Главная / Другое / Научно-методическая разработка по СБО: "Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем"

Научно-методическая разработка по СБО: "Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем"



Тема урока: Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем.

Цели деятельности учителя:

коррекционно-образовательная: формировать представление о понятии «дом»; познакомить с обрядами и ритуалами, связанными со строительством дома, новосельем;

коррекционно-развивающая: способствовать развитию кругозора, логического мышления, культуры речи; развивать внимание, мышление через работу с иллюстрациями;

коррекционно - воспитательная: воспитывать чувство любви к дому;

здоровьесберегающая: осуществлять профилактику нарушения осанки и зрения.

Тип урока: освоение нового материала.

Методы и приемы обучения: рассказ, беседа.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, магниты; презентация, иллюстрации; экран.

Термины и понятия: домашний очаг, крепость, Дом культуры, Дом быта, Дом-музей.





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

п/п

Этапы

урока

Организация этапа, оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

5

1.

Организационный момент

Упражнение для снятия эмоционального напряжения

Игра «Молчанка»

Выполнение упражнения:

Люди с самого рожденья

Жить не могут без движения.

Руки опустите вниз,

Выровняйте спину,

Голову не наклоняйте,

Упражнение начинайте.

Проверка готовности к уроку.

Выполнение упражнение.







Готовятся к уроку

2.

Актуализация знаний

Выставка рисунков

Демонстрирует рисунки.

- А сейчас прошу рассказать о доме своей мечты.

Устные выступления

3.

Целеполагание, планирование деятельности на уроке

Введение в тему «Мой дом».

- Какие прекрасные дома вы все спроектировали.

А как вы думаете, дом – это лишь квартира, где вы живете? А знаете, что домом можно назвать не только жилое помещение?

Понятие «дом» для человека имеет много смысла. Это и кров, убежище, защита от непогоды и напастей внешнего мира, здесь можно укрыться, спрятаться, отгородиться : «Мой дом – моя крепость». Это и место жительство, официальный адрес. Это и символ жизни семьи, теплого домашнего очага. Грустно, когда дом пуст, когда тебя никто не ждет; тяжко быть бездомным, сиротой. Вот об этом и пойдет речь на уроке.

Тема урока «Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем».

Дом – это много понятий разных:

Дом – это будни, дом – это праздник,

Дом – это радость твоя и моя,

Дом – это ты и я!

Отвечают на вопросы.













Записывают тему урока

4.

Освоение нового материала

Творческое задание

- Что называется домом?

Организуем высказывания обучающихся.

- Мы услышали разные мнения, а теперь возьмите листочки, напишите своё мнение: дом – это…

Зачитайте ваше мнение. Прикрепите листочки на дерево.

- Ваши листочки украсили наше дерево. Оно зашелестело, ожило.



Пишут на листочках своё мнение, читают его, листочки приклеивают на дерево

5.

Демонстрационный материал

Просмотр презентации

«Виды учреждений»

Слайды презентации (приложение 1).

- Почему планету называют домом?

- Земля – общий дом для всех нас. В народе говорят: «Никого не родила, в все матушкой зовут». Живя в этом доме, человек должен быть добрым, заботиться о других её жителях.

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы.





Читают стихотворение Л. Савчук «Наша планета – Земля».



Физкульминутка

Выполняются упражнения «Домик».

Выполняют упражнения



Презентация и рассказ «Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем»

- Наш дом – это и город, и улица, и семья, и родители, и планета, ведь всё в нашей жизни взаимосвязано, дополняет друг друга. А можно ли все эти понятия назвать одним словом? (ответы обучающихся).

- Слово одно – Родина, а какое оно ёмкое! Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил.

- А ещё у нас с давних времен существовали обряды, связанные со строительством дома и новосельем. Знаете ли вы, какие обряды совершали наши предки? (приложение 2)

Слушают, отвечают на вопросы.

Смотрят презентацию

6.

Закрепление изученного материала

Обобщающая беседа по вопросам

- Какой смысл мы вкладываем в понятие «дом»?

- Что такое дом – музей?

- Есть ли в нашем городе дом-музей?

- Как входили в дом, чтобы привлечь счастье?

- Что клали под угол дома при строительстве?

Отвечают на вопросы

7.


























Итог урока



Рефлексия деятельности
















Заключительное слово учителя






- Оцените свою работу на уроке, используя рефлексивный экран: - на ура.

- не покладая рук.

- засучив рукава.

- в одной упряжке.

- любо-дорого смотреть.

- заткнуть за пояс.

- Слова учителя:

Мы не властны с тобой над судьбой,

Но, когда уезжаем на время,

Обязательно хочется верить,

Что вернемся, конечно, домой. (П. Давыдов)



Выставляют оценку деятельности на уроке.

Слушают ответы одноклассников.






Приложение 1.

Слайды презентации «Виды учреждений»:

Слайд №1. Дом Культуры – это здание, где проходят концерты, спектакли, выставки, дискотеки, показывают кинофильмы; где работают различные кружки; приезжают на гастроли театры и показывают представления. ДК может служить для людей и театром, и кинотеатром, и концертным залом, и выставочным центром, и кружком, где можно заниматься любимым делом.

Слайд №2. Дом быта – это здание, где населению оказывают различные бытовые(хозяйственные) услуги, располагаются мастерские по ремонту обуви, бытовой техники, прачечная, химчистка, ателье и многое другое.

Слайд №3. Дом отдыха – это жилое помещение, где можно провести и отдохнуть на каникулах, в отпуске. Там вам предложат интересную развлекательную программу. Можно пройти лечебные процедуры.

Слайд №4. Торговый дом – крупный специализированный магазин (Дом книги, Дом тканей или Дом обуви), в котором представлен огромный ассортимент товаров.

Слайд №5. Дом ученых, Дом писателей, Дом художников – это здания, где проводят встречи люди, объединенные одними интересами, где они обсуждают свои проблемы.

Слайд №6. Дом-музей – это открытый для посещения людей дом, в котором проживал известный человек: писатель, поэт, композитор, ученый.

Приложение №2.

Обряды:

Строительство дома. Для будущего строения на земле раскладывали куски дубовой коры. Через три дня ее переворачивали, если под корой находились лишь пауки да муравьи – плохое место; если там были дождевые черви – можно строить. Под правый дальний угол строения клали серебряную монету, зерна, чтобы в доме не переводились ни хлеб, ни деньги. Порой добавляли шерсть – на счастье и ладан – для святости.

Новоселье. Первый входящий забирает в себя все зло, которое может присутствовать на новом месте, отсюда и обычай первой запускали кошку в новый дом, затем вносили петушка или курицу.

Домовой. Вход в новый дом сопровождался обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения домового из старого жилища в новое. Домового уважительно приглашали в новое место жительства: «Домовой! Домовой! Пойдем со мной!». Или: «Батюшка домовой и матушка домовая, батюшка дворовой и матушка дворовая со всем семейством, пойдем к нам на новое жилище с нами жить!».

Привлечение счастья, благополучия. Входить в новый дом полагалось в светлое время суток, по поясу, по нитке, веревке. Ведь все эти вещи символизируют долгую счастливую жизнь. Выполнять эти ритуалы поручалось здоровым, взрослым людям, имеющим детей, чтобы дом был богатым, хозяйство крепким, а семья – счастливой и многодетной.

Освящение нового жилища. Новое жилье освящалось при помощи лучины или свечи. Очищали дом молитвами, ладаном. Самая действенная очищающая сила – веселье и смех. Ведь веселый смех – лучшее средство борьбы со всеми напастями.

9



Научно-методическая разработка по СБО: "Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем"
  • Другое
Описание:

Цели деятельности учителя:

коррекционно-образовательная: формировать представление о понятии «дом»; познакомить с обрядами и ритуалами, связанными со строительством дома, новосельем;

 коррекционно-развивающая: способствовать развитию кругозора, логического мышления, культуры речи; развивать внимание, мышление через работу с иллюстрациями;

коррекционно - воспитательная: воспитывать чувство любви к дому;

здоровьесберегающая: осуществлять профилактику нарушения осанки и зрения.

Тип урока: освоение нового материала.

Методы и приемы обучения: рассказ, беседа.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, магниты; презентация, иллюстрации; экран.

 

Термины и понятия: домашний очаг, крепость, Дом культуры, Дом быта, Дом-музей.

Автор Ксенофонтова Светлана Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 906
Номер материала 1933
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓