Инфоурок Другое КонспектыНаучно-методическая разработка по СБО: "Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем"

Научно-методическая разработка по СБО: "Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем"

Скачать материал

Тема урока: Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем.

Цели деятельности учителя:

коррекционно-образовательная: формировать представление о понятии «дом»; познакомить с обрядами и ритуалами, связанными со строительством дома, новосельем;

 коррекционно-развивающая: способствовать развитию кругозора, логического мышления, культуры речи; развивать внимание, мышление через работу с иллюстрациями;

коррекционно - воспитательная: воспитывать чувство любви к дому;

здоровьесберегающая: осуществлять профилактику нарушения осанки и зрения.

Тип урока: освоение нового материала.

Методы и приемы обучения: рассказ, беседа.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, магниты; презентация, иллюстрации; экран.

Термины и понятия: домашний очаг, крепость, Дом культуры, Дом быта, Дом-музей.

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

п/п

Этапы

урока

Организация этапа, оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

5

1.

Организационный момент

Упражнение для снятия эмоционального напряжения

Игра «Молчанка»

Выполнение упражнения:

Люди с самого рожденья

Жить не могут без движения.

Руки опустите вниз,

Выровняйте спину,

Голову не наклоняйте,

Упражнение начинайте.

Проверка готовности к уроку.

Выполнение упражнение.

 

 

 

 

 

 

Готовятся к уроку

2.

Актуализация знаний

Выставка рисунков

Демонстрирует рисунки.

- А сейчас прошу рассказать о доме своей мечты.

Устные выступления

3.

Целеполагание, планирование деятельности на уроке

Введение в тему «Мой дом».

- Какие прекрасные дома вы все спроектировали.

А как вы думаете, дом – это лишь квартира, где вы живете? А знаете, что домом можно назвать не только жилое помещение?

Понятие «дом» для человека имеет много смысла. Это и кров, убежище, защита от непогоды и напастей внешнего мира, здесь можно укрыться, спрятаться, отгородиться : «Мой дом – моя крепость». Это и место жительство, официальный адрес. Это и символ жизни семьи, теплого домашнего очага. Грустно, когда дом пуст, когда тебя никто не ждет; тяжко быть бездомным, сиротой. Вот об этом и пойдет речь на уроке.

Тема урока «Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем».

Дом – это много понятий разных:

Дом – это будни, дом – это праздник,

Дом – это радость твоя и моя,

Дом – это ты и я!

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока

4.

Освоение нового материала

Творческое задание

- Что называется домом?

Организуем высказывания обучающихся.

- Мы услышали разные мнения, а теперь возьмите листочки, напишите своё мнение: дом – это…

Зачитайте ваше мнение. Прикрепите листочки на дерево.

- Ваши листочки украсили наше дерево. Оно зашелестело, ожило.

 

 

Пишут на листочках своё мнение, читают его, листочки приклеивают на дерево

5.

Демонстрационный материал

Просмотр презентации

«Виды учреждений»

Слайды презентации (приложение 1).

- Почему планету называют домом?

- Земля – общий дом для всех нас. В народе говорят: «Никого не родила, в все матушкой зовут». Живя в этом доме, человек должен быть добрым, заботиться о других её жителях.

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы.

 

 

Читают стихотворение Л. Савчук «Наша планета – Земля».

 

 

Физкульминутка

Выполняются упражнения «Домик».

Выполняют упражнения

 

 

Презентация и рассказ «Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем»

- Наш дом – это и город, и улица, и семья, и родители, и планета, ведь всё в нашей жизни взаимосвязано, дополняет друг друга. А можно ли все эти понятия назвать одним словом? (ответы обучающихся).

- Слово одно – Родина, а какое оно ёмкое! Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил.

- А ещё у нас с давних времен существовали обряды, связанные со строительством дома и новосельем. Знаете ли вы, какие обряды совершали наши предки? (приложение 2)

Слушают, отвечают на вопросы.

Смотрят презентацию

6.

Закрепление изученного материала

Обобщающая беседа по вопросам

- Какой смысл мы вкладываем в понятие «дом»?

- Что такое дом – музей?

- Есть ли в нашем городе дом-музей?

- Как входили в дом, чтобы привлечь счастье?

- Что клали под угол дома при строительстве?

Отвечают на вопросы

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

 

 

Рефлексия деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительное слово учителя

 

 

 

- Оцените свою работу на уроке, используя рефлексивный экран: - на ура.

- не покладая рук.

- засучив рукава.

- в одной упряжке.

- любо-дорого смотреть.

- заткнуть за пояс.

- Слова учителя:

Мы не властны с тобой над судьбой,

Но, когда уезжаем на время,

Обязательно хочется верить,

Что вернемся, конечно, домой. (П. Давыдов)

 

 

Выставляют оценку деятельности на уроке.

Слушают ответы одноклассников.

 

 

 

Приложение 1.

Слайды презентации «Виды учреждений»:

Слайд №1. Дом Культуры – это здание, где проходят концерты, спектакли, выставки, дискотеки, показывают кинофильмы; где работают различные кружки; приезжают на гастроли театры и показывают     представления. ДК может служить для людей и театром, и кинотеатром, и концертным залом, и выставочным центром, и кружком, где можно заниматься любимым делом.

Слайд №2. Дом быта – это здание, где населению оказывают различные бытовые(хозяйственные) услуги, располагаются мастерские по ремонту обуви, бытовой техники, прачечная, химчистка, ателье и многое другое.

Слайд №3. Дом отдыха – это жилое помещение, где можно провести и отдохнуть на каникулах, в отпуске. Там вам предложат интересную развлекательную программу. Можно пройти лечебные процедуры.

Слайд №4. Торговый дом – крупный специализированный магазин (Дом книги, Дом тканей или Дом обуви), в котором представлен огромный ассортимент товаров.

Слайд №5. Дом ученых, Дом писателей, Дом художников – это здания, где проводят встречи люди, объединенные одними интересами, где они обсуждают свои проблемы.

Слайд №6. Дом-музей – это открытый для посещения людей дом, в котором проживал известный человек: писатель, поэт, композитор, ученый.

Приложение №2.

Обряды:

Строительство дома. Для будущего строения на земле раскладывали куски дубовой коры. Через три дня ее переворачивали, если под корой находились лишь пауки да муравьи – плохое место; если там были дождевые черви – можно строить. Под правый дальний угол строения клали серебряную монету, зерна, чтобы в доме не переводились ни хлеб, ни деньги. Порой добавляли шерсть – на счастье и ладан – для святости.

Новоселье. Первый входящий забирает в себя все зло, которое может присутствовать на новом месте, отсюда и обычай первой запускали кошку в новый дом, затем вносили петушка или курицу.

Домовой. Вход в новый дом сопровождался обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения домового из старого жилища в новое. Домового уважительно приглашали в новое место жительства: «Домовой! Домовой! Пойдем со мной!». Или: «Батюшка домовой и матушка домовая, батюшка дворовой и матушка дворовая со всем семейством, пойдем к нам на новое жилище с нами жить!».

Привлечение счастья, благополучия. Входить в новый дом полагалось в светлое время суток, по поясу, по нитке, веревке. Ведь все эти вещи символизируют долгую счастливую жизнь. Выполнять эти ритуалы поручалось здоровым, взрослым людям, имеющим детей, чтобы дом был богатым, хозяйство крепким, а семья – счастливой и многодетной.

Освящение нового жилища. Новое жилье освящалось при помощи лучины или свечи. Очищали дом молитвами, ладаном. Самая действенная очищающая сила – веселье и смех. Ведь веселый смех – лучшее средство борьбы со всеми напастями.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Научно-методическая разработка по СБО: "Обычаи и обряды, связанные со строительством дома, новосельем""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели деятельности учителя:

коррекционно-образовательная: формировать представление о понятии «дом»; познакомить с обрядами и ритуалами, связанными со строительством дома, новосельем;

 коррекционно-развивающая: способствовать развитию кругозора, логического мышления, культуры речи; развивать внимание, мышление через работу с иллюстрациями;

коррекционно - воспитательная: воспитывать чувство любви к дому;

здоровьесберегающая: осуществлять профилактику нарушения осанки и зрения.

Тип урока: освоение нового материала.

Методы и приемы обучения: рассказ, беседа.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, магниты; презентация, иллюстрации; экран.

 

Термины и понятия: домашний очаг, крепость, Дом культуры, Дом быта, Дом-музей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 599
    • DOCX 57.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ксенофонтова Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 20610
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе