Главная / Начальные классы / Научно-методическая разработка на тему: "Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников с применением ИКТ"

Научно-методическая разработка на тему: "Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников с применением ИКТ"

hello_html_m6a4e7ab7.pnghello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif















«Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников с использованием информационно – коммуникационных технологий»







Учитель начальных классов

Каскенова Айнура Алимжановна

Златопольская средняя школа



















2014 – 2015 учебный годhello_html_m6a4e7ab7.png

СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………….. 2-3

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников

1.1. Мышление, его виды и характеристики………………………………..4-8

1.2. Творческое мышление и его особенности………………………….….8-12

1.3. Особенности мышления младших школьников………………………12-15

1.4. Критерии оценки творческого мышления…………………………….15-18



ГЛАВА 2. Работа по формированию творческих способностей и логического мышления учащихся с использованием информационно – коммуникационный технологий…………………………………………………19-20

2.1.Задания и игры для развития творческих способностей и логического мышления у детей младшего школьного возраста…..…………………………20-24

2.2.Система нестандартных заданий, упражнений, игр для развития логического мышления…………………………………………………………..24-28

2.3. Проблемное обучение…………………………………………………28-29

2.4. Внеклассная работа……………………………………………………30

Заключение…………………….…………………………………………31

Использованная литература……………………………………………32













Введение.

Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. Образование это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно остаться в сознании ученика, когда забыты теоремы геометрии и правила арифметики? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Можно забыть конкретные правила наук, но важно помнить, какие нужно выбрать учебники, в которых они находятся, как выписать, упростить и запомнить их с помощью известных приемов развития памяти. Это одно из творческих умений.

Многие авторы, справедливо указывая на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психологическим развитием ребенка. Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение фантазия, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни,  начиная с первого класса.
Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество и решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшее время внедрение персональных компьютеров будет возрастать,  и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Информационные  технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их  творческими. Все  это видно на внеурочных мероприятиях, школьных конференциях, творческих уроках.

Исходя из актуальности для практики начальной школы, мною сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников с использованием информационно -коммуникационных технологий».





ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников

1. Мышление, его виды и характеристики.

МЫШЛЕНИЕ – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности.

МЫШЛЕНИЕ - обобщение и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблем.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях./ист. стр. 268-273/

Ощущение и восприятие отражает отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

Мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Поэтому мышление опосредствованно, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, и обобщенное познание объективной реальности.

В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Анализ - это мыслительное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистическим. Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше.

Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению.

Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Анализируется то, что включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получить в результате анализа.

Сравнение - это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным.

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, ширины, количества, равенства, стоимости и т.д. Абстракция - сложный процесс, зависящий от своеобразия изучаемого объекта и целей, стоящих перед исследователем. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложное обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.

Все указанные операции не могут проявляться изолировано вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. При этом подчеркивается активность, действенный характер человеческого мышления, возможность творческого преобразования действительности. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекают на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видах мышления.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ



Теоретическое Практическое



Понятийное Образное Наглядно-образное

Наглядно-действенное

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи сначала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, которым здесь использует человек для решения задачи, является не понятия, суждения или умозаключения, а образы. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может.

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Последнее из обозначенных на схеме видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М. Теплова, состоит лишь в том, что “они по-разному связаны с практикой. … Работа практического мышления в основном направлена на решение частных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей”.

Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно переходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики. Практически действенное мышление может быть одновременно и интуитивным и творческим. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все возможные компоненты и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

2. Творческое мышление и его особенности.

Прежде чем излагать взгляды психологов на проблему творческого мышления, рассмотрим некоторые факты, которые помогут лучше понять сформулированные дальше положения, касающиеся данного вида мышления. С самого начала отметим, что творческое мышление не всегда связано только с одним из видов мышления, скажем, словесно-логического, оно вполне может быть и практическим и образным.

Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет. Наука располагает лишь некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие препятствующие нахождению правильного решения.

Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

Дж. Гилфорд считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти и всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

В последствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гифордом.

Что же мешает человеку быть творческой личностью? На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и в частности:

Склонность к конформизму, выражающаяся в доминировающем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличатся от них в своих суждениях и поступках.

Боязнь оказаться “белой вороной” среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывает у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно “правильных” наиболее распространенных, общепринятых мнений.

Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей.

Боязнь возмездия со стороны другого человека, чья позиция критикуется.

Завышенная оценка своих собственных идей.

Высокоразвитая тревожность.

Чрезмерно выраженная тенденция критического мышления.

Потребность понять природу процесса творчества возникла как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность.

Психология творчества начала складываться на рубеже 19-20 вв. “Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового”. В общепринятом смысле творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности” (Батюшков Ф.Д. Творчество, с.11).

До середины 20 века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять умственные способности привела к созданию IQ - tests - тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляция между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое - креативностью - не было.

Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:

Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого мышления играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но не достаточные условия творческой активности личности.

Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психологической активности нет.

Творческая способность - креативность - является независимым от интеллекта фактором (Дружинин В.Н., 1995г.).

Кроме того, было доказано, что творческое мышление в искусстве и науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой.

Главной операцией, которая “работает” в ходе творческого процесса, является операция сравнения. Устанавливаются смысловые связи между элементами на основе: репродукции, смыслового синтеза или случайного соединения без установления семантических связей. Таким образом продукты “идеи, гипотезы, поведенческие акты” можно разделить на стереотипы, оригинальные “креативные” и неосмысленные “девиантные”.

Один из первых исследователей творческого мышления, как психологического процесса П. Энгельмейер (1910) разделил его на три части:

  • акт выдвижения гипотезы;

  • акт творчества;

  • акт логически проработанной идеи.

Последующие многочисленные исследования были направлены на детализацию отдельных “актов”, при этом, естественно, происходило их дробление. Так, Г. Уоллес (1924г.) получил четырехфазный процесс:

  • фаза подготовки идеи;

  • фаза созревания идеи;

  • фаза озарения;

  • фаза проверки идеи.

Творческое мышление, по описанию Селье, происходит следующим образом:

посредством наблюдения собираются факты, накапливаются в памяти;

факты располагаются в порядке, который диктуется рациональным мышлением.

Иногда это вполне достаточно для достижения приемлемого решения.

Если нет, то сознание с его укрепившейся привычкой поведению порядка должно отойти в сторону и дать свободу фантазии. При этом раскрепощенное воображение управляет порождение бесчисленных более или менее случайных ассоциаций. Которые затем переходят в сознание.

Так как один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса.

Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который обеспечивает:

Построение образов продуктов труда;

Создание программного поведения в неопределенных проблемных ситуаций;

Средства создания образов, заменяющих активную деятельность (т.е. моделирование процессов или объектов).

Еще один непременный компонент творческого мышления - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.

Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления.

3. Особенности мышления младших школьников.

В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Потому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа требует от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начинается в самом начале образовательного курса.

Необходимо отметить, что психология как наука достаточно основательно изучила, что необходимо получить в результате образования. Но еще нет ответа - как сформировать нужные навыки. И хотя отдельные попытки предпринимались уже давно, четко отработанная и практически действующая в литературе пока не описана.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте.

Исследования, проведенные под руководством П.Я. Гальперина, позволяют раскрыть процесс перехода от дошкольного к началам школьного мировоззрения. Как известно, мышление дошкольника характеризуется отсутствием представления об инвариантности. Постепенно, примерно к восьми годам, этот феномен исчезает.

Исследования П.Я. Гальперина показали, что в основе отсутствия инвариантности, лежат глобальные представления об объекте. Для того, чтобы преодолеть непосредственное отношение к действительности, надо выделить параметры объекта, а затем сравнить их между собой. В исследовании было осуществлено обучение детей применению к объекту разных мер, с помощь. которых ребенок мог выделить параметр и на этой основе сравнить объекты между собой.

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточное положение падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7-8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно действенного и элементарного образного мышления и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж.Пиаже и Л.С.Выготского, с доминированием дооперационного мышления, а конец - с преобладанием операционного мышления в понятиях.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи, как средства мышления; соединение и взаимообагощяющее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз; подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.

Трудности образования общих понятий у детей подробно описаны в работе выдающего психолога Л.С.Выготского “Мышление и речь”, где он пришел к выводу, что на определенной стадии развития подобные отношения общности между понятиями вообще недоступны для ребенка. “Появления первого высшего понятия, стоящего над рядом прежде образованных понятий, появление первого слова типа “мебель” или “одежда”, не менее важный симптом прогресса в развитии смысловой стороны детской речи, чем появление первого осмысленного слова”.

Использование речи, как средства мышления связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и назвать полученный результат.

Соединение и взаимообагощяющее влияние друг на друга всех видов мышления успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.

Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышление и бедность образного мира, Все это, в конечном счете, может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.

Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец.

В силу этих особенностей учебная деятельность и главное, сам процесс усвоения знаний, предъявляющий новые требования к мышлению школьника, словом, учебная деятельность в целом становиться в младшем школьном возрасте ведущей, т.е. той, в которой формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний.

Независимо от этого, происходят существенные изменения в самом мышлении. До обучения оно, опираясь на непосредственно жизненный опыт, оперирует либо конкретными образами и представлениями, либо своеобразными эквивалентами понятий, данными в форме неосознаваемых ребенком чувственных обобщений.

Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е. овладевает умением строить обобщения не по сходными (какой бы мерой общности они ни обладали), а на основе абстрагирования существенных связей и отношений. Таким образом, овладевая понятием, школьник овладевает не только “абстрактной всеобщностью”, но и тем “сгустком утверждающих суждений”, который в нем заключен. Он овладевает умением развернуть эти суждения, переходить от понятия к понятию, т.е. рассуждать в собственно теоретическом плане.

5. Критерии оценки творческого мышления.


В оценке творческих характеристик исследователь имеет дело прежде всего с качеством явления. Сопоставление результатов исследования группой ученых во главе с Дж.Гилфордом и параллельно и независимо провели В.Лоуэнфельд и К.Бейттел, что позволило выявить 8 существенных критериев, пригодных для дифференцирования:

  • Умение увидеть проблему.

  • Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.

  • Гибкость как умение: понять новую точку зрения; отказаться от усвоенной точки зрения.

  • Оригинальность, отход от шаблонов.

  • Способность к перегруппировке идей и связей.

  • Способность к абстрагированию или анализу.

  • Способность к конкретизации или синтезу.

  • Ощущение стройности организации идей.

Результаты этих работ вызвали в свое время надежды, что исследователи наконец получат средства опознания творческой личности. Однако дальнейшие исследования не подтвердили их эффективности, так как способность к творчеству в целом с помощью факторного анализа исчерпывающему определению не поддается.

П.Торренс (1987) провел исследования творчества с целью найти критерии проявления и способы измерения творческих особенностей. Его гипотеза основывалась на факте, что тестовое поведение не имеет аналогии в обучающем поведении и реальной жизни, поэтому тестирование может выступать в качестве модели изучения природы творчества.

Изучая природу творчества посредством тестирования, Торренс ввел в разработанные им тесты следующие основные принципы:

наличие неопределенного стимула;

открытость задания;

неоднозначность ответов;

снятие жестких временных ограничений.

Результаты лонгитьюдных исследований (5-7-12-22 г.) показали корреляцию между тестовым поведением и достижением в реальной жизни. В качестве критериев творческого поведения взрослых людей были выбраны:

Количество общественно узнаваемых творческих достижений (патенты, изобретения, книги, картины).

Качество творческих достижений в приложении к представлению о будущей карьере (какую карьеру вы хотите сделать).

Количество проявлений творческого стиля жизненных достижений, не признанных официально (организация неформальных групп, устройство своего дома).

Те же критерии определялись у младших школьников в рамках школьного обучения.

Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становиться чувствительным к проблемам, дефициту или пробелу в знаниях, к смешению разноплановых информаций, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположение и гипотезы о возможных решения, проверяет эти гипотезы. Из исследований были сделаны выводы, что дети, которые по тестам Торренса были определены как обладающие творческими способностями, в своей дальнейшей жизни действительно показали творческие достижения.

На основе использования фигурных форм теста ТТСТ (тесты Торренса) были выявлены компоненты мышления, которые способствуют проявлению творческих способностей:

  • Количество ответов и их четкость.

  • Подвижность (гибкость), степень разнообразия ответов.

  • Необычность, оригинальность или редкость ответа.

  • Тщательность разработки, степень детализации ответа.

  • Абстрактность заглавия, уровень абстракции в ответах.

  • Сопротивление к закрытию незаконченных фигур или способность оставить их открытыми.

  • Эмоциональная выразительность ответов.

  • Артикулятивность при рассказе, вставка ответов в контекст, придание им окружения.

  • Движение или действие, показанные при ответе.

  • Экспрессивность заглавия, способность трансформировать из фигурального в вербальный и это сделать это эмоционально.

  • Синтез или комбинация, объединяющий вместе две или более фигуры и создание когерентного ответа.

  • Необычная визуализация, рассмотрение и помещение фигур в необычную визуальную перспективу.

  • Внутренняя визуализация, рассмотрение объектов изнутри.

  • Расширение и выход за рамки ожидаемого результата.

  • Юмор, сопоставление двух или более несовместимых элементов.

  • Богатство воображения, его разнообразие, жизненность, интенсивность.

  • Цветность воображения, захватывающая апеллирующая к чувствам, эмоциям.

  • Фантазия, нереальные фигуры, волшебство и сказочные персонажи, персонажи научной фантастики.

Как мы видим, в творческий процесс вовлекаются логические и образные компоненты мышления, эмоционально - чувственная сфера. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности и должны стать базой для создания единиц обучения. Иными словами, для формирования “навыков” творческого мышления требуется упражнения соответствующими “инструментами” и в соответсвующей обстановке.

Торренс выделяет пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление:

Внимательное отношение к необычным вопросам.

Уважительное отношение к необычным идеям.

Показать детям, что их идеи имеют ценность.

Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.

Предоставлять время для неоцениваемой практики или обучения.

Последний принцип требует объяснения. Внешняя оценка создает угрозу и, возможно, потребность в обороне. Поэтому детям необходим какой-то промежуток времени, в течение которого они не оцениваются. Таким образом не сдерживается свобода формирования идей. Логическое мышление способствует творческому развитию учащихся.

Целью данных исследований является повышение осознанного управления процессом мышления и тем самым - интеллектуального компонента креативности в любой сфере деятельности.









































ГЛАВА 2. Работа по формированию творческих способностей и логического мышления учащихся с использованием информационно – коммуникационный технологий

Чтобы дать качественное образование нужно не только и не столько увеличивать учебную нагрузку, но и применять наиболее продуктивные методы и технологии обучения.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. 
. На уроках дети рисуют. Школьники учатся переводить понимание рисунка и эмоции, им вызванные, в слово, в текст. Он требует тщательных наблюдений, логического анализа, систематизации увиденного, осмысления вызванных чувств и умения передать их словом, языковыми средствами. Дети сочиняют сказки, соревнуются в творчестве с компьютером, выполняют задания на развитие памяти. Учащиеся при этом включаются в учебную деятельность. В итоге формируются начальные навыки управления компьютером, увеличивается словарный запас, в лексикон учащихся вводятся технические термины. Вырабатываются алгоритмическое мышление и умения школьников через логические игры, тренинги, рисунок. Творческие способности учащихся развиваются посредством художественной деятельности при подготовке и проведении викторин, конкурсов рисунков. Тренируется память, развивается интерес к предмету путем возрастания положительных эмоций, связанных с возможностью успешного выполнения заданий. Детям интересны компьютерные игры, общение со сверстниками в Интернете, создание музыкальных и видеоклипов, при этом ученик изучает компьютер не как цель, а как средство для решения другой задачи, он незаметно для себя постигает его возможности компьютера, не изучая их специально. В педагогике этот прием называется «Непрямым освоением материала».
  Одной из форм творческой работы является составление и отгадывание ребусов.

При подготовке к урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения:

 

  • презентации к урокам 

  • логические игры 

  • тестовые оболочки 

  • ресурсы Интернет 

  • электронные энциклопедии. 

  • тренажеры

Информационно – коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса. 
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, фасилитатора, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. При разработке уроков с использованием ИКТ, я уделяю особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, релаксацию под музыку, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет мне расширить рамки учебника.

В течении трех лет я активно использую ИКТ в своей профессиональной деятельности. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века.


1.Задания и игры для развития творческих способностей и логического мышления у детей младшего школьного возраста.

В качестве заданий развивающих творческие способности и логическое мышление на уроках математики (кроме материала учебника), предлагаю задания на:
I. Выделение признаков предметов.
1.Из каких цифр состоит число 27?
2. С какой цифры начинаются числа:14,18,25,46,37,56?
3. Какую форму имеет фигура?
4.Назовите какие-нибудь три признака этой фигуры.
5.Укажите признаки чисел: 2, 24, 241
6.Назовите признаки треугольника, квадрата, пятиугольника.
7.Укажите признаки чисел: 5, 55, 555.
8. Назовите признаки следующей геометрической фигуры:
9.С какой цифры начинаются числа: 21, 215, 23, 242?
10.Почему данная фигура называется треугольником?
II. Узнавание предметов по заданным признакам.
1.Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:
а) имеет 4 стороны и 4 угла;
б) имеет 3 стороны и 3 угла.
2.Сколько у фигуры вершин, из скольких отрезков она состоит? Как
называется эта фигура?
3.Вставьте пропущенные числа:
а)5,15,…35,45;
б)34,44,54…,…,84;
в)12,22,…,42,52,…72;
г)6,12,18,…30,36,…; и т.д.
4.Какие числа пропущены в примерах?
а)15+5х2=25
б)15+5х4=35
в)15+5х…=…
г)15х5х…=…
д)15+5х…=…
5. Какие числа пропущены в следующих примерах?
а)12+12:2=18
б)12+12:3=16
в)12+12: …=…
г)12+12: …=…
и т.д.
III. Формирование способности выделять существенные признаки предметов.
1. Треугольник (углы, стороны, чертеж, фанера, картон, площадь)
Ответ: (Углы, стороны).
2.Куб(углы, чертеж, камень, сторона)
Ответ: (углы, сторона)
Существенные признаки – это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.
IV. Сравнение двух или более предметов:
1. Чем похожи числа?
а) 7 и 71 б)77 и 17 в)31 и 38
г) 24 и 624 д)3 и 13 д)84 и 754
2.Чем отличается треугольник от четырехугольника?
3. Найдите общие признаки у следующих чисел:
а) 5 и 15 б)12 и 21 в)20 и 10
г) 333 и 444 д)8 и 18 е)536 и 36
4.Прочитайте числа каждой пары. Чем похожи они и чем отличаются?
а) 5 и 50 б) 17 и 170 в) 201 и 2010
г) 6 и 600 д) 42 и 420 е)13 и 31
5. Даны числа: 12,16, 20, 24, 28, 32.
Чем похожи эти числа? Чем они отличаются?
6.Чем отличается четырехугольник от пятиугольника?
V. Классификация предметов и явлений.
В качестве предмета усвоения выступает само действие классификации, когда учащемуся приходится самостоятельно разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
1. Дан набор квадратиков – цветных и белых, больших и маленьких.
Разложить квадраты на такие группы:
а) большие и белые квадраты;
б) маленькие и цветные квадраты;
в) большие и цветные квадраты;
г) маленькие и белые квадраты.
2. Даны кружки: большие и маленькие, цветные и белые. Они разделены на 2 группы:
По какому признаку разделены кружки:
а) по цвету;
б) по величине
в) по цвету и величине (правильный ответ).
3.Даны два пересекающихся круга в прямоугольнике. В них помещены треугольники, большие и маленькие, черные и белые.
Задание:
а) покажи, где лежат большие белые треугольники;
б) покажи, где лежат маленькие белые треугольники;
в) покажи, где лежат большие черные треугольники;
г) покажи, где лежат маленькие черные треугольники.
4. Геометрическое лото. Здесь продолжается работа с детьми, закрепляются их знания, формы, величины и цвета предметов.
Задания:
а) разложить карточки с фигурами по форме;
б) по величине
в) по цвету.
Затем задания можно усложнить:
а) выбери карточки с треугольниками красного цвета;
б) выбери карточки с треугольниками синего цвета;
в) выбери карточки с квадратами…. цвета и т.д.

Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию
1.Раздели на 2 группы следующие числа:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Четные числа______________
Нечетные числа____________
К какой группе отнесешь числа: 16,31,42,18,37?
2.Раздели на 2 группы следующие числа:
2,13,3,43,6,55,18,7,9,31
однозначные числа____________
двузначные числа______________
3.Назови группы чисел одним словом:
а)2,4,6,8 – это ________________
б)1,3,5,7,9 – это ______________
4.Назови группу чисел одним словом:
а)2,4,7,9,5,6-это__________________
б)18,25,33,48,57 – это_____________
в)231,564,872,954 – это ___________
5.Школьникам дается набор карточек.
Задания: разложить карточки на следующие группы:
а) по форме
б) по количеству предметов
6. Дан набор геометрических фигур:
-двух форм (треугольники и квадраты)
-двух цветов (красные и зеленые)
-двух размеров (большие и маленькие)
Задание: разложите фигуры:
а) по цвету
б) по форме
в) по величине
Проверка результатов классификации.
1.Следующие числа:1,2,3,5,8,12,16,24,35,48 – распределить на 2 группы:
-однозначные и двузначные:
-однозначные______________
-двузначные_______________
В какой таблице числа расположены на группы правильно?
а) 1,2,3,5,12 8,16,24,35,48
б) 1,2,3,5,8,16 12,24,35,48
в) 1,2,3,5,8 12,16,24,35,48
г) 2,3,5,8 1,12,6,16,24,35,48
2.Прочитай числа: 22,35,48,51,31,45,27,24,36,20
Разбей эти числа на 2 группы: четные и нечетные
Четные_____________
Нечетные___________
На какой строчке числа распределены по группам правильно?
31,35,27,45,51,22 48,24,20,36
31,35,27,45,51 27,20,24,36,22,48
27,31,35,45,51 20,22,24,36,48
26,31,36,35,45,51 20,22,24,48
3.Прочитай числа каждой строки:
1,2,3,4,5,6,7,8,9
20,21,22,23,24,25,26,27,28
321,322,323,324,325,326,327
Что послужило основанием для такой классификации?
Выбери правильный ответ:
а) числа распределены на четные и нечетные;
б) числа распределены на однозначные, двузначные и трехзначные
4.Числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,29
распредели на группы двумя способами и т.д.

2.Система нестандартных заданий, упражнений, игр для развития логического мышления.

В работе по развитию логического мышления использую также систему нетрадиционных заданий, упражнений, игр. Они направлены на развитие практически всех мыслительных операций. Их можно с успехом применять на уроках, рекомендовать использовать их родителям во время занятий с детьми. Тем более, что нетрадиционные задания, упражнения, игры в настоящее время не являются дефицитом. Огромное количество печатной продукции, видео продукции, всевозможных игр – все это можно, выборочно с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся использовать в учебной, внеклассной работе и соответственно в семье.

Из разных цифр я сделал бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.

Большой наблюдательности требуют от учащихся логические цепочки, которые нужно продолжить вправо и влево, если такое возможно. Чтобы выполнить задание, необходимо установить закономерность в записи чисел:
Ответы
……5 7 9…… (1 3 5 7 9 11 13)
…..5 6 9 10….. (1 2 5 6 9 10 13 14)
…..21 17 13….. (29 25 21 17 13 9 51)
6 12 18………. (6 12 18 24 30 36..)
…..6 12 24…… (36 12 24 48 96…)
0 1 4 5 8 9…….. (014589 12 13 16 17)
0 1 4 9 16……… (0149 16 25 36 49..)

Интересная игра «Лишнее число».
Даны числа: 1,10,6 Какое из них лишнее?
Лишним может быть 1 (нечетное)
Лишним может быть 10 (двузначное)
Лишним может быть 6 (1 и 10 использована 1)

Даны числа:6,18,81 Какое число лишнее?
Сравнение можно провести по четности, нечетности, однозначности, двузначности, участие цифр 1 и 8 в написании. Но кроме того их можно сравнить и по наличию одинаковых делителей.

Сравнивать можно и математические выражения:
3+4
1+6
Что общего?
На первый взгляд ничего общего, кроме знака действий, но … первые слагаемые меньше вторых, первые слагаемые – нечетные, а вторые четные. Да и сумма одинаковая.
Развитию логического мышления способствуют задания, которые можно назвать «Ошибки - невидимки».
На доске записывается несколько математических выражений, содержащих явную ошибку. Задача учеников, ничего не стирая и не исправляя, сделать ошибку невидимой. Дети могут дать разные варианты исправления ошибки.
Задания и варианты исправления ошибок:
10 < 10 8=7 6+3=10
10 < 100 15-8=7 6+3=10-1
10 < 10+1 8=7+1 1+6+3=10
12-10 < 10
Представленные задания, игры, упражнения вызывают у детей большой интерес. А ведь именно он должен лежать в основе обучения младшего школьника. Интерес поддерживает высокий уровень познавательной активности, что в свою очередь способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка. Дети, как и взрослые, любят считать деньги. Использую на уроках задания . Задача. Папа заплатил за покупку двумя купюрами разного достоинства и получил сдачу монетами. Запиши возможные варианты набора сдачи монетами.
Логические задачи позволяют продолжить занятия с детьми по овладению такими понятиями, как слева, справа, выше, ниже, больше, меньше, шире, уже, ближе, дальше и др.
Примеры логических задач связанных с математикой способствующих развитию логического мышления:
1.На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
2.Чтобы распилить доску на несколько частей, ученик сделал на ней шесть отметок. На сколько частей ученик распилит доску?
3. По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть?
4.Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра?
5.Алеша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой?
6. Коля ростом выше Андрея, но ниже Сережи. Кто выше Андрей или Сережа?
7.В прямоугольной комнате следует расставить 8 стульев так. Чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.
8.Чтобы сварить 1 кг мяса требуется 1 час. За сколько часов сварится 2 кг мяса?
9. Какое число лишнее?
9,7,4,1,3,7.
10.Из 5 палочек нужно построить 2 треугольника.
11. Из семи палочек нужно сложить 3 треугольника.
12.Запиши такие двузначные числа, где сумма десятков и единиц равна 5.
Пример:14,23,32,50,41
Пример 93,82,71,60

«Закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения;

В семье четверо детей – 5, 8, 13 и 15 лет. Их имена – Аня, Боря, Валя и Галя. Одна из девочек ходит в детский сад. Аня старше Бори. Сумма возрастов Ани и Вали делится на 3. Сколько лет Боре?


5 дет. сад

8

13

15

Аня

0

0

1

0

Боря

0

1

0


Валя





Галя







Одна из девочек ходит в детский сад – Боре не 5 лет (больше 5 лет). Аня старше Бори – Ане не 5 лет и не 8 лет (есть человек младше ее). Сумма возрастов Ани и Вали делится на 3 – 15 в сумме с другим числом дает число не кратное 3, значит Ане – 13 лет. Аня старше Бори – Боре 8 лет.

  • Задачи с неполным условием;

  • Курица – цыпленок, лошадь - …

  • Заяц – капуста, … - желудь

  • Небо – птица, вода - …

  • Человек – врач, … - ветеринар

  • Михаил – крокодил, … - воробей

  • Человек – губы, … - хобот

  • Музыка – ноты, слова - …

  • Платье – портной, туфли - …

  • - сердце, машина – мотор

  • С избыточными условиями;

После расшифровки определить, какое слово здесь лишнее.

  • КЕТСТ, ОЛИСЧ, ФРГИАК, МАБАГУ. (Текст, число, график бумага. Бумага-носитель информации, всё остальное - виды.)

  • ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР. (Клавиатура, джойстик, сканер, принтер. Принтер - устройство вывода данных, всё остальное - устройства ввода.)



  • Открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

Подберите каждому существительному из правой колонки соответствующее прилагательное из левой.

1. Коварная
2. Скользкий
3. Одинокий
4. Мудрая
5. Изворотливый
6. Надутый
7. Толстокожий
8. Легкомысленная
9. Юркая
10. Вольная
11. Запасливая
12. Холодная

1. Сова
2. Стрекоза
3. Змея
4. Белка
5. Мышь
6. Лягушка
7. Рак-отшельник
8. Птица
9. Угорь
10. Уж
11. Индюк
12. Бегемот



3. Проблемное обучение.

Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. В результате чего и происходит творческое овладение решением, развитие мыслительных способностей. « Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета». К.Д.Ушинский.
В сущности, не только каждая текстовая задача, но и другие задания, представленные в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную с решением по готовому, данному учителем образцу. Упражнения в решении составных заданий , в сравнении выражений, требующие использования известных детям закономерностей и связей в новых условиях, упражнения геометрического содержания, которые часто требуют переосмысления приобретенных ранее знаний, и должны быть использованы для постановки детьми проблемных задач. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных , воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности. Любое математическое задание, ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, или одно только ощущение трудности, которое, ученик намерен преодолеть.

Например: После знакомства с понятиями равенства и неравенства ставлю перед детьми проблему. На доске написаны равенства:
4+4= 9 8-6=2 3+4=7

5+2=7 4-1=2 9-5=3 и т.д.

Даю детям задания: Что написано на доске? (равенства) Кто заметил что-то необычное? ( некоторые решены неверно) Расположите их в два столбика. (верные и неверные) Что нужно сделать, чтобы неверные записи стали верными? (Дети предлагают варианты:

  • Найти верное значение равенства.

  • Изменить знак = и получится верное неравенство.

  • Изменить одно из чисел в выражении, чтобы при его решении получилось данное значение.

Решение проблемы: 4+4=9 4+4=8, 4+4 9, 5+4=9 Очень полезно для развития логического мышления учащихся самостоятельное составление математических задач с не сформулированными вопросами, оригинальным содержанием, задач на сообразительность. Выявляя трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при решении мыслительных задач, нужно помогать преодолевать трудности собственными усилиями учащихся, вырабатывать необходимые для этого способы действия, а не давать решения этих задач в готовом виде.

Творческие задания предлагаются в домашней работе дополнительно к обязательной части, выполнение которых никогда не оценивается отрицательной оценкой. На дом учащиеся получают творческое задание: самостоятельно придумать примеры, задачи на рассмотренный и усвоенный способ. Творческие работы детей собираются и помещаются в «классный» задачник, авторами которого становятся сами ученики.

4. Внеклассная работа.

По мимо урочной работы так же параллельно веду внеклассную работу. Кроме основных занятий на которых я развиваю логическое мышление, во время работы в математическом кружке «Почемучка». На каждом занятии стараюсь предложить специальные задания по развитию логического мышления. Ребята с удовольствием их решают. Они занимательны, нестандартны, вызывают интерес. Материал я подбираю ( как и для основного процесса обучения из журнала «Начальная школа», «Преподавание в начальных классах по всем предметам», специальной методической литературы, которой сейчас в достаточном ассортименте. Дети изготавливают задачники с родителями. Совместная работа учеников и родителей, которые глубже вникают в жизнь школы, приобщаются к её интересам и проблемам. Обсуждая внеклассные мероприятия, они с радостью отмечают, что их дети стали лучше учиться, приобрели уверенность в себе. Ребята, видя интерес родителей к их внеурочным занятиям, получают удовлетворение от того что жизнь семьи тесно связана с жизнью школы. При этом повышается педагогическая культура родителей, укрепляется их авторитет в семье. Всё это, естественно, помогает сделать более эффективной учебно – воспитательную работу учителя.























Заключение.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию)

  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза

  • усовершенствовать контроль знаний

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока


Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности


Использование ИКТ в моей педагогической деятельности:

  • повышает качество знаний

  • продвигает ребенка в общем развитии 

  • помогает преодолеть трудности 

  • вносит радость в жизнь ребенка 

  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе


Информационно – коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса. 

В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых. Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека это одна из основных задач, стоящих перед школой. Развитие творческих способностей а так же логического мышления создает внутренние условия для сознательного, полноценного усвоения знаний и умений, воспитания умственных, нравственных и других качеств, подготовки к творческой деятельности, к активному участию в создании материальных и духовных ценностей.


Использованная литература:

1.Журналы «Начальная школа»2009-2013г.
2.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», 1997г.
3.Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника», 1997г.
4. Издательство «Академия», «Развитие творческого мышления детей».
5. Издательство «Академия», «И учеба, и игра; математика»
6. Учительский журнал. Информационно-методический бюллетень областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования при Управлении образования Акмолинской области. 2011г.
7.Смирнов С.А., учебное пособие: «Педагогические теории, системы, технологии», 2000г.
8.Истомина Н.Б., учебное пособие, «Методика обучения математике в начальной школе», 2000г. 9.Энциклопедия интеллекта. 399 задач для развития ребёнка. Москва. Олма-Пресс. 2000г. 10. Журналы. Преподавание в начальных классах по всем предметам. 2011-2014г.



33


Научно-методическая разработка на тему: "Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников с применением ИКТ"
  • Начальные классы
Описание:

Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью.   Образование это то,  что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно остаться в сознании ученика, когда забыты теоремы геометрии и правила арифметики? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Можно забыть конкретные правила наук, но важно помнить, какие нужно выбрать учебники, в которых они находятся, как выписать, упростить и запомнить их с помощью известных приемов развития памяти. Это одно из творческих умений. 

Автор Каскенова Айнура Алимжановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1325
Номер материала 48629
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓