Научно-теоретическое обоснование системы обучения
языку
в классах I вида
Теоретический фундамент системы
обучения языку неслышащих школьников был заложен в 50-е годы С.А. Зыковым. Он
направил усилия ученых и учителей на создание условий и методов обучения,
которые соответствовали бы социальной сущности языка, учитывали своеобразие речевого
развития при нарушенной слуховой функции.
Был предложен путь, при котором неслышащие
с раннего детства должны были усваивать язык как средство общения, пользоваться
им в течение всех лет обучения.
Была разработана принципиально новая
по своим задачам, принципам, методам обучения целостная система обучения языку.
Коммуникативная система, действующая и
ныне в практике обучения глухих детей языку, направлена на развитие словесной
коммуникации. Задачей данной системы является обучение глухих детей языку как
средству общения.
Для научно-теоретического обоснования
коммуникативной системы огромное значение имеют труды, посвященные
психологическому исследованию проблем речи, общения, деятельности, сознания,
личности. Это прежде всего работы Л.С. Выготского.
Коммуникативная система — это способ
формирования сознания, психики, развития личности учащихся со слуховой
депривацией.
Основные положения
коммуникативной системы таковы:
• Развитие речи следует осуществлять в тесной связи
с развитием практической деятельности детей. Это требование сложилось на основе
представления о труде как условии возникновения языка. Оно обосновано также
психологической концепцией Л.С. Выготского
• В ходе обучения языку должно происходить развитие
мышления детей. В коммуникационной системе предполагается одновременное обучение
неслышащих языку и вооружение их знаниями об окружающем мире. Этим достигается
связь умственного и речевого развития в процессе обучения. Овладение языком способствует
формированию мыслительной деятельности.
• Для успешного речевого развития глухих детей
необходимо организовать речевую среду. Необходимо расширять речевые контакты учащихся вне
класса и вне школы.
• В ходе обучения языку усиливается внимание к
воспитанию у детей потребности в общении. Постоянная речевая практика
способствует развитию потребности общения. Если не будет речевой среды — то не
появятся мотивационно-побудительные компоненты речевого поведения у учащихся со
слуховой депривацией.
• Практическое усвоение словесных форм общения
должно предшествовать систематическому изучению языка. Речь усваивается подражанием, а
язык требует для своего усвоения осознанных действий.
• В системе коммуникативных форм языка значительная
роль отводится дактилологии. На начальном этапе она выступает как исходная форма речи, а
на других - становится вспомогательным средством в усвоении языка.
• Установление взаимодействия форм речи, их места и
объёма на каждом этапе обучения — важное требование системы. Использование наряду с устной
формой речи дактилологии позволяет реализовывать потребность в межличностных
отношениях на адекватном речевом материале.
• Обучение языку следует вести в плане развития у
детей языковой способности, в плане формирования разных видов речевой
деятельности и в плане подведения, их к усвоению языка как системы. Доказано, что языковая
способность возникает у ребенка в раннем возрасте при условии совместной со
взрослыми практической деятельности, развития подражания и в ходе применения
ребенком языка как средства общения. Овладение языком как основным средством
общения немыслимо без развития языковой способности.
Развитие речевой деятельности
предполагает не только говорение, слушание, письмо, чтение, дактилирование, но
и развитие всей структуры речевой деятельности, т. е. ее целей, мотивов,
способов, средств. Речевая деятельность должна обслуживать практическую деятельность
и вплетаться в нее.
Идея развития общения как
деятельности прочно вошла в теоретический фундамент коммуникационной системы
обучения языку. В ходе овладения языком дети постепенно поднимаются до анализа
собственной речи и осознания языковых значений (фонетических, лексических,
грамматических).
При отсутствии слуха и обедненном
объеме речевого общения значительно труднее проходит не только накопление
речевых средств, но и обобщение всех языковых значений. Изучение языка неслышащими
школьниками осуществляется в рамках коммуникационной системы на основе структурно-семантического
принципа, разработанного Л.П. Носковой.
Специальные исследования в области
сурдопедагогики, которые способствовали созданию и развитию коммуникационной
системы, были посвящены разным аспектам проблемы обучения языку. Свой вклад в
формирование действующей коммуникационной системы обучения языку внесли
сотрудники Института дефектологии, работавшие под руководством С.А. Зыкова:
Е.П. Кузьмичева, Т.С. Зыкова, Т.В. Нестерович, Л.П. Носкова.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.