Главная / География / Научно-исследовательский проет по географии "Вулканы. Землетрясения" (6 класс)

Научно-исследовательский проет по географии "Вулканы. Землетрясения" (6 класс)

"Землетрясения: причины и последствия. Вулканы". 6-й класс


Калиничева Инна Ивановна, учитель географии МБОУ лицея №3


Цели урока:

Образовательные:

- базовый уровень – понятия – “вулканизм”, “землетрясение”; представления об эпицентре, очаге землетрясения, о происхождении вулканов;

Развивающие:

- базовый уровень – описывать процессы землетрясений и вулканизма и объяснять причины их возникновения на основе разных источников информации (учебник, электронное приложение, дополнительная литература географического содержания);

- показывать на тематических картах районы распространения вулканизма и землетрясений (сейсмические зоны);

Воспитательная:

- формирование мировоззренческой идеи о постоянном развитии земной коры,

Здоровьесберегающая деятельность учителя:

- самоактуализация (ориентация на потребности и интересы учащихся);

- общение (диалогическое взаимодействие педагога и учащегося);

- безопасность (организация отношения поддержки, сотрудничества, взаимопомощи

между учащимися);

- физиология (использование ТСО и ИКТ, использование приёмов психологической разгрузки, разгрузки на органы зрения, динамическая разгрузка.

Задачи урока:

-

- показать особенности строения вулкана в сравнении с горами;

- познакомить учащихся с делением вулканов на действующие и потухшие;

- рассмотреть механизм действия вулканов.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, макет вулкана, презентация


ХОД УРОКА


I. Организационный момент


Приветствие учеников: дети отвечают поклоном головы, поворачиваются к гостям и поклоном головы приветствуют их.


II. Актуализация знаний.

-Создание педагогической проблемной ситуации, используя мотивационный прием “яркое пятно”.


Вступительное слово учителя .

Зачитывается отрывки из дневника американского журналиста:

(Приложение 1, слайд 1)


– Ребята, я сейчас зачитаю вам 2 отрывка, а вы должны ответить, о чём пойдёт сегодня речь на уроке.


1 отрывок из дневника американского журналиста:


“27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные…Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось, выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”.

Вопросы для обсуждения:

– Кто догадался, о чем пойдет речь? (О землетрясениях)


– Что в тексте вас навело на эту мысль?

(Земля вспучивалась, куски земли двигались вверх, и вниз, подо мной открылась трещина, дом раскачивался).


2 отрывок журнала (Приложение 1, слайд 2)

"В небо взметнулся огромный столб пепла и газов, полетели раскаленные камни. Огромное количество извергнутых паров вызвало грозу и ливень, который превратил выбрасывающийся пепел в жидкую грязь. Под градом камней и пепла был погребён город".


– Итак, какое явление природы описывается в отрывке? (Извержение вулкана)

Учитель. Действительно, о вулкане, его извержении. Да не просто вулкана, а знаменитого с древних времен вулкана Везувия.

(Приложение 1, слайд 3)


Легендарная катастрофа 24 августа 79 года от Рождества Христова связана с извержением именно этого вулкана. Именно Везувий явился причиной гибели знаменитого итальянского города Помпеи. Это событие было настолько неординарным, что нашло свое отражение в литературе и искусстве, например известный русский художник Карл Брюллов запечатлел это событие на знаменитой картине "Последний день Помпеи".


Учитель:

– А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.


Тема урока: «Землетрясения. Причины и последствия. Вулканы».

(Приложение 1, слайд 4).


Учитель:

– Что вы хотите узнать о землетрясениях и вулканах?


В результате подводящего диалога формулируется план изучения темы урока: (Приложение 1, слайд)


Причины землетрясений?

Как происходит землетрясение?

Какой силы может быть землетрясение?

Что такое вулкан?

Что происходит в результате извержения вулкана?

Может ли человек использовать энергию вулкана?


2. У нас сегодня не простой урок, мы совершим путешествие в глубины Земли, а затем отправимся в район огромного вулканического «Тихоокеанского огненного кольца».



III. Изучение нового материала.


Учитель:

Одним из самых грозных проявлений огромной внутренней энергии Земли являются -землетрясения.


– Ребята, кто-нибудь из вас знает, что такое землетрясение?

(Варианты ответов учеников)


Землетрясения – это подземные удары (толчки) и колебания земной поверхности, вызываемые геофизическими причинами.

(Приложение 1, слайд 6)


Учитель:

1. Причины землетрясений.


– Вспомните внутреннее строение Земли? (…)

Учитель: (Приложение 1, слайд 7) Землетрясения зарождаются глубоко в недрах земной коры. Внешняя оболочка нашей планеты состоит из находящихся в движении тектонических плит. Большинство крупных землетрясений происходит в земных глубинах, на краях тектонических плит, когда эти плиты меняют свое положение не постепенно, а резко, под воздействием силы, которая давит на их края, проламывает горную породу и сдвигает участки земной тверди. Накопившаяся энергия выбрасывается в виде подземных толчков различной мощности.

Землетрясения происходят при перемещении горных пород по линии разлома вследствие избыточного давления, возникающего при столкновении тектонических плит. Образуются сейсмические волны.


2.Сейсмические волны.

Учитель: Распространяются волны во все стороны от очага подобно звуковым волнам.

(Приложение 1, слайд 8)


Место в земной коре или мантии, где начинается землетрясение и начинается подвижка пород, называется – очагом.

Точка на земной поверхности над очагом – эпицентром землетрясения.

В эпицентре сила землетрясения самая большая.

По мере удаления от него их интенсивность уменьшается.

Скорости сейсмических волн могут достигать 8 км/с.


3.Изучение землетрясения .

Учитель:

– Можно ли как-то предсказать эти опасные природные явления?

(Приложение 1, слайд 9)



Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы — сейсмографы.


(Приложение 1, слайд 10)

Одни сейсмографы чувствительны к горизонтальным движениям, другие — к вертикальным волнам. Волны регистрируются вибрирующим пером на движущейся бумажной ленте. Существуют и электронные сейсмографы (без бумажной ленты).


4. Измерение силы и воздействий землетрясений.

Учитель: Для оценки и сравнения землетрясений используются шкала магнитуд (шкала Рихтера)

Сила землетрясений изменяется в очень широких пределах : от самых слабых до катастрофических.


5. Что происходит во время землетрясения?


(Приложение 1, слайд 11)

Некоторые особенности в поведении животных могут подсказать человеку, что приближается землетрясение. Чувствуя неизбежные земные толчки. Собаки воют, лошадь может понести, а птицы беспокойно описывают в небе круги, кошки покидают территорию, предполагаемого эпицентра землетрясения. Так, жители одного китайского города в 1975 году обратили внимание на странное поведение животных и вовремя оставили свои дома – через несколько часов случилось землетрясение. Неплохо предчувствуют наступление природных аномалий не только собаки, но куры и свиньи незадолго до наступления бедствия меняют свое поведение, впадают в апатию и отказываются принимать пищу.


(Приложение 1, слайд 12)

Обитатели аквариумов могут предсказывать стихийные бедствия. За два дня до землетрясения аквариумные неоновые рыбки, беспокоиться. За полтора-два часа до катастрофы рыбы пытаются выпрыгнуть из воды, а за 30-40 минут до толчка красные неоны ложатся на дно аквариума... Королевская примула растёт лишь на склонах вулканов. Расцветает только накануне извержения вулкана и служит сигналом надвигающегося бедствия. Ученые утверждают, что о приближении землетрясения могут предупредить, по меньшей мере -130 животных.


Физминутка: «Раскачивание» - на месте, потопывая ногами, остановиться, на месте, не отрывая ног раскачиваться, затем нагнуться опустить руки и потрясти ими.


6. Последствия землетрясения.

(Приложение 1, слайд 13)


Землетрясение, как правило, сопровождается множеством звуков различной интенсивности, на большом удалении напоминающих раскаты грома или гул взрывов. Когда землетрясение происходит под водой, возникают цунами. Иногда их высота достигает 60 метров (с 16-этажный дом), вызывая огромные разрушения на суше.


7. Сейсмические пояса.

(Приложение 1, слайд 14)


Учитель: Ученые стали обозначать на картах сейсмически активные участки земной поверхности до того, как поняли природу землетрясений.


IV. Закрепление 1-й части урока


Каким прибором измеряется землетрясение?

(Приложение 1, слайд 15)


Как известно, сила землетрясения оценивается в баллах. Укажите, к каким последствиям приводят землетрясения разной силы: 1–2 балла; 5-6 баллов; 9 баллов; 11-12 баллов.

Объясните, почему землетрясения называют катастрофическими бедствиями?


8. Вулканы. (Приложение 1, слайды 16)


Стихотворение «Жизнь вулкана» читает ученик:

Выше, чем гуляют тучи,

Поднимаются вулканы;

Величавы и могучи,

Словно в сказке великаны.

Пережили они много

Грандиозных извержений;

Страх внушали и тревогу

Людям многих поколений.


9. История возникновения слова «вулкан».

(Приложение 1, слайд 17) .


Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения

Известен и знаменит был у греков Гефест – искуcный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.


(Приложение 1, слайд 18) .

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкане в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

(Приложение 1, слайд 19-20) .


10. Строение вулкана.

Учитель:

– Ребята расскажите о внутреннем строении Земли. Охарактеризуйте каждую из оболочек.

-- Давайте вспомним, чем отличается океаническая земная кора от материковой? (Приложение 1, слайд 21-22)

– Как же образуется вулкан?

(Приложение 1, слайд 23)


У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Если в земной коре образуется трещина, которая доходит до очага магмы, давление уменьшается.

Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно-жидкую массу, устремляется вверх, по жерлу к кратеру расширяя трещину, и изливается на поверхность. Её температура более +1000С.


-- Какое строение имеет вулкан?

(Приложение 1, слайд 24)


Лава - Излившаяся магма.

Жерло- путь по которому, движется магма.

Кратер - воронкообразное углубление на вершине вулкана.


--Итак, что же такое вулкан?

Вулкан – геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым извергаются на поверхность лава, газы, пары воды, обломки пород.



11. Вулканические продукты.

(Приложение 1, слайды 25)


Лава (отрывок про лаву). “Лавовая река текла перед нами.

(Приложение 1, слайды 26-27)


Шум её течения напоминал шум сильного дождя. Долго стоять рядом было невозможно из – за жары. Всё пространство было залито горячей лавой. Она уже успела покрыться 40 метровой коркой, которая растрескалась на многочисленные многоугольники, отделённые друг от друга трещинами. Трещины эти дышали жаром, а лава в них была накалена до жёлто – красного цвета. Беру большой охотничий нож и пытаюсь всадить его в массу. Не тут – то было: она хотя и течёт, но твёрдая, как камень. Точнее, это поток расплавленного камня. При извержении на поверхность выходит не только лава, но и вырываются газы, водяной пар, вулканическая.

-- Состав лавы. (Приложение 1, слайды 28)


Куски раскалённой лавы диаметром от нескольких сантиметров до нескольких метров могут выбрасываться на большую высоту (их называют -вулканическими бомбами). (Приложение 1, слайды 29)


При извержении образуются тучи пепла. Вулканический пепел не имеет ничего общего с пеплом, который получается, например, при сгорании бумаги, дров. Он представляет собой мельчайшие частицы магмы, раздробленные при взрыве газами на множество капель.

(Приложение 1, слайды 30)

Остывая в воздухе, часть пепла оседает вокруг вулкана, иногда покрывая огромной толщей окружающую местность, а на ней селения, растительность. Часть пепла разносится на сотни и тысячи километров. Извержение сопровождается подземным гулом, порой землетрясением, ливнем.



Физминутка: «Вулкан» (сгруппироваться, подняться очень быстро и впереди себя сделать руками круговые движения «вертушка», затем через стороны вверх развести руки в стороны несколько раз).


12. Вулканы действующие, уснувшие, потухшие.

(Приложение 1, слайд 31-32)


На нашей планете более тысячи вулканов. Большая часть из них потухла, и. казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко. Один раз в 100 или даже в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.


(Приложение 1, слайд 31-34)

Одно из самых мощных извержений на Земле произошло в 1883 году. В Индонезии проснулся вулкан Кракатау. Голос вулкана разнесся на тысячи километров. От воздушных взрывов пошли воздушные волны такой силы, что они три раза обогнули Земной шар. В воздух взлетели камни на высоту 55километров. В море поднимались волны до 40 метров. Вулкан выплюнул столько пепла, что туча закрыла солнце, а потом с неба посыпалась черная грязь. Это облако пыли облетело всю планету. На время по всей Земле наступили сумерки. Ничто не в силах удержать вулкан. Под пеплом и лавой погибают города, острова и даже страны.


На полуострове Камчатка находиться 29 действующих вулканов.


13. Россия. Курило-Камчатская вулканическая гряда.

(Приложение 1, слайды 35 -37)


Выступление ученика (воспоминание об извержении вулкана на Камчатке-Ключевская Сопка)


14. Вулканы на земле.

(Приложение 1, слайды 38-41)


На земном шаре насчитывается около 800 действующих вулканов. Извержение вулкана — это катастрофа для людей. Ежегодно на Земле происходит 10000 извержений, из которых примерно 150 оказываются очень сильными. Разрушаются города, гибнут люди


15. Польза вулкана.

(Приложение 1, слайд 42)

Учитель:

– Для чего нам нужно изучать вулканы?


Вулканы – это «окна» внутрь Земли. Ученые изучают состав вещества, условия образования горных пород, полезных ископаемых. И хотя вулкан – это грозное явление в природе, катастрофическое, приносящее неисчислимые беды природе (после извержения долгие годы не растет трава, гибнут животные, меняется климат), вулкан несет добрую службу человеку. (Приложение 1, слайд 43)

Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна. Изучаю вулканы, ведут наблюдения за состоянием вулканов люди героической, опасной профессии – вулканологи.

(Приложение 1, слайд 44)

Послушайте о них стихотворение.

Стихотворение Г.Тазиева «Встреча с дьяволом».


Мы вулкана сыны.

Кратер гремит маня.

Выведать мы должны

Тайны Бога огня.

Шлак под ногами горяч,

Шлаковый конус крут,

Бомба летит, как мяч,

Бомбы дымят вокруг.

В гору шаги тяжелы,

По каскам лапиллей град.

Упрямы, упрямы и злы,

Лезем прямо мы, прямо в ад.

Пепел в глаза и рот,

Взрывы, как свет зарниц,

Черный, как деготь, пот

Капает с наших спин.

Едок сернистый газ –

Стиснув зубы, держись!

Жизнь нам дается раз.

Ставим на карту жизнь!


Слово учителя.

Вулканологи выделяют 3 типа вулканов:

(Приложение 1, слайд 45-47)


В некоторых районах, где есть вулканы, на поверхность вытекают горячие минеральные воды, образуя ручьи, реки. Иногда они вырываются горячим фонтаном, поднимаясь вверх на десятки метров.

(Приложение 1, слайд 48)

Такие, фонтанирующие источники, получили название -гейзеры (на Камчатке более 200 гейзеров - «Долина гейзеров»)

Рассказ ученика о гейзерах.


V. Закрепление второй части материала


Викторина (Приложение 1, слайд 49)


1. Особые по форме и составу пород горы на поверхности и дне океанов? (Вулканы)

2. Канал, по которому поднимается магма? (Жерло)

3. Углубление в верхней части вулкана, через которое на поверхность вырываются газы и водяной пар, вылетает вулканическая пыль, огромные тучи пепла, камни, изливается лава? ( Кратер)

4. Изливающаяся на поверхность магма? ( Лава)

5. Куски лавы диаметром от нескольких сантиметров до нескольких метров, выбрасываемые на большую высоту и падающие вблизи вулкана? (Вулканический пепел)

6. Особенности извержения вулкана? ( Подземный гул, землетрясение, вулканизм).

7. Вулканы, которые извергались на памяти человечества? (Действующие вулканы).

8.Самый высокий действующий вулкан в России? ( Ключевская Сопка).

9. Месторасположение вулкана Ключевская Сопка? ( Полуостров Камчатка).

10. Высота вулкана Ключевская Сопка? (3283 м.)

11. Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений и только горные породы, конусообразная форма и кратер на вершине свидетельствуют об их активной вулканической жизни в прошлом.? ( Потухшие).

12. Потухший вулкан – самая высокая вершине Кавказских гор? (Эльбрус).

13. Ученые – специалисты, исследующие вулканические процессы? (Вулканологи).

14. Вулкан, разрушивший знаменитые города Помпеи, Геркуланум? (Везувий)

15. Области, где расположено большое количество вулканов и часты землетрясения (Курило - Камчатская гряда).

16. Где располагаются вулканы? (сейсмические пояса).

17. Вулкан, расположенный в Антарктиде? (вулка-. Эребус)


Загадки о вулканах (Приложение 1, слайды 50-54)


Синквейн (Приложение 1, слайды 55-56)


Первая строка СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Вторая строка ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Третья строка ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ

Четвертая строка ФРАЗА

Пятая строка СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


Вулкан.

Бушующий, дымящий.

Гремит, шумит, беснуется.

Вулкан – это мощная стихия.

«Потоки лавы»


VI. Домашнее задание: $ 15 тетрадь стр. 37-40 (Приложение 1, слайд 57).


Исследовательская работа (Приложение 1, слайд 58).


– На контурной карте обозначить вулканы, показанные на карте полушарий в атласе.


-- Задание для удовольствия: Найти информацию об извержениях вулканов в 20 веке.

Поделиться с учащимися информацией.






Научно-исследовательский проет по географии "Вулканы. Землетрясения" (6 класс)
  • География
Описание:

 

 

Цели урока:

 

Образовательные:

 

   - базовый уровень – понятия – “вулканизм”, “землетрясение”; представления об эпицентре, очаге землетрясения, о происхождении вулканов;

 

Развивающие:

 

    - базовый уровень – описывать процессы землетрясений и вулканизма и объяснять причины их возникновения на основе разных источников информации (учебник, электронное приложение, дополнительная литература географического содержания);

 

  -  показывать на тематических картах районы распространения вулканизма и землетрясений (сейсмические зоны);

 

Воспитательная:

 

    - формирование мировоззренческой идеи о постоянном развитии земной коры,

 

Здоровьесберегающая деятельность учителя:

 

   - самоактуализация (ориентация на потребности и интересы учащихся);

 

   - общение (диалогическое взаимодействие педагога и учащегося);

 

   - безопасность (организация отношения поддержки, сотрудничества, взаимопомощи       

 

      между учащимися);

 

   - физиология (использование ТСО и ИКТ, использование приёмов психологической    разгрузки, разгрузки на органы зрения, динамическая разгрузка.

 

Задачи урока:

 

 

    - показать особенности строения вулкана в сравнении с горами;

 

    - познакомить учащихся с делением вулканов на действующие и потухшие;

 

    - рассмотреть механизм действия вулканов.

 

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, макет вулкана, презентация

 

Автор Калиничева Инна Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1165
Номер материала 48659
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓