стала приютом и второй родиной многим бедным и обездоленным людям. Они бежали сюда от крепостной неволи и становились казаками. Больше всего было русских людей. Они приносили с собой свои, русские, обычаи и привычки, свой уклад жизни, свои песни и сказки. Но здесь, на Дону, все у них складывалось по-другому, другие были условия жизни, другой была природа. Поэтому со временем они и песни свои стали петь по-новому, и сказки рассказывать по-иному.

За несколько столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно изменились. В донской сказке больше простых, будничных, житейских подробностей, мелочей. А главное - изменился сам сказочный герой. Он хорошо разбирается, кто может быть его врагом, а кто другом и почему. С царем и царскими вельможами, с которыми ему приходится все время сталкиваться, он держит себя с достоинством, как равный, никогда не даст себя в обиду, готов защищать правду до конца. Он не идет ни на какие поступки и сделки, отказывается от выгод и заманчивых предложений. Но вот что интересно: помогает ему не столько волшебная сила, сколько собственная смекалка, ловкость и смелость, готовность помочь слабому и беззащитному, будь то человек, зверь или птица. Он помогает им без всякого расчета на награду.

Я пришел к уникальному выводу: герои сказок Н.В.Косенко очень похожи на героев донских сказок! Однако, автор не копирует героев: соблюдая традиции народных сказок, автор вносит в свою литературную сказку частицу психологического анализа, ведет героя через тернии к звездам. Судите сами. Итак, пришло время познакомить вас с одной из сказок.

2.3. Своеобразие сказки «Малыш — сиротин» и других сказок

Разрешите мне подробнее остановиться на сказке Н.В.Косенко «Малыш – сиротин». По сюжету, композиции и языку она напоминает народную сказку. В ней есть присказка: «Нелегко эту повесть складывать, нелегко горьку сказку сказывать ...» Далее идёт зачин: «Давно ли, недавно – угадывай, далеко ли, близко – выглядывай, во стальном ли граде затейливом, в невидном селе ли затерянном жил – был богатырь…». Привлекательный образ истинно русского богатыря поразил меня. Невзрачен на вид, прост, неприметен, как впрочем и всё в творчестве Косенко, но вот что уникально и поучительно: он «ростом не вышел», а вот в утехе, работе, битве смертной «равных ему не было». Вот он – первый урок воспитания, который принимаю от писателя. Не внешняя мощь и сила ценится, а поступки красивые да значимые.

Завязкой в повествовании, на мой взгляд, является предсказание ворожеи богатырю Меченому. С того дня немилым стал белый свет герою, а земля осиротела без своего богатыря. Меченый всё думал: «Ворожеям всё известно, с такой силой мечом не померяешься…» Решил не искушать судьбу и ушёл с семьёй «за реки широкие, за болота топкие, в леса дремучие». Время шло в заботах, успокоилась душа, а тем временем враги осмелели, радовались, что удалось им обхитрить богатыря. Разбойники пошли войной на мирный народ, Грабили добро, убивали людей. Жители «снарядили ходоков искать Меченого, поклоны бить, на помощь кликать». Люди просили: «Бери меч, пока есть еще, кого спасать…Мы без тебя, как овцы без пастуха. Но и ты без нас один против чёрной беды не устоишь». Эти слова стали пророческими. Обыкновенные разбойники ворвались в беззащитную крепость и победили Меченого. Этот момент является кульминационным. Вошёл в душу героя страх, «крепче пута сыромятного держали его слова коварной ворожеи». Не сберёг свою семью Меченый, только младшему сыну удалось спастись.

Пролетели годы, вырос Малыш – сиротин, юношей стал. Он поклялся: «Недолго же убийцам моих братьев гулять на свободе…Дорого заплатят они за разбой…напою я землю чёрной кровью разбойничьей. Но сначала хочу найти отца с матушкой. Нет мне покоя…»

Сиротин встречает немощного отца – странника, и тот признаёт свою вину, кается, что поверил ворожеи, не защитил семью и народ. Старик произносит последние слова: «…так виноват, что и кары себе не придумаю. А всё же бог милостив: не чужие люди – сын глаза закроет…Тебе досталось мои грехи искупать. Такова уж доля твоя. Я долго на родину шёл, да вот сил не хватило…» Малыш – сиротин узнаёт, что нет у него больше матушки, где могилка её - никто не знает. Это развязка в истории. И звучит концовка: »Остался в степи приметный бугорок, а пути живых разошлись: странники – по белу свету долю искать да горе мыкать, а Малыш – сиротин поспешил к верным товарищам собирать дружину боевую».

Идея сказки заключается в том, что нельзя сдаваться перед трудностями и опасностями. Страх – это временное явление, и его надо преодолевать. Страх мешает жить и совершать добрые дела, которые так необходимы людям. Рядом с ним ходит подлость. Мне кажется, что страх толкает людей на злые дела, делает человека беспомощным и жалким. Человек – хозяин своей судьбы, многое в жизни зависит от единственного решения, вовремя принятого. Меченый мне показался трусливым и бесхарактерным. Ему противопоставлен юный Малыш – сиротин, который готов защищать землю родную. Сказка заставляет задуматься о том, что нет ничего на свете дороже, чем родители, их надо беречь и любить всем сердцем. Только любовь спасёт вселенную. Главный намёк в этой сказке, на мой взгляд, на то, что мир стал слишком жесток, и люди могут его спасти своей любовью в широком понимании этого слова.

Художественный язык сказки выразителен, яркий, образный. Встречаем много эпитетов: утеха молодецкая, коварное слово, горькая сказка, чёрный день, чистая степь, силушка могучая, очи завидущие, чистая степь, чёрная кровь, верный конь, верный товарищ, болота топкие, реки широкие, леса дремучие, горючие слёзы, по белу свету.

Находим метафору: листом багряным осыпалось время на землю, вошёл страх в его душу, битва закипела, земля взрастила, налетела вражья сила, буйны головы сидят, очи ярым огнём горят, кровью обливалась душа, ноги к земле приросли.

Находим олицетворение: сердце печалуется, душа обмирала, зарились очи , застала ночь, года летели, сердце промолчит.

Не менее поучительной является сказка «Волшебник и король». В ней поднимаются вечные вопросы о добре и зле, о совести и справедливости. Через весь сюжет красной нитью проходит главная мысль, что рождённый на планете имеет цель, к которой он стремится, и чем выше она, тем интереснее жить, двигаясь к её достижению.

У короля было всё: войны, охота, развлечения, государственные дела. «Всё испытал он, всем пресытился». Не знал владыка, чем себя занять, ему не хватало свободы, но он этого не понимал. В словах Волшебника звучит важная мысль: »...королём быть легко, даже безумец справится с этим. Ты попробуй стань человеком...»

Сказки Николая Косенко актуально звучат в наши дни. Так, например, в сказке «Королевская милость» писатель затрагивает злободневный вопрос о жестокости, о людях с «чёрным» сердцем. Слышен авторский голос в речи старого учёного: «Человек же, в котором нет жалости и который ни разу в своей жизни не сделал доброго дела, не может жить». «Счастлив человек, который собственными страданиями искупает свои грехи - этим он познаёт высшую справедливость и очищается для будущей жизни. И нет для нравственного человека мучительней наказания, чем сознание того, что его грех искупают другие».

Король Али Шимано был жадным и жестоким. У него был десятилетний сын, в душу которого «не влил ни одной капельки доброты». И вот однажды «чёрная ночь опустилась на королевство», королевич сильно заболел, и никто не мог ему помочь. Великая наука медицина оказалась бессильной перед загадочной болезнью. Заковали врачей в цепи и бросили в подземелье королевской тюрьмы. Один учёный, который не захотел открыть королю свою научную тайну, за что и поплатился собственной свободой , спас королевского сына. Узник переместил сердце мальчика в тело доброго пастушонка, который был сиротой, и запретил королю видится с сыном три года. Жил королевич на воле, в гармонии с природой. Через три года привел учёный королевича к Али , и тот «.„не узнал своего сына: перед ним стоял красивый и сильный юноша с добрым лицом и ласковыми глазами». Старый узник сказал;»Всё, что произошло с ним...сделали воля, свобода и добрые силы природы. Вот уж поистине - королевская милость! Он стал человеком».

Старый король умер от ярости, он не смог смириться с переменами, которые произошли в характере сына. Юный король стал править странвю^он был мудрым и справедливым. Старый учёный был главным советником. « Опустели подземелья страшной королевской тюрьмы. Наступило время мира».

Идея сказки в том, что человек рождается, как чистый лист бумаги. Среда, в которую он попадает, его окружение оставляют на нём свой след.

«Сказка о спасённой красоте» о великой гордыне, тщеславии, о том, что невозможно победить природу, нарушив её законы. В сказке «...будто сама судьба решила несчастьем сына наказать отца за его тщеславие». Единственный сын родился и рос некрасивым. Чтобы уберечь его от насмешек, король приказал разбить все зеркала в королевстве и запретил балы, танцы, произносить слово красота, слагать песни и стихи о любви. !Хмурая туча нависла над королевством». Прошло время, королевич стал юношей и влюбился в капризную красавицу, которая отвергла его и назвала безобразно некрасивым. Юноша никогда не видел своего лица. Он вызвал к себе придворного живописца и сказал: «Я хочу видеть себя. Ты напишешь меня таким, каков я есть. Не бойся обидеть меня; правдой оскорбить нельзя». Закрывшись в комнате, королевич смотрел на портрет и привыкал к своей внешности. Он узнал тайну отца, но не стал его упрекать, так как был добрым.

После смерти отца юноша созвал зеркальных дел мастеров, музыкантов, достал из королевской библиотеки запрещённые книги о любви и красоте и раздал их переписчикам, чтобы те размножили. Молодой король был мудрым и добрым, справедливым и храбрым. Слава о нём быстро разнеслась по миру. В королевстве говорили о красоте, звучали комплименты, поэты сочиняли стихи о любви и красоте, певцы исполняли лирические песни. Так была спасена красота. Николай Косенко противопоставляет уродливому королевичу капризную красавицу, у которой есть только внешняя оболочка, как яркий фантик, а внутри - пустота и холод. Она ничего не умела делать и с ней было скучно. А юноша притягивал своей внутренней красотой, талантом, добротой. «Синеглазка», на мой взгляд, очень современная сказка. Она написана простым языком, героиня - обыкновенная девочка, которая ходила в детский сад, а вечером играла с игрушками. Героиня мечтала быстрее стать взрослой. Однажды мама, вернувшись с работы, подарила ей ранец с книжками и посоветовала убрать все игрушки в корзину, так как теперь она будет заниматься уроками. Девочка так увлеклась уборкой, что не заметила, как вместе с поломанными игрушками бросила в корзину и совсем новую куклу Синеглазку. Мама спрятала корзину на чердак, и тут началось волшебство.

Все игрушки вдруг оживают, разговаривают, размышляют, как люди, умеют радоваться и огорчаться. Кукольный мир Косенко - это реальный современный мир. В нём есть добро и зло, сочувствие и зависть, щедрость и жадность. Синеглазка попадает в кукольное королевство, в котором живут поломанные игрушки. Жители не приняли красивую куклу, так как она была абсолютна невредимой. Только один пёсик по кличке Трёхлапый был добрым и помогал незваной гости. Эта поучительная история вызывает слезу и заставляет задуматься, что к своим игрушкам надо относиться с любовью, даже если они своё отслужили, надо хранить память о тех минутах, когда они приносили нам удовольствие. Сломанные вещи можно привести в порядок, как это сделал Мастер. Ведь недаром писатель называет его имя с большой буквы. Брошенные игрушки простили свою прежнюю хозяйку. Они считали её несчастной, потому что она не знала, что такое дружба и не умела её ценить. Вот ещё одна нравоучительная мысль. Всё начинается с детства. Девочка так же может поступить со своими одноклассниками, сверстниками, родителями, учителями.

























  1. Заключение.

Как актуальна сказка в наши дни. Хочется сделать вывод, обращаясь к устному народному творчеству: «Встречают по одёжке, а провожают по уму» «Не одежда красит человека, а его добрые дела». И словами великого русского классика А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Какими же видят сказки взрослые и дети? Что они знают? Что любят? Как относятся к сказкам?

Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы мы решили провести опрос обучающихся нашей школы разного возраста. Разработали анкеты, а затем изучили их и получили следующие результаты, зафиксированные в таблице.

Вопросы

Возрастная категория от 10 до 13 лет

Возрастная категория от 14 до 16 лет

Возрастная категория

от 17 до 19 лет

Любите ли вы сказки?

Да-100%

Да-100%

Да-88%

Вы прочли сказки Н.В.Косенко.

Какая из 5 сказок более понравилась?

«Синеглазка»

«Малыш — сиротин».

«Волшебник и король»

«Королевская милость»,

«Сказка о спасенной красоте»

В чем очарование сказок Косенко?

(охарактеризуйте сказки Косенко)

Интересные, заманчивые, добрые, учат добру, познавательные, загадочные,

приятно читать, волшебство соединено с реальностью.

Легко воспринимаются, содержат поучительный смысл, интересный сюжет.

Очаровывает волшебство, заставляют задуматься о смысле жизни, доступные, добрые, интересные, прививают нравственные качества

Знали вы произведения Н.В.Косенко раньше?

Нет - 100%

Нет - 100%

Нет - 100%

Продолжите ли вы свое знакомство с произведеинями этого автора?

Да-100%

Да-100%

Да-75%



Из данной таблицы можно сделать следующие выводы:

Сказки любят почти все возрастные категории, при этом некоторые даже написали «Да. Очень». Для каждого возраста характерен свой уникальный выбор сказки Н.В.Косенко. До предложения прочесть сказки Косенко и познакомиться с биографией автора обучающиеся не были знакомы с творчеством этого писателя, нашего земляка. Удивил тот факт, что редставители каждого возраста увидели в сказках Косенко особое очарование, однако все говорили о том, что сказки заставляют задуматься о себе, о смысле жизни. Следовательно, эти сказки очень актуальны, важны для изучения и было бы хорошо вводить их в изучение школьного курса литературы в 5-6 классах.

В процессе исследования сказок Н.В.Косенко, анализа их своеобразия, отношения к ним наших современников разных возрастов мы, безусловно, не только поговорили о сказках, но и открыли для себя что-то новое.

Мир сказок Косенко – это мир чудес, тайн. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя?

Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью и большим нравоучительным смыслом. Мне, маленькому читателю Косенко они открыли огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщили к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.

Сказка - это вершина народного фольклора в силу ее доступности в любом возрасте. Схожесть сказок Н.В.Косенко с донскими сказками очевидна. В них мы увидели всё, чем богата народная сказка. Фольклорная поэтика становится в них могучим средством реалистического изображения жизни, помогает писателю проникнуть в психологию героев. Удивительно легко, свободно и естественно совершается в сказках переход от реального к волшебному и наоборот.

В трудную минуту вспомните о русской сказке, прислушайтесь к ее тихому, мудрому голосу. Она – как цвет незаметных и неведомых цветов. Смысл ее- как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все естество родной природы: и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов.























БИБЛИОГРАФИЯ

1. Редкие звезды. Повесть, рассказы. - Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1982.

2. Среди добрых людей. Повести и рассказы. - Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1987.

3. Косенко, Н. Каникулы в Апимондии: три урока природы / Н. В. Косенко; худож. Н. Я. Бойко.- Ростов н/Д: Ростовское книжное изд-во, 1988. – 176 с.: ил. (Рассказы о профессии)

4. Холодное пламя заката. Повести и рассказы. М.: Современник, 1989.

5. Егоров, Н. Другая жизнь / Н.Егоров // Приазовский край. – 1993. – 28 окт.


15



Научно - исследовательская работа по литературе на тему: "Этот добрый и мудрый сказочник Н.В.Косенко"
  • Русский язык и литература
Описание:

Для каждого возраста характерен свой уникальный выбор сказки Н.В.Косенко. До предложения прочесть сказки Косенко и познакомиться с биографией автора обучающиеся не были знакомы с творчеством этого писателя, нашего земляка. Удивил тот факт, что представители каждого возраста увидели в сказках Косенко особое очарование, однако все говорили о том, что сказки заставляют задуматься о себе, о смысле жизни. Следовательно, эти сказки очень актуальны, важны для изучения и было бы хорошо вводить их в изучение школьного курса литературы в 5-6 классазх.

 

В процессе исследования сказок Н.В.Косенко, анализа их своеобразия, отношения к ним наших современников разных возрастов в работе, безусловно, не только поговорили о сказках, но и открыли много нового.

Мир сказок Косенко – это мир чудес, тайн. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя?

Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью и большим нравоучительным смыслом. Мне, маленькому читателю Косенко они открыли огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщили к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.

 

Сказка - это вершина народного фольклора в силу ее доступности в любом возрасте. Схожесть сказок Н.В.Косенко с донскими сказками очевидна. В них мы увидели всё, чем богата народная сказка. Фольклорная поэтика становится в них могучим средством реалистического изображения жизни, помогает писателю проникнуть в психологию героев. Удивительно легко, свободно и естественно совершается в сказках переход от реального к волшебному и наоборот. 

Автор Степовая Ольга Юрьевна
Дата добавления 10.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 456
Номер материала 6884
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓