Главная / Иностранные языки / научно-методическая разработка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА РАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ, ВИДА И ФОРМЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

научно-методическая разработка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА РАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ, ВИДА И ФОРМЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА РАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ, ВИДА И ФОРМЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Жданова Надежда Николаевна,

учитель английского языка

МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных

предметов №2 г. Лебедянь Липецкой области


Данная статья раскрывает практический опыт работы учителя английского языка по использованию на уроках материала разного вида и формы работы с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся.


Ключевые слова: самостоятельная деятельность обучающихся, контроль и оценка результатов, личностно-ориентированный подход к обучению, образовательная среда.


Научить ученика любому иностранному языку – это значит научить его общаться, выражать себя и свои мысли. На это отводится все время на уроке и на внеклассных занятиях. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, традиционных 45 минут урока не достаточно. Поэтому с целью повышения результативности в своей работе я использую следующие подходы к построению уроков.

  • Подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения.

Стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение, но и преобразовывал личный опыт каждого ученика.

В ходе выполнения заданий постоянно согласую личный опыт учащихся с научным содержанием задаваемых знаний по английскому языку.

  • В ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями [1].

Учебный материал урока стараюсь организовывать таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.

Стимулирую учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее приемлемых и значимых для них способов проработки учебного материала.

  • Обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку не только результатов усвоения учащимися знаний, умений, навыков, но и сам процесс учения, т.е. тех действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.

Для обеспечения более точной оценки учения, как субъективной деятельности учащихся использую различные формы коррекции, индивидуальной работы на уроке.

  • На уроках английского языка, используя личностно-ориентированный подход, развиваю у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления, используя проблематизацию, внутреннюю противоречивость или неоднозначность текстов в учебнике, перерабатываю их на основе личного опыта детей. При разработке системы учебных заданий на уроке учитываю не только сложность содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска (например, при изучении той или иной темы “At school”, “English street”, “The place which makes me happy” и другие, в начальных классах использую приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова).

В связи с этим на своих уроках я использую дидактические материалы двух видов:

  • задания с указанием готовых приёмов, которыми ученик должен воспользоваться;

  • задания, в которых ученику предлагается выполнить задачу, а затем описать способы её выполнения.

Оценка продуктивности работы ученика, соответственно, будет различной. Исходя из сказанного, при предъявлении учащимся учебного материала, подлежащего усвоению, стараюсь ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы. Так, например, давая задания на дом, чётко указываю, что требуется: выучить наизусть, прочитать и перевести текст, заполнить таблицу по алгоритму, ответить на вопросы, составить диалог из фраз, отработанных на уроке, сочинить песенку, использовать цвета по образцу и т.д.. Работая дома над заданием, ребята должны иметь чёткую целевую установку по организации деятельности усвоения. Разнообразие таких целевых установок помогает мне выявить, какими способами учебной работы по преимуществу пользуется тот или иной ученик.

  • При работе с новым материалом я обращаю внимание на семантические коды каждого учащегося. Семантические коды – это те мыслительные операции, которыми пользуются ученики, работая с учебным материалом. Например, когда на уроке английского языка я диктую слова, которые нужно запомнить, один ученик хорошо запоминает на слух, другой стремится записать по-английски или даже по-русски, чтобы запомнить, третий создаёт зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом, четвёртый пытается объединять слова по каким-либо грамматическим признакам, пятый старается запомнить на слух звуковую оболочку слова и т.д. Эти “коды” я выделяю и учитываю при работе с программным материалом. Поэтому, представляя учащимся, выбор вида и форм учебного материала, предлагаю детям задания (где это возможно) в словесном, графическом или предметно-иллюстративном решении. Ученики вправе выбрать какое-либо одно задание и могут рассчитывать на успех, что, естественно, усиливает их учебную мотивацию.

Подводя итог вышесказанному, следует указать особенности создания мною на уроках своеобразной образовательной среды, которая включает:

  • организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;

  • использование практически на всех уроках английского языка технических средств (компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, магнитофона);

  • предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий для снятия эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях;

  • использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

  • создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

  • постоянное внимание учителя к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к созданию им не только результата, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать, как организовывали свою работу, какими способами пользовались, чем им больше понравилось заниматься и т.д.;

  • особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации внеклассных занятий;

  • разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление;

  • организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.

Таким образом, уроки английского языка превращаются в такие занятия, где каждый ученик не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т.е. не только проявлять, но и строить себя как личность. Я наблюдаю за теми или иными личностными проявлениями, организуя с их учетом образовательный процесс, который по своей сути должен быть не столько информационным, сколько развивающим.

В этих условиях меняется и все построение урока. Ученики не просто слушают учителя, а потом повторяют за ним, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, проектируют и исполняют ролевые игры, сами организовывают различные игры, соревнования на уроках, построение монологов и полилогов на основе алгоритмов [2]. Например:

I would like... (a banana, a cake, an apple) etc.
I like... tomatoes (potatoes, oranges, pears) et
с.

Я постоянно обращаюсь к классу с вопросами типа:

T: How are you?
P: Fine, thanks.
T: How old are you?
P: I am 10.
T: Where are you from?
P: I am from Russia.
T: What’s your hobby?
P: Painting (computer games, photography, reading) etc.
T: What’s your favourite sport?
P: My favourite sports are judo and basketball.
T: Would you like a cup of tea?
P: Yes, please or no, thank you, etc.

В ходе такой беседы нет правильных или неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения. Стараюсь не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое я предлагаю с позиции научного знания. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, потому что таков принцип моего обучения. Часто для объяснения нового материала привлекаю учащихся, которые прекрасно справляются с поставленными задачами. При таком изложении материалов рождается знание, которым владеет не только учитель, но и ученик, происходит своеобразный отбор его содержания. Ученик при этом есть “творец” этого знания; участник его порождения. Именно такие уроки я считаю личностно-ориентированными, в ходе которых стараюсь быть внимательной к детям, вместе с ними осуществляя равноправную работу по поиску и отбору необходимого учебного материала, который подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемый материал не обезличивается, а становится личностно-значимым.


Список литературы

1. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.

2. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учеб. пособие/ П.К. Бабинская и др. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 288 с.


научно-методическая разработка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА РАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ, ВИДА И ФОРМЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
  • Иностранные языки
Описание:

 Статья "Использование материала разного содержания, вида и формы на уроках английского языка" раскрывает практический опыт работы учителя английского языка высшей квалификационной категории по использованию на уроках материала разного вида и формы работы с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся. Статья опубликована в научно-методическом журнале "Современная школа" (2014 год).

 

Ключевые слова: самостоятельная деятельность обучающихся, контроль и оценка результатов, личностно-ориентированный подход к обучению, образовательная среда.

Автор Жданова Надежда Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 854
Номер материала 36652
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓