Главная / ИЗО, МХК / научно-исследовательский проект Липецкая иконописная школа. Современные иконописцы Липецкой области.

научно-исследовательский проект Липецкая иконописная школа. Современные иконописцы Липецкой области.

Липецкая иконописная школа. Современные иконописцы Липецкой области.



























Григорян Анастасия


Ученица 9 класса

МБОУ СОШ №61 имени М.Н. Неделина г. Липецка




Научные руководители: учитель истории Есикова Ю.В.

Учитель ИЗО Макаренко Е.В.





















Изучение истории русской иконописи чрезвычайно важно. Оно не только расширяет кругозор, но и влияет на формирование духовности, вкуса, исторического миропонимания, общей национальной культуры. В своей работе я попытаюсь на основе изученной литературы, бесед со священнослужителями и иконописцами Липецких храмов, материалов, полученных в ходе посещения иконографических мастерских г. Липецка, выявить особенности липецкой иконописной школы и проследить процесс становления мастерства современных иконописных мастеров г. Липецка.

Если обратиться к особенностям липецкой иконографии, то следует отметить, что главная особенность, обобщающая два наиболее интересных для г. Липецка направления декоративно-прикладного искусства, – хохлома и иконопись - техника вызолачивания изделий. Вместе с техникой окраски хохломских изделий проникли и рисунки орнамента, используемые иконописцами.

hello_html_mfd0a88e.png

Особое распространение получил растительный орнамент, который служит основой для формирования хохломских травных узоров. Некоторые мотивы были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки, оклады древних рукописей. Таким образом, особенности орнаментальных узоров Хохломы возникли в результате слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи, а другая к ремёслам Древней Руси, связанным с изготовлением расписной домашней утвари.

Итак, что же это такое – икона? Какое понимание ее должно быть первичным: религиозное ли, искусствоведческое, историческое? У каждого ответ на этот вопрос свой.

Неподвижность в иконах говорит о том, что человеческое естество живет уже не собственною, а над человеческою жизнью и это состояние выражает собою не прекращение жизни, а как раз наоборот, высшее ее напряжение и силу.

Каждая икона состоит из четырех основных частей – слоев. Первый слой – щит из деревянной доски (или кусок холста) является его основой. Второй слой – грунт, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой – живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла . Доска для иконы готовится из таких пород дерева, как липа, ольха, кипарис. В тыльной стороне поперёк древесного волокна, с целью предохранения её от покоробления, делают прорезы, в которые вставляют шпонки – узкие дощечки. Затем готовят доску к грунтовке, для этого специальным инструментом (цикля) проходят по доске, на ней остаются бороздки-зазубрины, они ликвидируют гладкость доски, чтобы грунт крепче держался. Затем накладывают грунт деревянной лопаткой. Заглаживают пемзой, а затем наждачной бумагой. Затем доску просушивают. Когда поверхность готова, приступают к нанесению рисунка. Прежде готовят краску из камней, минералов. Готовую икону покрывают пленкой обработанного масла – олифой. Икону просушивают и снова олифят. Часто использует сусальное золото, лак, потому что олифа темнеет через 70–80 лет.

Огромное значение в иконописи имеют цвета красок. Краски древнерусских икон давно уже завоевали себе всеобщие симпатии. древнерусская иконопись - большое и сложное искусство. Для того чтобы его понять, недостаточно любоваться чистыми, ясными красками икон. Краски в иконах вовсе не краски природы, они меньше зависят от красочного впечатления мира, чем в живописи нового времени. Вместе с тем, краски не подчиняются условной символике, нельзя сказать, что каждая имела постоянное значение. Иконописец знал великое многообразие оттенков голубого: и темно-синий цвет звездной ночи, и яркое сияние голубой тверди, и множество бледнеющих к закату тонов светло-голубых, бирюзовых и даже зеленоватых.

Пурпурные тона используются для изображения небесной грозы, зарева пожара, освещения бездонной глубины вечной ночи в аду. Наконец, в древних новгородских иконах Страшного Суда мы видим целую огненную преграду пурпурных херувимов над головами сидящих на престоле апостолов, символизирующих собой грядущее.

Таким образом, мы находим все эти цвета в их символическом, потустороннем применении. Ими всеми иконописец пользуется для отделения мира запредельного от реального.

Как бы ни были прекрасны небесные цвета, все-таки золото полуденного солнца играет главную роль. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении. Перед ним исчезает синева ночная, блекнет мерцание звезд и зарево ночного пожара.

Такова в нашей иконописи иерархия красок вокруг “солнца незаходного”. Этот божественный цвет в нашей иконописи носит название “ассист”. Весьма замечателен способ его изображения. Ассист никогда не имеет вида сплошного массивного золота; это как бы эфирная воздушная паутинка тонких золотых лучей, исходящих от божества и блистанием своим озаряющих все окружающее.

Почти каждый большой город имел собственную иконописную школу. Например, Новгородская, Московская, Тверская, Ярославская иконописные школы. Были они и в Липецком крае. В небольших городах с преобладанием крестьянского населения, каким был древний Елец, Задонск, Лебедянь, существовали отдельные иконописные мастерские.

Искусство иконописи в них питалось идеями, заимствованными в Новгороде, Ростове и Москве. Известно, что при монастырях, расположенных на территории Липецкого края в его современных границах, существовало несколько иконописных мастерских: при мужском Свято-Троицком монастыре г. Ельца, Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре, г. Лебедяни. Здесь сохранилась и традиция древней иконописи Руси. Историки утверждают, что «в 1787 г. в Ельце работали пять иконописцев, три серебряника…». Были ли они коренными жителями или их пригласили для росписи церквей, пока остается загадкой. Доподлинно известно, что в росписи Вознесенского собора, построенного в XIX в. по проекту К. А. Тона в г. Ельце, принимали участие известные русские живописцы Лебедев и Корзухин.

В «Историческом описании Елецкого Знаменского монастыря», составленном иеромонахом Геронтием, есть сведения о том, что в 1879 году в монастыре открылась живописная мастерская. В ней под руководством художника П.А. Соколова (правнука святителя Тихона) работали и обучались искусству иконописи молодые послушницы. В. Немирович-Данченко, гостивший в городе в 1885 году, впоследствии вспоминал: «В Ельце монастырь в высшей степени интересный и заслуживающий посещения. Там почивает послушница Мелания, там существует рисовальная школа».

Монахини писали иконы для храмов Знаменского женского монастыря - по заказу и в подарок почетным особам. Одна из икон хранилась в Вознесенском соборе.

Это - икона Елецкой Богоматери старого письма.

С закрытием монастыря и церквей в Ельце в 30-е годы 20 века перестала существовать иконопись. Но она не угасла, находились те, кто, несмотря на гонения, сохраняли, как могли, это древнее искусство. Такой была монахиня Евфросиния при Вознесенском соборе. Именно она написала в советское время икону Мученицы Иулиты и ее сына Кирика, Рождества Христа, некоторые иконы для Введенской церкви.

Вhello_html_m365e0b6.pngремя не властно над истинными ценностями, и сегодня, как никогда, люди нуждаются в духовной опоре и всем миром восстанавливают свои святыни. Современные художники-профессионалы и любители по благословению Липецко-Елецкой епархии часто обращаются к образам местно чтимых святынь. Владыка Никон, епископ Липецко-Елецкой епархии имеет опыт реставрационных работ, владеет иконописным делом.

Супруги Марченко - мастера-иконописцы дня сегодняшнего, живут и работают в Ельце.

Деисусный чин для храма и икона «Елецкая Божья Матерь» вдохновенно исполнены художниками Владимиром и Галиной Марченко. Семья Марченко в полном составе занимается храмовым искусством. Владимиру Александровичу и Галине Михайловне охотно помогают их сын Сергей и дочь Мария: и храмы вместе оформляли, и иконы писали. Марченко-старший очень трепетно относится к своему делу. Работа над иконой требует чистоты души и помыслов. Он занимается иконописью уже около двух десятилетий. Художник расписывал Храм Елецкой иконы Божией Матери: в 1995 году - иконостас, в 1996 году – алтарь; полностью расписал Введенскую церковь. В Вознесенском соборе также есть работы Марченко: икона Сергия Радонежского, Феофана Затворника, Иннокентия Иркутского, Спасителя, Сергия Елецкого.

«Так через иконы я пришел в храм», – вспоминает Марченко. Ранними темами творчества были пейзажи, натюрморты, теперь стали только иконы. Очень трудна работа мастера-иконописца. Марченко роспись ведут в традиционной старинной технике Андрея Рублева, фреской XII века, известной в Киевской Софии.

В храмовом искусстве нет мелочей, необходимо обладать большим количеством специальных познаний, владеть техникой. Но самое важное – внутреннее состояние творца, его духовность.

Основываясь на традиции, Ольга Кирина создаёт иконы из бересты, материала живого и тёплого. Отличаются тонкостью рельефные иконы Эльвиры Вознесенской, выполненные в дереве.

В нашем школе, существует кружок по православной иконографии «Лампада», наши мы делаем попытки изображения святых, чудотворцев, православных храмов и праздников. Принимаем участие во всероссийских конкурсах изобразительного искусства, ежегодно проводимых Московской епархией.

. С разрешения настоятелей храмов г. Липецка знакомимся с работой иконописных мастерских при храмах. Мы посетили несколько иконописных мастерских в г. Липецке. Это иконописная мастерская при кладбищенской церкви святой преподобной - мученицы Евдокии храм построен в1819 году.

2hello_html_m1288c649.png005-2006 г. работал








Иконописная мастерская называется «Серафима». Иконописец Ксения Ливенцева пишет иконы 8 лет. Начинала с Хохломской росписи. Сейчас занимается иконописью и реставрацией.





hello_html_m492a7e0.png






Художник Якунин Иван Александрович

Иконописец Присекин Михаила Александрович начинал с лаковой миниатюры Палеха.

hello_html_740ee838.jpg

Иконописью занимается 5 лет. Сейчас расписывает храм Иоанна Богослова в г. Данкове.




Работы обучающихся в кружке

hello_html_m5ef7dc0.jpghello_html_m5c416ff3.jpg

Иноземцев Евгений.

Дорохина Марина.

Икона была и остается сокровенным выражением Православия. И в то же время - она украшение русских церквей и произведение высочайшего искусства. На наших глазах воскресает она в живых «современных» красках, давая новую ветвь на древних, более чем тысячелетних корнях.

Древнему искусству - жить на Липецкой земле. И эта исследовательская работа - скромный вклад в возрождение иконописи на нашей православной земле.





Литература:

  1. Благодеяния Богоматери роду христианскому через её святые иконы – М.: Паломник, 1998.

  2. Важинский В.М. Город Елец и его округа по топографическим описаниям 70-80 годов XIX в. – Елец, 1996.

  3. Воскресенский А. Елец в настоящем и прошлом – Елец, 1911.

  4. Воспоминания Благочинного 1-го Елецкого округа протоирея В. Романова.

  5. Воспоминания мастера-иконописца А.В. Боханович.

  6. Воспоминания мастеров В.А. Марченко и Г.М. Марченко.

  7. Горлов В., Новосельцев А. Воскресенский собор в Ельце – Липецк, 1992.

  8. Горлов В., Новосельцев А. Елец веками строился – Липецк, 1993.

  9. Горлов В., Новосельцев А. Храм «Иконы Елецкой Божией Матери» – Липецк, 1995.

  10. Государственный архив Липецкой области. Ведомости о церквах 1838-1896, Ф. 12, оп.1., д. 68.

  11. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки русской культуры XIX в. вв. – М.: Филология, 1997.

  12. Еремина Т.С. Мир русских икон: история, предания - М.: Терра, 2002.

  13. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI века - М.: Искусство, 2000.

  14. Материалы краеведческого музея г. Липецка.

  15. Православная икона. Канон и стиль – М.: Паломник, 1998.

  16. Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1996.

  17. Филатов В.В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация - М., 1961.

научно-исследовательский проект Липецкая иконописная школа. Современные иконописцы Липецкой области.
  • ИЗО, МХК
Описание:

Изучение истории русской иконописи чрезвычайно важно. Оно не только расширяет кругозор, но и влияет на формирование духовности, вкуса, исторического миропонимания, общей национальной культуры. В своей работе я попытаюсь на основе изученной литературы, бесед со священнослужителями и иконописцами Липецких храмов, материалов, полученных в ходе посещения иконографических мастерских г. Липецка, выявить особенности липецкой иконописной школы и проследить процесс становления мастерства современных иконописных мастеров г. Липецка.

 

Если обратиться к особенностям липецкой иконографии, то следует отметить, что главная особенность, обобщающая два наиболее интересных для г. Липецка направления декоративно-прикладного искусства, – хохлома и иконопись - техника вызолачивания изделий. Вместе с техникой окраски хохломских изделий проникли и рисунки орнамента, используемые иконописцами. 

Автор Макаренко Елена Владимировна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 753
Номер материала 9803
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓