Главная / Начальные классы / Научно-методическая разработка "Наш Коми край"

Научно-методическая разработка "Наш Коми край"


ГБС (К)ОУ «Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида» с.Усть-Кулом







Научно-методическая разработка

классного часа

«Наш Коми край!»












Разработала: Лопырева Мария Ивановна

Должность: социальный педагог










с.Усть-Кулом

2014г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В последнее время значительно возрос интерес к национальной и духовной культуре народа коми, к сохранению его исторической памяти, лучших традиций, бережного отношения к природе и культурному наследию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с различными отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.

Данная научно-методическая разработка в условиях коррекционной школы:

а) учащимся с ОВЗ поможет в игровой форме изучить природу и культуру родного края; б) педагогу окажет содействие воспитать гордость за «малую» Родину, а также привить учащимся других национальностей знания и любовь к Коми краю, где они живут и учатся, где трудятся их родители.

Классный час разработан в форме КВН для учащихся начального звена, предполагает не только сообщение каких-либо сведений, сколько сбор и обобщение предварительно найденного и пройденного материала, систематизирование знаний о Коми крае.

Предполагаемая разработка допускает варьирование, т.к. в ее реализации важен творческий подход педагога.

Цель: Повысить интерес к традиционной культуре коми народа, сформировать национальное самосознание; приобщить к культуре коми народа представителей других национальностей.


Задачи:

  1. Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к Родине;

  2. Развивать познавательные интересы и коммуникативные способности, активное участие во внеклассной деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  3. Изменить объем знаний, расширить кругозор;

  4. Развивать индивидуальные творческие способности;

  5. Восстановить положительные качества личности, которые получили незначительную деформацию (девиации);

  6. Накапливать социально-ценностный жизненный опыт.

Методы:

  1. Чтение;

  2. Беседа;

  3. Наблюдение;

  4. Игра.

Принципы:

  1. учёт возрастных особенностей учащихся при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;

  2. обеспечение эмоционально-психологического комфорта для учащихся;

  3. уважение к личности каждого ребёнка.

  4. использование ИКТ.

Механизм реализации:

1-й этап - подготовительный: определение контингента, знакомство с темой занятия, сбор информации;

2-й этап - основной: проведение КВН, выполнение поставленных целей и задач;

3-й этап - заключительный: подведение итогов, награждение.

Исполнители:

Педагог; учащиеся начальных классов.

Формы реализации содержания:

  1. Классный час;

  2. Проект по внеурочной деятельности;

  3. Общешкольное мероприятие и др.

Ожидаемый результат:

    1. Учащиеся вовлечены в познавательную деятельность;

    2. Сформирован интерес к родному краю;

    3. Самостоятельное применение знаний в практической деятельности.



Социальный эффект:

  1. Налажена связь со старшим и младшим поколением, педагогом и учащимися; при этом происходит воспитание уважительного отношения к старшему и младшему поколению, социализация детей с ОВЗ, развитие активной жизненной позиции.

  2. Сохранена традиция совместного проведения мероприятий.








Классный час-КВН для учащихся 1-4 классов «Наш Коми край».

Программное содержание по образовательным областям:

  • «Здоровье»: закрепить знания детей о полезных свойствах северных ягод;

  • «Познание»: закрепить знания детей о животном и растительном мире Республики Коми;

  • «Социализация»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора учащихся о родном крае;

  • «Коммуникация»: развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;

  • «Чтение художественной литературы»: использование художественных произведений о родном крае: сказки, стихи;

  • «Труд»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора дошкольников через собственную трудовую деятельность;

  • «Безопасность»: формирование основ безопасности при обращении с колющими предметами (шило, стеклянные емкости);

  • «Физическая культура»: приобщение дошкольников к ценностям физической культуры через Коми подвижные игры.

Предварительная работа:

  • Познавательные мероприятия на классных часах, в ГПД, экскурсия в школьную библиотеку, на выставки прикладного искусства в ДК;

  • Чтение художественной литературы о родном крае.

Материал:

  • Эмблемы для команд;

  • Пустая карта республики Коми;

  • Фишки;

  • Магнитная доска;

  • Картинки – эмблемы городов РК (для размещения на карте);

  • Гербы городов РК (А-4 и маленькие для размещения на карте);

  • Картинки деревьев родного края (ель, сосна, кедр, лиственница, пихта, можжевельник, калина, рябина);

  • Ребусы о деревьях;

  • Картинки северных ягод (морошка, брусника, черника, голубика, малина, смородина, жимолость), и ягод средней полосы России (костяника, земляника, шиповник);

  • Игра «Варежки» (с Коми орнаментом);

  • Картинки героев и предметов из Коми сказок: гороховый стебель, лось, белая скатерть да частная щетка, филин, бёрдо, вода, моток пряжи. Хлеб и еловые ветки, ухват и солнышко, лапти, железное шило;

  • Коми орнамент;

  • Послание Перы- богатыря (на длинной полосе бумаги написана фраза из сказки из Коми орнамента) ;

  • Презентация о городах Республики Коми;

  • Презентация по КВН.

Ход мероприятия.

Педагог:

«Чолöм, челядь! »

Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Есть веселая игра,

Называется она: КВН.

Шутки, смех, вопрос, ответ.

Знает ту игру весь свет.


Приглашаю вас на КВН «Мой Коми край».

КВН наш не простой,

Сегодня КВН – край родной.

Что ж, пора нам начинать.

Я хочу вам пожелать,

Чтобы дружными вы были,

Чтоб смеялись, не грустили,

Чтобы не было печали,

Чтоб на всё вы отвечали.

На нашей интеллектуальной поляне сегодня встречаются 2 команды, давайте их поприветствуем. В КВНе принимают участие 2 команды.

Команда «Знайки»

Вы — команда «Знайки».

Соперникам пошлите-ка привет

И от души им пожелайте

Знать правильный ответ.

Команда «Умники»

Вы — «Умники», друзья.

Вам проиграть никак нельзя.

Со «Знайками» сражайтесь,

Так просто не сдавайтесь!

Ребята, обратите внимание на мольберт, что я приготовила для Вас? Правильно, это карта. Карта нашей Коми Республики. Но на ней ни одного символа. А что же изображено голубым цветом на карте? (реки). И задание нашей игры - заполнить и украсить карту нашей Любимой Родины-Коми Республики, ответив на все вопросы.

Оценивать игру будет жюри (представление).

Для Вас приготовлено много различных заданий и загадок про родной край, попытаемся их все разгадать. За каждый правильный ответ команды будут получать по фишке. Чья команда в конце игры наберёт большее количество очков фишек, та и победит. За нарушение правил, команда будет получать штрафное очко (желтый жетон). Давайте вспомним правила игры: если команда хочет сделать дополнение, не надо выкрикивать, нужно просто поднять сигнальную карточку. Вспомним правила честной игры «Выиграл – не задавайся! Проиграл – не обижайся!». В игре свои команды поведут капитаны. Путь они и начнут первый конкурс.

Первый конкурс «Разминка». Чтение стихотворений о родном крае.

Капитаны команд читают стихи (по 1 человеку от команды, либо парами)

Педагог:

Родилась я в Коми крае

Это Родина моя.

Лучше края я не знаю,

Всех дороже мне она.

Дети исполняют песню «Что такое Родина? ».

Жюри подводит итоги первого конкурса. Педагог выкладывает коми символы по периметру карты.

Второй конкурс: «Северные города».

1 команда - Какой город называют шахтерским? – Воркута

2 команда - Какой город называю городом трех дорог и городом энергетиков? - Печора

1 команда - Еще в каком городе добывают уголь? - Инта

2 команда - Город нефтяников? – Усинск

1 команда - Город газовщиков? - Ухта

2 команда - Столица Республики - Сыктывкар

Педагог прикрепляет обозначения к карте (схематическое).

Презентация о городах Коми Республики.

Гимнастика для глаз: «Самолет» - стоя.

Пролетает самолет, с ним собрался я в полет.

Я мотор завожу и внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.

Третий конкурс: Узнай герб северных городов (командам раздаются по 3 герба городов РК) .

По мере ответов команд воспитатель прикрепляет герб городов к карте. Жюри подводит итоги второго конкурса.

Педагог:

Ты бывал в таежной чаще,

Видел чудо из чудес

Наш красивый, настоящий,

Без конца и края лес?

Мы с Вами, ребята, живем на севере, где природа поражает своей красотой и богатством. И самое лучшее место для отдыха Северян – это лес, здесь и природа, свежий воздух, простор и раздолье для песен и игр, сказок и коми игр.

Четвертый конкурс: Лес чудес

1. Ребусы – деревья, назовите одним словом эту группу деревьев : хвойные и лиственные (педагог прикрепляет картинки деревьев к карте).

Следующее задание:

2. Выберите и назовите северные ягоды – картинки выбрать и назвать среди множества других (не нашего края). Каждая команда дает свой ответ (педагог прикрепляет картинки ягод к карте).

А теперь я предлагаю капитанам команд отгадать ягоду на вкус (клюкву).

Дети исполняют песню «Клюковка».

Пятый конкурс «Волшебные сказки».

Музыка.

1.Педагог вносит Черный ящик. В черном ящике находятся предметы из коми сказок. Вам необходимо назвать предмет и название сказки. Достает конверты и читает:

Стебель этого растения помог сестрице с братцем подняться по сосновому стволу до избушки – развалюшки Бабы Яги (гороховый стебель из сказки «Сестрица и братец»);

Это животное помогло одной из сестриц убежать от медведицы. Назовите животное как оно описано в сказке (лось большие рога Длинные ноги. Сказка «Медвежья нянюшка»);

Эти предметы помогли сестре и брату добыть огонь у лешего Кама (белая скатерть да частная щетка из сказки «Мальчик с горящею веточкой»);

Какая птица помогла Верешку убежать от 3 дочек Ягини: Ёры, Яры и Еры (филин из сказки «Верешок»);

2. Потерявшиеся вещи (на подносе по 3 вещи каждой команде – дети отгадывают героя и название сказки):

1 команда:

  • Волшебная водица (из сказки «Ошвердас – медвежий приемыш»);

  • Моток пряжи (сказка «Дверь на лугу»).

2 команда:

  • Ухват и солнышко («Длинный день»);

  • Лыковые лапоточки, железное шило. Сказка «Где был да что видел».

3.Назовите положительных героев коми сказок, а другая команда отрицательных героев. Капитаны подходят к ведущей и вытягивают бумажку, каких героев будут называть.

Положительные герои:

Пера богатырь;

Лось большие рога;

Верешок;

Девочка Чача.

Отрицательные герои:

Жадная попадья;

Жадный мужик Понтей из сказки «Длинный день»;

Леший Кам;

Сестра Бабы Яги – Ягиня.

Педагог прикрепляет картинки с изображением героев коми сказок к карте.

Физминутка по-коми: Шойччан здук.

Йöрын

Шöрын

Полöкалö.

Полöкалö.

Вöрышталö.

(в центре огорода стоит пугало (стоим по очереди на левой или на правой ноге).пугало шевелится(покачиваемся).

Сюра мегö,(изображаем рожки).

Бöжыс легö.(правой рукой изображаем хвостик).

Ӧти сюрыс

регыд чегö (один «рог» «шатается»).

Люкасьöмысла.(бодаем друг друга).

(Барашек с рожками вертит хвостом. Один рог скоро сломается, потому что он любит бодаться).

Шестой конкурс «Учимся говорить по коми».

Педагог:

Родилась я в коми крае - это Родина моя

Лучше края я не знаю, всех дороже мне она.

Любим мы всем сердцем свой язык чудесный.

1.Команды по очереди называют животное и птицу по коми (воспитатель прикрепляет картинки животных к карте) - направляя на команды атрибут в руках.

Рысь-вöркань;

Ур- белка;

Кэч – заяц

Руч – лиса;

Кöин-волк;

Тар- тетерев;

Низь- соболь;

2. Конкурс переводчиков. Командам предлагается перевести фразу на русский или на коми. Побеждает та команда, которая быстрее ответила.

Добрый день –Бур лун;

Привет- Чолöм;

До свидания- Аддзысьлытöдз;

Здравствуйте – Виддза оланныд;

Радуга- Öшкамöшка;

Дорогие друзья- Дона ёртъяс.

Седьмой последний конкурс «Послание - орнамент».

1. Разминка – назови орнамент.

1.Закрепить знание о коми орнаменте я предлагаю в игре «Найди пару» (варежка).

Давайте поиграем в коми народную игру «Варежка».

2. Расшифруй послание коми богатыря (что с ним произошло?)

1 команда

2 команда

Педагог:

Пока жюри подводит итоги нашего КВН, участники для гостей исполнят песню «Учимся говорить по коми».

Ребята, обратите внимание - наша карта ожила – на ней появились и города, и деревья, и животные, и ягоды, и герои коми сказок. Нам удалось выполнить все задания?

Вот и настал момент для подведения итогов нашей игры КВН «Мой Коми край».

Слово предоставляется члену Жюри _____________________________________.

Победившей команде вручаются Грамоты Знатоков Родного края. А теперь похлопаем команде «___», ведь без соперника не было бы и победителей.

Педагог:

Вьется легкий парок,

Вот уж готов пирог,

С корочкой блестящей,

Вкусный, настоящий.

Всех друзей мы зовем,

Угощаем пирогом!

Наши девочки подготовили для гостей сюрприз - танец.

До свидания, до новых встреч! Аддзысьлытöдз!









Литература:


  1. Атлас для начальных классов;

  2. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народа коми.1980.

  3. Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва. 1997;

  4. Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки Сыктывкар.1994;

  5. Г. Текстильный орнамент коми;

  6. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя начальных классов. – 2- е изд., исп. и доп. – М.: Просвещение, 2008.


Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-okhrana-rastenii;

  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola;

  3. http://festival.1september.ru/articles/572183/;

  4. http://okt-school2.narod.ru/;

  5. http://pedsovet.su/;

  6. viki.rdf.ru.




11


Научно-методическая разработка "Наш Коми край"
  • Начальные классы
Описание:
Цель: Повысить интерес к традиционной культуре коми народа, сформировать национальное самосознание; приобщить к культуре коми народа представителей других национальностей.

Данная научно-методическая разработка в условиях коррекционной школы:

а) учащимся с ОВЗ поможет в игровой форме изучить природу и культуру родного края; б) педагогу окажет содействие воспитать гордость за «малую» Родину, а также привить учащимся других национальностей знания и любовь к Коми краю, где они живут и учатся, где трудятся их родители.

Классный час разработан в форме КВН для учащихся начального звена, предполагает не только сообщение каких-либо сведений, сколько сбор и обобщение предварительно найденного и пройденного материала,  систематизирование знаний о Коми крае.

 

Автор Лопырева Мария Ивановна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 585
Номер материала 19240
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓