Главная / Начальные классы / научно-методическая статья "Организация исследовательской деятельности младших школьников"

научно-методическая статья "Организация исследовательской деятельности младших школьников"

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Жданова Надежда Николаевна

АННОТАЦИЯ

На современном этапе работы  школы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру  детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей. Одной из основных потребностей каждого ребенка – потребность в исследовании, открывании новых знаний. Автор данной статьи попытался раскрыть основные этапы научно-исследовательской деятельности младших школьников (работа над исследовательским проектом). На примере учебного предмета «Окружающий мир» была разработана проектно-исследовательская работа по здоровому образу жизни на тему «Загар: «за» или «против»? Данная работа может быть полезной для учителей начальных классов, учителей-предметников (анатомии и биологии), родителей, а также тем, кто заинтересован в проведении научно-исследовательской работы с младшими школьниками.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Исследовательская деятельность, проектная работа, начальные классы, исследование, окружающий мир, здоровый образ жизни, загар.


Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. [5, с.66].

Современное, стремительно меняющееся общество, сделало необходимым пересмотреть роль и значение исследовательского поведения в жизни каждого человека. В последнее время становится все более понятно, что навыки исследовательской работы не обходимы не только тем, чья жизнедеятельность связана с научной работой, но и каждому индивидууму. В связи с чем, перед современной школой стоит важная задача по подготовке обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, а также применению этих знаний в практической жизни.

Не секрет, что детская потребность в исследованиях обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты поведения ребенка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – важная и сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня теоретических знаний, умения реализовывать эти знания на практике, владения методиками исследования, наличия солидной научной библиотеки, но главное - желания углубленно работать с обучающимися в области тех или иных наук [4, с.5].  Ведь для любого учителя главное – не загубить на корню естественное стремление каждого ребенка к познанию всего нового и неизведанного, а поддержать его, развить уверенность в собственных силах. Наиболее благодатной почвой для проведения исследовательских работ в начальных классах являются уроки окружающего мира, а также внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет к предмету «Окружающий мир» следующие требования:

·        освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

·        развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. [1, с.74].

Как мы видим, согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. При этом главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Однако умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно.

Одним из видов исследовательской работы является проект. Метод проектов — это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания, и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся.

В проектную деятельность целесообразно включать обучающихся постепенно, начиная с первого класса, при этом необходимо помнить, что проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности [2,c.132].                        

Любая исследовательская работа (проект) состоит из пяти этапов («пять составляющих «П» проекта):

  1. Проблема

  2. Проектирование (планирование)

  3. Поиск информации

  4. Продукт

  5. Презентация проектной работы. [6]

Выбор темы (или постановка проблемы) – это организуемая и координируемая учителем процедура, реализуемая в виде диалога, результатом которой является компромисс – тема, определяемая как интересами, так и возможностями обучающихся.

Темы могут быть самыми разными, однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию.

Выбрав тему, учитель помогает ученику составить ее «матрицу», фиксировать предполагаемые проекты для раскрытия темы и намечать предполагаемые источники информации (при этом деятельность учителя должна носить координирующий, направляющий характер, ведущая роль остается за учеником!).

До сих пор наиболее сложным и спорным остается вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Неоспоримым является тот факт, что степень самостоятельности во многом зависит от ряда факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, предыдущего опыта проектной работы, от сложности темы и т.д.

Учителю-координатору проекта необходимо довести до сведения обучающихся, что исследовательский проект по своей структуре соответствует подлинной научной работе, т.к. он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, определение целей и задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с дальнейшей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются разнообразные методы современной науки: анализ, синтез, лабораторный эксперимент, социологический опрос, моделирование и ряд других.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников любого проекта. От ее решения в большей степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта презентабельной и убедительной, а продукт исследования будет социально-значимым и полезным.

Не менее важным этапом осуществления учебного проекта является его презентация. Она завершает, подводит итог работе над проектом и важна как для учащихся, так и для учителя, т.к. ему необходимо проследить ход мыслей и рассуждений ребенка, подготовившего проект, как были использованы полученные на уроках знания и какие дополнительные источники информации привлекал ученик при подготовке проектной работы.

Выбор формы презентации – задача, которая является не менее сложной для обучающихся, чем выбор формы продукта проектной деятельности. От автора на данном этапе требуется фантазия в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, организационных и пр. Помимо традиционной презентации, выполненной в программе Publisher, это может быть ролевая игра, научный доклад, научно-практическая конференция, спектакль и др.

На уроках окружающего мира в начальной школе целесообразно предложить учащимся выполнить проектно-исследовательскую работу по здоровому образу жизни. При этом темы исследовательских работ могут быть разнообразны – от влияния физических нагрузок на организм человека до изучения пользы и вреда загара.

В нашей школе разработка проектно-исследовательских работ обучающимися начальных классов ведется уже на протяжении 5 лет. Свои работы ученики успешно защищают на районной научно-практической конференции «Исследуем. Находим. Применяем.», а также на Региональной экологической конференции «ЭКОБИ».

Хочу поделиться исследовательской работой, которую мы проводили с учеником 3 класса на тему «Загар: «за» или «против»?

Актуальность данного исследования определил тот факт, что ежегодно люди тратят большие деньги на курортах нашей родины и за её пределами для того, чтобы приобрести красивый бронзовый оттенок кожи. Кроме того, салоны красоты предлагают совсем не дешевые услуги на приобретение красивого оттенка кожи. Но так ли полезна эта красота?

Цель нашего исследования: выяснить степень вреда и полезности загара.

В соответствии с поставленной целью нами были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить энциклопедическую литературу по теме;

  2. Определить взаимосвязь между типом кожи и интенсивностью загара;

  3. Выяснить полезность и вред загара для человека;

  4. Экспериментальным путем разработать ряд правил правильного загара;

  5. Сделать выводы по исследованию.

Мы выдвинули следующую гипотезу: предположим, что загар в большей степени вреден для человека, чем полезен.

При проведении нашего исследования мы пользовались теоретическим и практическим методами исследования, т.е. изучал энциклопедическую литературу по теме, знакомились с освещением данной темы в средствах массовой информации, осуществляли поиск недостающей информации в Интернете, проводили анкетирование, опрос специалистов (врача-терапевта, кожного врача). Продуктом нашей исследовательской работы стал выпуск информационного бюллетеня, рассказывающего о пользе и вреде загара, а также дающего практические советы полученных солнечных ожогах.

На первом этапе мы установили зависимость цвета кожи человека от климатических условий его проживания. Выяснилось, что исходный цвет кожи определяется генетически и различен у разных народов. Например, африканцы, живут на континенте с жарким солнечным климатом. Поэтому их кожа, стойкая к агрессивному солнечному излучению, имеет темный цвет. Другие народы, например жители Севера, обладая светлой и более уязвимой кожей, не могут подолгу находиться на солнце. Сколько рас, столько и типов кожи. Цвет кожи зависит от климата. Чем больше солнца, тем темнее кожа. Специалисты поделили всех нас на шесть типов.

На следующем этапе мы попытались выяснить, какую же пользу приносит пребывание человека на солнце. Помимо того, что пребывание на солнце улучшает настроение человека, проектант выяснил у врача-терапевта, что ультрафиолетовое UV-B излучение способствует образованию необходимого для здоровья витамина D-3 , который подавляет рост раковых клеток, способствует лечению заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, рахита, укрепляет иммунную систему, повышает защитные силы организма, а UV-A лучи оказывают полезное действие при различных заболеваниях кожи, таких как себорея, псориаз, угревая сыпь, нейродермит. Неоценимая польза загара заключается в повышении устойчивости к многочисленным вредным веществам, например, ртути, сероуглероду, свинцу, кадмию, бензолу.

Однако из беседы со специалистом мы также узнали, что злоупотребление загаром может привести к обратному эффекту, отрицательно сказываясь и на коже, и на всём организме. Избыточное пребывание на солнце приводит к преждевременному старению кожи,  появлению пигментных пятен. В коже уменьшается содержание таких важных веществ, как эластин и коллаген, в результате чего появляются морщины. Слишком частые солнечные ванны приводят к так называемому фотостарению кожи. Его симптомы отнюдь неприятные: шелушение, обезвоживание кожи, ранние морщины и пигментация. Однако самое страшное в чрезмерном пребывании на солнце то, что избыточный загар может провоцировать развитие опасного заболевания — рака кожи, излечиться от которого сейчас очень трудно. Солнечные ожоги и чрезмерный загар даже в детском возрасте может в дальнейшем стать причиной необратимого вреда здоровью.

Для того, чтобы более детально исследовать пользу и вред загара, мы провели социологический опрос у 26 человек в возрасте от 15 до 65 лет.

Участникам анкетирования были предложены следующие вопросы:

  1. Загораете ли Вы целенаправленно или случайно (во время работы)?

  2. Были ли случаи, когда Вы получали солнечные ожоги?

  3. В случае получения солнечного ожога обращались ли Вы к врачам?

  4. Для Вас загар – это больше польза или вред?

В результате анкетирования были выяснены следующие факты:

1 вопрос: целенаправленно – 65 % (в возрасте от 15 до 35 лет)

во время работы – 35% (в возрасте от 35 до 65 лет).

2 вопрос: положительно ответили 97% опрошенных.

3 вопрос: «да» - 2%, «нет» - 98%.

4 вопрос: на данный вопрос ответ опрашиваемых людей был неоднозначным: «польза» - 20% (в возрасте 15-20 лет), «вред» - 35% (возраст опрашиваемых 25-40 лет), «затрудняюсь ответить» - 45% (вне зависимости от возраста).

После проведенного опроса родственников и знакомых, была осуществлена повторная беседа с врачами – специалистами. Им предлагалось ответить на два вопроса:

  1. За весенне-летний период случаются ли случаи обращения людей с симптомами, характеризующими получение солнечного ожога? Как часто (доля пациентов с данными симптомами от общего количества пациентов)?

  2. Каковы последствия данного вида заболевания \ недомогания?

Специалисты подтвердили, что случаи обращения не только происходят постоянно, но и в отдельных случаях последствия бывают очень тяжелыми.

В результате проведенной работы мы установили, что одновременные польза и вред загара очевидны. И судить только о пользе или только о вреде загара очень затруднительно. Но необходимо помнить, что положительный эффект на организм солнечные лучи оказывают только в разумных количествах. Неосторожное и избыточное пребывание на солнце принесет только вред. Однако если человек не представляет себя без красивого бронзового цвета кожи, то ему следует обратить внимание на ряд правил правильного загара:

  • врачи рекомендуют загорать на солнце утром и вечером: с 9 до 11 и с 16 до 19 соответственно;

  • в первый день продолжительность солнечной ванны не должна превышать 10 минут. Во второй день - 20 минут, в третий - 30 и т.д. Однако помните, что продолжительность солнечного загара не должна превышать 2-х часов в сутки;

  • чтобы кожа после загара не шелушилась и не обгорела - тело после купания нужно вытирать насухо. Еще лучше - смыть соль под душем с пресной водой и вытереться насухо;

  • при посещении пляжа не стоит пользоваться дезодорантами, духами и другим парфюмом. В их составе содержатся вещества, которые при взаимодействии с солнечными лучами могут привести к сильному ожогу кожи;

  • важно также на пляже прикрывать голову головным убором - шляпой, кепкой или косынкой;

  • при нахождении на открытом солнце необходимо помнить о солнцезащитных средствах по типу кожи;

  • в жаркое время года необходимо соблюдать питьевой режим; не менее 1,5-2 литров жидкости в день!

Как уже было сказано выше, продуктом нашей проектно-исследовательской работы стала подготовка информационного бюллетеня, в котором мы осветили не только все положительные и отрицательные моменты загара, но и разработали и систематизировали правила грамотного загара.


Напоследок хочется отметить, что проектно-исследовательская деятельность может проводиться на любом уроке, а также во внеурочное время. Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, а, следовательно, он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому, он незаменим.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Планируемые  результаты начального общего образования /под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-120 с.-(Стандарты второго поколения).

  2. Развитие исследовательских умений младших школьников/под. ред. Н.Б. Шумаковой.- М.: Просвещение, 2011.-157с. - ( Работаем по новым стандартам).

  3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.  – М.: Генезис, 2004.

  4. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. – М.: Планета, 2010. – 255с.

  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 80с.

  6. Ефимова Ю.А.  Теория и методика профессионального образования. Научная электронная библиотека. 2004 [электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-problemno-deyatelnostnogo-podkhoda-k-professionalnomu-i Дата обращения: 08.07.2013.

  7. http://www.myshared.ru Дата обращения: 07.07.2013.



научно-методическая статья "Организация исследовательской деятельности младших школьников"
  • Начальные классы
Описание:

На современном этапе работы  школы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру  детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей. Одной из основных потребностей каждого ребенка – потребность в исследовании, открывании новых знаний. Автор данной статьи попытался раскрыть основные этапы научно-исследовательской деятельности младших школьников (работа над исследовательским проектом). На примере учебного предмета «Окружающий мир» была разработана проектно-исследовательская работа по здоровому образу жизни на тему «Загар: «за» или «против»? Данная работа может быть полезной для учителей начальных классов, учителей-предметников (анатомии и биологии), родителей, а также тем, кто заинтересован в проведении научно-исследовательской работы с младшими школьниками.

Автор Жданова Надежда Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 550
Номер материала 36620
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓